Формирование психологического портрета успешного менеджера на основе диагностики межличностных отношений
Комиссарова Ольга Александровна
кандидат психологических наук доцент, кафедра психологии, Российский экономический университет им.Г.В.Плеханова 117997, Россия, г. Москва, ул. Стремянный Переулок, 36, оф кафедра психологии
Статья из рубрики "Профессиональная психология"
Аннотация.
Изменчивая внешняя среда, наполненная большим количеством вариаций и возможностей, предъявляет к современным менеджерам определенный ряд требований управленческого и психологического характера. Организации начинают ценить не стабильность, а изменения, инновации и скорость. В связи с этим актуальным становится вопрос о рассмотрении основных психологических характеристик успешных менеджеров среднего звена и составления на их основе психологического портрета. Предмет исследования: особенности межличностных отношений, выбранных группами респондентов при определении характеристик успешного менеджера.Объект исследования: менеджеры. Использовался метод психодиагностики: методика для определения межличностных отношений Собчик Л.Н. Статистическая обработка результатов проводилась методом Манна-Уитни. Новизна исследования заключается в получении результатов, давших возможность выявить как сходство, так и различия в представлении об успешности менеджеров среднего звена в группах студентов, обучающихся по данному направлению, и профессиональных менеджеров. выводы: 1. менеджеры со стажем работы не определяют успех в своей профессиональной деятельности посредством увеличения властного стиля поведения. В их диагностическом профиле личностные качества успешного менеджера не переходят на уровень деспотизма и эмоциональной нестабильности, а имеют умеренно высокие показатели. В свою очередь студенты факультета менеджмента представляют успех именно за счет увеличения показателей I октанта;2. в психологическом портрете были обозначены качества, помогающие выстраивать гибкие отношения с внешней и внутренней средой организации: стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, к нахождению общности с другими людьми, восприимчивость к общему настрою группы.
Ключевые слова: делегирование полномочий, сотрудничество, ответственность, трудовой процесс, психологический портрет, межличностные отношения, успешный менеджер, настойчивость, повышенная исполнительность, наставник
DOI:
10.25136/2409-8701.2019.1.28660
Лата направлениа в редакцию:
10.25136/2409-8701.2019.1.28660 27-01-2019
Дата рецензирования:
27-01-2019
Теоретическое обоснование проблемы
В наше время происходит стремительное развитие внешней среды, которое влечет за собой значительные изменения в трудовой деятельности, характеризующиеся свободными потоками и гибкостью. Организации начинают ценить не стабильность, а изменения, инновации и скорость, а одной из наиболее востребованных и перспективных профессией является профессия менеджера - наемного работника, организующего деятельность сотрудников организации, находящихся у него в подчинении для реализации поставленных целей, а также выполняющего необходимые управленческие задачи по развитию и функционированию организации 2' 3 6 8].
Очень высока роль в управленческом процессе менеджеров среднего звена чаще всего руководящих крупными подразделениями компании с-28"". Менеджерам необходимо осуществлять постановку целей, организовывать и контролировать трудовой процесс, поддерживать уровень мотивации, осуществлять коммуникации, оценивать и планировать личностный, профессиональный и карьерный рост сотрудников организации.
При этом инновационные процессы, идущие в обществе, стремительный рост технических возможностей откладывают свой отпечаток на организационной деятельности. Гибкий график работы, удаленный доступ к компьютерным сетям, виртуальные команды, новые подходы к организации труда становятся все более популярными в наше время, что
требует от менеджеров новых навыков и компетенций с-521.
Как отмечает Тарбеева О.В. успешному менеджеру необходимо «сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Грамотный менеджер должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организации (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные) и влияние организации на общество» [12, с-185"".
С точки зрения Ларионова В.В. современный успешный управленец должен обладать одной из наиболее важных, по его мнению, способностью - «вдохновлять и придавать особую осмысленность всем действиям организации. Менеджер не должен быть «машиной с управленческой функцией». Необходимо уметь видеть перспективы развития организации [7, с-47"".
Таким образом, подвижная и изменчивая внешняя среда, наполненная большим количеством вариаций и возможностей, предъявляет к современным менеджерам определенный ряд требований управленческого и психологического характера.
Описание эмпирического исследования
Цель исследования: провести сравнительный анализ в группах студентов и
профессиональных менеджеров для выявления различий выбранных ими стилей межличностных отношений при определении успешного менеджера. На основе полученной результатов составить психологический портрет успешного менеджера.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений, выбранных группами респондентов при определении характеристик успешного менеджера.
Объектом исследования являются менеджеры.
Новизна исследования заключается в определении различий между выборами типов межличностных отношений для успешных менеджеров у студентов, обучающихся по данной специальности и работающих профессионалов. Студентами отмечено, что основной успех в работе менеджера определяется выраженностью властной доминанты, близкой с деспотичным проявлениям, в ярко выраженной потребности командывать, нетерпимостью к критике, переоценкой собственных возможностей, в то время как в профиле успешного менеджера, представленного работающими респондентами, результаты по октанту "Властный-лидирующий" находятся в зоне умеренных значений и в большей степени направлены на проявление наставничества.
В исследовании принимали участие три группы испытуемых, имеющих непосредственное отношение к данной профессии: студенты 1курса (60 чел.) и 3 курса (60 чел.) факультета менеджмента и менеджеры среднего звена с опытом работы от 5 лет (48 чел.).
В качестве диагностического материала применялась методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Собчик Л.Н.^10,—с,75], представляющая собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Leary T.
Опросник представляет собой набор из 128 лаконичных характеристик, исходя из которых опрашиваемые выбирают те, которые, по их мнению, наиболее ярко отражают стиль межличностного поведения успешных менеджеров.
Исследуемым предлагалась следующая инструкция: «Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочитать каждую и определить соответствует ли она Вашему представлению об успешном менеджере. Если «да», то перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа».
После заполнения регистрационного листа, подсчитываются баллы по восьми вариантам межличностного взаимодействия. На основании полученных результатов определяются восемь октантов методики, каждый из которых отражает личностные характеристики, связанные с определенным типом межличностного общения.
Статистический анализ результатов проводился с помощью программы SPSS.
Результаты исследования и их обработка
Для каждой группы проводилась обработка результатов по каждому октанту с подсчетом средних значений и построением профилей, отражающих типы межличностных отношений. Результаты представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Табл.1 Средние значения октантов для трех групп
1окт. Покт. Шокт. Шокт. Уокт. У1окт. УПокт. УШокт.
стул 1 курс 1 1 7 8 6 6 6 2 5 2 9 3 2 6 9 5 7
■ / (—1 ■ — "/Г1
студ. 3 курс 12,8 8,9 б,9 4 2,3 2,9 б,4 5,5
менеджеры 8,4 5,б 5,б 2,4 2,б 2,4 5,4 3,б
Также проводилась статистическая обработка данных исследования с использованием критерия Манна - Уитни. Результаты представлены в таблице2.
Табл.2 Результаты статистической обработки результатов критерием Манна - Уитни
Группы шкалы 1окт. Покт. Шокт. Шокт. Уокт. У1окт. УПокт. УШокт.
работающие менеджеры и студенты 1курса и = 175 р = 0,05 и = 203 р = 0,25 и = 234 р = 0,б7 и = 225 р = 0,52 и = 214 р = 0,3б и = 217 р = 0,42 и = 208 р = 0,30 и = 249 р = 0,8б
работающие менеджеры и студенты Зкурса и = 1б9 р = 0,03 и = 223 р = 0,49 и = 214 р = 0,37 и = 244 р = 0,84 и = 183 р = 0,11 и = 231 р = 0,б1 и = 215 р = 0,38 и = 237 р = 0,72
Анализ и интерпретация результатов
По результатам статистической обработки данных, представленных в таблице 2, получились значимые различия по 1-му октанту «Властный - лидирующий» в группах:
- работающие менеджеры и студенты первого курса: и = 175 при р = 0,05
- работающие менеджеры и студенты третьего курса: и = 1б9 при р = 0,03.
Как видно из рисунка 1, в студенческой выборке показатели по данной шкале значительно выше, чем у работающих менеджеров и переходят в область заостренной акцентуации характера, окрашивая профиль чертами повышенного деспотизма, нетерпимости к критике, переоценке собственных возможностей. Вероятно, это связано с возрастными особенностями студентов-менеджеров, а также с определенными личностными особенностями студентов, являющимися ведущими при выборе профессии.
Однако Голубев В.В. и Уварова О.М. отмечают, «что чем больше менеджер эмоционально устойчив, тем меньше он стремится проявлять свою власть над подчиненными, показывать свою доминантность». Авторы считают, что для человека, проявляющего доминантность, иногда конфликтность, своенравие в коллективе, характерно состояние
эмоционального возбуждения, раздражительность, импульсивность, т.е. эмоциональная нестабильность с-71"".
Профессиональные менеджеры данный октант оценивают в среднем в 8 баллов, т.е. отмечают высокую степень уверенности в себе, умение брать на себя ответственность за выполняемую деятельность, склонность к хорошему наставничеству.
Таким образом, несмотря на достоверные различия по данному октанту, как студенты, так и профессиональные менеджеры считают данный октант наиболее значимым и на первое место у успешных менеджеров ставят именно такой тип межличностных отношений.
Также из представленных на рисунке 1 профилей видно, что ведущими с умеренно высокими значениями являются: II октант «Независимый - доминирующий» (6-8 баллов); III октант «Прямолинейный - агрессивный» (7-8 баллов); VII октант «Сотрудничающий -конвенциальный» (6-8 баллов). При этом меньше всего выражены показатели по следующим октантам: V октант «Покорно - застенчивый»; IV октант «Недоверчивый -скептический»; VI октант «Зависимый - послушный» - относящиеся к слабому типу реагирования.
Полученные в ходе исследования результаты по методике ДМО, дают возможность составить следующий психологический портрет успешного менеджера. Представители данной профессии относятся к сильному типу межличностного реагирования, способные принимать на себя ответственность за трудовые процессы и являться хорошими наставниками, они отличаются высокой степенью уверенности в себе, настойчивостью в достижении цели, искренностью и непосредственностью в поведении, склонностью к доминированию и соперничеству (I, II, III октанты).
При этом среди перечисленных основных характеристик, относящихся к сильному типу реагирования, присутствуют такие черты характера как: стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, к выстраиванию дружеских отношений с окружающими, к нахождению общности с другими людьми, восприимчивость к общему настрою группы, умению делегировать полномочия.
Приведенные выше особенности характера менеджеров формируются в их профиле под влиянием VII октанта, сочетающегося так же с повышенной лабильностью, дающей возможность быстрого переключения как на разный круг задач, так и на разные способы межличностного взаимодействия.
Также необходимо отметить, что данный октант характеризуется более высоким уровнем тревожности, чем октанты, отражающие стенический тип реагирования (I, II, III). Это придает профилю черты повышенной исполнительности, взвешенности поступков, склонности к вдумчивому принятию решений.
Таким образом, на основе выбранных тремя группами респондентов типов межличностных отношений, был составлен психологический портрет успешного менеджера и сделаны выводы:
1. как в группе профессиональных менеджеров, так и в студенческих группах предпочтения отдаются сильному типу межличностного реагирования. Однако менеджеры со стажем работы не определяют успех в своей профессиональной деятельности посредством увеличения властного стиля поведения. В их диагностическом профиле личностные качества успешного менеджера не переходят на уровень
деспотизма и эмоциональной нестабильности, а имеют умеренно высокие показатели. В свою очередь студенты факультета менеджмента представляют успех именно за счет увеличения показателей I октанта, причем у третьего курса его значения является самым высоким.
2. В ходе исследования среди значимых характеристик для успешных менеджеров респондентами всех групп были обозначены качества, помогающие выстраивать гибкие отношения внутри коллектива как с подчиненными, так и с вышестоящим руководством. К ним относятся: стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, к нахождению общности с другими людьми, восприимчивость к общему настрою группы.
Библиография
1. Бажданова Ю.В. Роль психологических знаний в планировании карьеры студента ВУЗа.// Гуманитарное образование в экономическом ВУЗе. Материалы VI Международной научно-практической интернет-конференции. 2018. С. 95-98.
2. Базарова Т.Ю. Управление персоналом: учебное пособие / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремина.-М: ЮНИТИ, 2010. 5б0 с.
3. Грэхем Х.Т. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / Пер. с англ. под ред. Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 598с.
4. Голубев В.В., Уварова О.М Личностные особенности успешных менеджеров среднего уровня. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 4. С. б9-72.
5. Дафт Р. Менеджмент. 10-е изд./ Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. СПб.: Питер, 201б. 800 с.
6. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». - 2-е изд. М.:Флинта: МПСИ, 2002. б48 с.
7. Ларионов В.В. Деловые качества руководителя. // Контроллинг. М.: Некоммерческое партнерство "Объединение контроллеров", 2010. № 35. С. 44-49.
8. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб.: Речь, 2005. 304с.
9. Никишина А.Ю. Новицкий В.В. Определение качеств успешного менеджера. // Перспективы науки и образования. Изд-во: Экологическая помощь. 2017. № 3 (27). С. б1-б4. Воронеж
10. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005. б24 с.
11. Сухинин В.П., Горшенина М.В. Введение в менеджмент. - Сызрань: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. - 114 с.
12. Тарбеева О.В. Профессиональная деятельность менеджеров как залог успешного развития. // Проблемы и перспективы социально - экономического развития регионов. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Киров: ООО «Радуга - ПРЕСС», 2014. с. 184 - 187.