Научная статья на тему 'Формирование современной концепции архитектурно-планировочной организации школьного здания'

Формирование современной концепции архитектурно-планировочной организации школьного здания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / SCHOOL BUILDINGS / MODERN CONCEPT / INFORMATION SOCIETY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маметаева Динара Руслановна,

В статье отражены основные принципы формирования современной концепции архитектурно-планировочной организации школьного здания, даны рекомендации по организации новых функциональных зон в школьном здании: информационного центра, общего коммуникативного пространства, помещений дополнительного образования. Рассмотрены способы приспособления школьного здания к новым эксплуатационным изменениям и образовательным технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маметаева Динара Руслановна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the modern concept of architectural and planning organization of the school building

The article reflects the basic principles of the formation of the modern concept of architectural and planning organization of the school building, provides recommendations for the organization of new functional areas in the school building: information center, General communication space, additional education facilities. The ways of adaptation of the school building to new operational changes and educational technologies are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование современной концепции архитектурно-планировочной организации школьного здания»

Д.Р. Маметаева, магистрант

Научный руководитель — Л.Ф. Фёдорова, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

D. Mametaeva, MA student

Scientific advisor L. Fedorova, Associate Professor

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Формирование современной концепции архитектурно-планировочной организации школьного здания

Formation of the modern concept of architectural and planning organization of the school building

В статье отражены основные принципы формирования современной концепции архитектурно-планировочной организации школьного здания, даны рекомендации по организации новых функциональных зон в школьном здании: информационного центра, общего коммуникативного пространства, помещений дополнительного образования. Рассмотрены способы приспособления школьного здания к новым эксплуатационным изменениям и образовательным технологиям.

Ключевые слова: школьные здания, современная концепция, информационное общество, образование

The article reflects the basic principles of the formation of the modern concept of architectural and planning organization of the school building, provides recommendations for the organization of new functional areas in the school building: information center, General communication space, additional education facilities. The ways of adaptation of the school building to new operational changes and educational technologies are considered.

Keywords: school buildings, modern concept, information society, education

Введение

Образовательная среда школьного здания является связующей нитью между разносторонним развитием личности учащихся и окружающей их действительностью. В информационном обществе происходят глобальные перемены, включая образовательное пространство школ. Физическое и психологическое состояние учащихся зависит от той среды, в которой они находятся. Вследствие этого, необходимо учитывать не только прямое воздействие на учащихся через образовательные технологии, но и через их окружающую материально-пространственную среду, вести поиск новых современных подходов в проектировании, моделировать функциональные процессы в школьном здании и на его прилегающей территории. Школьное здание должно стать основным образовательным ресурсом, подготовить молодое поколение к жизни и успешной самореализации в обществе, обеспечить безопасность и комфорт пребывания в нём.

НОЭМА | N'OHMA 2019 № 2 (2)

Эссе | Essay

Основная часть

Система образования в современном мире является одним из важнейших факторов для развития культуры и инноваций. Новые методы образования внедряются в обучение учащихся, корректируются учебные программы, появляются новые предметы. Успешность осуществления данных программ зависит от уровня наполнения и оснащенности пространства, в котором происходит обучение.

Внутренние процессы школьного образования постоянно развиваются и подвергаются изменениям. На сегодняшний день требования к проектированию школьных зданий должны иметь прогностический характер в целях адаптации к быстро меняющимся и прогрессирующим педагогическим требованиям, а также обладать инновационно-опережающими качествами. Архитектурное пространство школьного здания должно иметь возможность перестраиваться, формировать гибкие связи между различными его частями.

При создании архитектурной среды школьного здания важным аспектом является закрепление и выделение школьных процессов. Трансформация одного и того же пространства дает возможность эффективнее использовать здание школы.

Характерной особенностью модели современной школы является вариативность учебных помещений: лекционные аудитории для работы с потоком, места для работы с малой группой, учебные классы для индивидуальных занятий.

Учебные классы в школьном здании должны быть различного объема и конфигурации для более мобильного и гибкого процесса обучения, иметь возможность объединения учебных кабинетов в один, а также разделения одного класса на несколько самостоятельных частей.

Идея трансформации может быть использована не только для учебных помещений, но и для общественной зоны. Открытое коммуникативное пространство можно превратить в более изолированный актовый зал, спортивную зону разделить от основного спортивного зала на изолированные спортивные зоны для проведения занятий по физкультуре. Универсальная аудитория школьного здания может быть задействована для проведения занятий с потоком, а также как малый зал для массовых мероприятий. Для внеурочной работы студий и кружков могут быть использованы учебные классы для индивидуальных занятий.

Включение трасформирующихся перегородок в помещениях школьного здания также позволяет создать гибкое трасформируемое пространство [1 с. 78].

Учителям время от времени необходимо проводить учебные занятия не с целым классом, а с небольшой группой учащихся. Трансформирующаяся перегородка в данном случае, разделив учебный класс от основного помещения на несколько зон, создаст восприятие визуального отделения учебного кабинета от общего пространства.

В современном обществе учащиеся нуждаются в организации специализированного центра с открытом доступом ко всем информационным ресурсам. Часть фонда библиотеки необходимо выносить в рекреационные пространства с организацией мест для чтения и возможностью использования

Д.Р. Маметаева. Формирование современной концепции архитектурно-планировочной организации школьного здания

компьютера с доступом к интернету. Информационных зон может быть несколько, или одна, но расположенных в шаговой доступности для учащихся.

Внеурочная работа в школьном здании все чаще начинает приобретать равное значение с урочной. Отсюда возникает потребность в расширении пространства для работы в студии, кружковой работы и творческих дел. Помещения дополнительного образования позволят приблизить помещения для досуга к месту жительства учащихся конкретного микрорайона для проведения с пользой своего свободного времени. Сейчас существует огромное многообразие направлений работы дополнительного образования: физкультурно-оздоровительное, эколого-биологическое, туристическое, художественное творчество, техническое, связанное с радиотехникой, автоматикой и электроникой [2].

На сегодняшний день возникает проблема недостатка физической активности учащихся, поэтому необходимо модернизировать школьное здание для новых оздоровительных технологий и их универсального использования: бассейна, спортивного и тренажерного залов. Занятий спортом только на уроках физкультуры недостаточно, вследствие этого необходимо создать условия для физической активности и подвижных игр на переменах и во внеучебное время. Решением данной проблемы может стать создание дополнительных малых залов для спортивных занятий, открытых в любое время, а также организация спортивных зон в рекреации.

В современном обществе высока потребность в социализации, навыки приобщения к социуму должны прививаться в школе. Создание открытого общешкольного коммуникативного пространства даст возможность организовать специальное место встреч, где будут пересекаться все школьные потоки. Общешкольное пространство может быть организовано в виде информационной зоны, просторного входного узла, форума, зимнего сада, большого кармана в рекреации или атриума [3]. Для достижения максимального комфорта рекомендуется совмещать общешкольное коммуникативное пространство с «зелёной зоной». Включение «зелёной зоны» во внутреннее пространство школьного здания способствует положительному воздействию на состояние учащихся, помогает восполнить нехватку взаимодействия с природой в холодное время года [4].

Помимо открытых общешкольных пространств необходимо предусматривать места тихого отдыха и зон для общения малыми группами. В качестве таких островков отдыха может быть использована группа мягкой мебели, отделенная от остального пространства перегородками, или точечно внедренная в общее пространство полузакрытая конструкция.

На сегодняшний день актуальным становится вопрос адаптации школьного здания в условиях быстро изменяющегося общества. Перспективные возможности предполагаемой адаптации диктует принцип трансформации и разномас-штабности пространства, рациональная планировка и группировка помещений, универсализация пространств, активация физкультурно-оздоровительной деятельности, включение природных элементов. Внедрение инновационных технологий в образовательное пространство позволит школьному зданию избежать быстрого устаревания и утратить статус уникального архитектурного объекта.

НОЭМА | NOHMA 2019 № 2 (2)

Эссе | Essay

Заключение

На современном этапе развития необходима разработка современной концепции архитектурно-планировочной организации школьного здания нового типа для эффективного образовательного процесса, а также для создания экологически безопасной среды, способствующей сохранению здоровья учащихся. Для обеспечения современного технического оснащения процесса обучения в школьном здании необходимо создание полноценного функционального пространства. Архитектурно-планировочная организация школьного здания должна быть гибкой и податливой изменениям.

Список литературы

1. Степанов В.И., Дворкина Е.Б. Новые типы средних общеобразовательных школ с гибкой планировочной структурой. — М., Стройиздат, 1978.

2. Реутская И., Гомонова И.В. Архитектурная среда школы как базовая составляющая процесса гуманизации образования. Архитектура и строительные науки. — 2013. — № 3, 4 (16, 17).

3. Позняк С.В. Архитектурно-планировочная организация школьного здания в условиях информационного общества (на примере Самары). Автореф. дисс ... канд архитектуры. — Нижний Новгород. — 2009. — 23 с.

4. Нефёдов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. — СПб, 2002. — 295 с.

References

1. Stepanov V.I., Dvorkin, E.B. Novyye tipy srednikh obshcheobrazovatel'nykh shkol s qibkoy planirovochnoy strukturoy [New types of secondary schools with flexible planning structure]. Moscow, 1978.

2. Reutskaya I, Gomonova I.V. Arkhitekturnaya sreda shkoly kak bazovaya sostavlyayushchaya protsessa qumaniza-obrazovaniya [The architectural environment of the school as a basic component of the process of humanization of education]. 2013.

3. Poznyak S. V. Arkhitekturno-planirovochnaya orqanizatsiya shkol'noqo zdaniya v usloviyakh informatsionnoqo obshchestva (na primere Samary) (avtoref. kand. dis.) [Architectural and planninq orqanization of the school buildinq in the information society (on the example of Samara) (Cand. Dis. Thesis)]. Nizhny Nov-qorod, 2009, 23 p.

4. Nefedov V. A. Landshaftnyy dizayn i ustoychivost' sredy [Landscape desiqn and environmental sustainability]. Saint-Petersburq, 2002, 295 p.

Маметаева Динара Руслановна, магистрант 2 курса кафедры архитектуры НГУАДИ. E-mail: [email protected]

Фёдорова Людмила Фёдоровна, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры НГУАДИ

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 20.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.