5. ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1.Д. 388. Л. 50, 51.
6. Голос рабочего. 1934. 2 янв.
7. Даешь трактор. 1931. 19 авг.
8. Даешь трактор. 1933. 15 янв.
9. Доклад об итогах самопроверки низовой печати Нижне-Волжского края. 1931 г. // ГАНИСО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 324. Л. 1-5.
10. За сталинские снаряды. 1931. № 1-2.
11. Квартальный отчет Сталинградского гу-блита за первый квартал 1928 г. // ГАВО. Ф. 2462. Оп. 1. Д. 30. Л. 69.
12. Матвиенко С.С. Партийная и советская печать как орудие социалистического строительства (1926-1932 гг.). Алма-Ата, 1975. С. 18.
13. Протокол заседания бюро Сталинградского горкома ВКП(б) // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 258. Л. 83.
14. Протокол № 15 заседания бюро Сталинградского горкома ВКП(б) Нижне-Волжского края. 15 мая 1932 г. О выпуске фабрично-заводских газет. 1932 г. // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 100. Л. 178.
15. Приказ №101/1 по Сталинградскому областному управлению по делам литературы и издательств от 16 июня 1939 г. // ГАВО. Ф. 688. Оп. 3. Д. 2. Л. 32.
16. Судостроитель. 1933. 17 июля.
17. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 1. Д. 483. Л.155.
18. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 11. Д. 15. Л. 71.
* * *
1. Bolotov N.A. Social'naja politika v Nizhnem Povolzh'e v 1920-1930-e gody. Volgograd: Peremena, 2004.
2. Bor'ba. 1928. 19 ijunja.
3. Bor'ba . 1930. 5 marta.
4. «Volgogradskaja Pravda» 85 let. Gazeta, ljudi, gody. Volgograd, 2002. S. 25.
5. GANISO. F. 594. Op. 1.D. 388. L. 50, 51.
6. Golos rabochego. 1934. 2 janv.
7. Daesh' traktor. 1931. 19 avg.
8. Daesh' traktor. 1933. 15 janv.
9. Doklad ob itogah samoproverki nizovoj pechati Nizhne-Volzhskogo kraja. 1931 g. // GANISO. F. 55. Op. 1. D. 324. L. 1-5.
10. Za stalinskie snarjady. 1931. № 1-2.
11. Kvartal'nyj otchet Stalingradskogo gublita za pervyj kvartal 1928 g. // GAVO. F. 2462. Op. 1. D. 30. L. 69.
12. Matvienko S.S. Partijnaja i sovetskaja pechat' kak orudie socialisticheskogo stroitel'stva (1926-1932 gg.). Alma-Ata, 1975. S. 18.
13. Protokol zasedanija bjuro Stalingradskogo gorkoma VKP(b) // CDNIVO. F. 71. Op. 1. D. 258. L. 83.
14. Protokol № 15 zasedanija bjuro Stalingradskogo gorkoma VKP(b) Nizhne-Volzhskogo kraja. 15 maja 1932 g. O vypuske fabrichno-zavodskih gazet. 1932 g. // CDNIVO. F. 71. Op. 1. D. 100. L. 178.
О Загурная Н.В., 2017
15. Prikaz №101/1 po Stalingradskomu oblas-tnomu upravleniju po delam literatury i izdatel'stv ot 16 ijunja 1939 g. // GAVO. F. 688. Op. 3. D. 2. L. 32.
16. Sudostroitel'. 1933. 17 ijulja.
17. CDNIVO. F. 113. Op. 1. D. 483. L.155.
18. CDNIVO. F. 113. Op. 11. D. 15. L. 71.
Periodicals and industrial development of the Lower Volga region in late 1920s -first half of 1930s
Based on the analysis of documents of the Lower Volga region archives and some periodicals of the 1920-1930s, the article deals with the characteristic forms of reporting about the industrial development of the region in the local press.The role of printed media in the process of socialistic modernization of the industry of the Lower Volga region is analyzed in the article.
Key words: Lower Volga region, industrialization, newspapers, propaganda, mass media, periodicals, industrial development.
(Статья поступила в редакцию 17.10.2016)
Н.в. загурная
(волгоград)
формирование репертуара киносети сталинградской области и его реализация
в 1941-м - НАЧАЛЕ 1950-х гг.
Проанализирован репертуар фильмов, демонстрируемых в кинотеатрах Сталинграда во время Великой Отечественной войны и в восстановительный период. На основе ранее неопубликованных источников сделан вывод о том, что на разных этапах развития Сталинградской области фильмы отражали историческую действительность, были средством воздействия власти на общество и способствовали моральному воодушевлению людей.
Ключевые слова: Сталинград, киносеть, репертуар, досуг, Великая Отечественная война, идеология.
Кино имеет огромное значение в формировании личности, оказывая на зрителя эмоциональное воздействие, заставляет его размышлять над проблемами общества. Организация
ИЗВЕСТИЯ вгпу
кинообслуживания населения, выбор и подача репертуара в соответствии с духом времени являются базой для интеллектуального и духовного развития своих граждан и одним из элементов механизма воздействия власти.
Деятельность киносети являлась важнейшим звеном идеологической работы в советском обществе и в годы Великой Отечественной войны, и в восстановительный период. Результатами ее работы стали духовная мобилизация общества в кратчайшие сроки и его готовность к выполнению задач, поставленных в начале войны, а позднее - поддержание и сохранение боевого духа людей, трудящихся на восстановлении страны.
Размышляя над жанрами кинолент, образами, возникавшими на экранах сталинградских кинотеатров в 1941-м - начале 1950-х гг., можно определить, что кинематограф отражал дух времени, был направлен на решение государственных задач, способствовал укоренению действующей идеологии.
Так, еще до войны кинематограф стал выполнять задачи по поднятию морального духа в армии и пропаганде антигерманского настроения в тылу. Важнейшее место в идеологическом направлении занимали борьба с «человеконенавистнической идеологией фашизма» [7, с. 177] и «поднятие духовных сил народа для борьбы с врагом» [Там же, с. 178]. Само время диктовало кинематографу требования. «Был пересмотрен план производства художественных и документальных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины» [Там же]. Уже в самом начале войны в кинотеатрах демонстрировались патриотические и антифашистские фильмы «Александр Невский», «Щорс», «Профессор Мамлок», «Семья Оппенгейм», «Болотные солдаты» и др.
Сталинград накануне войны посетили создатели фильма «Чапаев» братья Васильевы, чтобы собрать материал для своей новой работы «Оборона Царицына». Режиссеры встретились с красными партизанами, побывали на местах боев, чтобы определить точки натурных съемок. Три года длилась работа по созданию сценария, в 1941 г. начались съемки, а в апреле 1942 г. на экране кинотеатра «Комсомолец» началась демонстрация долгожданной кинокартины. За первую неделю проката его увидели более 30 тыс. человек, действия, разворачивающиеся на экранах кинотеатров, готовили жителей города к грядущим испытаниям.
С началом войны на первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино, что способствовало широкому развороту документальных съемок, оперативному выпуску на экран киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов. Сталинградцы наступление войны ощутили в полном объеме не сразу, город продолжал жить мирной жизнью, газеты города в самый канун войны, 21 и 22 июня 1941 г., писали, что «в кинотеатрах "Комсомолец", "Ударник", "Красная Звезда", "Спартак", "Призыв" в эти дни демонстрировались ленты "Таинственный остров", кинокомедия "Старый двор", "Музыкальная история", "Первопечатник Иван Федоров" и "Иудушка Голов-лев", наконец, фильмы "Фронтовые подруги" и "Парень из нашего города" по пьесе К. Симонова» [Там же, с. 34]. Также по расписанию шли сеансы в кинотеатрах, и горожане не могли себе представить, что ждет их город через год. Тем не менее в демонстрационные списки художественных фильмов стали все чаще попадать сводки кинохроники с фронтов, короткометражки боевых киножурналов и научно-популярные фильмы перед сеансами о правилах поведения во время бомбежек, химических атак и т. д. (см. табл. 1 на с. 185-186).
Год спустя Сталинград сам стал киноплощадкой для съемок баталий, где декорациями выступали разбомбленные дома и горящая Волга, а жители города, оставшиеся без крова, и солдаты, яростно отбивающие атаки противника, - главными героями. дело в том, что в августе 1942 г. Комитет по делам кинематографии при Совнаркоме СССР принял постановление о производстве документального фильма о Сталинградской битве.
Сражение длиной в 200 дней, положившее начало коренному перелому в ходе войны, снимали военные кинооператоры донского, Юго-Западного и Сталинградского фронтов, целью которых было собрать документальный материал для будущего фильма о Сталинградской битве [8, с. 285].
И, наконец, в апреле 1943 г. мир увидел «Сталинград» [10]. Сталинградцы смотрели киноленту согласно плану кинообслуживания города и его районов 17 - 23 апреля 1943 г. (см. табл. 2 на с. 187).
При помощи автозвуковой передвижки, установленной во временно приспособленных помещениях, демонстрировался фильм о вели-
- исторические науки и археология -
Таблица 1
Расписание киносеансов в кинотеатрах г. сталинграда на 1941 г.
^^Кинотеатр Дата «Комсомолец» «Ударник» «Красная Звезда» «Спартак» «Призыв»
21 июня «Песнь о любви» «Сокровища Ценского ущелья» «Фронтовые подруги». Дневной сеанс -кинохроника «Нижнее Поволжье», № 20. «Незваный гость». СКЖ, № 49 и 50 «Возвращение» Дневной сеанс -«Сокровища погибшего корабля». Вечерний сеанс -«Песнь о любви»
22 июня «Песнь о любви» «Сокровища Ценского ущелья» «Фронтовые подруги». Дневной сеанс -кинохроника «Нижнее Поволжье», № 20. «Незваный гость». СКЖ, № 49 и 50 «Возвращение» Дневной сеанс -«Сокровища погибшего корабля». Вечерний сеанс -«Песнь о любви»
25 июня Дневной сеанс -«Сокровища Ценского ущелья». Вечерний сеанс - «Всадники» «Щорс» Детский и вечерний сеансы - «Александр Невский», дневной сеанс - «Снайперы», «Отважный моряк» «Фронтовые подруги» Дневной сеанс -«Танкисты-сталинцы». Вечерний сеанс -«Песнь о любви»
27 июня «Болотные солдаты» «Семья Оппан-гейм» «Александр Невский». Дневной сеанс - «Наука и техника», № 12 и 13. «Пионерия», № 5 «Фронтовые подруги» «Песнь о любви»
28 июня «Киноконцерт» «Всадники» «Александр Невский». Дневной сеанс - «Наука и техника», № 12 и 13. «Пионерия», № 5 «Фронтовые подруги» «Песнь о любви»
9 июля «Танкер "Дербент"» «Ленин в 1918 году» Детские и вечерние сеансы - «Борьба продолжается». СКЖ, №58, 59 «Иудушка Головлёв» «Всадники»
19 июля «Танкисты». СКЖ, №63 «Пётр I». Выступление по радио Председателя Государственного Комитета Обороны И. В. Сталина от 3 июля 1941 г. Детские сеансы -«Сокровища Ценского ущелья». Вечерний сеанс - «Любимая девушка». СКЖ, № 60. Оборонные короткометражные фильмы «Болотные солдаты» Дневные сеансы - «Тринадцать». Вечерний сеанс - «Танкер "Дербент"»
29 июля «Весёлые ребята». СКЖ, № 68 «Новый горизонт». Спецвыпуск - «Подписание соглашения между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии» Детские сеансы -«Ай Гюль». Вечерний сеанс - «Человек из ресторана». СКЖ, № 66, 67 «Всадники» Дневной и вечерний сеансы - «Борьба продолжается». СКЖ, № 64
8 августа Дневной и вечерний сеансы -«Выборгская сторона». СКЖ, № 69 «Великий гражданин». «Чапаев с нами» Вечерний сеанс -«Крепость в степи». Кинохроника «Нижнее Поволжье», № 28 «Борьба продолжается» Дневной сеанс - «Горный марш». Вечерний сеанс - «Человек из ресторана». СКЖ
22 августа Дневной и вечерний сеансы -«В тылу врага». СКЖ, № 74 Сборная цветная программа. СКЖ, № 73. Дневной сеанс -«Богдан Хмельницкий». Вечерний сеанс - «Торговцы сливой». СКЖ, № 71 «Богатая невеста» Дневной и вечерний сеансы - «Весёлые ребята». СКЖ, № 72
Окончание табл. 1
Дата «Комсомолец» «Ударник» «Красная Звезда» «Спартак» «Призыв»
2 сентября Дневной и вечерний сеансы - «Боксёры». СКЖ, № 76 «В тылу у врага». СКЖ, № 77 Дневной сеанс -«Горный марш». СКЖ, № 73 «Новый горизонт» Дневной сеанс - «Высокая награда». Вечерний сеанс - «Богатая невеста». СКЖ, № 75
14 сентября Боевой киносборник № 1 «Победа за нами!». СКЖ, № 78 и 80. «Полный вперёд!» «Боксёры». СКЖ, № 81 «Танкер "Дербент"». «Золотое озеро». СКЖ, № 76 - Боевой киносборник № 1 «Победа за нами!». СКЖ, № 78-80. «Полный вперёд!»
16 сентября Боевой киносборник № 2 «Победа за нами!». СКЖ, № 80 и 81 «Вратарь». СКЖ, № 80 «Четвёртый перископ». «Ледяной дом». СКЖ, № 77 - «В тылу у врага». Спецвыпуск СКЖ - «Все славяне на борьбу против общего врага»
2 октября Дневной и вечерний сеансы -«Антон Иванович сердится». СКЖ, № 87 «Конёк-Горбунок». СКЖ, № 85 Дневной и вечерний сеансы - «Большой вальс». СКЖ, № 82 - Дневной и вечерний сеансы - «Арсен». СКЖ, № 70
29 октября Дневной и вечерний сеансы - «Майская ночь». Киножурнал «Советское искусство», № 6. «Большая жизнь» Дневной и вечерний сеансы - «Запорожец за Дунаем». Спецвыпуск кинохроники - Дневной и вечерний сеансы - «Антон Иванович сердится». СКЖ, № 90
14 ноября Дневной и вечерний сеансы -«Майская ночь». Кинорепортаж с фронта «Яков Свердлов». СКЖ, № 95 Дневной и вечерний сеансы - «Человек с ружьём». Кинорепортаж с фронта - Дневной и вечерний сеансы - «Запорожец за Дунаем». СКЖ, № 6
5 декабря Дневной и вечерний сеансы -«Музыкальная история». Кинорепортаж с фронта «Моряки». СКЖ, № 79 - - -
чайшем подвиге защитников Сталинграда для людей, кто принимал участие в обороне города и кому суждено было возродить город из руин и пепла. Первыми фильм увидели жители Тракторного района и строители, трудящиеся на восстановлении сталинградского тракторного завода, благодаря усилиям которых к моменту демонстрации фильма уже был восстановлен один из корпусов промышленного предприятия.
Логичным продолжением фильма о героической обороне города стал хронико-документальный фильм «Возрождение Сталинграда», который снимала группа кинооператоров в составе 8 человек, прибывших в Сталинград в начале 1943 г. [1]. Кинолента отражала все этапы восстановления города: «от очистки улиц от завалов до электрификации, от первого рабочего в цехе до колонны тракторов, сходящих с конвейера Сталинградского Тракторного завода» [13].
Несмотря на завершение Сталинградской битвы, партийное руководство страны продолжало использовать кино как инструмент формирования общественного мнения, тем более что война продолжалась, в оккупации находились юго-западные территории Советского Союза, и противостояние немецко-фашистской пропаганде было актуальной проблемой.
Поэтому посредством просмотра кинохроники, документальных и художественных кинофильмов, проведения тематических кинофестивалей государственная власть наиболее эффективно могла идеологически воздействовать на массовое сознание. Было крайне важным постоянно информировать различные слои населения об очередных победах советских войск, пропагандировать передовой опыт (стахановское и черкасовское движения), освещать успехи и разъяснять цели восстановительного периода, а также доносить до мас-
Таблица 2
План кинообслуживания города Сталинграда и его районов 17 - 23 апреля 1943 г. Демонстрация фильма «Сталинград» [16. Оп.2. Д.109. Л. 48]
№ п/п Район Дата Время начала сеансов
1 Тракторный 17-18 апреля 7.30
2 Баррикады 19 апреля 7.30
3 Красный Октябрь 20 апреля 7.30
4 Дзержинский 21 апреля 7.30
5 Ерманский 22 апреля 7.30
6 Ворошиловский 23 апреля 7.30
сового зрителя богатое героическое прошлое нашей страны, демонстрируя лучшие художественные и хронико-документальные фильмы.
С окончанием военных действий в Сталинграде кинофестивали стали популярной формой работы с населением, уже в 1943 г. работниками киносети в Сталинградской области было проведено 5 тематических кинофестивалей.
Один из первых проходил под общим названием «Свободолюбивые народы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками», в ходе его демонстрировались такие киноленты, как «Сталинград», «Разгром немецких войск под Москвой», «Победа в пустыне», «Она защищает Родину», 9-й боевой киносборник и британская кинохроника [6. Оп. 1. Д. 8. Л. 13].
Стоит отметить, что фильм «Она защищает Родину» не сразу был допущен в прокат. В первом отзыве о сценарии к фильму Г.В. Александров полностью раскритиковал образ Прасковьи Ивановны, поскольку он вызывал больше жалости к героине после потери ребенка и мужа на войне, чем способствовал привлечению к обороне советских женщин. Кроме того, был поднят вопрос о неправдоподобности флирта во время диверсионной операции [12. Оп. 125. Д. 213. Л. 13]. Тем не менее с выходом в прокат фильм очень полюбился советским гражданам.
Второй кинофестиваль назывался «Народы Советского Союза в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами», целью которого было показать не только героизм и мужество советских воинов, но и сплоченность всего многонационального советского народа в жестких и жестоких условиях войны. Проходили массовые просмотры фильмов «Непобедимые», «Секретарь райкома», «Сын Таджикистана», «День войны», «Черноморцы», «Украина», 6-й и 11-й боевые киносборники [16. Оп. 18. Д. 99. Л. 53; 6. Оп. 1. Д. 12. Л. 112; Д. 2. Л. 125]. Отдельными показами прошли
фильмы о многонациональности и единстве советских людей «69 параллель», «Цирк» (1928 мая 1943 г.) [16. Оп. 2. Д.109. Л. 53].
«Русские полководцы» - тема следующего кинофестиваля, это было обращение к жанру исторического фильма. Зрители смотрели фильмы «Суворов», «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Чапаев», «Щорс», «Пархоменко», «Котовский», «Оборона Царицына» [16. Оп. 18. Д. 99. Л. 53; 6. Оп. 1. Д. 12. Л. 112; Д. 2. Л. 125], «Кутузов», «Георгий Саакадзе».
В рамках фестивалей «Советская молодёжь защищает свою Родину» и «Народные мстители (партизаны)» демонстрировались фильмы «Как закалялась сталь», «Фронтовые подруги», «Парень из нашего города», «Тимур и его команда», 12-й боевой киносборник.
Такое разнообразие репертуара давалось руководству киносети с большим трудом, часто демонстрировали фильмы довоенных лет, т. к. каждый новый сценарий проходил жесткий отбор и находился на вычитке по 2-3 месяца. В частности, в своем письме В.М. Молото-ву И.Г. Большаков пишет о процессе рассмотрения художественных сценариев, который парализует работу кинематографа, и приводит пример: в 1943 г. по плану был 31 художественный фильм, одобрено сценариев 14, а пущено в работу 11. Одобрены сценарии к фильмам «Кутузов», «Радуга», «Георгий Саакад-зе», предварительно одобрены после внесения изменений «Иван Грозный», «Жди меня», «Небо Москвы», а сценарий фильма «Далекий край» был отклонен вовсе как ошибочный [12. Оп. 125. Д. 213. Л. 6-7,10].
Первые 2-3 года войны принято считать упадком художественной кинематографии, комитет по кинематографии выпустил мало хороших фильмов в это время [Там же. Л. 114], а 1943 г. - пик развала, когда художественные фильмы стали упрощенными, при-
митивными по смыслу, убогими по идейному содержанию, низкими по художественному выполнению и с очень плохим музыкальным и техническим оформлением. Яркие примеры подобных - «Актриса», «Дорога к звездам», «Малахов курган», как пишет в письме-обращении к И.Г. Большакову Г.В. Александров [12. Оп. 125. Д. 213. Л. 67]. Но несмотря на это, советское кино, перестроенное на военный лад, выполняло свои основные функции, благодаря появившемуся в годы Великой Отечественной войны короткометражному жанру население страны могло оперативно получать новости с фронтов.
Особая роль организации кинопоказов и выбора репертуара проявилась в военном и послевоенном Сталинграде, ведь несмотря на тяжелейшее положение города и области, киносеть осуществляла бесперебойную работу, просмотр фильмов оказывал положительное влияние на моральное состояние бойцов Красной Армии, способствовал свершению героических поступков и самоотверженному сопротивлению фашистским оккупантам.
В 1944 г. вышло постановление об организации художественного совета при комитете по делам кинематографии, которое несколько изменило положение дел в производстве фильмов. Задачами совета являлось рассматривать и выдавать заключения о планах производства художественных фильмов, тематических планах подготовки сценариев, сценариях художественных фильмов, материалах кинокартин, находящихся в производстве и законченных производством кинокартин, музыкальных партитур картин, принятых к постановке. В состав этого комитета входили председатель комитета по делам кинематографии И.Г. Большаков, кинорежиссеры Г.В. Александров, И.А. Пырьев, С.А. Герасимов, С.Д. Васильев, актеры В.А. Бабочкин, А.Д. Дикий, художественный руководитель хора им. Пятницкого В.Г. Захаров, генерал-майор М.Р. Галактионов и писатель Б.Л. Горбатов [11. Оп. 35. Д. 10. Л. 83].
Благодаря работе художественного совета советские граждане увидели легендарные «Небо Москвы», «Непокоренные», «Простые люди», «Большая земля», «Небесный тихоход», первые серии «Великого перелома», «В 6 часов вечера после войны», в котором фактически срежиссирован будущий День Победы. А фильм «Дни и ночи» по одноименному произведению К. Симонова, который сталинградцы смогли посмотреть уже в
частично отстроенных кинотеатрах, долгое время был одним из лучших художественных фильмов, наиболее ярко и правдиво раскрывающим историю Сталинградской битвы. Также в этот период вышли фильмы для маленьких зрителей «Каменный цветок», «Слон и веревочка», «Черевички».
Стоит отметить, что вопрос о кинообслуживании и производстве фильмов для детей стоял достаточно остро. Детских фильмов и сеансов было недостаточно, в основном транслировали фильмы «Теремок» и «Василиса Прекрасная». В Сталинграде были зафиксированы жалобы от родителей, например, товарищ Сивков, председатель областного управления пожарной охраны МВД, со своим сыном ходил на 12- и 14-часовые сеансы кинотеатра «Культармеец», в это время там показывали киноленты «Трактористы», «Танкисты», «Суворов». По словам родителей, для детей, особенно дошкольного возраста, эти фильмы не подходят, а сцены с поцелуями вводят в затруднительное положение взрослых [5. Оп.1. Д.13. Л.13-15(об.)]. Подобное положение вещей было практически повсеместно, но исправлению поддавалось слабо, поэтому и позже наряду с детскими и поучительными фильмами ребятам предлагали «Повесть о настоящем человеке», «Тимура и его команду», «Мичурина», «Белеет парус одинокий», «Поединок», «За тех, кто в море», «Петр I», «Золотой ключик», «Жила была девочка», «Великий перелом» [6. Оп. 1. Д. 83. Л. 4,10, 11]. В кинотеатре «Гвардеец» в 1946 г., не разделяя репертуар на детские и взрослые киносеансы, демонстрировали «Адмирал Нахимов», «Молодость нашей страны», «Суворов», «Как закалялась сталь», «Секретарь райкома», «Белеет парус одинокий», «Центр нападения», «Каменный цветок», «Теремок», «Балерина», последние из которых оказались самыми любимыми фильмами по количеству организуемых сеансов и посещений [3. Оп. 2. Д. 1. Л. 81].
В период с 1946-го по начало 1950-х гг. культурное развитие представляло собой, с одной стороны, деятельность многочисленных учреждений культуры и искусства по мобилизации населения страны на решение задач по восстановлению народного хозяйства, а с другой - идеологическую деятельность партии и государства, ставившую всю духовную жизнь общества под жесткий контроль. В 1946 г. одна за другой последовали идеологические кампании, которые охватили все социокультурные сферы государства, не обойдя стороной и систему киноучреждений.
Так, 4 сентября 1946 г. было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О кинофильме "Большая жизнь"» [9], в котором работники сети киноучреждений критиковались за легкомысленное, безалаберное отношение к работе, организации кинопоказов и подбору кинолент. Среди причин, повлекших за собой такое халатное отношение, по мнению партийно-государственных органов власти, была отмечена беспечность министерства кинематографии во главе с И.Г. Большаковым «в отношении идейно-политического содержания и художественных достоинств фильмов». В связи с этим перед кинематографией была поставлена задача в кратчайшие сроки устранить все указанные в постановлении ошибки [14]. Стоит отметить, что внесенные в фильм изменения существенно повлияли на дальнейшую его судьбу. В том же 1946 г. кинолента «Большая жизнь» (2-я серия) была представлена на международных кинофестивалях в Венеции и Каннах [11. Оп. 35. Д. 11. Л. 24].
Годом позже критике подвергся фильм «Поезд идет на восток». В рецензии на сценарий его назвали «бессодержательным фильмом», в основе которого незамысловатый сюжет, отсутствует идейность и направлен он только на развлечение [12. Оп. 121. Д. 729. Л. 128]. После такого провала фильм демонстрировался только в периферийных районах страны, тем не менее стал достаточно популярным у населения, но в планах кинообслуживания Сталинграда и области в год выпуска он не встречался.
При анализе деятельности Сталинградского управления кинофикации в 1947 г. внимание привлекает доклад его начальника Баранова. Он делит свое выступление на две части: основная - идеологическое воспитание массы и второстепенная - достижение финансовых показателей, которые планируются вышестоящими организациями. Докладчик уточняет, что со второй задачей управление справилось, а первая вызывает затруднения. По мнению начальника управления, задача киносети состоит не в том, чтобы организовать большое количество сеансов и пропустить большое количество зрителей, а в том, как преподнести фильм зрителю [5. Оп.1. Д.13. Л.12]. Подобная постановка вопроса свидетельствует о том, что в этот период кино продолжало оставаться рычагом влияния на народные массы, а также было востребовано как со стороны государственных структур, так и со стороны зрителя.
Подборка тематических планов к кинофестивалям и репертуары сталинградских кинотеатров еще раз это подтверждают. Например, тематический план кинофестиваля в честь 30-й годовщины Великой Октябрьской революции включал такие темы, как «Ленин в Октябре», «Ленин в 1917», «Сталин - великий вождь советского народа», «СССР - могучая индустриальная и колхозная держава», «Советская культура, сила и жизненность советского строя», «Сталинская дружба народов», «Животворный советский патриотизм», «Советская Армия», «Советская молодежь», «Женщины СССР», «Борьба свободолюбивых народов за безопасность», «Физкультура и спорт» и др. [Там же. Д.12. Л.13-14].
Таким образом, с учетом репертуара кинотеатров города, в фильмофонде Сталинградской конторы главкинопроката на 1947 г. лидерами по числу копий стали ленты: «Адмирал Нахимов», «Александр Пархоменко», «Без вины виноватые», «В дальнем плавании», «В горах Югославии», «Давид Гурамишвили», «Дни и ночи», по одной копии было у фильмов «Девушка моей мечты» (трофейный), «Вратарь», «Во имя Родины», «Два бойца», «Гав-рош», «Великий гражданин», «Вена», «Будапешт» [4. Оп. 1. Д. 6. Л. 225]. Как и прежде, основную часть репертуара составляли высокоидейные и содержательные фильмы с минимальным включением в планы зарубежных, трофейных лент.
затрагивая тему заграничных фильмов, стоит отметить, что лента «Девушка моей мечты» демонстрировалась только с пометкой «Этот фильм взят в качестве трофея» и чаще всего оставалась в резерве, на случай технических сбоев, но многим сталинградцам пришлись по вкусу легкие зарубежные истории. Конечно, руководство киносети придерживалось другой позиции, говоря о бессодержательности зарубежного кинематографа: «"Андалузские ночи" посмотрел и забыл» [15. Оп.10. Д. 31. Л. 134]. В противовес приводились фильмы, «которые обогащают человека, делают его лучшим, приносят ему радость и придают силы в борьбе» [Там же]. Это лучшие произведения советской кинематографии: «Клятва», «Депутат Балтики», «Трилогия о Максиме», «Радуга», «Секретарь райкома», «Богдан Хмельницкий» [Там же].
Кроме организации кинофестивалей и кинопоказов на различные темы, в 1947 - 1948 гг. Сталинград был вовлечен в кинематограф в качестве главного героя нового фильма о Ста-
линградской битве, вновь на еще не полностью восстановленных улицах появились солдаты Красной Армии и вермахта, снова стали слышны звуки бомбежки, доносился запах гари. В городе начались съемки фильма «Сталинградская битва». Киногруппе помогали всем миром, предоставляя все необходимое, от телефонных аппаратов и строительных материалов вплоть до охраны некоторых полуразрушенных зданий от сноса [16. Оп. 24. Д. 13. Л. 159 - 177].
Годом позже активная работа велась для привлечения зрителей в кинозалы на премьеру фильма. Утверждались графики показа, выпускали рекламу в газете «Сталинградская правда», заводских многотиражках, на радио, сообщали на собраниях и совещаниях общественных организаций, на афишах, листовках. За 7 дней до начала показа стартовала предварительная продажа билетов [6. Оп. 1. Д. 83. Л. 25]. Успех фильма был гарантирован.
Помимо фильма «Сталинградская битва», в 1948-1949 гг. планировался выход в прокат лент «Молодая гвардия», «Сухой дол», «Белое золото», «Два капитана», «Третий удар» [12. Оп. 121. Д. 729. Л. 57]. В справке-рецензии на сценарий фильма «Третий удар» А. Первенцев пишет, что фильм правильно раскрывает политическое и военное значение Крымской операции, но враг показан только как военная сила, не отображена идеологическая составляющая, кроме того, лента должна раскрывать духовную силу советских людей (не только военных), а лампадка перед образами подчеркивает религиозность, что является неправильным [Там же. Оп. 125. Д. 577. Л. 1-2], тем не менее фильм был запущен в производство.
Важность показа этих произведений была настолько велика, что министерство кинематографии установило срок 10-15 дней с начала проката в Москве для распространения их копий по республикам. В Сталинграде перед показом фильма «Молодая гвардия» разбрасывали листовки с самолетов, курсировал иллюстрированный автобус, шел прием коллективных заявок, велась предварительная продажа билетов, запускалась реклама по радио, на стадионах перед матчами [6. Оп. 1. Д. 83. Л. 4,10, 11; 16. Оп.30. Д.124. Л. 5]. Фильм надолго вошел в список любимых фильмов сталинградцев.
Сталинградская область не только восстановила довоенный уровень развития культурно-просветительных учреждений, но и значительно улучшила уровень кинообслуживания населения. Так, за 10 месяцев 1952 г. в ки-
нотеатре «Ударник» было продемонстрировано 107 фильмов, из которых часть любимых и лучших фильмов перевыполнила план по просмотрам: «Утро над Родиной» - 114%, «Богдан Хмельницкий» - 122%, «Последний табор» - 100%, «Возвращение» - 100%. В то же время зарубежные «Тарзан в западне», «Приключения Тарзана в Нью-Йорке» были не популярны [2. Оп. 1. Д. 60. Л. 87].
В заключение стоит отметить, что в период с 1941 г. по начало 1950-х гг. выбор репертуара был полностью обусловлен историческими условиями и действовавшей идеологией. Во время Великой Отечественной войны простые, с точки зрения режиссуры, короткометражки с новостями с фронта и художественные фильмы, повествующие о неимоверной силе простых людей, о мощности единства многонациональной страны, выполняли свою главную функцию - питали веру людей в скорейшую победу и мобилизовали все силы страны на борьбу с захватчиками. Киноленты о подвигах людей, занятых на восстановлении страны, дали стимул отстроить разрушенный Сталинград в кратчайшие сроки. Фильмы о широте и красоте Советского государства подчеркивали важность победы советского народа над фашизмом. Теперь, уже в мирной стране, становились популярными картины о счастливой семейной жизни, достижениях современной науки и искусства. Тем не менее фильмы конца 1940-х гг., несомненно, оставались политизированными, идеологически выверенными, хотя пропагандировали они теперь образы людей мирных профессий - учителей, врачей, работников заводов, их трудовые подвиги. И, несмотря на недооценку роли кино в отдельных районах Сталинградской области, недостаточно четкую организацию работы киносети, умело подобранный репертуар являлся одним из самых всеобъемлющих элементов механизма воздействия власти на общество.
источники и литература
1. Хронико-док. фильм «Возрождение Сталинграда» / реж. И. Посельский, 1944 г.
2. ГАВО. Ф.Р-4360.
3. ГАВО. Ф. Р-4540.
4. ГАВО.Ф. Р-5831.
5. ГАВО. Ф. Р-6421.
6. ГАВО. Ф. Р-6525.
7. Орехова Н.В. Развитие киносети Сталинградской области в 1943-м - начале 1950-х гг. : ма-гистер. дис. / ВГСПУ. Волгоград, 2014.
8. Орехова Н.В. Хронико-документальный фильм «Сталинград» как исторический источник//
сталинградская битва: историческая память и художественное наследие. К У0-летию разгрома фашистских войск под сталинградом: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 13-14 нояб. 2013 г. / отв. ред. Е.В. Огаркова. М.: Планета, 2013. с. 2S4-291.
9. Постановление ЦК ВКП(б) «О кинофильме "Большая жизнь"» от 4 сентября 1946 г. // Электронная библиотека Ист. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова. URL : http:// http://www.hist.msu.ru/ER/ Etext/USSR/cinema.htm.
10. РГАКФД. Монтажный лист. tt1-5S, к/т 5145.
11. РГАНИ. Ф.З.
12. РГАсПИ. Ф. 1У.
13. Газ. «сталинградская правда». 1945. 14 марта.
14. Тулякова М.А. Кинообслуживание населения Горьковской области в послевоенное время (1946-1964 гг.) // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 12 (22У). URL : http://www.lib.csu.ru/vch/22У/009.pdf.
15. ЦДНИВО. Ф. У1.
16. ЦДНИВО. Ф. 113.
* * *
1. Hroniko-dok. fil'm «Vozrozhdenie Stalingra-da» / rezh. I. Posel'skij, 1944 g.
2. GAVO. F.R-4360.
3. GAVO. F. R-4540.
4. GAVO.F. R-5S31.
5. GAVO. F. R-6421.
6. GAVO. F. R-6525.
У. Orehova N.V. Razvitie kinoseti Stalingradskoj oblasti v 1943-m - nachale 1950-h gg. : magister. dis. / VGSPU. Volgograd, 2014.
S. Orehova N.V. Hroniko-dokumental'nyj fil'm «Stalingrad» kak istoricheskij istochnik // Stalingradskaja bitva: istoricheskaja pamjat' i hudo-zhestvennoe nasledie. K У0-letiju razgroma fashistskih vojsk pod Stalingradom: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. 13-14 nojab. 2013 g. / otv. red. E.V. Ogar-kova. M. : OOO «Planeta», 2013. S. 2S4-291.
9. Postanovlenie CK VKP(b) «O kinofil'me "Bol'-shaja zhizn'"» ot 4 sentjabija 1946 g. // Jelektronnaja biblioteka Ist. fak. MGU im. M.V. Lomonosova. URL: http:// http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/cinema.htm.
10. RGAKFD. Montazhnyj list. L.1-5S, k/t 5145.
11. RGANI. F.3.
12. RGASPI. F. 1У.
13. Gaz. «Stalingradskaja pravda». 1945. 14 marta.
14. Tuljakova M.A. Kinoobsluzhivanie naselenija Gor'kovskoj oblasti v poslevoennoe vremja (19461964 gg.) // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 12 (22У). URL : http://www.lib. cs^ra/vch^A^^f.
15. CDNIVO. F. У1.
16. CDNIVO. F. 113.
О Уткина А.В., 201У
The repertoire of cinemas inthe Stalingrad region and its implementation in 1941-1950s
The article deals with the repertoire of films shown in the cinemas of Stalingrad during the Great Patriotic War and in the recovery period. Based on the unpublished sources, the author concludes that at different stages of development of the Stalingrad region the films reflected the historical reality, were a means for the government to influencethe society and contributed to the moral enthusiasm of people.
Key words: Stalingrad, chain of cinemas, repertoire, leisure, the Great Patriotic War, ideology.
(Статья поступила в редакцию 04.11.2016)
А.в. утКИНА
(волгоград)
история СТАНОВЛЕНИЯ СТАЛИНГРАДСКОГО (ВОЛГОГРАДСКОГО) ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СЕРЕДИНЕ 1950-х - 1960-е гг.
Проведено исследование первых десятилетий становления регионального телевещания на примере Сталинградской (Волгоградской) области. Выявлены трудности и достижения в процессе строительства телецентра, формирования сетки передач, изучения отклика на них телезрителей. Подчеркнута роль государственных и партийных органов в организации местного телевещания.
Ключевые слова: история телевидения, СССР, Сталинград, Волгоград, программа передач.
XXI в. считают веком информации, в котором средства массовой информации, и в первую очередь телевидение, играют главенствующую роль. Появившись в первой половине прошлого века, телевидение активно стало развиваться, проникать в повседневную жизнь человека, участвовать в формировании общественного мнения. По результатам опроса, проведенного ВЦИОМ весной 2012 г., самым востребованным СМИ среди россиян остается телевидение: по центральным каналам инфор-