Вестник Томского государственного университета. 2016. № 406. С. 86-89. Б01: 10.17223/15617793/406/13
УДК 04.41.31
В. И. Зиновьева
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ВУЗОВСКОЙ СРЕДЕ
Освещаются особенности процесса формирования социальной идентичности молодых людей с инвалидностью в вузовской системе, рассматриваются проблемы отношения к инвалидности, деятельность Центра сопровождения студентов с инвалидностью (ЦеССИ ТУСУР) по формированию положительной идентичности в молодежной среде, а также ресурсы группового проектного обучения студентов в вузе.
Ключевые слова: сопровождение студентов с ограниченными возможностями; высшее образование; идентичность; проектное обучение.
Образование и профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями могут рассматриваться, с одной стороны, как предпосылка для успешной интеграции инвалида в сферу трудовой деятельности, а с другой - образование является фундаментальной ценностью, определяющей социальный статус, возможности для самореализации личности. Эта сфера формирует идентичности и новые социальные роли, расширяет возможности человека. Чтобы быть успешным, также необходимо иметь такие характеристики личностной идентичности, как активность, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, решительность, уверенность в себе. Реализация прав таких молодых людей на принципах инклюзии требует от общества оказания определенной поддержки в соответствии со степенью ограничения их возможностей. Процесс формирования социальной идентичности у молодых людей с инвалидностью - это осознание ими своей принадлежности и включение на равных основаниях в вузовскую среду, освоение академических и общественных интересов, ценностей и стереотипов поведения.
Тема сопровождения лиц с инвалидностью в университетах стала привлекать внимание отечественных авторов. В книге Е.А. Мартыновой «Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями» отдельная глава посвящена процессу социализации, где уделяется особое внимание факторам процесса формирования личности [1]. В статье С.С. Лебедевой «Актуальные социально-педагогические технологии работы с инвалидами» дается характеристика направлений социального сопровождения инвалидности, применения образовательных технологий работы с инвалидами, участия в реализации конкретных программ в реабилитационных и образовательных учреждениях [2]. Э. Кардорф в статье «Стигматизация, дискриминация и изоляция людей с ограниченными возможностями» обращает внимание на анализ состояния общества, отношение к инвалидности, стигматизацию людей, имеющих ограничения в реализации возможностей в контексте социальных изменений, развития общества и личности [3]. Д.В. Зайцев в статье «В центре внимания - студент-инвалид» характеризует основные направления деятельности вузов в области обучения студентов с ограниченными воз-
можностями здоровья и подчеркивает, что оно осуществляется как по индивидуальным образовательным программам, так и по групповым [4].
Система сопровождения студентов с инвалидностью хорошо разработана в европейских университетах, там существует безбарьерная среда, студентам-инвалидам обеспечиваются равные возможности в освоении программ обучения. В высших учебных заведениях европейских стран существуют два варианта организации помощи таким студентам: 1) службы сопровождения студентов с инвалидностью различных университетов создают специальный координационный орган и согласовывают свои действия (Швеция, Германия). Так, любой вуз в Швеции обязан тратить 0,3% своего бюджета на нужды студентов с инвалидностью (в эти расходы не входят затраты на оборудование и содержание персонала). Если траты университета превышают эту квоту, он может получить дополнительные средства по гранту правительства; 2) учреждение и работа служб сопровождения осуществляется автономно, каждым вузом, без координации (Бельгия, Финляндия). Например, в Свободном университете Брюсселя такая служба сопровождения существует при психологическом факультете и сочетает работу со студентами-инвалидами вуза с сотрудничеством с внешними организациями и другими целевыми группами инвалидов, в том числе с детьми-инвалидами.
Правительство России в последнее время также принимает меры по расширению доступности обучения лиц с инвалидностью в средней и высшей школе. По приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (2004 г.) были определены пять учебно-методических центров по обучению инвалидов: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (по обучению инвалидов, имеющих нарушение слуха), Московский государственный социальный институт (для инвалидов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата), Российский государственный педагогический университет, Санкт-Петербург (для обучения инвалидов, имеющих нарушения зрения), Новосибирский государственный технический университет (для обучения инвалидов с нарушениями разной этиологии) и Московский государственный педагогический университет (для обучения инвалидов с нарушениями разной этиологии по педагогическим специальностям). Кроме это-
го, создавались учебно-методические центры на базе университетов во Владимире, Челябинске (Челябинский государственный университет), Санкт-Петербурге (Политехнический университет), Красноярске (Торгово-промышленный институт). Однако в большинстве вузов страны ситуация с обеспечением равных прав инвалидов в образовании остается актуальной.
Работа по организации сопровождения студентов-инвалидов в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) началась в 2007 г. Основным толчком к разработке этой темы стало развитие в вузе группового проектного обучения (ГПО) как формы научно-исследовательской деятельности студентов. Эта технология основывается на самостоятельной разработке студентами под руководством преподавателя проектной темы, в результате чего должны появиться устройство, прибор, социальная технология, направленные на улучшение реальности в каком-либо конкретном направлении, инновационные по своей природе и способные приносить пользу обществу.
Практика показывает, что одним из направлений решения накопившихся проблем по обеспечению прав инвалидов в образовательной сфере может стать поддержка со стороны правительства грантами тех инициатив, которые возникают в самой вузовской среде. С 2009 по 2011 г. тема «Сопровождения социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями в техническом вузе (на примере ТУСУРа)» получила бюджетное финансирование и возможность изучить отечественные и зарубежные практики в области социальной работы с инвалидами в образовательных учреждениях. При выполнении данной темы на протяжении ряда лет было сформировано несколько проектных групп из студентов старших курсов гуманитарного факультета, которые приходили работать добровольно, по зову души.
Разработка темы осуществлялась проектным методом, по методике логико-структурного подхода, когда последовательно выполняются четыре этапа: аналитический, исследовательский, апробирования (проведение мероприятий) и презентации. По такой же схеме строилась работа проектных групп студентов, которая была рассчитана на четыре семестра. Каждые два года тема проекта обновлялась с учетом расширения рамок исследований и акцентов в разработке вопросов.
Первоначально было изучено соотношение численности студентов вуза и доли среди них тех, кто имел инвалидность. Так, с 2003 по 2011 г. общая численность студентов вуза сократилась с 15 480 до 12 647 чел., а число студентов с инвалидностью за тот же период выросло с 11 до 50 человек. Это положение сохранилось и в 2014 г. - в университет поступили уже 76 человек с ограниченными возможностями, тогда как общая численность студентов снизилась до 11 418 человек. С учетом этой тенденции разработка данной темы не теряла своей актуальности. Ежегодно на один курс очного и заочно-вечернего отделений поступают 6-8 молодых людей с ограниченными возможностями, среди студентов факультета дистанционного обучения много инвалидов-колясочников.
С самого начала работа в проекте строилась на основе методов практической социальной работы: 1) индивидуальной работы (т. е. работы с конкретным случаем); 2) групповой работы (с академическими группами, в которых обучались студенты с инвалидностью или же с целевыми группами лиц с ограниченными возможностями); 3) работы в микросоциальной среде (т.е. в масштабе всего вуза). При разработке проекта были определены основные проблемы студентов с ограниченными возможностями: отношение их к самим себе, отношение окружающих к ним, формирование безбарьерной среды, а также рассматривались вопросы их адаптации при переходе из школьной системы обучения в вузовскую. Знакомство с опытом сопровождения студентов-инвалидов в европейских университетах позволило адаптировать к специфике вуза отдельные элементы систем сопровождения из Бельгии, Германии, Финляндии, Швеции
По итогам анкетирования, проведенного среди студентов разных групп университета в 2012 г., выяснилось, что 81,4% студентов положительно относятся к возможности совместного обучения инвалидов со здоровыми студентами и готовы учиться с ними в одной группе; 7,2% положительно отреагировали на идею совместного обучения, но сами не хотели бы, чтобы студенты-инвалиды учились с ними в одной группе; 1,4% респондентов отрицательно отнеслись к совместному обучению и 10% затруднились дать ответ. Таким образом, подавляющее большинство студентов разделяют идеи инклюзивного образования, но от 1,4 до 18,6% студентов проявили разную степень интолерантности по отношению к группе инвалидов, часть, возможно, в силу слабой осведомленности относительно идей инклюзии.
По результатам опроса, проведенного в 2014 г., из 595 человек всего 16% слышали о термине «инклюзивное образование» и только 56% считали, что инвалиды должны обучаться совместно с обычными студентами. Всего 17% имели опыт такого обучения. В качестве одной из главных проблем 20,5% респондентов выделили трудности в общении с такими студентами. В ходе обучения у 26,1% студентов в положительную сторону изменилось отношение к лицам с инвалидностью, у 17,7% исчез страх перед лицами с особыми потребностями. Тем не менее в студенческой среде также существует база для проявления открытой или скрытой дискриминации по отношению к тем, кто имеет ограниченные возможности, что подтверждает необходимость работы в направлении формирования в вузе позитивных стереотипов инвалидности.
Для изучения процесса формирования идентичности у студентов с ограниченными возможностями использовались данные, полученные с помощью авторской методики «СМИ - экспресс» (анкета из 99 вопросов), разработанной преподавателем кафедры истории и социальной работы ТУСУРа, кандидатом психологических наук, инвалидом I группы по зрению М.П. Шульминым. Каждый студент с инвалидностью, поступивший на первый курс, заполнял эту анкету. По результатам анализа было установлено, что пережива-
ние инвалидности в острой форме испытывали единицы респондентов, а большинство не чувствовали своего особого положения отдаленности от здоровых людей. У них прослеживалось желание быть признанными окружающими. Вместе с тем у 20% студентов с инвалидностью прослеживалось стремление ограничить себя в контактах, они использовали техники самооправдания и не желали признаваться даже самим себе в своей ограниченности. В некоторых случаях наблюдалось отношение у этих студентов к самим себе как к «неумным», «отсталым», «безнадежным». Эта самостигматизация свидетельствовала о кризисе идентичности. Такая позиция не позволяла им развивать свои способности, тормозила их адаптацию. Во многом это отношение дополнялось дискриминирующим или, напротив, «жалеющим», отношением окружающих. Это укрепляло неконструктивную позицию инвалида, развивало инфантильность, ожидание, что о нем позаботятся. Такому положению дел способствует неразвитость безбарьерной архитектурной среды: инвалиды редко появляются среди «здоровых» людей, что усиливает их сегрегацию и проблемы в сфере общения. В этом случае со стороны участников проекта разрабатывались меры психологической поддержки (усиление ролевой позиции таких студентов, устранение противоречий в сфере личностной идентичности, налаживание коммуникативных связей и т.п.) с тем, чтобы процесс идентификации шел в положительном направлении. В большинстве случаев студенты с инвалидностью даже в ситуациях беспомощности и неуверенности были настроены на преодоление трудностей, однако не все были готовы изменять себя ради достижения этой цели.
В 2011 гг. в ТУСУРе была учреждена самодеятельная организация студентов и преподавателей гуманитарного факультета - Центр сопровождения студентов с инвалидностью (ЦеССИ ТУСУР). Ректоратом вуза Центру была выделена аудитория для проведения групповых форм работы, специально оборудованная комната общего пользования, были сделаны пандус, поручни в лестничных пролетах. На первом этаже главного корпуса университета была создана безбарьерная среда и возникли новые возможности для оказания разных услуг студентам с ограниченными возможностями, в частности по проведению занятий и дополнительных консультаций с инвалидами-колясочниками. В настоящее время ЦеССИ ТУСУР выполняет координационные задачи, разрабатывает проектную деятельность студентов, служит развитию
1. 2.
3.
4.
Статья представлена научной редакцией «История» 30 марта 2016 г.
коммуникаций между студентами-инвалидами и неинвалидами, является центром психолого-педагогической работы, консультаций и тренингов, формирования общественного мнения.
В ходе учебной проектной деятельности меняются студенты, они идентифицируют себя с новым сообществом студентов-инвалидов и неинвалидов, осознают свои ролевые функции, формируют профессиональные идентичности социальных работников. В сопровождении лиц с ограниченными возможностями постепенно сложились основные алгоритмы. Это, во-первых, индивидуальное сопровождение студентами проектных групп молодых людей с инвалидностью в течение первого курса обучения (в отдельных случаях - дольше), во-вторых, организация мероприятий и проведение форм групповой работы (тренингов, клубной деятельности), а также проведение в вузе информационных площадок по пропаганде идей инклюзивного образования и социальной модели инвалидности.
В ТУСУРе сложилась социокультурная работа с еще одной целевой группой, в которую входят абитуриенты, студенты с ограниченными возможностями из других вузов города, молодые люди с инвалидностью, в том числе с отсталостью в умственном развитии, из числа участников некоммерческой организации Томского общественного движения «Доступное для инвалидов высшее образование» (ТРОД «ДИВО»). Часто на мероприятия в ЦеССИ собираются обе целевые группы лиц с ограниченными возможностями, студенты проектных групп, а также приходят все желающие. Тогда все собравшиеся в Центре чувствуют себя общностью, помогают друг другу разобраться с различными заданиями, вместе обсуждают содержание фильмов, обмениваются впечатлениями по текущим событиям, высказывают свои мнения.
Преемственность проектной деятельности, сочетание предоставления социальных услуг с исследовательской и социокультурной деятельностью в одном центре способствуют вовлеченности обычных студентов и молодежи с инвалидностью в совместную деятельность, положительно влияют на формирование социальной идентичности молодежи. Рост самооценки лиц с инвалидностью, уверенности их в себе, развитие личностного потенциала, новых социальных связей приводят также к освоению ими ценностей и социального поведения, соответствующего ожиданиям общества.
ЛИТЕРАТУРА
Мартынова Е.А. Социальные и педагогическое основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Челябинск : ЧелГУ, 2002. 383 с.
Лебедева С.С. Актуальные социально-педагогические технологии работы с инвалидами // Ученые записки СПбГИПСР. 2011. Т. 15, вып. 1. С. 7-10.
Кардорф Эрнст фон. Стигматизация, дискриминация и изоляция людей с ограниченными возможностями // Социальная работа: образование и практика / под ред. Н.А. Грика. Томск : Изд-во ТУСУРа, 2011. С. 57-88.
Зайцев Д.В. В центре внимания - студент-инвалид // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 134-140.
SPECIAL ASPECTS OF DISABLED PEOPLE'S IDENTIFICATION IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2016, 406, 86-89. DOI: 10.17223/15617793/406/13
Zinovieva Valentina I Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: disabled students' support; higher education; identity; learning by development (project studying).
The article tells about the special aspects of the development of the social identity of disabled young people in the university. It also discusses the issues of the attitude towards disability, the activity of the Center for Support of Disabled Students which forms the positive identity among young people and the resources of the Learning by Development in the university. The system of support of disabled students is well-developed in European universities, there is a barrier-free space there, disabled students have equal opportunities with other students in the studying process. This system is just beginning its functioning in Russia. The activities for support of disabled students in Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TUSUR) started in the 2006/07 academic year. It began because of the development of Learning by Development (LBD) in TUSUR. This is a form of students' scientific activity in which they choose the issue and try to improve the reality in the sphere of this issue, for the benefit of the society. A group of students of the Humanitarian Faculty began to research the issue of disabled students' support in a technical university, and then several other groups researching this issue were created. This issue was elaborated by the methods of logical and structure approach during four academic semesters. The students made articles and presented them at the conferences. Every two years the topic of the project changed due to the widening of the research frames and accents. Today the fifth project team researches the issue of disabled youngsters' support. In 2011, a self-regulating organization of students and teachers, the Center for Support of Disabled Students (CSDS), was established. CSDS gained a room for group work, equipped a toilet, a rampant and hand-rails with the help of the rector. So, the barrier-free area was created on the ground floor of the main building of TUSUR and the new possibilities for different services for disabled students appeared. For example, additional lessons and consultations are held in this room. Nowadays the Center is the coordinator of activities, it develops the project activity of the students, organizes communication between disabled and non-disabled students, it is the center of psychological and pedagogical work, consultations and trainings, it creates public opinion. Disabled students and youngsters are involved into the common activity because of the continuity of the project activity and also the combination of social services, research and cultural activity. This fact has a positive influence on establishing the social identity of the youth. The growth of self-esteem of disabled people, the development of their personal potential lead to adoption of the values and social behavior which correspond to the expectations of society.
REFERENCES
1. Martynova, E.A. (2002) Sotsial'nye i pedagogicheskoe osnovy postroeniya i funktsionirovaniya sistemy dostupnosti vysshego obrazovaniya dlya
lits s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostyami [Social and pedagogical bases of construction and operation of the system of higher education accessibility for persons with disabilities]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University.
2. Lebedeva, S.S. (2011) Aktual'nye sotsial'no-pedagogicheskie tekhnologii raboty s invalidami [Recent socio-pedagogical technologies of work with
disabled persons]. Uchenye zapiski SPbGIPSR. 15:1. pp. 7-10.
3. Kardorf, Ernst von. (2011) Stigmatizatsiya, diskriminatsiya i izolyatsiya lyudey s ogranichennymi vozmozhnostyami [Stigma, discrimination and
exclusion of people with disabilities]. In: Grik, N.A. (ed.) Sotsial'naya rabota: obrazovanie i praktika [Social work: Education and Practice]. Tomsk: TUSUR.
4. Zaytsev, D.V. (2009) V tsentre vnimaniya - student-invalid [In the spotlight: a student with a disability]. Vysshee obrazovanie vRossii. 5. pp. 134-
140.
Received: 30 March 2016