Научная статья на тему 'Формирование системного психолого-педагогического личностного знания как составляющей профессионального сознания специалиста'

Формирование системного психолого-педагогического личностного знания как составляющей профессионального сознания специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PSYCHO-PEDAGOGICAL PERSONAL KNOWLEDGE / SEMANTIC DIFFERENTIAL / PSYCHOPEDAGOGICAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Старшинова Т. А.

Психолого-педагогическое личностное знание является основой блока психолого-педагогических компетенций специалиста и в то же время составляющей его профессионального сознания. Содержание и структура психолого-педагогической составляющей профессионального сознания специалиста могут быть выявлены с помощью психосемантических методов. Один из них семантический дифференциал. Формирование системного психолого-педагогического знания возможно в процессе непрерывного психолого-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-pedagogical personal knowledge is the foundation block of psycho-pedagogical competencies specialist and at the same time part of his professional conscience. Content and structure of psycho-educational component of professional consciousness of a specialist may be identified through psychosemantic methods. One of them is a semantic differential. Formation of the system of psychological and pedagogical knowledge may be in a constant state of psychological and pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Формирование системного психолого-педагогического личностного знания как составляющей профессионального сознания специалиста»

Т. А. Старшинова

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЛИЧНОСТНОГО ЗНАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СОЗНАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Ключевые слова: психолого-педагогическое личностное знание, семантический дифференциал, психолого-педагогические компетенции

Психолого-педагогическое личностное знание является основой блока психолого-педагогических компетенций специалиста и в то же время -составляющей его профессионального сознания. Содержание и структура психолого-педагогической составляющей профессионального сознания специалиста могут быть выявлены с помощью психосемантических методов.

Один из них - семантический дифференциал. Формирование системного психолого-педагогического знания возможно в процессе непрерывного психолого-педагогического образования.

Keywords: psycho-pedagogical personal knowledge, semantic differential, psycho-

pedagogical competencies.

Psychological-pedagogical personal knowledge is the foundation block of psycho-pedagogical competencies specialist and at the same time - part of his professional conscience. Content and structure of psycho-educational component of professional consciousness of a specialist may be identified through psychosemantic methods. One of them is a semantic differential. Formation of the system of psychological and pedagogical knowledge may be in a constant state of psychological and pedagogical education.

Основываясь на философских и педагогических исследованиях в соответствующих областях, можно рассматривать психолого-педагогическое знание на его основном, базовом уровне как систему понятий, некий тезаурус, обеспечивающий существование блока психолого-педагогических компетенций, «питающий» их. Роль системы психологопедагогических понятий как базового уровня соответствующих компетенций заключается в ее функционировании в качестве системы образцов, задающих «понятийную схему» профессионального мышления и деятельности, дающих возможность верно воспринимать, интерпретировать конкретную профессиональную ситуацию и действовать в ней. Формирование такой системы понятий возможно, только если психолого-педагогическое знание, будучи интериоризированным, приобретет статус знания личностного, являющегося частью профессионального сознания специалиста. Для подобного перехода необходимо выполнение следующих условий:

• глубокого усвоения научной системы психолого-педагогических понятий;

• учета индивидуальных особенностей обучающихся, содержания их обыденного сознания;

• использования усвоенных понятий в субъектно-ориентированной деятельности обучающихся по самопознанию в области собственной личности, своих индивидуальных стилей, мышления и деятельности;

• преломления всего изученного через призму профессиональной направленности.

Только в таком случае психолого-педагогическое личностное знание сформируется

и станет базой соответствующей составляющей профессиональной компетентности специалиста.

Первым фактором интериоризации психолого-педагогического знания является его интеграция на всех уровнях: внутрипредметном, межпредметном, междисциплинарном - с узкопрофессиональным и даже обыденным знанием.

Вторым - его получение не только в явной форме, в ходе изучения курсов психолого-педагогических дисциплин (которая, конечно же, первична), но и в скрытой, латентной форме - через взаимодействие в процессе обучения с преподавателями как носителями такого знания.

Наиболее существенными характеристиками психолого-педагогической

составляющей профессионального сознания специалиста являются его содержание и структура. Значимыми являются не только состав понятий и представлений, но и их связи и отношения.

Содержание профессионального сознания в части психолого-педагогического знания может быть выявлено с помощью нескольких методов:

• понятийно-терминологического анализа ответов испытуемых на вопросы, связанные с содержанием психолого-педагогических дисциплин;

• по данным ассоциативного эксперимента, в ходе которого испытуемые дают ассоциации на основные понятия, относящиеся к сущностным характеристикам блока психолого-педагогических компетенций.

В результате обработки экспериментальных данных получаем состав семантических полей, составляющих основы усвоенного (в первом случае) и присвоенного, интериоризированного (во втором случае) психолого-педагогического личностного знания.

Наиболее значимые характеристики этих семантических полей впоследствии выявляются с помощью метода семантического дифференциала [І].

Для того, чтобы выявить не только содержание, но и структурные особенности, внутренние взаимосвязи имплицитного психолого-педагогического знания, необходим многомерный анализ, дающий возможность построения семантических пространств. Такой анализ проводится на основе семантического дифференциала как метода сбора данных (выявление семантических связей) и факторного анализа (многомерного количественного анализа) как метода их обработки.

Полученные результаты позволяют не только выявить обобщенную картину по группе испытуемых, но также по индивидуальным результатам получить показатели когнитивной сложности соответствующей области профессионального сознания. Показатель когнитивной сложности характеризует число независимых факторов в индивидуальном семантическом пространстве (т.е., его размерность). Он может рассматриваться как степень категориальной расчлененности индивидуального сознания в определенной области и, согласно некоторым данным [2], определяет степень свободы в восприятии, прогнозировании и поведении в этой области. Предполагается, что в нашем случае показатель когнитивной сложности характеризует богатство, сложность,

структурированность и, в конечном счете, развитость психолого-педагогической составляющей профессионального сознания.

Когнитивные структуры, относящиеся к психолого-педагогическому знанию, существующие в профессиональном сознании специалиста, представляют собой синтез обыденного знания и знания, полученного в процессе психолого-педагогической подготовки. Они оказывают влияние на различные сферы его профессиональной деятельности. Это, прежде всего, взаимодействие в коллективе, осуществление руководства, профессиональное саморазвитие и самореализация, использование индивидуальных особенностей мышления и деятельности в профессиональной области [З]. Такие когнитивные структуры и составляют основу блока психолого-педагогических компетенций специалиста, если понимать под компетенцией действующее, используемое для решения профессиональных задач знание. В блок компетенций, формирующихся при изучении психолого-педагогических дисциплин, входят: социально-личностные,

личностно-деятельностные и когнитивные компетенции [З].

Формирование таких структур, безусловно, происходит в течение всей жизни человека. Простейшее, обыденное психолого-педагогическое знание уже существует на момент поступления в вуз и продолжает наращиваться в дальнейшем, на этапе профессиональной деятельности. Но оно хаотично, бессистемно и не всегда достоверно, поэтому не может быть основой соответствующей составляющей профессиональной компетентности. Только неоднократно наложенное на него научное психологопедагогическое знание дает нужный эффект. Не только усвоение, но и присвоение, интериоризация такого знания происходит в процессе непрерывной психологопедагогической подготовки. В этом случае, с использованием принципа цикличности, происходит не только последовательное наращивание, но и расширение, углубление уже изученных ранее областей на разных уровнях непрерывной психолого-педагогической подготовки - блока общеобразовательных дисциплин у студентов, специальных

дисциплин на факультете дополнительного образования, в рамках подготовки и

повышения квалификации аспирантов и преподавателей.

Литература

1. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психодиагностику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании / В.Ф.Петренко. - М.: Изд-во МГУ, 198З. - 247с.

2. Кучеренко, С.Н. Системная детерминация формирования категориальной установки личности:

Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 1999. - 16с.

3. Старшинова, Т.А. Интегративный подход как основа формирования компетентности /

Т.А.Старшинова, В.Г.Иванов // Высшее образование в России. - 2009. - № S. - С.154-156.

© Т. А. Старшинова - канд. пед. наук, доцент кафедры ПиМ ВПО КГТУ, [email protected].

З00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.