Научная статья на тему 'Формирование специальной компетентности будущего учителя обслуживающего труда'

Формирование специальной компетентности будущего учителя обслуживающего труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Е. В., Макеренкова И. А., Красовская Л. В., Карась С. И.

Раскрывается сущность специальной компетентности учителя обслуживающего труда, которая определяется через выявление особенностей предметной области. Описываются основные направления работы по формированию когнитивного, операционного, рефлексивного и творческого блоков специальной компетентности специалиста указанного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование специальной компетентности будущего учителя обслуживающего труда»

106

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЖІНА

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА

Е. В. Тихонова

кандидат педагогических наук,

зав. кафедрой технологии и ДЛИ УО МГГТУ им. И. П. Шамякина И. А. Макеренкова

старший преподаватель кафедры технологии и ДЛИ УО МГЛУ им. И. П. Шамякина Л. В. Красовская

ассистент кафедры технологии и ДЛИ УО МГЛУ им. И. П. Шамякина С. И. Карась

ассистент кафедры технологии и ДЛИ УО МГЛУ им. И. П. Шамякина

Раскрывается сущность специальной компетентности учителя обслуживающего труда, которая определяется через выявление особенностей предметной области. Описываются основные направления работы по формированию когнитивного, операционного, рефлексивного и творческого блоков специальной компетентности специалиста указанного профиля.

Введение

В современном мире изменения технологической основы жизнедеятельности человека, характера и содержания труда, места и роли работника в производственной сфере одной из актуальных задач общеобразовательной школы является совершенствование трудовой и технологической подготовки молодежи, которое предусматривает овладение универсальными подходами к организации собственной деятельности, способами и методами освоения различных технологий и видов труда. Подготовить такого работника, обладающего универсальностью и профессиональной мобильностью, может учитель трудового обучения, обладающий высоким уровнем способности к осуществлению и руководству технологической деятельностью, то есть специальной компетентностью.

Анализ профессиональной деятельности учителей обслуживающего труда в условиях реальной образовательной практики позволил выявить недостаточный уровень сформированности специальной компетентности, причины которого следует искать именно в содержании и условиях процесса подготовки педагогов данного профиля. Основными проблемами можно считать:

- отсутствие системности знаний в различных областях технологии при достаточно большом их объеме; неумение пользоваться имеющейся теоретической базой, осуществлять перенос знаний, интерпретировать и творчески перерабатывать имеющиеся сведения;

- сложность, трудоемкость, высокая энерго- и материалоемкость производственных технологий в области швейного и пищевого производства, отдельных видов декоративно-прикладного искусства, затрудняющие их эффективное усвоение в условиях учебных мастерских по обслуживающему труду;

- метадеятельностный характер труда педагога, предполагающий не только управление собственной деятельностью, но и деятельностью обучаемых по изменению объектов труда, проектирование вектора их активности, и, вместе с тем, неумение будущих педагогов формулировать цели этой деятельности, проектировать пути их достижения, контролировать процесс изменения объектов труда в отношении его адекватности поставленным целям, оценивать степень своего влияния на данный процесс;

-существование реального творческого потенциала деятельности учителя обслуживающего труда и неумение будущего педагога раскрыть данный потенциал, реализовать свои творческие возможности, что, в первую очередь, определяется отсутствием опыта творческой деятельности, в малой степени востребованной в процессе вузовской подготовки.

Предметом нашего исследования является одна из сторон профессиональной компетентности учителя обслуживающего труда, а именно: специальная компетентность.

Выявленные проблемы определили цель нашего исследования: раскрыть сущность специальной компетентности учителя обслуживающего труда, разработать организационно-

ПЕ ДАТ АГ1ЧНЫЯ НАВУКІ

107

методические основы системы ее формирования в условиях обучения на первой ступени высшего образования.

Результаты исследования и их обсуждение

В педагогической науке существуют разные подходы к определению сущности и соотношения понятий «компетенция» и «компетентность».

А. В. Хуторской под компетенцией понимает требования (норму) к образовательной подготовке, необходимой для качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность, с его точки зрения, - это владение соответствующей компетенцией, совокупность взаимосвязанных личностных качеств (знания, умения, навыки, способности, ценностно-смысловые ориентации) и готовность их применения в определенной деятельности [1].

Мы рассматриваем компетентность как способность специалиста к осуществлению какой-либо деятельности, выполнению каких-либо действий, т. е. как интегративное качество. Компетентность - это не просто набор знаний, умений, навыков и личностных качеств, а способность использовать их в конкретной ситуации.

Г. К. Селевко классифицирует компетентности по видам деятельности, по отраслям науки, по составляющим психологической сферы, а также по сферам общественной жизни, производства [2]. На основании этого мы можем выделить одну из составляющих профессиональной компетентности учителя обслуживающего труда - специальную компетентность.

Сущность специальной компетентности учителя обслуживающего труда можно определить через выделение специфических особенностей его деятельности, обусловленных предметной профессиональной областью. Учебный предмет «Трудовое обучение (обслуживающий труд)» имеет ряд существенных особенностей, главными из которых мы считаем интегративность, практикоориентированность, творческую направленность.

Любой урок обслуживающего труда предполагает предметно-преобразовательную деятельность по изменению свойств, состояния, формы материалов, сырья или полуфабрикатов в соответствии с определенными условиями, что требует от учителя свободного владения наряду с педагогическими технологиями определенными технологиями из различных отраслей народного хозяйства (технологией обработки различных материалов, технологией приготовления пищи, технологией выращивания растений и т. д.). Профессия учителя трудового обучения, как никакая другая педагогическая специальность, имеет интегративный характер, а следовательно, требует определенных интегративных умений

Выполнение трудовых заданий, предусмотренных учебной программой по обслуживающему труду, подразумевает действие каждый раз в новых условиях, что придает учебному труду творческий характер, причем синтезируются разнообразные виды научного (воспроизведение сущности исследуемых явлений и предметов, законов их функционирования, взаимодействия и развития, оперирование этими понятиями), художественного (создание предметов, художественная ценность которых проявляется в той или иной степени новизны, достижения в объекте гармонии эстетических и утилитарных качеств) и технического (воплощение идей в конкретном материальном объекте) творчества.

Вышесказанное позволяет понимать под специальной компетентностью учителя обслуживающего труда комплексную характеристику результатов обучения специальным дисциплинам, выражающуюся в готовности и способности осуществлять трудовое обучение. Она характеризуется: приобретением знаний в области различных технологий сферы обслуживания и декоративно-приклад но го искусства, умений ими оперировать, осознанно их применять, переносить из одной сферы труда в другую; овладением разнообразными технологиями и методами преобразования сырья и материалов, умениями решать технологические задачи и проблемы, разрабатывая оптимальные алгоритмы и технологии преобразовательной деятельности; формированием умений осуществлять руководство прикладной деятельностью обучаемых по изготовлению объектов труда, формулируя точные цели своего труда и деятельности обучаемых, выбирая адекватные средства и методы их достижения, прогнозируя результат и анализируя его достижение; накоплением творческого опыта в области изучаемых технологий, а также умений организации познавательной исследовательской деятельности обучаемых и анализа ее процесса и результата. Данные характеристики специальной компетентности могут быть раскрыты в перечне ее компонентов, которые структурированы нами в четыре блока (рисунок 1).

108

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЖІНА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

учителя обслуживающего труда

Г

N f

Когнитивный блок

Операционный блок

знания в области производственных и бытовых технологий, декоративноприкладного искусства, позволяющие определять и проектировать оптимальные методы преобразования сырья и материалов в соответствии с поставленными задачами

комплекс умений для решения различных технологических задач и успешного выполнения технологической деятельности

>-

Рефлексивный блок

V "Ч Z'

Творческий блок

<

умения и навыки прогнозирования и анализа собственной технологической деятельности, анализа и оценки решения технологических задач обучаемыми, управления рефлексированием и самоанализом учащихся по поводу трудовой деятельности

способность осуществлять технологическую деятельность креативного характера, разрабатывать технологии и алгоритмы деятельности по решению нестандартных задач, осуществлять целостный творческий процесс в предметной области, руководить им при обучении школьников

7V

Рисунок 1 - Структура специальной компетентности учителя обслуживающего труда

Перечисленные в структуре блоков характеристики специалиста в ходе экспериментальной работы могут быть использованы в качестве показателей оценки уровня сформированности специальной компетентности учителя обслуживающего труда. В качестве методов мониторинга используются наблюдение за технологической деятельностью студентов в условиях учебного процесса, анализ количественных сведений об уровне учебных достижений студентов по специальным дисциплинам, обобщение материалов самоанализа студентов при выполнении различных видов учебной деятельности, анализ продуктов учебной и творческой деятельности студентов.

Разработанная нами структура специальной компетентности учителя обслуживающего труда позволила спроектировать организационно-методические основы системы ее формирования. Они включают работу в нескольких направлениях. Схематично логика и структура процесса формирования специальной компетентности учителя обслуживающего труда представлены на рисунке 2.

I. Формирование когнитивного блока специальной компетентности учителя обслуживающего труда. Основная проблема, выявленная ранее, - это отсутствие системности знаний, глубокого понимания технологических закономерностей обработки сырья и материалов, слабое запоминание изучаемых сведений, неумение пополнять и актуализировать собственные знания. Дополнительные сложности создает несоответствие нарастающего объема информации количеству учебного времени, что ставит задачу интенсификации процесса обучения. Интенсивный путь решения этой проблемы представляется в увеличении «плотности», «насыщенности» занятий путем «сжатия» учебной информации.

В современной научной литературе описаны различные модели свернутого представления учебного материала: опорные конспекты, блок-схемы, фреймы, таблично-матричные опоры, структурно-логические схемы и др., которые позволяют отобразить изучаемый материал в наиболее оптимальной для восприятия и усвоения форме [3], [4], [5], [6]. Тем не менее на сегодняшний день они не нашли должного применения. В ходе нашего исследования мы предложили и апробировали методику логического структурирования учебного материала при изучении технологических дисциплин.

Логическое структурирование впервые было предложено и описано А. М. Со хором [7]. Структурно-логическая схема - знаковый граф, визуализирующий содержание и структуру каких-либо текстов. В качестве элементов знания в таких схемах выступают понятия и суждения, а с помощью ребер изображаются связи (отношения) элементов друг с другом.

Рисунок 2 - Схема процесса формирования специальной компетентности учителя обслуживающего труда

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУЬП 109

по

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЖІНА

Она позволяет в обобщенном виде визуализировать достаточно крупную смысловую единицу и при этом раскрыть ее сущность, структуру, содержание и связи между компонентами. Схематизация позволяет «сворачивать» изучаемый материал в ключевые понятия, освобождаясь при этом от несущественных деталей, а также «разворачивать» их в логическое изложение содержания текста. Эффективность логического структурирования учебного материала обусловлена тем, что использование знаковых форм приводит к одновременному функционированию и образного, и логического компонентов мышления.

Применение логического структурирования в ходе экспериментальной работы показало, что условиями успешности обучения выступают:

- определение оптимальной для каждой учебной дисциплины и отдельного занятия формы предъявления структурно-логической схемы;

- выбор адекватного способа изложения материала, служащего объектом для структурирования;

- соответствующая возможностям обучаемых степень насыщенности содержания обучения фактическим материалом;

- точная и конкретная разработка приемов деятельности обучаемых по ходу изложения.

2. Формирование компонентов операционного блока специальной компетентности было ориентировано на преодоление противоречий между сложностью производственных технологий и невозможностью их воссоздания в условиях учебных мастерских, а следовательно, требовало адаптации сложных материало- и энергоемких методов преобразования сырья и материалов к условиям обучения в учреждениях образования.

Основной задачей работы в данном направлении мы считали освоение студентами методов обработки сырья и материалов, требующих минимальных временных и материальных затрат, обеспечивающих требуемое качество обработки. Эго потребовало разработки и использования унифицированных методов обработки на занятиях в учебных мастерских. Унификация является наиболее распространенным и эффективным методом стандартизации, который предусматривает приведение объектов к однотипности на основе установления рационального числа их разновидностей [8].

Разработка унифицированных методов обработки в технологии швейного производства ориентировалась на уменьшение количества вспомогательных, в том числе ручных операций, снижение доли внутрипроцессной влажно-тепловой обработки. В технологии приготовления пищи унификация велась в направлении снижения разнообразия приемов первичной обработки сырья, уменьшения количества вспомогательных операций механической и тепловой обработки, достижения требуемого вкуса при минимальном введении добавок и специй. В различных видах ручных ремесел внедрение элементов унификации велось в направлении использовании одинаковых приемов обработки при работе с различными материалами, имеющими сходные свойства; переноса технологических приемов из одного вида прикладной деятельности в другой.

Эффективного усвоения технологических приемов удалось добиться при использовании унифицированных методов обработки изделий при изучении дисциплины «Технология швейного производства». Суть унификации заключается в рациональном отборе из разнообразия типовых способов обработки необходимого минимума, обеспечивающего их эффективное использование [6]. При выборе оптимальных методов обработки изделия необходимо учитывать наличие универсального и специального оборудования, стремиться к использованию тех методов обработки, которые позволяют сократить время выполнения отдельных операций, обеспечивая при этом высокое качество изделия. Разработанные методы обработки с элементами унификации были отражены в комплекте учебных инструкционно-технологических карт, используемых на занятиях в учебных мастерских. Использование в учебном процессе письменного инструктирования способствует быстрому, точному и осмысленному выполнению технологических операций по изготовлению различных швейных изделий, дает возможность эффективно формировать у студентов трудовые навыки и операционные умения, приемы самоконтроля, обеспечивать оптимальный темп и ритм работы, воспитывать технологическую дисциплину.

Результаты экспериментальной работы показали, что использование унифицированных методов обработки сырья и материалов в учебной деятельности способствует не только совершенствованию технологических процессов, повышая производительность труда, снижая его материалоемкость, сокращая время выполнения отдельных операций, улучшая эстетические показатели качества объектов труда, но и позволяет стимулировать творческую активность обучаемых, благодаря которой создаётся продукт, отличающийся новизной.

ПЕ ДАТ АГ1ЧНЫЯ НАВУКІ

111

3. Формирование рефлексивного блока специальной компетентности учителя обслуживающего труда значимо в силу его ведущей роли в организации самоуправления собственной технологической деятельностью и придании ей творческого характера, а также необходимости подготовки к руководству прикладной деятельностью обучаемых. При разработке методики формирования рефлексивных умений мы столкнулись с необходимостью уточнения сущности и определения номенклатуры рефлексивных умений.

Мы определили рефлексивные умения как интеллектуальные действия, направленные на получение объективной информации о ходе и результатах педагогического взаимодействия, ее анализ и истолкование, обеспечивающие развитие профессиональной деятельности и личности.

Особенностью рефлексивной деятельности учителя обслуживающего труда является тот факт, что им оценивается не только субъектное взаимодействие педагога и обучаемого, но и взаимодействие обучаемого с предметом труда, что создает дополнительный пласт объектов рефлексии.

Основные действия, которые осуществляет учитель в ходе рефлексивной деятельности, это: выявление (недостатков и достоинств); установление (целей и задач); уточнение (содержания, хода педагогического процесса); сравнение (методов, форм, средств); сопоставление (различных фактов); обобщение (результата, полученного опыта); определение (эффективности; целесообразности) и т. и.

При разработке номенклатуры рефлексивных умений мы опирались на описание механизма рефлексивной деятельности О. С. Анисимовым и Г. П. Щедровицким [9], [10]. Его анализ позволил определить номенклатуру рефлексивных умений, функционирующих одновременно в двух пластах метадеятельности (собственная деятельность педагога и управляемая деятельность обучаемого). Внутри разработанной номенклатуры мы группировали рефлексивные умения по вектору их направленности (рисунок 3).

Собственная деятельность педагога

1

Управляемая деятельность учащегося

\

\

\

1

У

• устанавливать структуру деятельности и анализировать ее на основе системного подхода;

Ретроспективные • объективно (адекватно имеющимся условиям) оценивать

деятельность;

• устанавливать затруднение в деятельности и диагностировать его причины;

• обосновывать целесообразность предпринятых действий

. в категориях психолого-педагогической науки.

• аргументировать собственную точку зрения в категориях специальных технологий и методики преподавания;

Актуальные • осуществлять выбор средств реализации цели деятельности;

• фиксировать затруднение в деятельности;

____________

Перспективные

• корректировать деятельность в соответствии с ее условиями.

• прогнозировать затруднения и пути их преодоления;

• предвидеть возможные последствия преобразовательной деятельности и прогнозировать ее результаты;

• корректировать план преобразовательной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обосновывать целесообразность планируемых действий.

Л

У

~\

у

л

у

Рисунок 3 - Номенклатура рефлексивных умений учителя обслуживающего труда

Экспериментальная работа по формированию рефлексивного блока специальной компетентности предполагала целенаправленное развитие умений в соответствии с разработанной номенклатурой путем выполнения рефлексивных заданий и упражнений при изучении дисциплин технологического цикла в системе учебных занятий, в рамках исследовательской деятельности

112

ВЕСШК МДПУ імя I. П. ШАМЯК1НА

студентов, при прохождении учебно-технологических практик посредством системы рефлексивных заданий и упражнений, включенных в содержание всех видов учебной деятельности.

Проведённое нами исследование функционирования рефлексивного блока специальной компетентности позволяет утверждать, что рефлексивные умения являются мобильными и подвижными (действуют в разных видах технологической деятельности); интегративными (носят обобщённый характер и могут входить в структуру других умений); характеризуются сознательностью, интеллектуальностью, целенаправленностью и вариативностью способов достижения целей; владение ими обеспечивает предметно-профессиональное становление и развитие.

4. Накопление опыта творческой деятельности в области специальных технологий способствовало формированию у обучаемых творческого блока специальной компетентности. Мы искали возможность создания для студентов ситуаций, в которых максимально реализуются возможности и рефлексируется готовность включиться в творческую деятельность в области той или иной технологии. По нашему мнению, этим требованиям отвечает такой метод обучения, как творческое проектирование.

Целями организации творческого проектирования по технологическим дисциплинам были: создание условий для формирования личностно-значимого опыта индивидуальной и совместной творческой деятельности; овладение студентами умениями проектирования, конструирования, организации и анализа своей творческой исследовательской деятельности, самореализации в ней; прогнозиование аспектов развития собственной деятельности будущим учителем обслуживающего труда.

Специальная компетентность может интенсивно развиваться при разработке индивидуальнотворческих проектов, потому что эта работа активизирует интересы и мотивы, а также все стороны творческой направленности, при этом индивидуализируется задача, проблема, то есть и процесс работы, и ее результат.

Мы уделяли особое внимание разработке творческого проекта, как специфического способа развития креативности будущих учителей. Основными формами использования данного метода были учебные задания по изготовлению и презентации изделий, самостоятельная разработка зачетных объектов труда, курсовое проектирование, внеучебная творческая работа в кружках и др. В условиях творческого проектирования формируется ответственность не только за процесс труда, но и одновременно за его продукт и дальнейшее развитие; происходит осознание студентами всех этапов творчества; осуществляется рефлексия творческого процесса, активизируется мыслительная деятельность обучаемых.

Экспериментальная работа позволила сделать выводы, что активизация механизмов функционирования творческого блока специальной компетентности при выполнении проекта будет осуществляться более эффективно при выполнении ряда условий:

1) работа основана на самостоятельном творческом поиске, стимулирующем саморазвитие обучаемых;

2) студент занимается той проблемой, которая ему интересна, соответствует его способностям и возможностям; позитивно влияет на самооценку творческих умений;

3) проектная деятельность студентов способствует формированию и стимулированию мотивов творческой деятельности, познавательных интересов, стремления к самовыражению при помощи средств определенных материально-преобразующих технологий.

Выводы

1. Особенности специальной компетентности учителя обслуживающего труда проявляются в том, что он готовит учащихся к преобразовательной деятельности на основе познания механизмов ее осуществления. Описанное своеобразие предмета преподавания выдвигает особые требования как к личности педагога-предметника, так и к его деятельности. Специальная компетентность учителя обслуживающего труда представляет собой комплексную характеристику результатов обучения специальным дисциплинам, выражающуюся в готовности и способности эффективно осуществлять трудовое обучение в соответствии с нормативными требованиями.

2. Реализация разработанных организационно-методических основ в учебном процессе профессиональной подготовки педагога способствовала повышению уровня развития специальной компетентности будущего учителя обслуживающего труда по всем группам показателей.

ПЕ ДАТ АГ1ЧНЫЯ НАВУКІ

113

2.1 Применение логического структурирования учебного материала на занятиях по технологическим дисциплинам позволило организовать предъявление учебной информации в наиболее оптимальной для восприятия и усвоения форме, способствовало более глубокому пониманию технологических закономерностей и связей между основными понятиями и явлениями, способствовало повышению осознанности знаний, прочности их усвоения.

2.2 Разработка и внедрение в учебный процесс унифицированных технологий дали возможность сократить время выполнения отдельных операций, достичь повышения уровня развития технологических умений обучаемых. Как показали учебно-технологические практики, большинство студентов может предложить и обосновать выбор оптимальных методов обработки изделия, применение которых обеспечит достижение высокого качества изготовления объектов труда.

2.3 Основными условиями развития умений рефлексивного блока специальной компетентности являются специфическая формулировка учебных заданий и стимулирование рефлексивной деятельности обучаемого по анализу как собственной, так и управляемой им деятельности. О положительной динамике в рефлексивном блоке специальной компетентности свидетельствуют следующие показатели: изменение мотивов, побуждающих студентов к рефлексивной деятельности (от ложных к истинным); повышение потребности в осуществлении рефлексии собственной деятельности; изменение отношения к затруднениям в деятельности (от негативного к ценностному); повышение уровня сформированности рефлексивных умений; ориентация на саморазвитие собственной деятельности и личности.

2.4 Предопределяющими факторами эффективного формирования творческого блока специальной компетентности выступали увеличение удельного веса интенсивных методик организации прикладной творческой деятельности студентов в процессе учебных занятий и во внеучебное время; сочетание коллективной и индивидуальной творческой деятельности студентов; полная реализация творческого потенциала студентов в технологиях обработки швейных изделий и изготовления предметов декоративно-прикладного искусства с переходом внешнего управления в самоуправление.

Литература

1. Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. - М. : Высш. школа, 2007. - 639 с.

2. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Селевко. - М. : изд-во НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с.

3. Андреев, О. А. Техника быстрого чтения / О. А. Андреев, Л. И. Хромов. - Минск: Университетское, 1987. -204 с.

4. Колодочка, Т. И. Фреймовое обучение / Т. И. Колодочка // Школьные технологии. - 2005. -№ 1. - С. 140-142.

5. Остапенко, А. А. Крупноблочные опоры: составление, типология, применение / А. А. Остапенко, С. И. Шубин//Школьные технологии. - 2000. - № 3. - С. 19-33.

6. Лисейчиков, О. Минимум занятий - максимум отдачи / О. Лисейчиков, М. Чошанов // Народное образование. - 1990. - № 8. - С. 74-80.

7. Сохор, А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа / А. М. Сохор. -М. : Педагогика, 1974. - 192 с.

8. Труханова, А. Т. Технология женской и детской легкой одежды / А. Т. Труханова. - М. : Высш. школа, 2000. - 416 с.

9. Анисимов, О. С. Методология: функция, сущность, становление (динамика и связь времён) / О. С. Анисимов. - М. : ЛМА, 1996. - 380 с.

10. Щедровицкий, Г. И. Избранные труды / Г. И. Щедровицкий. - М. : изд-во «Школа культурной политики», 1995. - 800 с.

Summary

The article discovers the essence of the technical competence of a craft teacher. Trough the revealing of subject peculiarities, the main topic is defined as the complex characteristic of studying results, regarded to technical disciplines. This characteristic denotes the availability and capability to accomplish craft education according to the standard demands effectively. The content of cognitive, operative, reflective and constructive components of the technical competence is determined in the article. Organizational and methodological basics of formation system of the technical competence were described as well as the efficiency of its involving into the preparation process of craft teachers.

Поступила в редакцию 12.11.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.