Научная статья на тему 'Формирование схем вскрытия со стороны рабочих бортов карьеров, отрабатывающих угольные месторождения брахисинклинального типа'

Формирование схем вскрытия со стороны рабочих бортов карьеров, отрабатывающих угольные месторождения брахисинклинального типа Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
239
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Ключевые слова
СХЕМА ВСКРЫТИЯ / КАПИТАЛЬНАЯ ТРАНШЕЯ / КОМПЛЕКС ЦИКЛИЧНО-ПОТОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ / РАБОЧИЙ БОРТ / УГОЛЬ / БРАХИСИНКЛИНАЛЬ / ОТВАЛ / ВСКРЫШНОЙ ГРУЗОПОТОК / ВСКРЫШНАЯ ПОРОДА / OPENING UP MODEL / PERMANENT TRENCH / CYCLIC-FLOW TECHNOLOGY COMPLEX / WORKING FLANK / COAL / BRACHYSYNCLINE / DUMP / OVERBURDEN MATERIAL FLOW / OVERBURDEN ROCK

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Супрун В. И., Радченко С. А., Левченко Я. В., Бурцев С. В., Минибаев Р. Р.

В статье рассмотрены основные факторы, предопределяющие необходимость реконструкции схемы вскрытия рабочих горизонтов карьера, посредством создания капитальных траншей со стороны рабочих бортов. В качестве объектов исследования выбраны угольные месторождения брахисинклинального типа с пологим залеганием пластов и дефицитом приемной способности выработанного пространства для размещения в нем отвалов. Показана, этапность развития внутренних отвалов и отвалов, размещаемых во внутренних контурах брахисинклиналей и прибортовых зонах карьерных полей, на которые замыкаются вскрышные грузопотоки, создаваемые с использованием схем вскрытия со стороны рабочих бортов карьеров. Обоснована целесообразность использования на этапах технического перевооружения крупных угольных разрезов комплексов циклично-поточной технологии. Даны рекомендации по выбору места размещения и конструкции капитальных траншей, обеспечивающих выход конвейерных линий на рабочие горизонты карьера. Выполнена экономическая оценка эффективности использования схем вскрытия горизонтов карьеров со стороны их рабочих бортов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Супрун В. И., Радченко С. А., Левченко Я. В., Бурцев С. В., Минибаев Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model development for brachysyncline-type coal deposits opening-up from the side of open-pit work flank

The paper analyses the major aspects, calling for open pit producing levels opening up model rebuilding through permanent trenches arrangement on the working flank side. Brachysyncline-type deposits with low-dipping strata and shallow voids for dumps placement were selected as the subject for research. Demonstrated are the development stages of internal dumps and dumps, placed in brachysyncline internal contours and opencast fields cut-off areas, being the destination point for overburden material flow, created by open pit penetration from the working flank side. The expediency of using the cyclic-flow technology complexes at the stages of technical re-equipment is substantiated. Recommendations re permanent trenches location and design are provided to ensure conveyor lines reaching opencasts producing strata. The economic effect of open pits producing strata entering from the working flank side is economically evaluated.

Текст научной работы на тему «Формирование схем вскрытия со стороны рабочих бортов карьеров, отрабатывающих угольные месторождения брахисинклинального типа»

УДК 622.271.45 © В.И. Супрун, С.А. Радченко, Я.В. Левченко, С.В. Бурцев, Р.Р. Минибаев, 2017

Формирование схем вскрытия со стороны рабочих бортов карьеров, УГОЛ! отрабатывающих угольные месторождения брахисинклинального типа

— DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2017-8-94-99 -

В статье рассмотрены основные факторы, предопределяющие необходимость реконструкции схемы вскрытия рабочих горизонтов карьера посредством создания капитальных траншей со стороны рабочих бортов. В качестве объектов исследования выбраны угольные месторождения брахисинклинального типа с пологим залеганием пластов и дефицитом приемной способности выработанного пространства для размещения в нем отвалов. Показана этап-ность развития внутренних отвалов и отвалов, размещаемых во внутренних контурах брахисинклиналей и прибортовых зонах карьерных полей, на которые замыкаются вскрышные грузопотоки, создаваемые с использованием схем вскрытия со стороны рабочих бортов карьеров. Обоснована целесообразность использования на этапах технического перевооружения крупных угольных разрезов комплексов циклично-поточной технологии. Даны рекомендации по выбору места размещения и конструкции капитальных траншей, обеспечивающих выход конвейерных линий на рабочие горизонты карьера. Выполнена экономическая оценка эффективности использования схем вскрытия горизонтов карьеров со стороны их рабочих бортов. Ключевые слова: схема вскрытия, капитальная траншея, комплекс циклично-поточной технологии, рабочий борт, уголь, брахисинклиналь, отвал, вскрышной грузопоток, вскрышная порода.

СУПРУН Валерий Иванович

Доктор техн. наук, профессор, директор Проектно-экспертного центра в составе Горного института НИТУ «МИСиС», 119049, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

РАДЧЕНКО Сергей Александрович

Канд. техн. наук, доцент Горного института НИТУ «МИСиС», 119049, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

ЛЕВЧЕНКО Ярослав Викторович

Канд. техн. наук, старший преподаватель Горного института НИТУ «МИСиС», 119049, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

БУРЦЕВ Сергей Викторович

Канд. экон. наук, первый заместитель генерального директора, технический директор АО ХК «СДС-Уголь», 650066, г. Кемерово, Россия, e-mail: [email protected]

МИНИБАЕВ Руслан Рашидович

Директор ООО «Сибирский Институт Горного Дела», 653066, г. Кемерово, Россия, e-mail: [email protected]

ВВЕДЕНИЕ

Значительное количество перспективных угольных месторождений представлено брахисинклиналями. На начальном этапе отработки таких месторождений вскрышные породы размещаются в выработанном пространстве. На некотором промежуточном этапе производства горных работ объем вскрышных пород начинает превышать приемную способность выработанного пространства карьера. В большинстве случаев недостаток приемной способности выработанного пространства наступает при значениях текущих коэффициентов вскрыши ~3,5 м3/т [1, 2].

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ОТВАЛОВ

Наличие дефицита приемной способности выработанного пространства для размещения вскрышных пород предопределяет качественные изменения в порядке формирования внутренних отвалов. Внутренние отвалы начинают развиваться выше уровня рельефа, существо-

Рис. 1. Схема, иллюстрирующая условия расположения и этапность развития отвалов, на которые замыкаются вскрышные грузопотоки, создаваемые с использованием схем вскрытия со стороны рабочих бортов карьеров: 1,2,3 - изменение положения рабочего борта; 4,5,6 - развитие внутренних отвалов; 7,8,9 - развитие компенсационных отвалов; 10,11 - развитие внешнего отвала, располагаемого во внутреннем контуре месторождения; 12 - отвал строительного периода; 13 - нецелесообразные направления перемещения пород для соответствующих этапов развития горных работ; 14 - контур стационарного борта карьера; 1-111 - этапы отработки карьерного поля; Ц, Ц, Ькш - изменение расстояний транспортирования в компенсационные отвалы;Ц, , Црш - изменение расстояний перемещения во внешний отвал, располагаемый внутри контура месторождения;Л"" - зона горизонтов с максимальной транспортной работой (глубина траншеи Н = Л""); стрелками показаны направления перемещения вскрышных пород

вавшего до разработки, и частично в сторону, противоположную основному направлению подвигания рабочего борта карьера.

Отвалы, формируемые с этапа возникновения дисбаланса выработанного пространства карьера, и размещаемые в них объемы вскрышных пород предлагается называть компенсационными. Они позволяют регулировать параметры вскрышных грузопотоков и транспортную работу карьера. Компенсационные отвалы в большинстве случаев имеют частично внешнее, частично внутреннее расположение по отношению к предельным контурам карьера, то есть являются комбинированными (компенсационными).

Стабилизировать и сократить затраты на транспортирование вскрышных пород, не размещаемых в выработанном карьерном пространстве, возможно путем создания вскрышных грузопотоков из верхней части рабочей зоны карьера посредством капитальных траншей, расположенных во внутреннем контуре отрабатываемого месторождения [1].

На рис. 1 показано положение горных работ, которое характеризует возможность создания вскрышного грузопотока, замыкаемого на отвал, расположенный во внутреннем контуре разрабатываемого месторождения.

На пе рвом этапе отработки минимальные расстояния обеспечиваются при перемещении вскрышных пород в выработанное пространство (компенсационный отвальный массив, Ьк, см. рис. 1). Обратная тенденция наблюдается при транспортировании в отвал, расположенный со стороны рабочего борта, где длина перемещения на первом этапе Ц максимальна (Ц < Ьр).

При переходе ко второму этапу отработки происходит уменьшение данных расстояний до уровня Ц и Ц, , что позволяет снять пиковые нагрузки по перемещению вскрышных пород с группы верхних горизонтов посредством создания самостоятельных вскрышных грузопотоков на внешний отвал, расположенный во внутреннем контуре месторождения (см. рис. 1).

С достижением третьего этапа расстояния транспортирования вскрышных пород во внешний отвал значительно уменьшаются Ькш > Цп , что способствует увеличению доли вскрышных грузопотоков, направляемых через капитальную траншею со стороны рабочего борта карьера (см. рис. 1 ).

При использовании автомобильного транспорта эффективность перехода к формированию прибортовых отвалов может быть оценена по изменению длины перемещения вскрышных пород. Зона А характеризует эффективное использование внутреннего отвала, а зона В - прибортового отвала (рис. 2).

1,0

2012

2013 2014 2015 2016 2017

■ внутренний отвал • грнбортювой отвал

Рис. 2. Изменение расстояния транспортирования L вскрышных пород на внутренний и прибортовой отвалы для условий разреза «Тугнуйский»

Годы

2013

Эксплуатационные затраты на перемещение вскрышных пород автомобильным Са и магистральными (конвейерный Ск, железнодорожный С ) видами транспорта имеют значительные отличия. Их можно характеризовать следующими соотношениями: Ск = (0,25-0,4) Са; С = (0,15-0,25) С . К '

ж/д а

Исходя из существенной дифференциации эксплуатационных затрат на транспортирование горной массы, формирование грузопотоков вскрышных пород со стороны рабочего борта с использованием магистральных видов транспорта (конвейерного и железнодорожного) может быть реализовано на более ранних этапах производства горных работ. При значительной интенсивности развития рабочей зоны карьера железнодорожный транспорт (в силу известных технологических ограничений) не может обеспечить требуемую скорость подвигания фронта горных работ. Наиболее перспективным в таких условиях можно считать конвейерный транспорт (комплексы циклично-поточной технологии, ЦПТ).

КОМПЛЕКСЫ ЦИКЛИЧНО-ПОТОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Комплексы ЦПТ эксплуатируются на угольных месторождениях США, Австралии, Китая, Канады, России, Казахстана и других стран. В России и Казахстане комплексы ЦПТ с полумобильными дробильными установками используются на угольных разрезах «Талдинский», «Бачатский» (Кузнецкий угольный бассейн, Россия) и «Восточный» (Экибастузский угольный бассейн, Казахстан) [3, 4, 5, 6, 7, 8]. При вводе в эксплуатацию комплекса ЦПТ снижается объем грузоперевозок автотранспортом, так как часть или весь объем вскрышных пород доставляется в отвал конвейером.

Важнейшим фактором при обосновании эффективности использования комплексов ЦПТ является срок окупае-

мости капитальных затрат (инвестиций). Анализ технико-экономических обоснований реализованных проектов использования комплексов ЦПТ свидетельствует, что величина данного показателя изменяется от пяти до восьми лет. Срок окупаемости комплексов ЦПТ относительно продолжительный, однако вследствие длительного срока эксплуатации данного оборудования их использование является эффективным [9, 10, 11].

СХЕМЫ ВСКРЫТИЯ

При формировании схем вскрытия со стороны рабочих бортов карьеров зоны примыкания капитальных траншей к рабочим горизонтам должны выбираться с учетом интенсивности развития фронта горных работ. Наличие в пределах крупной брахисинклинали локальных складчатых нарушений предопределяет условия появления зон отработки, имеющих минимальные скорости подвигания рабочего фронта (рис. 3, зона А).

Эти зоны являются базовыми точками, к которым могут быть «привязаны» пункты примыкания капитальных траншей, сооружаемых со стороны рабочих бортов [1].

Примером такого плана решений является схема вскрытия разреза «Богатырь» (Экибастузский угольный бассейн). Предпосылками для использования глубокой траншеи со стороны рабочего борта стала прирезка нового карьерного поля № 9 к эксплуатационным участкам действующего разреза. При ликвидации транспортных целиков (перемычек) между карьерными полями № 5 и № 9 данная траншея обеспечила восстановление грузотранспортной связи вскрышных грузопотоков с внешними отвалами. Пункт примыкания траншеи выполнен в зоне складчатого нарушения (антиклинали карьерного поля № 5), имеющей минимальную скорость подвигания фронта горных работ (рис. 4).

Условные обозначения

Высотные отметки Контуры выемки вскрышных

пород за периоды

- до 2016 г. с 2016 по 2021 гг.

- с 2021 по 2026 гг.

- с 2026 по 2031 гг.

| | от +300 м до + 200 м | | от + 200 м до + 100 м ]] от+100 м до 0 м | от 0 м до -100 м | | от -100 м до -200 м М от -200 м до -300 м

:

/

2016 г. .

___Граница горного

отвода

Рис. 3. Контуры пятилетних этапов развития разреза «Черниговский» по вскрышным породам: А - зона с минимальной скоростью подвигания фронта горных работ; В - зона с максимальной скоростью подвигания фронта горных работ

' С,

Ю/

Рис. 4. Рабочий борт разреза «Богатырь» (Экибастузский угольный бассейн, спутниковый снимок, https://www.google.ru/maps/): 1 - пункт примыкания траншеи к рабочему борту карьера

Конвейерный

Рис. 5. Конструкция внешней траншеи с горизонтальными вставками, закладываемой со стороны рабочего борта карьера, при расположении в ней конвейера: 1 - наклонный участок вскрывающей выработки; 2 - горизонтальный участок вскрывающей выработки; 3 - магистральный конвейер, располагаемый в траншее; 4 - рабочий борт карьера; 5 - конечный контур карьера;Н - глубина траншеи; 1в - участок погашения горизонтальной вставки; иф - скорость подвигания фронта горных работ; Ьг - длина горизонтального участка траншеи;Цн - длина наклонного участка траншеи; а- угол наклона траншеи; 1-У1 - этапы погашения горизонтальной вставки траншеи

Планируемые положения фронта горных работ

Планируемые положения фронта горных работ

Рис. 6. Схема погашения горизонтальной вставки внешней траншеи, заложенной на рабочем борту карьера: 1 - экскаваторы, работающие в комплексе с мобильными дробильными установками; 2 - забойные конвейеры; 3 - межуступные перегружатели; 4 - магистральный конвейер, расположенный в траншее; 5 - траншея с горизонтальными вставками; 1-У1 - этапы погашения горизонтальных вставок траншеи

В тех случаях, когда на месторождении не существует зон локальных складчатых нарушений, характеризующихся малой скоростью подвигания фронта горных работ, необходимо принимать иные технологические решения, обеспечивающие нормальные условия эксплуатации комплекса ЦПТ. Одним из таких решений является использование внешних капитальных траншей с горизонтальными вставками, обеспечивающими продолжительный срок ее эксплуатации.

Капитальная траншея, закладываемая со стороны рабочего борта карьера, представляет собой вскрывающую выработку, состоящую из двух участков: наклонного 1 и горизонтального 2 (рис. 5).

Горизонтальная часть траншеи с подви-ганием фронта горных работ постепенно погашается, обеспечивая стационарность транспортных коммуникаций, расположенных на уклоне. Длина горизонтальной части, соотнесенная со скоростью подвигания фронта горных работ, предопределяет срок эксплуатации наклонного участка траншеи [2].

Существуют две основные схемы эксплуатации рассматриваемых траншей при использовании конвейерного транспорта. Первая схема предусматривает следующую организацию работ: забойный экскаватор ^ мобильная дробильная установка ^ межуступный перегружатель ^ забойный конвейер ^ магистральный конвейер (рис. 6) [12].

Данная компоновка схемы эксплуатации траншеи позволяет достичь высоты рабочей зоны в 45-60 м. Увеличить высоту зоны, обслуживаемой конвейерным транспортом, можно за счет доставки вскрышных пород в створы отработанных экскаваторных заходок, расположенных на горизонтах, охватываемых рассмотренной технологической схемой.

Вторая схема базируется на использовании автомобильного транспорта и перегрузочного склада. В непосредственной близости от мобильной дробильной установки формируется перегрузочный склад, на который автотранспортом доставляются вскрышные породы из рабочей зоны карьера, обслуживаемой комплексом циклично-поточной технологии (ЦПТ). При данной организации работ доставка вскрышных пород на конвейер осуществляется по схеме: забойный экскаватор ^ автотранспорт ^ перегрузочный склад ^ экскаватор на пере-

Рис. 7. Эксплуатация траншеи с горизонтальными вставками по второй технологической схеме организации работ: 1 - концентрационный горизонт с перегрузочным складом; 2 - планируемое положение фронта горных работ; 3 - конечный контур карьера; 4 - конвейерный отвал; I-VI - этапы погашения горизонтальных вставок траншеи; стрелками показаны направления грузопотоков к перегрузочному складу

грузочном складе ^ мобильная дробильная установка ^ перегружатель ^ конвейерная система.

Данная схема организации работ подразумевает транспортирование вскрышных пород к перегрузочному складу только вдоль фронта карьера, что исключает участки трасс в торцах и на отвалах. Последнее позволяет снизить дл и ну тра нспорти рования и себестоимость перемещения вскрышных пород автотранспортом. Капитальная траншея с горизонтальными вставками при второй схеме организации работ приведена на рис. 7.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование схем вскрытия горизонтов карьеров со стороны рабочих бортов с замыканием части вскрышных грузопотоков на ближайшие отвалы и расширение использования магистральных видов транспорта в зоне с максимальными значениями транспортной работы позволяют сократить эксплуатационные затраты на транспортирование вскрышных пород до 25-30%.

Примерами реализации схем вскрытия со стороны рабочих бортов являются разрезы «Богатырь» (Экиба-стузский каменноугольный бассейн, Казахстан), «Черниговский» (Кузнецкий каменноугольный бассейн, Россия) и «Тугнуйский» (Тугнуйский угленосный район, Россия). На разрезах «Богатырь» и «Черниговский» схемы вскрытия со стороны рабочих бортов выполнены посредством капитальных траншей с перемещением по ним вскрышных пород железнодорожным транспортом. Траншеи

расположены в зонах складчатых нарушении, имеющих минимальную скорость подвигания фронта горных работ. На ТугнуИском разрезе отсутствуют зоны с малоИ интенсивностью подвигания фронта горных работ, и он подходит к конечному контуру карьера. Ввиду данных обстоятельств транспортирование вскрышных пород выполняется автомобильным транспортом на близлежащие прибортовые отвалы.

В будущем планируется к реализации техническое решение по транспортированию вскрышных пород конвейерным транспортом, расположенным со стороны рабочего борта в капитальной траншее с длинной горизонтальной частью, на завершающих этапах формирования отвального массива, располагаемого во внутреннем контуре Кедровско-Крохалевского каменноугольного месторождения, на разрезе АО «Чер-ниговец».

Список литературы

1. Левченко Я.В. Обоснование схем вскрытия верхней группы рабочих горизонтов угольных карьеров: дис. ... канд. техн. наук. М., 2016. 156 с.

2. Вскрытие карьерных полей / В.И. Супрун, В.Б. Артемьев, П.И. Опанасенко и др. М.: Издательство «Горное дело» ООО «Киммерийский центр», 2016. 248 с.

3. Кортелев О.Б., Молотилов С.Г., Норри В.К. Перспективы комбинированного транспорта на угольных карьерах // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2005. №1. С. 170-173.

4. Курехин Е.В., Ташкинов А.С. Применение циклично-поточной технологии на угольных разрезах Кузбасса // Вестник КузГТУ. 2007. №5. С. 29-30.

5. Ракишев Б.Р. Циклично-поточные технологии на карьерах Казахстана // Вестник КазНТУ. 2012. №1 (89).

6. Трубецкой К.Н., Жариков И.Ф., Шендеров А.И. Совершенствование конструкции карьерных комплексов ЦПТ // Горный журнал. 2015. №1. С. 21-25.

7. In-pit crushing and conveying. Break it in the pit and save haulage costs. John Chadwick looks at some of the latest thinking and applications making mining more efficient and sustainable // International Mining. June 2010. pp. 33-41.

8. Мировой опыт эксплуатации комплексов циклично-поточной технологии с внутрикарьерным дроблением / К. Дребенштедт, Р. Риттер, В.И. Супрун, Ю.Г. Агафонов // Горный журнал. 2015. №11. С. 81-87. doi: 10.17580/ gzh.2015.11.17.

9. Макеев А.И., Латынов А.А. Ключевые конструктивные достижения в системе внутрикарьерного дробления и конвейерного транспортирования горной массы в циклично-поточной технологии // Недропользование XXI век. 2011. №1. С. 22-27.

10. Меньшонок П.П., Ташкинов А.С. Перспективные циклично-поточные технологические схемы для создаваемых гибких технологий отработки угольных карьеров // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2004. №2. С. 228-231.

11. Обоснование технических параметров и зон использования комплекса циклично-поточной технологии для отработки вскрышных пород разреза «Черниговский» /

Л.В. Рыбак, С.В. Бурцев, Р.Р. Минибаев и др. / Инновационные технологии и проекты в горно-металлургическом комплексе, их научное и кадровое сопровождение: Сб. тр. Межд. научн.-практ. конф. Алматы: КазНТУ, 2014. С. 260-265.

12. Ментгес У., Коппач Ю., Пашко П.Б. Полностью мобильный дробильный комплекс на гусеничном ходу для крупных карьеров и разрезов // Уголь. 2009. №4. С. 28-31. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/042009.pdf (дата обращения: 17.07.2017).

surface mining

UDC 622.271.45 © V.I. Suprun, S.A. Radchenko, Ya.V. Levchenko, S.V. Burtsev, R.R. Minibaev, 2017 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2017, № 8, pp. 94-99

Title

model development for brachysyncline-type coal deposits opening-up from the side of open pit work flank

Doi: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2017-8-94-99 Authors

Suprun V.I.1, Radchenko S.A.1, Levchenko Ya.V.1, Burtsev S.V.2, Minibaev R.R.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 National University of Science and Technology "MISIS" (NUST "MISIS"), Moscow, 119049, Russian Federation

2 "SBU-Coal" holding company, JSC, Kemerovo, 650066, Russian Federation

3 "Mining Engineering Institute of Siberia", LLC, Kemerovo, 653066, Russian Federation

Authors' Information

Suprun V.I., Doctor of Engineering Sciences, Professor, Director of Engineering and Expert Center within Mining Institute, e-mail: [email protected] Radchenko S^., PhD (Engineering), Associate Professor Mining Institute, e-mail: [email protected]

Levchenko Ya.V., PhD (Engineering), Senior Lecturer Mining Institute, e-mail: [email protected]

Burtsev S.V., PhD (Economic), First Deputy General Director, Technical Director, e-mail: [email protected] Minibaev R.R., Director, e-mail: [email protected]

Abstract

The paper analyses the major aspects, calling for open pit producing levels opening up model rebuilding through permanent trenches arrangement on the working flank side. Brachysyncline-type deposits with low-dipping strata and shallow voids for dumps placement were selected as the subject for research. Demonstrated are the development stages of internal dumps and dumps, placed in brachysyncline internal contours and opencast fields cut-off areas, being the destination point for overburden material flow, created by open pit penetration from the working flank side. The expediency of using the cyclic-flow technology complexes at the stages of technical re-equipment is substantiated. Recommendations re permanent trenches location and design are provided to ensure conveyor lines reaching opencasts producing strata. The economic effect of open pits producing strata entering from the working flank side is economically evaluated.

Keywords

Opening up model, Permanent trench, Cyclic-flow technology complex, Working flank, Coal, Brachysyncline, Dump, Overburden material flow, Overburden rock.

References

1. Levchenko Ya.V. Obosnovanie skhem vskrytiya verhney gruppy rabochih gorizontov ugolnyh kar'erov. Diss. kand. tekhn. nauk [Substantiation of coal opencasts top producing levels opening up model. PhD (Engineering) diss.]. Moscow, 2016, 156 p.

2. Suprun V.I., Artemiev V.B., Opanasenko P.I. et al. Vskrytie kar'ernyh poley [Opencast fields opening up]. Moscow, "Gornoye Delo" Publ., "Kimmeriysky Tsentr', LLC, 2016, 248 p.

3. Korteklev O.B., Molotilov S.G. & Norri V.K. Perspektivy kombinirovannogo transporta na ugolnyh kar'erah [Prospects of combined transportation in coal opencasts]. Gornyy Informatsionno-Analiticheskiy Byulleten - Miing Information - Analytical Bulletin, 2005, no. 1, pp. 170-173.

4. Kurekhin E.V. & Tashkinov A.S. Primenenie tsiklichno-potochnoy tekhnolo-gii na ugolnyh razrezah Kuzbassa [Cyclic - flow technology application in Kuzbass coal open pits mines]. Vestnik KuzGTU - KuzGTU Newsletter, 2007, no. 5, pp. 29-30.

5. Rakishev B.R. Tsiklichno-potochnye tekhnologii na karerah Kazahstana [Cyclic-flow technologies in Kazakhstan opencasts]. Vestnik KazNTU - KazNTU Newsletter, 2012, no. 1 (89).

6. Trubetskoy K.N., Zharikov I.F. & Shenderov A.I. Sovershenstvovanie kon-struktsii karernyh kompleksov TSPT [Improvement of cyclical-and-continuous system design in open pit mines]. GornyiZhurnal - Mining Journal, 2015, no. 1, pp. 21-25.

7. In-pit crushing and conveying. Break it in the pit and save haulage costs. John Chadwick looks at some of the latest thinking and applications making mining more efficient and sustainable. International Mining, June 2010, pp. 33-41.

8. Drebenstedt C., Ritter R., Suprun V.I. & Agafonov Yu.G. Mirovoy opyt eksplua-tatsii kompleksov tsiklichno-potochnoy tekhnologii s vnutrikar'ernym droble-niem [Cyclical-and-continuous method and in-pit crushing operation experience in the world]. Gornyi Zhurnal - Mining Journal, 2015, no. 11, pp.81-87. doi: 10.17580/gzh.2015.11.17.

9. Makeev A.I. & Latynov A.A. Klyuchevye konstruktivnye dostizheniya v sisteme vnutrikarernogo drobleniya i konveyernogo transportirovaniya gornoy massy v tsiklichno-potochnoy tekhnologii [Major design achievements in the system of rock mass in-pit crushing and conveying as part of cyclic-flow technology]. Nedropolzovanie XXI vek - Mineral Management in XXI century, 2011, no. 1, pp. 22-27.

10. Men'shonok P.P. & Tashkinov A.S. Perspektivnye tsiklichno-potochnye tekhnologicheskie skhemy dlya sozdavaemyh gibkih tekhnologiy otrabotki ugolnyh kar'erov [Potential cyclic - flow process models for the future flexible technologies of coal opencasts mining]. Gornyy Informatsionno-Analiticheskiy Byulleten - Miing Information - Analytical Bulletin, 2004, no. 2, pp. 228-231.

11. Rybak L.V., Burtsev S.V., Minibaev R.R. et al. Obosnovanie tekhnicheskih parametrov i zon ispolzovaniya kompleksa tsiklichno-potochnoy tekhnologii dlya otrabotki vskryshnyh porod razreza CHernigovskiy [Substantioation of the cyclic-flow technology complex parameters and application areas for "Chernigovskiy" open pit overburden rocks mining]. Innovative mining and metallurgical complex technologies and projects, and their scientific and manpower support: summary of the Scientific and practical conference studies. Almaty, KazNTU Publ., 2014, pp. 260-265.

12. Mentges U., Koppach Yu. & Pashko P.B. Polnostyu mobilnyy drobilnyy kompleks na gusenichnom hodu dlya krupnyh karerov i razrezov [Fully mobile caterpillar crushing complex for large opencasts and open-pits]. Ugol'- Russian Coal Journal, 2009, no. 4, pp. 28-31. Available at: http://www.ugolinfo. ru/Free/042009.pdf (accessed 17.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.