УДК 378.147.016:911:908(571.1) йО! 10.23951/2307-6127-2019-5-40-47
ФОРМИРОВАНИЕ СИБИРСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ГЕОГРАФОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО РАЙОНА», «КРАЕВЕДЕНИЕ» И «ТОПОНИМИКА»)
Т. В. Ершова, Е. Ю. Петрова
Томский государственный педагогический университет, Томск
Исследования были посвящены разработке содержания дисциплин «Экономическая и социальная география Западно-Сибирского района», «Краеведение» и «Топонимика», преподаваемых в Томском государственном педагогическом университете. Выявлены наиболее эффективные формы практических занятий, дано их методическое описание и рекомендации по проведению. Получены выводы об эффективности данных занятий при формировании сибирской идентичности у студентов-географов. Полученные результаты могут быть использованы на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей географии, при реализации уроков географии и курсов внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях.
Ключевые слова: экономическая и социальная география, краеведение, топонимика, сибирская идентичность, Западно-Сибирский экономический район, Томская область.
В свете происходящих в российском образовании реформ большое значение для воспитания у обучающихся патриотизма, чувства гордости и ответственности за свою страну, оптимистического взгляда в будущее и стремления внести свой вклад в развитие России и Сибири приобретает систематическая и целенаправленная деятельность по изучению географии родного края в школах. Большая родина начинается с малой родины, со знания ее истории, включая историю семьи, географии и культурного наследия. Чтобы вовлечь учащихся в изучение своего района проживания, учитель прежде всего сам должен быть заинтересован и обладать глубокими знаниями о нем. Поэтому обучение будущих учителей географии, проживающих в Сибири, невозможно без изучения географии Сибирского региона и Томской области. Как показывает многолетняя практика преподавания и тестирования в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ), студенты, приехавшие из сибирских регионов, достаточно хорошо ориентируются в географии Сибири и Томской области. Если же абитуриенты окончили школу в других субъектах Российской Федерации или приехали из стран ближнего зарубежья, то они начинают изучение географии России, Сибири и Томской области только в университете. Учитывая, что большинство студентов из ближнего зарубежья планируют получать российское гражданство и работать в России, изучение географии России, Сибири и Томской области является необходимым условием для их дальнейшей работы в образовательных учреждениях.
Формированию сибирской идентичности у студентов-географов ТГПУ во многом способствуют дисциплины «Экономическая и социальная география Западно-Сибирского района», «Краеведение» и «Топонимика», которые преподаются на 5-м курсе и являются пра-ктико-ориентированными. Студенты постепенно подходят к изучению географии Сибир-
ского региона после освоения дисциплин по физической и экономической географии мира и России.
Данные дисциплины формируют профессиональную (ПК) и универсальную (УК) компетенции. В результате освоения данных дисциплин обучающийся, согласно ФГОС ВО 3++ [1], «способен осваивать и использовать базовые научно-теоретические знания и практические умения по предмету в профессиональной деятельности (ПК-1)», а также «способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1)».
Знания и умения, полученные на этих дисциплинах, будущие учителя географии могут применять как на уроках при изучении физико- и экономико-географических особенностей Западно-Сибирского региона и Томской области, так и при реализации программ внеурочной деятельности краеведческой направленности. Так, в школах г. Томска в настоящее время реализуются следующие программы внеурочных курсов: «Краски Томска», «Деревянное кружево Томска», «Томсковедение», «Сибиреведение», «Географическое краеведение», «Томск в названиях». Кроме того, география Томской области изучается как отдельный раздел в курсе географии России (8 кл.) и одновременно с темами курса экономической и социальной географии России (9 кл.) [2].
Люди, проживающие и обучающиеся в Сибири, так или иначе начинают отождествлять себя с этим регионом. Сибиряками не рождаются, сибиряками становятся! Сибирская идентичность, понимание себя как «сибиряк», по мнению М. А. Жигуновой [3], складывается из следующих представлений:
1) топонимическое (сибиряки - это все люди, живущие на территории Сибири (без этнической окраски));
2) историко-хронологическое (сибиряки - коренные, местные жители Сибири (аборигены); сибиряки - люди, родившиеся или долго живущие в Сибири, кроме тех, кого насильно заставляли ехать в Сибирь);
3) психологическое (сибиряки - особый тип людей с характерными чертами - крепкие, здоровые, с хорошими адаптационными способностями и т. д.);
4) антропологическое (сибиряки - «смешанный этнос», сложившийся на основе русских, с вкраплениями казахских, татарских, украинских и многих других народов);
5) этнокультурное (сибиряки - субэтническая группа русского народа).
Цель данного исследования - разработать и апробировать учебные задания, направленные на формирование сибирской идентичности у студентов-географов ТГПУ при изучении дисциплин «Экономическая и социальная география Западно-Сибирского района», «Краеведение» и «Топонимика» и проверить их эффективность.
Содержание всех трех дисциплин находится на стыке географии, истории, экономики, социологии, демографии, этнографии и геоэкологии. Дополнительно в топонимике активно привлекается лингвистика, а в краеведении - педагогика и психология.
Изучение социально-экономической географии Западной Сибири, краеведения, топонимики начинается с ознакомления с историей региона, начиная от первых государств тюркских, чжурдженских и монгольских народов с VIII в. до нашей эры, связано с освоением территории казаками в XVI-ХVII вв., Столыпинской аграрной реформой в начале XX в., вынужденным переселением людей на протяжении всего времени освоения Сибири, эвакуацией промышленных предприятий и социальных учреждений в период Второй мировой войны, развитием образовательных и научных центров Сибири, широким освоением природных ресурсов Западной Сибири в XX и XXI вв.
Дисциплина «Экономическая и социальная география Западно-Сибирского района» содержит следующие разделы [4]: история освоения территории; формирование административной карты региона; оценка природно-ресурсного потенциала; характеристика населения (демографический, национальный и конфессиональный состав и трудовые ресурсы); промышленное производство и сельское хозяйство, социальная и транспортная инфраструктура региона; основные достопримечательности; экологические проблемы; особо охраняемые природные территории. В основу большинства практических работ по социально-экономической географии положены демографические, экономические и социальные данные Федеральной службы государственной статистики [5] и результаты Всероссийской переписи населения в России. У подрастающего поколения на занятиях формируется понимание важности и значимости для страны переписи населения в 2020 г., а также осознанного активного участия в ней. Особое внимание уделяется также формированию этнокультурной и конфессиональной идентичности и толерантного сознания. В современной России, как во всем мире, проживают носители разных культурных традиций, поэтому вопросы воспитания толерантности являются необходимыми для мирного совместного проживания и развития [6].
Значительная часть дисциплины «Топонимика» [7, 8] посвящена топонимии ЗападноСибирского района, Томской области и г. Томска. Географические названия (топонимы) на данной территории формировались как коренными народами - ненцами, селькупами, хан-тами, манси, так и тюркскими и славянскими народами, которые осваивали территории позже. В качестве одного из практических заданий по дисциплине «Топонимика» студенты на географической контурной карте по топонимам определяют пространственное расположение (прошлое и настоящее) коренных народов. Изучение этимологии географических названий населенных пунктов, рек, озер, форм рельефа помогает студентам лучше запомнить эти названия, понять, насколько топонимы могут свидетельствовать о миграции народов. Сделать выводы о региональных особенностях распространения топонимов в Западной Сибири: на севере в районе тундры и лесотундры преобладают самодийские гидронимы, в таежных районах распространены финно-угорские названия природных объектов, лесостепные и степные районы содержат тюркские и русские ойконимы, Горный Алтай характеризуется тюркско-монгольскими топонимами, а в Кемеровской области преобладают угорские и тюркские гидронимы. Многие студенты на занятиях по топонимии Томска впервые узнают о таких названиях старого Томска, как Воскресенская гора, Елань, Заозерье, Кирпичи, Мухин Бугор, Пески, Уржанка и др. Студенты разрабатывают экскурсионный маршрут или представляют презентацию с собственными фотографиями по одному из старинных районов Томска. По названиям населенных пунктов студентам предлагается определить конфессиональный состав первопоселенцев. Например, в Томской области названия населенных пунктов Богословка, Петропавловка, Покровка, Спасское-Коларово, Монастырка свидетельствуют о православном вероисповедании первопоселенцев [9].
Содержание краеведения как науки направлено на формирование у обучаемых системы знаний о родном крае и умении применять полученные данные при ведении краеведческих исследований. Поэтому и дисциплина «Краеведение» имеет целью через практические занятия (включая семинары) дать представление студентам и обсудить становление и направления краеведения, методические и организационные особенности применения краеведческого подхода в урочной и внеурочной деятельности по географии, а также во время прохождения педагогической практики [10-12].
Одним из заданий является составление каталога общественных организаций, которые занимаются краеведческой работой в Томской области. Эта работа позволит студентам в
будущей педагогической деятельности наладить контакт с этими организациями и самим вести краеведческую работу.
Географическое краеведение тесно связано с социально-экономической географией Западно-Сибирского района, его топонимией и обобщает знания по геологии, полезным ископаемым, рельефу, климату, водным ресурсам, почвенному покрову, растительному и животному миру. Особое внимание уделяется изучению особо охраняемых природных территорий и уникальных природных объектов Томской области. Задания для студентов связаны не только с изучением климата Томска, но с оценкой аттрактивности климата и вероятных погод по сезонам года для туристов [13, 14]. Например, в зимний солнечный день в Сибири можно стать свидетелями таких оптических атмосферных явлений, как венцы, вертикальные столбы, ложные солнца, глории и гало. В морозный безветренный день увидеть на деревьях гирлянды кристаллической или более редкой зернистой изморози.
Исторические, литературные и этнографические особенности Томской области и г. Томска, а также вклад ученых разных периодов в их развитие [15-17] изучаются при составлении собственных картосхем местоположения памятников архитектуры и искусства г. Томска. Примерами картосхем могут служить «Деревянная архитектура Томска», «Томск литературный», «Томск музыкальный», «Томск купеческий», «Томск спортивный» с подробным описанием отмеченных объектов и памятников.
Одним из важнейших заданий является составление студентами генеалогического древа. Эта кропотливая работа помогает глубже узнать свои «корни», а порой открыть неизвестные страницы своей семьи и идентифицировать себя с Сибирью.
Важной частью формирования знаний о Сибирском регионе и Томске является посещение музеев. Некоторые студенты впервые посещают Краеведческий музей, Музей истории Томска, Художественный музей, Ботанический сад государственного университета, Музей деревянного зодчества, Музей славянской мифологии и Музей истории НКВД. Для более полного восприятия новой информации студентам предлагается обобщить материал экскурсий, составить познавательные задания для школьников и собрать дополнительный материал для рассказа экскурсовода.
Для приобретения навыков ведения краеведческой работы в школе на практических занятиях студенты, используя материал ранее составленных картосхем по достопримечательностям Томска, разрабатывают собственную тематическую экскурсию для школьников разных возрастов. В качестве примеров экскурсий, составленных студентами, можно отметить: «Таловские чаши в истоке Березовой речки», «Изучение геоморфологии и гидрологии в Лагерном саду Томска», «Бульвар на проспекте Кирова г. Томска» и «Березовая роща на Каштаке». В дальнейшем разработанные студентами экскурсии входят в методический блок курсовых и выпускных квалификационных (бакалаврских) работ.
Значительный вклад в приобретение знаний о Западно-Сибирском экономическом районе имеет освоение студентами методов краеведческих исследований. Так, исторический метод используется в задании «История возникновения и развития моего населенного пункта». Обобщая информацию о годе основания пункта рождения (и/или проживания), этимологии названия населенного пункта и окружающих географических объектов (реки, леса, болота), специализации хозяйства в прошлом и настоящем, достопримечательностях и выдающихся личностях, обучающиеся расширяют знания об истории своей малой родины. Метод анкетирования студенты осваивают при разработке анкеты и ее апробации среди населения по следующим темам: «Географические названия по воспоминаниям старожил», «История моей школы», «Традиционные промыслы моего народа», «Выдающиеся личности моего села» и др. Данные исследования вызывают искренний интерес у студентов, по-
зволяют познакомиться с географией и историей населенного пункта, узнать об интересных людях и их судьбах. В последующем обработанные результаты анкет отражаются в докладах на студенческих конференциях.
Для того чтобы выяснить, идентифицируют ли студенты-географы себя с Сибирью, была проведена внутривузовская олимпиада «Знаю ли я Сибирь?», одним из заданий которой являлась анкета из 10 вопросов.
В анкетировании приняли участие более 30 человек. На первый вопрос анкеты «Какие ассоциации возникают у Вас при слове „Сибирь" (перечислите не более 10 слов)» ответы были следующие: самое большое болото, Родина, Сибирские Афины, тайга, нефть, богатство, торф, охота, рыбалка, медведи, дом, учеба, ссылка, холодно, гнус.
На вопрос «Относите ли Вы себя к сибирякам?» все респонденты ответили утвердительно, даже граждане из ближнего зарубежья, мотивируя это тем, что сейчас живут в Сибири.
Все студенты назвали черты характера сибиряка, сходные с описанием Жигуновой [3]: терпение, дружелюбие, выносливость, консервативность, рациональность, трудолюбие, сдержанность, открытость.
Респонденты безошибочно указали крупнейшие города и реки каждого субъекта Западно-Сибирского экономического района, но затруднялись при названии месторождений полезных ископаемых, преобладающих формах рельефа местности и символах, изображенных на гербах субъектов района.
Интересными были ответы студентов на вопрос о знаменитых людях Западной Сибири: П. Н. Крылов - один из основателей Ботанического сада ТГУ, композитор Эдисон Денисов, актер и писатель Василий Шукшин, актер и бывший губернатор Алтайского края М. С. Евдокимов, актер Сергей Романович, видеоблогеры Дэн Шмальц и Игорь Сухоруков, мисс России 2013 Эльмира Абдразакова (студентка из Междуреченска Кемеровской обла-
Проведенное анкетирование показало, что большинство студентов-географов ТГПУ, даже не являющиеся коренными сибиряками, относят себя к таковым, идентифицируют себя с этим регионом.
Таким образом, освоение социально-экономической географии, топонимики и краеведения как междисциплинарных разделов науки позволяет развивать интерес у студентов к изучению Сибирского региона. В результате у выпускника складывается многогранное представление о Сибири, начиная от физико-географических характеристик (геологическое строение и минеральные ресурсы, климат, водные ресурсы, разнообразие животного и растительного мира) и заканчивая социально-экономическими характеристиками (народонаселение, экономика, инфраструктура, достопримечательности). У студентов появляется высокая мотивация к изучению по нескольким причинам: во-первых, многие из студентов уже с рождения были окружены сибирскими ландшафтами; во-вторых, их родители участвуют в производстве, сельском хозяйстве или увлечены рыбалкой и охотой; в-третьих, студенты, познавая окружающий мир, как природный, так и социальный, увлекаются изучением и способны «заражать» своим стремлением узнавать новое своих будущих учеников. Участвуя в краеведческой работе, глубже знакомясь с родным сибирским краем, обучающиеся чувствуют себя его частью - сибиряками. Опросы студентов показали, что большинство выпускников связывают свою будущую преподавательскую деятельность с Сибирским регионом.
Содержание представленных дисциплин обладает целостностью методического аппарата, четкой логикой изложения и может быть использовано как в работе с учителями геог-
рафии на курсах повышения квалификации и переподготовки, так и в работе со школьниками при более глубоком ознакомлении с Западной Сибирью и Томской областью в урочной и внеурочной деятельности по географии.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 5.06.2019).
2. Гафарова Ю. З., Петрова Е. Ю. Развитие интереса учащихся к географии средствами школьного географического краеведения: материалы XI Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. С. 84-88.
3. Жигунова М. А. Сибиряк как новая национальность: миф или реальность? // Родина. 2011. № 11. С. 11-15.
4. Ершова Т. В. Экономическая и социальная география Западно-Сибирского района: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 116 с.
5. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 24.06.2019).
6. Краеведение. Челябинская область: программно-метод. пособие для педагогических работников образовательных учреждений / сост. В. М. Кузнецов, С. Н. Трошков. Челябинск: АБРИС, 2010. 88 с.
7. Ершова Т. В. Топонимика: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 108 с.
8. Ершова Т. В. Топонимика: практикум. Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. 76 с.
9. Ершова Т. В. Православные названия на карте России: материалы XXVII Духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2018. С. 179-185.
10. Петрова Е. Ю., Ершова Т. В. Формирование методической компетентности у будущих учителей географии // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 52-58.
11. Ершова Т. В., Петрова Е. Ю. Реализация программы внеурочной деятельности по географии при взаимодействии школы и педагогического университета // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 162-170. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-162-170
12. Ершова Т. В., Петрова Е. Ю., Кузнецов А. С. Особенности преподавания географических дисциплин в дистанционной среде Томского государственного педагогического университета: материалы I Всерос. научно-метод. конф. с международным участием «Развитие педагогического образования в России» / отв. ред. Е. В. Гребенникова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. С. 105-111.
13. Ершова Т. В. Климатическая аттрактивность Томска для туристов: сб. материалов IV Междунар. научно-практ. конф. «Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего». Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. Т. 1. С. 57-60.
14. Ерошевич Ю. П., Ершова Т. В. Привлекательность томского климата для туристов: материалы IV Всерос. научно-практ. конф. с международным участием «Современные проблемы географии и геологии». Томск: Интегральный переплет, 2017. С. 440-442.
15. Косова Л. С., Льготина Л. П. Краеведение: учебно-метод. пособие. Томск: Издательский дом ТГУ, 2014. 132 с.
16. Дорохов В. Г. Краеведение: курс лекций. Кемерово: Изд-во КемГУ, 2013. 152 с.
17. Никонова М. А. Краеведение: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. 192 с.
Ершова Татьяна Владимировна, кандидат физико-математических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Петрова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.06.2019.
DOI 10.23951/2307-6127-2019-5-40-47
FORMATION OF SIBERIAN IDENTITY FOR STUDENTS-GEOGRAPHES (THE STUDY OF EDUCATIONAL COURSES "ECONOMIC AND SOCIAL GEOGRAPHY OF THE WEST SIBERIAN REGION", "REGIONAL STUDIES" AND "TOPONIMICS")
T. V. Ershova, E.Yu. Petrova
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article is devoted to the analysis of the courses "Economic and Social Geography of the West Siberian Region", "Regional Studies" and "Toponymy" for the formation of Siberian identity of students at Tomsk State Pedagogical University. The most effective forms of practical training were determined, their methodical description and recommendations for its implementation were given. The Siberian identity of students is not possible without knowledge of this region. The content of the course "Economic and Social Geography of the West Siberian Region" includes a brief history of the region's development, a description of the natural resource potential, population, features and prospects of the economy. "Toponymy" includes the study of geographical names of Siberia. "Regional Studies" develops knowledge about the native region (village or city) and the ability to apply this knowledge in the management of regional studies with schoolchildren. During training, students form universal and professional competencies that will allow them to more effectively organize school and extracurricular activities for the study of Siberia. Students at the university perform the following practical work: mapping of unique natural objects, monuments of architecture and art of Tomsk and Tomsk Region; development of excursions for schoolchildren in historical, cultural and natural attractions of Tomsk, Tomsk region and Siberia; compilation of the genealogical tree of their families, the study of the etymology of geographical names. As a result, students develop a holistic overview of the West Siberian region and there is a desire for its further study. The results of the survey "Do I Know Siberia?" showed that the majority of students, including those who came from other regions of Russia and abroad, identify themselves with Siberian region.
The presented methodical development of practical classes for students can be used in retraining and advanced training of geography teachers, as well as for conducting geography lessons and extracurricular activities in general educational organizations of Siberia.
Keywords: economic and social geography, regional studies, toponymy, Siberian identity, West Siberian economic region, Tomsk region.
References
1. Federal'nyy gosudarslvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 "Pedagogicheskoye obrazovaniye" (s dvumya profilyamipodgotovki) [Federal State Educational Standard of Higher Education - Bachelor degree in the direction of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles)] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (accessed 5 June 2019).
2. Gafarova Yu. Z., Petrova E. Yu. Razvitiye interesa uchashchikhsya k geografii sredstvami shkol'nogo geograficheskogo kraye-vedeniya [Development of students' interest in geography by means of school geographical regional studies]. Materialy XI Vserossiyskoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh "Nauka i obrazovaniye" [Materials of the XI All-Russian Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists "Science and Education"]. Tomsk, TSPU Publ., 2007. Pp. 84-88 (in Russian).
3. Zhigunova M. A. Sibiryak kak novaya natsional'nost': mif ili real'nost'? [Siberian like a new nationality: myth or reality?]. Rodina, 2011, no. 11, pp. 11-15 (in Russian).
4. Ershova T. V. Ekonomicheskaya i sotsial'naya geografiya Zapadno-Sibirskogo rayona: uchebnoye posobiye [Economic and social geography of the West Siberian region: textbook]. Tomsk, TSPU Publ., 2015. 116 p. (in Russian).
5. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service] (in Russian). URL: http://www.gks.ru/ (accessed 24 June 2019).
6. Kuznetsov V. M., Troshkov S. N. Krayevedeniye. Chelyabinskaya oblast': programmno-metodicheskoye posobiye dlya peda-gogicheskikh rabotnikov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Regional studies. Chelyabinsk region: program-methodical manual for teachers of educational institutions]. Chelyabinsk, ABRIS Publ., 2010. 88 p. (in Russian).
7. Ershova T. V. Toponimika: uchebnoye posobiye [Toponymy: textbook]. Tomsk, TSPU Publ., 2015. 108 p. (in Russian).
8. Ershova T. V. Toponimika: praktikum [Toponymy: practical work]. Tomsk, TSPU Publ., 2019. 76 p. (in Russian).
9. Ershova T. V. Pravoslavnye nazvaniya na karte Rossii [Orthodox names on the map of Russia]. Materialy XXVII Dukhovno-istoricheskikh chteniy pamyati svyatykh ravnoapostol'nykh Kirilla i Mefodiya [Materials of the XXVII Spiritual and Historical Readings in Memory of Saints Cyril and Methodius]. Tomsk, Ivan Fedorov Publ., 2018. Pp. 179-185 (in Russian).
10. Petrova E. Yu., Ershova T. V. Formirovaniye metodicheskoy kompetentnosti u budushchikh uchiteley geografii [Formation of methodical competence of future teachers of geography]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, vol. 2 (12), pp. 52-58 (in Russian).
11. Ershova T. V., Petrova E. Yu. Realizatsiya programmy vneurochnoy deyatel'nosti po geografii pri vzaimodeystvii shkoly i peda-gogicheskogo universiteta [Formation of methodological competence of future teachers of geography]. Nauchno-peda-gogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, vol. 3 (17), pp. 162-170 (in Russian). DOI: 10.23951/2307-6127-20173-162-170
12. Ershova T. V., Petrova E. Yu., Kuznetsov A. S. Osobennosti prepodavaniya geograficheskikh distsiplin v distantsionnoy srede Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Features of teaching geographic disciplines in the remote environment of Tomsk State Pedagogical University]. Materialy I Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii s mezhdu-narodnym uchastiem "Razvitie pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii" [Materials of the 1st All-Russian Scientific and Methodological Conference with international participation "Development of teacher education in Russia"]. Tomsk, TSPU Publ., 2018. Pp. 105-111 (in Russian).
13. Ershova T. V. Klimaticheskaya attraktivnost' Tomska dlya turistov [Climatic attractiveness of Tomsk for tourists]. Sbornik mate-rialov IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Nauchno-tekhnicheskiy progress: aktual'nye i perspektivnye napravleniya budushchego" [Collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference "Scientific and Technical Progress: Actual and Promising Future Directions"]. Kemerovo, West Siberian Scientific Center Publ., 2016. Vol. 1. Pp. 57-60 (in Russian).
14. Eroshevich Yu. P., Ershova T. V. Privlekatel'nost' tomskogo klimata dlya turistov [The attractiveness of the Tomsk climate for tourists]. Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem "Sovremennye prob-lemy geografii i geologii" [Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation «Modern problems of geography and geology"]. Tomsk, Integral'nyy pereplet Publ., 2017. Pp. 440-442 (in Russian).
15. Kosova L. S., L'gotina L. P. Krayevedeniye: uchebno-metodicheskoye posobiye [Regional studies: educational methodical manual]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2014. 132 p. (in Russian).
16. Dorokhov V. G. Krayevedeniye: kurs lektsiy [Regional studies: a course of lectures]. Kemerovo, KSU Publ., 2013. 152 p. (in Russian).
17. Nikonova M. A. Krayevedeniye: ucheb. posobiye dlya vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Regional studies: textbook for higher pedagogical educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2009. 192 p. (in Russian).
Ershova T. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]
Petrova E. Yu., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]