ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В КОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Н.Н. Муравьева, канд. экон. наук, доцент А.А. Каширина, студент
Волжский филиал Волгоградского государственного университета (Россия, г. Волжский)
Аннотация. В данной статье управление дебиторской задолженностью было рассмотрено как элемент общей системы финансового менеджмента, как структурная составляющая оперативного управления. Обоснование дебиторской задолженности с различных позиций позволило сформировать систему оценочных показателей эффективности ее управления. Были выделены: обобщающие показатели, характеризующие эффективность управления в целом; показатели рациональной структуры дебиторской задолженности; коэффициенты эффективности оперативного управления, характеризующие соотношение величины дебиторской задолженности с кредиторской задолженностью, денежными потоками, прибылью от продаж.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, управление дебиторской задолженностью, оперативное управление, показатели эффективного управления, целевые ориентиры показателей эффективности.
В современных рыночных условиях нестабильной экономической среды и постоянно возрастающей конкуренции эффективное управление дебиторской задолженностью выступает одной из наиболее важных проблем коммерческих организаций в сфере финансово-экономических отношений.
Анализ точек зрения различных авторов (А.И. Бланка, В.В. Бочарова, В.В. Ковалева, Ю.В. Безверховой, М.А. Рогачевой и мн. др.) позволяет определить дебиторскую задолженность, и как «сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы и услуги, выданные авансы и т.п.» [1, с. 237], и как «результат хозяйственных отношений, возникающих из финансовых обязательств одних хозяйствующих субъектов и приобретающих форму авансированного в оборотные средства капитала у других» [2, с. 14], и как часть выручки, и как часть имущества, активов хозяйствующего субъекта.
Неоднозначность экономической природы дебиторской задолженности предопределяет и различные подходы к формированию целей управления ею.
Так, если рассматривать дебиторскую задолженность исключительно как сумму долгов в пользу предприятия, то, очевидно, что цель такого управления - сведение к минимуму образовавшихся долгов и получение в полном объеме оплаты за реализованную продукцию. С другой стороны, характеризуя дебиторскую задолженность как часть выручки от реализации продукции, необходимо принимать как должное, что рост выручки, сопровождающийся пропорциональным увеличением дебиторской задолженности, - естественный процесс, характеризующий активизацию хозяйственной деятельности коммерческой организации. Более того, дебиторская задолженность - часть оборотных активов предприятия, относящаяся к категории быстро реализуемых, составляющих агрегат А2, который участвует в расчете коэффициентов текущей и быстрой ликвидности. Соответственно, чем больше значение дебиторской задолженности, тем большей ликвидностью характеризуется баланс предприятия. То есть целью управления дебиторской задолженностью в таком аспекте является ее максимизация.
Разумеется, на практике необходимо учитывать и тот, и другой подход, наращивая дебиторскую задолженность в пре-
делах, ограниченных ростом объема реализации продукции, и оптимизируя общий размер этой задолженности посредством реализации комплексных управленческих процедур, предусматривающих ее своевременную инкассацию и недопущение просрочки платежей.
Для обеспечения эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо рассматривать его как составную часть общей системы управления финансами хозяйствующего субъекта, как необходимый элемент использования капитала предприятия, как часть системы «управления использования капитала» [3, с. 102]. Соответственно, эффективного управления дебиторской задолженностью можно добиться только в контексте управления прочими элементами системы финансового менеджмента.
В процессе проведения определенных управленческих процедур, направленных на достижение оптимальных (с точки зрения менеджмента организации) размеров дебиторской задолженности, возникает вопрос: можно ли признать такое управление дебиторской задолженностью эффективным? Какие количественные показатели могут быть использованы для оценки указанной эффективности?
Для их обоснования и формирования системы оценочных показателей необходимо основываться на применении целевого подхода к определению эффективности управления, т.е. «управления, направленного на достижение поставленных целей» [4, с. 14]. В качестве таких показателей могут выступать отдельные финансовые коэффициенты, а их количественными целевыми ориентирами являются рекомендуемые (нормативные) значения.
В самом общем виде основным показателем повышения эффективности управления дебиторской задолженностью на предприятии является ускорение ее оборачиваемости [5, с. 248], которое отражается в изменении за определенный период времени следующих показателей:
- увеличение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности;
- сокращение периода оборачиваемости дебиторской задолженности;
- снижение коэффициента отвлечения оборотных средств в дебиторскую задолженность.
Рассматривая дебиторскую задолженность как часть оборотных (быстро реализуемых) активов организации, необходимо учитывать влияние ее величины на коэффициенты ликвидности. То есть при регулировании величины дебиторской задолженности следует обеспечивать достижение оптимальных величин (рекомендуемых значений, целевых ориентиров) указанных коэффициентов.
Кроме того, при рассмотрении управления финансами как системы целесообразен учет временного аспекта управленческого воздействия, т.е. разделение его на стратегический, тактический и оперативный уровни [6, с. 209]. Управление дебиторской задолженностью - это важный элемент, составляющий оперативный уровень, на котором необходимо добиваться не только поддержания дебиторской задолженности на должном уровне, но и обеспечения ее рациональной (оптимальной) структуры, а также ее соответствия кредиторской задолженности организации при условии сохранения сбалансированности положительных и отрицательных денежных потоков.
Оптимизация структуры дебиторской задолженности обеспечивается, во-первых, с точки зрения ее отдельных элементов по экономическому содержанию (покупатели и заказчики, авансы выданные, прочая); во-вторых, по сроку погашения (краткосрочная, долгосрочная); в-третьих, по своевременности возврата (нормальная, просроченная), в-четвертых, по возможности взыскания (надежная, сомнительная, безнадежная). Очевидно, что оптимальная структура дебиторской задолженности предусматривает преобладание в ее составе покупателей и заказчиков, краткосрочной, нормальной и надежной дебиторской задолженности.
Эффективное управление дебиторской задолженностью на оперативном уровне обеспечивается, во-первых, регулированием ее величины с величиной кредиторской задолженности. Так, в качестве целевого ориентира следует использовать такую си-
туацию, если кредиторская задолженность примерно равна дебиторской, либо превышает ее не более, чем на 10% [6, с. 211]. Во-вторых, регулирование объемов кредиторской и дебиторской задолженности относительно выручки и себестоимости продукции. Учитывая тот факт, что оплаченная кредиторская задолженность увеличивает размер отрицательного денежного потока, а оплаченная дебиторская задолженность - положительного, целесообразно использовать такие показатели как доля кредиторской задолженности в объеме оттока денежных средств и доля дебиторской задолженности в объеме притока де-
нежных средств за определенной период времени. При этом оперативное управление следует считать эффективным, если данные коэффициенты принимают значение не более 25%. В-третьих, регулирование объема дебиторской задолженности относительно прибыли от продаж, удельный вес которой в прибыли от продаж должен быть менее 1.
На основе представленных рассуждений была сформирована система показателей эффективного управления дебиторской задолженностью в коммерческих организациях (таблица 1).
Таблица 1. Система показателей эффективного управления дебиторской задолженностью в коммерческих организациях*_
Показатели Целевые ориентиры показателей
Обобщающие показатели
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (КОДЗ) увеличение
Период оборачиваемости дебиторской задолженности (ТОДЗ) снижение
Коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность (К) снижение
Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) e [2,0; 3,0]
Коэффициент быстрой ликвидности («кислотного теста») (КБЛ) e[1,0; 2,0]
Показатели структуры дебиторской задолженности
Доля покупателей и заказчиков в общем объеме дебиторской задолженности (Дш/дЗ) увеличение
Доля краткосрочной дебиторской задолженности в общем ее объем (ДДЗкр/ДЗобщ) увеличение
Доля нормальной дебиторской задолженности в общем ее объеме (ДДЗнорм/ДЗобщ) увеличение
Доля надежной дебиторской задолженности в общем ее объеме (ДДЗнад/ДЗобщ) увеличение
Показатели эффективности оперативного управления
Соотношение дебиторской задолженности с кредиторской (КЗ/ДЗ) e[0,9; 1]
Доля кредиторской задолженности в оттоке денежных средств (ДКЗ/ОТ) < 0,25
Доля дебиторской задолженности в притоке денежных средств (ДДЗ/ДП) < 0,25
Доля дебиторской задолженности в прибыли от продаж (ДДЗ/Пп) < 1
Примечание: *составлено авторами
Таким образом, была сформирована система показателей эффективного управления дебиторской задолженностью в коммерческих организациях, структурированная по трем направлениям оценки: обобщающие показатели, позволяющие обосновать указанную эффективность в целом, как итог всей совокупности управленческих воздействий на конкретном временном интервале; показатели структуры дебиторской задолженности, позволяющие оптимизировать ее общую величину по различным основаниям; показате-
ли эффективности оперативного управления, позволяющие оценить и отрегулировать величину дебиторской задолженности по отношению к кредиторской задолженности, полученной прибыли от продаж, притокам и оттокам денежных средств. Достижение предприятием в результате своей производственно-хозяйственной деятельности установленных целевых ориентиров указанных коэффициентов является свидетельством эффективного управления на нем дебиторской задолженностью.
Библиографический список
1. Бланк И.А. Управлением активами и капиталом. - Киев: Эльга, Ника-Центр, 2008. -448 с.
2. Рогачева М.А. К вопросу о сущности дебиторской задолженности как экономической категории // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2012. - №4(14). - С. 13-17.
3. Муравьева Н.Н., Удалова Н.Н. Эффективное управление финансами промышленных предприятий: теоретико-методические аспекты // Финансовые исследования. - 2016. - №1 (50). - С. 100-108.
4. Муравьева Н.Н. Исследование основных подходов к оценке эффективности управления финансами в коммерческих организациях // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей IX Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». - 2017. - С. 13-15.
5. Муравьева Н.Н. Оценка эффективности финансового менеджмента на российских предприятиях в условиях экономической нестабильности // Антикризисные параметры функционирования экономической системы России: Монография / отв. за выпуск М.М. Гузев. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2016. - С. 241-265.
6. Муравьева Н.Н., Талалаева Н.С. Формирование системы показателей эффективности управления финансами на предприятиях реального сектора экономики // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - №2. - С. 206-214.
7. Климова Н.В. Аналитические исследования в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью организации // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2011. - №5. - С. 3-9.
THE SYSTEMATIZATION OF PERFORMANCE INDICATORS OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS' RECEIVABLES MANAGEMENT
N.N. Murav'eva, candidate of economic sciences, associate professor A.A. Kashirina, student
Volzhsky branch of Volgograd state university (Russia, Volzhsky)
Abstract. In this article, receivables management was considered as part of the overall system of financial management, as a structural component of operational management. Justification of receivables from various angles allowed forming the system of efficiency's estimated figures of its management. Were singled out: generalizing indicators characterizing the efficiency of the financial management in general; indicators of a rational structure of accounts receivable; the performance factors of operational management, characterizing the ratio of the magnitude of receivables, payables, cash flow, profit from the sales.
Keywords: receivables, receivables management, operational management, the effective management's indicators, targets performance indicators.