гда будут востребованы. Именно поэтому во время кризиса 2008-2009 гг. в нашей стране, несмотря на снижение покупательной способности определенных слоев населения, цены росли и инфляция повысилась. Вторая группа - очень богатые и богатые, он занимает не очень большой сегмент, но имеет большое значение при формировании спроса на дорогие товары. Особенность этого слоя состоит в том, что для него цены не играют решающей роли при приобретении товаров или услуг. Они, в силу сложившихся привычек, престижа, не могут отказаться от продуктов и дорогих вещей, которые составляют основу их потребления. Именно эти две особенности российского спроса легли в основу роста цен в кризисе.
Более сложная зависимость в российской экономике между уровнем безработицы и инфляцией. Кризис в нашей стране еще раз отверг закономерность кривой Филипса. Общее снижение спроса произошло за счет уменьшения потребления и так небольшого среднего класса: служащих банков и корпораций, где происходила оптимизация количества административных работников, снижение у них завышенных окладов: уменьшение количества корпоративов, выплат по дивидендам и бонусам. Многие компании перестали «шиковать», лучше стали считать доходы и расходы. Часть среднего класса перешла в слой «выше бедного», а те, кто стал безработным, даже пополнили ряды бедняков. Отсюда вырос спрос на жизненно важные продукты питания, которые, как известно, занима-
ют решающую долю в потреблении бедных слоев. Таким образом, кризис 2008-2009 гг. в России не сопровождался резким снижение спроса, произошла его реструктуризация в сторону дешевых, но необходимых товаров, доля которых увеличилась в больших масштабах, чем снижение потребления у немногочисленного среднего слоя.
Сама постановка проблемы определения причинно-следственных связей на основе экономической теории, которая способна с помощью внутренне логичной теоретической модели ее объяснить, а затем проверить на конкретных данных статистики с помощью корреляционно-регрессионных моделей, заслуживает большого внимания и всяческого поощрения. Она ставит заслон подходам, которые выводятся лишь из эмпирических данных и игнорируют важнейшие закономерности развития. Однако необходимо учитывать, что страны имеют свои особенности в проявлении причинноследственных связей, что связано с тем, что они находятся на различных этапах экономического развития. Выведенные закономерности для развитых стран, находящихся на этапе инновационного развития и активного внедрения знаний, не всегда характерны для развивающихся стран. Россия находится на пороге перехода к инновационному развитию, без достаточно развитой материальной, социальной и инфраструктурной базы для этого, поэтому имеет свои социально-экономические особенности, которые необходимо учитывать, когда мы хотим внедрять опыт других государств.
УДК 331
Зайцева Ирина Алексеевна ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ И НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье обосновываются принципы опережающей и непрерывной подготовки кадров с позиций потребности инновационного развития социально-экономической системы страны.
Ключевые слова: инновационное развитие экономики, подготовка кадров.
В условиях инновационного развития российской экономики от современных специалистов требуются не только профессиональные знания, но и креативные способности, мобильность, инициативность, самостоятельность и др. Эти качества развиваются в процессе обучения в вузах. Однако процесс адаптации к новым требованиям проходит достаточно трудно. Состояние профессорско-преподавательского состава не соответствует требованиям развития инновационной активности. Скорость передачи знаний, информации, их объемы увеличились в сотни раз. Получается, что то, чему учили пятикурсника на первом курсе, уже устарело. Нельзя не сказать о проблемах трудоустройства молодых специалистов. Поэтому у студентов на-
блюдается низкий уровень мотивации к получению знаний.
Переход от индустриального общества и простых технологических операций к постиндустриальному типу экономики требует большого числа людей, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Несоответствие того, чему учат, тому, что требуют социально-практические ситуации, может быть охарактеризовано как глобальный кризис сферы высшего образования: система образования готовит людей к «уходящей» экономике [4].
В эпоху директивной экономики высшее образование считалось благом для избранных. При по-
Рис. 1. Количество студентов высших учебных заведений на начало года, приходящихся на 10 тыс. человек населения в России
ступлении в вузы действовала жесткая система отбора абитуриентов. Учащиеся были мотивированы к серьезной дополнительной подготовке.
Массовость образования растет (рис. 1): в 2005 году на каждые 10 тыс. жителей России приходилось 495 студентов, в 2008 году - 529, в 2009 году - 523, в 2010 году - 493 [2].
Анализ официальных статистических данных показывает, что в России, несмотря на известные экономические трудности, число студентов, приходящееся на 10 тыс. населения, в прошедшее десятилетие неуклонно росло и составляет в последние годы около 700 человек (рис. 2). Этот показатель является одним из самых высоких в мире, что свидетельствует о потенциальном конкурентном пре-
имуществе российского общества в мировой системе хозяйства.
С введением платного обучения высшее образование стало массово доступным для всех желающих. В последние двадцать лет происходит устойчивый рост выпуска из учреждений высшего профессионального образования на фоне сокращения численности выпускников учреждений начального профессионального образования (табл. 1).
Нельзя не учитывать демографический спад: за десять лет число учеников уменьшилось с 22 до 14 млн. Однако в этот период резко увеличилось число высших учебных заведений. В 2000 году система образования Российской Федерации включала 762 высших учебных заведения, в 2005 году -
Рис. 2. Число студентов высших учебных заведений, приходящихся на 10 тыс. человек населения
в странах «Большой восьмерки».
* - студенты средних профессиональных и высших учебных заведений, аспиранты и докторанты [2].
Таблица 1
Сопоставление динамики выпусков специалистов учреждений высшего и начального профессионального образования в России, тыс. чел. [2]
Показатели 1970 1990 2000 2005 2009 2010
Выпущено квалифицированных рабочих и служащих из образовательных учреждений начального профессионального образования 995 1272 763 703 538 581
Выпущено специалистов из образовательных учреждений высшего профессионального образования 360 401 635 1152 1442 1468
965, в 2010 году их число составило 1115.
В период с 15 августа по 15 сентября 2012 года Министерством образования и науки РФ был проведен мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Система оценки эффективности вузов, на основе которых проведено выделение образовательных учреждений, имеющих признаки неэффективности, не отражает действительных проблем высшего профессионального образования. Недостаточно оценить эффективность вузов по доходам и площадям. Необходимо учитывать показатели качества и успеваемости, востребованности выпускников по специальности, контакты с зарубежными планерами, зарубежные практики, ориентированность на собственные источники доходов и др. Еще одним несовершенством данной системы оценки является то, что в этом соревновании объединены технические, педагогические, гуманитарные, культурно-просветительные образовательные учреждения. Трудно соревноваться гуманитарным вузам в научно-исследовательской деятельности с техническими вузами.
Содержание учебных курсов составляют упрощенные копии зачастую устаревших экономических, социальных, естественнонаучных или технических концепций. Российские студенты все меньше связывают обучение в вузе с реальной конкурентоспособностью на рынке труда. Наличие высшего образования для многих является знаком социальной нормальности.
Они не мотивированы к углубленному обучению. Ведь способные и «платные» учатся вместе и на выходе получают одинаковые дипломы. А чтобы «платники» дотянулись до диплома, преподаватели вынуждены снижать общие требования к качеству знаний. Такова политика вуза. Поэтому диплом о высшем образовании более не гарантирует высококвалифицированные профессиональные способности, он, скорее, имеет значение социального благополучия его обладателя. Бывший имидж российской высшей школы утрачен. Не удивительно, что ажиотаж вокруг высшего образования не оказывает существенного влияния на уровень инновационной активности российской экономики. По оценкам российских экспертов [1], только 15-20% государственных вузов занимаются инновационной деятельностью.
Еще одной проблемой российского высшего образования является значительный рост профессорско-преподавательского состава и менеджеров вузов: 38,6 работающих старше 65 лет. За последние годы оживился приток молодежи в вузы, но темпы естественного старения пока выше динамики обновления профессорско-преподавательских кадров, и фактически мы имеем поколенческий разрыв. При этом, как ни парадоксально, рост бюджетной обеспеченности не способствует обновлению кадров в образовании: чем лучше идут дела, тем меньше находится желающих освобождать свои места, предоставляя возможность карьерного роста молодым [4].
Несмотря на рост масштабов системы высшего образования, развитие аспирантуры и докторантуры, наука и высшая школа ощущают острый дефицит в высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадрах. Действия, предпринимаемые для обеспечения конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава, в большинстве случаев носят формальный характер. Число участников конференций различного уровня снизилось ввиду отсутствия у вузов достаточных средств на проведение такого рода мероприятий. Система обязательного повышения квалификации раз в пять лет сохранилась далеко не во всех государственных вузах. Более того, преподаватели все реже посещают иногородние центры обучения.
По мнению Счетной палаты РФ, научные открытия мало востребованы реальным сектором экономики. Низкая востребованность вызвана отсутствием четкого объективного ориентирования исследований и действенных индикаторов их результативности, а также разбалансированностью национальной инновационной системы. С 2002 г. по 2010 г. шестикратный рост бюджетного финансирования НИОКР практически не обеспечил прироста ВВП (в ведущих индустриальных странах 15-процентное увеличение затрат на науку обеспечивает 1% прироста ВВП) [7].
Система повышения квалификации копирует вузовское образование. Многие знания не востребованы на практике, а те знания, которые необходимы в работе будущих специалистов, вуз часто не обеспечивает. Поэтому снижается интерес обучаемых к знаниям: преподаватели делают вид, что учат, а студенты делают вид, что учатся.
Системы менеджмента качества, внедренные в вузах, усложнили делопроизводство, потребовали увеличения численности административных сотрудников. Студенты же, проходящие контрольное тестирование, не мотивированы к усердному и прилежному отношению к испытанию. Ведь оценивают не их знания, а по их знаниям судят преподавателей.
Увеличение учебной нагрузки способствовало снижению заработной платы преподавателей. Соцпакет в вузе весьма скуден. Аудиторная занятость преподавателя существенно повысилась. Повысились и требования контролирующих органов к качеству преподавания. Труд его оценивается по 6080 показателям балльно-рейтинговой шкалы. Учебные материалы вуз давно не закупает. Учебники стоимостью до 1 тыс. рублей приходится покупать за свой счет при компенсации на учебную литературу 150 рублей.
Процветает коррупция в формах преимущества поступления в вуз «для своих» и выторговывания оценок. Сформировался позорный «рынок» реферативных, лабораторных, курсовых и дипломных работ, на котором производителями и продавцами часто выступают студенты и преподаватели.
Школьные учителя, как правило, владеют неполной информацией о профессиях. Они могут лишь помочь при описании школьных и педагогических специальностей. В остальных случаях их мнение о тех или иных профессиях основано лишь на их собственном опыте и может быть субъективным. Поэтому современная молодежь не имеет точного представления о деятельности многих профессий. В настоящее время половина выпускников учебных заведений работает не по специальности, в то же время от 30% до 50% предприятий остро нуждается в квалифицированных кадрах.
В связи с этими важными вопросами Минзрав-соцразвития РФ 16 февраля 2012 года презентовало новый государственный интернет-портал «Атлас профессий» стоимостью 14 млн. рублей. «Атлас профессий» разработан в соответствии с поручением Д.А. Медведева и содержит информацию о наиболее востребованных на рынке труда профессиях и специальностях, а также требованиях к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к работникам.
Ресурс предназначен для выбора профессии и направления учебы; планирования карьеры; разработки квалификационных требований к работникам; разработки образовательных стандартов и программ подготовки кадров и др. В данном проекте принимают участие крупнейшие компании и госкорпорации.
В настоящее время на сайте представлено подробное описание 93 профессий. В перспективе там может появиться описание не менее 800 самых востребованных в России профессий.
По словам замглавы министерства Александра Сафонова, в дальнейшем планируется, что ресурс будет сотрудничать примерно с 1 тыс. работодателей, представителями всех субъектов РФ, а также с основными учебными заведениями в стране [6].
По оценкам, для достижения реальным сектором экономики объема производства в сфере высоких технологий на уровне 1,5-2 трлн. руб. к 2016 г. потребуется дополнительно не менее 50 тыс. специалистов высшего уровня квалификации. Сейчас число исследователей в РФ не превышает 500 тыс. чел, что на порядок меньше, чем в США.
Без решения проблемы кадрового потенциала бессмысленно говорить об инновационной экономике, в которой производство становится сферой быстрой реализации научных достижений. А выделение миллиардов не решает проблем.
Сложность данной задачи состоит в том, что обучение более не может быть только воспроизводящим полученные знания, потому что они быстро устаревают. В ситуации быстрого технико-технологического развития и беспрецедентного роста информационных технологий от системы профессионального образования требуется быстрая реакция на эти изменения, что возможно лишь при ее внутренней гибкости и адаптивности. Назрела потребность в создании системы непрерывного и опережающего образования.
Создание системы опережающего и непрерывного образования должно обеспечить следующее:
- преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;
- возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышение квалификации, переподготовки с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности в соответствии с запросами рынка труда;
- отсутствие тупиковых образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности для продолжения обучения.
Системе опережающей и непрерывной подготовки дает возможность профессорско-преподавательскому составу непрерывно совершенствовать и пополнять свои профессиональные знания и практический опыт.
Очевидно, что решение этих и других задач требует разработки адекватного научного обеспечения, основанного на анализе генезиса идеи опережающего и непрерывного образования, ее осмысления в философии, педагогике и других науках, обобщения имеющегося практического опыта.
«Стратегия 2020» под непрерывным образованием понимает формальное и неформальное дополнительное образование учащихся, рабочих и спе-
циалистов, обеспечивающее оперативное обновление востребованных компетентностей [8].
Исследователи представляют систему непрерывного образования как комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающий организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординированно решающих задачи воспитания, образовательной, профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.
Институт образования ЮНЕСКО в 1980 г. Сформулировал основные положения непрерывного образования:
- образование длится в течение всей жизни отдельного индивида;
- приводит к систематическому приобретению, обновлению, совершенствованию и развитию знаний, умений и отношений, что становится необходимым в ответ на постоянно меняющиеся условия современной жизни с конечной целью содействия самореализации каждого индивида;
- зависит в своем успешном претворении от возрастающих способностей людей и их мотивации участвовать в самонаправлямой обучающей деятельности;
- при этом признается значение всех имеющихся образовательных воздействий, включая формальные, неформальные и внеинституционные, то есть непосредственные воздействия окружающей жизни.
Образование в современном мире, как считают многие исследователи, переживает глубокий кризис. Его суть состоит в том, что обучение новых поколений и подготовка кадров обращены в прошлое, а не в будущее, а значит, по определению
О.В. Долженко и В.Е. Шукшунова, носят поддерживающий, а не опережающий характер. Между тем общество требует другой - инновационной -системы образования, которая могла бы формировать у обучаемых способности к проектному мышлению, самообразованию как деятельности, направленной в будущее. И, конечно, воспитывать у них социальную ответственность, уверенность в своих профессиональных силах.
Опережающее образование - процесс, как известно, двусторонний. Для того чтобы люди заранее подготовили себя к новой специальности, более востребованной на рынке труда, необходимы не только возможности, но и желание. Опросы, проведенные исследовательской группой Интернет-портала Superjob, а также в рамках Программы сотрудничества Евросоюза и России (бывший ТАСИС), опровергают широко распространенное убеждение, что российская рабочая сила инертна и немобильна. До 64% опрошенных высказали готовность пе-
реквалифицироваться - полностью или частично. Особенно интересно посмотреть, как и в кого хотели бы переквалифицироваться представители наиболее «рисковых» с точки зрения безработицы профессий [8].
Решение проблемы кадрового обеспечения предприятий будет возможным в результате создания образовательного комплекса, объединившего образовательное учреждение начального профессионального и высшего профессионального образования в сотрудничестве с предприятиями. Интеграция образования и бизнеса выгодна всем: она гарантирует подготовку специалистов в едином образовательном пространстве, позволяет работодателю формулировать требования к качеству подготовки специалистов, расширяет возможности использования ресурсов для проведения исследований. Сотрудничество учебных заведений различного уровня профессиональной подготовки, образующих образовательный комплекс, позволит эффективно решать вопросы:
- целевой подготовки и переподготовки специалистов;
- сокращения финансовых затрат на подготовку кадров для предприятий региона;
- реализации производственных проектов, включая разработку, внедрение и освоение новых технологий, выпуск конкурентоспособной продукции, внедрение информационных систем проектирования изделий и технологий, управление предприятием.
С каждым годом предприятия предъявляют все более жесткие требования к профессиональной подготовке специалистов разных уровней.
Система опережающей и непрерывной подготовки специалистов высокой квалификации имеет ряд отличительных особенностей:
- тесная интеграция процесса обучения с производством;
- создание и внедрение адаптивной образовательной системы, способной гибко реагировать на потребности рынка труда;
- ориентация учебного процесса на современные информационные технологии.
Предприятия своевременно вносят коррективы в учебные планы, организуют все виды практик, высказывают предложения по преподаванию профильных для компании предметов на английском языке, внедрению факультативных занятий в учебный план. Предприятия города принимают участие в формировании материальной базы учебного процесса, в организации производственной практики, а ведущие специалисты предприятий непосредственно участвуют в учебном процессе.
Создание системы опережающей и непрерывной подготовки специалистов позволит:
- улучшить качество подготовки молодых специалистов и сократить время адаптации к производственным процессам;
- повысить квалификацию преподавательского состава и сотрудников предприятий путем привлечения одних - к производству, а других - к учебному процессу;
- ускорить внедрение достижений науки и техники в производство, используя, с одной стороны, научный потенциал и научные разработки кафедры, с другой стороны - технологическую базу предприятия для решения производственных проблем [8].
Как показывает опыт других стран, переход к многоуровневой системе подготовки кадров в отечественных вузах представляет собой самую оптимальную форму осуществления принципов непрерывного образования в высшей школе и отвечает современным мировым тенденциям в сфере образования.
Библиографический список
1. Министерство образования и науки Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. - М, 2009. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://safbd.ru/sites/default/files/ nacionalnaya_innovacionnaya_systema_09.11.11-bd-rus.pdf (дата обращения - 27.10.2012).
2. Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. gks. ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm (дата обращения: 27.10.2012).
3. Стратегия 2020: от экономики «директив»
к экономике «стимулов»: ежегодный экономический доклад общероссийской общественной организации «Деловая Россия». - М., 2008; Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики // Вестник образования России. - 2008. - №14. - С. 2880.
4. Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Эксперт. -2007. - С. 32.
5. Российский статистический ежегодник. 2011. Стат. сборник / Росстат. - М., 2011. - С. 206.
6. Группа компаний РБК. Портал новостей и деловой информации. Минздравсоцразвития РФ запустило информационный ресурс «Атлас профессий» стоимостью 14 млн. руб. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/ rbcfreenews/20120216152250.shtml (дата обращения - 02.11.2012).
7. Информационно-правовой портал ГАРАНТ. Научные открытия мало востребованы реальным сектором экономики - 9 февраля 2012. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.garant.ru/news/380193/ (дата обращения -02.11.2012).
8. Зайцева И.А. Система опережающей и непрерывной подготовки специалистов высокой квалификации // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы III международной научно-практической конференции. - Невинномысск: НИЭУП, 2010. - С. 181-183.
УДК 332.1
Захаров Павел Николаевич
Владимирский государственного университета им. А.Г и Н.Г Столетовых
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА В СИСТЕМЕ «ВЛАСТЬ-БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО»
Определено место и роль университетского комплекса в процессе стратегического развития экономики региона. Представлены подходы к формированию университетского комплекса региона. Определен характер связей университетского комплекса региона в системе «власть-бизнес-сообщество».
Ключевые слова: университетский комплекс, экономика региона.
Как показывают результаты научных исследований в области стратегического уп-.равления, одним из наиболее эффективных и перспективных направлений развития региональной экономики является производственная кооперация. В сложившейся хозяйственной практике производственная кооперация реализуется, в основном, через создание и функционирование кластеров (объединений производственных компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений, поставщиков оборудования и услуг, географически расположенных в непосредственной близости друг от друга и работающих совместно
с целью получения конкурентных преимуществ, создания наукоемкой и высокотехнологичной продукции [1; 2]). Накопленный опыт развития кластерных систем показывает, что они дают значительный импульс региональному развитию, в том числе повышению экономической активности депрессивных территорий, а также развитию малого и среднего бизнеса.
Системообразующая роль в стратегическом развитии региона может и должна принадлежать научно-образовательному кластеру (университетскому комплексу). Сетевая структура научно-образовательного кластера позволяет реализовать закон