УДК 338.984
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
НА ПРЕДПРИЯТИИ
А. Ю. Насанович
FORMING THE SYSTEM OF RISK MANAGEMENT IN THE ENTERPRISE
A. Y. Nasanovich
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования системы и этапы процесса управления рисками на предприятии.
Ключевые слова: риск, риск-менеджмент, система управления рисками, хозяйственный риск.
Abstract. The following issues are examined in the article: the specific aspects of system organization and stages of the risk management in the enterprise.
Key words: risk, risk management, system of risk management, economic risk.
Одним из важнейших факторов достижения стабильного экономического развития России является повышение эффективности деятельности предпринимательских структур, образующих ее экономику. Однако в современных условиях рыночной экономики предприятия зачастую сталкиваются с дестабилизирующими, незапланированными факторами, способными нарушить деятельность организации, а иногда даже и привести к банкротству.
Проблема управления рисками является одной из ключевых в деятельности промышленных предприятий. Во-первых, это связано с тем, что степень принимаемого риска оказывает определяющее воздействие на формирование уровня доходности финансовых операций любого предприятия. Во-вторых, финансовые риски являются основной формой генерирования прямой угрозы не только утраты устойчивого положения предприятия, но и банкротства, так как потери, связанные с данными рисками, являются наиболее ощутимыми. В-третьих, эффективность наращивания инновационной активности в области разработки и реализации новых продуктов и технологий усиливает рисковость среды бизнеса [1]. Поэтому управление рисками влияет на эффективность любой операции и всей финансово-хозяйственной системы в целом.
Процесс управления рисками предприятия должен осуществляться в рамках системы управления рисками (СУР), включающей в себя комплекс элементов, необходимых и достаточных для ведения данного процесса. Такими элементами являются методика управления рисками, «набор» соответствующих программных, информационных и технических средств, персонал (все работники предприятия), процессы («специфические»: диагностика и оценка рисков, разработка и реализация мероприятий, направленных на их снижение, контроль над результатами мероприятий; «общеуправленческие»:
целеполагание, планирование, исполнение, учет, контроль, анализ), организационная инфраструктура, необходимая для ведения этих процессов. И эта система, очевидно, должна быть «четко встроена» в систему управления предприятием. Алгоритм построения интегрированной системы управления рисками включает пять этапов [2].
1. Создание в компании рабочей группы, предназначенной для разработки нормативных документов в области риск-менеджмента и построения модели организации управления рисками.
2. Разработка карты рисков компании.
3. Формирование стратегии управления рисками.
4. Разработка механизмов для оперативного управления рисками.
5. Построение системы мониторинга процесса управления рисками.
Этап 1. Создание в компании рабочей группы для разработки нормативных документов в области риск-менеджмента и построения модели организации управления рисками. На предприятии должны быть разработаны следующие нормативные документы в области риск-менеджмента:
- политика предприятия в области управления рисками;
- стандарт предприятия по управлению рисками, который должен включать единую терминологию при оценке и управлении рисками, методики качественной и количественной оценки рисков в соответствии с картой рисков;
- порядок установления лимитов средств и ответственности по выявленным рискам и проведения контроля показателей риска;
- регламенты взаимодействия подразделений при управлении рисками.
Идеологическая часть задачи организации на предприятии интегрированного риск-менеджмента должна решаться путем разработки единой политики предприятия в области управления рисками. По результатам европейского бенчмаркинга риск-менеджмента, проведенного Ernst & Young и AXA Corporate Solutions в 2006 г., около 80 % компаний имеют свою определенную политику риск-менеджмента [3].
Этап 2. Разработка карты рисков компании. Данный этап работы заключается в формировании единой терминологии по управлению рисками и выявлении всех рисков компании с целью составления карты рисков. Построение карты рисков является необходимой начальной стадией управления рисками организации. На данном этапе можно использовать следующие известные методы оценки рисков:
- метод индексов опасности;
- метод деревьев событий;
- метод «события - последствия» (Hazard and Operability Research);
- метод деревьев отказов;
- статистический метод;
- метод экспертных оценок;
- расчетно-аналитический метод.
По данным исследований компании March Risk Consulting, проведенных в 2008 г., лишь 17,5 % российских предприятий составляют карты рисков [4].
Этап 3. Формирование стратегии управления рисками. Результатом данного этапа должна стать принятая стратегия управления рисками компании, являющаяся важнейшей частью общей стратегии предприятия.
Этап 4. Разработка механизмов для оперативного управления рисками. Для оперативного управления рисками (создания системы предотвращения внеплановых потерь) целесообразно разработать регламенты:
- взаимодействия подразделений, участвующих в процессе управления рисками;
- информирования об инцидентах;
- проведения внутренних и внешних аудитов системы предотвращения внеплановых потерь;
- урегулирования взаимоотношений, связанных с внеплановыми потерями (со страховыми компаниями и внутри организации).
Этап 5. Построение системы мониторинга процесса управления рисками. На данном этапе определяются механизмы оценки эффективности управляющих решений. Для этого необходимо:
- провести аудит корпоративной системы управления рисками;
- построить систему информирования об изменениях;
- создать систему мониторинга выявленных рисков и мероприятий по их снижению;
- определить механизм сохранения рабочей информации, рассматриваемой в процессе управления рисками.
Грамотно построенная интегрированная система управления рисками позволит предприятию выявлять угрозы в реализации стратегии и бизнес-процессах и информировать о них акционеров.
Также для эффективного управления хозяйственным риском можно использовать систему, построенную по двухуровневому принципу. Необходимым условием создания предлагаемой системы является задание плановых показателей как для всего предприятия, так и для отдельных подразделений. Соответственно, на первом уровне управления определяются факторы хозяйственного риска. Уровень подразделения включает систему управления хозяйственным риском. На рис. 1 представлена возможная схема функциональной модели системы управления хозяйственным риском [5]. Отображенные на схеме функции соответствуют двум уровням: предприятия и подразделения.
В процессе реализации приведенной программы специалисты каждого подразделения должны осуществлять анализ эффективности принятых решений и по мере необходимости обеспечивать корректировку целей и средств минимизации рисков. При этом следует аккумулировать всю информацию об ошибках и недостатках разработки программы, проявившихся в ходе ее реализации. Такой подход позволит провести разработку последующих программ мероприятий по снижению рисков на более качественном уровне с использованием новых полученных знаний о риске.
В заключение отметим, что в современных экономических условиях механизм управления рисками в организации должен иметь четкую иерархическую структуру, которая позволит повысить качество принимаемых решений и уровень корпоративного управления в целом.
1. Первый уровень
Рис. 1. Двухуровневая система управления хозяйственным риском
Список литературы
1. Бланк, И. А. Управление финансовой стабилизацией предприятия / И. А. Бланк. -К. : Ника-Центр, Эльга, 2003. - 496 с.
2. Неретина, Е. А. Организация интегрированного риск-менеджмента на промышленном предприятии / Е. А. Неретина, И. И. Можанова // Управление риском. -2008. - № 4. - С. 55-62.
3. Мировые тенденции развития риск-менеджмента. Создание комплексной системы управления рисками // Исследования Integrated Services group. - 2006.
4. Управление рисками: Состояние и развитие корпоративного риск-менеджмента в России // Исследования March Risk Consulting. - 2008.
5. Ойгензихт, В. Проблема риска промышленных предприятий / В. Ойгензихт. - М. : Прогресс, 1994.
Насанович Анастасия Юрьевна
студентка,
Липецкий государственный технический университет
E-mail: [email protected]
Nasanovich Anastasiya Yur'evna student,
Lipetsk State Technical University
УДК 338.984 Насанович, А. Ю.
Формирование системы управления рисками на предприятии / А. Ю. Насанович // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. -№ 3 (7). - С. 44-48.