Опыт деятельности учреждений профессионального образования в современных условиях
ветственность за результат профессиональной деятельности и собственное поведение.
Организация работы по формированию компетенций: лекция-презентация, экскурсии на предприятия, семинарские занятия, лекции-беседы, лекции с элементами проблемных заданий, эвристический диалог, моделирование технологических процессов, поисковые упражнения.
Методы и технологии обучения: традиционное обучение, монологический метод, метод программированный.
Второй уровень квалификации
Профессиональная позиция: активный и социально ответственный участник производственного процесса.
Основания оценки результатов образования: сложные социально-профессиональные ситуации решены на творческо-эвристическом уровне в различных областях жизнедеятельности под общим контролем. Проявляет инициативу и ответственное отношение к саморазвитию.
Организация работы по формированию компетенций: проблемная лекция, лабораторные и практические занятия.
Методы и технологии обучения: метод решения проблемных ситуаций, КСО, профессионально-ориентированная технология, игровые
технологии.
Третий уровень квалификации Профессиональная позиция: организатор производственного процесса с административными функциями и широким набором ролей, включенных в многообразную систему общественных отношений.
Основания оценки результатов образования: стандартные и нестандартные ситуации решены оптимально. Берет на себя ответственность за формирование оптимальных производственных отношений. Имеет аргументированную собственную позицию, взгляды.
Организация работы по формированию компетенций: групповые дискуссии, бинарные учебные занятия, работа в парах: работа в малых группах, самостоятельная работа в ходе учебной и производственной практик.
Методы и технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии, деловые игры, решение учебно-ситуационных задач, метод проектов.
Предложенная модель выпускника апробируется. Ее цель - обеспечивать качество подготовки конкурентоспособных специалистов. Критерием образовательных результатов, которых выступит их успешная социальная и профессиональная деятельность.
УДК / UDC 37.047:377(571.17)
Irina Gladkova, head of marketing, professional orientation and employment department, secondary vocational organization "Anzhero-Sudgensk Polytechnic College”, Anzhero-Sudgensk, Kemerovo region, Russia, [email protected]
И. А. Гладкова, руководитель отдела маркетинга, профориентации и содействия трудоустройству выпускников, ФГОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж», г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, Россия, [email protected]
формирование системы профориентационной работы
В АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОМ ПОЛИТЕхНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
forming a system of professional orientation activities at anzhero-sudgensk polytechnic college
Статья описывает опыт создания эффективной системы профориентационной работы с населением в Анжеро-Судженском политехническом колледже. Данная система профориентации охватывает учащихся общеобразовательных школ начиная с 5-6 класса и включает
несколько этапов для каждого возраста с учетом индивидуальных возможностей и способностей, а также перспективных потребностей рынка труда.
The paper describes an experience of elaborating an efficient system of profession-
orienting work with the population at Anzhero-Sudzhensk Polytechnic College. The profession-orienting system involves school pupils starting from 5-6 year and includes several steps for each age according to individual abilities and possibilities and prospective needs of the labour market.
Ключевые слова, профориентационная работа, выбор будущей профессии, перспективная программа по профориентации
Key words, profession-orienting work, choice of the future profession, prospective programme of profession-orientation.
Выбор будущей профессии — это первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. Ежегодно проводимые в колледже маркетинговые исследования «Абитуриент» доказывают, что еще несколько лет назад выпускники 9-х классов не могли к моменту окончания школы определиться с выбором будущей профессии b профориентацию в большей степени инициировали родители. За последние годы ситуация несколько изменилась. Роль практической профориентации приобрела особую актуальность и значимость. Данные услуги все больше востребованы. Постепенно сформировалось доверие со стороны населения к профориентационным услугам учебных заведений, т. к. они стали современными, разнообразными, более высокого качества. В Анжеро-Судженском политехническом колледже это произошло благодаря созданной эффективной системе профориентации. В колледже разработана перспективная программа по профориентации на 2010-2015 гг., которая включает следующие направления,
• диагностика и консультирование по профессиональной ориентации;
• развитие и реализация практико-ори-ентированных форм содействия профессиональному самоопределению школьников;
• развитие информационной среды профориентационного содействия;
• взаимодействие с частно-государственными партнерами;
• анализ профориентационной работы и маркетинговые исследования.
Система профориентационной работы колледжа помогает школьникам, начиная с 5-6-х классов, постепенно определяться в сфере будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Она состоит из следующих этапов,
1-й этап - информационный. На этом этапе школьники получают максимум сведений о специальностях, их содержании, статусе на
рынке труда, уровнях образования, сроках обучения, перспективах трудоустройства, возможностях продолжения обучения. Происходит это в виде бесед, экскурсий, презентаций, информации в СМИ. Данную работу в колледже проводит специально-подготовленная творческая группа активных студентов, причем информация дифференцирована с учетом разных возрастных категорий школьников.
2-й этап - диагностико-консультационный. На этом этапе мы пытаемся установить соответствие выпускника тому или иному виду деятельности путем сопоставления его способностей и требований к профессиям. Хорошо помогают в этом профессиональные тесты, консультации ведущих специалистов и психолога, а также профессиограммы, составленные для всех специальностей подготовки, содержащие основные виды деятельности, профессионально важные качества, медицинские противопоказания.
3-й этап - активизирующий. Его цель -формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути. Этому этапу в колледже уделяется особое внимание, в связи с чем проводятся следующие мероприятия: ярмарки профессий, дни открытых дверей, на которые приглашаются работодатели и выпускники колледжа; компьютерные презентации специальностей, видеосюжеты и видеофильмы о прохождении практик; видеосюжеты о частно-государственных партнерах; профессиональные конкурсы по специальностям подготовки с приглашением школьников. Четыре года подряд колледж проводит предметные олимпиады для школьников города и региона. С одной стороны, для школьников -это генеральная репетиция перед экзаменами, с другой стороны, олимпиады укрепляют имидж нашего учебного заведения.
4 этап - развивающий. Его цель - более глубокое погружение в профессию. Уже 3 года мы используем новые формы профориентации
- это «профессиональные пробы» и «профессиональные уроки». Творческой группой студентов и преподавателей была проведена про-фпроба для ведущей специальности колледжа
- «биохимическое производство». Закончилось это мероприятие походом на базовое предприятие ООО «Асфарма», которое специализируется на выпуске лекарственных средств. По мнению школьников, профпроба помогает им в оценке собственных возможностей освоения выбранной специальности. В настоящее время в колледже разработаны профессиональные уроки по всем специальностям подготовки.
Наиболее удачно разработаны и используются профессиональные уроки для учащихся специальности «монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».
Professional Education in Russia and abroad 1 (5) 2012
93
Опыт деятельности учреждений профессионального образования в современных условиях
Структура профурока предполагает различные формы: презентации, деловые игры, конкурсы, викторины и др. Оптимальное время проведения профессионального урока 20-30 минут. Для эффективного проведения профессионального урока необходимы: разработка поурочного плана и хороший нестандартный сценарий с учетом возрастной психологии детей. Профессиональный урок должен быть интересным, наглядным, не вызывать скуку.
Учитывая, что на эту специальность ведется набор выпускников школ на базе основного общего образования, то такие уроки разработаны для учащихся школ города с 5-го по 9-й классы, проводят их студенты-механики.
Для учеников 5-6-х классов проводится профурок «Механик - специальность для настоящих мужчин», где в доступной, ненавязчивой форме рассказывается о специальности «монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования». Рассказ сопровождается презентацией, которая содержит забавные тематические рисунки, анимации, стихотворение, прославляющее специальность, элементы игры. За правильные ответы на загадки о слесарных инструментах ребята получают сладкие призы. И с этого момента они «наши», им трудно забыть наш колледж и наших студентов.
Для 7-8-х классов мы проводим профурок «Эволюция механика», где рассказываем об истории возникновения и развития специаль-
ности, начиная от Архимеда и заканчивая нашими днями, об эволюции студента-механика в стенах колледжа от 1-го курса и до выпуска. Презентация урока сопровождается показом кадров из мультипликационного фильма «Оля, Коля и Архимед», из художественных фильмов «Титаник» и «Адмирал» - ведь первые инженеры-механики России появились именно на флоте. Заключительным этапом урока являются конкурсы «Силачи» и «Подбери ключи», где определяется самый сильный и самый ловкий ученик, что привносит дух здорового соперничества.
Профурок «Механик - это звучит гордо» проводится для учащихся 9-х классов. Здесь школьникам не только дают исчерпывающую информацию о специальности, базах практики, распределении, но и о достижениях студентов-механиков на областных конкурсах профмастерства, олимпиадах, выставках творческих работ, на научно-практических конференциях разного уровня, о выпускниках колледжа.
Таким образом, использование разных форм профориентационной работы в колледже, а также тесное сотрудничество с частно-государственными партнерами, дает возможность который год подряд выполнять план по набору абитуриентов в целом по колледжу и конкретно по данной специальности (здесь всегда конкурс], а каждому поступающему - осознанно и ответственно подойти к выбору специальности.
УДК / UDC Н. В. Мишенина, заместитель директора по учебной работе,
377(571.17) ГАОУ СПО КО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и
строительства», Кемерово, Россия, [email protected]
Nathalie Mishenina, associate director for study activities, Kuzbass College of Architecture, Geodesics and Building, Kemerovo, Russia, [email protected]
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО УКРУПНЕННОЙ ГРУППЕ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО»)
RESOURCE CENTRE AS A FACTOR OF PROFESSIONAL EDUCATION MODERNIZATION (ON THE EXAMPLE OF TRAINING WORKERS ON THE AGGREGATIVE GROUP OF PROFESSIONS “ARCHITECTURE AND BUILDING”)
Статья посвящена опыту создания ресурсного цента по подготовке и переподготовке рабочих кадров строительной отрасли на примере ГОУ СПО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства».
The paper describes an experience of creating a resource center for building industry workers
training on the example of Kuzbass College of Architecture, Geodesics and Building.
Ключевые слова, ресурсный центр, подготовка рабочих кадров, строительная отрасль
Key words, resource center, technical