About the authors:
Tatyana A. Izosimova, Ph. D. (Engineering), the head of the chair «Humanities and natural sciences Disciplines» Address: Volga branch of Federal state budgetary educational institution of higher professional education «Moscow state automobile and road technical University (MADI)», 428000, Russia, Chuvash Republic, Cheboksary, Pr. Traktorostroiteley, d. 101, korp. 30 E-mail: [email protected] Spin-code: 4957-0468
Marina V. Maksimova, Ph. D. (Pedagogy), associate professor of the chair «Humanities and natural sciences disciplines» Address: Volga branch of Federal state budgetary educational institution of higher professional education «Moscow state automobile and road technical University (MADI)», 428000, Russia, Chuvash Republic, Cheboksary, Pr. Traktorostroiteley, d. 101, korp. 30 E-mail: [email protected] Spin-code: 9096-4801
Olga V. Mikhailova, Dr. Sci. (Engineering), associate professor,
professor of the chair of «Infocommunication Technologies and Communication Systems»
Address: State budgetary educational institution of higher professional education «Nizhny Novgorod state
engineering-economic University», 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a
E-mail: [email protected]
Spin-code: 9437-0417
Contribution of the authors: Tatyana A. Izosimova: research supervision. Marina V. Maksimova: writing of the draft. Olga V. Mikhailova: analysing and supplementing the text.
All authors have read and approved the final manuscript.
05.13.18 УДК 004:364
ФОРМИРОВАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© 2018
Екатерина Владимировна Логинова, магистр, аспирант кафедры «Телекоммуникационные технологии и сети» Ульяновский государственный университет, Ульяновск (Россия)
Аннотация
Введение: для оптимизации процесса сопровождения ребёнка-инвалида в рамках комплексной и социальной реабилитации разрабатывается система оценки и поддержки принятия решений в детском реабилитационном центре. В данной статье рассматривается вопрос создания реабилитационной программы ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, концепций подсистем формирования, оценки и выбора реабилитационной программы клиента и целевой программы специалиста центра, формализации исходных данных. Материалы и методы: материалом исследования послужили нормативные документы реабилитационного центра, реабилитационные карты и планы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, за период 2001-2015 гг. База исследования - Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» в г. Ульяновске». Для описания моделей использовался теоретико-множественный подход формализации и нотация методологии DFD.
Результаты: представлены результаты разработки и исследования модели организации процесса реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями, модели потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной и целевой программ СППР, декомпозиция второго уровня модели потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы клиента, алгоритм формирования целевой программы специалиста центра. Формализованы исходные данные для формирования реабилитационной и целевой программ. Приведены примеры в формальном и вербальном виде продукционных правил для применения экспертных технологий.
Обсуждение: проведённое исследование позволило подготовить версию СППР для апробации в реальных условиях. Для оценки прогнозируемого и достигнутого результата внедрения подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационных и целевых программ системы оценки и поддержки принятия решений в детском реабилитационном центре определены временные, количественные и качественные показатели эффективности. Предметом дальнейших исследований автора являются возможность применения метода прецедентов, сравнительный анализ различных подходов к формированию реабилитационной программы, анализ архивных реабилитационных программ и сформированных проектируемой подсистемой.
Заключение: разработанные и исследованные модели и алгоритм с формализованными данными повышают эффективность проектирования СППР и могут быть использованы при проектировании аналогичных систем для детских реабилитационных центров.
Ключевые слова: база знаний, информационная система, модель, оценка принятия решения, продукционные правила, программа реабилитации, процесс реабилитации, реабилитация детей с ограниченными возможностями, система поддержки принятия решений, система, услуги, экспертная система.
Для цитирования: Логинова Е. В. Формирование реабилитационной программы ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник НГИЭИ. 2018. № 1 (80). С. 18-32.
FORMATION OF THE REHABILITATION PROGRAM OF THE CHILD WITH HANDICAP
© 2018
Ekaterina Vladimirovna Loginova, the postgraduate student of the chair of telecommunication technologies and networks
Ulyanovsk State University, Ulyanovsk (Russia)
Abstract
Introduction: to optimize the process of accompanying a disabled child within the framework of comprehensive and social rehabilitation, a system for assessing and supporting decision-making in a children's rehabilitation center is being developed. This article discusses the creation of a rehabilitation program for a child with disabilities, the concepts of the subsystems for the formation, evaluation and selection of the rehabilitation program of the client and the target program of the center specialist, and the formalization of the initial data.
Materials and Methods: the material of the study was the normative documents of the rehabilitation center, rehabilitation cards and rehabilitation plans for children and adolescents with disabilities, for the period 2001-2015. The base of the research is the Regional State Social Service Institution «Rehabilitation Center for Children and Adolescents with Disabilities» Sunflower «in Ulyanovsk». To describe the models, the set-theoretic approach of formalization and notation of the DFD methodology was used.
Results: the results of the development and research of the model of organization of the rehabilitation process for a child with disabilities, the data flow model of the subsystem for the formation, evaluation and selection of rehabilitation and target DSS programs, the decomposition of the second level of the data flow model of the subsystem of the formation, evaluation and selection of the client's rehabilitation program, the algorithm for forming the target program of a specialist center. Formulated initial data for the formation of rehabilitation and targeted programs. Examples are given in the formal and verbal form of the production rules for the application of expert technologies. Discussion: the conducted research made it possible to prepare the DSS version for approbation in real conditions. To assess the predicted and achieved result of the introduction of a subsystem for the formation, evaluation and selection of rehabilitation and target programs of the assessment and decision support system in the children's rehabilitation center, temporary, quantitative and qualitative performance indicators are defined. The subject of further research by the author is the possibility of applying the precedent method, the comparative analysis of various approaches to the formation of the rehabilitation program, the analysis of archival rehabilitation programs and those formed by the projected subsystem. Conclusions: the developed and researched models and algorithm with formalized data increase the efficiency of DSS design and can be used in the design of similar systems for children's rehabilitation centers.
Keywords: knowledge base, information system, model, decision-making evaluation, production rules, rehabilitation program, rehabilitation process, rehabilitation of children with disabilities, decision support system, system, services, expert system.
For citation: Loginova E. V. Formation of the rehabilitation program of the child with handicap // Bulletin NGIEI. 2018. № 1 (80). P. 18-32.
Введение
При организации процесса реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья выделяются следующие пять типовых этапов:
1) сбор информации о клиенте (оформление карты клиента);
2) комплексная диагностика клиента: психолого-педагогическая, медицинская и другие виды в зависимости от типа учреждения;
3) составление индивидуальной программы реабилитации клиента с учётом всех видов оказываемых услуг семье;
4) реализация программ реабилитации;
5) заключительная диагностика клиента, оформление результатов реабилитационных программ и формирование дальнейших рекомендаций семье;
Реализация этапов обеспечивается системой сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей различные типы учреждений: реабилитационные центры, больницы, школы, библиотеки, музеи и другие. Для оптимизации процесса сопровождения ребёнка-инвалида в рамках комплексной и социальной реабилитации разрабатывается система оценки и поддержки принятия решений в детских реабилитационных центрах (СППР) [1, с. 85]. В данной статье подробно рассматривается третий этап процесса реабилитации, а именно «Составление индивидуальной программы реабилитации» на примере областного государственного казённого учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» в г. Ульяновске (далее Центр).
Индивидуальные программы реабилитации реализуются в Центре с 2001 года, пропускная способность учреждения на данный момент 1 000 клиентов в год. Поиск оптимального воздействия на человека при выборе многофакторного воздействия -сложная задача, недостаточно формализованная и зависящая от предметной области, особенно такой области, как медицина, поэтому на данном этапе она оставлена человеку, являющемуся экспертом в предметной области [2, а 81]. Как показали исследования в когнитивной психологии, путь от новичка до эксперта занимает не менее 10 лет интенсивной практики [3, с. 150]. В тоже время роль компетентности и профессионализма персонала реабилитационного центра, его умения, навыки и мотивацию является определяющим фактором для эффективной абилита-ции (реабилитации) детей-инвалидов [4, с. 87]. Одной из острых проблем эксперты Центра называют ограниченный временной ресурс на составление постоянно увеличивающегося количества реабилита-
ционных программ и передачу опыта молодым специалистам. Решением проблемы может стать разработка и внедрение подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы на основе экспертной системы. Такие системы способны делать логические выводы на основании знаний в конкретной предметной области. Они суммируют знания специалистов и могут тиражировать этот эмпирический опыт для выработки рекомендаций и консультации менее квалифицированных пользователей [5, а 20]. Отечественная практика помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и немногочисленные исследования (Л. И. Аксенова, В. М. Астапов, В. В. Коркунов, И. В. Тимофеева, Л. М. Ши-пицына) убедительно доказывают, что своевременно начатая и грамотно построенная комплексная реабилитация способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у них отклонений [6, с. 127]. Показатели реализации медицинской, профессиональной и социальной программ реабилитации в Российской Федерации по данным материалов федерального государственного статистического наблюдения остаются низкими, что свидетельствует об актуальности проблемы совершенствования условий и порядка предоставления услуг в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации, в частности качественной работы исполнителей реабилитационных мероприятий, эффективного межведомственного взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы и организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов [7, с. 185].
Анализ информации о составлении программ реабилитации ребёнка-инвалида в открытых источниках и самостоятельного исследования данных Центра показал, что подбор методов и комплекса коррекционных занятий/ услуг, согласованных с кругом специалистов, решающих персональные задачи реабилитации - нетривиальный информационно-аналитический процесс, автоматизированный локально. Отсутствие систем формирования реабилитационных программ и методики создания экспертных систем для реабилитационных центров определяют цель данного исследования: разработку концепции подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы клиента и целевой программы специалиста центра СППР. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- провести моделирование указанных подсистем СППР;
- формализовать исходные данные для автоматизированного формирования реабилитационной программы клиента и целевой программы специалиста центра;
- разработать продукционные правила для поддержки принятия решения формирования реабилитационной программы ребёнка с ограниченными возможностями;
- определить показатели эффективности внедрения подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационных и целевых программ и системы оценки и поддержки принятия решений в детских реабилитационных центрах.
Материалы и методы
Материалом исследования послужили нормативные документы Центра, реабилитационные карты и планы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, за период 2001-2015 гг. Для описания модели используется теоретико-множественный подход формализации и нотация методологии DFD.
Согласно административному регламенту Центра для повышения качества и эффективности оказываемых услуг, реализации основных принципов реабилитации (комплексности, междисциплинарного подхода) в учреждении формируются программы по разным направлениям реабилитации: социальной, психолого-педагогической, медицинской и социокультурной.
Формирование реабилитационной программы включает следующие шаги:
1) определение консилиумом персональных задач реабилитации для клиента;
2) подбор методов и комплекса коррекцион-ных занятий, услуг;
3) определение круга специалистов, решающих эту задачу;
4) определение роли семьи в реабилитационном процессе;
5) промежуточная диагностика, коррекция реабилитационной программы;
6) утверждение плана реабилитации, расписания специалистов.
В начале реализации новой реабилитационной программы в консилиуме принимают участие руководители, специалисты социальной службы, медицинского и психолого-педагогического блока реабилитации. На первом шаге исходными данными для консилиума являются индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИП-РА инвалида) и результаты проведенных первичных диагностик клиента в Центре.
ИПРА инвалида - это официальный документ, который выдается инвалиду по результатам медико-социальной экспертизы. Эта процедура является обязательной для юридического подтверждения статуса «инвалид» и определения степени повреждения
здоровья человека, ограничений жизнедеятельности. Информация, содержащаяся в ИПРА, имеет правовой статус, т. е. дает право инвалиду на получение каких-либо услуг, программ помощи. Данный документ обобщает разнообразный перечень заболеваний по ограничениям жизнедеятельности. Инвалидность у детей определяется как значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения развития ребёнка, его способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, контролю за своим поведением, трудовой деятельности в будущем [8, с. 1]. Специалист Центра обязан ориентироваться на информацию, которая указана в ИПРА клиента. Его задача - разработать и реализовать программу, позволяющую нормализовать ограничения жизнедеятельности, скорректировать степень выраженности ограничения. Данная реабилитационная программа Центра имеет личностный статус и ориентирована на улучшение качества жизни клиента. С одной стороны, такая программа носит вторичный характер, но, с другой стороны, она - главная для клиента, так как является практическим руководством по изменению его жизни.
Результаты первичных диагностик Центра заносятся в реабилитационную карту клиента. Вопросы создания электронного варианта карты ребёнка с ограниченными возможностями рассматриваются в исследовании [9, ^ 43], разработка компьютерной сети для реабилитационного центра в [10, ^ 90], а также в исследовании автора [11, с. 220]. Указанные вопросы не решены достаточно удовлетворительно, в данной статье на этапе формализации исходных данных предлагается представить результаты диагностик в виде множеств параметров, значения которых будут заноситься в электронную реабилитационную карту, спроектированную для СППР.
При принятии решения на втором шаге «Подбор методов и комплекса коррекционных занятий (услуг)» специалисты Центра используют эвристический подход. В СППР этот шаг будет осуществляться посредством продукционных правил, разрабатываемых в соответствии с требованиями комплекса «Ког-нитолог», который предполагается использовать в качестве платформы реализации. «Когнитолог» - это комплекс информационных средств для разработки интеллектуальных систем, использующих базы знаний, с вопросно-ответным интерфейсом и ведения баз знаний в области поддержки принятия решений [12, с. 208]. Данный комплекс разработан на кафедре ТТС Ульяновского государственного университета. В программном комплексе существует возможность графического составления продукционных правил, а
также наличие адаптивного веб-интерфейса конечного пользователя [13, с. 70].
На третьем шаге «Определение круга специалистов, решающих эту задачу» при формировании реабилитационной программы учитываются перечень услуг учреждения и расписание специалистов Центра, а также требования по ограничению общего количества услуг за один реабилитационный период, количества услуг в соответствии с назначением и максимальным количеством услуг в день (от 4 до 9), ограничения по общей стоимости услуг за период (цена услуги в учреждении). Длительность реабилитационной программы составляет от 10 до 35 дней, посещение учреждения может быть ежедневным, 1-2 раза в неделю.
Особенность формирования реабилитационных программ состоит в том, что при одинаковом комплексе услуг могут быть поставлены различные индивидуальные задачи и задействованы разные специалисты Центра. Так, при определении желаемого результата реабилитации учитываются запросы семьи и результаты предыдущих реабилитационных периодов (необходимость повторения курсов услуг). Поэтому необходимо учитывать историю обращений конкретного клиента, а также статистические данные по другим клиентам за время существования Центра. Для специалистов на этом шаге формируется отдельная целевая программа по каждой реабилитационной программе (в статье представлен алгоритм формирования целевой программы).
На четвертом шаге «Определение роли семьи в реабилитационном процессе» при формировании реабилитационной программы учитываются индивидуальные особенности воспитания ребёнка-инвалида и условия проживания, информация о том, кто будет сопровождать клиента во время реабилитации (мама и младший брат/ папа/ бабушка/ самостоятельно или др.). Одним из важнейших факторов успешной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является их семья. В семье, воспитывающей ребенка-инвалида, возникает много сложных специфических проблем: экономических, медицинских, профессиональных, психологических, проблем воспитания и ухода за больным ребенком [14, а 53]. Оценка реабилитационной активности семьи, как критерия эффективности медико-социальной помощи детям-инвалидам, подтверждается также исследованием [15, с. 34]. Не менее важным является необходимость прислушиваться к мнению родителей, доверять им [16, с. 13], а значит корректировать реабилитационную программу, ориентируясь на запрос семьи. С учётом сведений о роли семьи в реабилитационном процессе экспертом в комплекс могут быть включены
новые услуги, например, «Работа психолога с родственниками», или скорректировано расписание.
На пятом шаге «Промежуточная диагностика, коррекция реабилитационной программы» учитываются данные промежуточных диагностик (медицинской, психолого-педагогической и пр.), на основе которых в случае отсутствия динамики происходит коррекция на уровне методов, приемов, схем лечения, привлечения новых специалистов.
На шестом шаге «Утверждение плана реабилитации, расписания специалистов» администрация Центра согласовывает представленную структуру документов. Основными документами для фиксирования объема реабилитационных услуг и оценки их эффективности являются «Реабилитационная карта», «Путевка на получение реабилитационных услуг», «Путевка на получение консультативно-диагностических услуг», «Выписка», которые будут автоматизировано формироваться в СППР.
«Реабилитационная карта» заполняется специалистами по социальной работе перед прохождением первичной диагностики. По итогам первичного обследования (врачами, психологами и педагогами) заполняются соответствующие разделы, оформляется заключение.
«Путевка на получение реабилитационных услуг» оформляется сразу после приказа о зачислении в течение 1 дня с указанием дней недели, времени занятий и ответственных специалистов, там же фиксируется в дальнейшем информация о получении услуги (дата, подпись специалиста, оказавшего услугу), хранится в течение реабилитационного периода в регистратуре, по завершении реабилитационной программы - в учетном деле (по запросу выдается на руки клиенту).
«Путевка на получение консультативно-диагностических услуг» оформляется при получении диагностико-консультативных услуг. Специалистом по социальной работе в путевке указывается: ФИО и дата рождения ребенка, ФИО сопровождающего лица, домашний адрес, дата получения услуг, контактный телефон, оформляется согласие родителей на обследование. Специалистами, осуществляющими диагностико-консультативную деятельность, заносятся: информация о направлении обследования, результаты диагностики, выводы и рекомендации, которые визируются подписью специалиста, зам. директора по реабилитации / зав. отделением. «Путевка» выдается на руки клиенту, копия хранится в социальной службе. При запросе клиента делается отметка в ИПР, в перечень ИПРА.
«Выписка» оформляется по окончании курса реабилитации. Специалисты, работающие по про-
грамме реабилитации, заносят информацию о направлениях реабилитации, результатах реабилитации, даются рекомендации для родителей. «Выписка» по программам психолого-педагогической реабилитации визируется зам. директора по реабилитации, по программам медицинской реабилитации визируется заведующей отделением медико-социальной реабилитации и выдается на руки клиенту, копия хранится в «Учетном деле», специалист по социальной работе или регистратор делает отметку о выдаче «Выписки» в «Журнале учета выдачи выписок».
Результаты
В результате анализа деятельности специалистов Центра с целью автоматизации поддержки принятия решения было осуществлено моделирование отдельных процессов и подсистем СППР с помощью нотации DFD. В частности, на рисунке 1 представлена модель организации процесса реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями, состоящая из 5 этапов, которая позволила определить компоненты системы оценки и поддержки принятия решений в детском реабилитационном центре.
Рис. 1. Модель организации процесса реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями Fig. 1. Model of the organization of the process of rehabilitation of a child with disabilities
Данная модель полна по признаку вида деятельности, так как охватывает все значения признака декомпозиции, и адекватна процессу организации реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями.
Третьему этапу модели организации процесса реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями в проектируемой СППР будут соответствовать подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы для клиента и целевой программы для специалиста. На рисунке 2 представлена модель потоков данных указанных подсистем, которая отражает их источники данных, входные и выходные параметры.
Исходя из модели потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы формализация исходной информации позволяет представить входные параметры
для занесения в электронную-реабилитационную карту в виде множеств. Так, результаты диагностик можно представить в виде множества D:
Б = р1^ Б2р, Б3Г }, (1)
где О я - множество данных социальной диагностики, в которую входит проведение опроса семьи и оформление реабилитационной карты клиента; Б2Р - множество данных психолого-педагогической диагностики, в которую входит определение коммуникативного потенциала ребёнка с ограниченными возможностями, р =1 в реабилитационную карту клиента заносится заключение психолога; О3г -множество данных медицинской диагностики, в которую входит определение текущего состояния здоровья, г е [1...14] - фиксируется основное (г = 1), сопутствующие заболевания (г е [2...3]) клиента, заключение врачей (г е [4.14]).
Продукционные правила / g; Production rules &
База знаний/ knowledge base
Данные о специалистах и услугах / Data on specialists and services
TT
Правила / Rules
Данн ые об услугах / Service data
Подсистема формирования, оценки и выбора реабилитационной программы СППР в детских реабилитационных учреждениях / The subsystem of formation, evaluation and selection rehabilitation program of DSS in children's rehabilitation institutions
Седения о клиенте и результаты диагностик / Information about the client and the results of diagnostics
Реабилитационная программа / Rehabilitation program
Архив / Archive
Реабилитационная программа / Rehabilitation program
Данные о специалистах / Data on specialists
Электронная реабилитационная карта / Electronic Rehabilitation Card
Подсистема формирования, оценки и выбора целевой программы специалиста СППР в детских
реабилитационных учреждениях / The subsystem of formation, evaluation and selection target program of the DSSR in children rehabilitation institutions
Архив / Archive
Целевая программа / Target program
3
2
0
2
Рис. 2 Модель потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы
и подсистемы формирования, оценки и выбора целевой программы СППР (методология DFD) Fig. 2. Model of data flows of the subsystems of the formation, evaluation and selection of the rehabilitation program and the subsystem for the formation, evaluation and selection of the target DSS program (DFD methodology)
Множество данных может быть представлен как:
Б1, = {(Б1^, (Б1^, (Б^ , (Б1^ }, (2)
где k е [1..29] - сведения о ребёнке-инвалиде: ФИО ^ е [1.. .3]), дата рождения ^ е [4...6]), адрес регистрации и проживания ^ е [7.16]), контактные данные ^ е [17...21]), кем направлен ^ = 22), наличие свидетельства об инвалидности ^ е [23.25]), данные об образовании ^ е [26.29]); l е [1..23] - сведения о семье клиента (состав семьи ^ е [1.11]) с указанием степени родства, даты рождения, образования, профессии близких родственников, отмечаются признаки е [12...23]): полная/неполная с указанием примечания, малообеспеченная, опекунская, имеющая членов семьи с алкогольной зависимостью, не работающая (с указанием причины), состоит/не состоит на учете в ОПДН, беженцы/вынужденные переселенцы, имеющая членов семьи с зависимостью ПАВ, состоит/не состоит на учете в КДН, многодетная, имеющая инвалидов); m е [1...2] - дополнительные сведения (об устройстве рабочего и игрового домашнего места клиента); п е [1...8] - сведения о реабилитационных программах: сроки (п е [1.6]) и результаты (п е [6...8]), оказываемых ранее программ);
Документ ИПРА, который выдается инвалиду по результатам медико-социальной экспертизы и также является исходным для указанной подсис-
темы, предлагается представить в виде множества О:
а = в2ь g4I, g7I }, (3)
где I е [1.3].
Элементами множества будут являться основные категории жизнедеятельности человека, указанные в [17, с. 3], такие как:
g1I - способность к самообслуживанию: g11 - 1 степень - способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
g12 - 2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
g13 - 3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;
g2I - способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом;
g3I - способность к ориентации - способность к адекватному восприятию личности и окружающей
обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения;
g41 - способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации;
g51 - способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм;
gб1 - способность к обучению - способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию спо-
собностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни;
g71 - способность к трудовой деятельности -способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.
Дальнейшая декомпозиция блока 1 модели потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы представлена на рисунке 3. Данная модель полна по признаку вида деятельности, так как охватывает все значения признака декомпозиции, и адекватна процессу формирования реабилитационной программы ребёнка с ограниченными возможностями в Центре.
Определение консилиумом персональных задач реабилитации / The definition by the council of personal rehabilitation tasks
Сведения о клиенте, результаты диагностик / Information about the client, the results of diagnostics
ИПРА IPRA
ИПРА IPRA
Персональные задачи реабилитации / Personal rehabilitation tasks
Архив / Archive
База знаний / knowledge base
Правила / Rules ^
Продукционные правила /<; Production rules i
0
Подбор методов и комплекса коррекционных занятий, услуг / Selection of methods and complex of corrective occupations, services
Корректировки / Adjustments
Методы, услуги для этой реабилитационной программы / Methods, services for this rehabilitation program
Список специалистов / List of specialists
Список услуг / List of services
Определение круга специалистов для достижения персональных задач / Determination of the range of specialists to achieve personal tasks
Список специалистов для этой реабилитационной програмы / List of specialists for th is rehabilitation program
База данных Í Database ^
Сведения о семье / Family information
Определение роли семьи в реабилитационном процессе / Determining the role ofthe family in the rehabilitation process
Роль семь и Í Th e role of the family
Промежуточные результаты / Intermediate results
Электронная реабилитационная карта / & Electronic Rehabilitation Card
0 6 Промежуточная дагностика, коррекция реабилитационной программы / Intermediate diagnostics, correction of rehabilitation program
Данные о специалистах и услугах / Data on specialists and services
2
Нормативные документы реабилитационного учреждения / Normative documents of the rehabilitation institution
Программа реабилитации / Rehabilitation program
Утверждение плана реабилитации и расписания специалистов /
.......Approval of the^ rehabilitation plan and foe schedule^ of specialists.......J::::l
Рис. 3. ММодель потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы СППР (Декомпозиция второго уровня, методология DFD) Fig. 3. Model of data flows of the subsystem of the formation, evaluation and selection of the DSS rehabilitative program (Decomposition of the second level, DFD methodology)
Формализованные выше данные являются входными для первого блока модели потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы СППР декомпозиции второго уровня.
Для второго блока модели потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы СППР декомпозиции второго уровня, а именно «Подбор методов и комплекса коррекционных услуг» предлагается применять продукционные правила. Данные правила можно разде-
лить на две группы: общие и частные. К группе общих правил относятся те, которые определяют шаблон формирования реабилитационной программы. К группе частных правил относятся те, которые учитывают личные особенности клиента или характер заболевания и влияют на подбор методов и услуг внутри шаблонной программы. На сегодняшний день разработано 48 продукционных правил из первой группы, которые вносятся в систему «Когнитолог» для проведения опытной эксплуатации в Центре. Продукционные правила используют описанное выше множество
0
2
3
2
4
3
0
4
0
5
Б и ряд данных из нормативных документов Центра в виде совокупности параметров V, Q.
Входные параметры, формирующие продукционные правила, предлагается представить множеством V:
V = { V 1а, V 2ь, V 3е}, (4)
где V1;, - приоритет обслуживания: а е [1.3]; V2b -счётчик вместимости программы: Ь е [1...12]; V3e -необходимость транспортировки е е [1.2].
Выходные параметры для продукционных правил определяются множеством Q:
Q = Q2h, Q3f, Q4, Q5 }, (5)
где Q1J - форма обслуживания: j е [1.2]; Q2h - реабилитационные периоды: Ь е [1.11]; Qf - реабилита-
ционные программы: f е [1...12]; Q4 - количество дней в путевке; Q5 - количество посещений в неделю.
Формализация исходных данных позволяет сформулировать продукционные правила и представить их, например, в следующем виде:
1) ЕСЛИ Б1^ = ^ И б1^ = а3 И V1, = у11 И V 2ь= = У21 И V 3е = У31 ТО Q1j = д11 И Q2h = д21 И Q3f = = д31 И Q4 = д41 И Q5 =
2) ЕСЛИ Б1^ = а2 И Б157 = а3 И V 1а = ^2 И V 2ь = = У22 И V 3е = У31 ТО Q1j = д11 И Q2h = д22 И Q3f = = д32 И Q4 = д41 И Q5 =
Значения параметров продукционных правил соответствуют текущему состоянию нормативных документов Центра и представлены в таблице 1.
Таблица 1. Значения параметров продукционных правил Table 1. Values of parameters of production rules
Наименование/Name
Параметр/ Parameter
Принимаемые значения /Accepted values
Год рождения / Year of birth Место проживания / Place of residence Приоритет обслуживания / Service priority
di di
ds
i
vii i
V 2
2016 2012
город Ульяновск/Ulyanovsk
Низкий / Low Средний / Average
Счётчик вместимости программы / Program capacity counter Необходимость транспортировки / Necessity of transportation Форма обслуживания / Form of service
Реабилитационные периоды / Rehabilitation periods
2
v2i
2 v22
3
V 1
q1i
q2i q22
21 (95) 104 (190)
Нет/No
полустационарная/semi-stationary
18.01-19.05 05.09-16.12
Наименование
реабилитационной программы / Name of rehabilitation program
q31
q32
Программа «Раннего вмешательства» (дети 1,5-3 г.)/ The Early Intervention Program (children 1.5-3 years old) Программа «Поддержка игровой деятельности» (дети 4-7 лет)/ The program «Support of game activity» (children 4-7 years old)
Количество дней в путевке / Number of days in the package Количество посещений в неделю / Number of visits per week
q41
q51
35 2
С учётом представленных значений в таблице 1 продукционные правила в вербальном виде выглядят следующим образом:
1) если год рождения 2016 попадает в период 2014-2017; место проживания город Ульяновск; приоритет высокий и счетчик вместимости 21 менее 95 клиентов ТО реабилитационная программа «Раннее вмешательство (дети 1,5-3 г.)»; реабилита-
ционный период 18.01.17-19.05.17; полустационарная форма обслуживания; 35 дней в путевке; 2 посещения в неделю;
2) если год рождения 2012 попадает в период 2010-2013; место проживания город Ульяновск; приоритет высокий; счетчик вместимости 104 менее 190 клиентов ТО реабилитационная программа «Поддержка игровой деятельности (дети 4-7 лет)»;
реабилитационный период 05.09-16.12; полустационарная форма обслуживания; 35 дней в путевке; 2 посещения в неделю.
Следующий блок модели потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы СППР декомпозиции второго уровня, а именно «Определение круга специалистов для достижения персональных задач» предполагает создание целевой программы для специалиста Центра, которую предлагается формировать по алгоритму представленному на рисунке 4.
Исходя из модели потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы декомпозиции второго уровня формализация исходной информации позволяет представить входные параметры для целевой программы в виде множеств. Так, информация о специалистах Центра в виде множества С:
С = {С1 ^ С , С ^ С ш:; С X }, (6)
где С10 - ФИО специалиста о е [1.3]; С2 - наименование должности; С I - идентификатор целевой программы 1 е [1.30]; С4ш - принадлежность специалиста к команде по реабилитационной программе ш е [1...30]; С5Х - методы, которыми владеет специалист х е [1.50].
Для описания методов предлагается использовать множество М:
М = {М1, М2 }, (8)
где М1 - наименование метода; М2 - описание метода.
Каждому методу может соответствовать одна или несколько услуг Центра, для описания которых будет использоваться множество и:
U = {U1, U2, U3, U4y, U5, U6},
т2
(7)
где и1 - наименование услуги; и2 - место оказания услуги/номер кабинета; и3 - количество повторений услуги; И у - дата и время оказания услуги у е [1.20]; И - цена услуги/источник финансирова-
ТТ6
ния; И - комментарий к услуге.
Таким образом, целевую программу специалиста Центра, полученную подсистемой формирования, оценки и выбора целевых программ, можно представить в виде множества ТР:
TP = { TP1,, TP2
},
(8)
где ТР12 - целевая задача специалиста по каждой реабилитационной программе ъ е [1 ...30]; ТР с - состав команды специалистов с е [1...10]; ТР3т - список методов для целевой программы т е [1...20]; ТР\ -список услуг для целевой программы и е [1.30].
Данные из следующего блока модели потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы СППР декомпозиции второго уровня, а именно «Промежуточная диагностика» предлагается отражать в электронной реабилитационной карте.
4
; Начало / Begin )
1
Получить данные С. RP.
U, Dsk To get data C,
RP, U, Dsk
1
Цикл i от 1 до RP Loop i for 1 to RP
Определить С с для RPz- Define Сс for RPz
Цикл J от 1 до Сс Loop j for 1 to Сс
Определить Мп для Си' Identify Mn for Cn
Определить U дня Mn' Identify U for Mn
Увеличить j на 1 Цикл J _ Increase j on 1 Loop j
Увеличить i на 1 Цикл i .. Increase i on 1 Loop i
Цикл К от 1 до С Loop К for 1 to С
Составить расписание Сп/ Make a schedule Cn
Увеличить к на 1 Цикл К ... Increase k on 1 Loop К -
Записать ТР в БД. БЗ Record TP in DB , KB
Вывести TP на печать ! Print TP
С
Конец / End
3
Получить данные о специалистах (С), реабилитационных программах (RP), услугах (U) и клиенте (Dsk)\
Get information about the specialists (C)„ rehabilitation programs (RP). services (U) and the client (Dsk)
Определить для персональной задачи pea бил атацио иной программы (RPz) команду специалистов (Сс)\
Define the team of specialists (Сс) for the personal task of the rehabilitation prosram (RPz)
Определить метод реабилитации (Mn) для достижения цели специалистом (Cn) \ Determine the method of rehabilitation (Mn) to achieve the goal of a specialist (Cn)
Определить услуги (U) для выбранного метода Реабилитации (Mn) \ Define services (U) for the selected method of rehabilitation (Mn)
Составить расписание каждого специалиста (Cn) VCtreatе a schedule for each specialist (Cn)
Записать целевую программу (TP) в базу данных и базу знаний \ Write the target program (TP) ш the database and the knowledge base
Рис. 4. Алгоритм формирования целевой программы Fig. 4. The algorithm for generating the target program
3
4
TP3 , TP
с
Для последнего блока модели потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы СППР декомпозиции второго уровня, а именно «Утверждение плана реабилитации» параметры реабилитационной программы необходимо представить в виде множества ИР:
ИР = { ИР^, ИР 2, ИР3п , ИР4, ИР5}, (9) где ИР1Й - сроки реабилитационной программы d е [1.2]; ИР 2 - персональная задача программы реабилитации; ИР3п - сведения о динамике реабилитационной программы в разрезе направлений реабилитации (медицинская, психолого-педагогическая, социо-культурная) п е [1...3]; ИР 4 - заключение по программе; ИР 5 - рекомендации семье (выписка).
Таким образом, реабилитационная программа ребёнка-инвалида, полученная подсистемой формирования, оценки и выбора реабилитационных программ, содержит следующие сведения, которые предлагается заносить в электронную реабилитационную карту:
1) раздел «Сведения о ребёнке-инвалиде и семье» (множество параметров Б);
2) раздел «Сроки реабилитационной программы» (множество параметров ИР);
3) раздел «Персональные задачи программы реабилитации» (множество параметров ИР);
4) раздел «Сведения об услугах текущей реабилитационной программы» (множество параметров и);
5) раздел «Сведения о динамике реабилитационной программы в разрезе направлений реабилитации (медицинская, психолого-педагогическая, социо-культурная)» (множество параметров ИР);
6) раздел «Заключение по программе и рекомендации семье (выписка)» (множество параметров ИР).
Обсуждение
В данной статье представлены модели организации процесса реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями, модели потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы клиента и целевой программы специалиста Центра СППР, декомпозиция второго уровня модели потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы, алгоритм формирования целевой программы специалиста центра. Формализованы исходные данные для формирования реабилитационной программы клиента по ограничениям жизнедеятельности из индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и результатам проведенных первичных диагностик клиента в Центре. Приведены примеры в формальном и вербальном виде продук-
ционных правил для применения экспертных технологий в подсистеме формирования, оценки и выбора реабилитационной программы. В ходе исследования аналогичных моделей и результатов в открытой печати не выявлено. Следует учесть, что данные модели разрабатывались применительно к реабилитационному центру и при использовании в аналогичных учреждениях системы реабилитационного сопровождения ребёнка-инвалида могут быть адаптированы с учётом их особенностей. Модель формирования реабилитационной программы представлена с использованием продукционных правил в том числе, потому что этот способ наиболее понятен специалистам Центра, которые используют условные правила в своей деятельности. Возможность применения метода прецедентов и сравнительный анализ различных подходов к формированию реабилитационной программы исследуется автором отдельно.
Для оценки эффекта от внедрения и эксплуатации данных подсистем СППР будут использованы три группы показателей эффективности: временные, количественные и качественные.
Внедрение подсистем формирования, оценки и выбора реабилитационных программ клиента и целевой программы специалиста СППР должно позволить сократить следующие временные показатели:
- время разработки индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида с 2 недель до 3 дней за счёт автоматизированного формирования примеров реабилитационных программ для конкретного случая;
- время приёма клиента на реабилитацию с 2 часов до 30 минут за счёт введения электронных реабилитационных карт и возможности клиентам заполнять электронную заявку на реабилитацию на сайте;
- время получения информации за счёт возможности получать в электронном виде заключения, промежуточные результаты, сведения о регламенте оказания услуг;
- время на обработку документов за счёт автоматизированного формирования статистических и аналитических отчётов.
Предполагается, что эксплуатация указанных подсистем СППР позволит увеличить нижеуказанные количественные показатели:
- количество форм получения информации за счёт введения электронных реабилитационных карт и доступа к ним через сеть Интернет;
- объём информационной составляющей услуги реабилитации за счёт добавления подробного описания из сформированной базы знаний и расширения доступа к этой информации.
Третью группу для оценки эффективности составляют качественные показатели:
- полнота получения информации о реабилитации;
- структурированность представления информации о реабилитации.
Но вместе с тем предполагается, что в рамках проектируемой СППР подсистема формирования, оценки и выбора реабилитационных и целевых программ с учётом наложенных ограничений и выполнения продукционных правил должна формировать несколько вариантов реабилитационной программы с указанием оценок каждой. По итогам представления сформированных программ эксперт принимает решение о выборе наиболее оптимальной и вносит в неё коррективы. Адаптация найденного решения до сих пор остается недостаточно формализованной, сильно зависящей от предметной области, и поэтому не поддающейся автоматизации, задачей. Как отмечается в исследовании [18, c. 269], решение всегда остается за человеком. Он принимает его, используя свои знания о предметной области, в дополнение к тому знанию, которое имеется в системе.
Предметом дальнейших научных исследований автора является анализ архивных реабилитационных программ и сформированных проектируемой подсистемой, который предполагается проводить на основе методов интеллектуального анализа данных (Data Mining). Применение данной технологии для анализа многомерных данных о состоянии детей, требующих реабилитации, которые характеризуются
большим объемом и разными типами (качественные, балльные, счетные, непрерывные) рассмотрено в работе [19, с. 114], для исследования неполно определенных социальных систем - в работе [20, с. 233], проблемы увеличения объемов банков данных и прямо пропорционально количеству элементов уменьшения скорости обработки рассмотрено в работе [21, с. 261].
Заключение
Таким образом, созданные модели организации процесса реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями, модели потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы клиента и целевой программы специалиста Центра СППР, декомпозиция второго уровня модели потоков данных подсистемы формирования, оценки и выбора реабилитационной программы, алгоритм формирования целевой программы специалиста центра позволяют повысить эффективность проектирования системы оценки и поддержки принятия решений в детских реабилитационных центрах за счёт уменьшения затрат временных ресурсов на разработку детализированных моделей проектируемых систем. Описанные выше группы показателей эффективности позволят сравнить прогнозируемый и достигнутый результат внедрения подсистем формирования, оценки и выбора реабилитационных программ клиента и целевой программы специалиста СППР, также планируемая оценка должна производиться с привлечением экспертов Центра.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карпов Л. Е., Юдин В. Н. Многопараметрическое управление на основе прецедентов // Труды ИСП РАН. 2010. Том 19. С. 81-93.
2. Сачко М. А. Сохранение экспертных знаний и их применение в образовании // Территория новых возможностей. 2013. № 3 (21) С. 149-154.
3. Бурмистров К. Г. Роль реабилитационного центра в абилитационном (реабилитационном) процессе детей-инвалидов // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 86-88.
4. Коршунов С. А., Павлов А. И., Николайчук О. А. Web-ориентированный компонент продукционной экспертной системы // Программные продукты и системы. 2015. № 2 (110) С. 20-25.
5. Дробахина И. К. Комплексный подход в разработке индивидуальных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и наука. 2009. № 6. С. 127-141.
6. Шестаков В. П., Чернова Г. И., Свинцов А. А., Чернякина Т. С., Богданов Е. А. Современные аспекты эффективности реализации идивидуальных программ реабилитации инвалидов в Российской Федерации // Научные ведомости БелГУ. Серия: Медицина. Фармация. 2013. № 25 (168). С.181-186.
7. Радаев В. М. Современные подходы и перспективы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями // Организация реабилитации детей с ограниченными возможностями в учреждении социальной защиты: сборник статей. 2002. С. 1-8.
8. Хорошева Т. А., Новосельцева М. А. Разработка автоматизированной базы данных «Медико-социальная карта ребенка» для информационного сопровождения процесса реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ВГТУ. 2016. № 2. С. 43-46.
9. Осмоловский Д. С., Осмоловский С. В. Оптимизация организационных технологий комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности // ТМЖ. 2016. № 4 (66). С. 90-92.
10. Лучникова Е. В., Чекал Е. Г. Моделирование централизованной системы единого реестра инфоком-муникационных услуг // Ученые записки Ульяновского государственного университета. Сер. Математика и информационные технологии. Вып. 1(4). Под ред. проф. А. А. Смагина. 2012. С. 220-224.
11. Фирулин А. М. Создание веб-интерфейса для экспертной системы // Проблемы и перспективы технических наук. 2015. С.208-212.
12. Фирулин А. М., Смагин А. А., Липатова С. В. Разработка экспертной системы диагностики заболеваний // Прикладные информационные системы. 2016. C. 70-78.
13. Лопинцева Л. А. Реабилитация детей-инвалидов: проблемы, поиски, решения // Ученые записки РГСУ. 2008. № 2. С. 50-56.
14. Косова С. А., Модестов А. А., Намазова Л. С. Реабилитационная активность семей, как критерий эффективности медико-социальной помощи детям-инвалидам // ПФ. 2007. № 6. С. 34-37.
15. Агаева И. Б. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2009. № 1. С. 13-16.
16. Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/467 (дата обращения: 03.09.2016).
17. Налобина А. Н. Применение методов Data Mining для анализа функционального состояния детей первого года жизни и определения предикторов эффективности реабилитационных мероприятий // Вестник ОмГУ. 2012. № 4 (66). С. 114-120.
18. Абруков В. С., Николаева Я. Г., Макаров Д. Н., Сергеев А. А., Карлович Е. В. Применение средств интеллектуального анализа данных (Data Mining) для исследования неполно определенных систем // Вестник ЧГУ. 2008. № 2. С. 233-241.
19. Григораш А. С., Курейчик В. М., Курейчик В. В. Программный комплекс решения задачи кластеризации // Программные продукты и системы. 2017. № 2. С. 261-269.
20. Юдин В. Н., Карпов Л. Е., Ватазин А. В. Методы интеллектуального анализа данных и вывода по прецедентам в программной системе поддержки врачебных решений // Альманах клинической медицины. 2008. № 17-1. С. 266-269.
Дата поступления статьи в редакцию 22 11.2017, принята к публикации 18.12.2017.
Информация об авторе: Логинова Екатерина Владимировна, магистр, аспирант кафедры «Телекоммуникационные технологии и сети»
Адрес: Ульяновский государственный университет, 432017, Российская Федерация, город Ульяновск, улица Льва Толстого, дом 42 E-mail: kate. loginova73@gmail. com Spin-код: 7992-8895
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Karpov L. E., Judin V. N. Mnogoparametricheskoe upravlenie na osnove precedentov [Multiparameter based on use cases], Trudy ISP RAN [The proceedings of ISP RAS], 2010, Vol. 19, pp. 81-93.
2. Sachko M. A. Sohranenie jekspertnyh znanij i ih primenenie v obrazovanii [Preservation of expert knowledge and their application in education], Territorija novyh vozmozhnostej [The territory of new opportunities], 2013, No. 3 (21), pp. 149-154.
3. Burmistrov K. G. Rol' reabilitacionnogo centra v abilitacionnom (reabilitacionnom) processe de-tej-invalidov [The role of the rehabilitation center in the habilitation (rehabilitation) process of children with disabilities],
Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development], 2012, No. 8, pp. 86-88.
4. Korshunov S. A., Pavlov A. I., Nikolajchuk O. A. Web-orientirovannyj komponent produkcionnoj jeks-pertnoj sistemy [Web-based component of the product expert system], Programmnye produkty i sistemy [Software products and systems], 2015, No. 2 (110), pp. 20-25.
5. Drobahina Inna Konstantinovna Kompleksnyj podhod v razrabotke individual'nyh programm reabilitacii de-tej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [An integrated approach to the development of individual rehabilitation programs for children with disabilities], Obrazovanie i nauka [Education and science], 2009, No. 6, pp. 127-141.
6. Shestakov V. P., Chernova G. I., Svincov A. A., Chernjakina T. S., Bogdanov E. A. Sovremennye aspekty jeffektivnosti realizacii idividual'nyh programm reabilitacii invalidov v Rossijskoj Federacii [Modern aspects of the effectiveness of the implementation of individual rehabilitation programs for disabled people in the Russian Federation], Nauchnye vedomosti BelGU Serija: Medicina. Farmacija [Scientific sheets of BelSU. Series: Medicine. PharmacyI, 2013, No. 25 (168), pp. 181-186.
7. Radaev V. M. Sovremennye podhody i perspektivy social'noj reabilitacii detej s ogranichennymi vozmozhnostjami [Modern approaches and perspectives of social rehabilitation of children with disabilities], Organiza-cija reabilitacii detej s ogranichennymi vozmozhnostjami v uchrezhdenii social'-noj zashhity: sbornik statej [Organization of rehabilitation of children with disabilities in the social protection institution: collection of articles ], 2002, pp. 1-8.
8. Horosheva T. A., Novosel'ceva M. A. Razrabotka avtomatizirovannoj bazy dannyh «Mediko-social'naja kar-ta rebenka» dlja informacionnogo soprovozhdenija processa reabilitacii detej i podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Development of the automated database «Medico-social card of the child» for information support of the rehabilitation process for children and adolescents with disabilities], Vestnik VGTU [Bulletin VGTU], 2016, No. 2, pp. 43-46.
9. Osmolovskij D. S., Osmolovskij S. V. Optimizacija organizacionnyh tehnologij kompleksnoj reabilitacii de-tej s ogranichennymi vozmozhnostjami zhiznedejatel'nosti [Optimization of organizational technologies for complex rehabilitation of children with disabilities], TMZh [TMJ], 2016, No. 4 (66), pp. 90-92.
10. Luchnikova E. V., Chekal E. G. Modelirovanie centralizovannoj sistemy edinogo reestra infokom-munikacionnyh uslug [Modeling of the centralized system of the unified register of infocommunication services], Uchenye zapiski Uljanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Matematika i informacionnye tehnologii [Scientific notes of Ulyanovsk state University. Ser. Mathematics and information technology], No. 1 (4), 2012, pp. 220-224.
11. Firulin A. M. Sozdanie veb-interfejsa dlja jekspertnoj sistemy [Creating a web interface for the expert system], Problemy iperspektivy tehniche-skih nauk [Problems and prospects of technical Sciences], 2015, pp. 208-212.
12. Firulin A. M., Smagin A. A., Lipatova S. V. Razrabotka jekspertnoj sistemy diagnostiki zabolevanij [Development of an expert system for diagnosis of diseases], Prikladnye informacionnye sistemy [Applied information systems], 2016, pp. 70-78.
13. Lopinceva L. A. Reabilitacija detej-invalidov: problemy, poiski, reshenija [Rehabilitation of disabled children: problems, searches, solutions], Uchenye zapiski RGSU [Scientific notes of RSSU], 2008, No. 2, pp. 50-56.
14. Kosova S. A., Modestov A. A., Namazova L. S. Reabilitacionnaja aktivnost' semej, kak kriterij jeffektivnosti mediko-social'noj pomoshhi detjam-invalidam [Rehabilitation activity of families, as a criterion of the effectiveness of medical and social assistance for children with disabilities], PF [Pediatric Pharmacology], 2007, No. 6, pp. 34-37.
15. Agaeva I. B. Konsul'tirovanie sem'i, vospityvajushhej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostjami zhizne-dejatel'nosti [Advising a family raising a child with disabilities], Vestnik KGPU im. V. P. Astafeva [Bulletin KSPU them. V. P. Astafiev], 2009, No 1. pp. 13-16.
16. Prikaz Mintruda Rossii ot 17.12.2015 № 1024n «O klassifikacijah i kriterijah, ispol'zuemyh pri osush-hestvlenii mediko-social'noj jekspertizy grazhdan federal'nymi gosudarstvennymi uchrezhdenijami me-diko-social'noj jekspertizy» [Order of the Ministry of Labor of Russia from 17.12.2015 № 1024n «On classifications and criteria used in the implementation of medical and social expertise of citizens by federal state institutions of medical and social expertise»]. [Elektronniy resurs]. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/467.
17. Nalobina A. N. Primenenie metodov Data Mining dlja analiza funkcional'nogo sostojanija detej pervogo goda zhizni i opredelenija prediktorov jeffektivnosti reabilitacionnyh meroprijatij [Application of Data Mining methods for analyzing the functional state of children of the first year of life and determining the predictors of the effectiveness of rehabilitation measures], Vestnik OmGU [Bulletin Of Omsk State University], 2012, No. 4 (66), pp. 114-120.
18. Abrukov V. S., Nikolaeva Ja. G., Makarov D. N., Sergeev A. A., Karlovich E. V. Primenenie sredstv intel-lektual'nogo analiza dannyh (Data Mining) dlja issledovanija nepolno opredelennyh system [The use of data mining
tools (Data Mining) for the study of incompletely defined systems], Vestnik ChGU [Bulletin of the CSU], 2008, No. 2, pp.233-241.
19. Grigorash A. S., Kurejchik V. M., Kurejchik V. V. Programmnyj kompleks reshenija zadachi klasterizacii [Software complex for solving the clustering problem], Programmnye produkty i sistemy [Software products and systems], 2017, No. 2, pp. 261-269.
20. Judin V. N., Karpov L. E., Vatazin A. V. Metody intellektual'nogo analiza dannyh i vyvoda po preceden-tam v programmnoj sisteme podderzhki vrachebnyh reshenij [Methods of data mining and withdrawal by use of precedents in the software system of support of medical decisions], Al'manah klinicheskoj mediciny [Almanac of clinical medicine], 2008, No. 17-1, pp. 266-269.
Submitted 22.11.2017; revised 18.12.2017.
About the author:
Ekaterina V. Loginova, postgraduate student of the chair of telecommunication technologies and networks Address: Ulyanovsk State University, 432017, Russia, Ulyanovsk, L'va Tolstogo Str., 42 E-mail: [email protected] Spin-code: 7992-8895
Author have read and approved the final manuscript.