HISTORICAL AND ARCHEOLOGICAL SCIENCES
ФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ АВИАЦИОННЫХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 1930-е НАЧАЛЕ 1940-х гг.
Астраханцев Д. О.
Студент 2 курса
Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации
THEME OF ARTICLE (THE PROBLEM OF TRAINING FLIGHT AND TECHNICAL PERSONNEL IN SIBERIA AND FAR EAST IN THE 1930'S, BEGINNING 1940'S.)
Astrakhantsev D.
Second year Student
Irkutsk Branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation
Аннотация
Статья посвящена теме создания и развития авиационных военно-учебных заведений, осуществлявших подготовку летно-технических кадров на территории Сибири и Дальнего Востока. Автором рассмотрены вопросы организации учебного процесса, обеспечения школы авиационной техникой, комплектования постоянным и переменным составом.
Abstract
This article is devoted to the creation and development of aviation military educational institutions, dealing training flight and technical personnel in Siberia and Far East. The author considers: the issue of organization of the educational process, the issue of providing the institutes with aircrafts, the issue of creation permanent and temporary staff.
Ключевые слова: Военно-воздушные силы; военно-учебные заведения; авиация; авиашкола; курсанты; Омская ВАШП; Красная армия, Бирмская школа пилотов.
Keywords: Air Forces; military educational institutions; aviation; aviation school; cadets; Omsk Military Aviation School; The Red Army. Birma Military Aircraft Pilots.
В 30-е гг. XX века в СССР значительно выросли масштабы производства авиационной техники. Увеличение ее численности требовало большего числа подготовленных летных и технических кадров. В стране расширялась сеть учебных заведений ВВС, а также увеличивался контингент обучающихся. Коммунистическая партия и правительство СССР приняли в этот период ряд действенных мер по расширению сети и совершенствованию работы летных и технических учебных заведений.
Первым военным авиационно-техническим учебным заведением, созданным в Сибири, была Иркутская военная школа авиационных техников (ВШАТ). «1 мая 1931 года приказом № 55 по Военно-воздушным силам Рабоче-крестьянской Красной Армии (ВВС РККА) была основана 4-я Иркутская военная школа авиационных техников (ВШАТ). Ее формирование было поручено помощнику по политической части начальника объединенной военной школы авиатехников и летчиков -Ивану Ивановичу Михайлову» [8].
В начальный период авиашкола испытывало огромные трудности во всех вопросах, связанных с ее деятельностью. Не хватало квалифицированных кадров командного и преподавательского состава: «Прибывающие в школу инструктора не имели ни практической работы в строевых частях ВВС, ни стажа и опыта инструкторской работы. Но большой некомплект преподавателей вынуждал командова-
ние школы допускать часть инструкторского состава к исполнению обязанностей преподавателя» [9]. Возникали трудности с комплектованием школы курсантским составом: «Комплектование школы переменным составом также вызывало трудности. Эти трудности были связаны с количеством поступающих, а также с их качеством», [9] и вольнонаемными рабочими: «Проблемой для школы также стал вопрос комплектования ее вольнонаемным составом <.. .> Контингент был «разношерстный» и сомнительный, с одними проблемами - практически полным отсутствием образования и специальностей» [9].
Материальное положение авиашколы тоже было весьма тяжелым. Личному составу школы приходилось самим строить необходимые объекты, устраивать быт, организовывать учебный процесс и воспитательную работу: «Перед личным составом (школы - прим авт.) стояли очень серьезные задачи. В короткий срок необходимо было оборудовать места для учебных занятий с курсантами -классы, лаборатории, аэродром и т.п. Обеспечить нормальные жилищно-бытовые условия для постоянного и переменного состава, организовать учебный процесс в соответствии с планом подготовки кадров» [9].
Разместилась авиашкола в зданиях бывшего Иркутского (юнкерского) военного училища [3].
Изначально по плану курсанты должны были учиться один год, но из-за того, что их часто привлекали к различным хозяйственным и строительным работам, они не могли освоить необходимую учебную программу в срок. В связи с этим их срок обучения был увеличен еще на полгода.
Кроме уже выше перечисленных проблем, командование школы с толкнулось еще с одной проблемой - поддержанием воинской дисциплины среди личного состава. «.. .из самых серьезных проблем Иркутской ВШАТ было пьянство личного состава. вторая проблема - самовольные от-лучки...негативным явлением было воровство. и т.д.» [4].
Не смотря на все трудности начального периода становления Иркутской ВШАТ, в 1932 году состоялся первый выпуск авиационных специалистов. Выпускники получили назначения в строевые авиационные части, дислоцирующиеся на всей огромной территории СССР: «Монино - 7 человек, Красногвардейск - 8 человек, Ржев - 5 человек, Ко-нотоп - 10 человек, Евпатория - 5 человек; Ташкент - 2 человека; Москва - 6 человек»[8]. Выпускники школы назначались не только в строевые части ВВС РККА, но и в другие военно-учебные заведения, испытательные полигоны, отряды особого назначения и т.п.
Кроме авиационно-технических кадров в Сибири готовили и летчиков. Одна из летных школ была создана в г. Чите. «Так, в Чите 19 августа 1938 г. начала формироваться 30-я военная школа пилотов в составе 3 авиационных эскадрилий» [5]. Сначала она называлась - 3-я военная школа пилотов. В 1939 г. учебное заведение было переименовано в Читинскую военную авиационную школу им. Серова. Затем читинскую авиашколу перевели в г. Ба-тайск Северо-Кавказского военного округа.
Кроме вышеуказанной авиашколы в Чите была сформирована еще одна военная авиационная школа в 1938 году: «С 1 сентября 1938 г. по 1 января 1939 г. в ЗабВО, в Чите, была сформирована еще одна военная школа пилотов (основание: постановление Главного Военного Совета РККА № 12 от 17 июля 1938 г.» [5], но она также была переведена в 1939 году г. Балашов Саратовской области и стала называться - Балашовской военной авиационной школой.
В 1938 году в Красноярске началось формирование военной авиационной школы пилотов ВВС РККА: «На основании телеграммы начальника генерального штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии № 1309/4 от 26 августа 1938 г., и приказа войскам Сибирского военного округа (СибВО) № 0013 от 8 сентября 1938 началось формирование Красноярской военной авиационной школы пилотов ВВС РККА. В приказе указывалось: к 1 января 1939 года сформировать военную школу пилотов по штату 20/804 - «Б», в составе двух учебных эскадрилий пилотов скоростных бомбардировщиков (СБ). В штате насчитывалось: 804 человека постоянного состава и 480 человек переменного состава, по 240 человек в эскадрильи. Учебные эскадрильи необходимо было сформировать: одну к 1 октября,
вторую к 1 января 1939 года» [10]. Авиационные школы, осуществляющие подготовку летного состава, комплектовались также за счет аэроклубов. «Они, по сути, являлись основным источником пополнения летного и инженерно-технического составов» [1]. Так, Красноярская авиашкола, формировалась за счет следующих аэроклубов, расположенных в Сибири:
1. Красноярский аэроклуб;
2. Новосибирский аэроклуб;
3. Омский аэроклуб;
4. Тюменский аэроклуб;
5. Ленинский аэроклуб;
6. Беловский аэроклуб;
7. Барнаульский аэроклуб;
8. Бийский аэроклуб;
9. Прокопьевский аэроклуб;
10. Сталинский аэроклуб;
11. Кемеровский аэроклуб.
В 1939 году Красноярская авиационная школа пилотов была переведена из Красноярска на станцию Обь Томской железной дороги. Там она получила название - Новосибирская военная авиационная школа пилотов.
Как уже было сказано комплектование школы личным составом в целом не вызывало трудностей, а вот ее материально-техническое обеспечение (как и во многих других военных учебных заведениях), было тяжелым: «Катастрофическим можно было назвать положение с учебной базой Новосибирской военной авиационной школы пилотов (ВАШП). Из 52 требующихся классов фактически имелось только 12. Все учебные классы располагались на аэродроме авиационной эскадрильи в г. Бердске, там же размещался и запасной батальон школы. Три авиационных эскадрильи располагались на аэродромах-площадках, где учебные классы полностью отсутствовали. Учебные занятия велись в казармах, землянках, а чаще всего на открытом воздухе. Оборудование имелось в минимальном количестве. Отсутствовали наглядные пособия и учебная литература. Почти полностью отсутствовали канцелярские принадлежности» [6].
Трудно было практически со всем - с размещением курсантов, обеспечением их необходим вещевым имуществом, с организацией питания в столовых, с необходимым количеством авиационной техники и т.д.
К 1940 году удалось решить вопрос по обеспечению школы авиационной техникой. Правда, как и в других авиационных учебных заведениях, это были устаревшие образцы самолетов - У-2, Р-5 и СБ.
Также, не смотря на все трудности, школа смогла начать подготовку летчиков. В 1940 году состоялся первый выпуск пилотов. Они также получили назначение в строевые авиационные части страны.
В 1940 году была сформирована еще одна авиационная школа пилотов: «Бирмская военная авиационная школа пилотов (ВАШП) была сформирована 1 мая 1940 года в гарнизоне Бирма 2-й
Отдельной Краснознаменной Армии Дальневосточного фронта (ОКАДВФ). Размещалась она в 10 километрах восточнее станции Свободный Амурской железной дороги и в 10 километрах севернее поселка Орловка. Организатором авиашколы был опытный летчик, майор Николай Федорович Пуш-карев - воспитанник Одесской военной авиационной школы» [2]. Постоянным составом (командным и преподавательским) школа комплектовалось за счет авиационных частей 2-й ОКАДВФ, а переменным составом (курсантским) также за счет местных воинских частей и местного Куйбышевского аэроклуба.
Как и другим военно-учебным заведениям ВВС, Бирмской ВАШП в период своего становления пришлось столкнуться с проблемами в решении жилищно-бытовых вопросов: «Курсанты спали на кроватях с железными сетками, подстилая шинели вместо матрасов» [2]. В вопросах организации учебной работы также возникли трудности: «Занятия проходили примитивно, чувствовался недостаток учебных пособий... курсанты и преподаватели проявляли находчивость и инициативу в изготовлении макетов, схем и других учебных пособий» [2].
В начале 1940 года авиашкола располагала парком авиационной техники, состоявшим из самолетов - И-15 бис, И-16, УТИ-4, У-2, Ут -1, Ут-2, Р-6.
В мае 1940 г. Бирмская ВАШП получила первые самолеты марки По-2. В Бирме школа эксплуатировала два аэродрома - в селах Орловке и Лиманное. Центральный аэродром «Бирма» не эксплуатировался из-за непригодности к полетам на УТИ-4 и И-16 [2]. Он служил «разлетным» аэродромом и для выполнения полетов на У-2 и Ут-2. В дальнейшем школа получила и другие образцы авиационной техники.
К 1941 г. школа обеспечила себя необходимыми помещениями. В школе был Дом Красной армии, в котором были организованы драмкружок и хор. Для жен комсостава действовали курсы кройки и шитья. Кроме того, работала радиоточка [2].
До начала Великой Отечественной войны в 1940-1941 гг. Бирмская школа пилотов произвела два выпуска летчиков-истребителей, подготовленных на самолетах И-16.
В Бирме школа находилась до 12 августа 1941 г., с началом Великой Отечественной войны она была эвакуирована в Сибирский военный округ.
Еще одной школой пилотов в Сибири была -«Омская школа пилотов»: «1 мая 1940 года была сформирована авиашкола, получившая наименование «Омская школа пилотов» (основание: приказ войскам Сибирского военного округа (СибВО) № 061 от 17.05.40 г.). Она начала свое формирование 15 апреля 1940 года. Для ее дислокации было выбрано место на левом берегу реки Иртыш, на юго-западе от города Омска. Школа формировалась на базе 52-й авиационной бригады по штату за № 20/908 литер «А» от 29 марта 1940 г., в составе 2-х эскадрилий и дополнительным штатом за № 20/976 штата школы стрелков-радистов» [11]. Основой для
переменного состава стали выпускники Красноярского, Канского Черногорского и других аэроклубов. Постоянным составом школа комплектовалась за счет других авиашкол и училищ, в частности таких как: 1 -я Чкаловская, Сталинградская, Новосибирская, Вольская, Иркутская и Ленинградская авиашколы.
Период становления Омской ВАШП, как и других авиационных школ и училищ, был трудным.
Обучение в Омской ВАШП изначально было рассчитано на 11 месяцев. Как и в других авиашколах, в Омске курсанты изучали конструкцию самолета, мотор, теорию полетов, осваивали штурманскую подготовку и другие учебные дисциплины, предусмотренные планом подготовки. Курсанты, успешно сдавшие зачеты по теоретическому курсу, приступили к учебным полетам на самолете У-2. После освоения пилотирования простой авиационной техники (У-2) курсанты переходили к освоению более сложной техники.
Так, за довольно короткий срок в Сибири и на Дальнем Востоке была создана база подготовки военных авиационных кадров для военно-воздушных сил Красной армии.
Названные военные авиационные училища и школы осуществляли подготовку кадров для строевых частей, расположенных в разных уголках нашей страны, и везде они были довольно высоко востребованы.
Список литературы
1. Астраханцев О. Н. Аэроклубы Сибири накануне Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. I. С. 22-25.
2. Астраханцев О. Н. Бирмская военная авиационная школа пилотов в 1940-1945 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6 (44): в 2-х ч. Ч. II. С. 19-22.
3. Астраханцев О. Н. Военно-учебные заведения Сибири. (1813-1917 гг.) // дис. канд. ист. наук. Улан-Удэ.: институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 2009. 281 с.
4. Астраханцев О. Н. Воинская дисциплина в Иркутской военной школе авиационных техников в 1931-1937 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 11 (37): в 2-х ч. Ч. II. С. 20-23.
5. Астраханцев О. Н. История подготовки военных летно-технических кадров в Сибири (19101945 гг.): монография / О. Н. Астраханцев. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. - 348 с.
6. Астраханцев О. Н. Материально-техническое обеспечение учебных заведений ВВС Сибирского военного округа в годы Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4 (30): в 3-х ч. Ч. III. С. 21-25.
7. Астраханцев О. Н. Организация учебной работы в Иркутской военной школе авиационных техников в 1930-е годы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (29): в 2-х ч. Ч. II. С. 20-22.
8. Астраханцев О. Н. Подготовка кадров в Иркутской военной авиационной школе техников накануне Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. III. С. 16-19.
9. Астраханцев О. Н. Становление Иркутской военной школы авиационных техников (комплектование школы личным составом в 30-е годы XX века) // Научный Вестник МГТУ ГА № 191 (5), 2013 г., С.132-135.
10. Астраханцев О. Н. Становление Новосибирской военной авиационной школы пилотов накануне Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 12 (38): в 3-х ч. Ч. II. С. 15-18.
11. Астраханцев О. Н. Становление Омской военной авиационной школы пилотов накануне Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 1 (39): в 2-х ч. Ч. II. С. 15-17.
ВИНИКНЕННЯ ФЕНОМЕНУ В1ЙНИ В ДОБУ ВОСННО1 ДЕМОКРАТЫ
Вознюк Ю. С.
старший викладач кафедри гумантарних дисциплт, Державний утверситет тфраструктури та технологт (м. Кшв, Украша)
https://orcid. org/ 0000-0002-5981-5832
THE EMERGENCE OF THE PHENOMENON OF WAR IN THE ERA OF MILITARY DEMOCRACY
Vozniuk Yu.
Senior Lecturer of the Academic Department of Humanities, State University of Infrastructure and Technology (Kyiv, Ukraine) https://orcid. org/ 0000-0002-5981-5832
Анотащя
У стат зроблена спроба концептуального, кторичного анал1зу виникнення феномену вшни як прояву сустльно оргашзованого сощального насильства в добу военно! демократ шд час сустльно!' трансформаций первюного комушзму у ранньокласов! цившзаци Стародавнього Свггу. А також розкриття сусально! природи феномену вшни як екстремального прояву сустльно оргашзованого сощального насильства, який мае всеохоплюючий, багатовим1рний, системний, шституцшний характер та ушверсальне значения в ютори людсько! планетарно! цившзаци.
Анал1зуючи зародження та еволющю феномену вшни у первюш, «доюторичш» часи необхвдно заува-жити, що дефшщя «вшна» у сучасному розумшш виникае в процес трансформаци «первюного комушзму» до ранньокласових сустльних ввдносин у добу «военно! демократ!!'» внаслщок неол!тично! революций, сустльних подшв прац!, де збройний чинник зирав роль катал!затора сусп!льних змш, перетворивши в!йну на «пост!йний промисел», який см!ливо можна розглядати на наш погляд, як трет!й сустльний под!л прац!, що сприяв диференщащ! та стратиф!кац!! сусп!льства при переход! ввд варварства до цив!л!зац!!.
Необхвдно констатувати безпосередн!й вплив соц!ального насильства на виникнення феномену вшни як на крайнш, екстремальний прояв сустльно оргашзованого сощального насильства. Феномен вшни став наслщком сощально! рац!онал!зац!! бюлопчно!', природно! агрес!! притаманн!й людям в умовах трансформаций перв!сного комушзму в добу «военно! демократ!!'» у ранньокласов! цившзаци Стародавнього Свпу.
Сутнюних сучасних рис феномен в!йни надбав з виникненням !нституту держави як цившзацшно! форми самоорган!зац!!' сусп!льства для тдтримання якого феномен соц!ального насильства набув рис та змютовного характеру системозбериаючого сусп!льного !нституту.
Abstract
The article attempts to conceptually and historically analyze the emergence of the phenomenon of war as a manifestation of socially organized social violence in the era of military democracy during the social transformation of primitive communism into the early class civilizations of the Ancient World. As well as the disclosure of the social nature of the phenomenon of war as an extreme manifestation of socially organized social violence, which has a comprehensive, multidimensional, systemic, institutional nature and universal significance in the history of human planetary civilization.