Ломова О.Е.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Южный федеральный университет.
Формирование стереотипического образа Германии в контексте истории российско-германских отношений
В статье представлен анализ эмпирического материала, позволяющего проследить историю формирования стереотипного образа Германии в представлении русских. Понятие стереотипа было введено в научный обиход У. Липп-маном еще в 1922 г.1, но и в наши дни кросскультурные исследования роли стереотипов не менее актуальны. В рамках когнитивного подхода к стереотипам исследуется, как индивидуальный разум обрабатывает информацию о социальных группах и какие эффекты могут иметь стереотипы - как информация кодируется, хранится и извлекается, чтобы влиять на суждения, решения и различные формы поведения в социальном контексте2, 3. Процесс стереотипизации изучается как явление, включающее в себя не только внутриличностные аффективные и мотивационные процессы, но и межличностные коммуникативные процессы, опосредованные языком4, 5 6, стереотипы рассматриваются как коллективные или культурные ориентиры.
Стереотип как элемент национальной картины мира понимается как «представление, сформировавшееся в рамках определенного коллективного опыта и определяющее то, что этот предмет собой представляет,
1 Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
2 Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра / Социальная психология в современном обществе. М.: Аспект-Пресс, 2002. С. 76-95.
3 Yzerbyt V., Carnaghi A., Stereotype Change in the Social Context // STEREOTYPE DYNAMICS. Language-Based Approaches to the Formation, Maintenance, and Transformation of Stereotypes. NY-L, 2008. P. 29-58.
4 Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. М.: Индрик, 2005. 527 с.
5 Коптякова Е.Е. Образ Германии в российской и американской медиа-картинах мира: стереотипы и метафоры: автореф.дис. ... канд.филол.наук: 10.02.20 / Е.Е. Коптякова; Уральский гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2009. 23 с.
6 Kashima Y., Fiedler K., Freytag P., Stereotype Dynamics: An Introduction and Overview // STEREOTYPE DYNAMICS. Language-Based Approaches to the Formation, Maintenance, and Transformation of Stereotypes. NY-L, 2008. P. 1-8.
как выглядит, действует, как воспринимается человеком, это представление воплощается человеком в языке, доступно через язык и принадлежит коллективному знанию о мире»7. Объектом стереотипизации чаще всего являются социальные группы, поэтому часто стереотип определяется как социальный. В рамках различных направлений изучаются ментальные стереотипы, стереотипы общения, этнокультурные стереотипы и т.п., ,
Этнокультурные стереотипы, о которых речь пойдет в данной статье, - неотъемлемый элемент любой культуры, они оказывают воздействие на психологию и поведение людей. Они могут выступать в роли автостереотипов, как представления о своей культуре, так и гетеросте-реотипов11, являющих собой представление о другом народе или другой стране - «упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, легко распространяемый на всех ее предста-вителей»12. Стереотипы о Германии, бытующие среди русских, весьма разнообразны. Объясняется это интенсивными контактами России и Германии на протяжении многих веков, многогранность которых демонстрирует Н. Каргополова в обзоре «Русские и немцы: 1000 лет истории, искусства и культуры»13. Торговые связи, сотрудничество в сфере культуры, науки, искусства, государственного устройства - все это наложило свой отпечаток на восприятие русскими немцев, неоднозначное представление, от негативного, формируемого войнами, до преклонения перед достижениями в области науки и техники.
Рассуждая о культурах, В. Кантор разделяет их на этнографические, представляющие собой материал для рядового практического исследования археолога или культуролога, и культуры, предопределяющие вектор дальнейшего развития общества, «созидающие духовную жизнь че-ловечества»14. К последним, несомненно, относится культура Германии. Изучение этнокультурных стереотипов, связанных с Германией, способ-
7 Бартминьский Е., 160 с.
8 Нечаева С.В. Роль культурных стереотипов в ситуации межличностного конфликта: Автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / С.В. Нечаева; Волгоградский гос. пед. ун-т. Волгоград, 2004. 24 с.
9 Толстая С.М. Стереотип в этнолингвистике // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. Тезисы конференции. М.: 1995. С. 124-127.
10 Уфимцева Н.В. Этнические и культурные стереотипы: кросс-культурное исследование // Известия Академии наук (РАН). Серия литературы и языка. 1995. Т. 54. № 3. С. 55-62.
11 Mizera L., Tulviste T., Konstabel K., Lausa E. Silent and Slow Estonians, Emotional and Fast Russians: A Comparative Study of Communication Stereotypes in Two Neighboring Countries // Communication Quarterly. 2013. № 61 (3). P. 174.
12 Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: «Ключ-С», 1999. 224 с.
13 Каргаполова Н. Россия и Германия: история в веках // Международная жизнь. 2013. № 1. С. 93-110.
14 Кантор В. Русская классика, или Бытие России. М., СПб. Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 600 с.
ствует дальнейшему изучению национального сознания и национальной картины мира немецкой нации, вносит вклад в развитие теории межкультурной коммуникации и основных категорий культурологии.
В данной статье мы ставили своей целью охарактеризовать стереотипы о немцах и Германии в диахроническом аспекте, формировавшиеся и менявшиеся на протяжении многовековых исторических связей России с этой страной. Статья носит обзорный характер и обобщает данные одного из этапов исследования в рамках изучения стереотипического представления о современной Германии, формируемого на страницах российских СМИ.
Материал и методы исследования. В ходе исследования применялись методы контекстуального, лингвокультурологического и интерпретационного анализа, а также метод наблюдения с целью установления основных закономерностей. Данные методы направлены на экспликацию концептуальной информации текста и другого эмпирического материала за счет интерпретации их содержания. Эмпирическим материалом для анализа послужили исследования ученых, научная литература, воспоминания, карикатуры в журналах и газетах, различные высказывания и цитаты, так или иначе отражающие стереотипное восприятие Германии и немцев в сознании русских.
История формирования стереотипов о Германии. Стереотипы о немцах в сознании россиян стали складываться достаточно давно, и они довольно противоречивы: от полной неприязни и ненависти до уважения и признательности. Это противоречие диктуется отношениями, которые не отличались постоянством: сотрудничество, войны, снова сотрудничество. Поэтому в российском сознании присутствует такое изобилие стереотипов о данной стране. Анализ эмпирического материала позволил нам выделить несколько периодов их формирования.
Период Древней Руси. Во времена Древней Руси русским купцам приходилось сталкиваться с иностранцами, в том числе и с немецкими. Уже тогда о них складывались первые стереотипы. С XII в. немецкие купцы, входившие в состав Ганзейского союза, стали постоянными гостями во многих русских городах. Во время расцвета русско-немецкой торговли в Новгороде находилось от ста до двухсот ганзейских купцов. Часто они находили пристанище во дворах русских. Взаимоотношения между ними носили не только деловой, но также и личный характер, случались как
конфликты, так и взаимопонимание. Свидетельства дружеских отношений приводит в своей статье Н. Ангерман: например, как новгородский архиепископ Геннадий называет ревельского купца своим большим другом, а также то, что был распространен обычай, когда ганзейские купцы при заключении договора по русскому обычаю целовали православный крест15. Отмечается, что немало ганзейцев изучало русский язык.
Нужно, однако, сказать, что иностранные послы, да и купцы по большей части находились в изолированных помещениях под надзором приставов, русское общество не было восприимчиво к иностранцам. Взаимоотношения между русскими и немецкими купцами были сложными. Особенно ситуация накалялась, когда новгородский или же немецкий купец, подвергался разбойному нападению во время морского путешествия. Это был повод для насилия для обеих сторон.
В своей статье Л.Е. Морозова приводит наблюдения М.А. Алпатова, отмечавшего, что большинство иностранцев относилось к русским людям с высокомерием, считая их необразованными и грубыми. Русские же называли их еретиками, папежами, люторами и кальвинами и желали им гибель в «гиене огненной». Под иностранцами, среди прочих, понимались и немцы16.
Период XVIII-XIX вв. Во время правления Петра I начинается новый этап российско-германских отношений. Россия старается завоевать место полноправного субъекта в ряду европейский стран, а это делает необходимым заключение межгосударственных браков. На протяжении XVIII-XIX веков представители династии Романовых вступали в браки с принцессами правящих домов Европы, и, прежде всего, Германии. Преклонение перед всем иностранным привело к наводнению царского двора в России иностранными подданными, многие важные должности стали отдаваться немцам, и это вызывало негодование как в народе, так и среди интеллигенции. Представление о немцах и Германии в этот период неоднозначное. С одной стороны, нелестные отзывы о немцах -подданных Российской империи, как например, у А. Герцена в книге «О развитии революционных идей в России» (1851): «Немцы <...> далеко не олицетворяли прогресса; ничем не связанные со страной, которую не давали себе труда изучить и которую презирали, считая варварской, высокомерные до наглости, они были раболепнейшим орудием императорской власти. <...> они вносили в дела неприятные для русских повадки, педан-
15 Angermann, Norbert Nowgorod und die Hanse // Russen und Deutsche. 1000 Jahre Kunst, Geschichte und Kultur. Petersberg, 2012. Р. 56-63.
16 Морозова Л.Е. Иностранцы об изменениях в образе жизни русских людей (конец XV-XVI век) // Россия и мир глазами друг друга: Из истории взаимовосприятия. М. Институт российской истории РАН. 2000. С. 20.
тизм бюрократии, этикета и дисциплины, совершенно противоположный нашим нравам»17. И там же далее: «В немецких офицерах и чиновниках русское правительство находит именно то, что ему надобно: точность и бесстрастие машины, молчаливость глухонемых, стоицизм послушания при любых обстоятельствах, усидчивость в работе, не знающую усталости»18. В области науки в этот период предметом противоборства стала Петербургская Академия наук, которую со дня ее создания в 1724 г. возглавляли и наполняли немцы. Это столкновение продолжалось и в XIX в., о чем пишет член-корреспондент Академии с 1853 года, ординарный академик Александр Никитенко, давая немцам следующую характеристику: «Немцы первенствуют у нас во многих специальных случаях оттого, что они трудолюбивее, а главное - дружно стремятся к достижению общей цели. В этом залог их успеха. А мы, во-первых, стараемся сделать все как-нибудь, «по-казенному», чтобы начальство было нами довольно и дало нам награду. Во-вторых, где трое или четверо собралось наших во имя какой-нибудь идеи или для общего дела, там непременно ожидайте, что на другой или на третий день они перессорятся или нагадят друг другу и разбредутся»19. Как видим, представление о немцах, находящихся на службе императора, неоднозначное, иногда негативное и даже враждебное.
В начале XIX в. в России возрастает интерес к европейской науке и культуре. В русскую литературу и искусство стали проникать идеи немецкой философии, романтизма, формируя интерес интеллектуальной элиты и широких слоев к концепции европейского просвещения. Формированию образа Германии в этот период способствовали энциклопедические журналы.
Наибольшее внимание немецкой теме уделяли «Московский телеграф» и «Телескоп». В этих журналах были переводные статьи из немецких газет, которые знакомили русских читателей и с литературой и философией Германии, а также сведениями о Французской революции. Германия стала восприниматься как страна романтизма и глубоких философских изысканий. Например, редактора журнала «Московский телеграф» Н.А. Полевого восхищали немецкие литераторы и теоретики, выступающие против общепризнанных идей.
Германия, как отмечает исследователь В. Кантор, была своеобразным транзитом, через который в Россию проникали европейская культура и
17 Герцен А.И. О развитии революционных идей в России / А.И. Герцен; Пер. с фр. А. Тверитинова. -Санкт-Петербург: Новый журн. для всех, 1912. 170 с.
18 Там же.
19 Никитенко А.В. Дневник: В 3 томах. // Том 1 (1826-1857). С .408-409.
система ценностей20. Об этом свидетельствует появление в 1801 г. «Вольного общества любителя словесности, наук и художеств». Участники этого общества были переводчиками и, одновременно, поклонниками произведений Гете, Шиллера, Гегеля и др.
Отечественная война 1812 г. и европейская компания 1813-1814 гг., когда многие российские офицеры побывали в немецких землях, только усилили интерес к Германии. На ее фоне прежний интерес к Франции, поскольку против нее воевали обе страны, померк. Многие отечественные писатели, поэты и мыслители ездят именно в Германию, со многими немецкими поэтами и мыслителями они состояли в переписке.
Можно предположить, что Германия на тот момент виделась как страна развитой духовной культуры, способствующей взаимной российской и европейской интеграции. Именно в конце ХУШ-начале XIX вв. культура Германии завоевывает мировое признание. Становлению ее собственной философии и литературы способствовали идеи об объединении страны, стремление создать свою, отличную от других стран, культуру. В это время о Германии отзывались скорее уважительно, нежели негативно. С.С. Жданов в своей статье «Образ Германии в отечественных тра-велогах рубежа ХУ111-Х1Х вв.» отмечает, что в это время за Германией закрепилась репутация «страны ученых»21.
Конец XIX в., франко-прусская война. Франко-прусская война 1870-1871 гг. кардинально изменила отношение русских к немцам. Это было время объединения Германии, сопровождающееся агрессивными выступлениями, особенно в отношении Дании и Франции. В этот период Германия видится уже не как страна «выдающихся ученых и мыслителей», а как страна-агрессор, а германская элита как «трусливая и жадная». Стоит отметить, что на образ Германии этого времени повлиял и ее «железный канцлер» - Отто фон Бисмарк, не знавший никаких компромиссов. В том числе благодаря ему складывался образ новой, объединенной Германии, готовой отстаивать свои интересы любыми средствами. Растущая мощь германского милитаризма виделась русским обществом как угроза, и поэтому в журналах и газетах страну, по большей части, критиковали, хотя признавали за Германией право создания своего собственного государства. «Воинствующий милитаризм» зародился еще в конце XVIII в. в Пруссии, особенно во время Семилетней войны. Прусское государство
20 Кантор В. Русская классика, или Бытие России. М., СПб. Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 600 с.
21 Жданов С.С. Образ Германии в отечественных травелогах рубежа ХУШ-ХК вв.: природное и человеческое пространства // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 49. С. 168-187.
стало играть доминирующую роль над всеми остальными германскими землями. Олицетворяло собою военизированное государство, где преобладал прусский порядок, причем довольно жесткий. Эти факторы также влияли на образ Германии в лице Пруссии. Немец-пруссак представлялся совершенно чуждым для русского человека. В «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина автор описывает жителей Пруссии грубыми, воинственными, с «верноподданническим духом», и вообще Пруссия представлялась для России как наиболее враждебная часть Германии22. В 1860-м г. даже возникла германофобия.
Начало XX в. Первая мировая война. Во время Первой мировой войны наступила еще одна резкая волна антигерманских настроений. Это даже привело к переименованию Санкт-Петербурга в Петроград. На данном этапе ведущими инструментами, формирующими стереотипное представление о Германии того времени и олицетворяющими ее агрессивные намерения, являются пропаганда и карикатуры. Самая известная из этих карикатур -изображение на французской открытке германского кайзера, грызущего земной шар. Понятно, что имеется в виду - Германия хочет господствовать над всем миром. Или еще одна - изображения кайзера с рогами как у демона, указывающего на Собор Реймс, приказывая уничтожить его. Карикатура намекает также на то, что кайзер «отошел от христианских ценностей». Одна из карикатур показывает плачевное положение Германии в войне, то, что она терпит многочисленные потери, и уже «мобилизует младенцев мужского пола». В основном демонизировался образ Вильгельма I, немецкий же солдат изображался либо в виде свиньи, либо собак, тараканов, или «тощего Михеля», вынужденного выполнять приказы кайзера. На одном из пропагандистских американских плакатов, выпущенном в 1917 г., написано: «Уничтожьте эту безумную скотину», где Германия изображена в виде гориллы, которая вторглась в США после завоевания Европы. Такое изображение демонстрирует не столько ненавистническое, сколько презрительное отношение к стране. В Великобритании немцев сравнивали с гуннами, давая понять, что их жестокость не имеет границ23.
После Первой мировой войны началось военное сотрудничество между двумя странами. Немцы обучались в Советском Союзе, а советские люди - в Германии. Советы получали техническую помощь от Германии, и, как писал И. Уборевич: «Немцы являются для нас единственной пока
22 Карамзин Н.М. Письма русского путешественника / Н. М. Карамзин; Изд. подгот. [и примеч. сост.] Ю. М. Лотман и др. Л. Наука, 1984. 717 с.
23 Миронова Е.В. Образ Германии в русских пропагандистских открытках времен Первой мировой войны // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 3/2. С. 42-53.
отдушиной, через которую мы можем изучать военные достижения ,..»24. Тем не менее Германия эпохи Веймарской республики оставалась для советской пропаганды либеральным и капиталистическим государством, а это противоречило государству советскому.
Эпоха национал-социализма. Вторая Мировая война. Приход к власти нацистов в 1933 г., провозгласивших «освобождение жизненного пространства для немецкого народа» уже породил в советской пропаганде образ Германии как потенциального врага25. Уже накануне этого события был сформирован скорее негативный образ: этому способствовало то, что нацистская партия, настроенная против большевизма, набирала все большую силу. Однако, после подписания в 1939 г. пакта Молотова-Риббентропа анти-германская пропаганда резко свернулась. Германия стала ассоциироваться как друг, хотя в обществе сильны были вражеские представления о немцах, толком не утихшие после Первой мировой войны. В сознании европейского общества и Гитлер, и Сталин представали диктаторами. Одна из карикатур того периода, опубликованная в американской газете Washington Star, изображает Сталина в свадебном наряде под ручку с Гитлером26.
Не стоит говорить о том, что произошло в сознании советских людей, когда началась Великая Отечественная война и какие лозунги были. Многочисленные плакаты, пословицы, листовки, голос Левитана вдохновляли советских солдат и людей, и все больше увеличивали ненависть ко всему германскому. Выражение «Дай в руки оружие немцу - он его направит против русского» стало пословицей, выражавшей чувства не только к войне, но и к тому, что немцы много раз нападали на Россию. Самая распространенная карикатура тех времен - плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» в 1941 г., где Гитлер вылезает прямо из пакта о ненападении, а советский солдат встречает его со штыком. Диктатор здесь изображен каким-то тщедушным и ничтожным. Фашисты зачастую изображались свиньями, или в виде толстого мужика (например, карикатура с надписью: «Истинный ариец»). Особый интерес представляет изображение Германии в виде коршуна в нацистской форме, за горло которого хватает рука Советского Союза с надписью: «Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник!» от 1944 г. Воспоминания солдат также носят ненавистнический характер. Н. Захаров, ветеран Отечественной войны, од-
24 Уборевич И.П. Доклад И.П. Уборевича. Народному комиссару по военным и морским делам о пребывании в Германии. 3 января 1929 г.
25 Григорьева О.И. Формирование образа Германии советской пропагандой в 1933-1941 гг.: автореф. дис. ... канд.историч.наук: 07.00.02 / О.И. Григорьева; МГУ. Москва. 2008. 29 с.
26 Григорьева О.И. Формирование образа Германии советской пропагандой в 1933-1941 гг.: автореф. дис. . канд.историч.наук: 07.00.02 / О.И. Григорьева; МГУ. Москва. 2008. 29 с.
нако, отмечал: «Впрочем, редко приходилось видеть врага лицом к лицу, все больше на расстоянии. Когда рассматривали их вблизи, они производили странное впечатление: вроде бы нормальные люди, ведут себя как обычно, но встретишь его с оружием - не поздоровится». Немецкого солдата он оценивал как «хорошо подготовленного, умелого, идейного, воинственного, не боявшегося идти в атаку»27. Конечно, в этот период не могло сложиться никакого положительного образа о Германии и немцах.
Послевоенное время и современность. Объединенная Германия. В сознании советского общества, в представлении о Германии, разделенной на ГДР и ФРГ, безусловно, война еще находила свой отклик. Особенно возмущало то, что жизненный уровень в ГДР был выше, чем в СССР. «Ведь это же мы выиграли войну!» - говорил Высоцкий, вернувшийся из ГДР. Советским людям казалось, что ГДР - это настоящий социалистический рай, где нет пустых полок, где жизнь очень напоминает капиталистическую, только туда можно ездить без проблем, во многом благодаря Советскому Союзу, который простил большую часть репараций и потратил безвозмездно 6 млрд. на восстановление страны.
Поскольку ГДР была социалистической страной, как и СССР, она воспринималась положительно, в отличие от ФРГ, которая являлась прозападной. Примечательно, что сами восточные и западные немцы друг друга не любили. Между странами возникли тесные культурные и экономические связи. Очень часто русские и немецкие туристы ездили друг к другу. В сознании советского общества ГДР была другом. Было удивительно, что СССР помогал своему вчерашнему противнику. С другой стороны, существовало чувство превосходства над немецким обществом, которое не смогло само справиться с фашизмом и которое хорошо живет за счет советских поставок. Но в любом случае, Советский Союз видел в ГДР новую Германию, которая должна очиститься от нацистского прошлого и создать свое демократическое государство.
В представлениях о Германии периода после объединения доминируют, скорее положительные черты. У кого-то Германия, возможно, до сих пор ассоциируется со страной, породившей фашизм и Гитлера, инициатором двух войн. Но прошлое переосмыслено, из него извлечены уроки и сейчас Германия - ведущая европейская держава, серьезный политический игрок на мировой арене, важный и значимый партнер России в экономической, политической, культурной и многих других областях.
27 Отхмезури Л. Воспоминания русского солдата: «Умирать страшно, но в народе была решимость победить» // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 1.
Заключение.
История российско-германских отношений насчитывает не одно столетие. В ней можно выделить периоды, когда культурно-исторический контекст особым образом повлиял на формирование в коллективном сознании русских стереотипного представления о Германии. Прежде всего, к таким периодам можно отнести войны, когда обе страны оказывались по разные стороны баррикад и воспринимали друг друга врагами. Но даже в этом случае мы находим свидетельства о том, что в представлениях россиян о немцах чувствуется невольное уважение к ним.
Способы формирования стереотипного образа также менялись. В современном медийном мире, который буквально захлестнул поток информации, сделавший, с одной стороны, возможным получить интересующие данные буквально обо всем, но, с другой стороны, во столько же раз усложнивший способность ориентироваться в этих данных и определять, что из них правда, а что ложь, мощным средством манипуляции массовым сознанием являются средства массовой информации. В первую очередь они создают и тиражируют штампы, ведущие к формированию стереотипов, поэтому следующим этапом нашего исследования станет изучение медийного образа современной Германии и способы его актуализации в моделировании стереотипного представления о Германии средствами российских СМИ.
Список литературы:
1. Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. М.: Индрик, 2005. 527 с.
2. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // URL: http://az.lib.rU/g/gercen_a_i/text_0360.shtml (Дата обращения: 24.11.2020).
3. Григорьева О.И. Формирование образа Германии советской пропагандой в 1933-1941 гг.: автореф.дис. ... канд.историч.наук: 07.00.02 / О.И. Григорьева; МГУ Москва. 2008. 29 с.
4. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра / Социальная психология в современном обществе. М.: Аспект-Пресс, 2002. С. 76-95.
5. Жданов С.С. Образ Германии в отечественных травелогах рубежа XVIII-XIX вв.: природное и человеческое пространства // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 49. С. 168-187.
6. Кантор В. Русская классика, или Бытие России. М., СПб. Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 600 с.
7. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника / Н.М. Карамзин; Изд. подгот. [и примеч. сост.] Ю. М. Лотман и др. Л. Наука, 1984. 717 с.
8. Каргаполова Н. Россия и Германия: история в веках [Электронный ресурс] // Международная жизнь. 2013. № 1. С. 93-110. // URL: https://interaffairs.ru/news/show/9098 (Дата обращения: 08.11.2020).
9. Коптякова Е.Е. Образ Германии в российской и американской медиа-картинах мира: стереотипы и метафоры: автореф.дис. ... канд.филол.наук: 10.02.20 / Е.Е. Коптякова; Уральский гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2009. 23 с.
10. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: «Ключ-С», 1999. 224 с.
11. Липпман У Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
12. Миронова Е.В. Образ Германии в русских пропагандистских открытках времен Первой мировой войны // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 3/2. С. 42-53.
13. Морозова Л.Е. Иностранцы об изменениях в образе жизни русских людей (конец XV-XVI век) // Россия и мир глазами друг друга: Из истории взаимовосприятия. М. Институт российской истории РАН. 2000. С. 18-41.
14. Нечаева С.В. Роль культурных стереотипов в ситуации межличностного конфликта: Автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / С.В. Нечаева; Волгоградский гос. пед. ун-т. Волгоград, 2004. 24 с.
15. Никитенко А.В. Дневник: В 3 томах. [Электронный ресурс] // Том 1 (1826-1857). С. 408-409. (1955) // URL: http://www.
bookposter.ru/info/imwerden/memoires149.html#.X70-VbNS-Uk (Дата обращения: 24.11.2020).
16. Отхмезури Л. Воспоминания русского солдата: «Умирать страшно, но в народе была решимость победить» [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 1. // URL: www.zpu-journal.ru (Дата обращения: 08.01.2021).
17. Толстая С.М. Стереотип в этнолингвистике // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. Тезисы конференции. М., 1995. С. 124-127.
18. Уборевич И.П. Доклад И.П. Уборевича. Народному комиссару по военным и морским делам о пребывании в Германии. 3 января 1929 г. // URL: http://doc20vek.ru/node/241 (Дата обращения: 08.01.2021).
19. Уфимцева Н.В. Этнические и культурные стереотипы: кросс-культурное исследование // Известия Академии наук (РАН). Серия литературы и языка. 1995. Т. 54. №3. С. 55-62.
20. Angermann, Norbert Nowgorod und die Hanse // Russen und Deutsche. 1000 Jahre Kunst, Geschichte und Kultur. Petersburg, 2012. Р. 56-63.
21. Kashima Y., Fiedler K., Freytag P., Stereotype Dynamics: An Introduction and Overview // STEREOTYPE DYNAMICS. Language-Based Approaches to the Formation, Maintenance, and Transformation of Stereotypes. NY-L, 2008. P. 1-8.
22. Mizera L., Tulviste T., Konstabel K., Lausa E. Silent and Slow Estonians, Emotional and Fast Russians: A Comparative Study of Communication Stereotypes in Two Neighboring Countries // Communication Quarterly. 2013. № 61 (3). P. 268-283.
23. Yzerbyt V., Carnaghi A., Stereotype Change in the Social Context // Stereotype dynamics. Language-Based Approaches to the Formation, Maintenance, and Transformation of Stereotypes. NY-L, 2008. P. 29-58.
Bibliography
1. Bartminskiy E. Linguistic image of the world: essays on ethnolinguistics. M.: Indrik, 2005. 527 p.
2. Herzen A.I. On the development of revolutionary ideas in Russia // URL: http://az.lib.rU/g/gercen_a_i/text_0360.shtml (11.24.2020).
3. Grigorieva O.I. Formation of the image of Germany by Soviet propaganda in 1933-1941: Abstract of the thesis. ... Candidate of Historical Sciences: 07.00.02 / O.I. Grigoriev; Moscow State University. Moscow. 2008. 29 p.
4. Dontsov A.I., Stefanenko T.G. Social stereotypes: yesterday, today, tomorrow / Social psychology in modern society. M.: Aspect-Press, 2002. P. 76-95.
5. Zhdanov S.S. The Image of Germany in Domestic Travelogues at the Turn of the 18th-19th Centuries: Natural and Human Spaces // Tomsk State University Bulletin. 2017. № 49. P. 168-187.
6. Kantor V. Russian classics, or Being of Russia. M.: St. Petersburg. Center for Humanitarian Initiatives; University book, 2014. 600 p.
7. Karamzin N.M. Letters from a Russian traveler / N.M. Karamzin; Ed. prepared [and note. comp.] Yu. M. Lotman et al. L. Nauka, 1984. 717 p.
8. Kargapolova N. Russia and Germany: history through the ages // International life. 2013. № 1. P. 93-110. // URL: https://interaffairs. ru/news/show/9098 (08.11.2020).
9. Koptyakova E.E. The Image of Germany in Russian and American Media Pictures of the World: Stereotypes and Metaphors: Abstract of the thesis. ... candidate of philological sciences: 10.02.20 / E.E. Koptyakov; Ural State Pedagogical University Yekaterinburg, 2009. 23 p.
10. Lebedeva N.M. Introduction to ethnic and cross-cultural psychology. M.: "Key-S", 1999. 224 p.
11. Lippman U. Public opinion / Per. from English. T.V. Barchunova, ed. K.A. Levinson, K. V. Petrenko. Moscow: Institute of the Public Opinion Foundation, 2004. 384 p.
12. Mironova E.V. The image of Germany in Russian propaganda postcards during the First World War // Historical and socio-edu-cational thought. 2018. Vol. 10. № 3/2. P. 42-53.
13. Morozova L.E. Foreigners about changes in the way of life of Russian people (the end of the 15th-16th century) // Russia and the world through the eyes of each other: From the history of mutual perception. M. Institute of Russian History RAS. 2000. P. 18-41.
14. Nechaeva S.V. The role of cultural stereotypes in situations of interpersonal conflict: Abstract of the thesis. dis. ... cand. cultural studies: 24.00.01 / S.V. Nechaev; Volgograd state. ped. un-t. Volgograd, 2004. 24 p.
15. Nikitenko A.V. Diary: In 3 volumes. [Electronic resource] // Volume 1 (1826-1857). P. 408-409. (1955) // URL: http://www.book-poster.ru/info/imwerden/memoires149.html#.X70-VbNS-Uk (11.24.2020).
16. Otkhmezuri L. Memoirs of a Russian soldier: "It's scary to die, but the people were determined to win" [Electronic resource] // Information Humanitarian Portal "Knowledge. Understanding. Skill". 2013. № 1. // URL: www.zpu-journal.ru (01.08.2021).
17. Tolstaya S.M. Stereotype in ethnolinguistics // Speech and mental stereotypes in synchrony and diachrony. Conference abstracts. M.: 1995. P. 124-127.
18. Uborevich I.P. Report by I.P. Uborevich. People's Commissar for Military and Naval Affairs about his stay in Germany. January 3, 1929 // URL: http://doc20vek.ru/node/241 (Date of access: 01/08/2021).
19. Ufimtseva N.V. Ethnic and cultural stereotypes: a cross-cultural study // Proceedings of the Academy of Sciences (RAS). Literature and Language Series. 1995. Vol. 54. № 3. P. 55-62.
20. Angermann, Norbert Nowgorod und die Hanse // Russen und Deutsche. 1000 Jahre Kunst, Geschichte und Kultur. Petersburg, 2012. P. 56-63.
21. Kashima Y., Fiedler K., Freytag P., Stereotype Dynamics: An Introduction and Overview // STEREOTYPE DYNAMICS. Language-Based Approaches to the Formation, Maintenance, and Transformation of Stereotypes. NY-L, 2008. P. 1-8.
22. Mizera L., Tulviste T., Konstabel K., Lausa E. Silent and Slow Estonians, Emotional and Fast Russians: A Comparative Study of Communication Stereotypes in Two Neighboring Countries // Communication Quarterly. 2013. № 61 (3). P. 268-283.
23. Yzerbyt V., Carnaghi A., Stereotype Change in the Social Context // Stereotype dynamics. Language-Based Approaches to the Formation, Maintenance, and Transformation of Stereotypes. NY-L, 2008. P. 29-58.