ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН СНГ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
FORMATION OF THE COLLECTIVE SECURITY SYSTEM OF THE CIS COUNTRIES: POLITICAL ASPECTS
Филонова Мария Станиславовна
Магистрант, Российский государственный социальный университет.Россия, г. Москва Filonova M. S.
Master's degree in Russian state social University.Russia, Moscow
Аннотация
Целью данной работы является проведение анализа влияния ОДКБ на обеспечение международной коллективной безопасности и стабильности. Для написания данной статьи были использованы индукционный, системный и сравнительный методы исследования.
В результате проведенного исследования было выявлено, что актуальность выбранной темы обусловлена важностью региональных систем коллективной безопасности как одних из ключевых акторов международного права, выступающих инструментами сохранения стабильности в мире, так как проблема поддержания защиты мира остаётся фундаментально важной вне зависимости от времени.
За 27 лет существования Организация договора о коллективной безопасности стала поистине сильным военно-оборонительным союзом, эволюционировавший из Договора о коллективной безопасности в полномасштабную организацию сотрудничества в политических и военных сферах. Одну из ключевых позиций в регионе занимает Россия, являясь государством, несущим основные финансовые обязательства и задающий вектор развития объединения в экономической, социальной, культурной сферах.
Annotation
The purpose of this work is to analyze the impact of the CSTO on ensuring international collective security and stability. To write this article, we used induction, system and comparative research methods.
As a result of the research, it was revealed that the relevance of the chosen topic is due to the importance of regional systems of collective security as one of the key actors of international law that act as instruments for maintaining stability in the
world, since the problem of maintaining the protection of peace remains fundamentally important regardless of time.
Over the 27 years of its existence, the collective security Treaty Organization has become a truly strong military-defense Alliance that has evolved from a collective security Treaty into a full-scale organization of cooperation in the political and military spheres. One of the key positions in the region is occupied by Russia, as a state that bears the main financial obligations and sets the vector for the development of the Association in the economic, social and cultural spheres. Ключевые слова: ОДКБ, СНГ, безопасность, содружество. Keywords: CSTO, CIS, security, Commonwealth.
Несмотря на события 8 декабря 1991 года, отношения между странами постсоветского пространства стали переходить в фазу единения. Этому послужило не только историческое прошлое государств, но и экономический, культурный, а также народный фактор.
Возникновение Содружества независимых государств, а позднее Организации договора о коллективной безопасности, выступило гарантом дальнейшего укрепления дружбы и добрососедства, а также межнационального взаимопонимания и сотрудничества между странами.
За 27 существования ОДКБ удалось достигнуть существенных результатов в политической, военной сферах, смело отразить ряд международных угроз на постсоветском пространстве, укрепить свой авторитет на мировой арене, а также отношения с международными организациями и третьими странами. В соответствии со статьей 9 Устава Организации, 9 ноября 2003 года, было утверждено Положение о порядке функционирования механизма координации внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ [1]. На основе данного документа производится выработка общего механизма внешнеполитической деятельности стран-участниц. С 2011 года в Организации договора о коллективной безопасности активно применяется механизм Коллективных указаний представителям стран-участниц ОДКБ при международных организациях, тем самым, создавая общность подходов к международным вызовам современности.
Важно отметить, что в настоящий момент Организация тесно сотрудничает с иными акторами международного права, например, с ООН, ШОС, Таможенным союзом и ЕврАзЭС.
Также одним из направлений деятельности Организации договора о коллективной безопасности является кризисное реагирование. Именно поэтому в 2016 году в Армении Совет коллективной безопасности ОДКБ
принял решение о создании Центра кризисного реагирования, который, в случае возникновения экстренной международной ситуации, возлагает на себя организационно-техническую и информационно-аналитическую функции [2]. Главная цель военного партнерства заключается в обеспечении гаранта коллективной, а также национальной безопасности для каждого государства-участника. Согласно статьям 4 и 6 Договора о коллективной безопасности, залог ее исполнения обуславливается поддержанием оперативной готовности и достаточным обеспечением военного потенциала каждой страны-участницы.
Именно Коллективные авиационные, миротворческие силы, а также силы оперативного реагирования, объединенные военные силы и объекты военной инфраструктуры представляют собой основу военного потенциала ОДКБ. Кроме того, было принято решение о двустороннем сотрудничестве до 2020 года в Кавказском и Восточноевропейском регионах с целью развития российско-армянских и российско-белорусских вооруженных сил. В 2001 году - сформированы Коллективные силы быстрого реагирования, общая численность которых составляла 5000 человек. Уже в 2009 году созданы Коллективные силы оперативного реагирования, состоящие из сил специального назначения стран-участниц общей численностью 20000 человек и способные выполнить задачи универсального характера. В настоящий момент численность данных войск несколько сократилась и составляет 18000 человек.
С 1 января 2004 года на базе ОДКБ функционирует Объединенный штаб, направленный на решение практических задач по формированию, функционированию и применению, как Коллективных сил, так и проведению совместных мероприятий с генеральными штабами вооруженных сил государств-членов. В сфере ответственности Штаба находится подготовка кадров и специалистов для вооруженных сил стран-участниц, координация функционирования Центра кризисного реагирования ОДКБ. После принятия в 2015 году решения Советом коллективной безопасности ОДКБ "Об организации управления Войсками (Коллективными силами) ОДКБ" ежегодно формируется план проведения совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки [3]. Предпосылками к принятию данного решения послужили военные учения, проводимые на территории стран-участниц ОДКБ уже более 30 раз. Учения с уже известными названиями такие, как "Взаимодействие", "Гром", "Кобальт", "Нерушимое братство" и многие другие, организуется на абсолютно разном уровне. Для участия в данных мероприятиях в качестве наблюдателей приглашаются иные акторы
международного права.
В 2007 году страны-участницы подписали Соглашение о миротворческой деятельности, которое было ратифицировано в 2009 году в Секретариате Организации объединенных наций. Около 3000 представителей вооруженных сил и 600 органов внутренних дел стран-участниц вошли в Миротворческие силы ОДКБ, которые могут быть применены как в рамках данной Организации, так и за ее приделами на основании мандата Совета Безопасности ООН.
Важно отметить, что в 2012 году был подписан Меморандум о взаимодействии между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира, еще более закрепив позиции первой на международной арене и обозначив ее намерения по обеспечению международной коллективной безопасности не только в отдельно взятом регионе, но и во всем мире.
Организация договора о коллективной безопасности поддерживает отношения и с Международным Комитетом Красного креста в сфере оказания гуманитарной помощи.
В рамках ОДКБ большое внимание уделяется военно-техническому сотрудничеству в сфере льготного режима ответных военных поставок между государствами-участниками. Данное направление партнерства основывается на специальном Соглашении 2000 года, согласно которому страны предоставляют товары по ценам, установленным для собственных вооруженных сил, специальных служб и правоохранительных органов. Для успешного взаимодействия государств-членов в сфере военно-экономического сотрудничества свою работу ведет Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству. В рамках ее деятельности осуществляется кооперация оборонных предприятий членов ОДКБ и предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.
Бесспорно, важными вызовами современности являются борьба с международным терроризмом и экстремизмом, торговлей людьми, нелегальной эмиграцией, оборотом наркотиков и киберпреступностью. В 2014 году для действенного противодействия незаконному обороту наркотиков в рамках Организации договора о коллективной безопасности была учреждена Антинаркотическая стратегия государств-членов ОДКБ на 2015-2020 годы.
Широко известной региональной антинаркотической операцией постоянного действия является "Канал", образованная в 2003 году под эгидой
Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков. За время существования "Канала" было изъято около 355 тонн наркотиков, а также более 12000 единиц огнестрельного оружия.
С целью регулирования действий стран-участниц в рамках ОДКБ по экстренному реагированию в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в создан Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств-членов Организации договора о коллективной безопасности. В 2014 году Организация договора о коллективной безопасности выступила с проектом создания Гуманитарных центров в регионах коллективной безопасности, продолжила разрабатывать правовую базу для размещения государственных материальных резервов, а также завершила формирование единого информационно-программного пространства для обмена срочной информацией и согласования деятельности стран-участниц Организации договора о коллективной безопасности. Данные действия предпринимались для мобилизации сил быстрого реагирования с целью оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
К сожалению, несмотря на экстенсивные темпы развития общества и повышение уровня жизни во многих странах мира, одними из проблем современности остаются незаконная миграция и торговля людьми. По этой причине в 2008 году в рамках Организации договора о коллективной безопасности начал свою работу Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией. В этом же году для предотвращения возможным нарушениям законодательства о миграции в формате Организации стали проводиться оперативно-профилактические мероприятия в рамках операции "Нелегал". В результате ее деятельности были предотвращены сотни тысяч преступлений в данной сфере, задержано более 1600 человек, находящихся в розыске. В ходе операции, проводимой в 2016 году, было обнаружено свыше 1,5 млрд. долларов, полученных посредством финансовых операций. Еще одной заслугой "Налегала" является то, что за время ее существования были вскрыты сотни каналов торговли людьми.
В век современных технологий мир столкнулся с новой международной проблемой - проблемой обеспечения безопасности информационного пространства.
Согласно Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года, одной из ключевых сфер, относящихся к угрозам и вызовам современности, является информационное и коммуникационное
пространство, которое может носить разрушительный характер для общественно-политической, социально-экономической среды путем манипуляции общественным сознанием [4].
Еще в 2006 году Организация договора о коллективной безопасности приступила к разработке системы информационной безопасности. Более 10 нормативно-правовых актов в данной сфере было принято Советом коллективной безопасности, сформована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности, подписан Протокол о взаимодействии государств-членов Организации договора о коллективной безопасности по противодействию преступной деятельности в информационном пространстве.
С 2009 года на постоянной основе реализуется ряд практических мероприятий в рамках операции "ПРОКСИ", нацеленной на противодействие преступности в информационном пространстве. "ПРОКСИ" выявляет в национальных сегментах сети Интернет материалы, которые в той или иной мере угрожают национальной или коллективной безопасности стран-участниц ОДКБ, и устраняет их. За 9 лет существования данной Операции было выявлено около 80000 информационных источников сомнительного характера, более 33500 из них были заблокированы [5]. В результате проведенных проверок было возбуждено около 15000 уголовных дел.
В 2014 году Организацией договора о коллективной безопасности было принято Решение о создании Консультационного координационного центра по вопросам реагирования на компьютерные инциденты, в результате проводимых работ Центра были выявлены наиболее важные объекты национальной информационной структуры, которые требует коллективного изучения. Еще одним достижением в данном направлении ОДКБ было налаживание процесса обмена информационными источниками о преступлениях в сфере информационных технологий.
Важным результатом деятельности ОДКБ за 27 лет существования является обеспечение общности подготовки или переподготовки специалистов из стран-участниц Организации. Большому вниманию к данной работе ОДКБ уделяют в профильных высших учебных заведениях Армении, Беларуси, Казахстана и, конечно же, России, где обучаются более 1500 граждан государств-членов Организации [6]. За реализацию научно-исследовательской деятельности организации отвечают Научно-экспертный совет ОДКБ, а также Аналитическая ассоциация Организации, объединяющая более 30 высших учебных заведений из всех стран-участниц, а также более 30 информационно-аналитических структур. Тем самым, уделяя большое
внимание представителям молодежи государств-участников, их всестороннему развитию и привлечению к совместной деятельности. 16 ноября 2006 года Советом Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ было принято решение о создании Парламентской Ассамблеи ОДКБ. В декабре 2010 года было внесено изменение в Устав ОДКБ о создании нового органа межпарламентского сотрудничества, пленарные заседания которого проводятся не реже одного раза в год. Так, Пленарное заседание Парламенской Ассамблеи в 2019 году булет проходить в Армении. Важно отметить, что при Совете Организации осуществляют свою деятельность Координационное совещание председателей комиссий по обороне и безопасности парламентов государств-членов ОДКБ и Экспертно-консультативный Совет.
К рабочим органам парламентской структуры относятся три Постоянные комиссии: по вопросам обороны и безопасности, по политическим вопросам и международному сотрудничеству и по социально-экономическим и правовым вопросам. В обеспечении работы комиссий неотъемлемую помощь оказывает Информационно-аналитический правовой Центр.
Таким образом, за 27 лет существования Договора о коллективной безопасности на постсоветском пространстве произошли значительные изменения в сфере обеспечения коллективной безопасности в отдельно взятом регионе.
Почти за два десятилетия становления ОДКБ как отдельной независимой региональной организации ею были достигнуты значительные достижения в борьбе за мировое лидерство и жизненно важные ресурсы, несмотря на меняющуюся расстановку сил в Евразии, эскалацию вооруженных конфликтов, возникновение новых угроз современного мира, а именно международного терроризма и экстремизма, киберпреступности. По причине сложной военно-политической обстановки в мире и из-за непосредственной близости к зоне ответственности Организации договора о коллективной безопасности был сформирован интегрированный силовой потенциал, по первым требованиям готовый к быстрому реагированию в случае угрозы странам-участницам Организации.
Нельзя не отметить ведущую роль Российской Федерации на пространстве ОДКБ, прежде всего, ее личный вклад на развитие направлений деятельности Организации. Это обуславливается военно-политическим и военно-экономическим факторами, а также вовлеченностью в развитие регионального сотрудничества. Так, большая часть затрат на обеспечение деятельности ОДКБ приходится на Россию - 47, 2 % и по 8, 8 % - на каждую
другую страну-участницу Именно Российская Федерации задает вектор развития союза в сфере безопасности, вооружения, реализации социально-культурных программ.
Исходя из выше перечисленных результатов работы Организации, можно с полной уверенностью заявить, что ОДКБ является эффективной многопрофильной организацией, выступающей гарантом обеспечения национальной и коллективной безопасности на постсоветском пространстве, суверенитета и территориальной целостности государств-участников. Основная задача ее существования заключается в обеспечении целостности Евразийского региона с точки зрения безопасности, предотвращение его дезинтеграции путем вовлечения в разнонаправленные потоки международного развития на континенте.
Литература
1. Решение Совета министров иностранных дел ОДКБ «О Положении о порядке функционирования механизма координации внешнеполитической деятельности государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=11817 (дата обращения: 25.08.2019);
2. Страны ОДКБ приняли решение о создании центра кризисного реагирования [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/world/20161014/1479262717.html (дата обращения: 25.08.2019);
3. Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902160000 (дата обращения: 25.08.2019);
4. Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года развития [Электронный ресурс]. - URL: http://odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=8382 (дата обращения: 25.08.2019);
5. ОДКБ - 15 лет вместе во имя безопасного мира и стабильного развития [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/opinions/4276931 (дата обращения: 25.08.2019);
6. От Договора к Организации (1992-2017) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.odkb-csto.org/25years/ (дата обращения: 25.05.2018);
7. Договор о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.odkb-csto .org/documents/detail .php?ELEMENT_ID=126 (дата обращения: 25.08.2019);
8. Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 25.08.2019);
9. В поисках новой роли: международные организации безопасности в евроатлантическом и евразийском регионах / под ред. А.И. Никитина, А.А. Казанцева; ИМИ МГИМО (У) МИД России. - М.: МГИМО -Университет, 2011. - 184 С.;
10. Международное право: учебник вузов / под ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. - М.: 1998. - С. 175.
Literature
1. Decision of the CSTO Council of Foreign Ministers "On the Regulation on the
Procedure for the Functioning of the Coordination Mechanism of the Foreign Policy Activities of the Member States of the Collective Security Treaty Organization" [Electronic resource]. - URL:
http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=11817 (date of access: 08.25.2019);
2. The CSTO countries have decided to create a crisis response center [Electronic
resource]. - URL: https://ria.ru/world/20161014/1479262717.html (accessed date: 08.25.2019);
3. Agreement on peacekeeping activities of the Collective Security Treaty
Organization [Electronic resource]. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/902160000 (date of access: 08.25.2019);
4. The Collective Security Strategy of the Collective Security Treaty Organization
for the period up to 2025 [Electronic resource]. - URL: http://odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=8382 (accessed: 08.25.2019);
5. CSTO - 15 years together in the name of a safe world and sustainable development
[Electronic resource]. - URL: http://tass.ru/opinions/4276931 (accessed date: 08/25/2019);
6. From the Treaty to the Organization (1992-2017) [Electronic resource]. - URL:
http://www.odkb-csto.org/25years/ (accessed date: 05/25/2018);
7. Collective Security Treaty [Electronic resource]. - URL: http://www.odkb-
csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126 (accessed: 08/25/2019);
8. The concept of foreign policy of the Russian Federation [Electronic resource]. -
URL: http: //www.mid .ru/foreign_pol icy/news/-
/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (accessed date: 08.25.2019);
9. In search of a new role: international security organizations in the Euro-Atlantic
and Eurasian regions / ed. A.I. Nikitina, A.A. Kazantseva; THEM MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. - M .: MGIMO - University, 2011. - 184 p .;
10. International law: textbook of universities / ed. G.V. Ignatenko, O.I. Tiunov. -
M .: 1998. - S. 175.