ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА ГРУЗОВОГО АВТОПАРКА КАК ЭЛЕМЕНТ ИХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С.А. Кулев, A.A. Казанцев
В статье описана методика совершенствования планирования потребностей сельскохозяйственного производства в автотранспорте на основе формирования оптимального состава грузового автопарка сельскохозяйственных предприятий исходя из объемов грузоперевозок по каждому виду сельскохозяйственной продукции с учетом каналов ее реализации и использования.
Ключевые слова: оптимизация параметров сельскохозяйственных предприятий, оптимальный состав грузового автопарка, устойчивое развитие сельскохозяйственных предприятий.
Немаловажную роль в устойчивом развитии экономики страны имеет транспортнодорожный комплекс, который включает в себя различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный (речной, морской), воздушный и др.
Автомобильный транспорт является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Практически нет ни одного предприятия промышленности, строительства, сельского хозяйства, которые не пользовались бы услугами автотранспорта. Велика его роль и в удовлетворении потребностей населения в перевозках. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных предприятий, регионов и страны в целом.
Преимущества автомобильного транспорта перед другими видами состоят в следующем:
- маневренность, возможность концентрации транспорта там, где требуется;
- срочность и регулярность доставки;
- большая сохранность перевозимых грузов.
Рыночные отношения оказали большое влияние на экономику автомобильного транспорта, в которой за последние годы произошли существенные изменения. Так, в области грузовых перевозок происходит развитие терминальной системы обработки грузов, совершенствуется комплексное транс-
портно-экспедиционное обслуживание объектов на всех уровнях народного хозяйства. Многие предприятия нашли выход из критической ситуации во временной передаче части своего автопарка на правах аренды другим предприятиям и организациям.
Но, несмотря на большие трудности в работе, многие предприятия автомобильного транспорта сумели адаптироваться в рыночных условиях благодаря успешной маркетинговой деятельности на рынке транспортных услуг, развитию дополнительных видов услуг по организации ремонта транспортных средств частных владельцев, хранению и переработке грузов с использованием для этих целей освобождающихся площадей, созданию непрофильных производств.
Главной задачей, стоящей перед работниками транспорта, остается своевременное, качественное и полное удовлетворение народного хозяйства и населения в перевозках и повышение экономической эффективности работы. Эту задачу необходимо решать путем использования более совершенных технологий и прогрессивных способов перевозки грузов, совершенствования системы бухгалтерского учета и контроля над деятельностью всех служб внутри предприятий, внедрения современных информационных технологий.
Использование автомобильного транспорта в сельском хозяйстве имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при формировании автопарка сельскохозяйственных предприятий. Поскольку в сельском хозяйстве рабочий период не совпадает с периодом производства, то использование автотранспорта носит сезонный характер. Грузовой автотранспорт, как и многие сель-
скохозяйственные машины и орудия, занят в процессе производства сравнительно небольшой период времени, учитывая, что сроки выполнения большинства видов сельскохозяйственных работ ограничены и, как правило, не могут быть перенесены на другое время. При транспортировке легковесных грузов не полностью используется грузоподъемность транспортных средств, поскольку используются кузова общего назначения. В результате снижается производительность и увеличиваются затраты на перевозки. Также важным фактором использования грузового транспорта является условие невозможности или сложности замены марок автомобилей на некоторых видах грузоперевозок.
Условия эксплуатации транспорта в сельском хозяйстве имеют свои особенности и зависят от многих факторов, в т. ч. и природных. К важнейшим факторам эксплуатации транспорта в сельском хозяйстве следует отнести: физико-механические и агробиологические свойства перевозимых грузов; расстояние перевозок; дорожные условия; сезонные колебания объемов перевозок; степень механизации погрузочно-разгрузочных работ; формы организации транспортных подразделений и предприятий; квалификацию водителей.
Высокая неравномерность объемов перевозок и грузооборота приводит к неравномерности загрузки подвижного состава транспортных подразделений, что, в свою очередь, обуславливает значительные колебания производительности грузовых автомобилей сельскохозяйственных предприятий. Отсюда возникает важная практическая задача рациональной загрузки подвижного состава, формирования состава автопарка сельскохозяйственных предприятий, позволяющего выполнять все виды грузоперевозок.
Совершенствование планирования потребностей сельскохозяйственного производства в автотранспорте является сложной задачей. Во-первых, изменение размеров и объемов продукции сельского хозяйства требует соответственно изменений в структуре автопарка хозяйств. Во-вторых, рост масштабов и усложнение структуры автомобильного транспорта, капиталоемкость и длительные сроки создания производственной базы автотранспортных предприятий
повышают роль и значение стратегических решений, определяющих направление и перспективы его развития в рыночных условиях.
Для устойчивого функционирования производственной системы сельскохозяйственных предприятий необходимо определение соответствующей ей системы транспортного обслуживания. Одним из путей решения этой задачи может явиться разработанная методика формирования оптимального состава грузового автопарка сельскохозяйственных предприятий.
На первом этапе определяется объем грузоперевозок в сельскохозяйственных предприятиях по каждому виду сельскохозяйственной продукции с учетом каналов ее реализации и использования. Для этих целей предлагается использование экономикоматематической модели по определению оптимальной отраслевой структуры производства в сельскохозяйственных предприятиях.
На втором этапе разрабатывается эконо-мико-математическая модель по определению оптимального состава грузового автомобильного транспорта, используя данные по грузоперевозкам, полученные при решении экономико-математической модели по оптимизации отраслевой структуры производства в каждом конкретном сельскохозяйственном предприятии.
Апробация данной методики была проведена на примере колхоза «Победа», ООО «Журавушка» и колхоза «Луч» Верхнема-монского района Воронежской области.
С целью поиска оптимального сочетания и размеров отраслей в сельскохозяйственных предприятиях на ЭВМ была реализована, по методике кафедры информационного обеспечения и моделирования агроэкономиче-ских систем Воронежского госагроуниверси-тета, экономико-математическая модель по оптимизации развития сельскохозяйственного производства исследуемых сельскохозяйственных предприятий. В результате решения были определены основные показатели оптимального развития производства в исследуемых хозяйствах.
Согласно предлагаемому варианту зерновые культуры будут занимать в колхозе «Победа» 55,5 %, в ООО «Журавушка» - 60 %, колхозе «Луч» - 50,2 % в структуре посевных площадей, что соответствует рекомендациям ученых для ЦЧР. Удельный вес тех-
нических культур также соответствует рекомендациям (до 12-15 %). Площади кормовых культур были определены исходя из необходимости обеспечения поголовья сельскохозяйственных животных полноценными кормами. При такой структуре посевных площадей и поголовье животных сельскохозяйственные предприятия получат прибыли (колхоз «Победа» 536,2 тыс. руб., ООО «Жура-вушка» - 348,4 тыс. руб., колхоз «Луч» -917,6 тыс. руб.).
Анализ результатов решения поставленной задачи также подтверждает вывод об эффективности предлагаемых изменений структуры и размещения производства. Так, уровень рентабельности колхоза «Победа» составит 70,68 %, ООО «Журавушка» - 54,06 %, колхоза «Луч» - 94,02 %.
На втором этапе постановку задачи можно сформулировать следующим образом: определить такой состав автомобильного парка сельскохозяйственных предприятий, который обеспечит выполнение всех работ в планируемые агротехнические сроки при минимальной стоимости грузооборота.
При определении необходимого количества грузовых автомобилей для выполнения тех или иных работ следует иметь такие данные, как: объем и расстояние перевозок, фактическая грузоподъемность, состояние дорог, продолжительность рабочего периода, агротехнические сроки выполнения работ.
Модель имеет блочно-диагональную структуру. В качестве отдельных блоков представлены сельскохозяйственные культуры по видам и объемы грузоперевозок в разрезе месяцев. Основными переменными по блокам сельскохозяйственных культур выступают объемы перевозимых грузов по видам (семена, удобрения, горюче-смазочные материалы (ГСМ), производимая продукция) и соответствующие им объемы грузооборота в т/км.
Набор сельскохозяйственных культур был определен исходя из использования грузового автотранспорта для выполнения тех или иных работ согласно технологическим картам.
На переменные по зерновым культурам были наложены ограничения по объему перевозимого зерна с поля на ток, объему перевозимого зерна с тока на элеватор, объемам перевозки семян на поле, объемам закупаемых семян, по перевозке удобрений и ГСМ
на поле, а также расстояния данных перевозок. По сахарной свекле ограничениями являются: объем продукции, перевозимой с поля на сахарный завод, перевозка семян на поле, объем закупаемых семян, ограничения по перевозке удобрений и ГСМ на поле и расстояния данных перевозок. По подсолнечнику ограничениями являются: объем
произведенной продукции, перевозимой с поля на ток, объем семян подсолнечника, перевозимых из хозяйства к месту переработки, объем перевозки семян на поле, объем закупки семян, объемы перевозки удобрений и ГСМ на поле, а также расстояния данных перевозок.
Объемы ограничений были определены исходя из оптимальных параметров развития сельскохозяйственного предприятия, определенных на первом этапе.
Набор переменных и ограничений второго блока позволяет определить потребность в грузовых автомобилях помесячно исходя из объемов перевозимых грузов, определяемых на основе технологии возделывания сельскохозяйственных культур и общехозяйственных перевозок.
Переменными второго блока являются объемы грузооборота семян, удобрений, произведенной продукции и ГСМ, объемы грузооборота, выполняемые каждой конкретной маркой автомобиля, количество машин по маркам. Особенностью модели является то, что количество машин по маркам заданы как целочисленные переменные.
В качестве ограничений блока выступают объемы грузооборота по перевозимой продукции и ГСМ, распределение грузооборота за месяц по маркам, ограничения по определению потребности в автомобилях конкретных марок и наличию автомобилей конкретных марок в хозяйстве.
Объемы ограничений по перевозке продукции и ГСМ находятся в результате решения задачи как величины переменных первого блока, определяющих объемы грузооборота.
Технико-экономическими коэффициентами по переменным, определяющим количество машин, являются плановые объемы работ, выполняемые каждой маркой за месяц.
В качестве целевой функции была принята минимизация стоимости грузооборота, которая рассчитывается как произведение количества машин планируемого объема пе-
ревозок конкретной марки машины в месяц и себестоимости 1 т/км соответствующей.
В результате решения задачи был определен оптимальный состав автопарка сельскохозяйственных предприятий.
В ходе анализа результатов решения нами был построены графики объемов перевозок, которые отражают планируемые объемы перевозок, объемы перевозок, выполняемые своей техникой, и объемы перевозок, выполняемые своей техникой с прицепами.
Месяцы
-4— Планируемые объемы перевозок, т/км ■Л—Объем т/км своей техникой с прицепами
Объем т/км своей техникой
Рис. 1. Объемы перевозок в колхозе «Луч» Верхнемамонского района Воронежской области
Месяцы использования
—ф— Собственный КАМАЗ с прицепом —*— Наемный КАМАЗ с прицепом
Рис. 2. Сравнительная оценка себестоимости 1 т/км КАМАЗ-5320 с прицепом в колхозе «Луч»
В колхозе «Луч» наблюдается нехватка грузовых автомобилей даже при использовании всей имеющейся в эксплуатации техники в хозяйстве (рис. 1). Вывод очевиден - необходимо привлечение со стороны либо приобретение грузовых автомобилей в собственность.
Для того чтобы определить, что выгоднее, привлечение техники либо ее покупка, необходимо провести сравнительный анализ себестоимости 1 т/км перевезенных грузов по месяцам использования собственным и привлеченным транспортом. Для этого была разработана информационная система, позволяющая рассчитать себестоимость 1 т/км по каждой марке машин в зависимости от продолжительности их использования в течение года.
Например, по результатам расчетов были построены графики сравнительной оценки КАМАЗ-5320 с прицепом (рис. 2).
При продолжительности использования КАМАЗ-5320 более двух месяцев себестоимость собственной техники ниже, чем при-
влеченной, и в этом случае для хозяйства имеет смыл его приобретение.
Таким образом, формирование оптимального состава грузового автопарка сельскохозяйственных предприятий позволит достичь оптимальных параметров развития сельскохозяйственного производства и является одним из элементов его устойчивого функционирования.
Поступила в редакцию 7.08.2008 г.
Kulev S.A., Kazantsev А.А. Forming of the rational structure of the fleet of trucks as an element of the steady development of agricultural businesses. The article describes the methods of improved planning of the needs of agricultural production in motor transport on the basis of forming the optimal structure of the fleet of trucks of agricultural businesses proceeding from the scope of cargo transportation by each type of agricultural products taking into account its realization and using.
Key words: optimization of agricultural businesses parameters, optimal structure of the fleet of trucks, steady development of agricultural businesses.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)
А.И. Хорев, Е.В. Абарина
В статье представлены результаты совершенствования производственной программы организации, приведены задания и основные показатели продуктово-маркетинговой реструктуризации.
Ключевые слова: производственная программа, концепция, молочная промышленность, качество, управленческий потенциал.
Как известно, одной из концепций реструктуризации производственной программы является диверсификация, которая в данном контексте рассматривается как расширение производственного профиля предприятия за счет создания и освоения производства качественно новой продукции и освоения новых рынков ее реализации. Это наиболее сложная и рискованная, но и самая перспективная с точки зрения достижения успеха концепция инновационного развития. Данная концепция совершенствования производственной программы и управления ассортиментом была использована при реструктуризации предприятий молочной отрасли.
Основными этапами расширения производственного профиля организации за счет создания новой продукции было: внедрение автоматизированных систем управления, диверсификация ассортимента продуктов детского питания, а также обеспечение высокого качества продуктов посредством усиления внимания к процессам сертификации и стандартизации сырья и готовой продукции.
Кроме того, было предложено обеспечить основу для развития интеграционных связей с поставщиками сырья.
Формулировка производственной программы представляет собой выражение в натуральных или стоимостных единицах основных показателей (табл. 1).