УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ С ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ
МЕРОПРИЯТИЯМИ
© 2010 О.В.Осетрова Самарский государственный медицинский университет
Статья поступила в редакцию 02.08.2010
Изложены аспекты научной подготовки, посвященные достижению дидактических целей при обучении аспирантов медицинского вуза. Исследованы возможности достижения дидактических целей научной подготовки во взаимосвязи с организационно-педагогическими мероприятиями. Выделенные способы достижения дидактических целей научной подготовки реализуются в содержании учебного курса «Основы подготовки медицинской диссертации». Формирование системы позволит достичь дидактических целей на уровнях усвоения навыков и овладения умениями, характеризирующих подготовленность аспирантов к самостоятельным и осознанным исследовательским действиям.
Ключевые слова: послевузовское образование, медицинская высшая школа, дидактические цели, научная подготовка.
Важным аспектом исследования дидактики научной подготовки является достижение дидактических целей, влияющих на развитие исследовательской компетенции специалистов в период выполнения диссертационного исследования. Основываясь на мнении ученых-педагогов (И.П.Подласый, 2004), характеризующих одну из особенностей развития дидактики, заключающуюся в тезисе о том, что «нельзя создать универсальную систему обучения, одинаково пригодную для решения всех учебно-воспитательных задач», а должна быть «гибкая система отдельных технологий, специально созданных для разрешения конкретных проблем» нами исследована система взаимосвязи организационно-педагогических мероприятий, реализующих возможности достижения дидактических целей научной подготовки при обучении аспирантов и молодых преподавателей медицинских вузов.
Целевой компонент дидактической подготовки представлен комплексом целей, реализация которых формирует образовательно-исследователь-скую среду, развивающую в аспирантах исследовательские способности через усвоение знаний и овладение практическими навыками и умениями, обеспечивающими выполнение ими функциональных обязанностей как исследователей. Цели обучения должны отражать современные жизненные требования и иметь социальный заказ. Это означает, что выпускник аспирантуры, защитивший кандидатскую диссертацию, и ставший в последствии преподавателем вуза, должен быть готов к дальнейшей исследовательской деятельности, являющейся частью индивидуального плана педагогической работы, но уже на профессиональном уровне, не только выполняя научные разработки, но и внедряя их в учебный процесс.
Во многом достижение целей обучения зависит от создания организационно-педагогических мероприя-
Осетрова Ольга Вениаминовна, кандидат педагогических наук, заведующая отделом аспирантуры и докторантуры. E-mail: info@samsmu. ru
тий, которые обеспечивают как методическую поддержку обучающихся, так и информационную, коммуникационную. При этом организаторы обучения устанавливают реальные объемы поддержки исследователей в зависимости от их потребностей и материально-технических возможностей учреждения. Для этого важно определить этапы достижения дидактических целей, позволяющие эффективнее реализовать научную подготовку. Каждая цель обучения должна иметь установленные сроки для ее реализации, быть конкретной и проверяемой: какие знания, умения и навыки должен приобрести обучающийся, и на каком уровне происходит усвоение. Выполнение каждой цели можно диагностировать, используя способы оценки и результаты измерения. Выдвигая требования, мы исходили из положения, что все цели обучения должны быть обусловлены организационно-педагогическими мероприятиями, и представлять собой взаимосвязанную систему научной подготовки.
По результатам опроса дипломированных специалистов, работающих над кандидатской диссертацией, нами выявлены негативные факторы, затрудняющие исследовательскую деятельность. Респонденты отмечают трудности трех уровней: коммуникационные, информационные и методические. Так коммуникационный уровень трудностей исследовательской деятельности включает «закрытость» исследователей в профессиональном научном сообществе, отсутствие навыков публичного выступления и участия в научных дискуссиях. Трудности информационного уровня включают «барьеры» в поиске научной литературы, проблемы в усвояемости опубликованных научных знаний и в умениях составления научного текста. Трудности методического уровня характеризуются недостаточными знаниями о структуре диссертации, проведении экспериментов и клинических испытаний, способах и приемах сбора и обработки полученных данных, их сопоставления и анализа. Нам представляется целесообразным исследовать вопрос преодоления негативных факторов научной подготовки через раз-
работку системы взаимосвязи организационно-педагогических мероприятий с дидактическими целями, способствующей их достижению при обучении исследовательской деятельности. Элементами систе-
мы являются: дидактические цели, организационно-педагогические мероприятия, показатели результативности.
Таб.1. Способы достижения дидактических целей, ориентированных на вовлечение аспирантов
в научные мероприятия
Дидактические цели Наименование мероприятий для достижения дидактических целей Показатели оценки результативности (%)
Формирование навыков для участия в научных дискуссиях на секционных заседаниях Организация ежегодной отчетной научной конференции «Аспирантские чтения». Привлечение аспирантов к участию в научно-практических конференциях, организованных на базе СамГМУ Доля аспирантов, принявших участие в научных мероприятиях как: - слушатель; - участник дискуссии; - докладчик
Формирование навыков для участия с докладами в иногородних научных мероприятиях Организация командировок для участия аспирантов с докладами по направлению исследования Доля аспирантов, принявших участие в научных мероприятиях в других учреждениях как: - слушатель; - участник дискуссии; - докладчик
Формирование навыков осведомленности о научных мероприятиях Информирование о научных мероприятиях, проводимых в РФ и за рубежом для информационной поддержки аспирантов Доля аспирантов, выехавших для участия в научных мероприятиях по теме исследования
Формирование навыков оформления и презентации научного доклада Обучение технике подготовки научного доклада Доля аспирантов, получивших грамоты за научные доклады
Формирование навыков в освоении техники выступлений Обучение технике выступления на научных мероприятиях и участия в дискуссиях Доля аспирантов, принявших участие в научных дискуссиях
Дидактические цели научной подготовки направлены на приобретение специальных знаний, способствующих формированию навыков и овладению умениями, которые избавят аспирантов от методических и технических ошибок, помогут выработать большую самостоятельность при выполнении диссертации и активизировать исследовательский процесс. Для достижения дидактических целей нами разработана методическая система, позволяющая последовательно реализовывать этапы научной подготовки аспирантов через усвоение знаний, формирование навыков, овладение умениями. Достижение дидактических целей научной подготовки включает три этапа последовательной реализации комплекса мероприятий, результативность которых предусмотрена оценочными показателями: вовлеченность в научные мероприятия, публикационная активность, выполнение диссертации в установленные обучением сроки подготовки.
Первый этап достижения дидактических целей научной подготовки основывается на вовлечении аспирантов в научные мероприятия. Показателем результативности освоения первого этапа является доля Таб.2. Способы достижения дидактических ]
активность
аспирантов, принявших участие (в различных формах) в научных мероприятиях в течение учебного года (таб. 1).
Второй этап достижения дидактических целей ориентирован на развитие публикационной активности аспирантов в период выполнения исследования. Показателем результативности освоения второго этапа является доля аспирантов, проявивших публикационную активность и опубликовавших научные результаты в течение учебного года в специализированных научных изданиях (таб. 2).
Третий этап достижения дидактических целей ориентирован на выполнение образовательной программы по разделу научной подготовки аспирантов. На практике серьезным недостатком является несвоевременная защита диссертаций, что свидетельствует о недостаточной методической подготовке исследователей. Последствиями методологической неподготовленности аспирантов становятся как неудачный выбор темы исследования, так и трудности в проведении экспериментальных или клинических испытаний и доказательности полученных результатов. лей, ориентированных на публикационную
Дидактические цели Наименование мероприятий для достижения дидактических целей Показатели оценки результативности (%)
Овладение умениями подготовки научной статьи Издание научного журнала «Аспирантский вестник Поволжья» Доля аспирантов, опубликовавшихся в журнале
Овладение умениями подготовки материалов для сборника докладов Издание ежегодного сборника докладов аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук «Аспирантские чтения» Доля аспирантов, опубликовавшихся в сборнике докладов
Овладение умениями выполнять поиск и отбор информации Издание справочного пособия по медицинским ресурсам Интернет Доля аспирантов, использующих рекомендованные сайты
Таб. 3. Способы достижения дидактических целей, ориентированных на освоение раздела «Научно-исследовательская работа» образовательной программы обучения аспирантов
по теме диссертации
Овладение умениями использовать информацию о научных достижениях Информирование о научных изданиях по направлениям исследования Доля аспирантов, публикующих результаты НИР в научных журналах, в т.ч., рекомендованных ВАК
Овладение умениями подготовки разножанровых научных статей Обучение методике подготовки научных публикаций Доля аспирантов, опубликовавших аналитическую статью по результатам НИР
Овладение умениями оформлять заявки на авторские методики по результатам НИР Организация консультаций о правилах оформления интеллектуальной собственности Доля аспирантов, оформивших заявку на авторский способ лечения
Дидактические цели Наименование мероприятий для достижения дидактических целей Показатели оценки результативности (%)
Освоение методики выполнения научного исследования Организация учебного курса по методике выполнения медицинской диссертации Доля аспирантов, подтвердивших освоение учебного курса «Основы подготовки медицинской диссертации» удостоверением о повышении квалификации
Овладение умениями руководствоваться методической литературой Разработка методического обеспечения: - учебный план; - тематическая программа; - программа ЭВМ; - учебное пособие «Основы подготовки медицинской диссертации» Доля аспирантов, способных самостоятельно выполнить основные разделы диссертации: - аналитический обзор литературы (1-й год обучения); - материал и методы исследования (2-й год обучения); - выполнение клинической части исследования (3-й год обучения)
Усвоение требований к организации научно-исследовательской работы Инструктирующие мероприятия: - методические совещания; - учебные семинары Доля аспирантов, освоивших требования к организации НИР по теме диссертации
Формирование навыков ответственности за выполнение индивидуального плана Контролирующие мероприятия: - отчеты на факультетских советах; - тестирование; - аттестация на кафедре и методическом совете по аспирантуре; - апробация диссертации на кафедре; - представление диссертации к защите Доля аспирантов, выполнивших индивидуальный план обучения в соответствии с типовым планом подготовки за текущий учебный год
Формирование навыков самоконтроля для соблюдения сроков подготовки диссертации Корректирующие мероприятия: - разработка методических рекомендаций по составлению индивидуального плана работы; - указания по утверждению темы диссертации; - консультации по основным разделам диссертации; - распоряжение о порядке проведения аттестации аспирантов Доля аспирантов, защитивших диссертации в установленные индивидуальным планом сроки обучения
Подготовленность к исследовательской деятельности дипломированных специалистов - врачей, обучающихся в аспирантуре, не является одинаковой. Существует ряд объективных и субъективных факторов, препятствующих качественному выполнению исследования и в установленные обучением сроки. Например, для выполнения исследования по медицинским специальностям требуется значительный опыт лечебной работы, позволяющий накопить клинический материал - основу диссертационного исследования, и провести поисковые клинические испытания. Вместе с тем, исследовательские знания и умения врача, приобретенные ранее в период обучения в вузе и участия в студенческой учебно-исследовательской работе, частично утрачиваются. В связи с чем, врачам - аспирантам требуется как «вос-
становление» знаний, умений и навыков для проведения исследования, так и углубленное их познание и освоение. Поэтому показателем результативности освоения третьего этапа является доля аспирантов, защитивших диссертации в установленные обучением сроки (таб. 3).
Представленная система организационно-педагогических мероприятий разработана для достижения дидактических целей научной подготовки аспирантов с последующей оценкой результативности их обучения по установленным показателям и апробирована при подготовке аспирантов Самарского государственного медицинского университета1. Доля аспирантов, защитивших диссертации в установленные сроки обучения по итогам 2009 года возросла в сравнении с предыдущими и составила 78 %.
Таким образом, предложенная система достижения дидактических целей научной подготовки во взаимосвязи с организационно-педаго-гическими мероприятиями, может использоваться в качестве методического ориентира в процессе подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура), что позволит смоделировать продуктивное исследовательское поведение для вовлечения аспирантов в научные мероприятия, повысить их публикационную активность и эффективность обучения по разделу «Научно-исследовательская работа».
1 Осетрова О.В. Особенности взаимосвязи дидактических целей научной подготовки с содержанием учебного курса для
аспирантов медицинского вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. - С. 283 - 291; Осетрова О.В. Программа ЭВМ «Способ комплексного тестового обучения аспирантов медицинских вузов». Свидетельство о государственной регистрации № 2009611904 от 13.04.2009 г.; Osetrova O.V. Possibilities of achievement of the didactic purposes in scientific preparation of post-graduate students of medical high school / O.V.Osetrova O.V. // 3-rd International Web Conference «Modern Education: Development Prospects. - June, 2010; Осетрова О.В. Обеспечение организационно-педагогических условий для научной подготовки аспирантов в медицинском вузе // II Всероссийская научно-практическая конференция «Модернизация российского образования: проблемы и перспективы». Москва, июнь, 2010. - М.: 2010.
FORMATION INTERRELATIONS BETWEEN DIDACTIC PURPOSES OF SCIENTIFIC PREPARATION AND ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL ACTIONS
© 2010 O.V.Osetrova"
Samara State Medical University
The aspects of scientific preparation devoted to achieving didactic purposes in post-graduate medical students training are stated. Possibilities to achieve scientific preparation didactic purposes alongside with organizational-pedagogical actions are investigated. The given ways of scientific didactic purpose achievement are realized in the «Basis of preparation of the medical thesis» training course maintenance. Forming the system will allow to reach the didactic purposes at the level of mastering skills and abilities that confirm a post-graduate student's availability to independent research.
Key words: post-graduate students, medical high school, didactic purposes, scientific preparation.
o
Osetrova Olga Veniaminovna, Candidate of Pedagogics, Head of Postgraduate and Doctoral Study Department. E-mail: [email protected]