УДК 378.147
Гатен Ю.В.
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева
E-mail: [email protected]
формирование социально-психологической компетентности будущих специалистов в транспортной логистике
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки специалистов по транспортной логистике в системе высшей школы. Обоснована необходимость в профильных специалистах, владеющих не только фундаментальными теоретическими знаниями и практическими умениями в области технологии транспортных процессов, но и владеющих социально-психологическими навыками при решении комплексных проблем транспортной логистики.
Автор подробно анализирует и раскрывает содержание основных структурных компонентов социально-психологической компетентности логистов: когнитивного, коммуникативного, управленческого, рефлексивного и мотивационного. определяет перечень профессионально важных социально-психологических знаний, умений, навыков, а также психологических характеристик личности, необходимых для успешной деятельности выпускника.
С целью формирования социально-психологической компетентности студентов автором было спроектировано содержание и учебно-методическое обеспечение дисциплины «Транспортная психология», предусмотренной учебным планом по направлению подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов». отличительными особенностями курса являются не только профессионально ориентированное содержание социально-психологических знаний, умений и навыков, но и активное применение инновационных методов обучения, которые повышают активность студентов, их мотивацию к учебно-профессиональной деятельности, позволяют перейти от пассивного усвоения знаний к их активному применению в моделируемых или реальных ситуациях профессиональной деятельности в транспортной сфере. особое внимание автор уделяет подробному описанию организации проектной деятельности студентов при обучении транспортной психологии.
В статье приведены результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлявшейся на базе Института авиационной техники Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева, по формированию социально-психологической компетентности будущих специалистов в области организации авиационных перевозок и комплексной безопасности на транспорте.
Ключевые слова: транспортная логистика, социально-психологическая компетентность, транспортная психология, подготовка логистов.
В настоящее время логистическая инфраструктура является важной подсистемой практически всех отраслей отечественной экономики, а специалисты в области транспортной логистики являются значимыми партнерами любой конкурентоспособной компании. Технология транспортных процессов - это менеджмент и маркетинг разных видов транспорта, составляющих единую транспортную систему. Область профессиональной деятельности логистов включает: технологию, организацию, планирование и управление технической и коммерческой эксплуатацией транспортных и транспортно-технологических средств, организацию на основе принципов логистики рационального взаимодействия видов транспорта, а также организацию системы взаимоотношений по обеспечению безопасности движения на транспорте.
Решение производственно-технологических, расчетно-проектных, эксперименталь-
но-исследовательских и организационно-управленческих задач сложных транспортных, производственных систем требуют от выпускника владения уникальным сочетанием естественно-технических, экономических и гуманитарных знаний, умений и навыков. Преподаватели учебных дисциплин, управляя учебными процессами, ориентируют студентов на достижение сформулированных в учебных программах целей и получение соответствующих результатов - конкретных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, перечисленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. При этом формулировки требований к профессиональным компетенциям, зафиксированные в программах учебных дисциплин, как правило, не вызывают нареканий со стороны представителей профессионального сообщества. Более того, в стандартах прямо указывается,
что обучающийся может выбрать в образовательном процессе значимые элементы содержания и соответствующие им формы учебной деятельности [1]. Несмотря на это, за последние несколько лет в нашем сообществе сформировалось весьма устойчивое убеждение в существовании некоего противоречия между потребностями логистических компаний в компетентных выпускниках вузов, готовых к профессиональной деятельности, и реальными профессиональными возможностями молодых специалистов. Практика работы передовых логистических компаний показала, что выпускнику вуза для успешного решения реальных проблем транспортной логистики и управления цепями поставок необходимо, но не достаточно обладать комплексом знаний и компетенций, приобретенных при освоении основных образовательных программ [2].
Одной из причин, на наш взгляд, является дефицит психологически подготовленных профильных специалистов, владеющих не только фундаментальными теоретическими знаниями в области технологии транспортных процессов, но и имеющих опыт практической работы в условиях реальной профессиональной деятельности, готовых к самостоятельному решению современных сложных практических задач в условиях рыночной среды транспортного бизнеса.
Проблема подготовки специалистов в сфере транспортной логистической деятельности входит в круг большого числа исследователей. Отдельные аспекты данной проблемы рассмотрены в работах О.В. Лизневой [3], Г.Г. Левки-на, Т.А. Мугака, С.Б. Гнатко [4], И.Д. Белонов-ской [5], [6], Д. Курочкина, В.И. Стычковой [7], И.Ю. Сольской, О.А. Фрейдмана [8] (о формировании компетенций профессиональных компетенций студентов-логистов), В.М. Ни-колашина, А.С. Синицыной [9], В.С. Лукин-ского [10], Е.В. Носковой [11], Ю.А. Гай-нутдиновой, В.М. Приходько, В.В. Борщ, З.С. Сазоновой (о подготовке специалистов в сфере инновационных логистических технологий и систем), Г.Е. Герасимовой, Е.С. Ситниковой [12], В.А. Мамаевой [13], В.Я. Буйленко,
Ю.А. Коротковой [14] (об организации производственных практик и лабораторных работ у студентов-логистов). Между тем, в выполненных к настоящему времени исследованиях недостаточно внимания уделяется проблеме социально -психологиче ской компетентно сти специалистов по транспортной логистике.
Необходимость формирования социально-психологической компетентности будущих специалистов в области технологии транспортных процессов обусловлена следующими аспектами:
- большой сложностью и высокими скоростями протекания транспортных процессов. Вследствие этого логисту необходимо осуществлять контроль не только за множеством параметров, но и за быстропротекающими процессами, удерживать в памяти большой объем информации оперативного и справочного характера. Это увеличивает нагрузки на нервно-психическую деятельность работающего в сфере транспорта человека и создает напряженность труда;
- повышением степени автоматизации управления транспортных процессов, что требует от специалиста транспортной сферы ответственности за принимаемые решения и высокой готовности к действиям в нестандартных и конфликтных ситуациях;
- необходимостью принимать оригинальные, творческие решения в условиях неопределенности, многокритериальности рыночной среды, характерной для перспективных инновационных логистических бизнес - технологий [15];
- осуществлением организационно-управленческой деятельности в транспортной организации, групповой работы в составе коллектива исполнителей и деловой коммуникации с клиентами при перевозках пассажиров и грузов.
Основываясь на анализе ФГОС ВО третьего поколения по направлению подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов» [16], профессионограмм трудовой деятельности логистов [17] и требований транспортно-логистических компаний к квалификации выпускника, мы определили перечень личностных и профессионально важных психологических качеств, необходимых для успешной деятель-
ности будущего специалиста: профессиональное внимание (способность к концентрации внимания, хороший уровень переключаемости и объема внимания), склонность к работе со знаковой информацией (цифрами, формулами, таблицами, картами, схемами, расчетами), развитое пространственное восприятие, системное аналитическое мышление, прогностические способности, коммуникативные и организаторские склонности, нервно-психическая устойчивость, конфликтоустойчивость, ответственность, креативность, мотивированность на успех в трудовой деятельности.
В результате собственного теоретического и диагностического исследования мы выявили следующие компоненты социально - психологической компетентности специалиста в области технологии транспортных процессов:
- когнитивный компонент, включает научные знания по различным отраслям психологии, необходимые для успешной профессиональной деятельности в системе транспортных служб;
- коммуникативный компонент, представляющий собой взаимосвязанные группы перцептивных умений, умений профессионального общения и специальных ко ммуникативных техник по управлению конфликтами в области логистической деятельности;
- управленческий компонент - готовность и способность профессионально выполнять управленческие функции в области организации производства и труда на транспорте;
- рефлексивный компонент - осознание себя как субъекта профессиональной деятельности в транспортной сфере;
- мотивационный компонент, который включает установки на использование психологических знаний и умений при достижении целей и решении поставленных задач, постоянное профессиональное самосовершенствование.
Социально-психологическую компетентность специалиста в области технологий транспортных процессов мы рассматриваем как способность применять психологические знания и умения, проявлять профессионально-важные психологические качества в области технологии, организации, планирования и управления
транспортными системами, обеспечивающую мобильное и эффективное решение комплексных проблем транспортной логистики.
В целях углубления психологических знаний, умений и навыков, необходимых при решении профессиональных задач, для студентов Института авиационной техники, обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» (воздушный транспорт), на кафедре философии и истории Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Транспортная психология».
Задачами освоения дисциплины являются: 1) формирование у студентов представлений об основных понятиях общей психологии, социальной психологии, психологии труда, инженерной психологии, психологии управления и делового общения; 2) развитие социально-психологической компетентности; 3) совершенствование умений и навыков по использованию психологических приемов в профессиональной деятельности.
В результате обучения студент должен:
- знать: общие теоретические категории фундаментальной и прикладной психологии; основные индивидуально-психологические и личностные особенности людей; основные закономерности динамических процессов в социальных группах; психологические особенности деятельности в нестандартных и чрезвычайных ситуациях на транспорте; психологические аспекты обслуживания пассажиров на внутренних и международных воздушных линиях; психологические факторы надежности транспортного процесса;
- уметь: использовать в практической деятельности основные закономерности транспортной психологии; составлять психологическую характеристику личности клиента; определять собственное психическое состояние и пользоваться приемами эмоциональной саморегуляции; оценивать межличностные отношения и разрешать конфликтные ситуации между участниками транспортного процесса; использовать в практической деятельности основные
психофизиологические особенности управления транспортными средствами и системами;
- владеть: методами психологических исследований состояния и динамики показателей качества системы организации перевозок грузов и пассажиров на транспорте; навыками делового общения в сфере транспортного обслуживания; методами предотвращения массовой паники; технологиями профайлинга в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Содержание разделов (модулей) дисциплины включает:
1. Транспортная психология как исследовательская и проектировочная дисциплина. Основные задачи и функции транспортной психологии. Основные категории транспортной психологии. Место транспортной психологии в системе научного знания. История развития и предпосылки возникновения транспортной психологии как науки в России и за рубежом.
2. Основные направления транспортной психологии. Методологическое, психофизиологическое, системотехническое и эксплуатационное направления. Результаты современных психологических исследований в области авиационной, космической, железнодорожной и морской психологии.
3. Принципы и методы исследования в транспортной психологии. Основные методологические принципы транспортной психологии. Системный подход. Психологические методы. Физиологические методы. Математические методы. Имитационные методы. Методы психологических исследований состояния и динамики показателей качества системы организации перевозок грузов и пассажиров на транспорте.
4. Особенности и классификация транспортных человеко-машинных систем. Психологический анализ транспортных происшествий. Психологические факторы надежности транспортного процесса.
5. Особенности профессионального общения работников службы организации перевозок на транспорте. Вербальные и невербальные ко ммуникации при обслуживании клиентов. Производственные конфликты: причины, функ-
ции, динамика. Основные технологии, методы и тактики урегулирования производственных конфликтов. Деловое общение в сфере транспортного обслуживания. Психологические особенности ко ммерческих переговоров и деловой переписки.
6. Психология деятельности в нестандартных и экстремальных ситуациях в транспортном процессе.
Психология поведения людей в общественных местах. Толпа и закономерности ее поведения. Массовая паника: факторы, механизмы, предотвращение и ликвидация.
Применение профайлинга в сфере обеспечения безопасности на транспорте. Методика выявления потенциально опасных лиц. Психологическое сопровождение антитеррористической деятельности. Психическое состояние сотрудников во время антитеррористической деятельности. Психологическая помощь пострадавшим в результате террористических актов с захватом заложников. Психологическое обеспечение переговорной деятельности. Психологические приемы и позиции переговорщиков. Стабилизация психологической обстановки.
7. Психологические особенности управленческой деятельности в организации транспортного обслуживания.
8. Психология профессиональной деятельности. Психические состояния в профессиональной деятельности работников транспортной сферы. Содержание профессионального стресса и пути его преодоления. Сущность, содержание и структура социально-психологической компетентности специалистов в области транспортных процессов. Профессиональное развитие личности.
В учебном процессе активно используются разнообразные образовательные технологии, в том числе интерактивные методы обучения: творческие задания, работа в малых группах, деловые игры, кейс-метод (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач), презентации, метод проектов, дискуссии, «круглые столы», тренинги, интерактивные лекции. По сравнению с традиционными методами ведения занятий в интерактивном
обучении познавательная деятельность осуществляется в форме совместной работы студентов, когда все участники взаимодействия обмениваются информацией, сообща решают проблемы на основе анализа социально-психологических факторов, моделируют профессиональные ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества.
Одним из ведущих методов обучения студентов на занятиях по транспортной психологии являются профессионально направленные проектные задачи и задания, которые являются аналогом производственных проблем. Проектная деятельность студентов предполагает выявление актуальной проблемы и определение цели проекта, формирование представлений о ходе выполнения предстоящей работы, непосредственное включение студентов в конкретных средовых условиях, анализ трудностей и, наконец, реализация проекта. На первоначальной ступени обучения решаются задачи невысокого уровня проблемности и познавательной самостоятельности студентов. Постепенное усложнение проектных заданий позволяет решать задачи творческие, исследовательские, развивающие психологическое мышление и социально-психологическую компетентность студентов. Например, нами были разработаны различные типы задач и заданий студентам, направленные на развитие умений по использованию психологических приемов в профессиональной деятельности:
- составление психологического портрета сотрудника или пассажира с использованием метода наблюдения;
- выработка эффективных сценариев взаимоотношений с пассажирами/клиентами транспортных компаний;
- анализ причин производственно-трудового конфликта и выбор оптимальной тактики по его успешному урегулированию;
- выявление критических и подозрительных признаков, свидетельствующих о неблагонадежности персонала на транспортных предприятиях;
- проведение контрольного опроса пассажиров для обеспечения авиационной безопасности;
- разработка программы проведения деловых переговоров и встреч в транспортной сфере.
Актуальным компонентом в подготовке будущего логиста является формирование готовности к управлению производственно-технологическими рисками. По мнению И.Д. Бе-лоновской, управление риском представляет собой профессионально-личностное качество, определяющее возможность и результативность объективных, сознательных и грамотных действий по установлению характера производственно-технологических рисков и решению задач локализации, компенсации и ликвидации возможных негативных последствий деятельности производственных предприятий [18]. В этой связи проектная деятельность те сно связана с научно-исследовательской работой студентов по изучению инженерно-психологических аспектов аварий и катастроф в транспортной человеко-машинной системе. Задачами подобных проектов являются: поиск и сбор документальным методом данных о крупнейших происшествиях на железнодорожном, водном, автомобильном, воздушном транспорте; инженерно-психологический анализ исследуемых аварий (выявление роли человеческого фактора в их возникновении, особенности работы операторов и работников транспортных служб, их профессиональный отбор, уровень компетенции, психические состояния и действия во время экстремальной ситуации); возможности предотвращения катастрофы; установленные причины и дальнейшие последствия аварии; разработка социально-психологических рекомендаций по профилактике транспортных происшествий для руководителей и сотрудников данной отрасли.
Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности разработанной нами методики формирования социально-психологической компетентности студентов в рамках дисциплины «Транспортная психология» осуществлялась на базе Института авиационной
техники Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева. В констатирующем и формирующем этапах эксперимента приняли участие 115 студентов, обучающихся по следующим профилям: «Организация авиационных перевозок» и «Комплексная безопасность на транспорте». На первом этапе эксперимента было проведено обследование студентов в целях определения уровня сфор-мированности их социально-психологической компетентности. Диагностическими методами здесь выступали самооценка, тестирование, беседы, наблюдение. Нами были использованы следующие методики:
- диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности Л.И. Уман-ского, И.А. Френкеля, А.Н. Лутошкина, А.С. Чер-нышова;
- диагностика межличностных отношений А.А. Руковишникова;
- психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы Л.И. Уманского, А.Н. Лутошкина, А.С. Чернышева, Н.П. Фетискина [19];
- методика диагностики социально-психологических установок личности в моти-вационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
Первичная диагностика не выявила наличия очень высокого уровня социально-психологической компетентности студентов:
высокий уровень имели 15,6%, средний - 35,4%, низкий 49% студентов. Экспериментальная работа по повышению уровня социально-психологической компетентности студентов дала позитивные результаты. В ходе эксперимента произошли существенные изменения: 34,5% студентов продемонстрировали высокий уровень социально-психологической компетентности, 51,2% - средний и 14,3% студентов остались на низком уровне сформированности исследуемой компетентности.
Таким образом, для повышения качества подготовки специалистов по транспортной логистике существенное значение имеют:
1) формирование в процессе обучения социально-психологической компетентности, обеспечивающей эффективное решение комплексных проблем в транспортной сфере;
2) проектирование профессионально ориентированного содержания дисциплины «Транспортная психология» с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности студентов;
3) внедрение в учебных процесс инновационных методов обучения, повышающих активность студентов, их мотивацию к учебно-профессиональной деятельности и позволяющих перейти от пассивного усвоения знаний к их активному применению в моделируемых или реальных ситуациях в профессиональной среде.
9.08.2016
Список литературы:
1. Белоновская, И.Д. Конструирование вариативной образовательной програ ммы в инженерно-технической подготовке / И.Д. Белоновская, К.Е. Цветкова // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - №2. - С. 30-31.
2. Приходько, В.М. Подготовка логистов в условиях интеграции образования, науки, производства и бизнеса / В.М. Приходько, В.В. Борщ, З.С. Сазонова // Высшее образование. - 2014. - №11. - С. 128-129.
3. Лизнева, О.В. Формирование профессиональных компетенций будущих операционных логистов / О.В. Лизнева // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016. - №3-1 (68). - С. 32-34.
4. Левкин, Г.Г. Практико-ориентированный подход при подготовке логистов / Г.Г. Левкин, , Т.А. Мугак, С.Б. Гнатко // Инновационные технологии в современном образовании: сборник трудов по материалам III Международной научно-практической интернет-конференции. - Москва: ООО «Научный консультант», 2016. - С. 427-430.
5. Approaches to Training of Engineering Program Students for Innovative Activity / I.D. Belonovskaya etc. / 18th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL2015) 44rd IGIP International Conference on Engineering Pedagogy 20-24 September
2015, Palazzo dei Congressi, Florence, Italy. - Р. 941-943.
6. Белоновская, И.Д. Инновационные задачи ресурсосбережения в теории и практике инженерной подготовки будущих бакалавров [Электронный ресурс]: монография / И.Д. Белоновская, О.С. Манакова, К.Е. Цветкова. - Оренбург: ОГУ, 2015.
7. Стычкова В.И Технология формирования профессиональной мобильности студентов-логистов (средствами иностранного языка) / В.И. Стычкова, Ф.Ю. Кукуев // Высшее образование сегодня. - 2014. - №4. - С. 12-17.
8. Сольская, И.Ю. Исследование рынка специалистов по логистике / И.Ю. Сольская, О.А. Фрейдман // Мир транспорта. -
2016. -Том 14. - №1. - С. 236-244.
9. Николашин, В.М. Транспортные логисты: подготовка и рынок труда / В.М. Николашин, А.С. Синицына // Мир транспорта. -2010. - №10. - С. 150-152.
10. Лукинский, В.С. Состояние системы подготовки логистов в Северо-Западном регионе России / В.С. Лукинский, Е.В. Но-скова // Логистика. - 2013. - №1. - С. 28-31.
11. Лукинский, В.С. Система высшего образования в области логистики в Санкт-Петербурге (часть I) / В.С. Лукинский, Е.В. Но-скова // Логистика. - 2015. - №6. - С. 40-47.
12. Герасимова, Г.Е. Опыт организации ознакомительной практики у студентов-логистов / Г.Е. Герасимова, Е.С. Ситникова // Логистические системы в глобальной экономике. - 2012. - №2. - С. 94-97.
13. Мамаева, Б.А. Опыт реализации профессиональных компетенций выпускников-логистов в рамках реализации практик / Б.А. Мамаева // Труды Международной научно-практической конференции «Транспорт-2015». - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2015. - С. 205-206.
14. Буйленко, В.Я. Журнал лабораторных работ по курсу «Транспортная психология» / В.Я. Буйленко, Ю.А. Короткова. - М.: МАДИ, 2014. - 28 с.
15. Николашин, В.М. Подготовка специалистов в сфере инновационных транспортных логистических технологий и систем / В.М. Николашин, А.С. Синицына // Железнодорожный транспорт. - 2011. - №3. - С. 68-70.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 марта 2015 года №165.
17. Горбунова, М.В. 333 современные профессии и специальности: информационных профессиограмм / М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - С. 182-184.
18. Белоновская, И.Д. Формирование готовности будущего инженера к управлению производственно-технологическими рисками / И.Д. Белоновская, Е.М. Езерская // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2015. -№1. - С. 32-40.
19. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.
Сведения об авторе: Гатен Юлия Владимировна, доцент кафедры философии и истории Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королева, кандидат педагогических наук 443086, г Самара, ул. Московское шоссе, 34, e-mail: [email protected]