З.А. Аллаяров
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ1
Ключевые слова: модель образования, инновационное развитие, единый государственный экзамен, системные изменения, кластерный тип.
Keywords: formation model, innovative development, uniform graduation examination, system changes, claster-type.
Аннотация: В статье раскрываются необходимые условия формирования современной модели образования в рамках инновационного развития республики.
Аbstract: In article necessary conditions of formation of modern model of formation within the limits of innovative development of republic reveal.
Прошедший учебный год стал годом масштабного внедрения в образование республики системных изменений, подведения основных итогов: завершена реализация Программы развития системы образования Республики Башкортостан на 2004-2008 годы; с начала 2008/2009 учебного года финансирование муниципальных школ производится по нормативно-подушевому принципу; с 1 января 2009 года во всех учреждениях образования внедрена новая система оплаты труда; начался перевод учреждений с бюджетного на автономную форму. Итоговую аттестацию выпускники школ этого года сдали в форме ЕГЭ, действующего в штатном режиме. В системе дошкольного образования внедряются альтернативные формы, такие как
1 Из выступления министра образования Республики Башкортостан З.А. Аллаярова на республиканском совещании по образованию (Баймакский район, с.Ургаза, 7 августа 2009 г.).
группы семейного воспитания, гувернерская служба в Уфе, Стерлитамаке, Давлекановском, Мелеузовском, Уфимском районах. Эти и другие системные нововведения приводят к тому, что обстановка, в которой предстоит работать республиканской системе образования в новом учебном году, кардинальным образом будет отличаться от прежней. Нельзя не отметить, что благодаря государственной финансовой поддержке системы образования Башкортостана создан мощный задел прочности. Кризисные явления в экономике не оказали сильного воздействия на государственную поддержку республиканской системы образования, расходы на функционирование которой за последний год не только не уменьшились, а по некоторым направлениям даже возросли. В качестве важного результата этого процесса отметим рост заработной платы работников образовательных учреждений в 2009 году на 24,8 % по сравнению с прошлым годом.
Свидетельством внимания и заботы руководства республики о будущем, личной действенной поддержки Президента Башкортостана М.Г. Рахимова является открытие 1000-й новой школы. За последние два десятилетия более двухсот тысяч школьников получили возможность обучаться в современных здоровьесберегающих условиях. За последний год Правительством республики было принято немало целенаправленных решений по повышению объемов капитального строительства, ремонту аварийных школ, укреплению материально-технической базы, обеспечению комплексной безопасности, включая пожарную, всех государственных образовательных учреждений с круглосуточным проживанием детей. Несмотря на завершение в прошлом году на федеральном уровне поставок автобусов для сельских школ в рамках нацпроекта, республика самостоятельно продолжила реализацию этого направления, и до базовых школ уже в этом году дойдут более шестидесяти новых автобусов.
Улучшены экономические показатели образования. При сокращении общей численности учащихся, показатель средней наполняемости классов-комплектов к 1 сентября этого года увеличится до 15,49 учащихся по сравнению с 14,86 в сентябре 2008 года. Уменьшилось с 17,7 % до 16,2 % число школьников, обучающихся во вторую смену. Увеличилось на 16,4 % по сравнению с прошлым годом количество обучающихся в профильных Х-Х1 классах. Улучшились собственно образовательные показатели. Определилась динамика роста числа победителей всероссийской олимпиады школьников по годам: если в 2005 году их было всего
пятнадцать, то в 2009 году этот показатель возрос до двадцати девяти. По количеству учителей - победителей конкурса приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 году Республика Башкортостан занимает третье место в стране. Увеличилось число победителей нацпроекта среди учреждений профессионального образования - с двух в 2007 году до одиннадцати в 2008/2009 учебном году, что позволило привлечь в республику из федерального бюджета и средств работодателей почти 500 млн. рублей. Большинство обучающихся (99,3 %) изучают башкирский язык как государственный; увеличился охват детей дополнительным образованием с 69,1 % до 72,2 %; как положительный фактор воспитательной деятельности педагогов следует отметить сокращение на 30,1 % по итогам первого полугодия 2009 года количества школьников, совершивших правонарушения.
Дальнейшие перспективы развития системы образования широко обсуждаются общественностью и связываются с развитием инновационной экономики. В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года формируется современная модель образования. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Прошел этап общественного обсуждения и идет процесс принятия федеральных государственных стандартов общего образования нового поколения. Основные идеи этих документов нашли отражение в принятой Республиканской программе развития образования на 2009-2013 годы.
В перспективе должна быть создана современная республиканская модель образования с оптимальной структурой сети учреждений. В ближайшие годы необходимо довести численность детей, получающих образование в современных условиях, до 70 %; обеспечить охват 63 % детей разными формами дошкольного образования; увеличить до 40 % долю обучающихся, участвующих в конкурсном и олимпиадном движении; внедрить эффективные механизмы оценки качества образования; модернизировать профессиональное образование в соответствии с потребностями развивающейся экономики; перевести все образовательные учреждения на нормативный принцип финансирования и новую систему оплаты труда.
Достижение поставленной цели предполагает, прежде всего, продолжение начатых системных изменений. Ключевыми понятиями современной модели образования являются высокое качество предоставляемых образовательных услуг и их
доступность для всех детей. Сегодня в республике формируется многофункциональная система дошкольного образования, призванная обеспечить полноценное развитие дошкольников с учетом потребностей каждой семьи. В данной системе, прежде всего, нас волнуют две проблемы: охват дошкольным образованием всех желающих и обеспечение равных стартовых возможностей всем детям, приходящим в первый класс.
В настоящее время охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 6 лет составляет 59,2 %. В Стерлитамаке, Кумер-тау, Нефтекамске, Давлекановском, Дуванском, Ишимбайском и Туймазинском районах данный показатель значительно превышает средний республиканский. Вместе с тем, отмечается низкий охват дошкольным образованием в Архангельском, Калтасинском, Миш-кинском районах. Наша республика стала одним из семи пилотных регионов Российской Федерации для проведения апробации вариативных организационных моделей и форм дошкольного образования. В плане развития модели дошкольного образования стоит задача по полному охвату детей 5,5-6,5 лет предшкольной подготовкой, причем на базе не только дошкольных учреждений, но и школ, учреждений дополнительного образования детей. Особенно это актуально для сельской местности.
В системе общего образования начата масштабная работа по оптимизации структуры и созданию сети базовых школ. В течение учебного года разработаны соответствующие муниципальные программы, определена перспектива каждой школы. За истекший год в различных формах реорганизованы 335 школ, до начала учебного года планируется реорганизация еще 132 школ, что составит 21 % от их общей численности. Позитивные результаты оптимизации сети образовательных учреждений достигнуты в Альшеевском, Балта-чевском, Ишимбайском, Мечетлинском, Чекмагушевском районах; недостаточное внимание этому процессу уделяется в Иглинском, Кигинском, Салаватском районах.
Вокруг проблемы оптимизации сети школ, определения будущего сельской школы разворачивается немало бурных дискуссий. С одной стороны, приводятся объективные доводы о том, что функционирование и развитие малокомплектных сельских школ влекут за собой неоправданные материальные затраты, не гарантируют высокого качества образования, не соответствуют условиям внедрения нового поколения государственных образовательных стандартов и др. С другой стороны, выдвигается тезис о неоспоримой роли сельской школы в воспитании сельского труженика, решении демографической проблемы, ее существовании как базовой соци-
альной категории. Верно и то, и другое. Однако детальный анализ ситуации, проведенный с учетом современных тенденций развития образования в русле идей национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», региональных и местных условий, диктует необходимость изменения положения сельской школы. Поэтому формирование в республике сети базовых школ с организацией транспортного подвоза детей в них из близлежащих населенных пунктов остается актуальной задачей, исходя из современной модели образования.
Оптимизация сети осуществляется и на других уровнях образовательных учреждений: закрыты сорок одно представительство и два филиала вузов, что снизило вероятность получения некачественного профессионального образования; за последние два года путем присоединения реорганизованы четыре учреждения начального профессионального образования; планируется обновление педагогического, аграрного, технического образования путем создания кластеров на базе профильных университетов.
Необходимо отметить, что в ходе мероприятий по переходу на новые финансово-экономические механизмы общая численность работников школ в 2008-2009 годах сократилась более чем на пятнадцать с половиной тысяч человек, из них пять тысяч педагогов. Перевод учреждений начального и среднего профессионального образования республики на нормативное финансирование также приведет к существенному повышению заработной платы работников, в том числе за счет оптимизации расходования бюджетных средств и сверхнормативной штатной численности работников.
Принимаются меры по достижению оптимальных экономических показателей. Высокие показатели по средней наполняемости классов, численности обучающихся, приходящихся на одного учителя, отмечаются в г.г. Уфе, Стерлитамаке, Октябрьском, Салавате, Сибае, в Белебеевском, Дюртюлинском, Ишимбайском, Туймазинском, Уфимском районах; низкие - в Аскинском, Бураевском, Зилаирском, Стерлибашевском, Федоровском районах. В целом, принимаемые поэтапные меры должны привести к повышению количества учащихся, приходящихся на одного учителя с 9,3 до 10,1 и довести показатель средней наполняемости классов-комплектов до 15,7 учащихся.
Министерством образования совместно с Министерством финансов ведется мониторинг финансово-экономической деятельности систем образования районов и городов, практически каждого образовательного учреждения в условиях нормативно-подушевого финансирования и перехода на новую систему оплаты труда. Как и
предполагалось, не все муниципальные образовательные системы оказались готовы к нововведениям. В начале года в тридцати восьми муниципальных образованиях рассчитанные по нормативному методу объемы субвенций на заработную плату работников были ниже объемов на имеющуюся сеть учреждений и штатные расписания. К настоящему времени, даже с учетом проведенных оптимизационных мероприятий, двадцать восемь муниципалитетов пока не укладываются в нормативные объемы субвенций. Проверки в двадцати четырех районах и городах показали, что резервы снижения неэффективных расходов в них не исчерпаны. Так, в плане оптимизации сети общеобразовательных школ Иглинского района не предусматриваются мероприятия по их реструктуризации, что привело к увеличению количества малокомплектных школ с шестнадцати в 2008 году до восемнадцати в 2009 году. Из сорока семи школ только в десяти достигается нормативная средняя наполняемость классов-комплектов. Ожидаемый объем неэффективных расходов в сфере общего образования по этому району за 2009 год составит 83,7 млн. рублей. Такая ситуация сегодня просто недопустима. Значительные резервы по снижению неэффективных расходов Иглинскому району нужно использовать уже в этом году.
Для проведения качественного анализа имеющихся проблем районами и городами, Министерство образования разработало и внедрило систему индикативной оценки эффективности деятельности образования. Она включает шестьдесят два показателя, представленных в форме рейтингов и объединенных в девять основных групп. Содержание образования является существенной составляющей его современной модели. Новые федеральные государственные стандарты решают задачу приведения его в соответствие с требованиями времени, их внедрение планируется начать с 2010 года. Изучение родных языков и башкирского как государственного, несмотря на отмену понятия «национально-региональный компонент», будет продолжено, законные права детей обучаться на родном языке будут соблюдены, для чего имеются все законодательные и правовые основания. Достижение нового качества - ключевая идея развития современного образования, многопрофильного, многофункционального и непрерывно совершенствующегося в соответствии с требованиями времени. Министерство образования совместно с Управлением по контролю и надзору в сфере образования приступило к созданию республиканской системы оценки качества образования, охватывающей все его уровни - от дошкольного до профессионального. В создаваемой системе основным инструмен-
том внешней оценки знаний обучающихся с этого года стал единый государственный экзамен.
В 2009 году в Республике Башкортостан ЕГЭ проводился по тринадцати общеобразовательным предметам с охватом 32,7 тыс. человек. Полученные результаты в целом сопоставимы со среднестатистическими показателями по Российской Федерации. Средний балл по русскому, немецкому и французскому языкам чуть ниже, чем по России, по другим предметам результаты несколько выше. С этого года изменились правила учета результатов ЕГЭ при окончании школы. Пятьсот восемьдесят пять выпускников (2 %), которые не смогли сдать экзамены по обязательным предметам, т.е. по русскому языку и математике, не получили аттестаты. Более глубокий анализ результатов ЕГЭ еще предстоит выполнить, но первые выводы уже можно сделать. Сравнение результатов обучения в различных муниципальных образованиях показывает 100%-й результат по всем предметам в Бурзянском, Гафурийском, Ермекеевском, Ку-гарчинском, Куюргазинском, Чекмагушевском районах. Данная картина представляется аномальной: даже в районах города Уфы удельный вес сдавших ЕГЭ варьируется от 94,3 до 99,3, а в среднем по городам этот показатель составил 98,4 %.
Серьезное беспокойство вызывают пятьдесят два выпускника, получивших по отдельным предметам максимальную (100-балльную) оценку. Сомнителен сиюминутный успех отдельных школьников из Аургазинского, Баймакского, Кугарчин-ского, Кушнаренковского, Татышлинского, Хайбуллинского районов, г.г. Уфы, Кумертау, которые, не являясь призерами олимпиад и не имея высоких текущих оценок, не претендуя на медаль, все же смогли набрать 100 баллов, чего в отдельных случаях не достигли даже победители всероссийских олимпиад. Причинно-следственные связи этих явлений анализируются, и одна из них в том, что результаты ЕГЭ входят в число показателей оценки эффективности деятельности муниципальных районов и городских округов, по которым формируется рейтинг муниципалитетов. Некоторые руководители местных органов власти рискнули их «улучшить» следуя девизу: «цель оправдывает средства». Это недопустимо, нельзя становиться «заложниками» ситуации, опасно у молодых людей, приступающих к самостоятельной жизни, подрывать доверие к власти. Необоснованно высокие рейтинги негативно сказываются на имидже республики в масштабах страны. Более того, благодаря современным электронным коммуникациям факты подобных нарушений моментально становятся общеизвестными, они представ-
ляют серьезный повод для размышлений на районных и городских августовских совещаниях.
В условиях введения ЕГЭ особое значение приобрело развитие олимпиадного движения, важным показателем которого стало увеличение более чем в два раза по сравнению с 2004 годом количества медалей разного достоинства, завоеванных школьниками республики на всероссийских олимпиадах. География призовых мест включает Уфу, Стерлитамак, Нефтекамск, Сибай, Салават, Октябрьский, также Аскинский, Аурга-зинский, Белорецкий, Давлекановский, Мелеузовский, Туймазин-ский, Куюргазинский, Чишминский, Янаульский районы.
Эффективная реализация современной модели образования тесно связана с повышением активности и конструктивности общественного участия в управлении образованием. Однако многие созданные советы носят формальный характер, и их функции зачастую исчерпываются сбором внебюджетных средств. В связи с этим Министерством образования республики готовится проект соответствующей программы, включающей создание собственных регулярно обновляемых сайтов в сети Интернет, систематическую публикацию всеми учреждениями отчетов об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности.
Одним из ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является усиление на межведомственной основе мер по обеспечению здоровьесбере-жения обучающихся: более широкое использование возможностей спортивных сооружений, оздоровительных центров, особенно с круглогодичными условиями работы; формирование культуры здорового образа жизни; полноценное развитие личности обучающегося. Свободное от уроков время - ценнейший ресурс самообразования и дополнительного образования детей, расширения пространства для творчества и проявления инициативных действий. К 2012 году каждый школьник за счет бюджетных средств получит в среднем не менее двух часов в неделю на факультативную образовательную деятельность. Базовое общее и дополнительное образование - равноправные партнеры в процессе становления личности. Подобная практика успешно осуществляется в городах Стерлитамак, Салават, Октябрьский, Сибай, Уфа, Альшеевском, Благовещенском, Гафу-рийском, Дюртюлинском, Мелеузовском, Миякинском, Стерлита-макском, Чекмагушевском районах.
Существенные перемены ожидают нас и в профессиональном образовании. Подготовка кадров будет вестись на основе Сводного
прогноза потребности экономики в рабочих кадрах и специалистах, сформированного Министерством экономического развития Республики Башкортостан. В этом учебном году количество бюджетных мест в учреждениях профессионального образования сохранено на уровне прошлого года. В рамках национального проекта, благодаря привлечению средств из федерального бюджета и средств работодателей, осуществляется модернизация материально-технической базы, создаются условия для подготовки кадров для современного производства. В итоге улучшается трудоустройство выпускников и возрастает интерес предприятий к этим учреждениям. Предлагается использовать учреждения, переоснащенные за счет средств национального проекта, для переподготовки, повышения квалификации и опережающего обучения высвобождаемых работников и лиц, находящихся под угрозой увольнения. Учреждения профессионального образования имеют возможность переподготовить до 104 тыс. человек в год.
Под особый контроль поставлено трудоустройство выпускников учреждений профобразования. По данным на 1 августа, нетрудоустроенными могут остаться 6 % выпускников (по РФ -более 11 %). Об этом извещены республиканское управление занятости и администрации районов, городов. Для стажировки двух тысяч восьмисот выпускников предложены двести шестьдесят три предприятия, администрациям районов и городов необходимо обратить самое серьезное внимание на проблему трудоустройства данной категории молодежи. В этом году для республиканских МТС была организована переподготовка кадров для работы на импортной технике на базе агроуниверситета и тринадцати училищ. Следует отметить, что в области аграрного профессионального образования сложился эффективно действующий кластер, включающий профильное министерство, образовательные учреждения различного уровня, сельхозпроизводителей. Благодаря этому, принят Указ Президента Республики Башкортостан о поддержке выпускников сельских училищ; четыре из них победили в нацпроекте «Образование», им передаются сельскохозяйственная техника и оборудование. Подобную кластерную систему должны создать и другие отраслевые ведомства.
Наряду с существующими направлениями национального проекта «Образование», появляются новые, в которых Республика Башкортостан начинает принимать активное участие: шестьдесят детей-инвалидов уже в этом году будут иметь возможность получать образование в дистанционной форме; по-
бедителем нацпроекта по развитию школьного питания стал проект нашей столицы - г. Уфы.
В Год молодежи в Российской Федерации, Год поддержки и развития молодежных инициатив в Республике Башкортостан во всех образовательных учреждениях должна вестись подготовка к празднованию шестьдесят пятой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, двухсотлетия победы России в Отечественной войне 1812 года. В качестве гуманитарной инновации в ряде школ предстоит экспериментальное освоение с марта 2010 года учебного курса «Духовно-нравственное воспитание», способствующего гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.
Мы поддерживаем предложение Президента республики М.Г. Рахимова о проведении в будущем году Х Съезда учителей Республики Башкортостан, посвященного Году учителя в Российской Федерации, что послужит повышением социального статуса и престижа педагогической профессии, мастерства и формирования позитивного образа нашего учителя, обладающего профессиональным потенциалом для эффективного решения стоящих перед системой образования проблем и обеспечения ее дальнейшего прогресса.