ЭКОНОМИКА АПК
УДК 330.322 (571.15)
Л.А. Семина, И.С. Санду
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА -ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Ключевые слова: инновационный процесс, региональный инвестиционно-инновационный комплекс, кластерные технологии, классификация паевых инвестиционных кооперативов, модель регионального инвестиционно-инновационного комплекса региона.
Введение
Наиболее перспективной формой сотрудничества в регионе, на наш взгляд, является региональный инвестиционно-инновационный комплекс, использующий принципы кластерных технологий, который должен выступать координатором инвестиционно-инновационной деятельности агропромышленных формирований с целью повышения уровня инвестиционной привлекательности отраслевых подкомплексов региона.
Целью исследования является формирование модели регионального инвестиционноинновационного комплекса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) сформировать понятие «региональный инвестиционно-инновационный комплекс»;
2) предложить модель регионального инвестиционно-инновационного комплекса;
3) провести классификацию паевых инвестиционных кооперативов;
4) определить преимущества организации паевого инвестиционного кооператива в системе регионального инвестиционноинновационного комплекса.
Объекты и методы исследования
В качестве объекта исследуется региональный инвестиционно-инновационный комплекс. К методам исследования необходимо отнести абстрактно-логический, монографический, метод анализа и синтеза.
Экспериментальная часть
Роль кластерной политики в активизации инновационных процессов в регионе вытекает из самой сути кластера. В связи с этим представляется целесообразным определить центральное звено в системе экономических отношений региональный инвестиционно-инновационный комплекс, который объединяет агропромышленные формирования, лизинговые, страховые научноисследовательские организации, аудиторские и консалтинговые фирмы, банки, региональный инновационный центр и др.
То есть региональный инвестиционноинновационный комплекс следует рассматривать как интегрированное сочетание организаций различных организационно-правовых форм собственности, специализирующихся на производстве продукции определенного товарного ассортимента и входящих в одну и/или смежную отрасль, связанные между собой экономическими отношениями в сфере производства и распределения товаров и услуг на конкретном сегменте рынка с целью оптимизации использования и распределения инвестиционных ресурсов (рис.) Формирование позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, оптимизировать денежные потоки и активизировать инвестиционно-инновационную деятельность хозяйствующих субъектов АПК.
Приемлемым является участие в региональном инвестиционно-инновационном
комплексе паевых инвестиционных кооперативов, которые должны стать важным дополнением в отношении регулирования инвестиционно-инновационной деятельности на региональном уровне.
Паевые инвестиционные кооперативы (ПИК) могут быть классифицированы в зависимости от специализации и функциональности.
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 7 (105), 2013
Совет по координации деятельности комплекса
Органы власти регионального уровня управления. Муниципальное управление
Научная составляющая:
- научно-исследовательские центры;
- научно-исследовательские лаборатории;
- научно-исследовательские институты
Кадровая составляющая;
- колледжи;
- техникумы;
- вузы
Производственнотехнологическая составляющая
- технопарки;
- бизнес-инкубаторы;
- страховые организации;
- лизинговые организации
Инновационный кластер I сферы
Инновационный кластер II сферы
Финансовая составляющая:
- Паевой инвестиционный кооператив;
- банковский сектор
Маркетинговая составляющая:
- Алтайская биржевая площадка;
- коммерческие организации
Аутсорсинговая составляющая
Агропромышленные формирования ' '' \ '' ' \ ",' ^ 1
Консалтинговая составляющая 1
Информационноконсультационная составляющая
(---) могут взаимодействовать вне инновационного кластера
( -►) взаимодействуют в инновационном кластере
Рис. Модель регионального инвестиционно-инновационного комплекса
ЭКОНОМИКА АПК
По признаку специализации паевые инвестиционные кооперативы могут быть классифицированы: специализированные и универсальные [1].
По признаку функциональности: моно-
функциональные и полифункциональные.
Создание и включение паевых инвестиционных кооперативов в региональный инвестиционно-инновационный комплекс обусловлены рядом причин, таких как недостаток денежных средств для приобретения средств производства; труднодоступностью рынков для продажи продукции; сезонность работ и невозможность расширения производства без вложения финансовых средств; трудность продажи произведенной продукции самостоятельно, без посредников; трудность в самостоятельном получении кредитов, оформлении соответствующей документации, взаимодействии с банком, отсутствие или недостаточность залоговой базы; проблемы в ведении учета; трудность во взаимоотношениях с различными органами (органы социального страхования, налоговые органы и т.п.); недостаток квалифицированных кадров; отсутствие необходимых знаний нормативно-правовой базы и иной информации, необходимой для эффективной работы экономического субъекта.
Принципы функционирования паевого инвестиционного кооператива призваны обеспечить простоту, доступность и эффективность работы инвестиционного комплекса. К основным принципам относятся:
- добровольность членства;
- ограничения участия в деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;
- доступность информации о деятельности кооператива для всех его членов;
- взаимопомощь и обеспечение выгод для членов кооператива.
Управление паевым инвестиционным кооперативом осуществляют общее собрание членов кооператива и председатель кооператива. Общее собрание членов кооператива делегирует полномочия по определению стратегических направлений деятельности комплекса совету по координации, а вопросы текущей деятельности — председателю кооператива. К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся рассмотрение и принятие решений по следующим вопросам: выборы председателя кооператива и прекращение его полномочий; заслушивание отчетов об их деятельности; утверждение программ развития кооператива в соответствии со стратегией развития инвестиционного комплекса; реорганизация и ликвидация кооператива; определение условий и размера вознаграждения председателя кооператива.
В целях обеспечения достижения поставленных целей деятельности паевого инвестиционного кооператива члены кооператива уплачиваю вступительный взнос, паевой взнос и членский взнос.
Вступительный взнос оплачивается единовременно и при прекращении членства в кооперативе не возвращается, при этом размер вступительного взноса составляет:
200 руб. — для юридических лиц;
100 руб. — для физических лиц.
Паевой взнос предназначен для осуществления деятельности и формирования пае-накопления члена кооператива, его размер составляет:
200 руб. — для юридических лиц;
100 руб. — для физических лиц.
В случае прекращения членства и выхода из инвестиционного кооператива паевые взносы выплачиваются члену кооператива.
Для ведения деятельности в соответствии со сметой расходов изымаются членские взносы, которые не возвращаются пайщику при выходе из членов кооператива, размер членского взноса составляет:
200 руб. — для юридических лиц;
100 руб. — для физических лиц.
В отдельных случаях вводятся дополнительные взносы, которые уплачиваются в случае необходимости покрытия убытков паевых инвестиционных кооперативов по итогам финансового года, размер и сроки их внесения устанавливаются общим собранием пайщиков паевых инвестиционных кооперативов.
Формирование паевых инвестиционных кооперативов в рамках регионального инвестиционно-инновационного комплекса имеет ряд преимуществ для участников данных интегрированных структур (табл.).
Так как коммерческому банку не выгодно кредитовать в маленьких суммах ни организации, ни предпринимателей, ни население, для получения небольших кредитов требуется такое же количество документов, что и на крупный кредит, процентные ставки более высокие, следовательно, микрокредиты для банка получаются «дороже» крупных кредитов. В результате, конечные пользователи получат доступные кредиты на оборотный капитал, а т.к. организация коммерческая, то целью ее деятельности будет получение прибыли и постоянный рост, соответственно, и доступность кредитов от этого будет максимальной.
Бюджетная поддержка, инициированная губернатором области в форме субсидирования дополнительных паевых взносов в областной кооператив, является хорошим подспорьем для укрепления кооперативной системы области. Опыт развития кредитной кооперации имеется в Пензенской области.
Таблица
Преимущества организации ПИК в системе регионального инвестиционно-инновационном комплекса
Функции Взаимодействие с другими участниками комплекса Деятельность
Организует взаимодействие и контролирует выполнение взятых обязательств Аутсорсинговые и консалтинговые компании оказывают услуги по ведению бухгалтерского учета для пайщиков, проводят консультации по сопутствующим вопросам, составляют все виды отчетности 1. Правильная налоговая отчетность, отсутствие начисления пеней, штрафов и претензий по неправильно исчисленным налогам и суммам. 2. Правильно оформленная отчетность и отсутствие проблем с налоговой позволяют пайщику сформировать пакет документов, в который входит финансовая и налоговая отчетность, и предоставить его при подаче заявки на получении кредита или гранта
Аккумулирует информационные потоки Страховые компании оказывают различного рода услуги по страховании по более низким расценкам Снижаются расходы при оформлении сделок, требующих страхования
Имеет возможность получить более надежный и дешевый доступ к рынкам сбыта Алтайская биржевая площадка выполняет функции посредника 1. Отсутствуют завышенные комиссионные расходы. 2. Получают прямой доступ к потребителям
Взаимодействует с научным сообществом Вузы и агентство информационной поддержки инновационной деятельности проводят курсы по основным направлениям деятельности пайщиков 1. Повышение квалификации работников. 2. Возможность обмена опытом между участниками кооператива на совместных мероприятиях. 3. Получение консультаций по различным направлениям деятельности. 4. Использование современных технологий
Проводит рыночные исследования по емкости рынка инвестиций Взаимодействие с ИКС, рекламными и консалтинговыми компаниями 1. Создание единой торговой марки, что способствует повышению конкурентоспособности продукции. 2. Расширение рынков сбыта
Представительская деятельность Участие в разработке региональных (локальных) программ 1. Представление интересов пайщиков перед органами исполнительной, законодательной и судебной властями. 2. Представление и защита в федеральных органах власти. 3. Участие в разработке государственных программ
Так, в СКПК «Прогресс» 11 пайщиков, которые получили 17 займов на сумму 6млн 870 тыс. руб. под 12 и 13% годовых. Деятельности СКПК «Прогресс» позволяет сделать финансовые ресурсы более доступными для сельскохозяйственных кооперативов Пензенской области, дает начало формированию целостной потребительской кооперации в Пензенской области [2].
В целом развитие системы потребительской кооперации позволит ускорить процесс формирования инвестиционно-инновационных комплексовв аграрном секторе экономики региона, что, соответственно, повлечет за собой улучшение условий жизни на сельских территориях за счет развития новых объектов социальной инфраструктуры, в частности: открытие новых учреждений здравоохранения и образования (больниц, детских садов, школ, техникумов и училищ, филиалов институтов), что позволит улучшить условия жизни и обеспечения сельских
жителей работой, повысится доля молодежи, живущей в деревнях и селах, и, соответственно, улучшится демографическая ситуация в регионе и стране в целом.
Заключение
Перечисленные преимущества дают возможность увидеть неоспоримые преимущества от наличия в региональном инвестиционно-инновационном комплексе паевых инвестиционных кооперативов, что даст возможность пайщикам открыть для себя возможности развития и повышения доходности своей работы и деятельности всего регионального инвестиционно-инновационного комплекса. Формирование регионального инвестиционно-инновационного комплекса позволит ускорить развитие сельского хозяйства региона и, соответственно, повлечет за собой улучшение условий жизни сельского населения.
104
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 7 (105), 2013
Библиографический список
1. Бочаров С.Н. Агропромышленная интеграция: концепции и механизмы повышения эффективности. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. — 214 с.
2. Палаткин И.В., Атюкова О.К. и др. Что
такое кооператив второго и третьего уровня?: Информационно-справочная брошюра
/ под общ. ред. И.В. Палаткина. — Пенза, 2010. — 27 с.
3. Семина Л.А., Санду И.С. Инновационный кластер — основа развития инвестиционно-инновационной деятельности в сельском хозяйстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2013.
— № 6.
4. Санду И.С., Семина Л.А. Инновационный потенциал — инструмент развития экономики региона // Известия Алтайского государственного университета. — 2013. — № 2/2.
+ + +
УДК 321.01:63:334.75
Е.В. Краснов
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РОССИИ И АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Ключевые слова: сельское хозяйство, рынок, государственная политика, регулирование, программа, приоритет, Россия, Алтайский край.
Введение
За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы восстановления производства свинины, а по мясу птицы — превышен его дореформенный уровень.
Вместе с тем перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняются. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в 2010 г., охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60% посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта [1].
Целью исследования является выявление основных приоритетов государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России и Алтайском крае.
Задачи исследования:
- выявить предпосылки государственного рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России;
- проанализировать современное состояние государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России и Алтайском крае;
- выделить приоритеты государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России и Алтайском крае.
Объект исследования — основные приоритеты государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Методы исследования: диалектический, контент-анализ, экстраполяций, экономикостатистический и т.д.
Экспериментальная часть
В целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» 14.07.2012 г. Правительство Российской Федерации утвердило Государственную