Научная статья на тему 'Формирование социальной активности младших школьников в трудовой деятельности'

Формирование социальной активности младших школьников в трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2200
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PRIMARY SCHOOL CHILDREN'S SOCIAL ACTIVITY / STRUCTURE OF THE SOCIAL ACTIVITY / FORMATION OF THE SOCIAL ACTIVITY IN THE WORKING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарлай Валерия Валерьевна

В статье проанализировано состояние проблемы развития социальной активности младших школьников, определена структура их социальной активности, включающая потребности, стремления; общественные и личные мотивы; ценностные ориентации, социальные установки; самооценку и социально ценные качества личности. Разработаны педагогические условия формирования социальной активности младших школьников в деятельности трудовой направленности, методика ее поэтапного формирования на основе осознания важности выполняемой деятельности; построение отношений деятельностного характера с предметной и социальной средой; совместное планирование с последующим анализом дела и чередованием поручений. Представлены результаты экспериментальной работы, направленной на формирование социальной активности младших школьников путем включения их в совместную трудовую деятельность и усиления взаимодействия учащихся при организации трудовой деятельности; формирование положительного отношения к трудовой деятельности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарлай Валерия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN''S SOCIAL ACTIVITY IN THE WORKING PROCESS

The article analyzes the issue of forming social activity of the Primary school children, defines the structure of their social activity, including needs and aspirations, public and personal motives; value orientations, social attitudes; self-esteem and socially valuable qualities of the individual. The article considers the pedagogical conditions for the formation of social activity of primary schoolchildren in the working process, methods of their gradual formation based on the awareness of the social importance of the activity to be performed and building the relationships with specific substantive and social reality; joint planning and analysis; the alternation between errands. The article presents the results of experimental study aimed at the development of social activity of the primary school children in the joint work activity and strengthening the interaction of students in the organization of work and changing attitudes to work and motivation of the primary school children.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной активности младших школьников в трудовой деятельности»

1УДК 373 ББК 74.200.53

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. В. Зинченко (Шарлай)

Аннотация. В статье проанализировано состояние проблемы развития социальной активности младших школьников, определена структура их социальной активности, включающая потребности, стремления; общественные и личные мотивы; ценностные ориентации, социальные установки; самооценку и социально ценные качества личности. Разработаны педагогические условия формирования социальной активности младших школьников в деятельности трудовой направленности, методика ее поэтапного формирования на основе осознания важности выполняемой деятельности; построение отношений деятельностного характера с предметной и социальной средой; совместное планирование с последующим анализом дела и чередованием поручений. Представлены результаты экспериментальной работы, направленной на формирование социальной активности младших школьников путем включения их в совместную трудовую деятельность и усиления взаимодействия учащихся при организации трудовой деятельности; формирование положительного отношения к трудовой деятельности младших школьников.

Ключевые слова: социальная активность младших школьников, структура социальной активности, формирование социальной активности младших школьников в трудовой деятельности.

FORMATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN'S SOCIAL ACTIVITY IN THE WORKING PROCESS

V. V. Zinchenko (Sharlay)

Abstract. The article analyzes the issue of forming social activity of the Primary school children, defines the structure of their social activity, including needs and aspirations, public and personal motives; value orientations, social attitudes; self-esteem and socially valuable qualities of the individual. The article considers the pedagogical conditions for the formation of social activity of primary schoolchildren in the working process, methods of their gradual formation based on the awareness of the social importance of the activity to be performed and building the relationships with specific substantive and social reality; joint planning and analysis; the alternation between errands. The article presents the results of experimental study aimed at the development of social activity of the primary school children in the joint work activity and strengthening the interaction of students in the organization of work and changing attitudes to work and motivation of the primary school children.

Keywords: Primary school children's social activity, structure of the social activity, formation of the social activity in the working process.

Усиление роли социальных факторов в процессе переоценки приоритетов развития российского образования потребовало поиска путей и условий формирования социально активной личности, проявляющей инициативу в деятельности, способной трудиться на благо современного общества.

Анализ литературы по изучаемой проблеме показал, что большая часть современных ис-

следований посвящена формированию социальной активности школьников в следующих условиях: обеспечение включенности учащихся в реальную социально значимую действительность с целью самопознания и самореализации; удовлетворение интересов детей, раскрытие их творческого потенциала; формирование положительной мотивации социально ориентированной деятельности - игровой,

учебной, спортивной, досуговой; формирование коммуникативных способностей и качеств личности, необходимых для социального взаимодействия.

Вместе с тем основное внимание современных исследований по изучаемой проблеме уделено развитию социальной активности учащихся подросткового и юношеского возраста, и не затрагиваются вопросы формирования социальной активности в младшем школьном возрасте как начальном этапе вхождения детей в новую систему отношений с действительностью.

Полученные нами экспериментальные данные на базе ряда общеобразовательных учреждений г. Новокузнецка подтверждают недостаточность сформированности социальной активности младших школьников: каждый седьмой (14,3%) ученик начальной школы имеет низкий и нулевой уровни сформированно-сти социальной активности, каждый второй (49,3%) - средний уровень.

Нами выявлено, что причинами несостоятельности начального образования в формировании социальной активности младших школьников являются противоречия между: новыми требованиями, предъявляемыми к выпускнику начальной школы, и недостаточно эффективными технологиями и средствами, направленными на развитие социально активной личности учащихся; потребностями участия младших школьников в различных видах социально значимой деятельности и довольно слабыми возможностями общеобразовательных учреждений в удовлетворении этих потребностей.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы поставили нас перед необходимостью выявления педагогических условий и средств формирования социальной активности учащихся начиная с первой ступени школьного обучения в социально значимых видах деятельности, одной из которых является трудовая.

Социальная активность младших школьников, по нашему мнению, - это форма диалектической связи ребенка с окружающей действительностью, в которой проявляется отношение к деятельности в единстве внутреннего и внешнего, которое зависит от объективного положения учащегося в предметно-социальной среде, форм самоутверждения и самореализа-

ции, степени его участия в социально ценных видах деятельности при овладении социальным опытом.

Нами выделены компоненты социальной активности младших школьников: внутренняя позиция, основанная на системе потребностей и стремлений, которая реализуется в деятельности, имеющей социальную значимость для ребенка; система общественных и личных мотивов, определяющих направленность реализации активности (Л. И. Божович) [1]; ценностные ориентации и социальные установки как средства регуляции отношений с предметно-социальной действительностью (М. И. Лисина) [2]; самооценку и оценку другого; социально ценные личностные качества: ответственность, сознательность и самостоятельность (Д. И. Фельдштейн) [3].

Изучение и анализ проблемы формирования социальной активности личности на современном этапе привел к выводу, что способы формирования социальной активности могут быть найдены в любой деятельности, органически вплетенной в образовательный процесс в условиях школьного обучения, так как видов активности столько же, сколько видов социально значимой деятельности.

Выбор трудовой деятельности для формирования социальной активности младших школьников имеет под собой следующие причины: положительное отношение младших школьников к труду как мотивационный компонент личности начинает закладываться в начальной школе [4, с. 49-50]; трудовая деятельность школьников представляется важной сферой действительности, в которой происходит реализация социальной активности, эффективность этого пути формирования доказывают многие исследования [4-6]; совместная трудовая деятельность учащихся актуализирует субъективный социальный опыт школьника, расширяет и обогащает его; совместная трудовая деятельность создает условия для развития рефлексивных способностей учащихся, поскольку включает в себя этапы планирования, реализацию задуманного, анализ результатов выполненного; процесс реализации совместной трудовой деятельности предполагает разделение обязанностей внутри детского коллектива с учетом актуального уровня сформиро-

ванности социальной активности и способствует овладению эффективными приемами коллективного труда.

На начальных этапах формирования социальной активности младших школьников нами использовались возможности уроков чтения, при этом мы учитывали мнение Е. А. Климова [7] о том, что в младшем школьном возрасте становится возможным постижение мира труда человека через печатное слово. Формирование положительной мотивации трудовой деятельности и интереса к труду осуществлялось в процессе работы над темами: «Красив тот, кто красиво поступает», «Землю солнце красит, а человека - труд», «Птицу видно по полету, а человека - по работе».

С целью развития представлений младших школьников о приемах организации совместной трудовой деятельности мы использовали различные ситуации, сгруппированные следующим образом [8]:

• ситуации, показывающие необходимость постановки цели в коллективном труде (анализ смысла пословиц и поговорок типа: «Кто в лес, кто по дрова», «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»);

• ситуации, показывающие важность планирования трудовых действий (анализ пословиц типа: «Семь раз отмерь - один раз отрежь»);

• ситуации, демонстрирующие значимость наличия практических умений при выполнении работы (анализ басни И. А. Крылова «Квартет»);

• ситуации, убеждающие младших школьников оценивать свою работу (анализ пословиц типа: «Делаешь наспех - сделаешь насмех», «Всяк человек по труду познается») [9].

Воспитание ответственности учащихся перед сверстниками за результат собственной деятельности, выработку умения соотносить свои желания с требованиями группы и видеть значимость индивидуального вклада, его взаимосвязь с вложениями других в совместной деятельности мы осуществляли на основе разработанной нами методики поэтапной организации совместной трудовой деятельности младших школьников [8]. При этом мы руководствовались исследованиями Р. С. Буре [10] и другими, обосновавшими необходимость включения детей во временные сообщества для самостоя-

тельного выполнения ими индивидуальных трудовых заданий как части целого.

Первый этап был направлен на формирование интереса младших школьников к совместной трудовой деятельности. При этом учащиеся получали представление о социальной значимости качественно выполненного трудового поручения и определяли собственную позицию в процессе осуществления совместной трудовой деятельности.

Второй этап состоял в формировании у младших школьников умения распределять общее задание между участниками. На данном этапе детьми отрабатывались способы «справедливого», по их мнению, распределения трудового задания, формировались умения учитывать желания и интересы партнеров, усваивалась значимость согласия друг с другом для качественного выполнения задания.

Третий этап состоял в непосредственном выполнении детьми трудового поручения. Учащиеся ставились в условия необходимости распределения общего дела для достижения результата путем объединения результатов работы каждого участника в общий итог. При этом ранее усвоенные способы поведения и деятельности, а также отношение к сверстникам реализовывались детьми в собственной практической деятельности.

Четвертый этап был направлен на формирование осмысленного отношения младших школьников к достигнутому результату путем анализа и оценки вклада каждого участника в успешное завершение общего дела [8, с. 124-125].

В основу данной методики легла реализация идей: общие дела на благо себе и другому (принимая во внимание эгоцентризм младшего школьника); работа в микрогруппах, основанных на понимании необходимости социальной значимости выполняемой деятельности; установление деятельностных отношений с предметной и социальной средой; совместное планирование и рефлексия деятельности; изменение перечня поручений для каждого участника; руководящая роль более компетентного лица - педагога, при этом младшие школьники самостоятельно выполняют задуманное, происходит формирование социально значимых качеств личности.

Реализация совместной трудовой деятельности младших школьников осуществлялась через следующие формы работы: организация уборки в классе, забота о комнатных растениях, система внеурочных трудовых заданий.

Проанализировав экспериментальную работу, направленную на взаимодействие учащихся в труде, можно прийти к выводу, что условиями формирования социальной активности младших школьников в трудовой деятельности являются: организация деятельности, выражающаяся в детальном планировании и опосредованном контроле осуществления совместной деятельности со стороны учителя; оптимальный уровень сложности трудовой деятельности, его соответствие реальным возможностям учащихся: готовности к осуществлению совместного трудового задания, степени самостоятельности, ориентированности в содержании намечаемой деятельности; достижение видимых детям, следовательно, субъективно значимых результатов совместной трудовой деятельности; регулярное усложнение деятельности, повышение уровня требований к качеству, быстроте выполняемых действий, самостоятельности решений, их доказательности и обоснованности [8, с. 126].

На основе методов экспертных оценок, анкетирования и наблюдения были исследованы особенности осуществления детьми совместной трудовой деятельности как области проявления их социальной активности. При этом оцениваемыми показателями явились: отношение младших школьников к трудовой деятельности; проявление активности в труде; мотивация трудовой деятельности.

Так, количество младших школьников, имеющих отрицательное отношение к труду, уменьшилось более чем в 4 раза; количество детей с достаточно позитивным отношением увеличилось на 9,4%; с положительным отношением - увеличилось на 8,5 %; с отличным отношением - практически осталось на прежнем уровне - 3,9%.

Резко сократилось количество детей, отказывающихся принимать участие в трудовой деятельности, - более чем в 2,4 раза, а также участвующих в трудовой деятельности только по принуждению - более чем в 4 раза; и преимущественно по принуждению - в 1,4 раза. Увеличилось количество детей, участвующих в вы-

полнении трудовых заданий по желанию, - в 1,8 раза; и участвующих постоянно - в 2,4 раза, что свидетельствует о повышении привлекательности совместной трудовой деятельности для младших школьников.

Осознанно положительное отношение к труду в целом изменило мотивацию трудовой деятельности младших школьников: значительно сократилось количество учащихся, имеющих отрицательную мотивацию трудовой деятельности - более чем в 10 раз; узкосоциальную мотивацию - в 1,7 раза; учащихся, превращающих трудовое поручение в игру, выявлено не было.

Вместе с тем увеличилось число учащихся, имеющих широкосоциальные мотивы трудовой деятельности - более чем в 4,5 раза и преобладанием широкосоциальных мотивов - в 1,5 раза. В ходе проведения психолого-педагогического эксперимента были выявлены взаимосвязи: отношения учащихся к труду и мотивации трудовой деятельности, которая является достаточно сильной и достоверно значимой (г = 0,40; р < 0,01); проявления активности и мотивации трудовой деятельности, которая оценивается как сильная и достоверная (г = 0,79; р < 0,001).

Таким образом, совместная деятельность объективно несет в себе возможность формирования социально направленной активности учащихся, формирования у младших школьников умений и навыков совместной деятельности, усвоения социальных и предметных норм и правил поведения в труде.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л. И. Проблема развития мотива-ционной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. - М., 1972. -С. 7-44.

2. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 18-35.

3. Фельдштейн Д. И. Социализация и индивидуализация - содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии. -1998. - № 1. - С. 5-11.

4. Семенова Н. А. Профессиональная ориентация младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1986. - 163 с.

5. Рамазанов М. Б. Педагогические основы формирования социально-экономической активности школьников в процессе трудовой деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998. - 327 с.

6. Соколова Е. С. Социальная активность современной российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 1. - С. 197202.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 304 с.

8. Елькина О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 109 с.

9. Зинченко В. В. Формирование социальной активности младших школьников в условиях инновационных образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2002. - 222 с.

10. Буре Р. С. Воспитание дошкольников в труде. - М., 1971. - 64 с.

REFERENCES

1. Bozhovich L. I. Problema razvitiya motivatsi-onnoy sfery rebenka. In: Bozhovich L. I., Blagonadezhina L. V. (eds.) Izuchenie motivat-sii detey ipodrostkov. Moscow, 1972. Pp. 7-44.

2. Lisina M. I. Razvitie poznavatelnoy aktivnosti detey v khode obshcheniya so vzroslymi i sverstni-kami. Voprosy psikhologii. 1982, No. 4, pp. 18-35.

3. Feldstein D. I. Sotsializatsiya i individualizatsi-ya - soderzhanie sotsialnogo vzrosleniya i sot-sialno-psikhologicheskoy realizatsii detstva. Mir psikhologii. 1998, No. 1, pp. 5-11.

4. Semenova N. A. Professionalnaya orientatsiya mladshikh shkolnikov. PhD dissertation (Education). Moscow, 1986. 163 p.

5. Ramazanov M. B. Pedagogicheskie osnovy formirovaniya sotsialno-ekonomicheskoy ak-tivnosti shkolnikov v protsesse trudovoy dey-atelnosti. ScD dissertation (Education). Moscow, 1998. 327 p.

6. Sokolova E. S. Sotsialnaya aktivnost sovremen-noy rossiyskoy molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011, No. 1, pp. 197-202.

7. Klimov E. A. Psikhologiya professionalnogo samoopredeleniya: ucheb. posobie dlya studen-tov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2004. 304 p.

8. Elkina O. Yu. Formirovanie produktivnogo opyta mladshikh shkolnikov v podgotovke k vyboru professii. PhD dissertation (Education). Moscow, 1997. 109 p.

9. Zinchenko V. V. Formirovanie sotsialnoy aktivnosti mladshikh shkolnikov v usloviyakh in-novatsionnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniy. PhD dissertation (Education). Novokuznetsk, 2002. 222 p.

10. Bure R. S. Vospitanie doshkolnikov v trude. Moscow, 1971. 64 p.

Зинченко (Шарлай) Валерия Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогических технологий начального образования и психологии развития ребенка Новокузнецкого филиала - института Кемеровского государственного университета e-mail: [email protected]

Zinchenko (Sharlay) Valeriya V., PhD in Education, Associate professor, Pedagogical Technologies of Primary Education and Child Development Psychology Department, Novokuznetsk branch, Kemerovo State University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.