ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
Формирование региональной
инновационной системы в Казахстане
Т. Т. Ипалаков
д. т. н.,
профессор кафедры «Геодезия, землеустройства и кадастра»
университета ВКГТУ им. Д. Серикбаева
А. Г. Гольцев
к. т. н., доцент кафедры «Строительство зданий, сооружений и транспортных коммуникаций»
университета ВКГТУ им. Д. Серикбаева
Эффективное развития экономики региона возможно только при условии создания благоприятной инновационной среды. Составляющими сегментами которой должны являться: научно-исследовательские институты, вузы с инновационной инфраструктурой (студенческие конструкторские и проектные бюро, студенческий бизнес-инкубатор и др.), предприятия и технопарк. Вся цепь взаимоувязанных инновационных сегментов образуют логически последовательный региональный технологический коридор или региональную инновационную систему. Такая региональная инновационная система должна способствовать более быстрому продвижению новой высокотехнологической продукции на рынок и являться локомотивом в инновационном развитии экономики региона.
Ключевые слова: инновационная среда, инфраструктура, регион.
Инновационный путь развития для Казахстана, как и для всего мира, является безальтернативной стратегией. В условиях глобализации мирового рынка и нарастания конкуренции во всех его сегментах, особенно в области высоких технологий, только на этом пути Казахстан может рассчитывать на достойное место в мировом сообществе. Только стратегическая мобилизация интеллектуальных и финансовых ресурсов позволит Казахстану сформировать собственную нишу на мировом рынке, утвердить себя в качестве высокотехнологичной постиндустриальной, а не только сырьевой державы, а также отстоять внутренний рынок для казахстанского производителя.
The formation of regional innovation system in Kazakhstan
Effective development of region’s economy is possible only if favorable innovation environment is established. Components of such environment: scientific research institutes, universities with innovation structure (students’ design offices, students’ business-incubator, etc), enterprises, technopark. A row of interrelated innovation components forms logically consistent regional technological corridor or regional innovation environment. Such regional innovation system must promote quick advancement of new high technology output to market and become an engine of innovation development of region’s economy.
В настоящее время существует республиканская программа развития инновационной деятельности в Казахстане. Сформирована Национальная инновационная система (НИС) в которой технопарки являются важнейшим элементом ее инфраструктуры.
Сегодня в Казахстане функционирует целая сеть технопарков, созданная АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» (Уральск, Караганда, Алматы). В будущем планируется расширение данной сети. В ряде городов действуют отдельные технопарки, инициаторами создания которых выступают местные власти и региональные университеты.
Изучение и анализ зарубежного исторического опыта создания и развития технопарков показывает, что наиболее эффективны технопарки, созданные на базе существующих мощных технических университетов.
Анализ функционирования Казахстанских технопарков показывает, что они в основном предлагают в аренду производственные, выставочные, жилые пространства, а также на условиях договора комплекс услуг (экспертные, правовые, информационные, юридические и другие специализированные услуги). В существующих региональных технопарках созданы впечатляющие новые базы с большими административными территориями и научным оборудованием. Однако в большинстве из них до сих пор нет адекватной производственной деятельности.
Причиной складывающегося положения в деятельности технопарков, скорее всего, являются слабые связи с университетской и научно-исследовательской средой как источника знаний и научных разработок, а, иногда, и полное отсутствие таковой. В результате технопарки превращаются в бизнес-центры, представляющие в аренду площади на льготных условиях, под складские нужды, в лучшем случае — под торгово-посреднеческую и другую деятельность, явно, не связанную с научно-инновационным процессом или трансфертом технологий. Идея же технопарков, как свидетельствует мировой опыт, заключается в том, что они создаются на базе высших учебных заведений, как правило, в крупных университетских центрах, для использования их научного потенциала и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Их создание и поддержка требуют значительных стартовых средств.
Такой подход также должен обеспечить связь научных организаций и университетов с крупными промышленными предприятиями, для которых собственно и создается инфраструктура малых наукоемких фирм, внедряющих новый продукт на существующем рынке. Во многих случаях сотрудничество университетов и промышленности осуществляется в рамках научных парков или технопарков — территориальных научно-промышленных комплексов. К сожалению, подобный подход на сегодняшний день в Казахстане практически не реализуется и созданная научно-инновационная модель развития и функционирования технопарков в Казахстане практически не работает.
Причин этому много, и поэтому необходимо в первую очередь реорганизовать структуру технопарков, включающую в себя не только инкубатор бизнеса, окруженный набором сервисных, консалтинговых, лизинговых и т. п. фирм и услуг, но и инновационнотехнологический комплекс на базе технических университетов, как вторую ступень поддержки развития малого инновационного предприятия (научно-исследовательские лаборатории, проектно-конструкторские отделы, экспериментально-производственные участки, демонстрационные зоны и технологические линии по отработке новых технологий с последующей передачей в серийное производство и инновационные фонды для финансирования начальной стадии разработок и т. д.).
При этом в предлагаемой модели должен реализовываться системно увязанный полный цикл от идеи до промышленного производства, т. е. коммерциализация инновационной продукции.
В этом плане в ВКГТУ им. Д. Серикбаева при мощной инициативе ректора Мутанова Г. М. впервые в Казахстане реализовывает новую модель инновационного образования «Университет — Технопарк» [1]. Инновационный ВУЗ реализует три основные функции: обучения, исследований и наукоемкого производства.
Модель опирается на пять основных концептуальных направлений:
1) инновационное образование;
2) инновационная инфраструктура;
3) создание конкурентной среды;
4) новая структура управления;
5) формирование корпоративной культуры.
Один из основных элементов данной модели —
инновационная инфраструктура представляет собой цепь взаимосвязанных узловых центров, где рождаются и воплощаются в жизнь инновационные идеи и обеспечивается связь науки, образования и производства. Это технопарк «Алтай», университетская лаборатория инженерного профиля, оснащенная современным и уникальным оборудованием, студенческий технологический бизнес-инкубатор (СБТИ), учебно-научно-инновационно-производственный комплекс «Алтай —альянс» (УНИПК), обеспечивающий связь образования, науки и производства, студенческое конструкторское бюро, архитектурнопроектный отдел и. др. Ключевым моментом создания модели является формирование предпринимательского сектора в научно-технической сфере, роль которого выполняет Технопарк, как площадка для практической апробации инновационных предложений.
Технопарк является основным ядром экономической и социальной модернизации региона в плане перехода экономики от сырьевой направленности к сервисно-технологической и наиболее эффективной формой обеспечения и создания инновационной экономики.
Приоритетными задачами технопарка являются: развитие региональной инновационной инфраструктуры и материально-технической базы, обеспечивающей все стадии инновационного процесса от прикладных исследований до реализации конечной продукции.
Деятельность технопарка «Алтай», осуществляется по следующим приоритетным, как для региона, так и страны, в целом, направлениям:
• ресурсо- и энергосберегающие, экологически чистые технологии;
• новые конструкционные материалы;
• креативные технологии;
• информационные технологии;
• природоохранные технологии,
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
• в отраслях экономики — горно-металлургической, геологии, машиностроении, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и других. Технопарк «Алтай» нацелен на деятельность по принципу: «исследование ^ разработка ^ промышленное освоение».
Основными этапами создания инновационной продукции в технопарке являются:
1. Мониторинг состояния рынка, в котором проводится маркетинг для определения потребности в инновационном продукте, его сбыте и сервисном обслуживании, определенно направленная реклама, а также формирование требований рынка к отбору проектов и инновационному продукту, созданию опытных образцов и правовому обеспечению.
2. Технологический мониторинг, который включает потребность в инновации, генерирование, оценку и отбор идей, формирование и отбор проектов, определение конкурентоспособных свойств, создание опытно-экспериментальных образцов, выход на рынок и его освоение.
Используя общую информацию по требованиям рынка, определяется потребность в конкретных инновациях в данном регионе и потенциал идей, сформированный в научных коллективах. После разработки бизнес-плана и прохождения научно-технического совета технопарка (Университета) и регионального экономического совета создается опытно-конструкторская разработка, на которую оформляется интеллектуальная собственность, проводится областной экспертный совет и разрабатывается проектная документация с разработкой ТЭО будущего производства. В дальнейшем определяется инвестор или государственный институт, которые смогут профинансировать проект. Параллельно создается управляющая фирма. Крупные базисные новшества — основа технологического прорыва — могут быть предметом государственного заказа и регулирования.
В настоящее время технопарк, созданный в 2004 г. имеет здание общей площадью около 5000 м2 и имеет в своей структуре:
24 лаборатории и малые инновационные предприятия;
— патентно-информационный отдел;
— бизнес-центр;
— интернет-центр;
— выставочный зал;
— специализированные аудио- и видеозалы;
— конференц-залы;
— современные телекоммуникационные системы;
— производственный участок.
В технопарке функционируют лаборатории, из которых наиболее продвинутыми в создании производств и оказании услуг являются: «Исследование и моделирование социально-экономических процессов», «Информационных технологий», «Керамика и
новые конструкционные материалы», «Асфальтобетон», «Энергосберегающие технологии», «Современное приборостроение», «Учебно-научно-проектный Центр», «Мультимедиа технологии», «Дорожные и строительные материалы», «GPS-технологий» и др.
Инновационный портфель технопарка в настоящее время включает 47 проектов.
За время функционирования технопарка подана двадцать одна заявка на предполагаемые изобретения, получено восемь положительных решения и шесть предпатентов. Оформляются документы на интеллектуальную собственность по шести разработкам лаборатории «Информационные технологии» с дальнейшей их реализацией и по 20 разработкам лаборатории «Мультимедиа технологии».
В последнее время технопарком внедряется в производство десять инновационных проектов и на базе их созданы восемь малых предприятий.
На сегодняшний день готовы к внедрению еще 6 инновационно-инвестиционных проектов технопарка.
В настоящее времяы технопарк заключил около 20 договоров с технопарками и предприятиями различных стран, таких как Россия, Китай, Индия, Израиль.
Постоянно проводятся международные и республиканские конференции и семинары в области инновационной деятельности, а также другие мероприятия различных сфер — образования, банковской системы, юстиции, олимпиады школьников и т. п.
Регулярно технопарк участвует в выставках своих проектов в России, Китае и Казахстане.
Согласно разработанного технико-экономического обоснования, на территории технопарка предполагается строительство опытно-производственного центра с четырьмя лабораториями: аналитической, информационных технологий и САПР, диагностики и сертификации, и металлообработки.
Второй элемент инновационной цепи — это университетская лаборатория инженерного профиля открытого типа, она должна обеспечивать совместное развитие образования, науки и производства в регионе. Вокруг лаборатории должны создаваться студенческие конструкторские и проектные отделы, которые решают сегментарные задачи регионального уровня, подготавливая и выращивая свой научный потенциал как будущую основу научной элиты. На рис. 1 [1] показан технологический мониторинг, включающий заказы, поступающие от предприятий, процесс разработки, оценки и отбора проектов инновационной продукции, разработку перспективных технологий, проведение опытно-промышленных испытаний с получением готовых образцов и коммерциализацию продукции. В этой схеме роль УНИИЛИП заключается в доведении разработки до готовой технологии.
Создание лаборатории инженерного профиля открытого типа поддерживают ведущие промышленные
Предприятия горно-металлургического комплекса
АО «Казцинк» АО «УМЗ» АО «ТМК» ТОО «Казахмыс» Прочие предприятия
L ________________ _______ _______ _______ _______ _______ _______ _______ _______ _______ _______ ________ ________ ________ ________ ________ _______ _______ _______ _1
Рис. 1. Схема реализации разработки технологий и их коммерциализации в рамках модели инновационного вуза «Университет-Технопарк»
предприятия региона. Новая лаборатория даст дополнительный импульс проектам, по которым ведутся научно-исследовательские работы. Это позволит получить новые материалы на основе нанотехнологий, ядерных технологий, технологий комплексной переработки минерального сырья, обеспечив, тем самым, развитие науки по трем из пяти национальных приоритетов:
1) новые технологии для углеводородного и горно-металлургического секторов и связанных с ними сервисных отраслей;
2) нанотехнологии и новые материалы;
3) ядерные технологи и технологии возобновляемой энергетики.
Третьим важным элементом инновационной инфраструктуры является технологический бизнес-инкубатор. Для поддержки малого предпринимательства он может выступать как самостоятельно, так и как часть единой системы, наряду с технопарком, и ему отводится одна из ранних фаз развития малого предпринимательства.
Целью создания бизнес-инкубатора, как показано на рис. 2 [1], является обеспечение функционирования технологического коридора по двум направлениям: идея — инновационное предложение — НИОКР — технологический проект с последующей передачей в технопарк с целью его коммерциализации или идея — инновационное предложение — НИОКР — технологический проект — опытный образец — производство — рынок.
Особо актуальным является создание бизнес-инкубатора при университете, где сконцентрирован научный потенциал, имеется соответствующее лабораторное и исследовательское оборудование и самое главное, формирующийся резерв новых трудовых ресурсов. Поэтому университетский или студенческий бизнес-инкубатор должен стать наиболее эффективной организацией в данном процессе.
Творческие коллективы Start-Up проектов формируются в основном на факультетах и кафедрах, за счет контингента студентов, магистрантов, аспи-
рантов и профессорско-преподавательского состава университета. Бизнес-инкубирование и реализация проектов тесно переплетена с учебным процессом, в рамках курсовых и дипломных работ (проектов), а также магистерских и кандидатских диссертаций.
Четвертым звеном в общей цепи инновационного развития является учебно-научно-инновационно-производственный комплекс «Алтай-Альянс» (УНИПК).
Условия, способствующие развитию сотрудничества между университетами и предприятиями, недостаточно развиты. Существующее законодательство и стратегии развития не обеспечивают достаточной поддержки. Социальные партнеры еще не приступили к выполнению своих функций. Препятствием на пути развития, прежде всего, является отсутствие вспомогательных структур на институциональном и местном уровнях, которые должны стимулировать и содействовать развитию сотрудничества на регулярной основе. Положение усугубляется недостаточностью финансовых стимулов и финансирования.
В современных условиях и наука, и производство испытывают острую нехватку финансовых ресурсов для осуществления разработок и внедрения их в производство. Поэтому, в сложившихся условиях целесообразно добавить в объединение производства и науки финансово-кредитную составляющую и, таким образом, уже можно будет говорить о новом процессе соединения образования, науки, производства и финансовых ресурсов. Этому свидетельствует и мировой опыт. Дорыночный период развития нашей страны дает немало примеров интеграции науки и производства, формирования научных комплексов, основанных на принципах сквозного планирования и единого руководства.
ВКГТУ им. Д.Серикбаева имеет прямые договора о сотрудничестве в области образования, науки и производства с АО «Казцинк», АО «Ульбинский Металлургический завод», АО «Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат», АО «Востокмашзавод», ДГП ВНИИцветмет, АО «Азия-Авто», Алтайским от-
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
Рис. 2. Структура взаимодействия бизнес-инкубатора «БАСТАУ» и студенческих конструкторских бюро
делом ИГН им. К. И. Сатпаева, венчурным фондом «Glotur-mvest»), АО «Фонд науки», АО «Национальный инновационный фонд», АО «ЦИТТ» и другими организациями, которые являются на ассоциативной основе участниками комплекса «Алтай-Альянс».
Анализ проведенных исследований показывает, что принципы развития инновационного образования применимы и для становления всей социальноэкономической сферы общества на инновационный путь. Это позволит инновационные университеты превратить в региональные социально-экономические структуры.
Предоставление университетам и технопаркам таких возможностей способствовало бы развитию технических университетов и позволило бы им в кратчайшие сроки создать вокруг себя ареалы малых и средних наукоемких предприятий.
Таким образом, цепь взаимоувязанных инновационно-технологических центров — университет, технопарк, УНИПК (инженерные лаборатории, бизнес-инкубатор) образуют логически последовательный технологический коридор.
Однако, речь идет не только о том, чтобы сформировать комплекс на базе университета набором инновационно-технологических центров, но создать региональную инновационную систему, показанную на рис. 3 [1], с привлечением в комплекс отраслевые
НИИ, КБ, малые инновационные и промышленные предприятия, а также финансовые институты с последующим выходом на малый и крупный бизнес.
Для организации и функционирования региональной инновационной системы создана Зона высоких технологий, одобренная Министром образования и науки РК и Акимом Восточно-казахстанской области.
Зона высоких технологий — территория площадью около 60.0 га, на которой осуществляется деятельность по созданию инновационной инфраструктуры (Наукограда). Это технологически взаимосвязанный комплекс с комфортными условиями для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, экологически чистого производства, учебы и отдыха.
На территории Зоны высоких технологий находятся университет с лабораторией инженерного профиля открытого типа, учебно-научно-инновационно-производственный комплекс, технопарк с бизнес-инкубатором, опытно-производственный центр, в будущем центр международного сотрудничества в области высоких технологий и инновационного развития, проектно-конструкторский региональный центр, производственные корпуса по выпуску наукоемкой продукции, жилые здания, гостиница, спортивно-оздоровительные площадки для отдыха и т. п.
Рис. 3. Региональная инновационная система
Региональные инновационные системы должны способствовать более быстрому продвижению новой высокотехнологической продукции на рынок и являться локомотивом в инновационном развитии экономики регионов.
Таким образом, из анализа мирового опыта создания и функционирования технопарков, а также учитывая недостатки существующей модели и непродолжительный опыт работы казахстанских технопарков предлагаем первоочередные задачи, которые должны быть реализованы и учтены при разработке новой модели функционирования технопарков в Казахстане:
1. Технопарки должны создаваться на базе крупных технических университетов, НИИ, КБ, инновационных предприятий;
2. Зона высоких технологий должна иметь территорию для дальнейшего развития инфраструктуры;
3. Субъекты Зоны высоких технологий должны быть сформированы в последовательный, взаи-
моувязанный комплекс, образующий технологический коридор;
4. Должна быть обязательная государственная поддержка инновационной деятельности Зоны высоких технологий, как на государственном, так и на региональном уровнях, оформленная в виде соответствующих указов, постановлений Правительства РК;
5. Планы развития Зоны высоких технологий должны быть включены в среднесрочную и долгосрочную программы развития регионов;
6. Зонам высоких технологий, отвечающим установленным требованиям, необходимо придавать статус специальных экономических зон.
Литература
Мутанов Г.М. Трансформация технического вуза в инновационный университет: методология и практика // ВКГТУ, 2007 г.
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008