ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Э01: 10.21045/1811-0185-2024-12-33-40 УДК 614.23
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Н.В. Полунина а, Г.Н. Буслаева b, Л. В. Виноградова c, С.А. Оприщенко d, В.С. Полунин e И
a,b,c,d,e Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» (ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова) Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.
a https://orcid.org/0000-0001-8772-4631; b https://orcid.org/0000-0001-7129-9378; c https://orcid.org/0000-0002-3015-1067; d https://orcid.org/0000-0002-4170-8959; е https://orcid.org/0000-0002-2681-8527.
И Автор для корреспонденции: Полунин В.С.
АННОТАЦИЯ
В России осуществляется формирование организации непрерывного медицинского образования (НМО), задачей которого было обеспечение медицинских работников актуальной информацией и возможностью овладеть современными технологиями для повышения качества медицинской помощи. Рассмотрен процесс формирования организации непрерывного медицинского образования (НМО) в России.
Цель исследования: проанализировать процесс формирования системы повышения квалификации врачей. Материалы и методы. Использованы проблемно-хронологический, аналитический методы и метод научного обобщения. Результаты работы: с середины XIX века началось развитие усовершенствования медицинских кадров при российских университетах и крупных лечебных учреждениях, на рубеже ХХ и ХХ1 веков формировалось обязательное непрерывное профессиональное образование врачей. В 1930 г. в Москве открыт Центральный институт усовершенствования врачей и организаторов здравоохранения. С 1977 года в ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова создан первый в СССР факультет дополнительного профессионального образования, организован Портал НМО. В 1999 году организован Институт усовершенствования врачей Минздрава Чувашии. По состоянию на 2017 г. повышение квалификации врачей проводилось в 68 государственных подразделениях РФ. К очередной периодической аккредитации допускается специалист с высшим медицинским и фармацевтическим образованием не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности, прошедший обучение на цикле в 144 часа.
Заключение. В России функционирует современная система усовершенствования врачей в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования, повышающая качество лечебно-профилактической медицинской помощи, создающая условия для максимального участия трудящихся в процессе развития всех отраслей народного хозяйства России. Область применения результатов. Использование анализа формирования процесса НМО в целях дальнейшего совершенствования повышения квалификации врачей и оказания медицинской помощи населению России.
Ключевые слова: повышение квалификации врачей, непрерывное медицинское образование, непрерывное профессиональное развитие, лечебно-профилактическая помощь, кафедра общественного здоровья и здравоохранения. Для цитирования: Полунина Н.В., Буслаева Г.Н., Виноградова Л.В., Оприщенко С.А, Полунин В.С. Формирование системы последипломного медицинского образования в России. Менеджер здравоохранения. 2024; 12:33-40. DOI: 10.21045/18110185-2024-12-33-40
Введение
В России до середины XIX века правительство не уделяло достаточного внимания повышению квалификации врачей, основным мероприятием для улучшения подготовки врачей было командирование за рубеж, позднее после 1850 года получило развитие в России совершенствование уровня знаний медицинских кадров в учебных и клинических медицинских организациях [2]. Н.И. Пироговым в 1847 г. было
организовано усовершенствование военных врачей-хирургов, позднее в 1858 г. в рамках Военно-медицинской академии был сформирован факультет усовершенствования для врачей из воинских частей. В этой академии в 1884 г. было введено ежегодное двухгодичное усовершенствование 56 военных врачей-терапевтов, врачей-хирургов и военных гигиенистов [1 ]. В мае 1 865 года императором Александром II было утверждено постановление «О путях и способах усовершенствования
© Полунина Н.В., Буслаева Г.Н., Виноградова Л.В., Оприщенко С.А., Полунин В.С, 2024 г.
№12 Manager
2024 Zdravoochranenie ,
врачей», что давало право врачам на прикомандирование к высшим учебным заведениям «для освежения и повышения своих знаний» [3].
Реальной формой повышения квалификации врачебных кадров в России можно считать проведение в период с 1871 по 1899 гг. 215 съездов Земских врачей и Пироговских съездов, в которых принимали участие тысячи врачей Земской медицины, где они обменивались мнениями, делились опытом [4].
В целях совершенствования знаний и умений врачей в России в июне 1885 года был организован Еленинский клинический институт, позднее преобразованный в Институт усовершенствования врачей им. С.М. Кирова, в котором в период с 1885 по 1917 г. повысили квалификацию более 9900 врачей. В начале XX века правительством рассматривалось повышение квалификации врачей как проблема государственного значения, о чем свидетельствует Указ по ведомству Министерства внутренних дел, принятый в 1905 г. о предоставлении врачам возможности повышать квалификацию [2].
Большое значение в нашей стране придавалось созданию системы последипломного образования врачей, которая позволила непрерывно совершенствовать теоретические знания, практические навыки и умения врачей различных специальностей и должностей, в том числе организаторов здравоохранения, что обеспечило постоянное повышение качества врачебной помощи, с этой целью в декабре 1 930 г. в Москве был открыт Центральный институт усовершенствования врачей и организаторов здравоохранения (РМАНПО) [5]. Основная роль в процессе подготовки организаторов здравоохранения принадлежит системе последипломного образования врачей, при этом большое внимание уделяется проблемно-ориентированным циклам для подготовки специалистов разных профессий, ведомств и должностных уровней [6]. Именно от уровня компетентности организаторов здравоохранения зависят результативность и эффективность деятельности всей системы здравоохранения на уровне, как отдельной территории, так и всего государства, особый вклад в формирование и развитие системы подготовки руководителей здравоохранения внесла кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения Центрального института усовершенствования врачей, организованная в декабре 1931 г. [7].
Таким образом, началось постепенное формирование организации непрерывного медицинского образования (НМО) в России, задачей которой
было обеспечение медицинских работников актуальной информацией и возможностью овладеть современными технологиями для повышения качества медицинской помощи. За рубежом также развивалось НМО, но в различных странах с разной интенсивностью в зависимости от социально-экономического положения страны [8].
Цель исследования:
проанализировать процесс формирования системы повышения квалификации врачей.
Материалы и методы
Использованы проблемно-хронологический, аналитический метод и метод научного обобщения.
Результаты и обсуждение
В период до начала XX века врач в основном действовал как отдельный специалист и сам обеспечивал себя необходимыми знаниями и навыками, и только развитие общества и медицины потребовало создание системы здравоохранения и структуры, которая в плановом порядке осуществляет поддержку знаний и навыков каждого медицинского специалиста на максимально высоком уровне за счет постоянного повышения квалификации врача, т.к. медицинская наука стремительно развивается, а государство заинтересовано в том, чтобы население было здоровым и способным эффективно совершенствовать функционирование государственного устройства. Именно в этих условиях каждый гражданин государства получает высокоэффективную индивидуальную лечебно-профилактическую помощь и может полноценно реализовать свои возможности для обеспечения оптимальных форм социального развития общества. На начальном этапе повышение квалификации врачей проходило в рамках этапного дополнительного профессионального образования и уже на рубеже ХХ и ХХ1 веков оно перешло в обязательное непрерывное медицинское образование.
В настоящее время по данным 2022 г. численность врачей в РФ составляла 744,1 тыс., 50,8 на 10 тыс. населения, средних медицинских работников - 1439,9 тыс., 98,3 на 10 тыс. населения1, в 1913 г. насчитывалось 23 тыс. врачей (1,8 врача на 10 тыс. жителей.) и около 50 тыс. средних медицинских работников [9]. В целом за более чем 100 лет количество врачей в России увеличилось
1 Здравоохранение в России. М., Росстат; 2023: 122-124
Менеджер / Мепедег №12
здравоохранения / 2с^гв\/аас:Ьгвпап'1в 2024 а
в 28 раз, и в настоящее время в целях повышения качества медицинской помощи в соответствии с действующими приказами Минздрава РФ каждый специалист с высшим медицинским образованием, работающий на территории РФ, должен проходить НМО. С этой целью в РФ создана стройная система подготовки и повышения квалификации врачей, которая постоянно обеспечивает восстановление, сохранение и укрепление здоровья населения страны.
По состоянию на 2017 год в Российской Федерации усовершенствование врачей по программам НМО осуществлялось в 51 медицинских университетах (из 80 медицинских университетов), 9 институтах усовершенствования врачей, 5 военно-медицинских вузах, 3 прочих учреждениях повышения квалификации различной подчиненности. Таким образом, повышение квалификации врачей проводилось в 68 соответствующих подразделениях. В повышении квалификации врачей всех специальностей обязательно участвуют специалисты кафедр общественного здоровья и здравоохранения, что позволяет слушателям получить знания и навыки по современной технологии организации работы медицинских организаций и общения с пациентами с различными нарушениями здоровья, в первую очередь ориентации их на соблюдение здорового образа жизни как ведущего фактора коррекции и укрепления здоровья.
В Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, институтах и филиалах РМАНПО осуществляется повышение квалификации врачей по программам ординатуры, аспирантуры и дополнительного профессионального образования на более чем 100 кафедрах, 5 факультетах (хирургический, терапевтический, педиатрический, стоматологический, профилактической медицины и организации здравоохранения) и в Академическом образовательном центре фундаментальной и трансляционной медицины [10].
Примером организации повышения квалификации медицинских работников в одном из 89 регионов нашей страны может служить Чувашская Республика (ЧР). По данным 2022 г. численность врачей в ЧР 53,4 на 10 тыс. населения, средних медицинских работников 107,3 на 10 тыс. на-селения2, которые имеют возможность получать последипломное медицинское образование на
2 Российский статистический ежегодник. 2023; Стат.сб./Росстат. Р76 М., 2023: 701 с.
медицинском факультете с 1967 года в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова (ЧГУ им. И.Н. Ульянова) и с 1999 года в Государственном автономном учреждении Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Институте усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (ГАУ ДПО ИУВ Минздрава Чувашии), который отметил 9 октября 2024 года свой 25-летний юбилей. На медицинском факультете ЧГУ им. И.Н. Ульянова повышение квалификации медработников осуществляется на 22 кафедрах, в том числе на кафедре организации здравоохранения и информационных технологий в медицине на циклах по 144, 72 и 36 часов. В ГАУ ДПО ИУВ Минздрава Чувашии осуществляется дополнительное профессиональное образование врачей на 7 кафедрах, в том числе на кафедре общественного здоровья, экономики и управления на циклах по 504, 300, 144, 72, 36 и 18 часов. В указанных подразделениях ЧР проходят повышение квалификации медицинские работники также из всего Приволжского федерального округа и других регионов страны, а также из стран ближнего зарубежья. ГАУ ДПО ИУВ Минздрава Чувашии осуществляет подготовку ординаторов, аспирантов и проводит последипломное обучение специалистов со средним медицинским образованием, сестер милосердия. В составе института организован Музей истории медицины имени Г. А. Алексеева и в 2019 году - Республиканская научно-медицинская библиотека. С 2004 года институт является издателем рецензируемого ежеквартального научно-практического медицинского журнала «Здравоохранение Чувашии» [11].
В 1 977 г. в соответствии с приказом министра здравоохранения РСФСР В. В. Трофимова от 21.06.1977 г. № 431 и распоряжением Совета министров РСФСР от 11 .03.1977 г. № 295-Р во 2-м МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава РФ - ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова) был создан первый в СССР факультет усовершенствования врачей в медицинском вузе (Факультет дополнительного профессионального образования, ФДПО). В состав ФДПО вошли 2 кафедры (терапии и хирургии) и 2 курса (невропатологии и социальной гигиены). На кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения под руководством член-корр.
№12 Мападег
2024 2с^гв\/аас:Ьгвпвп1в ,
РАМН, д.м.н., профессора Лисицына Ю.П. были разработаны первые программы и планы общего усовершенствования руководителей по специальности «Организация здравоохранения». За время существования этого структурного подразделения кафедры, там осуществлялось не только повышение квалификации главных врачей, но и велась методическая работа. В 1994 году была основана кафедра социальной гигиены и экономики здравоохранения, в настоящее время кафедра управления, экономики здравоохранения и медицинского страхования ФДПО, руководителем кафедры был назначен Стародубов В.И. (в настоящее время Кобякова О.С.) Специалисты, прошедшие полный курс обучения на кафедрах и успешно выдержавшие квалификационный экзамен получали Сертификат специалиста установленного образца.
На современном этапе повышение квалификации врачей проводится по 60 специальностям в рамках 36 кафедр ФДПО и 36 кафедр 15-ти институтов ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Университет является ведущей организацией отечественного дополнительного профессионального образования специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, принимает активное участие в становлении и развитии системы НМО. На базе университета функционирует Центр развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава РФ. Целью центра является повышение мотивации специалистов к обучению, персонификация и улучшение качества образовательного контента, эффективное управление образовательным процессом на различных уровнях и поддержание работы Портала НМО. В рамках Портала осуществляется формирование образовательного портфолио по формальному и неформальному образованию, самообразованию и вход в личный кабинет специалиста [12, 13].
Для Портала на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. академика Ю.П. Лисицына были созданы более 20 интерактивных образовательных модулей (ИОМ) по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» для дистанционного обучения организаторов здравоохранения. По этим программам слушатели ФДПО проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации (на циклах по 504, 144, 72 и 36 часов), обучение проводится за счет бюджетных средств и на договорной основе. За последние 10 лет на кафедре успешно прошли обучение более 2500 слушателей [13].
В 2013 году на Всероссийском общественном форуме медицинских работников опрос показал, что внедрение системы НМО с ежегодным накоплением часов образовательной активности поддерживают 87,5% участников форума. НМО полностью соответствует современным рыночным требованиям как со стороны потребителей услуг (пациентов), так и со стороны самих медицинских учреждений и их работников [14].
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 926 от 21.11.2017 года «Об утверждении концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» непрерывное медицинское и фармацевтическое образование должно осуществляться в трех направлениях: - освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»); - обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций («неформальное образование»); - индивидуальная познавательная деятельность («самообразование» - «информальное образование») [15, 16]. В этом же году утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.11.2017 г. № 768н профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья».
В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 28.10.2022 г. № 709н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов» и Приказом Минздрава РФ от 02.05.2023 г. № 206н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием» предусмотрено, что повышение квалификации должно осуществляться не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности для всех работников с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Медицинский работник допускается к очередной периодической аккредитации, если он освоил, в соответствии с пунктом 103 указанного положения, программу повышения квалификации не менее 144 часов, или представил «сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на Интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации),
Менеджер / Menager №
здравоохранения / Zdravoochranania S0S4 а
суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации».
В целом, процесс НМО также рассматривается как процесс непрерывного профессионального развития (НПР) врачей, который подчеркивает, что НМО способствует профессиональному развитию здравоохранения и конкретно профессиональному развитию каждого медицинского работника и является его профессиональной обязанностью, что требует от него большей активности и самостоятельности. Непрерывное профессиональное развитие определяет сущность процесса и возлагает ответственность за его реализацию на самого медицинского работника и медицинскую общественность, т.к. этот процесс регулируется государственными нормативно-правовыми актами. НПР является расширенной и углубленной системой непрерывного профессионального образования. Сочетание НМО и НПР обеспечивает максимальную эффективность процесса медицинского образования и становится более актуальной для преподавателей, подготавливаемых медицинских работников и, в первую очередь, для потребителей медицинской помощи - населения [17].
Наряду с системой последипломного медицинского образования одним из инструментов совершенствования профессионального уровня медицинских работников является присвоение специалистам второй, первой или высшей квалификационной
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
категории в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 31.08.2023 г. № 458н «Об утверждении порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».
Повышению качества лечебно-профилактической помощи населению и удовлетворенности населения деятельностью медицинских работников способствует не только уровень подготовки и повышения квалификации медицинских специалистов, а также внедрение с октября 2016 года по инициативе Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации практики «Бережливого производства» в процесс оказания первичной медицинской помощи, реализация принципа пациенториентиро-ванности и использование телемедицинских технологий [18, 19, 20].
Заключение
Таким образом, в настоящее время в России функционирует современная система усовершенствования врачей, организованная в соответствии с действующими Приказами Минздрава РФ, в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования и непрерывного профессионального развития, позволяющая каждому медицинскому работнику раз в пять лет повышать свою квалификацию в течение всей трудовой медицинской деятельности.
1. Профессора Военно-медицинской (медико-хирургической) академии (1798-1998) / Ю.Л. Шевченко и др. - СПб: Наука, 1998. 313 с.
2. Егорышева И.В. Организация повышения квалификации врачей в дореволюционной России / И.В. Его-рышева, А.В. Морозов // Вестник современной клинической медицины. 2020;13(4):70-75.
3. Шестак Н.В. Становление и развитие системы усовершенствования врачей в дореволюционной России. // Педагогика профессионального медицинского образования. Научно-методический электронный журнал. 2018; 1:26-39.
4. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 560 с.
5. Ковригина М.Д. Врач-организатор. Его подготовка, роль и место в советском здравоохранении. М.: ЦОЛИУВ, 1977. - 36 с.
6. Шиган Е.Н. Системный подход к планированию и организации последипломной подготовки руководителей служб здравоохранения. В кн.: Демография врачебных кадров и потребность в последипломном их обучении / Под ред. В.А. Жукова. - М.: ЦОЛИУВ, 1982, С. 85-89.
7. Задворная О.Л. Деятельность кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Центрального института усовершенствования врачей по формированию и развитию системы подготовки руководящих кадров здравоохранения в 30-80-е годы XX века. / О.Л. Задворная, А.Н. Пищита. // Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(6):587-593.
8. Краснопольский И.А. Системы непрерывного медицинского образования в мире: практика, проблемы, пути развития. / И.А. Краснопольский // Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2020; 3(3):6-13.
№12 Мападег
2024 2с^гв\/аас:Ьгвпвп1в ,
9. Астрюхина И.И. Становление советской системы здравоохранения. / И.И. Астрюхина, А.В. Казанцева, Н.М. Ско-ромец. // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «От качества медицинского образования -к качеству медицинской помощи» 13.11.2017 г. Уральский государственный медицинский университет Екатеринбург, Российская Федерация. 2017. С. 48-55.
10. Франк Г.А. К 90-летию Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. / Г.А. Франк, М.Ш. Кнопов, В.К. Тарануха. // Архив патологии. 2020;82(4):8487.
11. Емельянова Н.Н. Институт усовершенствования врачей // Здравоохранение Чувашии. 2019; 2: 14-17.
12. Методические рекомендации о принципах и механизмах реализации системы непрерывного медицинского образования для специалистов отрасли здравоохранения. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава РФ. М.: 2023. 20 с.
13. Буслаева Г.Н. Опыт организации процесса непрерывного медицинского образования медицинских работников по общественному здоровью и здравоохранению. / Г.Н. Буслаева, В.С. Полунин, С.А. Оприщенко. // Здравоохранение Российской Федерации. 2024;68(1):72-77.
14. Тигранян Л.С. Развитие системы повышения квалификации работников здравоохранения. / А.С. Тигранян, Т.А. Левченко. // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2013; 3(21):222-231.
15. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О.В. Зайцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009;7(85):106-109.
16. Чернышова Т.С. Непрерывное образование как основа профессионального развития специалиста медицинского профиля // Мир науки, культуры, образования. 2015;3(52):88-90.
17. Мошетова Л.К. Непрерывное профессиональное развитие врачей: факторы мотивации и экономические аспекты / Л.К. Мошетова, Д.А. Сычев, А.Л. Заплатников, И.Н. Захарова, М.Г. Колосницына, М.В. Власова // РМЖ Медицинское обозрение. 2019;3(8):3-6.
18. Гарифуллин Т.Ю. Проблемы и перспективы развития первичной медико-санитарной помощи Санкт-Петербурга по результатам экспертной оценки деятельности главных врачей поликлиник, использующих бережливые технологии для совершенствования амбулаторно-поликлинической службы. / Т.Ю. Гарифуллин, М.В. Авдеева, В.Н. Филатов, О.Г. Хур-цилава, Д.В. Ченцов, А.С. Сонин. // Профилактическая медицина. 2022;25(5):21-27.
19. Хохлов А.Л. Концепция пациентоориентированности в медицине и фармации. / А.Л. Хохлов, Д.А. Сычёв. // Пациен-тоориентированная медицина и фармация. 2023;1(1):1 —4.
20. Тяжельников А.А. Оптимизация работы по взаимодействию с пациентами посредством внедрения новых каналов связи / А.А. Тяжельников, Е.В. Костенко, П.Н. Кузьмин, И.С. Приходченко, И.С. Святов // Вестник Росздравнадзора. 2020; 6:30-36.
ORIGINAL PAPER
FORMATION OF THE SYSTEM OF POSTGRADUATE MEDICAL EDUCATION IN RUSSIA
N.V. Polunina a, G.N. Buslaeva b, L.V. Vinogradova c, S.A. Opryshchenko d, V.S. Polunin e :
a,b,c,d,e Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Pirogov Russian National Research Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. a https://orcid.org/0000-0001-8772-4631; b https://orcid.org/0000-0001-7129-9378; c https://orcid.org/0000-0002-3015-1067; d https://orcid.org/0000-0002-4170-8959; e https://orcid.org/0000-0002-2681-8527.
H Corresponding author: Polunin V.S.
ANNOTATION
In Russia, the organization of continuing medical education (CME) is being formed, the task of which was to provide medical workers with up-to-date information and the opportunity to master modern technologies to improve the quality of medical care. The process of formation of the organization of continuing medical education (CME) in Russia is considered.
The purpose of the study: to analyze the process of formation of a system of advanced training of doctors. Materials and methods. The problem-chronological, analytical methods and the method of scientific generalization are used. Results: from the middle of the XIX century, the development of advanced training of medical personnel at Russian universities and large medical institutions began, at the turn of the twentieth and twenty-first centuries, compulsory continuous professional education of doctors was formed. In 1930, the Central Institute for Advanced Training of Doctors and Health Care Organizers was opened in Moscow. Since 1977, the first in the USSR Faculty of Additional Professional Education has been created at the Pirogov Russian National Research Medical University, and the CME Portal has been organized. In 1999, the Institute for Advanced Training of Doctors of the Ministry of Health of Chuvashia was organized. As of 2017, advanced training of doctors was carried out in 68 state divisions of the Russian Federation. A specialist with higher medical and pharmaceutical education is allowed to the next periodic accreditation at least once every 5 years during the entire labor activity, who has been trained on a cycle of 144 hours.
Conclusion. In Russia, there is a modern system of advanced training of doctors within the framework of continuous medical and pharmaceutical education, which improves the quality of therapeutic and preventive medical care, creating conditions for maximum participation of workers in the development of all sectors of the Russian national economy.
Scope of the results. The use of the analysis of the formation of the CME process in order to further improve the advanced training of doctors and the provision of medical care to the population of Russia.
Keywords: advanced training of doctors, continuous medical education, continuous professional development, therapeutic and preventive care, Department of Public Health and Public Health.
For citation: Polunina N. V., Buslaeva G.N., Vinogradova L. V., Opryshchenko S.A., Polunin V.S. Formation of the system of postgraduate medical education in Russia. Manager Zdravookhranenia. 2024; 12:33-40. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-12-33-40
Sa
Менеджер / Meneger № 1s
здравоохранения / Zdravoochranenia 2024
REFERNCES
1. Professors of the Military Medical (medico-surgical) Academy (1798-1998) / Y.L. Shevchenko et al. -St. Petersburg: Nauka, 1998. 313 p.
2. Egorysheva I.V. Organization of advanced training of doctors in pre-revolutionary Russia / I.V. Egorysheva, A.V. Morozov // Bulletin of modern clinical medicine. 2020;13(4):70-75.
3. Shestak N.V. Formation and development of the system of advanced training of doctors in pre-revolutionary Russia. // Pedagogy of professional medical education. Scientific and methodological electronic journal. 2018; 1:26-39.
4. Sorokina T.S. History of medicine: textbook for students. institutions of higher education. education. -8th ed., ster. - M.: Publishing center «Academy», 2008. - 560 p.
5. Kovrigina M.D. Doctor-organizer. His training, role and place in Soviet healthcare. M.: TSOLIUV, 1977. - 36 p.
6. Shigan E.N. A systematic approach to planning and organizing postgraduate training for health service managers. In the book: Demography of medical personnel and the need for their postgraduate training / Edited by V.A. Zhukov. - M.: TSOLIUV, 1982. P. 85-89.
7. Zadvornaya O.L. Activity of the Department of Social Hygiene and Health Organization of the Central Institute for Advanced Training of Doctors on the formation and development of the system of training senior health personnel in the 30-80s of the XX century. / O.L. Zadvornaya, A.N. Pischita. // Healthcare of the Russian Federation. 2021;65(6):587-593.
8. Krasnopolsky I.A. Systems of continuous medical education in the world: practice, problems, ways of development. / I.A. Krasnopolsky // Methodology and technology of continuing professional education. 2020; 3(3):6-13.
9. Astryukhina I.I. The formation of the Soviet health care system. / I. I . Astryukhina, A.V. Kazantseva, N.M. Skoromets. // Materials of the VI All-Russian scientific and practical conference «From the quality of medical education to the quality of medical care» 13.11.2017 Ural State Medical University Yekaterinburg, Russian Federation. 2017. P. 48-55.
10. Frank G.A. On the 90th anniversary of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education. / G.A. Frank, M.S. Knopov, V.K. Taranukha. // Archive of pathology. 2020;82(4):84 87.
11. Yemelyanova N.N. Institute of Advanced Medical Training // Healthcare of Chuvashia. 2019; 2: 14-17.
12. Methodological recommendations on the principles and mechanisms of implementing a system of continuing medical education for healthcare professionals. Portal of continuing medical and pharmaceutical education of the Ministry of Health of the Russian Federation. Moscow: 2023. 20 p.
13. Buslaeva G.N. Experience in organizing the process of continuous medical education of medical workers in public health and healthcare. / G.N. Buslaeva, V.S. Polunin, S.A. Oprishchenko. // Healthcare of the Russian Federation. 2024;68(1):72-77.
14. Tigranyan A.S. Development of the system of advanced training of healthcare workers. / A.S. Tigranyan, T.A. Levchenko. // The territory of new opportunities. Bulletin of Vladivostok State University. 2013;3(21):222-231.
15. Zaitseva O.V. Continuing education: basic concepts and definitions / O.V. Zaitseva // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. 2009;7(85):106-109.
16. Chernyshova T.S. Continuing education as the basis for the professional development of a medical specialist // The world of science, culture, and education. 2015;3(52):88-90.
17. Moshetova L.K. Continuous professional development of doctors: motivation factors and economic aspects / L.K. Moshetova, D.A. Sychev, A.L. Platnikov, I.N. Zakharova, M.G. Kolosnitsyna, M.V. Vlasova // RMZH Medical Review. 2019;3(8):3-6.
18. Garifullin T.Y. Problems and prospects for the development of primary health care in St. Petersburg based on the results of an expert assessment of the activities of chief physicians of polyclinics using lean technologies to improve outpatient services. / T.Y. Garifullin, M.V. Avdeeva, V.N. Filatov, O.G. Khurtsilava, D.V. Chentsov, A.S. Sonin. // Preventive medicine. 2022;25(5):21-27.
19. Khokhlov A.L. The concept of patient orientation in medicine and pharmacy. / A.L. Khokhlov, D.A. Sychev. // Patient-oriented medicine and pharmacy. 2023;1(1):1 —4.
20. Tyazhelnikov A.A. Optimization of work on interaction with patients through the introduction of new communication channels / A.A. Tyazhelnikov, E.V. Kostenko, P.N. Kuzmin, I.S. Prikhodchenko, I.S. Svyatov // Bulletin of Roszdravnadzor. 2020; 6:30-36.
№12 Manager
2024 Zdravoochranenia ,
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Полунина Наталья Валентиновна - д-р мед. наук, профессор, академик РАН, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения им. академика Ю.П. Лисицына Института профилактической медицины им. З.П. Соловьева (ИПМ) Российского научно-исследовательского медицинского университета (РНИМУ) им. Н.И. Пирогова, г. Москва, Россия.
Natalia V. Polunina - Doctor of Medical Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Public Health and Healthcare named after Academician Y.P. Lisitsyn of the Institute of Preventive Medicine named after Z.P. Solovyov (IPM) of the Russian Research Medical University (RNIMU) named after N.I. Pirogov, Moscow, Russia. E-mail: [email protected], https://orad.org/0000-0001-8772-4631
Буслаева Галина Николаевна - д-р мед. наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. академика Ю.П. Лисицына Института профилактической медицины им. З.П. Соловьева (ИПМ) Российского научно-исследовательского медицинского университета (РНИМУ) им. Н.И. Пирогова, г. Москва, Россия.
Galina N. Buslaeva - Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Public Health and Public Health named after Academician Y.P. Lisitsyn of the Institute of Preventive Medicine named after Z.P. Solovyov (IPM) of the Russian Research Medical University (RNIMU) named after N.I. Pirogov, Moscow, Russia. E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7129-9378
Виноградова Любовь Валерьевна - канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. академика Ю.П. Лисицына Института профилактической медицины им. З.П. Соловьева (ИПМ) Российского научно-исследовательского медицинского университета (РНИМУ) им. Н.И. Пирогова, г. Москва, Россия.
Lyubov V. Vinogradova - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Public Health and Public Health named after Academician Y.P. Lisitsyn of the Institute of Preventive Medicine named after Z.P. Solovyov (IPM) of the Russian Research Medical University (RNIMU) named after N.I. Pirogov, Moscow, Russia. E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3015-1067
Оприщенко Сергей Анатольевич - д-р мед. наук, доцент, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. академика Ю.П. Лисицына Института профилактической медицины им. З.П. Соловьева (ИПМ) Российского научно-исследовательского медицинского университета (РНИМУ) им. Н.И. Пирогова, г. Москва, Россия.
Sergey A. Opryshchenko - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Public Health and Health Care named after Academician Y.P. Lisitsyn of the Institute of Preventive Medicine named after Z.P. Solovyov (IPM) of the Russian Research Medical University (RNRMU) named after N. I. Pirogov, Moscow, Russia. E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4170-8959
Полунин Валерий Сократович - д-р мед. наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. академика Ю.П. Лисицына Института профилактической медицины им. З.П. Соловьева (ИПМ) Российского научно-исследовательского медицинского университета (РНИМУ) им. Н.И. Пирогова, г. Москва, Россия.
Valery S. Polunin - Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Public Health and Public Health named after Academician Y.P. Lisitsyn of the Institute of Preventive Medicine named after Z.P. Solovyov (IPM) of the Russian Research Medical University (RNIMU) named after N.I. Pirogov, Moscow, Russia. E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2681-8527
Здравоохранение-2024
РОССИИСКИИ ЦЕНТР СУДМЕДЭКСПЕРТИЗЫ ДАЛ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СМЭ О НЕКАЧЕСТВЕННОЙ МЕДПОМОЩИ
Российский центр судмедэкспертизы выпустил методические рекомендации по порядку проведения судебно-медицинских экспертиз по материалам дела. Важная новелла: эксперты вправе давать заключение о вреде здоровью только при наличии прямой причинно-следственной связи с недостатком оказания медицинской помощи. Они также не могут оценивать заключения предыдущих судебно-медицинских экспертиз, если они были. Речь идет в том числе об экспертизах по факту ненадлежащего оказания медпомощи при проведении процессуальной проверки в рамках уголовного, гражданского, административного процесса, а также дел об административном правонарушении.
Источник: Медвестник.ру
Менеджер / Meneger №12
здравоохранения / Zdravoochranenia 2O2A