A.B. КОЛЕСНИКОВ
A.B. КОЛЕСНИКОВ
преподаватель Тихоокеанского государственного университета,
г. Владивосток
ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ
В нашей стране за последние 10-15 лет, несмотря на рост уровней общей заболеваемости и смертности населения, значительно сократилось число санаторно-курортных организаций, а также учреждений летнего отдыха для детей и подростков. Каждый год количество санаторно-курортных организаций уменьшается на 50-150 единиц, что, соответственно, ведет и к сокращению возможностей для санаторно-курортного отдыха. Материальная база курортов за годы экономического кризиса пришла в упадок, резко сократились объемы их государственного финансирования, а число отдыхающих, особенно во внесезонное время, уменьшилось, по данным Росстата, примерно в 10 раз.
Возникла необходимость реформирования социально-экономических отношений в системе здравоохранения и перехода к рыночным отношениям в сфере санаторнооздоровительных услуг. В связи с этим была ликвидирована государственная система распределения путевок, а санаторно-курортным организациям было дано право самостоятельно реализовывать путевки по свободным ценам на любой срок пребывания в зависимости от желания отдыхающего.
Таким образом, в России началось формирование рынка санаторно-оздоровительных услуг, который представляет собой систему экономических, правовых и социальнопсихологических отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) санаторно-оздоровительных услуг в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.
В роли производителей (продавцов) санаторно-оздоровительных услуг выступают санатории, пансионаты с лечением и санатории-профилактории.
Санатории и пансионаты с лечением — лечебно-профилактические организации, оснащенные койками и обеспечивающие больным за определенный промежуток вре-
мени реабилитационное лечение, главным образом на основе использования целебных свойств природных факторов (климата, минеральных вод, лечебных грязей и др.)1. Все они являются специализированными, т.е. имеют определенный профиль, например лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и т.д. Они могут быть одно- или многопрофильными, располагаются, как правило, в пределах санаторно-курортных зон. В настоящее время в России, по данным Росстата, 2653 санаторно-курортные организации, которые рассчитаны на 434 тыс. койко-мест.
Санатории-профилактории — лечебнопрофилактические организации, оснащенные койками, действующие при предприятиях, обеспечивающие проведение лечебно-оздоровительных мероприятий для работников без отрыва от производства, в свободное от работы время.
В роли потребителей санаторно-оздоровительных услуг выступают, с одной стороны, покупатели, а с другой — пользователи санаторно-оздоровительных услуг. Необходимо различать эти понятия. Так, покупатель санаторно-оздоровительных услуг — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, приобретающие санаторно-оздоровительные услуги для оздоровления, лечения и отдыха работников своего предприятия, а также физическое лицо, которое оздоравли-вается за счет личных средств. А пользователи санаторно-оздоровительных услуг — это те, кто получает услуги, оплаченные за счет средств бюджета, средств предприятия-работодателя или же личных средств.
К посредникам на рынке санаторнооздоровительных услуг относятся Фонд социального страхования, организации добровольного медицинского страхования, государство, которое выступает в лице комитетов по социальной защите, выкупающих определенное количество путевок на сана-
© А.В. Колесников, 2007
торно-курортное лечение для пользователей санаторно-оздоровительных услуг, а также туристические агенты и операторы, которые получают комиссионное вознаграждение за реализацию путевок.
Взаимосвязь субъектов рынка санаторно-оздоровительных услуг схематично представлена на рисунке.
Необходимо отметить, что важную роль в формировании и функционировании рынка санаторно-оздоровительных услуг играют организации и учреждения, обеспечивающие его деятельность (инфраструктура).
В первую очередь это относится к медицинским учреждениям, участвующим в реализации сложного лечебно-диагностического процесса. Например, при оказании санаторно-оздоровительных услуг партнерами здравниц могут быть стационар, консультативно-диагностический центр, кафедра физиотерапии медицинского института и др.
Вторую группу составляют финансово-кредитные, прежде всего банковские, предприятия и организации. В условиях рыночных отношений роль банковского кредита, являющегося одним из источников финансирования деятельности лечебно-профилактических учреждений, возрастает.
Кроме того, повышается роль таких банковских услуг, как лизинг.
Третью группу образуют органы государственной власти и местного управления, которые в современных условиях рассматриваются как активные и полноправные участники рынка. При этом следует отметить, что наибольшая их активность проявляется в тех сферах экономики, где рыночные отношения недостаточно развиты или их действие не приносит должного общественного результата. Как раз такой сферой является здравоохранение. Органы государственной власти и местного управления заинтересованы в привлечении санаторно-курортных организаций к выполнению разработанных соответствующими правительственными органами программ в области охраны здоровья населения в целом и представителей отдельных социальных групп.
Четвертая группа — организации, участвующие в продвижении санаторно-оздоровительных услуг, например рекламные агентства.
К пятой группе относятся предприятия, являющиеся поставщиками оборудования, инструментария, лекарственных препаратов и различного рода ресурсов.
--------► Спрос -----------► Предложение
Взаимосвязь субъектов рынка санаторно-оздоровительных услуг
Известия ИГЭА. 2007. № 4 (54)
И.С. ЧЕРНЯК, М.А. СЕМЕНОВ
На сегодняшний день существует ряд проблем, касающихся социальных гарантий государства в части удовлетворения потребности населения России в санаторно-оздоровительных услугах. Например, прекращение финансирования санаторно-курортного лечения работников и членов их семей с 1 января 2003 г., кроме ущемления конституционных прав российских граждан на охрану здоровья, самым негативным образом сказалось на формировании бюджетов целых курортных регионов (Краснодарский, Ставропольский, Алтайский края и др.).
На наш взгляд, для организации и обеспечения рационального функционирования рынка санаторно-оздоровительных услуг необходимо:
- создать научно обоснованную систему государственного регулирования рынка санаторно-оздоровительных услуг в Российской Федерации;
- внедрить информационные технологии в сферу санаторно-оздоровительных услуг, создать в этой сфере базу данных, систему консалтинга, а также разработать систему распределения таких услуг;
- разработать правила, требования и стандарты, касающиеся организации деятельности субъектов рынка санаторнооздоровительных услуг.
Примечание
1 Туризм и туристские ресурсы в России. 2004: стат. сб. / Росстат. М., 2004.
И.С. ЧЕРНЯК
профессор Иркутского государственного технического университета
М.А. СЕМЕНОВ
доктор технических наук,профессор Иркутского государственного технического университета
ПРОБЛЕМЫ ТЕПЛООБЕСПЕЧЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Экономическое развитие страны, как и любого региона, зависит от топливно-энергетического комплекса (ТЭК), поскольку он — основа экономики.
Большинство регионов, входящих в Сибирский федеральный округ, имеют развитый ТЭК. Крупнейшими производителями электроэнергии являются Иркутская и Кемеровская области, Красноярский край, Республика Хакасия. Иркутская область, наряду с Омской, представляет собой также крупный центр по производству нефтепродуктов. В целом регионы СФО обеспечивают более 80% общероссийского объема производства каменного угля и пятую часть электроэнергии.
Развитие ТЭК в Сибири обусловлено богатейшими топливно-энергетическими ресурсами. Запасы угля, например, по различным оценкам, составляют от 3,8 до 4,4 трлн т. На территории Иркутской области объем прогнозных и извлекаемых запасов угля составляет 46 млрд т, разведанных запасов — 14,4 млрд т. Имеются крупные месторождения нефти и газа, освоение ко-
торых позволит превратить область в один из ведущих нефтегазодобывающих регионов страны и создать условия для развития новых отраслей промышленности.
Электроэнергетика призвана выполнять следующие важные общественные функции:
- надежное и бесперебойное электроснабжение потребителей в соответствии с действующими государственными стандартами параметров электроэнергии;
- обеспечение дальнейшей электрификации народного хозяйства путем расширения использования электроэнергии для получения разных форм конечной энергии (механической, тепловой, химической и др.) и замены электричеством других энергоносителей;
- развитие теплофикации городов, т.е. обеспечение высокоэффективного централизованного теплоснабжения потребителей на основе комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
- вовлечение в топливно-энергетический баланс страны (через производство электрической энергии) возобновляемых источников энергии, низкокачественного твердого топ-
© И.С. Черняк, МА. Семенов, 2007