Научная статья на тему 'Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды как условие психолого-педагогического сопровождения саморазвития ребенка'

Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды как условие психолого-педагогического сопровождения саморазвития ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1902
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / EDUCATION / DEVELOPMENT AND SELF-DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / PSYCHOLOGICALLY COMFORTABLE AND SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Валентина Александровна, Козлова Елена Борисовна

В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение саморазвития личности обучающихся, особенности психологически комфортной и безопасной образовательной среды, ее основные параметры и возможности формирования в образовательной организации при оказании психолого-педагогической поддержки развития и саморазвития обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Валентина Александровна, Козлова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Psychologically Comfortable and Safe Educational Environment as a Condition of Psychological and Pedagogical Support of the Child’s Self-Development

In the article psychological and pedagogical support of self-development of the student’s personality, features of psychologically comfortable and safe educational environment, its key parameters and possibilities of formation in the educational organization are considered when giving psychological and pedagogical support to students’ development and self-development.

Текст научной работы на тему «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды как условие психолого-педагогического сопровождения саморазвития ребенка»

УДК 37

В. А. Макарова, Е. Б. Козлова

Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды как условие психолого-педагогического сопровождения саморазвития ребенка

В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение саморазвития личности обучающихся, особенности психологически комфортной и безопасной образовательной среды, ее основные параметры и возможности формирования в образовательной организации при оказании психолого-педагогической поддержки развития и саморазвития обучающихся.

Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, образование, развитие и саморазвитие личности, психологический комфорт, безопасная образовательная среда.

V. A. Makarova, E. B. Kozlova

Formation of Psychologically Comfortable and Safe Educational Environment as a Condition of Psychological and Pedagogical Support of the Child's Self-Development

In the article psychological and pedagogical support of self-development of the student's personality, features of psychologically comfortable and safe educational environment, its key parameters and possibilities of formation in the educational organization are considered when giving psychological and pedagogical support to students' development and self-development.

Keywords: psychological and pedagogical support, education, development and self-development of the personality, psychologically comfortable and safe educational environment.

Актуальность психолого-педагогического сопровождения саморазвития ребенка определяется, прежде всего, в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где провозглашается, наряду с другими правами на образование, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей [11, ст. 5]. Подписав Конвенцию о правах ребенка и другие международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

Современный ребенок живет в стремительно изменяющемся социокультурном мире, в ситуации общественных и эволюционных преобразований, в связи с чем возникает проблема психологической безопасности ребенка и взрослого (педагогов, родителей воспитанников) в образовательной среде. Данная проблема обусловлена возрастающими потребностями государства и общества в психологически здоровой личности, способной успешно справляться с технологическими, информационными и социально-психологическими угрозами современного мира. Важным условием этого является исключение психологического травмирования личности в детстве, так как оно имеет необратимые последствия для развития, способствуя формированию

комплекса неполноценности и возникновению проблем в социальной адаптации. Таким образом грамотное и своевременное психолого-педагогическое сопровождение личности становится все более востребованным.

Понятие «психолого-педагогическое сопровождение» сегодня активно используется в отечественной науке и практике, его содержание разрабатывается в различных направлениях педагогики и психологии. Однако единого понимания этого термина пока нет, и наряду с ним используются такие близкие по смыслу и содержанию понятия, как «психологическая поддержка», «содействие» (К. Гуревич, И. В. Дубровина, Э. Верник, Ю. Г. Крылова, И. В. Макарова, Х. Лийметс, Ю. Сыэрда), «со-бытие» (В. Слободчиков), «со-работничество»

(С. Хорунжий), «психологическое обеспечение» (А. А. Деркач Т. В. Шеломова и др.), «психологическое или социально-психологическое сопровождение» (Г. Л. Бардиер, М. Р. Битянова, А. В. Волосников, В. С. Мухина, Н. Г. Осухова, Ю. В. Слюсарев).

С. Г. Косарецкий [4] считает основополагающими следующие методологические подходы к системе психолого-педагогического сопровождения:

— личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И. С. Якиманская, Н. Ю. Синягина) - при по-

© Макарова В. А., Козлова Е. Б., 2018

строении системы психолого-педагогического сопровождения на первом месте должны быть потребности, цели и ценности развития личности ребенка с учетом его индивидуальных, субъектных и личностных особенностей;

— антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Б. С. Братусь), предполагающая рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими;

— концепция психического и психологического здоровья детей (И. В. Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства;

— парадигма развивающего образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) - проектирование системы образования, которая не только передает детям знания и умения, но и обеспечивает развитие фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики;

— теория педагогической поддержки (О. С. Газман, Н. Н. Михайлова) - необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развития ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом;

— проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е. В. Бурмистрова, М. Р. Битянова, А. И. Красило) предполагает создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации;

— парадигма гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного образования определяет новые требования к принципам и методам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Можно сказать, что психолого-педагогическое сопровождение предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития ребенка, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психолого-педагогических условий для полноценно-

го развития и саморазвития. Сопровождение определяется как помощь субъекту развития в совершении выбора самоопределения, формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект. Однако для реализации права свободного выбора специалистам сопровождения сначала необходимо научить ребенка выбирать, помогая ему разобраться в сути проблемной ситуации. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития.

Для современного отечественного образования крайне важна разработка и реализация новой концепции воспитания, которая рассматривается как помощь в развитии внутреннего потенциала ребенка, активно познающего окружающий мир, в ходе педагогического взаимодействия с ним (развивающая воспитательная парадигма). Речь идет, по мнению В. П. Бедерхановой, о гуманистически ориентированной парадигме - парадигме самореализации личности, и в этом контексте воспитание определяется как «максимально полная самореализация обучающимися своего потенциала при интеллектуально-духовном взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс, создает для него благоприятные условия» [3, с. 25].

Такой подход включает идеи реализации педагогической поддержки процессов саморазвития в образовательной среде (Е. А. Александрова, В. П. Бедерханова, Е. И. Исаев, И. А. Колесникова, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова, М. И. Рожков, В. И. Слободчиков, С. М. Юсфин и др.).

По мнению Д. И. Фельдштейна, ситуация современного детства связана с уровнем саморазвития ребенка, который стремится к собственному поиску решения встающих перед ними задач, в том числе учебных, коммуникативных и творческих [12].

Эти идеи согласуются с идеей воспитания свободного человека М. И. Рожкова [10] - человека, обладающего внутренней свободой, осознающего себя хозяином своей судьбы и поступающего в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. Главное - это стимулирование проявления его «я», что является основой его субъ-ектности.

Воспитание свободного человека - это, по мнению ученого, прежде всего, создание условий для внутреннего раскрепощения, предоставление возможности экзистенциального выбора. Такой выбор может осуществляться как в условиях

свободного воспитания, так и при наличии определенного уровня регламентации.

Невозможно представить психолого-педагогическое сопровождение развития и саморазвития личности ребенка без обеспечения психологической безопасности образовательного пространства. Общими принципами психологически безопасной образовательной среды являются формирование субъект-субъектных отношений, сотрудничество как совместная деятельность, общение и взаимопонимание, взаимная поддержка, субъектность и диалогизация отношений, становление личностных связей между участниками учебного процесса, отношений искренности и подлинности; уважительное, доброжелательное отношение к личности [1].

Проблема психологической безопасности образовательной среды и субъектов образовательного процесса в последние годы активно разрабатывается в отечественной психологии И. А. Баевой, Е. Н. Волковой, Л. А. Гаязовой, С. Н. Илларионовым, А. Г. Ибрагимовой, С. П. Ивановой, Е. Б. Лактионовой, В. В. Семи-киным, Л. А. Регуш, Б. А. Еремеевым, О. Н. Истратовой, М. Б. Калашниковой, Н. А. Лызь, С. Т. Посоховой и другими учеными.

На основании теоретического анализа можно сделать вывод, что феномен психологической безопасности в отечественной психологической науке рассматривается на нескольких уровнях:

— макросоциальном (на уровне общества, в контексте проблемы национальной безопасности, как часть социальной безопасности);

— мезосоциальном (на уровне локальной среды обитания и взаимодействия в семейной, образовательной или организационной среде);

— микросоциальном (на уровне самой личности как сохранение ее целостности, психическая устойчивость индивида, адаптивность функционирования человека, способность сопротивляться неблагоприятным факторам социальной среды, сопровождающееся переживанием своей защищенности).

Участники образовательной среды и сама образовательная среда могут являться как субъектами психологической безопасности (обеспечивать ее) и объектами (нуждаться в ней), так и средствами ее обеспечения. Образовательные учреждения, представляя собой социальный институт общества, образуют систему обеспечения психологической безопасности личности.

Можно выделить два взаимосвязанных аспекта исследований - психологическая безопасность образовательной среды и психологическая безопасность личности в образовательной среде,

при этом можно констатировать недостаточную разработанность именно второго аспекта проблемы. В этой позиции, по нашему мнению, наиболее четко прослеживается взаимосвязь личности и среды в контексте формирования психологической безопасности в исследованиях И. А. Баевой, утверждающей, что сущностью психического состояния является «согласование личностных стремлений и возможностей (психики и организма) с особенностями средовых факторов и силой их воздействия» [9, с. 174].

В определении параметров, критериев, принципов и условий формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды нам также близка позиция И. А. Баевой, понимающей под психологической безопасностью состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1].

Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды во многом зависит от педагога. Л. М. Митина в концепции лич-ностно-профессионального развития педагога [5] рассматривает две модели профессионального труда учителя: адаптивного функционирования и профессионального развития. Учитель, работающий в модели развития, обладает высоким уровнем развития интегральных характеристик личности (направленности, компетентности, гибкости и самосознания), которые позволяют педагогу в ходе осуществления профессиональной деятельности обеспечить психологически безопасные условия для развития и творческой самореализации обучающихся. В адаптивной модели созданию условий психологической безопасности обучающихся препятствует низкий уровень развития личностных характеристик, приспособление учителя к сложившимся условиям среды, жесткое ролевое поведение, проявление защитных психологических реакций.

Исследований, посвященных изучению характеристик психологически опасных или безопасных условий взаимодействия в системе учитель - ученик, недостаточно. В некоторых исследованиях раскрывается и обосновывается в рамках единого концептуального подхода влияние уровня личностно-профессионального развития учителей на психологическую безопасность обучающихся [2].

Вместе с тем профессиональный стандарт педагога [8] четко определяет как его основную

компетенцию умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, проводить профилактику различных форм насилия в школе. Кроме того, к профессиональным компетенциям педагога, обозначенным в стандарте, которые, на наш взгляд, являются определяющими в формировании психологически комфортной и безопасной образовательной среды как условия психолого-педагогической поддержки саморазвития личности обучающегося, относятся следующие:

— умение эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды;

— умение общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;

— умение проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально -ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

— умение строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

— умение сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка);

— умение анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу;

— умение защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

— поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Эти компетенции возможно формировать и развивать только при условии оказания психолого-педагогической поддержки всем участникам образовательного процесса, обеспечивая, таким образом, полноценное развитие и саморазвитие личности обучающегося в образовательной организации.

Библиографический список

1. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании [Текст] : монография / И. А. Баева. -СПб., 2002. - 271 с.

2. Барцевич, В. Н. Влияние личностных характеристик учителя на психологическую безопасность учащихся [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / В. Н. Барцевич. - М., 2012. - 26 с.

3. Бедерханова, В. П. Гуманистические смыслы образования [Текст] / В. П. Бедерханова, И. Д. Демакова, Н. Б. Крылова // Проблемы современного образования. - 2012. - № 1. - С. 16-27.

4. Косарецкий, С. Г. Методологические основы системы психолого-педагогического сопровождения [Электронный ресурс] / С. Г. Косарецкий. - Режим доступа: http://humanities.edu.ru.

5. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] / Л. М. Митина. -М. : Академия, 2004. - 320 с.

6. Михайлова, Н. Н. Свободоспособность как результат развития субъектности ребенка в процессе педагогической поддержки [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2014. - Т. 20. - № 2. - С. 143-147.

7. Михайлова, Н. Н. Тактики педагогической поддержки [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин // Новые ценности образования. - 2005. - № 5. - С. 139.

8. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] //Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - URL: http://минобрнауки. рф/документы/3071 (дата обращения: 08.09.2015).

9. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: научно-методические материалы [Текст] / под ред. проф. И. А. Баевой. - СПб. : ООО «Книжный дом», 2008. - 288 с.

10. Рожков, М. И. Свобода и воспитание [Текст] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 4. - С. 8-13.

11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

12. Фельдштейн, Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 1. - С. 20-29.

Bibliograficheskij spisok

1. Baeva, I. A. Psihologicheskaja bezopasnost' v obra-zovanii [Tekst] : monografija / I. A. Baeva. - SPb., 2002. - 271 s.

2. Barcevich, V. N. Vlijanie lichnostnyh harakte-ristik uchitelja na psihologicheskuju bezopasnost' uchashhihsja [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. psihol. na-uk / V. N. Barcevich. - M., 2012. - 26 s.

3. Bederhanova, V. P. Gumanisticheskie smysly obra-zovanija [Tekst] / V P. Bederhanova, I. D. Demakova, N. B. Krylova // Problemy sovremen-nogo obrazovani-ja. - 2012. - № 1. - S. 16-27.

4. Kosareckij, S. G. Metodologicheskie osnovy siste-my psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija [Jel-ektronnyj resurs] / S. G. Kosareckij. - Rezhim dostupa: http://humanities.edu.ru.

5. Mitina, L. M. Psihologija truda i professio-nal'nogo razvitija uchitelja [Tekst] / L. M. Mitina. - M. : Akademi-ja, 2004. - 320 s.

6. Mihajlova, N. N. Svobodosposobnost' kak re-zul'tat razvitija sub#ektnosti rebenka v processe pedagog-icheskoj podderzhki [Tekst] / N. N. Mihajlova, S. M. Jusfin // Vestnik Kostromskogo gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. So-

cial'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika. - 2014. -T. 20. - № 2. - S. 143-147.

7. Mihajlova, N. N. Taktiki pedagogicheskoj pod-derzhki [Tekst] / N. N. Mihajlova, S. M. Jusfin // Novye cennosti obrazovanija. - 2005. - № 5. - S. 139.

8. Professional'nyj standart pedagoga [Jelek-tronnyj resurs] //Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovanija i nauki RF. - URL: http://minobrnauki. rf/dokumenty/3071(data obrashhe-nija: 08.09.2015).

9. Psihologija bezopasnosti kak osnova gumani-tarnyh tehnologij v social'nom vzaimodejstvii: nauchno-metodicheskie materialy [Tekst] / pod red. prof. I. A. Baevoj. - SPb. : OOO «Knizhnyj dom», 2008. -288 s.

10. Rozhkov, M. I. Svoboda i vospitanie [Tekst] / M. I. Rozhkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vest-nik. -2016. - № 4. - S. 8-13.

11. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii».

12. Fel'dshtejn, D. I. Sovremennoe detstvo kak soci-okul'turnyj i psihologicheskij fenomen [Tekst] / D. I. Fel'dshtejn // Vestnik Gercenovskogo universiteta. -2012. - № 1. - S. 20-29.

Reference List

1. Baeva I. A. Psychological safety in education: monograph(s). A. Baeva. - SPb., 2002. - 271 pages.

2. Bartsevich V. N. Influence of the teacher's personal characteristics on pupils' psychological safety: author's abstract... Candidate of Psychological Sciences / V. N. Bartsevich. - M., 2012. - 26 pages.

3. Bederkhanova V. P. Humanistic meanings of education // Problem of modern education. - 2012. -№ 1. - Page 16-27.

4. Kosaretsky S. G. Methodological bases of the system of psychology and pedagogical support [An electronic resource]. - Access mode: http: // humanities.edu.ru.

5. Mitina L. M. Psychology of work and professional development of the teacher. - M. : Akademiya, 2004. -320 pages.

6. Mikhailova N. N. Svobodosposobnost as result of development of the child's subjectivity in the course of pedagogical support // Bulletin of Kostroma state university named after N. A. Nekrasov. Series: Pedagogics. Psychology. Social work. Youth studies. Sociokinetics. - 2014. - T. 20. - № 2. - Page 143-147.

7. Mikhailova N. N. Tactics of pedagogical support // New values of education. - 2005. - № 5. - Page 139.

8. Professional standard of the teacher [An electronic resource] // Official site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - URL: http: // mhho-6pHayKH. Russian Federation/documents / 3071 (access date: 08.09.2015).

9. Safety psychology as a basis of humanitarian technologies in social interaction: scientific and methodical materials/ under the editorship of Prof. I. A. Baeva. - SPb. : OOO Knizhny dom, 2008. - 288 pages.

10. Rozhkov M. I. Liberty and education // Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2016. - № 4. - Page 8-13.

11. The federal law dated from 29.12.2012 № 273-FZ «About education in the Russian Federation».

12. Feldstein D. I. Modern childhood as a sociocultural and psychological phenomenon // Bulletin of Herzen university. - 2012. - № 1. - Page 20-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.