В заключение отметим: сельское хозяйство - это не только бизнес, не только продовольствие и сырье - это образ жизни, способ поддерживать в порядке территории, контроль над ними. Это сохранение опорных поселений. Сельское хозяйство - это часть российской культуры. В Сибири никогда не будет такого мелкодисперсного расселения, как в Европе или Америке, у нас - деревни. Если мы сохраним деревню - сохраним сельское хозяйство.
SUMMARY
B.S. Koshelev
Agrarian reforms of the XX century and current trends in development of ways in agriculture
of the Omsk region
The article displays the results of agrarian reforms of the 20 th century. Main tendencies of the postreform development of the agriculture in Omsk region are examined.
Keywords: agrarian reforms, agriculture, agrarian sector.
УДК 378.1
А.И. Барановский, О.Ю. Мельникова, А.Н. Королёв
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА
В настоящее время весьма актуализируется задача формирования экологического сознания, основательных эколого-мировоззренческих убеждений современников. Примером формирования системы экологического образования и воспитания в непрофильном вузе может служить созданный в Омском экономическом институте научно-исследовательский центр (НИЦ) экологии и технологии продуктов питания с разработкой наиболее целесообразных приемов формирования экоцентрического мировоззрения и естественно-научного образования студентов, позволяющих эффективно решать комплексную проблему воспитания субъективного отношения к природе.
Ключевые слова: система экологического образования, экоцентрическое мировоззрение, экологическая культура.
Введение
Модель образовательной системы XXI в. должна ориентироваться на модель устойчивого развития всего сообщества. С 2005 г. ООН объявила Всемирное десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Россия подписала европейскую стратегию (ЕЭК ООН) образования в этой области. Документ ориентирует подписавшие ее государства до 2015 г. провести реформирование задач образования: «перейти от передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к формированию у молодежи готовности жить в малопредсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социоприродных условиях». В описании принципов ОУР в пункте 20 сказано: «Высшее образование должно вносить существенный вклад в ОУР в процессе формирования соответствующего багажа знаний и компетентности» [1].
Проблема формирования научного мировоззрения студентов - предмет исследования специалистов многих областей знаний. Правильно организованный процесс усвоения знаний, представляющий целостную структуру, где освоение образовательной программы выстраивается на основе усвоения основных мировоззренческих идей, систематизированных по
© Барановский А.И., Мельникова О.Ю., Королёв А.Н., 2014
линии межпредметных и внутрипредметных связей образовательных предметов, способствующих формированию целостного научного мировоззрения, позволяет специалисту-профессионалу быстро адаптироваться к меняющимся условиям развития общества, проявлять гибкость мышления, нестандартный подход к различным ситуациям, создает благоприятные условия для его творческого развития.
Одна из задач вуза - развитие навыков экологически целесообразного поведения студентов посредством научных исследований и творческой деятельности обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе. Это позволяет определить развитие научно-исследовательской компетенции студентов, как приоритетную цель реализации данного компонента педагогической системы [2].
Экологическая проблематика оказывает ощутимое влияние на все сферы человеческой деятельности: производство и идеологию, воспитание и здравоохранение, экономику и энергетику, быт и международные отношения, на формирование обыденного и теоретического сознания, основных мировоззренческих ориентаций человека и, естественно, на развитие научного познания, во многом определяя стиль мышления. Беспрецедентную значимость приобретают вопросы экологического образования и воспитания.
Примером формирования системы экологического образования и воспитания в непрофильном вузе может служить созданный в Омском экономическом институте научно-исследовательский центр (НИЦ) экологии и технологии продуктов питания [3].
Результаты и их обсуждение
Деятельность НИЦ предполагает разработку наиболее целесообразных приемов работы по формированию экоцентрического мировоззрения и естественно-научному образованию студентов, позволяющих эффективно решать комплексную проблему воспитания субъективного отношения к природе; ответственной гражданской позиции, опирающейся на понимание характера взаимодействия человека с окружающей средой; сформировать научно обоснованные представления о целостной природной среде, закономерностях ее развития и функционирования, раскрыть современную научную систему взглядов на проблему единства живого вещества биосферы.
НИЦ строит работу по нескольким стратегическим направлениям:
1. Образовательное: формирование научно обоснованного представления о целостной природной среде, закономерностях ее развития и функционирования, механизмах глобального биогеохимического круговорота, о необходимости охраны окружающей среды как основного условия сохранения здоровья нации и будущих поколений.
2. Технологическое: реализация научно-исследовательской деятельности по разработке новых технологий кулинарной обработки продукции, исследованию технологических процессов, протекающих в различных технологических режимах и ведущих к снижению экологической опасности продуктов питания.
3. Экономическое и правовое: реализация научно-исследовательской деятельности по экономико-правовой оценке экологических рисков промышленности и транспорта в масштабах города.
Для реализации задач в составе НИЦ:
1. Научно-исследовательская экспериментальная лаборатория технологии и качества продуктов питания.
2. Научно-исследовательская эколого-биологическая лаборатория.
3. Учебно-производственный комбинат.
4. Экспериментально-исследовательская база с опытно-экспериментальными оранжереей, теплицей, лесным биотопом, садово-огородным участком, эколого-биологической станцией.
Обеспечивает работу НИЦ профессорско-преподавательский состав кафедр института по утвержденным научно-исследовательским темам. Кроме того, создаются временные научные коллективы, нацеленные на выполнение мини-научных проектов.
Центр привлекает студентов, кому небезразлично состояние среды обитания, кто чувствует ответственность за свое здоровье и будущих поколений, для активного участия в проводимых исследованиях. НИЦ экологии и технологии продуктов питания имеет широкий спектр возможностей для формирования экологической культуры студентов Омского экономического института [4].
НИЦ экологии и технологии продуктов питания является центром координации и выработки единого подхода при формировании экологической культуры будущих специалистов; вовлечены в работу и другие подразделения института. В представленной таблице мы показали основные задачи подразделений института, участвующих в формировании системы экологического образования и воспитания. Эколого-биологическая лаборатория как координационно-методическое образование отслеживает формирование системы непрерывного экологического образования и воспитания в непрофильном вузе.
Характеристика отдельных компонентов системы экологического образования
и воспитания в институте
Название компонента структурно-функциональной модели Цель деятельности подразделения Основные задачи подразделения Прогнозируемый педагогический результат работы подразделения
Научно-исследовательская лаборатория менеджмента, маркетинга и предпринимательства Мониторинг этапов формирования системы экологического образования и воспитания в рамках диагностической коррекции и анализа результатов работы Проведение психолого-педагогической диагностики Психолого-педагогическое обоснование и анализ результатов ЭО, выявление причин негативных моментов в ЭО и определение путей их устранения
Кафедры технологического факультета Развитие экологических компетенций в рамках циклов общематематических и естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин Создание программ экологического образования Отработка форм, методов и педагогических технологий образовательного процесса Система экологического образования, обеспечивающая решение информационной задачи ЭО
Институтские кафедры Использование гуманитарных, экономических, технических элементов ЭО в рамках преподавания специальных дисциплин Отработка форм, методов и педагогических технологий образовательного процесса в целях интеграции ЭО Система экологического образования, обеспечивающая решение информационной задачи ЭО
Научно-исследовательский центр экологии и технологии продуктов питания Развитие мотивационной и когнитивной сферы личности студентов с целью формирования целостной естественнонаучной картины мира Проведение научных программ экологической направленности Проведение мероприятий, направленных на формирование экологической культуры студентов Разработка и проведение общественных акций, праздников для популяризации экологических знаний Система экологического образования, обеспечивающая решение воспитательной и мировоззренческой задач ЭО Методическое и научное обоснование апробированных форм, методов и педагогических технологий, адекватных целям ЭО
Особую роль в формировании экологической культуры и мировоззрения как ее части имеет экологическое воспитание, значимое для нравственных качеств личности. Механизм экологической подготовки студентов непрофильного вуза предполагает учебную и внеаудиторную работу в разнообразных видах деятельности (рисунок).
УЧЕБНАЯ
1. На занятиях по дисциплинам, способствующим формированию научной картины мира (концепции современного естествознания, теория естественно-научного мировоззрения)
2. На занятиях по дисциплинам экологической направленности (экологическая безопасность, природопользование и т.д.)
3. На занятиях по дисциплинам гуманитарного, профессионального циклов (в рамках отдельных тем)
Виды деятельности в рамках экологической подготовки студентов
ВНЕАУДИТОРНАЯ
1. Участие в социально значимых экологических сообществах (экологический отряд)
2. Научно-исследовательская работа студентов (конкурсы НИРС)
3. Участие в конференциях с экологической тематикой (международные, всероссийские, региональные)
4. Участие в подготовке и проведении экологических мероприятий (праздники, акции)
Взаимодействие с внешней средой
• заключение договоров о сотрудничестве с экологическими и образовательными учреждениями
• привлечение специалистов-практиков в области экологии для проведения открытых лекций, круглых столов и т.д.
• экскурсии на предприятия с целью ознакомления с природоохранными направлениями деятельности
• организация и проведение мероприятий с привлечением жителей города, школьников с целью популяризации экологических знаний
"Л
Педагогические подходы и методы
(су бъект-субъектный подход; холистический подход; интерактивные методы: дискуссия, ролевые и имитационные игры, кейсовый метод, использование информационных
технологий; проектные технологии) (вовлеченность студентов в решение социальных задач)
У
Механизм экологической подготовки студентов непрофильного вуза
Уже начиная с первого курса следует включать в содержание учебных дисциплин изучение основ научных исследований, знакомить с приемами работы с научной литературой, формировать навыки информационно-библиографических работ. Студенты осваивают технологию эксперимента, составляют аннотации, пишут статьи, получают опыт публичных выступлений с докладами по научным проблемам, участвуют в кафедральных темах, гранто-вых проектах. В качестве внеаудиторных форм организации научно-исследовательской дея-
тельности студентов могут организовываться недели науки, открытые конкурсы научных студенческих работ, научные конференции, методологические семинары и т.п.
Все это формирует оптимальную среду для достижения поставленной цели на основе сотрудничества, взаимоуважения и поддержки, что способствует выработке у студентов собственной точки зрения, активной личной позиции, удовлетворению творческих потребностей и в целом самореализации.
Особенно актуальным представляется организация экологической подготовки в системе высшего образования непрофильных направлений подготовки (экономических, управленческих), которые в своей профессиональной деятельности будут принимать решения, оказывающие непосредственное воздействие на биосферу планеты. Их профессионализм и компетентность определяют возможность преодоления экологического кризиса и выстраивание взаимодействия природы и общества с позиций устойчивого развития.
Список литературы
1. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития : офиц. текст / Совещание высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования. - Вильнюс, 2005. - 12 с.
2. Крампит, А.Г. Методология научных исследований : учеб. пособие / А.Г. Крампит, Н.Ю. Крампит. -Томск : Изд-во Том. политехи. ун-та, 2008. - 164 с.
3. Барановский, А.И. Экологическое образование в системе подготовки специалистов в Омском экономическом институте / А.И. Барановский, О.Ю. Мельникова, А.Н. Королёв // Материалы заоч. Всерос. конф. «Теория и практика эколого-просветительской деятельности в природоохранных и образовательных учреждения Российской Федерации» (08.12.2009 г.). - Тамбов : ГУ им. Г.Р. Державина, 2009.
4. Реализация принципов устойчивого развития через создание исследовательских центров в вузе : монография / О.Ю. Мельникова [и др.]. - Омск : Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2012. - 124 с.
SUMMARY A.I. Baranovsky, O. Yu. Melnikova, A.N. Korolev
Formation of environmental education in the educational process liberal arts college
Currently, the task of forming a very updated environmental awareness, thorough ecological and philosophical convictions of each of our contemporaries. Example of the formation of the system of environmental education in high school can serve as non-core created in Omsk Institute of Economics Research Centre Ecology and Food Technology, whose work aims to develop the most appropriate methods of formation ecocentric worldview and science education students to effectively solve complex problem of education subjective attitude towards nature.
Keywords: environmental education, ecocentric worldview, ecological culture.