Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.
стр. 425-430
УДК 338.45 (985)
С.А. Агарков, Е.В. Никора
Формирование стратегического видения промышленности арктического региона на долгосрочную перспективу
S.A. Agarkov, E.V. Nikora
Development of strategic vision of Arctic region industry for long-term outlook
Аннотация. Предложена принципиальная схема разработки стратегического видения промышленности региона на долгосрочную перспективу. Проведен стратегический анализ развития промышленной составляющей экономики арктического региона. Выявлены основные факторы, сдерживающие развитие промышленного сектора экономики российских арктических регионов. Обосновано формулирование миссии (функционального предназначения) региона.
Abstract. The schematic outline of strategic vision development of the region industry on long-term outlook has been offered. The strategic analysis of development of an industrial component of the Arctic region economy has been carried out. The major factors constraining development of the industrial sector of the Russian Arctic regions economy have been revealed. The mission (functional mission) of the region has been formulated.
Ключевые слова: стратегия, регион, стратегическое видение, промышленность, арктический регион, долгосрочная перспектива Key words: strategy, region, strategic vision, industry, Arctic region, long-term outlook
1. Введение
Арктические регионы России характеризуются экстремальными природно-климатическими условиями - значительная часть их территории находится в зоне вечной мерзлоты. Объективные проблемные факторы развития экономического потенциала этих регионов - экстремальные природноклиматические условия, отдаленность и труднодоступность территорий, очаговый характер расселения, низкая транспортная доступность, отсутствие единой энергетической системы, требования к надежности систем жизнеобеспечения, необходимость соблюдения природного баланса хрупких экосистем -обусловливают сырьевую направленность экономики и низкую диверсификацию производства, высокую стоимость жизни, повышенные расходы бюджета на социальную сферу.
2. Создание принципиальной схемы разработки стратегического видения промышленности региона на долгосрочную перспективу
Может быть предложена следующая принципиальная схема разработки стратегического видения промышленности региона на долгосрочную перспективу (рис.).
Рис. Принципиальная схема формирования стратегического видения промышленности арктического региона на долгосрочную перспективу
Как следует из представленной схемы, начальный этап работ связан с проведением стратегического анализа развития промышленности в регионе. Теоретико-методологические аспекты
425
Агарков С.А., Никора Е.В. Формирование стратегического видения...
стратегического анализа регионального промышленного развития рассмотрены в ряде исследований (Львов и др., 2007; Кондратьева, 2011; Рохчин, Жилкин, 2005).
В общем случае стратегический анализ промышленного развития региона включает в себя комплекс самых разнообразных аналитических работ, направленных на оценку результативности и эффективности развития промышленного производства в регионе, оценку сложившихся тенденций промышленного развития региона, связанных с ними проблем. Применительно к рассматриваемой проблеме формирования стратегического видения промышленности региона на долгосрочную перспективу акцент в аналитических работах должен быть сделан на исследовании сложившейся структуры промышленного производства в регионе, на вклад промышленного сектора его экономики в экономическое развитие страны и мирохозяйственные связи.
Методические рекомендации по решению отдельных задач стратегического развития промышленного развития российских арктических регионов представлены в ряде диссертационных исследований (Ковалева, 2009; Соколов, 2011; Полянский, 2013).
3. Стратегический анализ развития промышленной составляющей экономики арктического региона
Опираясь на результаты выполненных методических разработок, попытаемся провести стратегический анализ развития промышленной составляющей экономики арктического региона.
Следует отметить, что в современной научной литературе понятие "потенциал" трактуется неоднозначно, не сложилось единого мнения относительно его сущности и содержания. По нашему мнению, исходному содержательному значению понятия "потенциал" соответствуют такие дефиниции, как "возможность", "резервы", которые при определенных условиях могут быть использованы, задействованы. Поэтому трактовка промышленного потенциала региона как "совокупности ресурсов" представляется нам малоконструктивной, ибо не имеет прямого отношения к развитию экономики региона: ресурсов может быть много, фиксируется экономический рост, но существенной позитивной динамики в развитии экономики региона, ее промышленной сферы не наблюдается. Кроме того, характеризуя потенциал промышленного развития региона, мы включаем в него и социальную составляющую, определяемую отношениями между людьми в процессе его создания, развития и использования.
Это дает основание рассматривать промышленный потенциал в пределах региона как интегральный фактор, характеризующий возможности развития его экономики при использовании всего комплекса региональных ресурсов, особенностей структуры хозяйства региона, его географического положения и т.п. в интересах повышения качества жизни населения региона и решения им задач, вытекающих из принятой в стране системы территориального разделения труда. В этой ситуации представляется естественным рассматривать отдельные составляющие промышленного потенциала региона в качестве локальных факторов, определяющих результаты и тенденции развития промышленного производства в регионе на долгосрочную перспективу.
Экономический потенциал российских арктических регионов, его промышленную составляющую отличает низкий уровень внутренней связности вследствие существенных климатических и экономико-географических различий, слаборазвитая транспортная инфраструктура, относительно редкая сеть городов. Стратегическое значение промышленного сектора экономики российских арктических регионов определяется сложившимся здесь экономическим потенциалом, причем особое значение имеют его природно-ресурсные и экономико-географические составляющие.
Так, промышленный потенциал, сложившийся в арктических (и северных) регионах СевероЗападного федерального округа, может быть охарактеризован как индустриальный с развитой горнодобывающей и топливно-энергетической промышленностью. Мурманская и Архангельская области, Республика Коми, Ненецкий автономный округ образуют ведущую ресурсную зону всей европейской части России. Ее развитие связано с добычей и транспортировкой углеводородов, угля, рудного сырья Тимано-Печерской провинции и нерудного сырья месторождения им. М.В. Ломоносова, продукции лесопромышленного и металлургического комплексов, предназначенных в значительной мере на экспорт на мировые рынки (Джамалудинова, 2010).
Необходимо отметить относительно низкую эффективность использования природных ресурсов, обусловленную отсутствием их глубокой переработки на территории России. Между тем, российские высокотехнологические предприятия по их глубокой переработке могли бы выступить полюсами экономического развития индустриальных регионов, не имеющих собственной ресурсной базы для промышленного развития (Карлик и др., 2013).
В экономике арктических регионов России в последние годы сложился существенный инновационный потенциал. В частности, здесь действует ряд научно-исследовательских учреждений
426
Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.
стр. 425-430
РАН, создан ряд крупных университетов (в Архангельской области, Мурманской области, Республике Саха (Якутия) и т.п.), призванных осуществлять подготовку кадров для работы в условиях Арктики.
Инвестиционная привлекательность промышленного сектора экономики рассматриваемых регионов связана, в основном, с созданием государством благоприятных условий для частных инвестиций в техническую и технологическую реновацию его базовых отраслей: морской добычи нефтегазовых ресурсов, металлургии, целлюлозно-бумажной отрасли, лесозаготовки и лесопереработки, рыбной отрасли. Вместе с тем масштабность задач по развитию региональной инфраструктуры требует колоссального объем инвестиций, что предполагает использование механизмов, обеспечивающих взаимную выгоду государства и бизнеса в реализации инфраструктурных проектов с привлечение частных инвестиций.
Транзитный потенциал промышленного сектора экономики регионов связан в настоящее время с ростом российского экспорта в страны ЕС и АТР, поэтому значение приобретает строительство и реконструкция автодорожных подходов к морским и речным портам, аэропортам, крупным транспортным узлам, обеспечение эффективного функционирования Северного морского пути и т.п.
В целом на перспективы развития промышленного потенциала арктических регионов России все большее влияние будут оказывать факторы внешнего характера, связанные с реализацией ее экономических и геополитических интересов. Анализ результатов стратегического анализа экономического потенциала арктических регионов России (Рохчин, Далгатова, 2013) показывает, что здесь сложился значительный промышленный потенциал, ядро которого составляют такие локальные потенциалы, как природно-ресурсный, экономико-географический и производственный.
4. Основные факторы, сдерживающие развитие промышленного сектора экономики российских арктических регионов
Определились основные факторы, сдерживающие развитие промышленного сектора экономики российских арктических регионов:
- экстремальные природно-климатические условия, отдаленность и труднодоступность территорий, отсутствие развитой единой транспортной системы, очаговый характер расселения, частые природные катаклизмы;
- высокая стоимость и низкая конкурентоспособность промышленной продукции (без учета уникальных минеральных ресурсов), моноотраслевой характер и низкая диверсификация промышленного производства, высокая степень удорожания энергоносителей, высокая доля транспортных издержек в стоимости готовой продукции;
- неразвитая транспортная инфраструктура, обусловленная изолированностью от единой транспортной сети РФ, низкая степень транспортной доступности, сезонное функционирование основных транспортных магистралей;
- нехватка квалифицированной рабочей силы, обусловленная миграционным оттоком, старением и текучестью кадров;
- слабое развитие инновационного и транзитного потенциалов промышленного развития.
Что касается качества сложившейся системы государственного регулирования развития промышленной составляющей экономики российских арктических регионов, то, как следует из нашего анализа, она не в полной мере соответствует реалиям действующего механизма хозяйствования. Например, пространственный аспект промышленного развития регионов ограничен, как правило, границами субъекта федерации, они представляются чрезмерно узкими для реализации крупных проектов, соответствующих действующим геоэкономическим условиям.
Рассмотрение таких проектов в пределах Арктической зоны России как средства достижения крупномасштабных стратегических целей промышленного развития сдерживается ее недостаточно определенным правовым статусом. В качестве альтернативы можно предложить создание Арктического федерального округа, возглавляемого руководителем ранга вице-премьера правительства РФ, однако при этом придется решать сложные вопросы взаимодействия с руководителями региональных структур, которые не полностью входят в российскую Арктическую зону.
В рамках блока 2 рассматриваемой принципиальной схемы осуществляется разработка долгосрочной миссии промышленной сферы экономики региона, которую с известной долей условности можно рассматривать как качественно определенную в общем виде главную цель ее стратегического развития (Гневко, Рохчин, 2006).
Уточнение такой миссии, ее детализация осуществляется в рамках формирования стратегического видения промышленности региона на долгосрочную перспективу с учетом результатов анализа активизации совокупности действующих и дополнительных (новых) полюсов и точек промышленного развития региона на рассматриваемую долгосрочную перспективу.
427
Агарков С.А., Никора Е.В. Формирование стратегического видения...
5. Формулирование миссии (функционального предназначения) региона
Следует отметить, что в современной научной литературе еще не сложилось однозначной трактовки понятий "миссия региона", "полюса экономического развития" и "точки экономического развития". В экономической литературе высказывается мнение, что миссия - это эмоционально окрашенный лозунг на стенах предприятия или яркий рекламный слоган (Зуб, 2008). Нам ближе позиция авторов, которые миссию социально-экономической системы идентифицируют со "стратегической установкой, означающей попытку ответить на вопрос о том, в чем состоит конечный смысл деятельности организации" (Петров, Демидова, 1998). Вместе с тем, отмеченные исследователи полагают, что не существует правил и принципов формулирования миссии для конкретной социально-экономической системы.
С данным утверждением отчасти можно согласиться, т.к. формулирование миссии (функционального предназначения) для отдельного хозяйствующего субъекта производится с учетом специфики настоящей и возможных существенных изменений в видах и формах деятельности в перспективном периоде времени под влиянием факторов внутреннего и внешнего характера. Тем более, это касается и отдельных составляющих экономик регионов, функционирующих в условиях существенных отличий друг от друга как по природным, географическим, так и по экономическим, управленческим факторам.
Однако каждой из локальных территориально-экономических систем, на наш взгляд, должна соответствовать определенная обобщающая логико-вербальная форма миссии (предназначения), учитывающая функциональную направленность развития экономики региона, ее отдельных секторов. Мы полагаем, что для промышленного сектора экономики региона его миссия (предназначение) должна формироваться с учетом настоящего и прогнозируемого состояния промышленного потенциала региона, а также других факторов, определяющих его промышленное развитие в долгосрочной перспективе.
Например, миссия долгосрочного развития промышленного сектора экономики одного из российских арктических регионов - Мурманской области, в соответствии с нашими представлениями, может быть выражена в следующей вербальной форме: "Осуществление в долгосрочном периоде времени таких видов деятельности как добыча, трансферт, переработка и реализация углеводородных, редкоземельных полезных ископаемых, апатит-нефелиновых руд, рыбы: складирование, хранение и оптовая торговля товарами и минеральным сырьем в портовой особой экономической зоне в условиях высоких темпов обновления и модернизации основных фондов, регионального инфраструктурного комплекса, повышения уровня квалификации работников".
Следует отметить, что представленный вид миссии промышленной сферы экономики Мурманской области носит рабочий характер и должен уточняться и развиваться с учетом результатов аналитических работ, состоящих, в частности, в определении стратегического видения промышленной сферы экономики региона на долгосрочную перспективу. Другими словами, миссия промышленного развития региона в результате решения ряда прогнозно-аналитических задач трансформируется в стратегическое видение промышленной сферы экономики региона на долгосрочную перспективу. Такое стратегическое видение может включать, например, описание намеченных к активизации полюсов и точек промышленного развития в регионе.
Рассмотрим в связи с этим сущностные характеристики точек и полюсов промышленного развития региона. Эти понятия зачастую рассматриваются как тождественные (наряду с родственными понятиями - "зона опережающего развития", "драйвер", "центр экономического роста" и т.п.). Поэтому возникает необходимость в уточнении сущностных характеристик используемых элементов терминологического ряда.
Мы предлагаем под точкой промышленного развития в регионе понимать дислоцирующийся в его границах экономический субъект, который способен вносить стабильный и возрастающий вклад в региональный бюджет, обеспечивать занятость местных рабочих кадров. В свою очередь под полюсом промышленного развития региона предлагается понимать субъект экономической деятельности, который в дополнение к отмеченным выше характеристикам обладает свойством пропульсивности (Perroux, 1983; Лащева, 2008), т.е. способностью стимулирования новых видов экономической деятельности в регионе и, как следствие, позитивной трансформации структуры экономики региона, повышения экономической активности его населения и т.п.
6. Заключение
Выбор и обоснование совокупности полюсов и точек промышленного развития региона целесообразно поручить специализированным научно-исследовательским и проектным организациям, поскольку это сложная прогнозно-аналитическая работа, направленная на поиск их наиболее эффективной комбинации, призванной в стратегической перспективе обеспечить требуемые параметры
428
Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.
стр. 425-430
развития промышленного сектора экономики региона. Необходимо подчеркнуть, что исходя из высокой экономической и социальной значимости промышленности как отрасли, в значительной мере структурообразующей экономику арктического региона в целом, такой выбор представляет собой важнейшее для региона политическое решение, является прерогативой его руководителей, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты его социального и экономического развития.
Стратегическое видение (позиционирование) промышленного развития региона развивает и уточняет его миссию, является, на наш взгляд, интегральным фактором, в значительной мере (наряду со сценарными условиями развития промышленности в регионе) определяющим выбор сценария долгосрочного развития промышленного сектора его экономики. По существу, стратегическое видение промышленного развития региона выступает предтечей разработки сценариев возможных изменений в промышленном секторе экономики региона на долгосрочную перспективу. Формирование стратегического видения промышленного развития региона также является прерогативой высшего уровня регионального управления.
Литература
Perroux F.L. A new concept of development: Basic tenets. London, Canberra, 212 p., 1983.
Гневко В.А., Рохчин В.Е. Вопросы теории и практики регионального стратегического управления.
Пространственная экономика, № 4(08), с. 101-114, 2006.
Джамалудинова М.Ю. Анализ состояния и перспектив социально-экономического развития Северного района в составе Северо-Западного федерального округа в Российской Федерации. Экономические науки, № 12(73), c. 254-258, 2010.
Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Учебник. М., ТКВелби, Проспект, 296 с., 2008.
Карлик А.Е., Рохчин В.Е., Полтавцев А.В. Развитие северо-западных индустриальных регионов России на основе государственного регулирования углубленной переработки ресурсов российской Арктики. Экономические науки, № 12 (109), с. 7-13, 2013.
Ковалева И.А. Методические основы стратегического анализа развития экономики региона. Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 168 c., 2009.
Кондратьева А.В. Система стратегического планирования развития промышленности в федеральных округах России: научное обеспечение построения и функционирования. СПб., СПбГУЭФ, 131 с., 2011.
Лащева Т.О. Формирование и активизация полюсов экономического развития в регионе. Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 165 c., 2008.
Львов Д.С., Гневко В.А., Рохчин В.Е. Актуальные проблемы реформирования и стратегического управления развитием России: методологические аспекты решения. СПб., Санкт-Петербургская академия экономики и управления, 318 с., 2007.
Петров А.Н., Демидова Л.Г. Стратегическое планирование и управление. Учебное пособие. Часть 2.
СПб., СПбГУЭФ, 143 с., 1998.
Полянский А.В. Стратегическое управление развитием потенциала промышленных предприятий российской Арктической зоны. Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 154 с., 2013.
Рохчин В.Е., Далгатова А.Э. Стратегический анализ и концептуальные предложения по развитию экономического потенциала, сложившегося в пределах Северо-Западного федерального округа.
Препринт. СПб., СПбГЭУ, 46 с., 2013.
Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф. Стратегический анализ развития экономики города: методологический аспект. Экономика и управление, № 4 (21), с. 46-52, 2005.
Соколов П.В. Методические основы стратегического анализа развития промышленного сектора экономики российского города. Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 139 с., 2011.
References
Perroux F.L. A new concept of development: Basic tenets. London, Canberra, 212 p., 1983.
Gnevko У.А., Rokhchin У.Е. Voprosy teorii i praktiki regionalnogo strategicheskogo upravleniya [Theory and practice of regional strategic management]. Prostranstvennaya ekonomika, N 4(08), p. 101-114, 2006. Dzhamaludinova M.Yu. Analiz sostoyaniya i perspektiv sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Severnogo rayona v sostave Severo-Zapadnogo federalnogo okruga v Rossiyskoy Federatsii [The analysis of state and prospects of social and economic development of the Northern area as part of the North-Western federal district in the Russian Federation]. Ekonomicheskiye nauki, N 12(73), p. 254-258, 2010.
429
Агарков С.А., Никора Е.В. Формирование стратегического видения...
Zub A.T. Strategicheskiy menedzhment [Strategic management]. Uchebnik. M., TK Velbi, Prospekt, 296 p., 2008. Karlik A.E., Rokhchin V.E., Poltavtsev A.V. Razvitie severo-zapadnykh industrialnyh regionov Rossii na osnove gosudarstvennogo regulirovaniya uglublyonnoi pererabotki resursov rossiiskoi Arktiki [Development of North-West industrial regions of Russia on the basis of state management of deep processing of resources of Russian Arctic]. Ekonomicheskiye nauki, N 12 (109), p. 7-13, 2013.
Kovaleva I.A. Metodicheskiye osnovy strategicheskogo analiza razvitiya ekonomiki regiona [Methodical bases of the strategic analysis of development of the region economy]. Dis. ... kand. ekon. nauk. SPb., 168 p., 2009.
Kondratyeva A.V. Sistema strategicheskogo planirovaniya razvitiya promyshlennosti v federalnykh okrugakh Rossii: nauchnoye obespecheniye postroyeniya i funktsionirovaniya [System of strategic planning of development of the industry in the federal districts of Russia: Scientific ensuring construction and functioning]. SPb., SPbGUEF, 131 p., 2011.
Lashcheva T.O. Formirovaniye i aktivizatsiya polyusov ekonomicheskogo razvitiya v regione [Formation and activizing of poles of economic development in the region]. Dis. ... kand. ekon. nauk. SPb., 165 p., 2008. L’vov D.S., Gnevko V.A., Rokhchin V.E. Aktualnyye problemy reformirovaniya i strategicheskogo upravleniya razvitiyem Rossii: metodologicheskiye aspekty resheniya [Actual problems of reforming and strategic management of development of Russia: Methodological aspects of solution]. SPb., Sankt-Peterburgskaya akademiya ekonomiki i upravleniya, 318 p., 2007.
Petrov A.N., Demidova L.G. Strategicheskoye planirovaniye i upravleniye [Strategic planning and management]. Uchebnoye posobiye. Chast 2. SPb., SPbGUEF, 143 p., 1998.
Polyanskiy A.V. Strategicheskoye upravleniye razvitiyem potentsiala promyshlennykh predpriyatiy rossiyskoy Arkticheskoy zony [Strategic management of development of capacity of the industrial enterprises of the Russian Arctic zone]. Dis. ... kand. ekon. nauk. SPb., 154 p., 2013.
Rokhchin V.E., Dalgatova A.E. Strategicheskiy analiz i kontseptualnyye predlozheniya po razvitiyu ekonomicheskogo potentsiala, slozhivshegosya v predelakh Severo-Zapadnogo federalnogo okruga [Strategic analysis and conceptual suggestions on development of economic potential of the Northwest federal region]. Preprint. SPb., SPbGEU, 46 p., 2013.
Rokhchin V.E., Zhilkin S.F. Strategicheskii analis razvitiya ekonomiki goroda: Metodologicheskii aspekt [Strategic analysis of the town economy development: Methodic aspect]. Ekonomika i upravleniye, N 4(21), p. 46-52, 2005.
Sokolov P.V. Metodicheskiye osnovy strategicheskogo analiza razvitiya promyshlennogo sektora ekonomiki rossiyskogo goroda [Methodical bases of the strategic analysis of development of economy industrial sector of the Russian city]. Dis. ... kand. ekon. nauk. SPb., 139 p., 2011.
Информация об авторах
Агарков Сергей Анатольевич - Институт экономики, управления и права МГТУ, кафедра управления социально-экономическими системами, д-р экон. наук, профессор
Agarkov S.A. - Institute of Economics, Management and Law of MSTU, Department of Management of Social and Economic Systems, Dr of Econ. Sci., Professor
Никора Евгений Викторович - Институт экономики, управления и права МГТУ, кафедра управления социально-экономическими системами
Nikora E.V. - Institute of Economics, Management and Law of MSTU, Department of Management of Social and Economic Systems
430