ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ январь-февраль 1 (33) 2010 г.
<
_Социально-культурная деятельность_
Исследования молодых ученых
Н. Е. Рябова
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ К СЕБЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
В предлагаемой статье выделены закономерности воспитания гражданственности подростков на основе формирования системы ценностных отношений. В контексте существующих концепций воспитания, выявлены педагогические условия, ориентированные на развитие ценностных ориентаций гражданственности и патриотизма. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, гражданственность; патриотизм, социокультурное воспитание; подрастающее поколение; ценностные отношения.
The article reveals the regularities of civic education of children and youth within the festival of amateur art activities. By the example of the broad experience of international festival the author have revealed and analyzed the education conditions of such value orientations as citizenship and patriotism. Keywords: socio-cultural activity, citizenship, patriotism, civic education, children and youth, festival of amateur art activities.
Анализ основных концепций формирования ценностных ориентаций позволяет сделать вывод, что одним из главных условий эффективности процесса социализации личности молодого человека выступает сформированность ценностных отношений подростков к достойному образу жизни.
Отношение как категория философии, согласно философскому словарю, «есть социальная, эмоционально-волевая установка личности, представляющая собой сложившуюся готовность человека действовать определенным образом в процессе жизнедеятельности по отношению к людям, предметам, явлениям». (1).
Показателями отношения являются состояние активности личности, мера интенсивности деятельности. Этот показатель включает различные характеристики -инновационную активность, отражающуюся в конкретной деятельности по реализации творческого потенциала, в организационных новшествах, степени реального участия в жизненно важных процессах.
Ценностями общественного сознания на современном этапе выступает вектор отношений. Жизнь подростка построена на основах современной цивилизации (обеспечение материальными средствами существования) и на гармонии духовных ценностей (Добро, Истина, Красота), все это, как утверждает Е. В. Бондаревская, способствует восхождению к культуре (2). Значит, в основе образа жизни лежит воспитание достойного человека, достойного образа жизни, свобода проявления личностного «Я», то есть положительное отношение к себе.
С этой точки зрения отношение к себе, к «образу Я» представлено ориентацией, как следует из теоретического анализа, на «Я-концепцию» (Р. Бернс, В. Нойбауер, А. А. Стомин), другими словами, есть «теория самого себя». «Я-концепция», которая представлена данными авторами, является динамичным психологическим обра-
зованием. Развитие «Я-концепции» обусловлено факторами внутреннего и внешнего воздействия.
По данным социологических исследований под руководством В. Т. Лисовского, Т. Э. Петровой (2), подавляющее большинство подростков связывают достижение жизненного успеха с собственными способностями и усилиями, что свидетельствует о постепенном преодолении пассивно-выжидательной позиции и иждивенческой установки на жизнь. При этом совсем небольшое число подростков связывают достижение жизненного успеха с духовно-нравственными и гражданскими качествами, с творчеством и новаторством, что не может не вызывать тревоги. Очевидно, что эти свойства личности не востребованы на уровне реальных ориентаций и установок членов общества, которое характеризуется низким уровнем нормативно-правовой культуры.
В связи с этим возникает необходимость создания такой системы воспитания и обучения в вузе, которая способствовала бы формированию ценностных ориента-ций, влияющих на развитие активной гражданской позиции.
Начиная с 1998 года (создание целостной концепции непрерывного образования), решению задач воспитания были посвящены многочисленные исследования, разработаны концептуальные подходы, воспитательные системы, что значительно продвинуло изучение общей проблемы воспитания.
Так, Е. В. Бондаревской было проведено широкое системное исследование проблемы воспитания, в ходе которого была поставлена и в значительной мере решена задача формирования концептуальной основы этого процесса. Этой же задаче посвящено исследование Н. М. Таланчука, который, начиная с 1991 года, последовательно разрабатывает теорию и технологию воспитательного процесса. Достаточно большой интерес вызывает и новая теория воспитания жизнеспособного поколения, разработанная Б. А. Ручкиным, П. И. Бабочкиным, И. М Ильинским, региональная концепция воспитания, разработанная в Ярославской области под научным руководством М. И. Рожкова и другие концепции.
В целом за последнее десятилетие было достигнуто разделяемое большинством исследователей понимание сущности воспитания, его целей, условий и специфики организации в современных условиях реформирования общественной жизни России. Таким образом, в системе российского образования в настоящее время начала формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик; увеличение степеней свободы всех субъектов учебно-воспитательного процесса; личностно-деятельностная направленность образования; культивирование ответственности органов образования; оптимизация процессов социализации и индивидуализации; поликультурный характер образования и др.
В большинстве реализуемых концепций воспитания В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой оно трактуется как управление процессом развития личности посредством создания благоприятных для этого условий, к которым относятся воспитательная среда, мотивация обучающегося, личность воспитателя и т.д. При этом в концепциях разных авторов отмечается гибкость, опосредованность, разнообразие форм этого процесса управления, что позволяет говорить не столько о жестком регламентировании, сколько о тщательно организованном направлении процесса развития (4).
Как следствие, в процессе воспитания реализуются принципы, которые могут быть представлены четырьмя группами:
— общедидактические принципы (активность, сознательность, преемственность, последовательность);
¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ январь-февраль 1 (33) 2010 г.
— концептуальные принципы современного образования, находящие отражение в задачах его реформирования (демократизация, гуманизация);
— принципы организации воспитания со стороны субъектов воспитывающего воздействия в современных условиях непрерывного образования (единство нормативно-правового, регулярного, контролирующего функционирования всех условий воспитания; непрерывность и системность воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования; специфичность форм и методов организации воспитательного воздействия для каждого отдельного возраста);
— принципы организации и самоорганизации готовности субъекта воспитания к включению в этот процесс (активность человека, его мотивированность; проблематичность ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству; способность к творчеству и коммуникативность) (3).
В программах профессионального обучения и воспитания проблема формирования отношения к себе, самооценки, построение «образа Я» решается следующим образом: акцентируется внимание на представлениях о нормах жизни, об основных достоинствах человека и о способностях человека решать свои проблемы.
Для того чтобы подростки были готовы к реализации гражданских и социальных функций в системе ценностных отношений, необходим комплекс знаний, сформировать которые помогут преподаватели вузов. Ценность знаний представлена в ориентации на образование: приоритеты в области патриотического воспитания, конкурс в системе интеллектуальных программ, престиж образования, правильность сделанного выбора, серьезная научная работа, диплом о высшем образовании, освоение теории и практики построения гражданского общества, адаптация в быстро меняющемся обществе, стремление быть гарантом определенного социального статуса.
Как известно, знания и деятельность формируют базисную культуру специалиста. Вобрать в себя ценностный смысл знаний — значит придать ценностный смысл всей жизни. Знания формируют высшие ценности: ценность человека, личности, общества, труда, познания, общения.
Рассматривая отношение как основной механизм формирования этических, нравственных, социально-культурных новообразований личности, подчеркиваем, что это и есть механизм становления нравственности, так как именно в этом процессе ценности общественного сознания представлены субъекту образования в качестве объектов его отношения, переживание которого как эмоционально и личностно значимого превращает их в ценностные ориентации или ценности индивидуального сознания, ценности личности, что, в свою очередь, является основой формирования ее духовности.
Нам удалось выявить отношение подростков к деятельности и формам самореализации, которые предполагают готовность к сотрудничеству, способность к творчеству, активность и мотивированность. С позиции ценностных ориентаций весьма важным является воспитание трудолюбия, ответственности, целеустремленности, самостоятельности. Именно эти качества определяют человека как профессионала.
Формирование ценности труда основывается на удовлетворении собственно человеческой потребности в труде. Труд как естественное условие человеческой жизни характеризует ее во всех общественных формах — это состояние нормального человеческого существования. Одно из основных правил воспитания трудолюбия — стимулирование и поощрение труда.
Думается, что отношение к другим людям, коллегам, отношение к познанию и в целом к обществу обуславливают отношение подростков к миру и могут выступать своеобразным критерием при определении сформированности ценностных ориен-таций.
Примечания
1. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
2. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностного ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-35.
3. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Краковский. - М.: НМО Творч. педагогика, 1993. - 77 с.
4. Философский словарь / под. ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.
Е. А. Топольская
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО СОЗНАНИЯ У МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются общие направления развития - такие, как когнитивное, рефлексивное, коммуникативное, эмоционально-перцептивное. Делается вывод, что подготовка высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять педагогическое сопровождение, должна включать блок сохранения и укрепления здоровья и психологической поддержки молодежи. В условиях деятельности учреждений культуры были выделены основные сферы: возрастные особенности участников и творческие реализации мировоззренческих установок. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, сопровождение, воспитание, сознание, молодежь, учреждения культуры, специалист.
In article the general directions of development operating in culture establishments, such as когнитивное, reflective, communicative, emotionally-pertseptivnoe directions are considered. Preparation of the highly skilled experts, capable to carry out pedagogical support, should include the block of preservation and strengthening of health and psychological support of youth. In the conditions of activity of culture establishments the basic spheres have been allocated: age features of participants and creative realizations of world outlook installations. Keywords: socio-cultural activity, support, education, consciousness, youth, culture establishments, the expert.
В настоящее время понятие «сознание» стало одним из центральных в осмыслении развития человека на всех уровнях его бытия. Сознательная позиция личности как жизненная стратегия приобретает все большую актуальность и востребованность как единственно возможный путь для установления гармоничных взаимоотношений между людьми. В целом, сознание — это сложное, многоаспектное и неоднозначно трактуемое явление, которое может проявляться в различных, иногда диаметрально противоположных формах и наполняться специфическим смыслом в зависимости от контекста, от условий проявления. Кроме того, важно учитывать, по отношению к каким явлениям проявляется данное качество личности.
Одной из ведущих проблем современной психолого-педагогической науки является проблема развития сознания, так как общество, которое стремится к позитивному развитию на основе гуманистических ценностей и принципов, должно быть ориентировано на конструирование установок сознания.
В настоящей работе основное внимание было сосредоточено на изучении сознания молодежи, которое в логике авторской концепции определяется как сформированная система поведенческих установок, ценностных ориентации с опорой на развитую способность к эмпатии и включает в себя перцептивную, эмоциональную, когнитивную и коммуникативную сферы человеческой жизнедеятельности.