Научная статья на тему 'Формирование себестоимости туристического продукта'

Формирование себестоимости туристического продукта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4119
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / себестоимость / туристический продукт / туристическая услуга / калькуляция / tourism / cost / tourist product / tourist services / costing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ангелина Ирина Альбертовна

Актуальность данной работы состоит в том, что важнейшим участком производственного учета в туристических организациях является учет затрат на формирование турпродукта и определение его себестоимости. В статье приведены особенности формирования себестоимости туристского продукта, а также приемы и методы, используемые при его формировании, рассмотрены некоторые аспекты учета затрат туров и маршрутов, осуществляемых в туристической сфере, а также рассмотрены способы снижения себестоимости продуктов и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of this work is that the most important area of production accounting in tourism organizations is the accounting of costs for the formation of tourist products and determining its cost. The article shows the peculiarities of the formation of the cost price of a tourist product, as well as the methods and methods used in its formation, examines some aspects of accounting for the costs of tours and routes in the tourism sector, and also describes ways to reduce the cost of products and services.

Текст научной работы на тему «Формирование себестоимости туристического продукта»

УДК 336.6

ФОРМИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

Ангелина Ирина Альбертовна, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, г. Донецк E-mail: [email protected]

Аннотация. Актуальность данной работы состоит в том, что важнейшим участком производственного учета в туристических организациях является учет затрат на формирование турпродукта и определение его себестоимости. В статье приведены особенности формирования себестоимости туристского продукта, а также приемы и методы, используемые при его формировании, рассмотрены некоторые аспекты учета затрат туров и маршрутов, осуществляемых в туристической сфере, а также рассмотрены способы снижения себестоимости продуктов и услуг.

Ключевые слова: туризм, себестоимость, туристический продукт, туристическая услуга, калькуляция.

Annotation. The relevance of this work is that the most important area of production accounting in tourism organizations is the accounting of costs for the formation of tourist products and determining its cost. The article shows the peculiarities of the formation of the cost price of a tourist product, as well as the methods and methods used in its formation, examines some aspects of accounting for the costs of tours and routes in the tourism sector, and also describes ways to reduce the cost of products and services.

Key words: tourism, cost, tourist product, tourist services, costing.

Постановка проблемы. Туристические предприятия, в связи с большой конкуренцией, настолько стали поглощены завоеванием своей доли рынка, что в результате забывают о самом главном для кого и чего они работают - о туристах. Одним из главных экономических показателей работы предприятия является себестоимость туристического продукта.

Анализ литературы. Проблемы учета затрат и себестоимости продукции в туристической отрасли в условиях рыночной экономики нашли свое отражение в научных трудах Сметанко А.В. [1], Гуцайлюка З.В. [2], Списак В.Т. [3], Чабанюк О.М. [4], Трубочкина М.И. [5], Кифяк В.Ф [6], Панасюк К.А. [7],. и

других отечественных и зарубежных авторов. Формирование себестоимости туристического продукта, а так же пути их совершенствования всегда будут актуальны для рассмотрения и изучения, так как чем больше у предприятия получится сократить себестоимость турпродукта или услуги, тем более оно выиграет в плане конкурентоспособности, продукция станет доступнее для туристов и появится ощутимый экономический показатель. Снижение себестоимости туристического продукта имеет большое значение для устойчивого развития предприятия. Главный путь снижения себестоимости -экономия, предприятием всех имеющихся ресурсов, включая трудовые и материальные. Их нужно расходовать рационально [5].

Цель исследования - рассмотрение методов и приемов, используемых при расчете себестоимости турпродукта, особенности формирования расходов на туристский продукт.

Изложение основного материала. Большинство туристических предприятий задается вопросом как же вернуть к себе доверие туристов, как увеличить спрос на отдых. Одним из основных вариантов, является сокращение затрат на себестоимость туристического продукта. В первую очередь руководителю (директору) турпредприятия необходимо наладить работу всех отделов, эффективно задействовать их в работе. Также необходимо следить за распределением и учетом затрат туристического предприятия, так как это является одной из важных проблем формирования себестоимости турпродука. В качестве экономической категории себестоимость является основой для формирования цены на турпродукт. На законодательном уровне формула расчета себестоимости не упорядочена, поэтому тур предприятия выбирают метод вычисления самостоятельно. Деятельность туристических предприятий в основном связана с эксплуатационной деятельностью, поэтому она отличается от промышленных предприятий. Как правило и структура их затрат различна, но есть и общие. Например, расходы на производственную деятельность включают на основные материалы, не считая отходы; на содержание, эксплуатацию и ремонт хозяйственного оснащения; на электроэнергию, отопление, водоснабжение и прочие коммунальные услуги; на амортизацию; на зарплату, отчисления на социальные нужды, командировочные и т.д.

В себестоимость входят затраты на формирование, продвижение и реализацию туристического продукта или услуги. Затраты, которые относятся к производственному процессу, это производственные затраты - на создание туристического продукта, коммерческие затраты - на продвижение и реализацию туристического продукта. Для расчета себестоимости суммируют производственные и коммерческие расходы [4].

Затраты ещё принято делить в зависимости от способа включения в себестоимость турпродукта. Это могут быть как прямые затраты, которые связаны с производством турпродукта, и накладные затраты, которые связаны с

деятельностью туристического предприятия, в частности с организацией и управлением производством турпродукта их расчет производится с помощью специальных методов. Совокупность способов и методов расчёта себестоимости принято называть калькулированием, и его относят к числу особенностей деятельности в области туризма. Во время калькуляции происходит распределение расходов между объектами калькулирования [5]. При формировании себестоимости туристического продукта используются разные методы учёта расходов на создание туристического продукта. Их немного, всего три - позаказный метод, метод «директ-кост» и нормативный метод. Для каждого метода присущи свои особенности, например, используя метод «директ-кост» или позаказный, калькулирование себестоимости происходит на обслуживание одного туриста, а использование нормативного метода предупреждает нерациональное использование трудовых и финансовых ресурсов, позволяет определять какие были затраты и какими они должны быть. Небольшие туристические фирмы используют метод «директ-кост» или позаказный. В любом случае при использовании любого из этих методов составляется плановая калькуляция. При формировании себестоимости туристического продукта предприятия могут выбрать один из способов калькулирования себестоимости: комбинированный, затратный, нормативный способ калькулирования, и учет цен конкурентов на такие же услуги, а после принятия одного из способов они должны быть отражены в приказе об учётной политике предприятия [1].

На основании принятых методов и способов расчёта расходов на себестоимость турпродукта составляется калькуляционная карточка. Как правило, в данных карточках указываются все статьи расходов. Фактическую себестоимость туристского маршрута или тура получают умножив полученную сумму затрат из калькуляционной карточки на количество человек в группе. А уже к фактической себестоимости турпродукта добавляют величину планируемой прибыли, после чего стоимость тура с учетом заложенной прибыли умножается на ставку НДС. При принятии решения об установке окончательных цен на турпродукт учитываются дополнительные факторы, например цена должна быть гибкой, ценовая политика с учетом сезонной дифференциации цен и тарифов, цена не должна вызывать у потенциальных клиентов отрицательных эмоций, влияние цены на макро и микроокружение туристического предприятия. В нынешних условиях большинство турфирм вынуждены снижать норму прибыли на туристический продукт для привлечения туристов [6].

Туристическая деятельность имеет ряд особенностей, например турпродукт в основном предлагается в виде пакета туруслуг. Основные статьи затрат это перевозка, проживание, питание, экскурсионные, хозяйственные и прочие расходы. К основным затратам еще относят визовые и другие расходы, которые связаны с организацией турпоездки, медицинское обслуживание, добровольное страхование на время путешествия, услуги сопровождающих лиц

[7].

Значимую часть занимают транспортные расходы. В зависимости от вида транспорта, использованного для перемещения туристов, меняется цена на турпродукт. Например, с целью уменьшить стоимость авиаперевозок туроператоры заключают договора с авиакомпаниями на чартерные рейсы, но есть особенность, при обычной или меньшей степени загрузки самолёта фирма включает сумму оплаты в себестоимость полностью [8]. Пакет туруслуг принято просчитывать на группу туристов, но необходимо обращать внимание на форму обслуживания это может быть как групповой, так и индивидуальный тур, а это важно. Количество туристов в групповом туре играет важную роль, чем больше людей примут участие в поездке, тем дешевле будет стоимость тура в расчете на одного туриста. При групповом туре на определённых маршрутах в тургруппу могут входить сопроводительные лица (переводчик, гид и т.д.) в связи с этим себестоимость полного пакета туруслуг будет рассчитана на одного и на группу туристов. При этом в первую очередь расчет проводят по основным статьям затрат согласно с пакета услуг на группу туристов, а после рассчитывается себестоимость на одного туриста, далее происходит установка цен услуг, которые предусмотрены турпутёвкой. Также стоимость турпоездки зависит от количества предлагаемых туруслуг, в неё могут включать как полный комплекс туруслуг, так и определенные услуги по выбору туристов [7]. Например, экскурсии не всегда включены в стоимость турпакета, очень часто туристы оплачивают их дополнительно, выбирая ту, которая будет их интересовать. При формировании себестоимости необходимо обращать внимание на класс обслуживания туристов, чем выше степень комфортности, тем более высокая будет цена за тур. В определенный период на конечную стоимость продукта влияют не только уровень расходов, спроса, а также сезонный характер и цены конкурентов. В связи с этим туристические предприятия должны следить за ценами конкурентов. Необходимо отметить расходы на оплату труда работникам, которые заняты формированием туристского продукта. Они могут быть в составе штата туристического предприятия, а могут работать по контрактам гражданско-правового характера. Значимую часть составляют расходы на продвижение и продажу турпродукта. К ним относятся затраты на оплату труда пиарщикам; на разработку и издание рекламы (календари, прейскуранты, брошюры, плакаты и т.д); на рекламу в газетах, радио и т.д [3]. Разнообразие видов деятельности, которыми занимается турпредприятия, требуют применения различных методов и способов учета хозяйственных операций, ведения четкой системы производственного учета. Большое значение в борьбе за уменьшение себестоимости имеет соблюдение режима экономии на всех этапах производства. Это позволяет снизить затраты материальных ресурсов, сократить расходы на обслуживание управления и производства. Как известно, материальные затраты имеют значительную долю в структуре себестоимости, поэтому даже небольшое

сокращение расходов сырья и материалов при производстве продукции дает предприятию в целом значительный эффект [2].

Но экономить тоже нужно правильно. Если компания сведет к минимуму расходы на рекламу и сэкономленный фонд пустит на формирование продукта, в результате получит качественный турпродукт, но о котором никто не будет знать. Или наоборот если большая часть расходов будет приходиться на РЯ компанию для турпредприятия, то придется экономить либо на материальных ресурсах, либо на производственном процессе и в результате получится удачно прорекламированный продукт, но с низким качеством услуг. Существует большое количество способов, благодаря которым предприятие зарабатывает прибыль. И для каждого из такого способа фактор реальных затрат, которые должно понести предприятие в процессе своей деятельности, является важным.

Выводы. Руководству следует уделять должное внимание затратам турпредприятия. Основной целью оптимизации себестоимости является увеличение прибыли компании без дополнительного объема продаж, снижение цен на турпродукт, рост конкурентоспособности, увеличение материальной мотивации персонала, увеличение выплат дивидендов. Оптимизацию себестоимости необходимо рассматривать как составную и неотъемлемую часть процесса управления издержками предприятия и процесса оптимизации управления компанией в целом. Управление расходами следует рассматривать ключевым видом экономической деятельности [9].

Список использованной литературы:

1. Сметанко А.В. Планирование себестоимости тупродукта / А.В. Сметанко // Культура народов причерноморья. - 2001. - № 24. - С. 54-57.

2. Гуцайлюк З. В. Облш затрат i калькування собiвартостi продукцп / З.В. Гуцайлюк // Рахунковець. - 1999. - № 5. - С. 21-23.

3. Списак В.Т. Витрати в управлшш туристичним тдприемством / В.Т. Списак // Облш затрат i калькування собiвартостi продукцп «1нформацшш технологи в управлшш туристичною та курортно- рекреацшною економшою». - Бердянськ: АУ1Т «АР1У», 2007. - С. 98-101.

4. Чабанюк О.М. Первинний облш в управлшш витратами санаторно-курортних установ / О.М. Чабанюк, П.О. Куцик // Вюник Львiвськоi комерцшно! академп. Серiя економiчна. - 2009. - Вип. 30 - С. 109-112.

5. Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 218

с.

6. Кифяк В.Ф. Оргашзащя туристичноi дiяльностi в Укрш'ш / В.Ф. Кифяк. - Чершвщ, 2003. - 300 с.

7. Панасюк К. А. Економша i цшоутворення в туризма конспект лекцш / Панасюк К.А., Редько В.е. - Донецьк: ДонНУЕТ, 2013. - 97 с.

8. Быкова И. В. Анализ основных факторов, влияющих на себестоимость продукции / И. В. Быкова // Управленческий учет. - 2014. - № 1. - С. 60-68.

9. Ежкова И. В. Концепция управления себестоимостью продукции на предприятии // Молодой ученый. - 2011. - № 5. - Т. 1. - С. 180-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.