УДК 377.4
ФОРМИРОВАНИЕСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
© 2011 Клюева Н.В.
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
В статье рассматривается подход к формированию социально-психологической компетентности государственных служащих. Дана характеристика видов и структуры компетенций государственного служащего, методов оценки и развития компетенций. Описаны концептуальные основы обучения государственных служащих: компетентностный подход, инновационная методология, андрагогика, информационнокоммуникационные технологии и активные методы обучения.
The article describes an approach to the formation of social and psychological competence of civil servants. The characteristics of the structure and competencies of a civil servant, methods of assessment and development competences is given. The author describes the conceptual basis of civil servants ’ training: innovative methods, andragogics, information and communication technologies and active learning methods.
Ключевые слова: компетенция, социально-психологическая компетентность,
формирование, государственный служащий, андрагогика, тренинг, инновационная методология.
Keywords: competence, social and psychological competence, development, civil servant, andragogics, training, innovative methodology.
Профессиональная деятельность государственного служащего - сложная многофункциональная деятельность, сочетающая в себе управленческую и исполнительскую составляющие,
инновационную направленность,
связанную с необходимостью принимать нестандартные решения в условиях реформ. При этом от государственных служащих как субъектов профессий типа «человек - человек» требуется способность моделировать варианты возможных последствий поведения и общения людей, исходов их конфликтов, противостояний и объединений, способность успешно действовать в особых и быстро меняющихся условиях. Государственный служащий постоянно общается с гражданами, руководителями предприятий, организаций, различных учреждений и подразделений органов власти, то есть его деятельность носит явно выраженный коммуникативный
характер. Это предполагает наличие профессионально-значимых коммуникативных умений и навыков устанавливать адекватные
межличностные отношения в различных ситуациях, осуществлять социальное взаимодействие, которые обеспечивают результативность и эффективность решения профессиональных задач.
В данной статье мы остановимся на одном из подходов к повышению социально-психологической компетентности государственных
служащих, который внедрен в практику работы Правительства Ярославской области. Формирование данного вида компетентности является составной частью программы повышения квалификации государственных
гражданских служащих в сфере менеджмента, которая реализуется в регионе с 2010 года. В нее входят десять модулей: «Стратегический менеджмент в
системе государственного и
муниципального управления»,
«Применение технологий современного менеджмента в государственном и муниципальном управлении»,
«Технологии управления процессами в органах государственной власти», «Современные технологии развития человеческого потенциала в системе органов государственной власти», «Управление качеством государственных и муниципальных услуг», «Управление изменениями и инновациями»,
«Повышение эффективности
использования служебного времени», «Возможности, технологии и
инструменты проектного менеджмента», «Клиентоориентированный подход в реализации функций государственного управления» и «Современные технологии и инструменты управленческих
коммуникаций».
При разработке программы повышения квалификации особое внимание было уделено согласованию интересов организации (Правительства Ярославской области), самих
государственных служащих, для которых планировалось обучение, поставщиков образовательных услуг - преподавателей, которые были приглашены к разработке и реализации программы и клиентов (внешних и внутренних). Руководством Правительства Ярославской области и прежде всего губернатором в качестве приоритетных были сформулированы следующие задачи: формирование
механизма саморазвития организации через превращение ее в обучающую организацию; создание, развитие и поддержание корпоративного знания; выработка единого стандарта профессионального поведения и организационной культуры.
Исследование мотивации
профессиональной деятельности
государственных служащих,
организационной культуры, характерной для различных департаментов и управлений, потребностей в обучении выявили необходимость повышения информированности и освоения современных технологий в сфере менеджмента; потребность в
формировании единого смыслового ПОЛЯ (тезауруса, согласование концептуальных оснований и технологий, используемых в сфере управления); налаживание
вертикальных и горизонтальных коммуникаций между сотрудниками. Актуальной стала задача формирования клиенториентированности как базовой организационной ценности, наряду с инновационностью и управляемостью [3. С. 56].
Для поставщиков образовательных услуг (преподавателей, тренеров,
представляющих различные вузы и образовательные центры г. Ярославля) важной стала разработка новых идей, подходов и методического
инструментария, адекватного заявленным целям обучения государственных служащих.
В статье представлен опыт реализации одного из модулей программы «Современные технологии и инструменты управленческих
коммуникаций». Его цель: формирование у государственных служащих базовых технологий и инструментов
управленческих коммуникаций. Модуль разрабатывался группой психологов, работающих в Центре корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ им. П. Г.Демидова (руководитель - зав. кафедрой консультационной психологии, профессор, доктор психологических наук
Н. В. Клюева).
В ходе изучения модуля решаются следующие задачи:
- комплексное изучение
современных подходов к пониманию сущности коммуникационного процесса, факторов, влияющих на его
эффективность;
- теоретическое осмысление
сущности, функций коммуникаций и делового общения в практике профессиональной деятельности
государственного служащего;
- освоение основных технологий
коммуникационного процесса,
используемых в профессиональной деятельности государственного
служащего;
- освоение практических методов, обеспечивающих эффективность влияния на сотрудников и клиентов;
- приобретение навыков применения
теоретических положений модуля в ходе практических занятий, деловых и
ролевых игр, тренингов и видеотренингов, разбора конкретных ситуаций, выбора и обоснования
вариантов управленческого поведения в ситуациях делового общения.
В процессе преподавания большое значение придается активным методам обучения, таким как тренинг и
видеотренинг, анализ ситуаций из практики работы государственного служащего, групповая дискуссия, ролевая и деловая игры. Важно то, что слушатели, кроме тренинга (36 часов аудиторной работы), имеют возможность работать в режиме дистанционного обучения. Создан Учебный портал, на котором выставлены Словарь терминов, Хрестоматия по управленческим коммуникациям, тесты, задания для самостоятельной работы.
Основные темы, которые
предлагаются государственным
служащим:
- этапы и базовые элементы
коммуникационного процесса,
- внешние и внутренние
коммуникации, вертикальные и
горизонтальные коммуникации в органах государственной власти,
- правила коммуникации,
коммуникационные барьеры,
- техники влияния и убеждения,
- активное слушание,
- этапы ведения переговоров и достижения соглашений,
- публичные выступления (виды, планирование, способы организации, навыки успешного публичного выступления),
- технологии проведения
эффективного совещания (структура и типы совещаний, стиль проведения и роли участников, методы проведения совещаний, документирование).
Психологические основы обучения государственных служащих
Использование компетентностного подхода. Реализация данного подхода
предполагает нахождение ответов на три вопроса:
- Что понимать под
профессиональными компетенциями государственных гражданских
служащих? Каково их содержание?
- Как оценивать (измерять) компетенции? Каковы инструменты измерений компетенций?
- Как развивать компетенции? Каковы методы обучения и развития?
«Компетенция является системным проявлением знаний, умений,
способностей, и личностных качеств. В каждой деятельности вес этих компонентов и их сочетания могут существенно различаться. В
образовательном процессе наблюдается определенная диалектика в
формировании компетенций.
Компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, но сами эти знания и др. во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для формирования компетенций. Было бы большой ошибкой (которая намечается), если при реализации компетентностного подхода мы противопоставим его знаниям, умениям, способностям, личностным качествам» [5. С. 15-16]. На этапе подготовки
обучения были выделены три вида компетенций: управленческие,
профессиональные и корпоративные. Структура компетенций включает в себя знания, умения и навыки, профессионально важные качества личности, профессиональный опыт и мотивационные черты личности.
Для выявления уровня
сформированное™ компетенций
использовались: интервью, тестирование, собеседование, социально-
психологические исследования, анализ ситуаций, ассесмент-центр, наблюдение за деятельностью государственных служащих, экспертная оценка. Это позволило выявить ресурсы и ограничения государственных служащих, сформировать программу обучения, адекватную уровню их подготовки.
Инновационная методология
понимается нами как инструмент
исследования и развития систем деятельности, социальных групп как носителей этой деятельности и личности за счет организации опыта саморазвития в ходе творческого решения проблем. Иначе говоря, сущность обучения государственных служащих при реализации инновационной методологии заключается в следующем: исследуя -обучаемся, обучаясь - развиваемся [1, 3]. В ходе инновационного обучения происходит формирование эффективного мышления, направленного на решение проблем, возникающих в деятельности государственного служащего; развитие социально-психологической компетентности, обеспечивающей
построение управленческих
коммуникаций; актуализация
личностного потенциала участников обучения.
Обучение, построенное на этих принципах, начинается с
диагностического инновационного
семинара, на котором сами участники (с помощью преподавателей) анализируют реальную и желаемую ситуацию, которую они бы хотели видеть в своей организации, учатся грамотно формулировать проблему, различать причины и повод ее появления. Важно то, что обучение происходит в условиях группового взаимодействия, что
позволяет «здесь и теперь» осваивать техники построения эффективных взаимоотношений.
Андрагогика. Обучение взрослых -это организация опыта саморазвития в ходе творческого решения проблем. Во время проведения занятий по модулю особое внимание уделяется
формированию лояльности и
преданности организации, позитивной мотивации на работу, способности устанавливать конструктивные
отношения в профессиональной группе, с организациями и с населением. При реализации андрагогической модели обучения важны опора на ведущие образовательные потребности
государственных служащих. Среди них можно назвать: повышение собственной компетенции как руководителя; приобретение теоретических и
практических знаний, углубление знаний по специальности; приобретение новых знаний, применимых на практике; качественное изменение содержания работы в сторону усиления организационного и управленческого компонентов; повышение в результате обучения своей профессиональной репутации и престижа среди коллег; установление новых деловых контактов; личностный рост, возможность самоанализа.
Использование активных методов обучения. В обучении государственных служащих по модулю «Современные технологии и инструменты
управленческих коммуникаций»
основным методом является тренинг [2]. Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется в том случае, если важно не только передать новую информацию, но и сформировать навыки и потренироваться в использовании новых знаний на практике. Для того чтобы тренинг был успешным, важно точно определить цели тренинга. Цель - это ожидаемый результат, на который ориентирован заказчик. Тренинг,
который разработан для государственных служащих, основывается на следующих принципах:
- принцип активности, что предполагает не только усвоение знаний и приемов, но и самостоятельную выработку эффективных навыков управленческих коммуникаций;
- принцип обратной связи, на котором строится приобретение нового перцептивного, эмоционального и когнитивного опыта;
- нацеленность на актуализацию ресурсов участников группы;
- принцип «здесь и теперь» - в
тренинге акцент делается на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации,
происходящей непосредственно на занятиях. В то же время преподаватель находит связь между ситуацией «здесь и
теперь» и профессиональным опытом участников;
- принцип доброжелательности,
опора на позитив обеспечивает формирование атмосферы
психологической безопасности и принятия, открытости в общении между участниками;
- принцип опоры на индивидуальный и организационный опыт участников.
Системное использование
информационно-коммуникационных технологий. В обучении
государственных служащих, кроме аудиторной работы, были разработаны: виртуальная образовательная среда, среда «Web Tutor» для организации учебного процесса. Совокупные знания в предметной области были переведены в электронный ресурс. Каждый модуль включает в себя образовательную программу; учебные материалы; презентации, сопровождающие лекции; тематический глоссарий; тесты для самопроверки; итоговое задание для самостоятельной работы;
мультимедийное представление курса в виде видеозаписи лекционной части программы.
Требования к преподавателю. Особое внимание при подготовке модуля было уделено тому, какую позицию должен занимать преподаватель в обучении государственных служащих.
Примечания
Были выделены следующие позиции: консультант, эксперт в сфере
управленческих коммуникаций,
посредник в отношениях между участниками обучения, образец эффективного межличностного
поведения, организатор коммуникаций, модератор и эмоциональный стимулятор. Необходимо учитывать, что многие государственные служащие достаточно хорошо подготовлены к управленческой деятельности и задача преподавателя -создать благоприятные условия для взаимообогащения участников,
ориентироваться на синергетические эффекты обучения.
Назовем некоторые вопросы, которые необходимо решать для содержательного и методического развития программы повышения квалификации. Прежде всего, это согласование исходных
теоретических позиций, на которых основывается преподавание каждого модуля и ориентация на модели
управления, которые являются
приоритетными для Правительства. Необходимо обратить внимание на создание банка актуальных для государственных служащих ситуаций, которые могут быть использованы в обучении. Важным вопросом является трансферт информации и технологий, освоенных в обучении, в практику
работы правительства.
1. Дудченко В. С. Саморазвитие. М. : Квантро-Принт, 2007. 400 с. 2. Клюева Н. В. Программы социально-психологического тренинга (руководство для ведущего). Ярославль : Содействие, 1992. 68 с. 3. Клюева Н. В. Организационное консультирование: Учебное пособие Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2008. 136 с. 4. Пригожин А. И. Методы развития организации. М. : МЦФЭР, 2003. 864 с. 5. Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Психология. 2006. № 1. С. 15-21.
Статъя поступила вредакцию 11.10.2011 г.
Исследование выполнено при поддержке государственного контракта № 02.740.11.0601 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», 2009-2013 гг.