УДК 07; 93: 93/94
ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ С ПОМОЩЬЮ МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ В 1920-1930 гг. (на примере Донской области)
А.В. Сароглиди
Б01 10.23683/2072-0181-2017-90-2-68-71
После прихода большевиков к власти пначалось формирование новой советской государственной машины. Одним из непременных условий ее существования было завоевание поддержки миллионов людей. Важная, если не решающая, роль в этом процессе отводилась идеологической работе. Для ее осуществления были необходимы разнообразные, а главное, действенные средства и механизмы распространения идеологических формул и установок, через призму которых народ и особенно молодежь должны были воспринимать окружающий мир. Именно пресса, как самый доступный источник информации, являлась одним из мощнейших средств, способствовавших формированию тех или иных мировоззренческих взглядов.
Анализ различных формвзаимовлияния и взаимодействия социально-мировоззренческой пропаганды в печати и идеологии проведен в исследованиях Е.А. Блажнова, Я.Н. Засурско-го, СВ. Цукасова, В.П. Прохорова, В.Б. Учё-новой и др. Комплексное исследование, посвященное формированию системы партийно-государственного управления средствами массовой информации Советской России в 1920-1930-е гг., было проведено В.Э. Руга [1]; А.В. Бабайцев изучает политическую символику [2], А.В. Малышев исследовал средства массовой информации Юга России в годы Великой Отечественной войны [3], а А.Ю. Рожков проследил повседневную жизнь в группах сверстников в советской России 1920-х гг. [4].
В целом современные исследователи едины в понимании того, что в поиске способов повышения эффективности идеологической пропаганды посредством местной печати важно принимать во внимание ее сущностные качества и функции. Они проявляются в обе-
Сароглиди Ангелина Владимировна - аспирант Южного федерального университета, 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая 33, e-mail [email protected].
спечении жителей актуальной социальной информацией, необходимой для интенсификации всех социально-экономических процессов, включения трудящихся в систему управления, местного самоуправления, консолидации жителей как социально-исторической, территориальной общности.
Тем не менее, важное значение имеет изучение вопросов, связанных с документированием мировоззрения основной части населения, а особенно молодежи в период политической нестабильности и экономического кризиса. Местная печать, представляя собой один из важнейших элементов системы социальной интеграции, является важнейшим фактором, который в сложившихся условиях обеспечивал идеологическую поддержку проводимых новообразований.
Основная масса пропагандистских мер советского правительства в 1920-1930-е гг. была направлена на формирование новой идеологии и ее внедрение в сознание людей. Особый интерес представляет вопрос выявления роли, степени, принципов пропаганды молодежи в Донской области в рассматриваемый период.
Важнейшую роль для изучения заявленной темы играют документы, представленные в местных архивах - Государственном Архиве Ростовской Области (ГАРО) и Центре Документации Новейшей Истории (ЦДНИИРО). В частности, в Ф.5 "Дон. окружком ВКП(б)" ЦДНИРО собрана информация о печатных изданиях. Ф. Р-88 "Издательство "Советский Юг", г. Ростов-на-Дону, 1924-1926 гг., 36 ед. хр." и Ф. Р-89 «Объединение издательств "Трудовой Дон" и "Советский Юг" Северо-Кавказского краевого акционерного общества издательского и печатного дела (Севкавиздат), г. Ростов-на-Дону, 1923-1926 гг.» позволяют познакомить-
Angelina Saroglidi - Southern Federal University, 33 Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344082, e-mail [email protected].
ся с прессой и представленной в ней пропагандой.
В 20-30-е гг. XX в. одной из целей, стоявших перед государством, являлась необходимость привлечь молодежь в ряды комсомольцев и пионеров. С этой целью был создан высший идеологический орган управления всей области культуры - отдел агитации и пропаганды ЦК РКП (б) (Агитпроп), в который входила коллегия с представителями отделов ЦК, Наркомпроса, Политуправления РККА, ЦК комсомола и другие, а также четыре подотдела, одним из которых был отдел печати, отвечающий за вопросы пропаганды новой идеологии в средствах массовой информации. Постепенно пресса становится неотъемлемым средством заполнения идеологического вакуума, сформировавшегося после отказа от прежних политических и социальных ценностей.
Основной задачей прессы во второй половине 1920-х гг. становится обслуживание актуальных проблем РКП(б), а также ее политических кампаний (коллективизация, режим экономии и т.д.). Положение об укреплении сталинской политики закрепило в прессе Постановление ЦК ВКП (б) от 3 октября 1927 г. "Об улучшении партийного руководства печатью".
Решающей для проведения агитационной деятельности явилась работа В.И. Ленина "Партийная организация и партийная литература", послужившая главным толчком превращения печати в высокоэффективный метод агитации и пропаганды: "Газета - не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор" [6, с. 101]. Важным стало принятие резолюции о печати XII съезда РКП(б), согласно которой для каждого основного слоя читателей необходимо было создать особую газету: "Имея целую систему журналов и газет, партии необходимо распределить между ними сферу деятельности, чтобы каждое издание ориентировалось на определенный слой читательской массы" [7]. Данная резолюция была полностью реализована в 1920-30-е гг. в таких известных газетах и журналах, как "Правда", "Большевистская печать", "Большевик", "Лава", "Большевистская смена", "Ленинские внучата" и других через редакционные статьи, публикации выступлений партийных функционеров и обзоры периодической печати. Важнейшими требо-
ваниями журналистики стали партийность периодической печати, народность.
В 1922 г. утверждается государственная сеть газет - 232 газеты. Местная пресса должна была быть организована по единой схеме: массовые рабоче-крестьянские политические и производственные газеты; партийный еженедельник или двухнедельник и "Известия" губисполкома. В уездах следовало издавать популярные политические газеты для крестьянства. Кроме того, появилось более 300 частных изданий, порожденных нэпом, которые были рассчитаны на деловых людей, предпринимателей, массового читателя-обывателя.
В Донской области в 1920-1930 гг. уделялось повышенное внимание к воспитанию молодежи. Ведущая роль в этом вопросе была отведена местной газете. Кроме того, создаются новые издания большевистской печати. В 1922 г. выходит "Рабочая газета" -массовое всероссийское издание, рассчитанное на прямое общение с читателями. Издание предусматривало получение от своих читателей как можно большего количества писем, которые редакция могла бы использовать в своих статьях. У газеты появились многочисленные журналы-приложения: "Крокодил", "Работница", научно-популярный журнал "Хочу все знать", иллюстрированный журнал "Экран", "Листок рабкора", издаваемые для основной массы трудящихся. Пропагандистская машина приобретала по-настоящему массовый мхарактер. Создавалось много газет и журналов на национальных языках. Организовались специализированные СМИ для крестьян, рабочих, молодежи, работников образования. В 1925 г. в стране издавалось 589 газет. Возникли новые центральные газеты - "Комсомольская правда", "Пионерская правда", военная газета "Красная звезда" [8].
В 1928 г. Донской окружной комитет ВЛКСМ изучил красные уголки округа, после чего были сделаны заключения о малоэффективной работе в них комсомола, прежде всего из-за отсутствия специально закрепленного за данной работой комсомольского актива [9, с. 3]. Редакции печатных изданий совместно с комсомольскими активистами стали активно организовывать громкие читки газет и журналов, а затем проводить по ним обсуждения, лекции и доклады по бытовым проблемам.
Осознавая большое влияние местной печати в коммунистическом воспитании молодежи, летом 1928 г. ЦК ВКП (б) принял Постановление "О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати", в котором говорилось о количественном и качественном увеличении комсомольских и детских газет и журналов. Основной целью юношеской и детской печати было "коммунистическое воспитание молодежи, внедрение традиций большевистской партии" параллельно с повышением уровня культуры. Для этого власти предлагали увеличить субсидирование комсомольских печатных изданий, писать книги, посвященные воспитанию чувства коллективизма и интернационализма [9, с. 10].
Партийное руководство настойчиво пропагандировало идеи коллективизации в детских журналах и газетах, называя детей и подростов "юной сменой" и возлагая на них большие надежды. Так появились детские периодические журналы и газеты, ориентированные на детей от 6 до 12 лет. К ним относились читаемые также на Дону журналы "Северное сияние", "Мурзилка", "Барабан", "Пионер" и газеты "Что нового?", "Детская газета", "Еж" и "Чиж", "Ленинские внучата" и др. В указанных изданиях публиковались материалы, посвященный жизни В.И. Ленина, интеллектуальным играм на советскую тематику, творчеству, посвященному коммунизму, борьбе с беспризорностью и вовлечению в пионеры. Стихотворение О. Карась "Смена" в детском еженедельном журнале "Горн" восхваляло В. И. Ленина: "Мы юная смена... Мы знаем одно лишь великое - Ленин" [10]. "Мы пионеры - дети рабочих", - пишет Евгений Безбородов в произведении "Лагерь" [11].
В феврале 1928 г. на заседании бюро Донского окружкома ВЛКСМ был поставлен вопрос "О читательских интересах молодежи" [12]. Из сумм, выделяемых на пополнение библиотек Донской области, предполагалось выделять отдельную часть для приобретения юношеской беллетристики и прочей литературы издательства "Молодая гвардия".
Один из авторов многочисленных статей газеты, посвященных жизни комсомола, В. Молотов пишет в газете "Зори": "Что может более заинтересовать комсомола как не его собственная жизнь, условия, комсомольская работа в его ячейке?". Доклады о быте
молодежи, и о том, как работать комсомольцу, как лучше вести хозяйство, пение, танцы. Поменьше докладов о международном положении дел. Давайте говорить о нашей работе, быте, жизни" [13]. В этот же период в газете "Советский Юг" появилась заметка Юрия Ю., в которой речь шла о кружке "Новая книга" при библиотеке им. М. Горького и улучшении его работы. В ней утверждалось, что "Марксистское литературоведение является недосягаемым образцом ораторского искусства" [12, с. 9].
В прессе особое значение для воспитания Донской молодежи имело использование военной тематики: события военного времени и становления новой советской жизни: "Земля гудела в первозданья час / Сквозь смерть врываясь в жизнь бессмертных классом храбрых / И ветер Октября рванул с плеча / И двинул строем труб освобожденья фабрик / Кипела дней слепящая пурга / И дрогнул мир старья, упавший на колени / И поднялась рабочая рука / Волной высоколобной - Ленин", - призывно звучали стихи М. Серебрянского [14].
Наконец, не менее важным стало осмысление образа героя Гражданской войны и революции. Так, одним из многих показательных агитационных журналов являлся "Лава", в котором публиковались стихотворения и рассказы, посвященные революции 1917 г. и Гражданской войне. Так, А.Л. Бусыгин в рассказе "Солдаты" описывал указанное время: "В 20-м здесь был фронт. В Азове - белые, в Ростове - красные, между ними - лед и камыши, а над камышом свистели снаряды и косил пулемет" [15]. Павло Максимов в рассказе "Земля, на которой мы живем" явно выражал негативную оценку белому движению: "Белые банды несут разрушение, петлю, нагайки, расстрелы. Смерть белопогонникам!". При этом неоднократно подчеркивая преимущество красных: "Да здравствует партия большевиков - организатор побед" [16].
Таким образом, основной целью советской пропаганды посредством местной печати в Донской области стали утверждение и закрепление новой власти. Являясь инструментами проведения нового политического курса, пропаганда и агитация выступали определяющими факторами, от которых в значительной мере зависел процесс становления и укрепления советской власти на территории
Донской области. Периодическая печать рассматривалась партией большевиков как один из важнейших способов формирования нового, советского, мировоззрения. При этом особое внимание отводилось формированию нового мышления у молодых людей, как наиболее активной и воспринимаемой части населения страны. На Дону была четко поставлена печатная агитация и пропаганда. Все брошюры, листовки, газеты, журналы, информационные бюллетени распространялись большими тиражами и были понятны даже малограмотному человеку. Таким образом, новые ценности были донесены до большой части молодого населения Донской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Руга В.Э. Формирование системы партийно-государственного управления средствами массовой информации Советской России в 1920-1930-е гг. Дис. ... д-ра ист. наук. М., 2003. 462 с.
2. Бабайцев А.В. Политическая символика. Дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2001. 212 с.
3. Малышев А.В. Средства массовой информации Юга России в годы Великой Отечественной войны (на материалах Дона, Кубани и Ставрополья). Дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д., 2001. 189 с.
4. Рожков А.Ю. Молодой человек в советской России 1920-х гг.: повседневная жизнь в группах сверстников. Дис. . д-ра ист. наук. М., 2003. 493 с.
5. Свитич Л.Г. Эффективность журналистской деятельности. М.: Аспект Пресс, 1996. 120 с. С. 15.
6. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Новая жизнь. 1905. № 12. 13 нояб. С. 99-105.
7. Центр документации новейшей истории (ЦДНИ-РО). Ф. 5. Оп. 1. Д. 33. Л. 19.
8. ЦДНИРО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 35. Л. 40.
9. ГАРО. Ф. Р-89. Оп. 1. Д. 2205 (Алексеев К.А. Вождь пролетариата // Зори. 1920. № 1. С. 3-10).
10. ГАРО. Ф. Р-89. Оп. 1. Д. 2205. (Карась О.В. Смена // Горн. 1926. № 1. С. 8-9).
11. ГАРО. Ф. Р-89. Оп. 1. Д. 2205. (Безбородов Е.Е. Лагерь // Горн. 1926. № 1. С. 87).
12. ГАРО. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 34. Л. 9.
13. ГАРО. Ф. Р-89. Оп. 1. Д. 2658. (Молотов В.С. Вечерний досуг провести с пользой // Зори. 1920. № 1. С. 2).
14. ГАРО. Ф. Р-89. Оп. 1. Д. 2631. (Серебрянский М.Б. Сегодня // Лава. 1926. № 1. С. 6.
15. ГАРО. Ф. Р-89. Оп. 1. Д. 2631. А.Л. Бусыгин. Солдаты // Лава. 1926. № 1. С. 49-52).
16. Максимов П. Земля, на которой мы живем // Там же. С. 52.
REFERENCES 1.Ruga V.E. Formirovanie sistemy partiino-gosudarst-vennogo upravleniya sredstvami massovoi informatsii
Sovetskoi Rossii v 1920-1930-e gg. [Formation of the system of party and state management of the mass media of Soviet Russia in 1920-1930s. Dissertation for the degree of Doctor of History]. Moscow, 2003, 461 p.
2. Babaitsev A.V. Politicheskaya simvolika [Political Symbols. Dissertation for the degree of Candidate of Socioligy]. Rostov-on-Don, 2001, 212 p.
3. Malyshev A.V. Sredstva massovoi informatsii Yuga Rossii v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (na ma-terialakh Dona, Kubani i Stavropol'ya) [Mass media of the South of Russia during the Great Patriotic War (on the materials of the Don, Kuban and Stavropol). Dissertation for the degree of Candidate of History]. Rostov-on-Don, 2001, 189 p.
4. Rozhkov A.Yu. Molodoi chelovek v sovetskoi Rossii 1920-kh gg.: povsednevnaya zhizn' v gruppakh sverstnikov [Young man in Soviet Russia in 1920's: everyday life in peer groups. Dissertation for the degree of Doctor of History]. Moscow, 2003, 493 p.
5. Cvitich L.G. Effektivnost' zhurnalistskoi deyatel'nosti [Effectiveness of journalistic activity]. Moscow, Aspekt Press, 1996, 120 p., p. 15.
6. Lenin V.I. Novaya zhizn', 1905, no. 12, November 13, pp. 99-105.
7. Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii [The documentation center of modern history]. F. 5. Op. 1. D. 33. L. 19.
8. Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii [The documentation center of modern history]. F. 5. Op. 1. D. 35. L. 40.
9. Gosudarstvennyy arkhia Rostovskoy oblasti [State archive of the Rostov region]. F. R-89. K. Alekseev. Vozhd' proletariat [The leader of the proletariat]. In: Zori, 1920, no. 1, pp. 3, 10.
10.Gosudarstvennyy arkhia Rostovskoy oblasti [State archive of the Rostov region]. F. R-89. D. 2205. (Karas' O. Smena [Change]. In: Gorn, 1926, no. 1, pp. 8, 9).
11. Gosudarstvennyy arkhia Rostovskoy oblasti [State archive of the Rostov region]. F. R-89. D. 2205. (Bez-borodov E. Lager' [Camp]. In: Gorn, 1926, no. 1, p. 87).
12. Gosudarstvennyy arkhia Rostovskoy oblasti [State archive of the Rostov region]. F. R-88. Op. 1. D. 34. L. 9.
13. Gosudarstvennyy arkhia Rostovskoy oblasti [State archive of the Rostov region]. F. R-89. D. 2658. (Mo-lotov V. Vechernii dosug provesti s pol'zoi [Evening leisure to make a good use]. In: Zori, 1920, no. 1. p. 2).
14. Gosudarstvennyy arkhia Rostovskoy oblasti [State archive of the Rostov region]. F. R-89. D. 2631. (Serebryanskii M. Segodnya [Today]. In: Lava, 1926, no. 1, p. 6).
15. Gosudarstvennyy arkhia Rostovskoy oblasti [State archive of the Rostov region]. F. R-89. D. 2631. (Busygin A. Soldaty [Soldiers]. In: Lava, 1926, no. 1, pp. 49, 52).
16. Maksimov P. Zemlya, na kotoroy my zhivem [The Earth on which we live]. In: Ibid.
12 марта 2017 г.