ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ THEORY AND METHODS OF LANGUAGE TEACHING
УДК 378 ББК 74.58
Галина Степановна Архипова,
кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г.Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
Формирование социокультурной компетентности посредством компетентностно ориентированных задач при обучении иностранному языку в высшей школе
В статье поднимается одна из актуальных на сегодняшний день тема по формированию социокультурной компетентности при обучении иностранному языку в вузе и рассмотрены противоречия, мешающие этому процессу. Автором проанализированы составляющие социокультурной компетентности при обучении иностранному языку и предложены пути её формирования посредством устранения противоречий с помощью компетентностно ориентированных задач, использование которых на занятиях по иностранному языку позволяет сформировать у студентов способность ориентироваться в нестандартных ситуациях, самостоятельно решать возникающие вопросы профессионального и социального характера, проявлять гибкость, мобильность и, соответственно, быть успешным в своей будущей профессии в ситуациях иноязычного общения с иностранными коллегами.
Компетентностно ориентированные задачи рекомендуется использовать как в качестве домашнего задания, так и на занятиях различного типа (изучение нового материала, тренировка изученного материала, комплексное применение знаний, обобщение и систематизация знаний, в качестве контроля, оценки и коррекции). При изучении материала с помощью компетентностно ориентированных задач можно создавать условия для формирования понятий, выводов и усвоения грамматических явлений, тематического вокабуляра, правил чтения и т. д. На занятиях комплексного применения знаний посредством компетентностно ориентированных задач можно сформулировать проблему (задачу), которую необходимо решить в течение занятия. Например, на занятиях по деловому иностранному языку преподаватель может ввести такие компетентностно ориентированные задачи: «убедите иностранного коллегу принять ваше деловое предложение, учитывая социокультурную составляющую вашей коммуникации», или «предложите пути решения производственных вопросов наиболее эффективным и оптимальным способом», и др. Также в статье указываются методы обучения иностранному языку, в которых целесообразно применять компетентностно ориентированные задачи.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, социокультурная компетентность, обучение иностранному языку в неязыковом вузе, компетентностно ориентированные задачи, подготовка бакалавров и магистров, иноязычное общение.
78
© Архипова Г. С., 2015
Galina Stepanovna Arkhipova,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039),
e-mail: [email protected]
Sociocultural Competence Formation by Means of Competency-Oriented Tasks While Foreign Language Teaching at Higher School
The given article reveals one of the important issues of sociocultural competence formation while foreign language teaching at higher school and some contradictions hampering this process. Sociocultural competence aspects in foreign language teaching are analyzed and ways of its formation by means of contradiction elimination with the help of competency-oriented tasks are suggested. Use of competency-oriented tasks helps to form student's ability to orientate himself in non-standard situations to solve professional and social problems independently, to demonstrate flexibility, mobility, and accordingly to be successful in his future work while communicating with foreign colleagues.
Competency-oriented tasks are recommended to use both as home tasks and at the practical classes of different types (study of new material, practicing the material studied, complex application of knowledge, summarizing and systematizing knowledge, as a control point, assessment and correction). While studying the material with the help of competency-oriented tasks one may create conditions for the concept and conclusion formation, for the mastering of grammatical phenomena, topical vocabulary, rules of reading, etc. At the practical classes of complex application of knowledge by means of competency-oriented tasks, one may formulate the problem (task) which is necessary to solve during the lesson. For example, at Business English classes a teacher may introduce such competency-oriented tasks: "persuade a foreign colleague to accept your business proposal taking into consideration the sociocultural aspect of the communication", or "offer methods of production problem solution in the most effective and optimal way", and others. Also methods of foreign language teaching in which competency-oriented tasks are advisable to use are shown.
Keywords: higher professional education, sociocultural competence, foreign language teaching at non-linguistichigher school, competency-oriented tasks, Bachelors' and Masters' training, foreign language communication.
Современный этап образования характеризуется изменениями в его направленности, целях, содержании, которое ориентируется на свободное развитие личности, её самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность. В условиях повышенной требовательности работодателя к профессиональным качествам и компетенциям выпускника технического вуза возрастает роль передовых профессионально-педагогических технологий. Актуализировалась проблема профессиональной подготовки с учётом общемировых и региональных тенденций. Компетентностный подход к организации воспитательного и образовательного процессов в высшей школе требует от преподавательского состава формирования у будущих специалистов не только профессиональной, но и социокультурной компетентности с учётом индивидуальных особенностей учащихся в ходе их профессиональной подготовки.
Ещё раз повторим, что «роль естественных наук в деле воспитания образованных, культурных специалистов неоценима, поскольку общая образованность и культура напрямую зависят от уровня гуманитарного знания студентов (включая студентов технических направлений). Именно при изучении обще-
ствоведческих дисциплин (философия, социология, правоведение, иностранный язык и др.) закладываются основы общей методологии профессиональной деятельности будущего специалиста любого профиля (как гуманитарного, так и технического)» [1, с. 463].
Ориентация учебного процесса на результат, представленный в виде компетенций, и создание новой методологии оценки качества образования, что является задачами системы высшего профессионального образования в настоящее время, лежат в основе федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Социокультурная компетентность в ФГОС ВПО не прописывается, но её составляющие входят в общекультурные и общепрофессиональные компетенции выпускников вуза.
В сфере высшего профессионального образования существует ряд противоречий, мешающих в полной мере развивать социокультурную компетентность при обучении иностранному языку, между:
- имеющимся социальным заказом в области иноязычного образования и современной практикой его реализации;
- расширением международных связей, требующим специалистов, способных адаптироваться в иных социокультурных условиях, и сокращением аудиторных часов, отведённых на изучение языковых дисциплин;
- постулируемыми в нормативных документах высокими требованиями к подготовке современных специалистов, способных «владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14)» [3], а также «свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3)» [4] и недостаточной сформированно-стью у выпускников вуза способности участвовать в реальной межкультурной коммуникации в связи с почти полным отсутствием социокультурной компетентности, наличие которой даёт возможность полноценного общения, в том числе иноязычного.
При изучении иностранных языков социокультурная компетентность является качеством, необходимым для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях. В её структуру входят: а) когнитивный (знания культурных различий и сходств, выраженных в нормах, ценностях и поведенческих образцах);
б) функциональный (умение применять вышеперечисленные знания, например, умение выбирать стиль речевого и неречевого поведения; владение социально и культурно обусловленными сценариями и моделями поведения);
в) поведенческий (включает такие социально-личностные качества, как культурный полицентризм, эмпатия, гибкость и некатегоричность суждений) - компоненты. Знание сущности, структуры и содержания социокультурной компетенции является одним из важнейших факторов, определяющих, будет ли процесс формирования результативным.
Усовершенствуя методику преподавания иностранного языка, необходимо направить её в сторону креативности и нестандартного мышления, поскольку в настоящее время (согласно Концепции модернизации образования) от выпускников вуза требуется не только овладение знаниями, умениями, но и способами их добывания, умением свободно ориентироваться в информационном поле и принимать нестандартные решения в непредвиденных ситуациях. Другими словами, требуется развитие определённых компетенций у будущего специалиста. В этой связи использование на занятиях компетентностно ориентированных задач приобретает особую актуальность. Они позволяют педагогам по-новому взглянуть на стоящие перед ними цели и способы их достиже-
ния, требуют творческого подхода к обучению, позволяют учитывать природную индивидуальность студента, развивают и совершенствуют её, привносят в обучение элемент новизны и повышают мотивацию изучения предмета.
Как видим, одним из пунктов по формированию социокультурной компетентности выпускника является устранение указанных противоречий. Полагаем, что эффективным шагом в решении этого вопроса будут компетентност-но ориентированные задачи. Мы полностью согласны с профессором Л. В. Черепановой, что «...компетентностно ориентированные задачи стимулируют креативное мышление бакалавров и магистров, пробуждают их к переносу знаний и опыта деятельности, полученных в обучении, в разные моделируемые виды своей будущей профессиональной деятельности, убеждают в необходимости такого освоения содержания курсов магистратуры, которое позволит им использовать приобретённый опыт в реальной жизни, т. е. компетентности.
Компетентностно ориентированные задачи - один из практических методов формирования и оценивания сформированности выпускников на ступени бакалавриата и магистратуры. Создание целостной системы методов промежуточного и итогового оценивания результатов высшего профессионально-педагогического образования в русле компетентностного подхода - одна из актуальных на современном этапе перехода на ФГОС ВПО третьего поколения проблема» [2, с. 43]. Таким образом, компетентностно ориентированные задачи являются инструментом, обеспечивающим использование эффективных форм организации учебного процесса, позволяющим индивидуализировать процесс обучения и акцентировать внимание на формирование необходимой компетентности студента.
Отметим, что наряду с гностической, воспитательной, аксиологической, мотивацион-но-стимулирующей, управляющей, контрольно-оценочной функциями компетентностно ориентированных задач доминирующей является предметно-деятельностная функция, состоящая в способности использовать приобретённые знания и навыки в решении познавательных, социокультурных, квазипрофессиональных и профессиональных задач. Таким образом, компетентностно ориентированные задачи обеспечивают возможность формирования компетентностей, интегрирующих в себе знания, умения и личностные качества будущего специалиста, необходимые для выполнения его профессиональной деятельности, а также
бесконфликтное и плодотворное общение в коллективе.
С одной стороны, компетентностно ориентированные задачи основываются на знаниях и умениях, но с другой стороны, они требуют применения накопленных знаний в практической деятельности, т. е. в решении профессиональных и социокультурных задач (в нашем случае - это иноязычная коммуникация с иностранными коллегами). Компетентностно ориентированные задачи могут применяться как в парной, так и в групповой работе, как для закрепления изученного материала, так и для оценивания степени его усвоения. Приведём примеры компетентностно ориентированных задач, моделирующих практические жизненные ситуации и способствующих формированию социокультурной компетентности при обучении иностранному языку:
- убедите иностранного коллегу принять ваше деловое предложение (учитывая социокультурную составляющую в вашей коммуникации);
- докажите иностранным коллегам целесообразность внедрения вашей разработки в производственный процесс;
- раскройте принципы организации создаваемой международной компании в рамках вашей профессиональной деятельности;
- обоснуйте положительные результаты инвестирования капитала иностранной компании в ваш проект;
- предложите пути решения производственных вопросов наиболее оптимальным и эффективным образом для вашей компании.
Полагаем, что применение вышеназванных компетентностно ориентированных задач в процессе обучения иностранному языку не только формирует социокультурную компетентность, но и активизирует творческие и познава-
тельные способности, сохраняет устойчивый интерес к предмету, усиливает заинтересованность в совместной деятельности, улучшает эмоциональную атмосферу на занятии (убирает напряжённость, создаёт рабочую обстановку, дружелюбный настрой при сотрудничестве) и, несомненно, повышает самооценку студентов.
Считаем, что компетентностно ориентированные задачи могут быть включены в метод проектов, ролевые и деловые игры, проблемные ситуации и другие творческие задания. Проектирование иноязычной образовательной среды, содержащей образцы и нормы социального поведения и профессионального общения, предполагает функциональную смену ролей педагога и студента. Ролевые и деловые игры на занятиях по иностранному языку позволяют моделировать различные аспекты профессиональной деятельности в условиях иноязычной коммуникации, что способствует совершенствованию иноязычных коммуникативных навыков у студентов. Создание проблемных ситуаций и творческих заданий в процессе изучения иностранного языка позволяет студентам наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал, развивает инициативу, самостоятельность, учит принимать нестандартные решения, обогащает учебную деятельность, способствует совершенствованию личности в целом.
Итак, компетентностно ориентированные задачи обогащают существующие методы обучения иностранному языку, приводя их в соответствие с новыми стандартами. Внедрение таких задач в учебный процесс позволяет сформировать у будущих специалистов необходимые компетентности, что, в свою очередь, делает специалистов востребованными на современном рынке труда.
Список литературы
1. Архипова Г. С. Социокультурная компетентность как взаимосвязь процессов социализации и инкультурации в современном вузе // В мире научных открытий. 2015. № 1(61). С. 461-469.
2. Черепанова Л. В. К проблеме оценивания результатов подготовки бакалавров и магистров педагогического образования в компетентностной парадигме // Ученые записки ЗабГУ. 2013. № 6 (53). С. 36-44.
Источники
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 201000
References
1. Arkhipova G. S. Sotsiokul'turnaya kompe-tentnost' kak vzaimosvyaz' protsessov sotsializatsii i inkul'turatsii v sovremennom vuze // V mire nauchnykh otkrytii. 2015. № 1(61). S. 461-469.
2. Cherepanova L. V. K probleme otsenivaniya rezul'tatov podgotovki bakalavrov i magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v kompetentnostnoi paradigme // Uchenye zapiski ZabGU. 2013. № 6 (53). S. 36-44.
Istochniki
3. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 201000 Biotekhnicheskie
Биотехнические системы и технологии (квалификация (степень) «бакалавр») от 22 декабря 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. zabgu.ru (дата обращения: 23.04.2015).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 201000 Биотехнические системы и технологии (квалификация (степень) «магистр») от 22 декабря 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. zabgu.ru (дата обращения: 23.04.2015).
sistemy i tekhnologii (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr») ot 22 dekabrya 2009 g. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http: //www.zabgu.ru (data obrashcheniya: 23.04.2015).
4. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 201000 Biotekhnicheskie sistemy i tekhnologii (kvalifikatsiya (stepen') «magistr») ot 22 dekabrya 2009 g. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http: //www.zabgu.ru (data obrashcheniya: 23.04.2015).
Статья поступила в редакцию 25.08.2015