ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ И ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - РОССИИ ВО ВТОРОМ КВАРТАЛЕ 1992 ГОДА
М.В. Бражник,
докторант кафедры менеджмента и маркетинга Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г Екатеринбург), кандидат экономических наук [email protected]
В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы формирования системы и построения структуры органов государственного управления сферами агропромышленного комплекса в Российской Федерации — России во втором квартале 1992 года.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, органы государственного управления агропромышленным комплексом, Россельхозбанк, земельная реформа
УДК 338.24:338.436.33 ББК 65.32-2я 73
Предлагаемая статья посвящена вопросам формирования системы и построения структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации — России во втором квартале 1992 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 1992 г. № 212 «Вопросы Российского республиканского сельскохозяйственного банка» [1, с. 5] в целях совершенствования кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств было принято предложение Российского республиканского сельскохозяйственного банка о выполнении им на всей территории Российской Федерации функций агента Правительства Российской Федерации по финансированию и кредитованию республиканских и региональных программ развития сельского хозяйства, промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья и других мероприятий, направленных на улучшение продовольственного обеспечения населения.
Данным постановлением предписывалось направить в уставный фонд Российского республиканского сельскохозяйственного банка в качестве доли Правительства Российской Федерации находящиеся на балансе банка государственные средства бывшего Агропромбанка СССР в сумме 2176 млн. рублей. Кроме того, данным постановлением было установлено, что Государственный комитет Российской Федерации по правлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1992 г. № 268 «О Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации» [4; 3] в целях более эффективной организации и осуществления Государственной службы по карантину растений на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации была возложена ответственность за организацию Государственной службы по карантину растений в Российской Федерации от проникновения из зарубежных стран карантинных и других опасных вредителей и болезней растений и карантинных сорняков.
Данным постановлением было утверждено (с последующими изменениями и дополнениями [3]) Положение о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации.
Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству торговли и материальных ресурсов Российской Федерации, Министерству связи Российской Федерации, министерству внутренних дел российской Федерации, Центросоюзу российской Федерации, другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной власти автономных образований, краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручалось разработать и осуществить комплекс государственных мероприятий по уси-
лению охраны территории Российской Федерации от заноса и распространения из зарубежных государств карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и сорняков, а также обеспечить своевременное выявление и локализацию их очагов.
Кроме того, данным постановлением Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Государственному таможенному комитету Российской Федерации предписывалось оказывать в пределах своих полномочий содействие Государственной службе по карантину растений.
Утвержденным Положением было определено, что Государственная служба по карантину растений в Российской Федерации (Государственная служба по карантину растений) осуществляет охрану территории России от проникновения из зарубежных стран карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и семян сорняков, которые могут нанести значительный ущерб народному хозяйству.
В соответствии с Положением в состав Государственной службы по карантину растений вошли:
• Государственная инспекция по карантину растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
• пограничные государственные и государственные инспекции по карантину растений с карантинными лабораториями и фумигационными отрядами в республиках в составе Российской Федерации, краях и областях, автономных образованиях;
• государственные городские и межрайонные инспекции по карантину растений;
• районные и межрайонные пункты по карантину растений;
• пограничные пункты по карантину растений в морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях, в аэропортах, на почтамтах и шоссейных дорогах;
• Всероссийский научно-исследовательский институт карантина растений (ВНИИКР) с его периферийной сетью.
Положением было предусмотрено, что Государственные инспекции и другие подразделения по карантину растений образуют единую централизованную Государственную службу по карантину растений.
Государственная служба по карантину растений в своей деятельности была призвана руководствоваться законами Российской Федерации, иными решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и инструкциями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и утвержденным Положением.
Основными задачами Государственной службы по карантину растений явились:
• проведение карантинного досмотра и лабораторная экспертиза продукции растительного происхождения и других материалов, завозимых в республику из зарубежных стран, в том числе растительных вложений, поступающих в багаже, почтовых отправлениях и в ручной клади пассажиров, а также транспортных средств, прибывающих в республику из других государств;
• организация оздоровления и карантинного обеззараживания продукции растительного происхождения и других материалов, а также транспортных средств, прибывающих из других государств и из зон, объявленных под карантином;
• проведение карантинного досмотра продукции растительного происхождения и других материалов, отгружаемых на экспорт;
• проведение контрольных обследований сельскохозяйственных и других угодий, мест хранения и переработки продукции растительного происхождения с целью своевременного выявления карантинных вредителей, болезней растений и сорняков;
• установление карантинного районирования и микрорайонирования территории Российской Федерации;
• участие совместно с научно-исследовательскими учреждениями в разработке и организации эффективных мероприятий по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками;
• широкое внедрение достижений науки и передового опыта, а также ознакомление населения с мероприятиями по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками;
• осуществление государственного контроля за выполнением карантинных мероприятий министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями, объединениями, организациями и гражданами;
• контроль за деятельностью карантинных питомников, сортоучастков и оранжерей, осуществляющих проверку карантинного состояния семян и растений, завозимых из других государств, а также из зон, объявленных под карантином на территории республики;
• надзор за посевами и насаждениями в питомниках, научно-исследовательских учреждениях, семеноводческих и цветочно-декоративных хозяйствах в целях обеспечения выпуска семенного и посадочного материала, свободного от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков;
• контроль за проведением мероприятий, вытекающих из международных конвенций и соглашений в области карантина растений, заключенных с другими государствами;
• разработка проектов положений, правил и инструкций, регламентирующих деятельность в области внешнего и внутреннего карантина растений;
• изучение видового состава и биоэкологии отсутствующих и ограниченно распространенных на территории республики вредителей, болезней растений, сорняков и на этой основе разработка проекта перечня вредителей растений, болезней растений и сорняков, по отношению к которым устанавливаются и осуществляются государственные мероприятий по карантину растений;
• разработка условий ввоза из других государств растительной продукции и других подкарантинных материалов, условий перевозки такой продукции внутри страны из зон, объявленных под карантином, а также условий ее использования;
• разработка методов карантинного досмотра, лабораторной экспертизы, диагностики скрытой зараженности и обеззараживания продукции растительного происхождения и других материалов.
Положением были также определены права Государственных инспекторов Государственной службы по карантину растений, специфика функционирования Государственных инспекций по карантину растений и других органов Государственной службы по карантину растений, их статус, а также порядок финансирования и обеспечения материально-техническими ресурсами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1992 г. № 282 «О мерах по упорядочению производства винно-водочных изделий и пива и торговли этой продукцией» [6; 9; 11] в целях упорядочения производства винно-водочных изделий и пива и торговли этой продукцией было, в частности,
принято предложение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о преобразовании Государственной инспекции по качеству алкогольных напитков при Комитете пищевой и перерабатывающей промышленности в Государственную инспекцию по контролю за производством и качеством спиртов и алкогольных напитков этого Комитета.
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 432 «О Российской акционерной агростроительно-промыш-ленной корпорации «Росагропромстрой»« [13] в целях стабилизации и дальнейшего развития производственного потенциала сельских строительных организаций и более полного удовлетворения спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей в капитальном строительстве, строительных материалах и услугах было принято решение согласиться с предложением Совета Российского кооперативно-государственного объединения по строительству «Росагропромстрой» о создании Российской акционерной агростроительно-промышленной корпорации «Росагропромстрой» на базе федерального имущества, долевых взносов участников кооперации и кооперативных средств трудовых коллективов объединения «Росагропромстрой». С целью сохранения технологического единства строительного комплекса предписывалось не допускать выведения из состава сельских строительных организаций отдельных производств и объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования.
Данным Указом было определено, что вкладом государства в создаваемую акционерную корпорацию является государственное имущество, находящееся на балансе объединения «Ро-сагропромстрой» и организаций, предприятий и объединений, не входящих в его состав. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом было поручено выступить одним из учредителей и держателем принадлежащих государству акций корпорации «Росагропромстрй», а также предоставить приоритетное право крестьянским (фермерским) хозяйствам, участникам кооперации и другим сельскохозяйственным товаропроизводителям на участие в приватизации сельских строительных предприятий и организаций.
Также данным Указом ряду соответствующих профильных министерств Российской Федерации поручалось предусматривать выделение для корпорации «Росагропромстрой» необходимых материально-технических ресурсов, финансовых и валютных средств, квот и лицензий в соответствии с государственными нуждами и принятыми корпорацией обязательствами по выполнению работ и услуг для крестьянских (фермерских) хозяйств, участников кооперации и других сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Кроме того, данным Указом соответствующим министерствам Российской Федерации и корпорации «Росагропромсторй» было поручено в месячный срок разработать и представить на утверждение Правительству Российской Федерации проект программы государственной поддержки строительных организаций корпорации «Росагропромстрой».
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 1992 г. № 511 «Об упорядочении системы государственного управления» [18] (утратил силу [10; 8]. — М.Б.) в связи с разработкой проекта закона о Правительстве Российской Федерации и в целях упорядочения системы государственного управления, упрощения структуры и сокращения аппарата органов исполнительной власти Российской Федерации было установлено, что к центральным органам исполнительной власти, подчиненным Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, относятся:
• министерства;
• государственные комитеты;
• федеральные службы и агентства;
• комитеты (при Президенте, Правительстве, министерствах).
Данным Указом Правительству Российской Федерации было поручено в месячный срок представить предложения по структуре федеральной исполнительной власти, предусмотрев в ней разграничение компетенции и устранение дублирования функций между министерствами, ведомствами, органами при Правительстве Российской Федерации и органами управления, находящимися в непосредственном ведении Президента Российской Федерации; а так же разработать общее Положение о министерствах и ведомствах Российской Федерации, предус-
матривающее в них следующие структуры управления: главные управления, управления, отделы и другие подразделения.
Кроме того, Правительству Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации поручалось в месячный срок представить предложения по упорядочению состава консультативных, коллегиальных, координационных органов управления (комиссий, советов и других), создаваемых при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, министерствах Российской Федерации и других органах государственного управления, и определению их организационно-правового статуса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1992 г. № 346 «Об утверждении Положения о Комитете по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации» [20] было утверждено Положение о Комитете по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, а также был признан утратившим силу пункт 1 Постановления (постановления. — М.Б.) Совета Министров РСФСР от 11 июня 1991 г. № 320 («Об утверждении Положения о Государственном комитете РСФСР по земельной реформе и его органах на местах». — М.Б.) [19].
Утвержденным Положением было определено, что Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации (Роскомзем) является органом государственного управления по использованию земельных ресурсов, осуществлению земельной политики и земельной реформы в Российской Федерации и в своей деятельности подчиняется Правительству Российской Федерации.
Роскомзем осуществляет свои функции во взаимодействии с органами власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, районов и городов.
Основными задачами Роскомзема явились:
• разработка мер по экономическому стимулированию и развитию новых форм хозяйствования на земле;
• создание социально-экономических и организационно-хозяйственных условий для рационального использования земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды;
• государственный контроль за использованием и охраной земель, ведение мониторинга земель, землеустройства и государственного земельного кадастра;
• участие в подготовке проектов законодательных и других нормативных актов по вопросам земельной реформы, использования земельных ресурсов, развития механизма рыночного регулирования земельных отношений;
• организация выполнения научно-исследовательских работ по проблемам развития земельных отношений, землеустройства, мониторинга земель и государственного земельного кадастра;
• разработка федеральной, региональных и межрегиональных программ проведения земельной реформы, использования и охраны земель и обеспечение их реализации;
• подготовка предложений по порядку определения ставок земельного налога и нормативной цены земли;
• выдача лицензий на проектно-изыскательские работы по землеустройству.
Роскомзем в своей деятельности был призван руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, другими актами, принятыми Съездом народных депутатов Российской Федерации, Верховным Советом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также утвержденным Положением.
Положением было предусмотрено, что систему Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации образуют Роскомзем, комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам в краях, областях, автономной области и автономных округах, а также в районах и городах указанных административно-территориальных и национально-территориальных образований и подведомственные Роскомзему предприятия и организации
Кроме того, Положением были определены: функции и направления деятельности Роскомзема; его права; специфи-
ка функционирования Роскомзема; особенности управления Роскомземом, порядок назначения Председателя Роскомзе-ма и его заместителей, компетенция Председателя Роскомзе-ма; предназначение, порядок образования, специфика работы коллегии Роскомзема и порядок проведения в жизнь решений, принимаемых коллегией; предназначение научно-технического совета Роскомзема, порядок утверждения его состава и Положения о нем; юридический статус Комитета; а также направления и порядок взаимодействия Роскомзема с Советами народных депутатов и администрациями краев, областей, автономной области и автономных округов, а также районов и городов указанных административно-территориальных и национально-территориальных образований и с рядом министерств Российской Федерации.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 9 июня 1992 г. № 327 «О Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации» [5] во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1992 г. № 268 «О Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации» [4; 3] на Государственную службу по карантину растений в Российской Федерации (Росгоскарантин) была возложена ответственность за состояние и дальнейшее улучшение работы по организации и проведению системы государственных мероприятий по внешнему и внутреннему карантину растений в Российской Федерации.
Главным управлениям, управлениям, Государственной инспекции по карантину растений, министерствам сельского хозяйства республик в составе Российской Федерации, управлениям (департаментам) сельского хозяйства краев, областей и автономных образований, комитетам продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга было поручено:
• разработать и осуществить комплекс государственных мероприятий по усилению охраны территории Российской Федерации от заноса и распространения из зарубежных государств карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и сорняков, а также своевременному выявлению, локализации и ликвидации карантинных вредителей, болезней растений и сорняков;
• обеспечить строгое соблюдение карантинных правил совхозами, колхозами, фермерскими и другими хозяйствами, предприятиями и организациями, занимающимися производством, заготовкой, хранением, переработкой и реализацией продукции длительного происхождения.
Главхимзащите предписывалось осуществлять мероприятия по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками за счет средств, выделяемых на проведение оперативных мероприятий по защите растений.
Главземледелию, Главвнешсвязям, Госкомиссии по сортоиспытанию было предписано обеспечить строгое соблюдение карантинных требований при завозе импортной подкарантин-ной продукции.
Главнауке предписывалось совместно с Российской академией сельскохозяйственных наук и Комитетом по лесу Минэко-логии подготовить предложение о включении в планы научных исследований важнейших проблем по карантину растений.
Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 1992 г. № 718 «Об организационных мерах по проведению земельной и агропромышленной реформы в Российской Федерации» [17; 16] (утратил силу [2; 14]. — М.Б.) в целях ускорения проведения земельной и агропромышленной реформы в Российской Федерации, предусматривающей увеличение производства продовольствия и рост эффективности агропромышленного комплекса, а также во исполнение постановления шестого Съезда народных депутатов Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. № 2690-1 «О ходе экономической реформы в Российской Федерации» [15] и Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. № 193 «О поручениях и полномочиях Вице-президента Российской Федерации» [7] (отменен [2]. — М.Б.) был создан Федеральный центр земельной и агропромышленной реформы России (Центр). Данным Указом было установлено, что Центр является государственным органом, подчиненным Вице-президенту Российской Федерации; определены основные задачи Центра и утверждено Положение об указанном Центре.
Указом также было принято решение согласиться с предложением Вице-президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации о необходимости образования Международного финансового фонда земельной и агропромышленной реформы России (Фонда), основной целью деятельности которого явилось привлечение и использование финансовых ресурсов, в том числе иностранных инвестиций и кредитов, для реализации целевых программ и проектов и для поддержки предпринимательства и развития конкуренции в сфере сельского, лесного и водного хозяйства.
Правительству Российской Федерации поручалось определить формы финансовой поддержки проектов, реализуемых Фондом, путем формирования через Центр части уставного капитала Фонда, предоставления совместно с Центральным банком Российской Федерации льготных кредитных ресурсов, привлечения иностранных инвестиций и кредитов, в том числе в необходимых случаях под государственные гарантии. По формировании Фонда было поручено предусмотреть льготные условия осуществления им внешнеэкономической деятельности с направлением полученных валютных средств на реализацию целевых программ и проектов, утверждаемых Центром, в том числе предусмотрев освобождение от уплаты импортных пошлин на ввоз товаров, необходимых для реализации указанных программ и проектов, определяемых Центром и реализуемых Фондом.
Кроме того, данным Указом предписывалось одобрить инициативу корпораций, объединений и предприятий по созданию ассоциаций российских производителей машин, оборудования, строительной и иной продукции, товаров и услуг в сфере агропромышленного комплекса.
Согласно утвержденному Положению главной целью Центра явилось «содействие развитию высокоэффективного агропромышленного производства, обеспечивающего население
России продовольствием и функционирующего в рыночных условиях».
Положением также было предусмотрено, что в целях выработки научно обоснованной политики проведения земельной и агропромышленной реформы, определения приоритетности комплексных программ создается Совет земельной и агропромышленной реформы России, являющийся общественным коллегиальным органом, состоящим из ученых и специалистов агропромышленного комплекса.
В целях привлечения финансовых ресурсов и осуществления оптимальной стратегии инвестирования и кредитования было предусмотрено создание Международного финансового фонда земельной и агропромышленной реформы, действующего на основании устава Фонда, утверждаемого его учредителями, и взаимодействующего с Центром, являющимся одним из учредителей Фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1992 г. № 445 «О размере компенсации Россельхоз-банку и другим коммерческим банкам разницы в процентных ставках по льготным кредитам» [12] в частичное изменение постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1992 г. № 277 «Об изменении размера компенсации Россель-хозбанку и другим коммерческим банкам разницы в процентах по льготным кредитам» начиная с 23 мая 1992 г. было установлено возмещение из республиканского бюджета Российской Федерации Россельхозбанку и другим коммерческим банкам разницы в процентных ставках по льготным кредитам для колхозов, совхозов, перерабатывающих, ремонтно-технических, снабженческих и других сельскохозяйственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса в размере разницы между устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации учетной ставкой и 25 процентами.
Литература
1. Вопросы Российского республиканского сельскохозяйственного банка. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 1992 г. № 212 // АПК: экономика и управление. — 1992. — №8. — С.5.
2. Вопросы управления агропромышленным комплексом Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 475 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993. — № 17. — ст. 1450.
3. О внесении изменений и дополнений в Положение о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. № 1143 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 40. — ст. 4970.
4. О Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1992 г. № 268 // КонсультантПлюс: ВерсияПроф // http://www.msx.udmnet.rU/dbaris/karantin/document/1.html [06.02.02] / http://www.msx.udmnet.rU/dbaris/karantin/document/3.html [06.02.02] // http://www.mcxpx.rU/base_gvc/karantin/document/1. html [13.05.2008] / http://www.mcxpx.ru/base_gvc/karantin/document/3.html [13.05.2008].
5. О Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 9 июня 1992 г. № 327 // http://www.agrolink.ru/base_gvc/karantin/document/2.html [06.02.02] // http://www. mcxpx.ru/base_gvc/karantin/document/2.html [13.05.2008].
6. О мерах по упорядочению производства винно-водочных изделий и пива и торговли этой продукцией. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 1992 г. № 282 // КонсультантПлюс: ВерсияПроф.
7. О поручениях и полномочиях Вице-президента Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. № 193 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 10. — ст. 509.
8. О признании утратившими силу актов Президента Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. № 456 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 16. — ст. 1967.
9. О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам ценообразования. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 600 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 27. — ст. 2574.
10. О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации и внесении изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1177. Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г. № 710 // Собрание законодательства Российской Федерации.
— 1997. — № 28. — ст. 3422.
11. О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 433 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 16. — ст. 1902.
12. О размере компенсации Россельхозбанку и другим коммерческим банкам разницы в процентных ставках по льготным кредитам. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1992 г. № 445 // АПК: экономика и управление. — 1992.
— № 10. — С. 9.
13. О Российской акционерной агростроительно-промышленной корпорации «Росагропромстрой». Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 432 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 19. — ст. 1045.
14. О Федеральном центре земельной и агропромышленной реформы России. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 846 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993. — № 23. — ст. 2107.
15. О ходе экономической реформы в Российской Федерации. Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. № 2690—I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 17. — ст. 899.
16. Об обеспечении деятельности Федерального центра земельной и агропромышленной реформы России. Распоряжение Президента Российской Федерации от 27 июня 1992 г. № 334-рп // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 28. — ст. 1645.
17. Об организационных мерах по проведению земельной и агропромышленной реформы в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 1992 г. № 718 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 28. — ст. 1644.
18. Об упорядочении системы государственного управления. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 1992 г. № 511 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 21. — ст. 1160.
19. Об утверждении Положения о Государственном комитете РСФСР по земельной реформе и его органах на местах. Постановление Совета Министров РСФСР от 11 июня 1991 г. № 320 // http://www.vcom.ш/cgi-bin/db/zakdoc?_reg_number=%D09100317 [18.04.2008] // http://www.vcom.ш/cgi-bin/zakdoc?_reg_number=%D09100317 [18.04.2008] // http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_38871.html [28.04.2008] // http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_38871.html [28.04.2008].
20. Об утверждении Положения о Комитете по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1992 г. № 346 // КонсультантПлюс: ВерсияПроф.