ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В КАЗАНСКОМ МЕДРЕСЕ «МУХАММАДИЯ» В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
А.И. Гараева, магистрант
Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10064
Аннотация. В данной статье рассматривается процесс образовательной деятельности казанского медресе «Мухаммадия», ее роль в процессе реформирования мусульманского образования, дается краткий обзор медресе в ее исторической ретроспективе (анализ учебной программы 1913/1914 уч.гг.: дана характеристика круга изучаемых дисциплин, организации образовательного процесса, педагогического состава). Рассматривается процесс возрождения медресе. В рамках исследования был проведен анализ (март 2018 г.), в котором изучалась официальная документация, а также анализировались: кадровый состав преподавателей, контингент учащихся, учебные программы современного медресе. С помощью компаративного метода было произведено исследование, в результате которого были выявлены некоторые различия, сходства в складывании системы преподавания в казанском медресе «Мухаммадия» (прошлого и настоящего).
Ключевые слова: мусульманское образование, Галимджан Баруди, медресе «Мухамма-дия», студенты, преподаватели, дисциплины.
На современном этапе функционирование казанского медресе, «Мухаммадия» приковывает к себе не мало внимания как в научной, так и в общесоциальной среде. В свое время казанское медресе «Мухаммадия» было одним из лучших мусульманских учебных заведений Российской империи. На сегодняшний момент, спустя два десятка лет после современного возрождения в 1993 г. данного медресе, оно стремительно совершенствуется, а именно, оно становится методическим центром, где ведется разработка учебников и пособий, подготовка священнослужителей, религиозных педагогов и переводчиков по арабскому языку. Отсюда, проблематика научного исследования состоит в том, что на современном этапе сфера мусульманского образования в России нуждается в качественных реформах. В частности, беря во внимание деятельность казанского медресе «Мухаммадия», которое сегодня занимает одну из ведущих позиций в Волго-Уральском регионе в плане выпуска специалистов в сфере мусульманского образования.
В последние десятилетия в нашей стране большое внимание начало уделяться
духовно-нравственному воспитаю населения. Основной акцент делается на то, что процесс воспитания должен происходить в тесной связи с традицией и ценностями нашего исторического наследия.
Вторая половина XIX века характеризуется развитием капитализма и демократии в Российской империи. В этом контексте мусульманские религиозные учебные заведения, ориентирующиеся тогда на наследие мусульманской науки средних веков, начинают испытывать кризис, по причине не удовлетворения культурных запросов мусульман, включая и татар. Татарская нация остро нуждалась в образованной светской интеллигенции - инженерах, учителях, специалистов по правовым вопросам и др. Появилась задача интегрирования татарского населения к педагогической и общественной мысли Европы. Данный феномен получил свое отражение в деятельности татарской интеллигенции, названной джадидизмом.
Рассматривая мусульманские учебные заведения в дореволюционный период, стоит разделить их на - старометодные (кадимистские) и новометодные (джади-дитские) медресе. Кадимистские медресе в
основном ориентировались на изучении богословских дисциплин. В программу же многих джадидитских медресе, были включены практически все общеобразовательные предметы, существовавшие тогда в средней русской школе. В начале XX столетия очагами джадидитской методики преподавания у татар являлись медресе «Мухаммадия» и «Апанаевское» (Казань), «Галия» и «Усмания» (Уфа), «Хусаиния» (Оренбург», «Расулия» (Троицк), «Буби» (Иж-Буби Вятской губернии).
Имперская власть в большей степени поддерживала старометодные медресе, но-вометодные медресе находились под давлением, поскольку рассматривались как возможная первопричина возрожденческих националистических тенденций. Дискредитация выражалась в обвинениях в пантюркизме, приводившие к закрытию медресе, репрессиям и арестам. Кадими-сты так же активно поддерживали власть. Их представители писали доносы, в результате которых власти преследовали джадидов.
В целом, медресе давали весьма основательное для своего времени образование. Выдающийся ученый В.В. Радлов в свое время характеризовал их подобным образом: «Умственное развитие шакирдов медресе довольно значительно и, несмотря на всю односторонность их знаний, учащиеся стоят умственно гораздо выше наших приходских городских школ» [1].
В числе выдающихся педагогов-реформаторов следует отметить основателя казанского медресе «Мухаммадия» - Г. Баруди, реализовавший в новометодном медресе «Мухаммадия» новаторские планы по разрушению старой схоластической системы национального образования. Он начал обучать студентов незнакомому в то время звуковому методу, для чего написал ряд учебных пособий. Новая методика позволила учащимся за относительно кратчайшие сроки хорошо освоить материал.
Наряду с традиционными религиозными предметами Баруди ввел в программу своего медресе светские науки, приблизив его тем самым к учебным заведениям европейского уровня. Успешность учебно-воспитательного процесса в медресе «Му-
хаммадия» детерминировано вовсе не отказом от религиозности, а наоборот, её усилением через адекватное осмысление Ислама сообразно времени и условиям тогдашнего устройства Российской империи.
В начале XX века в данном медресе насчитывалось наибольшее количество учащихся - 500 студентов и 20 преподавателей. В течение поначалу двенадцати, а потом четырнадцати лет студенты медресе изучали татарский, арабский, турецкий и русский язык, математику, геометрию, физику и ряд других естественных наук, а также, историю России, историю тюркских народов, получали качественное светское и религиозное образование [2].
В 1891 году, после введения новой методики обучения в медресе, были включены светские дисциплины (математика, география, природоведение и др.). Спустя время увеличивалась необходимость в расширении светских наук. Одновременно с этим, необходимо было подготовить квалифицированный преподавательский состав, поэтому в 1907 году 2 мая с этой целью были открыты педагогические курсы.
Таким образом, данное учебное заведение превратилось в многоступенчатое медресе, где обучение велось в течении 12 лет, но в 1913 году обучение преобразовалось и стало 14-ти летним: 5 лет в том числе и подготовительный «Ибтидаия» -начальное образование (составляло курс мектебе), 6 лет «Санавия» - среднее (где выпускали мулл, мугаллимов, азанчи), 3 года «Галия» - высший и завершающий курс (готовило мулл высокой квалификации и ректоров медресе - мударисов), и не входящий в систему обучения - 1 год подготовительных курсов [3].
Учебная программа, по которой велось обучение в медресе на 1913/1914 учебные года выглядела следующим образом:
1. Подготовительный курс (1 год) включал в себя следующие предметы: недельное расписание - основы религии (дин нигезлэре) (1 занятие), турецкий язык (теркичэ уку) (6 занятий), старотатарская письменность (имлэ) (3 занятия), арифметика (хисап) (3 занятия), история (тарих) (1 занятие), правописание (^ркэм язу) (3 занятия), черчение (сызым) (1 занятие).
2. Начальное образование (ибтидаия) -5 классов обучения включали в себя следующие предметы: Коран (Коръэн), основы религии (диннец зарурлыгы), турецкий язык (теркичэ уку), старотатарская письменность (имля), изложение прочитанного (инша), арифметика (хисап), история (та-рих), правописание (^ркэм язу), черчение (сызым), счет, заучивание Корана (Коръэн ятлау), русский язык (русча), хадис, персидский язык (фарсыча), чтение Коран (язма Коръэн уку), правила турецкого языка (терки кагыйдэлэре), география (ж;эгрэфия), физика, роль/значение религии (диннец эhэмияте), история русского и татарского народа (тарихлар), природоведение (табигать), заучивание сур Корана и хадисов (ятлау).
3. Среднее образование (санавия) - 6 классов обучения включали в себя следующие предметы: Коран (Коръэн), арабский язык (гарэпчэ), метрика (шигырь теориясе), риторика и арабская литература (риторика hэм гарэп эдэбияты), турецкий язык (теркичэ), руский язык (русча), правописание (матур язу), география (ж;эгрэфия), история ислама (ислам тарихы), история турецкого народа (терек кавеме тарихы), история русского народа (рус тарихы), всеобщая история (гомуми тарих), история буржуазии и рабочего класса (гыйлем hэм сыйныфлар тарихы), ислам и другие религии (исламият hэм башка диннэр), арифметика (хисап), геометрия, шариат (шэригать белеме), наследие (мирас бYЛY фэне), методы шариата (шэригать ысулы), изге хэдис (священный хадис), методы хадиса (хэдис ысулы), пэйгамбэр hэм хэлифэлэр турында китап (книга про пророков и халифов), вероучение (вероубеждение) (гакаид (иман, ина-ну), толкование Корана (Коръэн CYЗлэренэ ацлатма), исламская этика (эхлак), гигиена, физика и природоведение (физика, табигать белеме), философия (фэлсэфэ), методика и педагогика (методика hэм педагогика), Коран и интоннация (Коръэн вэ мэкам).
4. Высшее образование (галия) - 3 класса обучения включали в себя следующие предметы: арабская литература (гарэп эдэбияты), турецкий
язык (теркичэ), история ученых и мазхабов (гыйлемнэр тарихы вэ мэзhэблэр, класслар), фикх (фик^е), методы фикха (ысул эл-фик^е), тафсир (тэфсир), философия (фэлсэфэ гыйлеме), ысуле-тэгълим вэ тэрбия (способы преподавания и воспитания), ислам и другие религии (исламият вэ бYтэн диннэр), вероубеждение (инаныч), педагогика и методика (ысуле-тэрбия вэ тэгулим (педагогика hэм методика)), священный хадис (изге хэдис).
Даже, если некоторые предметы не были указаны в учебной программе медресе, по инициативе директора -Галимджана Баруди в качестве дополнительных предметов были включены - медицина, право (хокук), политическая история (сэяси тарих) [4].
Данная учебная программа была представлена поскольку, стремление к унификации преподавания в медресе, его улучшение привело к выпуску в 1913 г. печатной программы преподавания предметов во всех классах медресе «Мухаммадия».
Медресе «Мухаммадия» состояло из достаточно большого педагогического состава, среди них были: Габдуррахман Га-леев (арабский язык), Т. Габдульхакимов аль-Мачкарави (арабский язык, фонетика, морфология и каллиграфия), Г. Габидул-лин аль-Кырлави (юриспруденция), Б. Гу-маров аль-Кулаткылы (логика), Шахар Шариф (философия и арабский язык), Ж. Сиражетдинов (этика), Хасан Султанов (русский язык), Тахир Ильяс (арабский язык, лексикография, математика), Ахкам Мустафин (черчение), Мирза Гузаиров (математика) и др.
Медресе была известна не только среди татарского населения, но и среди турецких народов. За 36 лет (1882-1918) своего существования медресе выпустило более тысячи студентов и дало им начальное, среднее и высшее духовное образование. Среди выпускников были такие известные личности как: Ф. Амирхан, Х. Ямашев, К. Якуб, К. Туйбактин, К. Тинчурин С. Габ-басов, С. Сайдашев, Г. Камал, М. Дулат-Гали, Н. Исанбет, Ф. Бурнаш, З. Башари, М. Укмасый, М. Гафури, А. Исхак, А. Ка-
мал, Г. Рахим, Б. Урманче, Ф. Асгат, Ф. Туйкин, Б. Шарраф, Г. Нугайбек, Г. Шар-раф и др [5].
После 1917 года медресе были расформированы. Они сыграли значимую роль в истории просвещения татарской нации, подготовки педагогических кадров для национальных школ до и после Октябрьской революции.
Медресе «Мухаммадия» оставила свой светлый след в истории татарского просвещения, дав известных ученых в области науки, культуры, экономики и политике.
После 76 лет забвения в 1993 году началась новейшая история медресе «Мухам-мадия». В это время в Татарстане, как и в России в целом шел активный процесс возрождения религии. Деятельность религиозных организаций, в том числе и мусульманских, возрождалась по всей России. В Республике Татарстан стали активно открываться старые и новые мечети. Возникла острая необходимость в профессиональных служителях исламского культа - имамах приходов. Это стало одной из главных причин воссоздания и открытия медресе «Мухаммадия». Главным инициатором и двигателем этого процесса стал молодежный центр исламской культуры «Иман» и его руководитель Валиулла Якупов.
Изначально Галимджан Баруди в конце XIX века основал медресе «Мухаммадия» для того, чтобы дать небогатому классу мусульман возможность убедиться на практике в пользе образования, дать возможность детям бедных мусульман, которые не имеют средства поступить в русские школы, получить первоначальное образование среди своих мусульман, на своем языке, на котором понимание на первых порах для них гораздо доступнее, и, обучившись далее, быть полезными гражданами своей отчизне и обществу.
Целью воссоздания медресе на современном этапе являлось в первую очередь -удовлетворить потребность мусульман региона в квалифицированных кадрах -имамах, преподавателях основ Ислама и исламского вероучения, служителях при мечетях.
На современном этапе медресе «Му-хаммадия» осуществляет образовательную деятельность на основании регистрации и лицензии на образовательную деятельность. Обучение ведется на основании типовых учебных планов и программ, утвержденных ДУМ РТ. Медресе ведет образовательную деятельность по направлениям: исламский шариат и арабский язык. Квалификация: для юношей: имам-хатыб, преподаватель основ ислама и арабского языка, преподаватель и переводчик арабского языка; для девушек: преподаватель основ ислама и арабского языка.
По специальности: Подготовка священнослужителей и сотрудников религиозных организаций мусульманского вероисповедания.
Медресе «Мухаммадия» имеет программы обучения как для высшего религиозного образования (срок обучения 5 лет), так и для среднего специального (3 года).
Обучение ведется на дневном, вечернем и заочном отделениях. На дневное отделение принимаются юноши и девушки с 15 лет, имеющие неполное среднее образование (9 классов), и полное среднее образование (11 классов). Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций мусульманского вероисповедания состоит из следующих ступеней получения исламского образования: сана-вия (базовое) 3 года, галия (повышенное) 5 лет. К освоению повышенной образовательной программы допускаются лица, окончившие успешно базовую образовательную программу в медресе «Мухамма-дия» не позднее чем пять лет назад.
На вечернее и заочное отделения принимаются лица мужского и женского пола, имеющие среднее (полное) общее, среднее профессиональное или высшее образования. Срок обучения - 4 года. По окончании медресе присваиваются квалификации: имам-хатыйб, преподаватель основ Ислама.
Студенты вечернего отделения учатся 2 дня в неделю.
Студенты заочного отделения приходят на сессию дважды в год: зимой - в январе,
летом - в июле. Сессия длится примерно две недели.
Статистические данные о количественном составе студентов:
На период исследования (2017-2018 учебный год) общее количество учащихся на всех формах обучения (очное/заочное/вечернее) составило - 1131 человек. Из них учащиеся очного отделения - 143 человека; учащиеся заочного и вечернего отделений - 988 человек.
В медресе «Мухаммадия» возраст учащихся представлен следующим образом -от 16 лет до 71 года. Преобладающее число студентов, имеют среднее образование (9 классов) или полное среднее (11 классов), на заочных отделениях превалируют люди, уже имеющие законченное высшее образование.
Учебная программа, по которой ведется обучение в медресе на очной форме, включает в себя 65 предметов, из которых 22 - светских и 43 - религиозных предмета. На заочной и вечерней формах - всего 31 предмет, из которых 9 - светских и 22 -религиозных предмета.
Кадровый состав преподавателей:
На протяжении более двадцати лет медресе возглавлял - Яруллин Наиль Фарито-вич, получивший религиозное образование в бухарском медресе Мир-Араб. На данный момент он так же остается в составе высшего руководства медресе, являясь заместителем директора и преподавателем.
С 2016 года ректором медресе «Мухам-мадия» является председатель духовного управления мусульман Республики Татарстан - Самигуллин Камиль Искандерович. Образование муфтий получил в таких религиозных учебных заведениях как - Северо-Кавказский Исламский Университет (Махачкала), после года обучения взял академический отпуск; обучался в г. Стамбул (Турция) в медресе при мечети «Исмаил ага» у шейха Махмуда Аль-Уфи; Российский исламский институт, шариатский факультет, специальность - хадисо-вед. Он считает развитие мусульманского образования в Татарстане одним из своих главных приоритетов. В результате Ка-миль Самигуллин смог построить систему финансирования медресе, выстроил про-
грамму грантовой поддержки выпускников, наладил выпуск учебно-методической литературы. Помог найти средства для ремонта здания «Мухаммадии».
Два иностранных преподавателя - Габ-дуррахман Хусам Хусейн (Иордания), Габдулла Мухаммад Мухаммад Махмуд (Египет). 17 российских - из них 11 преподавателей мужчин (5 являются выпускниками медресе «Мухаммадия») (за рубежом обучалось 4); 6 преподавателей женщин (медресе «Мухаммадия» окончили 4) (за рубежом обучалась 1).
Гендерные показатели свидетельствуют, что в медресе работают преимущественно мужчины.
Возраст преподавателей медресе представлен следующим образом - от 25 лет до 57 года.
Анализ материалов по обозначенной теме приводит нас к следующим выводам.
Если в начале XX века модернизация религиозного образования подразумевала в основном введение в программы светских дисциплин, то в конце прошлого столетия, наоборот, главную роль в учебном процессе должны были играть религиозные дисциплины, поскольку светские предметы и без того достаточно подробно изучались в средней школе. Поэтому в основу учебного процесса в медресе изначально, на этапе становления (1993 г.), было заложено особое внимание в изучении религиозных предметов. Это объясняется тем, что на момент зарождения медресе (1882 г.) оно традиционно выступило как -общеобразовательная конфессиональная школа и профессиональное мусульманское учебное заведение. Так, поступление осуществлялось после окончания годичного подготовительного курса (возраст учащихся должен был соответствовать следующим критериям: не младше 7 и не старше 10 лет). На первую ступень обучения среднего образования (санавия) требования выглядели следующим образом - не младше 12 и не старше 15 лет.
С возрождением образовательной деятельности медресе «Мухаммадия» (1993 г.) встала проблема составления учебного плана. Тогда, на раннем этапе функционирования медресе, учебные пла-
ны составлялись коллективом преподавателей и утверждались руководителем учебного заведения. Большинство преподавателей опирались лишь на свой практический опыт, полученный в процессе получения собственного религиозного образования. На начальном этапе становления образовательной деятельности всех татарстанских медресе учебные планы менялись, выявлялись ошибки, внедрялись дополнительные дисциплины. Составление учебных программ практически не контролировалось официальными религиозными структурами. Несмотря на существование Учебного отдела при ДУМ РТ, нередко его сотрудники не имели представления даже о том, функционирует то или иное учебное заведение или уже прекратило свою деятельность [6]. Если же обратиться к прошлому, тогда сфера религиозного образования находилась в ведении мусульманского сообщества. Российское государство, в лучшем случае, не вмешивалось в дела медресе.
Существенную роль в становлении программ медресе сыграл Валиулла хазрат Якупов, который в 2002 году издал объемную брошюру (12 п.л.) «Мусульманское образование» [6], где были опубликованы Учебные программы для высших и средних мусульманских медресе. С выходом этого издания можно сказать, что закончился первый неконтролируемый период становления учебного процесса. К 2002 году сформировался стандартный перечень предметов медресе, который можно разделить на три основных блока:
- религиозно-образовательные (специальные) дисциплины;
- языковые курсы;
- общегуманитарные предметы [7].
С 1 сентября 2015 года студенты татар-станских медресе обучаются по единому
исламскому образовательному стандарту, подготовленному специалистами из Российского исламского института (РИИ) и Духовного управления мусульман РТ. Если на момент возрождения, медресе «Му-хаммадия» при составлении учебного плана ориентировалось на практики зарубежных исламских учебных заведений, то современный стандарт предусматривает 3 ступени подготовки в медресе и опирается преимущественно на интеллектуальное наследие дореволюционных татарских богословов.
Также, на начальном этапе в 1990-е гг. преподавательский состав медресе был представлен в большей степени иностранными специалистами в области ислама, которые были присланы международными мусульманскими организациями, оказывающими также и финансовую поддержку медресе. Их целью было обучение общим религиозным представлениям об исламе, не беря во внимание локальные особенности и традиционные ценности мусульман России.
В настоящее время значительное внимание уделяется изучению предметов религиозного блока и арабского языка. На старших курсах вводятся общегуманитарные дисциплины.
Качество выпускаемых кадров в медресе «Мухаммадия» находится на достаточно высоком уровне. Так, к примеру, уровень преподавания арабского языка на очном отделении в стенах медресе, является одним из наиболее качественных. Это показывают результаты олимпиад по арабскому языку, где студенты медресе «Му-хаммадия» занимают первые места. Таким образом, студенты медресе нередко овладевают в процессе обучения арабским языком более эффективно, нежели выпускники государственных ВУЗов.
Библиографический список
1.Медресе Казанской губернии второй трети XIX - начала XX в.: сборник документов и материалов / Под ред. Ибрагимов Д. И. - Казань: [Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан], 2012 -287с.
2. Хабутдинов А. Опыт подготовки конкурентноспособной мусульманской элиты: джа-дидская система образования // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. - 2006. - № 2 (4). - С.17-24.
3. Медресе г. Казани XIX- нач. XX вв.: Сборник документов и материалов / Отв.сост. Л.В. Горохова; сост. Р.А. Гимазова, Н.С. Горицкая, Н.А. Шарангина / Под общ. ред. Д.И. Ибрагимова. - Казань: Гасыр, 2007. - 319 с.
4. «Мехэммэдия» мэдрэсэсе / ТeзYчелэр Н.Г. Ханзафаров, Р.У. Эмирханов, Р.Г. Эхмэтж;анов. - Казан: Мэгариф, 1998. - 99 б.
5. Мэдрэсэлэрдэ китап киштэсе / Фэнни-популяр очерклар. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1992. - 238 бит.
6. Алмазова Л.И., Шангараев Р.Р. Мусульманское образование в Татарстане: история, современное состояние и инновационные процессы (Цикл статей). - Казань, 2008. - 132 с.
7. Якупов В. Мусульманское образование. - Казань: «Иман», 2002. - 93 с.
FORMATION OF THE TEACHING SYSTEM IN THE KAZAN MADRASA "MUHAMMADIYAH" IN THE CONTEXT OF HISTORICAL DEVELOPMENT
A.I. Garaeva, graduate student Kazan (Volga region) federal university (Russia, Kazan)
Abstract. This article discusses the process of educational activities in the Kazan madrasa "Muhammadiyah", its role in the process of reforming muslim education, provides a brief overview of the madrasa in historical retrospective (analysis of the curriculum 1913/1914 academic year: a description of the range of subjects studied, the organization of the educational process). Consider the process of reviving the madrasa. As part of the study, was carried out an analysis (March 2018), in which was studied official documentation, also were analyzed the staffing structure of teachers, the student population, and the curricula of the modern madrasa. Using a comparative method, was carried out a study, which resulted in revealing some differences and similarities in the folding of the teaching system in the Kazan Muhammadiyah madrasa (past and present).
Keywords: muslim education, Galimdzhan Barudi, madrasa "Muhammadiyah", students, teachers, disciplines.