УДК 65.012.1
В.Н. Харитонова
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ЗНАНИЯМИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Особенностями современного этапа развития экономики и общества в целом являются глобализация и массовое распространение информационных технологий. Среди философов, экономистов и социологов с конца прошлого века ведется неослабевающая дискуссия о возможностях формирования так называемой новой экономики, или экономики знаний. Специалисты считают, что экономика развитых стран в настоящее время вступила на такой путь развития, когда инновационный процесс становится центром качественных, количественных и структурных изменений, превращаясь в постоянно действующий фактор социально-экономического развития [1].
В процессе формирования новой экономики возникает необходимость рассмотрения знания не только как философской, но и как экономической и управленческой категории.
Следует подчеркнуть, что необходимо отличать знания в организации от информации и данных, используемых в управлении. Последние представляют собой серию отдельных объективных фактов о тех или иных событиях вне связи с определенным контекстом. Данные получают новые качества, когда в результате работы над ними они упорядочиваются для определенных целей и им придается новый смысл, т. е. они превращаются в информацию [3].
Многие определения понятия «информация» указывают на ее связь с данными, на базе которых она получена: «информация - это систематизированный, структурированный поток данных, используемый для осуществления конкретной деятельности» [4].
В большинстве экономико-теоретических и управленческих работ подчеркивается, что знания как категория более широкая, глубокая и богатая по сравнению с информацией представляют собой подвижное соединение разных эле-
ментов - опыта, ценностей, информации и экспертного понимания - и постоянно меняются. Знания интуитивны и являются неотъемлемой частью человеческой сущности. Б.З. Мильнер отмечает, что знания предполагают глубокое понимание предмета и способность использовать имеющиеся данные, чтобы оценить новую информацию [2].
По мнению одного из основоположников ресурсной теории фирмы Э. Пенроуз, знания как часть внутренних ресурсов организации составляют основу ее роста [8]. В условиях ускоряющегося научно-технического прогресса и функционирования высокодинамичных рынков они представляют собой стратегические активы хозяйствующих субъектов. В результате в последней трети XX в. развивается новое направление менеджмента - управление знаниями (Knowledge Management (KM)), предметом которого являются знания как сумма опыта и знаний всех сотрудников организации, а также формализованные знания, хранящиеся в базах данных и архивах экономических субъектов [5].
В управлении знаниями принято выделять две их категории: явные (формализованные, артикулированные) и неявные (неформализованные, неартикулированные) знания, которые проявляются как на индивидуальном, так и на организационном уровнях (рис. 1).
Явные знания представляют собой задокументированную информацию, способствующую принятию различных решений и совершению действий: процедуры, инструкции, стандарты, опытные образцы и т. д.
Понятие неявное знание восходит к работам философа-постпозитивиста XX в. Майкла Пола-ни. К неявным относятся знания, которые существуют в головах людей. Они трудно описываются словами, извлекаются, передаются другим людям и сохраняются, так как базируются на лич-
ном опыте, полученном в определенном контексте, и привязаны к определенному индивиду и конкретной ситуации. Персональный характер этих знаний затрудняет передачу их другим лицам и использование всеми, кроме самого владельца. По оценкам специалистов, на долю неявных знаний приходится до 80 % от общего объема знаний, которыми обладают люди, коллективы и организации [3].
Поскольку большинство бизнес-процессов требует управления как явными, так и неявными знаниями, необходимо четкое понимание того, как знания функционируют в организации. Изначально знания возникают в сознании сотрудников. В дальнейшем они воплощаются в деятельности организации через принятие решений и выполнение действий на основе накопленных знаний, представленных как в формализованном, так и в неформализованном виде.
Знание в организации объективно проявляется на всех уровнях ее управления, выступая основой данного процесса. Более того, реализация любой управленческой функции связана с наличием знания об объекте управления. Все управленческие категории и процессы по своей сути являются производными от знания, которое становится системообразующим фактором, обусловливающим как состав и структуру системы управления, так и характер взаимосвязей в данной системе. Оно определяет сущность процессов управления, придает системе новые интегративные свойства.
Таким образом, управление знаниями взаимосвязано со всеми направлениями управленческой деятельности в организации (рис. 2), которые также взаимодействуют между собой, и проявляется на всех этапах хозяйственной деятельности компании.
Документированная информация, необходимая для осуществления деятельности 4 Ноу-хау и знания в головах
сотрудников организации
Индивидуальный уровень
Формулы, уравнения, правила
Тексты, книги, базы данных
Мысленные
модели и образцы
Понимание
Ощущения
Опыт
Организационный уровень
Процедуры, политики, регламенты
Навыки, умения, мастерство
Убеждения, ценности
Принятие решений и выполнение действий на основе знаний
Рис. 1. Явные и неявные знания в организации*
Источник (с изменениями автора): Kidwell J., Vander Linde K., Johnson S. Applying Corporate Knowledge Management Practices in Higher Education // Education Quarterly. 2000. № 4. С. 29.
Рис. 2. Взаимосвязь менеджмента знаний с управленческими подсистемами компании
Следует подчеркнуть, что управление знаниями -это важное условие для инновационного развития и достижения конкурентных преимуществ, позволяющее решать две главные задачи: тактическую -
повседневное использование знаний в ответ на требования рынка; стратегическую - разработка стратегии формирования конкурентных преимуществ, отвечающих долговременным целям организации.
Процесс создания конкурентоспособности на основе знаний представляется с помощью так называемой лестницы компетентности (рис. 3).
Цель управления, основанного на знаниях, может быть сформулирована как преобразование информации в знания и компетентность ради стабильности в течение процесса создания измеряемой потребительской ценности товаров и услуг, для чего требуется формирование каждой ступени лестницы компетентности. Как и в случае реальной лестницы, нельзя сказать, что верхняя ступень важнее нижней, - выстроить необходимо все. Взгляд снизу вверх отражает оперативные процессы управления информацией и знаниями, тогда как взгляд сверху вниз отражает стратегический подход к определению компетенций организации и всех ее сотрудников, которые могут обеспечить конкурентоспособность хозяйствующего субъекта [6].
Рис. 3. Лестница компетентности*
Источник: Управленческое консультирование. Введение в профессию / Под. ред. М. Кубра; пер. с англ.; научн. редактор А.А. Гладышев. - М.: Планум, 2004. С. 438.
Как и любая управленческая функция, управление знаниями начинается с разработки организационной стратегии, а также анализа внешней и внутренней среды. В результате определяются компетенции компании в целом (ключевые конкурентные преимущества), согласованные с индивидуальными компетенциями сотрудников разных уровней.
Далее процесс управления знаниями проникает во все элементы системы управления компанией, проявляясь на каждом уровне организационной иерархии, а также соединяя разрозненные части управленческой структуры в единую программу действий по реализации стратегических целей компании (рис. 4).
Направления деятельности в рамках управления корпоративными знаниями
Стратегический 1. Формирование компетенций компании.
менеджмент 2. Согласование организационных компетенций с индивидуальными
Управление 1. Создание «культуры знаний».
человеческими 2. Обучение и развитие сотрудников. ресурсами 3. Мотивация сотрудников.
4. Организация коммуникаций
Управление 1. Создание источников формализованного знания - стандартов,
качеством инструкций и т. д.
2. Функционирование «кружков качества»
Производственный 1. Обучение в процессе работы. менеджмент 2. Оптимальное формирование команд.
3. Обеспечение необходимыми знаниями сотрудников.
4. Трансфер знаний в производственном процессе
Финансовый 1. Оценка интеллектуального капитала компании.
менеджмент 2. Накопление опыта коммерчески успешных проектов.
3. Финансирование мероприятий по КМ.
4. Оценка экономической эффективности КМ-проектов
Инвестиционный 1. Анализ опыта лучших инвестиционных проектов. менеджмент 2. Инвестиции в мероприятия по КМ
Инновационный 1. Разработка и отбор новых идей. менеджмент 2. Коммерциализация новых идей
Информационно-коммуникационные технологии
Рис. 4. Интегрированная система управления знаниями
При этом информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) выступают одновременно как базис и как рычаг, наличие которых значительно повышает эффективность всех КМ-проектов. Однако внедрение ИКТ является обязательным, но не решающим фактором эффективности системы управления знаниями. Наличие базы данных, накапливающей передовой опыт сотрудников, карты знаний, хранящей сведения о носителях определенных видов знаний, форумов и online сообществ не гарантирует достижения стратегических целей организации и повышения ее конкурентоспособности, но может существенно этому способствовать, создавая необходимую инфраструктуру успешному превращению знаний в потребительскую стоимость.
В целом, внедрение комплексной системы управления знаниями представляет собой сложный процесс, требующий усилий всех сотрудников и изменения их видения своей деятельности.
Немаловажными аспектами в данном процессе выступают организационная культура, способствующая обмену знаниями, и атмосфера, благоприятная для раскрытия творческого потенциала личности каждого из работников, мотивированных на личное развитие, обучение и обмен знаниями с коллегами. Следует подчеркнуть также необходимость информационной прозрачности: сотрудники должны быть осведомлены о долгосрочных планах компании, для того чтобы адекватно выстраивать программу собственного развития и карьеры, обеспечивая через достижение собственных целей реализацию стратегии бизнеса.
Таким образом, в результате эффективного формирования комплексной системы управления знаниями будет обеспечено долгосрочное устойчивое развитие не только отдельных экономических субъектов, но и всей экономики страны в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Думная, Н.Н. Фрагмент из книги «Рождение новой экономики» [Электронный ресурс] / Н.Н. Думная. - Режим доступа: http://www.worldneweconomy. ru/ru/docs/dum_frag.pdf
2. Мильнер, Б.З. Концепция управления знаниями в современных организациях [Текст] / Б.З. Мильнер // Российский журнал менеджмента. - 2003. - № 1.
3. Мильнер, Б.З. Управление знаниями в корпорациях [Текст] : учеб. пособие / Б.З. Мильнер, З.П. Румянцева, В.Г. Смирнова, А.В. Блинникова; под. ред. Б.З. Мильнера. - М.: Дело, 2006.
4. Попов, Е.В. Институты миниэкономики знаний [Текст] / Е.В. Попов, М.В. Власов. - М.: Academia, 2009.
5. Тихомирова, Н. Управление знаниями - ключевой
момент экономики знаний [Электронный ресурс] / Н. Тихомирова. - Режим доступа: http://www.e-xecutive. ru/knowledge/announcement/10762BB/
6. Управленческое консультирование. Введение в профессию [Текст] : пер. с англ. / под ред. М. Кубра; научн. ред. А. А. Гладышев. - М.: Планум, 2004.
7. Kidwell, J. Applying Corporate Knowledge Management Practices in Higher Education [Text] / J. Kidwell, K. Vander Linde, S. Johnson // Education Quarterly -2000. - No 4.
B. Kor Yasemin, Y. Edith Penrose's Contributions to the Resource-based View of Strategic Management [Text] / Y. Kor Yasemin, T. Mahoney Joseph // Journal of Management Studies. - 2004. - Vol. 41, 1.