YYAK 316.77 ББК 60.524.224.1
A.A. ЕФАНОВ
A.A. YEFANOV
ФОРМИРОВАНИЕ СОиИОЛОГИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ У БУДУШИХ СПЕУИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МЕДИА
SOCIOLOGICAL CULTURE FORMATION AMONG FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF MEDIA
Социологическая культура специалистов в сфере медиа является основополагающей частью профессиональной культуры, поскольку предполагает умение грамотно оперировать социологической информацией - интерпретировать социологические данные для различных каналов СМИ в корректных формах, доступных целевой аудитории. Однако из-за низкой социологической компетентности современных журналистов происходит дискредитация состоятельности использования социологических методов в поле СМИ. Предлагается авторская концепция по повышению социологической культуры специалистов в сфере медиа.
The sociological culture of specialists in the field of media is a fundamental part of professional culture as it implies the ability to competently operate with sociological information, namely, to interpret sociological data for various media channels in correct forms accessible to the target audience. However, low sociological competence of modern journalists tends to discredit wealth of sociological methods used in the field of media. The author suggests the concept of increasing sociological culture of specialists in the field of media.
Ключевые слова: социологическая культура, социологическое мышление, социологические методы, СМИ, журналисты, медиакультура, медиаобразование.
Key words: sociological culture, sociological thinking, sociological methods, mass media, journalists, media culture, media education.
Реалии современного коммуникационного пространства выдвигают особые требования к работе специалистов в сфере медиа - осознание социальной значимости профессии, отстаивание интересов общества, когда СМИ представляют собой полноценный социальный институт. В этой связи журналисты и медиапедагоги (формирующие в широком смысле медиакульту-ру общества) должны обладать социологическими компетенциями, позволяющими не только понимать механизмы функционирования социума, но и анализировать запросы аудитории на информацию, создавать (или учить создавать) медиапродукты, исходя из данных потребностей.
Социологическая культура специалистов в сфере медиа является основополагающей частью профессиональной культуры, поскольку предполагает умение грамотно оперировать социологической информацией. В теоретическом плане высокоорганизованную социологическую культуру можно представить в качестве совокупности ряда взаимосвязанных компонентов:
1) развитие социологического мышления;
2) знание теоретических и методологических основ общей социологии;
3) грамотная интерпретация социологических данных для различных каналов СМИ в корректных формах, доступных целевой аудитории.
Однако в практическом плане в так называемой «прикладной» социологической культуре происходит полная подмена понятий. Е.И. Дмитриев указывает на иные компоненты ее реализации (в отличие от «академической» социологической культуры):
1) признание ценности (из-за возможности влияния - манипулирования сознанием);
2) публикация любой информации из любых источников (в том числе использование всякого рода «псевдо-опросов»);
3) руководство принципом: достоверность и социальная значимость не играют большой роли, определяющее значение имеют маркеры «социологический опрос», «экспертный опрос» и т.п. (без учета уровня репрезентативности, компетентности исполнителя и качества исследования) [6, с. 136-138].
Так, ГТРК «Оренбург» в эфире телеканалов «"Россия 1"-Оренбург» и «"Россия 24"-Оренбург» ежедневно проводит интерактивные голосования, где оренбуржцы имеют возможность выбрать один из представленных четырех вариантов ответов на заявленную социально либо политически значимую тему. При этом для наибольшей точности результатов измерений телезритель может проголосовать только раз, позвонив по одному из указанных телефонных номеров (рис. 1-2).
Е] Рожать будут, когда будет уверенность в завтрашнем
дне
1] Не должно быть иробтем е яслями и детсадами
П Надо и дальше
стимулировать рождаемость
□ При нашей медицине скоро вымрем, как динозавры
Рис. 1. Интерактивное голосование: «Ученые подсчитали: за 12 лет Россия потеряет 11 млн человек. Что делать?» (20.09.2016, п=155)
□ Уверен. Сотовый есть у каждого
В Никаких шансов.
"Ростелеком" уничтожил проводное радио
О Когда что-то случится -"виновных" найдут
□ Смысл подобных уроков в том, что их никто не учит
Рис. 2. Интерактивное голосование: «Насколько Вы уверены, что в случае ЧП Вас предупредят вовремя?» (10.07.2017, п=415)
Несмотря на то, что многие из опросов имеют ярко выраженное социальное значение, формулировка темы либо вариантов ответов, нередко исключающих альтернативность мнений, заставляет говорить о явном манипулировании сознанием аудитории. Зачастую интерактивные голосования предлагают для ответа вопросы из одной «плоскости» - близкой социальной окраски. Если намечается поляризация мнений, то 75% вариантов так или иначе окажутся одной социальной направленности, подсознательно формируя для респондентов иллюзию «абсолютного большинства».
Немаловажным является и порядок выстраивания вариантов ответов, представляющих либо картину «нагнетания страхов» (от меньшего к большему), либо «иллюзорной разрядки обстановки» (от большего к меньшему), когда последние «легкие», нередко ироничные варианты создают эффект социального миража, в реальности ничем не отличаясь по дискурсу от первых. Кроме того, имеет место злоупотребление голосованием для решения «внутренних» вопросов - взаимоотношений медиаконтролеров с различными организациями и ведомствами, намеренное сталкивание с аудиторией либо, напротив, лоббирование интересов определенных структур.
В этой связи можно сделать вывод о сознательной подмене понятий со стороны медиаконтролеров, поскольку подобные опросы зачастую носят «псевдо-интерактивный» и даже «псевдо-социологический» характер [3, с. 89]. Таким образом, вопреки заложенному в теории принципу взаимодействия, «обратной связи», интерактивные голосования современного поля телевидения (на примере ГТРК «Оренбург») оказывают на аудиторию противоположный эффект - навязывают обществу понимание социальных ценностей и установок, выступая в качестве технологии медиаманипулирования, тем самым дискредитируя состоятельность использования социологических методов в поле СМИ.
На этом фоне первым шагом на пути формирования социологической культуры должно стать развитие социологического мышления у специалистов в сфере медиа. Социологическое мышление предполагает отказ от авторитарно-технократического подхода (З. Бауман [1], А.Г. Здравомыслов [6], С.А. Кравченко [7]), при котором аудитория СМИ рассматривается как объект управления и воспитания, а журналист - как ментор и обладатель истины. Культура социологического мышления проявляется в постоянном самоконтроле, проверке своих выводов мнениями и опытом других индивидов, тем самым трансформируя профессиональные ценности и установки (от позиции «СМИ - четвертая власть» до «СМИ - адвокат общества»). Таким образом, социологическое мышление позволит более адекватно отражать объективную реальность (посредством верификации фактов, отказа от искусственной сенсационности, гуманистического отношения к героям материалов и своей аудитории).
Между тем на ежегодной Международной научно-практической конференции факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в секции «Социология массовых коммуникаций» постоянно возникает полемика - должны ли специалисты в сфере медиа проводить социологические исследования? Если профессура главной «альма-матер» журналистов убеждена, что категорически нет, мы можем поддержать данную позицию, но с некоторой оговоркой: безусловно, СМИ должны обращаться к профессиональным социологическим центрам, однако реалии работы в региональных изданиях показывают, что ввиду нехватки денежных средств или экономии времени работники индустрии зачастую выполняют ряд социологических функций (проводят как опросы экспертов, так и респондентов на улице). В этой связи при преподавании курсов «Социология журналистики», «Социология массовых коммуникаций», «Социология медиакуль-туры и медиаобразования» представляется необходимым давать студентам общие знания о социологических методах, объяснять технику их проведения, научить грамотно интерпретировать социологические данные для различных каналов СМИ.
Так, при обучении бакалавров направления подготовки «Журналистика» особый акцент делается на разделах «Социологические методы в работе журналиста», «Специфика контент-аналитического исследования СМИ», в рамках которых студентам предлагается провести опрос (как в режиме онлайн, так и в реальных полевых условиях) на актуальные для них темы (не только общесоциальные: гражданские браки, студенческие браки, подработка во время учебы, коррупция в вузах и т.п., - но и сугубо профессиональные:
работа по специальности, цензура в СМИ, свобода СМИ, доверие к телевидению и проч.), а также осуществить контент-анализ материалов поля медиа по заданной проблематике (освещение политической фигуры Д. Трампа на российском телевидении; «медиа-феномен» Д. Шурыгиной, отражение проблемы распространения «групп смерти» в медиаповестке, медиарепрезентация протестных настроений и др.).
Кроме того, в рамках курса «Социология журналистики» уделяется внимание разделу «Формирование общественного мнения посредством СМИ», внутри которого отдельное практическое занятие отводится теме «Моральные паники как результат манипулирования массовым сознанием» (обсуждаются вопросы профилактики панических социальных настроений: как не только предотвратить, но и не допустить возникновения аффективных реакций в социальной среде) [4, с. 66-67].
Изучение всего курса завершается разделом «Формирование социологической культуры журналиста». Помимо освоения общих теоретических основ социологической культуры и социологического мышления, студентам необходимо овладеть методикой работы с вторичными социологическими данными - умением их интерпретировать для различных каналов СМИ, адаптировать для целевой аудитории (учитывая уровень компетентности и социальные запросы). А в рамках практического занятия нужно создать собственный медиатекст (ориентированный для печатного, электронного или сетевого канала СМИ) с использованием вторичных социологических данных.
Таким образом, подобный подход к обучению будущих журналистов выполняет ключевую функцию - конституирует медиаответственное отношение работников СМИ к потребителям своих продуктов, в том числе способствуя повышению общего уровня медиакультуры непосредственных работников индустрии.
Формирование социологической культуры также является необходимым условием при обучении медиапедагогов. В 2015 году в Оренбургской области на базе Оренбургского государственного педагогического университета вслед за крупнейшими образовательными центрами страны (Москва, Санкт-Петербург, Томск) началась подготовка магистров направления «Ме-диаобразование», «опередив» время на несколько лет. Напомним, в 2017 году министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева сообщила о создании школьного телевидения: «Проект, который будет осуществляться совместно с сентября этого года в течение ближайших пяти лет, а потом и дальше - это проект "ТАСС детям". Это школьное телевидение, которое придет в каждую школу. Первая часть телевидения - это единая программа для всей страны, куда будут входить сюжеты на те темы, которые нас интересуют, сюжеты прежде всего воспитательного значения, новостные сюжеты, вторая часть - это школьная жизнь, жизнь каждой школы, о которой наши дети будут знать» [2]. По ее мнению, это поможет восстановить и укрепить межнациональное согласие в подростковой среде, обеспечив гармоничное развитие личности. Добавим, в настоящее время в Оренбургском государственном педагогическом университете осуществлен первый выпуск магистров, которые работают в системе среднего, дополнительного и дошкольного образования.
Для подготовки магистров направления «Медиаобразование» был разработан авторский спецкурс «Социология медиакультуры и медиаобразова-ния» как синтез психологических, философских, культурологических, педагогических, лингвистических и коммуникологических знаний [5]. Наряду с формированием представлений о механизмах медиавосприятия, проблемах современной медиакультуры, студентам необходимо определить уровни медиакомпетентности (посредством проведения анкетирования), овладеть технологиями анализа готового медиапродукта (научившись осуществлять контент-анализ и дискурс-анализ медиатекстов).
Главная цель курса и всей образовательной программы состоит в том, что на выходе магистры должны использовать полученные социологические
компетенции в своей практической деятельности, прививая школьникам и студентам умение ориентироваться в современном медиапространстве, оперируя медиаселективным подходом (обращаясь к различным типам и каналам СМИ, формируя собственную позицию по отношению к текущей «повестке дня», развивая способности противостоять манипулятивным техникам медиаконтролеров).
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что повышение социологической культуры у специалистов в сфере медиа будет способствовать развитию медиакультуры всего общества. Данный тезис можно объяснить с позиций гуманистической профессиональной парадигмы - медиаот-ветственного отношения к своей журналистской миссии, создания медиапро-дуктов, отражающих социальную действительность, лишенных ангажированности и искусственной сенсационности, уважения своей аудитории, защиты ее прав, усиления интерактивности («обратной связи»). В современных ме-диареалиях подобный подход может показаться утопичным. Однако его возможно осуществить, но при соблюдении основного «двустороннего» условия: поэтапного, системного развития социологической культуры у будущих специалистов в сфере медиа (в рамках образовательного стандарта) и реализации медиаобразовательной концепции в высшей и средней школе.
Литература
1. Бауман, З. Мыслить социологически [Текст] / З. Бауман. - М. : Аспект-Пресс, 1996. - 255 с.
2. В России появится школьное телевидение - Васильева [Электронный ресурс] // Российское образование : федеральный портал. - URL: http://www. edu.ru/news/education/v-rossii-poyavitsya-shkolnoe-televidenie--vasileva/ (дата обращения: 6.09.2017).
3. Ефанов, А.А. Интерактивные голосования современного поля телевидения как механизм культивирования моральных паник [Текст] / А.А. Ефанов, Ю.В. Кудашова // Ценностные ориентиры современной журналистики : сб. науч. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию кафедры журналистики Пенз. гос. ун-та (г. Пенза, 28-30 сентября 2016 г.) / под ред. Е.К. Рева. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2016. - С. 87-90.
4. Ефанов, А.А. Социология журналистики [Текст] / А.А. Ефанов. - Оренбург : Изд-во ОГУ, 2017. - 100 с.
5. Ефанов, А.А. Социология медиакультуры и медиаобразования [Текст] / А.А. Ефанов. - Оренбург : Агентство «ПРЕССА», 2016. - 92 с.
6. Здравомыслов, А.Г. К вопросу о культуре социологического мышления [Текст] / А.Г. Здравомыслов // Социологические исследования. - 2008. -№ 5. - С. 4-15.
7. Кравченко, С.А. Динамика социологического воображения: всемирная культура инновационного мышления [Текст] / С.А. Кравченко. - М. : Анкил, 2010. - 392 с.
8. Социология журналистики [Текст] / авт.-сост. Е.И. Дмитриев. - Мн. : БГУ, 2001. - 150 с.
References
1. Bauman Z. Myslit' sociologicheski [Thinking sociologically], Moscow, 1996, 255 p.
2. V Rossii poyavitsya shkol'noe televidenie - Vasil'eva, Rossijskoe obrazovanie: federal'nyj portal [In Russia will be a school television - Vasilyeva, Russian education: Federal portal]. Available at: http://www.edu.ru/news/education/v-rossii-poyavitsya-shkolnoe-televidenie--vasileva/ (date of access: 6.09.2017).
3. Efanov A.A., Kudashova Yu.V Interaktivnye golosovaniya sovremennogo polya televideniya kak mekhanizm kul'tivirovaniya moral'nyh panik, Cennostnye ori-entiry sovremennoj zhurnalistiki, IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Penz. gos. un-t [Interactive voting of the modern field of television as a mechanism of culti-
vation of moral panic, Value orientations of modern journalism: IV international. science.- prakt. conf. place of work. The 20th anniversary of Penz. State University (Penza, 28-30 September 2016)] / ed. E.K. Reva, Penza, 2016, pp. 87-90. (in Russian).
4. Efanov A.A. Sociologiya zhurnalistiki [Sociology of journalism], Orenburg, 2017, 100 p.
5. Efanov A.A. Sociologiya mediakul'tury i mediaobrazovaniya [Sociology of media culture and media education], Orenburg, 2016, 92 p.
6. Zdravomyslov A.G. K voprosu o kul'ture sociologicheskogo myshleniya, Socio-logicheskie issledovaniya [To the question of culture in sociological thinking, Sociological research], 2008, № 5, pp. 4-15. (in Russian).
7. Kravchenko S.A. Dinamika sociologicheskogo voobrazheniya: vsemirnaya kul'tura innovacionnogo myshleniya [Dynamics of sociological imagination: world culture of innovative thinking], Moscow, 2010, 392 p.
8. Sociologiya zhurnalistiki [Sociology of journalism], E.I. Dmitriev, Minsk, 2001, 150 p.