Научная статья на тему 'Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения в вузе'

Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
400
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL READINESS / ENTERPRISE ACTIVITY / STRUCTURAL AND CONTENT CHARACTERISTICS OF ENTERPRISE ACTIVITY PSYCHOLOGICAL READINESS IN STUDENTS / CONDITIONS OF CONCEPTS OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ханова Зоя Гаджиалиевна, Матакаев Азамат Ибрагимович

В статье анализируются структурные и содержательные характеристики психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности и психолого-педагогические условия их оптимизации в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming in Students Psychological Readiness for Enterprise Activity in the Process of Higher School Training

This work analyzes the structural and content characteristics of psychological readiness for enterprise activity in higher school students and the psychological and pedagogical conditions of their optimization in the process of training.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения в вузе»

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ*

З.Г. Ханова

Кафедра психологии и педагогики Дагестанский государственный университет ул. Гаджиева, 43-а, Махачкала, Россия, 367000

А.И. Матакаев

Кафедра психологии и педагогики Северо-Кавказская государственная гуманитарная академия ул. Ставропольская, 36, Черкесск, Россия, 369000

В статье анализируются структурные и содержательные характеристики психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности и психолого-педагогические условия их оптимизации в процессе обучения.

Ключевые слова: психологическая готовность, предпринимательская деятельность, структурные и содержательные характеристики психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности.

К настоящему времени в современной системе образования сложились два основных подхода к экономической подготовке молодежи: 1) подход, направленный на углубление ее фундаментальных основ; 2) подход, направленный на формирование профессиональных и личностных компетенций будущих специалистов. Это закономерно, так как интенсивное развитие науки и связанных с ней технологий производства ориентировано на экономическую социализацию личности, которая включает в себя развитие способности к освоению экономического опыта, его переработке, воспроизводству в предстоящей экономической деятельности, а также органичное вхождение в социальную среду и приобретение экономического статуса.

Доминирование экономических проблем в социальной жизнедеятельности молодых людей без возможности их разрешения приводит к конфликту их социальной идентичности, нарастанию психологических деформаций в целостной структуре личности, торможению их профессионального становления и развития, замедлению процессов экономической социализации и к возрастанию напряженности в обществе. Из этого следует, что российское общество нуждается в проведении масштабной работы, направленной на формирование психологической готовности молодежи к предпринимательской деятельности, которая может оказать существенное влияние на стабилизацию экономической ситуации и развитие института предпринимательства. Решение данной проблемы позволит противостоять монополизации рынка, решить проблемы занятости, ускорить научно-технический прогресс, оказать непосредственное воздействие на формирование среднего класса.

Деятельность и личность предпринимателя в настоящее время вызывают интерес у многих представителей психологической науки. Отечественными психоло-

* Исследование финансируется РГНФ, научно-исследовательский проект № 11-06-01086а.

гами проведены научные исследования психологических детерминант профессиональной карьеры предпринимателей малого и среднего бизнеса (А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, В.П. Поздняков, Е.В. Шорохова, А.Е. Чирикова); выявлены ведущие особенности смысловой сферы отечественных предпринимателей, их профессиональной ментальности, ключевых ценностей и мотивов предпринимательской деятельности (И.В. Андреева, Е.П. Белинская, В.Г. Булычкина, А.Я. Варга, О.С. Дейнека, А.А. Чекунов, Н.И. Толмачев); изучены коммуникативные свойства личности предпринимателей (Н.Ш. Акаева, С.Т. Джанерьян, Ю.Э. Клейменова, М.Ю. Коноваленко, В.Н. Кустов); обозначены существенные аспекты их профессиональной идентичности (Г.М. Андреева, Е.П. Ермолаева); выявлена психологическая обусловленность личностных деформаций предпринимателей с разным уровнем успешности (С.Н. Гаджиева) и т.д.

Осуществляются попытки изучить историю развития психологии предпринимательства в России и за рубежом (Р.К. Гибсон, И. Караваева, С.А. Король, М.И. Левитан, М.Г. Лоринг, Ф.Я. Полянский, В.Д. Попов); исследуются детерминанты, обусловливающие успешность занятия предпринимательской деятельностью (В.В. Знаков, Г.В. Турецкая, В.В. Мешалкин, А.И. Пригожин, В.П. Поздняков, В.В. Радаев, В.А. Толочек, С.К. Рощин, Е.Б. Филинкова). Более малочисленны исследования культуры и этики предпринимателей (В.В. Знаков, Т.П. Скрипкина, А.Г. Чернышев); их этнических и ментальных особенностей (Р.Н. Мосеев, В.В. Ра-даев, В. Ойкен, А.Е. Чирикова); психологии женской карьеры, связанной с предпринимательством (Ф.О. Семенова, Г.В. Турецкая, С.Т. Джанерян); психологических условий развития коммуникативных свойств личности предпринимателя (Н.Ш. Акаева).

Тем не менее на сегодняшний день в отечественной психологии не существует теоретически и методологически обоснованной концепции формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности, что позволяет сформулировать проблему исследования следующим образом: какова концепция формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в образовательном процессе вуза?

Цель исследования — разработка концепции и технологий формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения в вузе. Объектом исследования выступает психологическая готовность личности к предпринимательской деятельности, а предметом — концепция психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Дагестанского государственного университета и Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии (выборку составили 937 студентов). Полученные в ходе исследования результаты можно свести к следующим основным позициям.

Психологическая готовность личности к предпринимательской деятельности в современных социально-экономических условиях включает в себя три крупных психологических блока:

— психологическая готовность предпринимателя к взаимодействию с внешней средой;

— психологическая сущность самой предпринимательской деятельности;

— психологические характеристики личности предпринимателя.

Согласно современным исследованиям, успешного предпринимателя характеризуют такие качества, как компетентность, целеустремленность, инициативность, позитивное отношение к людям, готовность к риску, трудолюбие, умение привлекать к себе партнеров, коммерческий склад ума и т.д. Однако попытка создать систему единой сетки способностей успешного предпринимателя не удалась. Тем не менее наметилось несколько подходов к определению психологической сущности предпринимательской деятельности с позиции личностных детерминант успешности; экономических возможностей личности за единицу времени; специфической профессиональной карьеры; совокупности индивидуальных ценностей и смыслов.

Выявлено, что осуществление предпринимательства возможно лишь при наличии специфической предпринимательской среды, которая предполагает определенную степень экономической свободы, возможность появления предпринимательской активности и возможность распоряжаться необходимыми для предпринимательской деятельности ресурсами.

Психологическая готовность к предпринимательской деятельности является психическим состоянием личности, которое характеризуется социально-экономической направленностью, ценностно-целевыми ориентациями, субъектно-дея-тельностными смысловыми структурами и степенью осознанности отношений к предпринимательской деятельности. Психологическая готовность к данной деятельности складывается под воздействием социально-экономических факторов и механизмов в условиях индивидуального и коллективного опыта экономической жизнедеятельности и оказывает побуждающее, направляющее, поддерживающее, контролирующее, корректирующее влияние (оперативное и стратегическое) на ее протекание.

Диагностику специфических психологических особенностей разноуровневой совокупности характеристик студентов, характеризующих структуру и уровень психологической готовности к предпринимательской деятельности, можно проводить посредством авторского методического комплекса, который ориентирован на выявление представлений студентов об экономических, социальных, культурных особенностях предпринимательской деятельности как социально-экономического явления, о специфических особенностях развития предпринимательства в обществе переходного типа, способности к прикладному анализу развития форм и методов предпринимательства на современном этапе развития общества. Данный комплекс позволяет выявить реалистичность и согласованность (рассогласованность) внутренних позиций субъекта на личностном, субъект-объектном и субъект-субъектном уровнях, которые достоверно отражают структурные, содержательные и процессуальные паттерны готовности в их взаимосвязи и взаимообусловленности, способствуют выявлению индивидуальных и типовых характеристик психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности.

Эмпирический анализ совокупности паттернов психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности позволил выделить и описать необходимые для анализа структурно-содержательные компоненты:

— типы базовых видов экономической направленности личности студентов: иждивенческие; субъект-центрированные, или эгоистические; рациональные; коллективистские; социальные; альтруистичные; демонстративные; имиджевые;

— особенности ценностно-целевых ориентаций: размытость целевых ори-ентаций и ожидаемых результатов предпринимательской деятельности; доминирование личных интересов над коллективными и общественными; преобладание краткосрочных, оперативных целей над среднесрочными и стратегическими; низкая значимость социальных и правовых ценностей;

— субъектно-деятельностные смысловые структуры: нарушение структурной логики предпринимательской деятельности; искаженность представлений о способах, средствах и временном континууме предпринимательства; выпадение из поля сознания студентов принципа единства внутренней и внешней деятельности, а также специфики деятельностного опосредования межличностных отношений; низкая способность к предвидению и (или) преодолению нестандартных ситуаций;

— степень осознанности отношений к предпринимательской деятельности: наличие неосознанного негативного отношения к предпринимательской успешности, которая проявляется при оценке личности, деятельности и социальной значимости успешных предпринимателей;

Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности представляет собой комплексный психолого-педагогический процесс, организованный в соответствии с логикой системного, сетевого, субъектного и ресурсного подходов, посредством структурного и содержательного развития целостной, многоуровневой системы адекватных представлений о внутренних и внешних детерминантах успешной предпринимательской деятельности в условиях трансформации современного общества. При этом развитие психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности проходит пять последовательных этапов: пассивный, при котором предпринимательская потребность не проявляется; далее последовательно активируются агрессивный, интернальный и традиционный уровни. На пятом этапе формируется предпринимательский уровень, представляющий собой высший уровень развития готовности.

Технологически процесс формирования психологической готовности нацелен на поэтапное преобразование низших уровней представлений студентов о предпринимательской деятельности в предпринимательские (высший уровень), посредством конструирования нового адекватного образа предпринимательской деятельности. Опыт успешного конструирования предпринимательской деятельности усваивается, субъективируется и становится реальной формой экономического сознания личности, формирует способность к предпринимательскому самоуправлению и саморазвитию посредством механизма согласования/рассогласования.

Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения в вузе требует соблюдения следующих психологических условий: осознания студентами значимости учебной ситуации

и ее связи с реальной предпринимательской деятельностью; уверенности студентов в безопасности частной информации об их жизненных планах и намерениях; доверительного отношения к преподавателю и уверенности в адекватной оценке авторского проекта, связанного с прогнозируемым включением в предпринимательскую деятельность; понимания студентами необходимости развития представлений о смысле и основных целях своей жизнедеятельности, отражающих общую траекторию оперативного и стратегического развития жизненного пути и соответствие задачам, связанным с предпринимательской деятельностью.

В основу концепции формирования психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности должны быть положены такие позиции, как опора на востребованность предпринимательского слоя в современной социально-экономической ситуации России; понимание места психологии предпринимательства в системе психологических знаний; использование теоретических и эмпирических методов, обеспечивающих изучение личности предпринимателя, предпринимательской деятельности, предпринимательского поведения и предпринимательской сферы в целом; принятие идеи развития психологии предпринимательства в профессиональном сообществе; использование материалов, раскрывающих особенности формирования представлений о предпринимательской деятельности и мотивационной направленности на предпринимательскую деятельность у учащихся общеобразовательных школ, сузов и вузов; учет специфики различных этапов вузовского обучения; использование теоретических и эмпирических материалов, раскрывающих психологические механизмы и инновационные технологии подготовки специалистов в области психологии предпринимательства.

Психолого-педагогические технологии формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности структурно интегрируют развитие совокупности целевых, мотивационных, когнитивных и эмоциональных личностных свойств, ориентированных не на конкретную предпринимательскую проблему, а на общие стратегии предпринимательской деятельности, которые представлены в теоретической модели. Модель развития общих стратегий предпринимательской деятельности включает личностные, социальные и деятельност-ные структурные компоненты, отражающие целостное психологическое содержание концепции, направленной на формирование устремлений к предпринимательской деятельности, на развитие способности включаться, регулировать и поддерживать мобилизационное состояние ресурсов личности на уровне, достаточном для реализации успешной предпринимательской деятельности.

Программа формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности предусматривает проведение диагностики индивидуальных особенностей развития, определение субъективного вектора развития психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности, разработку перспектив ближайшего социально-экономического развития студентов. Программа включает следующие компоненты, отражающие психологические особенности успешной предпринимательской деятельности:

— когнитивный: адекватная оценка и понимание сущности предпринимательства; глубина понимания предпринимательских обязанностей и задач; по-

зитивная оценка ее личностной и общественной значимости; понимание средств и способов достижения предпринимательских целей; осознание исторической обусловленности социально-экономических процессов;

— мотивационно-ценностный (наличие интереса к предпринимательской деятельности; потребность успешно решить предпринимательские задачи; стремление добиться предпринимательского успеха; внутренняя согласованность личностных позиций, готовность сохранять и развивать предпринимательскую деятельность, действуя в когнитивно сложных и эмоционально насыщенных ситуациях);

— операционально-деятельностный (проективное видение социально одобряемых способов и технологий достижения предпринимательских целей; умение формулировать индивидуальные цели и задачи предпринимательской деятельности).

Проведенное исследование показало, что психологическая готовность к предпринимательской деятельности у студентов характеризуется различными количественными и качественными показателями, которые, изменяясь под воздействием определенных психолого-педагогических процедур и условий, все же сохраняют свою уникальность. Это свидетельствует о неизменной индивидуальности уровня и структуры психологической готовности личности к предпринимательской деятельности.

FORMING IN STUDENTS PSYCHOLOGICAL READINESS FOR ENTERPRISE ACTIVITY IN THE PROCESS OF HIGHER SCHOOL TRAINING

Z.G. Khanova

Chair of Psychology and Pedagogy Dagestan State University

Gadzhieva str., 43, Makhachkala, Russia, 367000

A.I. Matakayev

Chair of Psychology and Pedagogy Northern-Caucasus State Humanitarian Academy Stavropolskaya str., 36, Cherkessk, Russia, 369000

This work analyzes the structural and content characteristics of psychological readiness for enterprise activity in higher school students and the psychological and pedagogical conditions of their optimization in the process of training.

Key words: psychological readiness, enterprise activity, structural and content characteristics of enterprise activity psychological readiness in students, conditions of concepts optimization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.