УДК 316.4.051.62
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
© Р. А. Хужин
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, 450074, ул.Фрунзе, 32.
Тел./факс: +7 (347) 273 68 98.
E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты исследования по формированию социокультурных ценностей у студентов, разработка которого в течение нескольких лет проводится автором. Формирование социокультурных ценностей в значительной степени зависит от состояния здоровья человека, что подтверждается результатами исследования внешних и внутренних факторов социальной адаптации.
Ключевые слова: студенты, образование, здоровье, социокультурные ценности,
нравственные ценности, внешние и внутренние факторы, самореализация, общечеловеческие
ценности.
В разные времена, в зависимости от своего социально-экономического и социокультурного состояния, общество выдвигало свои доминирующие требования к потенциалу личности, свои заказы на реализацию способностей человека. Менялись условия - менялись приоритеты, но фактически каждый раз происходила новая фильтрация имеющегося в обществе набора обобщенных человеческих способностей - организаторских, художественных, научных и т.д. У всех людей он разный и определяется интеллектуальными, психическими и прочими характеристиками, но задан этот компонент не социумом, а природой, и поэтому его распределение среди людей подчиняется только природным статистическим законам [1].
Кроме того, для самоактуализации необходимы ответственность и независимость в выборе и принятии решения. Это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего, это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. У каждого свое собственное призвание в жизни, которое формируется, развивается и требует своей реализации [2].
Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн пишет, что "человек - это большая тема мировоззренческого плана и прежде всего этического порядка" [3]. Говоря о личности, С. Л. Рубинштейн полагает, что она определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, посредством которой они познают и изменяют мир - природу и общество. Личность, по его мнению, выступает "как воедино связанная совокупность внутренних усло-
вий, через которые преломляются все внешние воздействия" [3].
В этой связи стоит упомянуть о такой характеристике, как направленность личности. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как "динамическая тенденция" (Рубинштейн), "смыслообразующий мотив" (Леонтьев), " доминирующее отношение" (Мясищев), " основная жизненная направленность" (Ананьев), "динамическая организация сущностных сил человека" (Прангишвили). Именно в этом свойстве выражаются цели, мотивы, субъективные отношения личности к различным сторонам действительности. В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие.
Отношения человека к основным сферам жизни: к миру, к другим людям, к самому себе - строятся и регулируются смысловыми образованиями, личностными ценностями. Последние являются осознанными и принятыми человеком общими смыслами его жизни. Некоторые отечественные ученые выделяют иерархию смысловой сферы личности, которая состоит из нескольких уровней. Нулевой - это прагматические, ситуационные смыслы, присущие всем людям. Первый уровень - эгоцентрический, в котором определяющим моментом является личная выгода, престижность, удобство и т. п. Второй уровень - группоцентрический. Определяющим смысловым моментом отношения к действительности является группа, с которой человек себя либо отождествляет, либо войти в которую стремится. Наконец, третий уровень определяется общественными, в своем высшем развитии обще-
человеческими смысловыми ориентациями и характеризуется внутренней смысловой устремленностью человека на создание таких результатов, которые принесут благо другим людям, обществу, человечеству в целом [4].
Как отражаются факторы, определяющие человеческое развитие и самореализацию, в сознании молодежи? Что, с их точки зрения, означает состояться как личность? Как они оценивают материальные и социальные условия своего существования? Что представляется важным в их повседневной жизни? Удается ли полностью реализовать себя сегодня? Как они относятся к образованию и здоровью?
Эти и другие вопросы были заложены в основу анкеты, разработанной нами и направленной на изучение состояния и развития человеческого потенциала учащейся молодежи. Предмет анализа -потенциал молодого человека, который определяется, с одной стороны, его внутренними характеристиками (социальными, психологическими и личностными качествами, здоровьем), а с другой -теми внешними условиями, в которых оказывается этот человек и в которых он может реализовываться в большей или меньшей степени.
В исследовании приняло участие 180 студентов второго курса Уфимского государственного нефтяного технического университета. Средний возраст опрошенных - 19.1 года, юношей - 68.2%, девушек - 31.8%.
Анкета включает несколько видов вопросов. Первый вид был направлен на выявление фактической информации (пол, возраст, материальное положение, образование родителей) и субъективных оценок состояния здоровья, удовлетворенности жизнью и самореализации студентов. Второй - на выявление ценностных ориентаций студентов, их интересов, а также представлений о здоровье, образовании и других сферах жизни, а также на то, какую долю бюджета и времени (в процентах) испытуемые могут выделить для поддержания здоровья, дополнительного образования и досуга. Для изучения интересов будущей деятельности, целей получения высшего образования и факторов, влияющих на здоровье, студентам были предложены закрытые вопросы, отвечая на которые они выбирали несколько вариантов из предложенных. В конце студентам был предложен один открытый вопрос: "Что, по Вашему мнению, свойственно человеку, удовлетворенному своей жизнью?". Таким образом, выяснялись их представления об удовлетворенности жизнью и направления к достижению этой удовлетворенности. Отвечая на третий вид вопро-
сов, студенты оценивали по 5-балльной шкале наличие в себе таких качеств, как активность, замыслы, успешность, ответственность, самоуважение, настроение, оптимизм, любознательность, а также условия своей учебной деятельности (место и качество обучения, возможность реализации способностей, карьерного роста, общения с окружающими и т. д.).
В целом респонденты характеризуются довольно высокой самооценкой и положительным самовосприятием. Они высоко оценили (по 5балльной шкале) собственные самоуважение (4.2), наличие планов на будущее (4.1) и оптимизм (4.1), несколько ниже - успешность в делах (3.7), активность (3.9) и ответственность за свою жизнь (3.9). Корреляционный анализ выявил средние и довольно сильные связи оценок между собой (0.35 < г < 0.70). В наибольшей степени взаимосвязаны между собой такие качества, как оптимизм и хорошее настроение, ответственность и самоуважение, замыслы и успешность. Студенты, высоко оценившие свою ответственность, склонны уделять меньше внимания досугу и больше - поддержанию здоровья. Наличие планов и замыслов, а также высокая оценка успешности, взаимосвязаны с затратами на дополнительное образование. Высокие оценки некоторых качеств умеренно коррелируют с высокими оценками условий учебной деятельности. Т ак, учащиеся, обладающие замыслами и планами на будущее, более склонны высоко оценивать будущую специальность (г = 0.26), место учебы (г = 0.22), возможность реализации своих способностей (г = 0,27). Студенты с высокой степенью ответственности за свою жизнь чаще удовлетворены выбором будущей специальности, местом учебы, качеством обучения и возможностями карьерного роста.
Таким образом, большинство студентов (76.2%) в той или иной мере удовлетворены своей жизнью. Что же лежит в сознании за этим явлением? На какие признаки они ориентируются при определении свойств, присущих удовлетворенному жизнью человеку? Контент-анализ ответов респондентов на открытый вопрос " Что свойственно человеку, удовлетворенному своей жизнью?" позволил выделить следующие группы представлений, которые приведены в таблице 1.
Следует оговориться, что сумма разделяющих те или иные представления не составляет 100%, так как в ответе одного и того же респондента часто содержались признаки из разных смысловых групп. Например, ответ "высокий уровень образования, крепкое здоровье, дружная семья, хорошо оплачи-
Таблица 1
Представления студентов об удовлетворенности жизнью.
Г руппа представлений Варианты ответов % к числу обследованных
I. Позитивное эмоциональное состояние, связанное с хорошим здоровьем Радость, спокойствие, умиротворенность, хорошее настроение, бодрость 43.3
II. Положительное отношение к себе, окружающим, к жизни, связанное с хорошим здоровьем Доверие, гармония, уверенность в будущем, самоуважение, уверенность в себе, общительность 39.3
Ш. Оптимизм, связанный с хорошим здоровьем Оптимизм, вера в хорошее 14.4
IV. Активность, творчество, самореализация, связанная с хорошим здоровьем Активность, четкие ориентиры в жизни, целеустремленность, старание достичь вершин 8.7
V. Высокий социально-экономический статус, связанный с хорошим здоровьем Полный достаток, карьера, постоянная работа, успешность в делах, профессионализм 20.7
VI. Здоровье Здоровье 4.7
ваемая работа" можно отнести к трем группам: "высокий социально-экономический статус", "положительное отношение" и "здоровье", а такой ответ, как "достижение всего, чего хотел, полная гармония с собой, отличное материальное положение" - к группам: "активность", "положительное отношение" и "социально-экономический статус".
Данные таковы, что 5.3% студентов затруднились ответить на этот вопрос, а 4% считают, что удовлетворенных людей нет.
Наибольшее количество упоминаний (около трети) относится к позитивному эмоциональному состоянию, на втором месте - положительное отношение к себе, окружающим, к жизни и на третьем - высокий социально-экономический статус. Отрицательное отношение к удовлетворенности жизнью проявляется в ответах седьмой группы, которая занимает четвертое место среди представлений студентов. Формулировки в этом случае более определенные и однозначные. В них содержится и позитивный компонент. Осуждая удовлетворенного человека за равнодушие, безразличие, самодовольство, эти студенты не рассматривают такие качества как то, к чему следовало бы стремиться.
Около трети студентов считают, что для состоявшейся личности наиболее характерно иметь нравственные принципы и жить в соответствии с ними. Более четверти считают, что для становления личности главное - реализовать свои способности. На первый взгляд, материально обеспечивать себя и свою семью не настолько важно для студентов как то, что необходимо для реализации личности. Однако это утверждение большинством анкетируемых почти поровну распределено между 2-4 мес-
тами по значимости. Для половины студентов оно занимает первые три места по шкале приоритетов.
Представления о самореализации личности взаимосвязаны между собой. Корреляционный анализ показал наличие умеренных связей между представлением о том, что состояться как личность означает занять положение, дающее власть и деньги, и достичь высокого уровня профессионализма (г = 0.28), а также материально обеспечить себя и семью (г = 0.26). А видение личности через призму нравственных принципов коррелирует с представлением о том, что для ее реализации необходимо заниматься любимым делом (г = 0.23). Исходя из представлений о состоявшейся личности, студенты формируют свое понимание того, что значит быть образованным и культурным человеком. Так, те, кто считает, что для самореализации необходимо иметь высокий социально-экономический статус, рассматривают образованного человека как принадлежащего элитарному слою общества (г = 0.46). Те, у кого на первом месте нравственные принципы, более склонны считать, что образованный, культурный человек - это человек отзывчивый и восприимчивый к природе, людям. Респонденты, которым для самореализации личности необходимо достичь высокого уровня профессионализма, имеют тенденцию рассматривать образованного человека как принадлежащего к элите и имеющего высшее образование.
Здоровье, развитие и самореализация представляются взаимосвязанными, взаимовлияющими и взаимоопределяющими явлениями жизни человека. Здоровье - необходимое условие для развития и самореализации, и в то же время последние в значительной мере определяют уровень здоровья. По
данным обследования, студенты так оценили свое здоровье: очень хорошее - 12.6%; достаточно хорошее - 34.4%; нормальное - 35.1%; удовлетворительное - 14.6%; плохое - 3.3%.
По многочисленным литературным данным субъективные оценки здоровья на 75-80% совпадают с его объективным состоянием [5].
Анализ результатов показал наличие взаимосвязи между субъективными оценками здоровья и удовлетворенности жизнью (г = 0.31), а также здоровья и самореализации (г = 0.31). Оценка здоровья также слабо коррелирует с материальным достатком (г = 0.24). Среди представлений о том, что здоровье дает человеку, превалируют "жить полноценной жизнью" и "реализовать свои способности" -соответственно 36.2% и 24.0% обследованных поставили эти утверждения на первые места по шкале приоритетов.
Среди факторов, влияющих на здоровье, на первом месте оказались условия жизни, природная среда, на втором - усилия самого человека, на третьем - вредные привычки, т.е. образ жизни.
Таким образом, мнения респондентов разделились на две примерно равные группы: одни считают, что на здоровье в большей степени влияют внешние условия (качество медицинского обслуживания и условия жизни), другие - внутренние резервы самого человека, его собственные усилия и образ жизни.
В ответах на вопрос, что необходимо человеку, чтобы быть здоровым, большинство опрошенных на первое место поставили здоровый образ жизни, а также волю, веру в себя.
С точки зрения респондентов, материальный достаток, на первый взгляд, не имеет большого значения. Однако количество поставивших его на 3-5-е места на шкале приоритетов значительно. Это 54.1% опрошенных. 50.1% студентов считают, что наличие цели в жизни, творчество, работа если и не представляют первостепенного значения, то все же необходимы для поддержания здоровья.
Представления о здоровье взаимосвязаны с представлениями студентов о том, что такое состоявшаяся личность. Результаты корреляционного анализа выявили взаимосвязи между представлениями студентов о здоровье и условиях, необходимых для самореализации личности. Для тех, кто считает, что реализация способностей - это необходимый атрибут личности, в большей степени характерно рассматривать и здоровье в качестве условия, необходимого для развития и самореализации. Респонденты, выбравшие в качестве приоритета нравственные принципы среди качеств, опре-
деляющих личность, более склонны считать, что здоровье дает возможность положительно относиться к жизни, к себе. И наоборот, установлена умеренная обратная корреляционная связь (г =
0.28) между представлением о здоровье как о полноценной жизни и мнением о состоявшейся личности как человеке, занимающем положение, дающее деньги и власть. Полноценная жизнь для студентов не очень согласуется и с тем утверждением, что состояться как личность означает достичь высокого уровня профессионализма.
Выявилась тенденция среди тех, кто считает материальный достаток необходимым условием поддержания здоровья, рассматривать личность с позиции постижения высокого социально-экономического положения. Эти же респонденты считают, что состояться как личность означает обеспечить материально себя и свою семью (г = 0.32).
Как показывает практика, социализация и ин-культурация студентов находятся еще в самой активной фазе; у них не очень отчетливое представление о своей будущей реальной самостоятельной жизни - динамике социального статуса, профессиональной деятельности, семейной жизни. Размещение личностно-ориентированных ценностей в сравнительно новом жизненном пространстве у них еще далеко не окончательное. И уж подавно эти ценности весьма абстрактно сопрягаются с будущей самостоятельной жизнью (включая профессиональную деятельность). Так, например, реализация способностей как признак состоявшейся личности, с одной стороны, имеет самую высокую значимость для респондентов, а с другой - имеет какие бы то ни было корреляционные связи только с некоторыми аспектами их отношения к здоровью. Ценность высшего образования, профессионализм (и как ценность, и как признак культурного, образованного человека), материальная обеспеченность и даже возможность заниматься любимым делом (как признак состоявшейся личности) с реализацией способностей корреляционных связей не имеют. Кстати, и между собой перечисленные ценности и признаки не коррелируют.
Высокая оценка нравственного самосознания наблюдается на фоне слабых или статистически незначимых корреляционных связей со всеми другими человеческими качествами и жизненными ценностями, которые в той или иной постановочной форме упоминаются в анкете. Фактически есть только три корреляционные связи. Способность к нравственному выбору в сложных ситуациях как признак образованного, культурного человека находится в умеренной положительной связи с пони-
манием здоровья как условия полноценной жизни (г = 0.24) и в слабой отрицательной - с элитарной сутью образованного, культурного человека (г =
0.20.. А у наличия нравственных принципов (как условия самореализации) умеренная связь с возможностью заниматься любимым делом (г = 0.23). Сами же два "нравственных" ответа имеют между собой очень слабую связь (г = 0.19).
В заключении можно сделать выводы:
1. Анкетирование студентов показало наличие у них нескольких типов ценностных представлений, которые определяют состоявшуюся личность. Эти представления влияют на формирование той или иной направленности личности и характеризуются устойчивостью отношений к таким сферам жизни, как здоровье, самореализация, образование, социальный статус и материальное положение. В этом смысле формируется и отношение к образованию и здоровью. Образованный человек - это человек, принадлежащий к элитарному слою общества, а для поддержания здоровья необходим материальный достаток. Нравственная направленность формирует отношение к здоровью как к положительному своему образу и других людей. Образованному, культурному человеку при такой ориентации свойственно быть отзывчивым и восприимчивым к природе и другим людям. Направленность на реализацию способностей формирует представление о здоровье как о гармоничном развитии и условии, необходимом для самореализации.
2. Нравственность как базовое понятие общечеловеческих ценностей студентами воспринимается позитивно и на шкале личностных и социокультурных ценностей занимает приоритетное место, что, безусловно, отражает традиционную устойчивую ориентацию. Но для ее реального "вживления" в свою картину мира и для соотнесения ее с другими ценностями и личностными характеристиками у студентов, во-первых, не хватает опыта нравственного выбора в сложных ситуациях (готовность к которому они, тем не менее, отчетливо обозначили). А во-вторых, здесь сказывается, по-види-
мому, некоторый недостаток гуманитарной культуры, о котором мы говорили, обсуждая отношение респондентов к получению высшего образования.
3. Анализ результатов обследования подтвердил, что образование для опрошенных является в большей степени инструментальной, нежели терминальной ценностью. Тем не менее тот же анализ показал, что "терминальная составляющая" образования как ценности в сознании студентов все-таки присутствует - образование как признак образованного, культурного человека имеет для студентов достаточно широкий и осознанный смысл.
4. Обследованных студентов можно условно разделить на две примерно равные группы, которые определяются отношением респондентов к внешним и внутренним факторам, необходимым для обеспечения здоровья и самореализации. Для первой группы характерна позиция, что возможности в этих сферах жизни в большей степени зависят от внешних условий (качества медицинского обслуживания, условий окружающей среды, материального достатка, прав и т.п.). Ко второй группе относятся студенты, которые, принимая ответственность на себя, считают, что для обеспечения здоровья и самореализации необходимы их собственные усилия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маврина И. А. // Наука и школа. 2000. № 2. С. 52-58.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
3. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 307, 308.
4. Воспитание как социокультурный феномен: Всероссийская науч.-практич. конференция (2003, Москва). 24 апреля 2003 г. С. 69-71.
5. Дербенев Д. П. Психическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен. Тверь, 1998. С. 81.
Поступила в редакцию 18.04.2007 г.