Научная статья на тему 'Формирование производственно-технологической и сервисно-эксплуатационной компетенций у будущих инженеров средствами 3D-презентаций в процессе изучения физики'

Формирование производственно-технологической и сервисно-эксплуатационной компетенций у будущих инженеров средствами 3D-презентаций в процессе изучения физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ / ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА / 3D-ПРЕЗЕНТАЦИЯ / STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCIES / TEACHING PHYSICS / MULTIMEDIA FACILITIES / 3D-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калеева Жанна Григорьевна

В статье представлено описание применения 3D-презентаций в процессе формирования производственно-техно-логической и сервисно-эксплуатационной компетенций у будущих инженеров. В качестве примера использован материал общей физики, ориентированный на профессиональную специфику направления подготовки «Автомобили и автомобильное хозяйство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калеева Жанна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование производственно-технологической и сервисно-эксплуатационной компетенций у будущих инженеров средствами 3D-презентаций в процессе изучения физики»

По своей сути предложенная модель является ветвящейся триплетной структурой, включающей четыре ключевых компонента: уровни взаимодействия специалистов, приоритетные направления и ценностные ориентации их деятельности, а также инновационный потенциал специалистов.

Ценностные ориентации деятельности специалистов включают в себя организационные цели, организационные формы, организационные условия.

Приоритетные направления деятельности специалистов включают в себя работу с детьми, семьей (социумом), педагогическим коллективом.

Инновационный потенциал специалистов включает в себя квалификацию, инновации, совместную деятельность структур ДОУ.

Уровни продуктивного взаимодействия специалистов включают в себя сотрудничество, сооргани-зацию, сотворчество.

Таким образом, коммуникативно-ориентированный коррекционно-педагогический процесс, основанный на эффективном взаимодействии специалистов ДОУ и имеющий комплексный характер воздействия на ребенка, способствует усилению социальной направленности воспитания и обучения, формированию положительной мотивации в восприятии сверстников, развитию партнерства и кооперативных навыков в различных видах деятельности.

Список литературы

1. Азбука общения (Основы коммуникации) / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова.

- СПб., 1996.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2000.

3. Антонова, Т.В. Коммуникативные воздействия ребенка на сверстников при организации продуктивной деятельности (Общение детей в детском саду и семье) / Т.В. Антонова. - М., 1990.

4. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте: учеб. пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М., 1996.

5. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - № 6 - С. 7 - 16.

6. Единицы речевого общения, внутренней речи, порождение речевого высказывания. Исследование речевого мышления в психолингвистике / Т.В. Ахутина, И.Н. Горелов, А.А. Залевская и др. - М., 1985.

7. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М., 1986.

8. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О.С. Ушаковой.

- М., 2001.

9. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва. - М., 1987.

УДК 378

Ж.Г. Калеева

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И СЕРВИСНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ СРЕДСТВАМИ 3Б-ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ

В статье представлено описание применения 3Б-презентаций в процессе формирования производственно-технологической и сервисно-эксплуатационной компетенций у будущих инженеров. В качестве примера использован материал общей физики, ориентированный на профессиональную специфику направления подготовки «Автомобили и автомобильное хозяйство».

Профессиональные компетенции студентов, преподавание физики, мультимедийные средства, 3Б-презентация.

The paper describes 3D presentatiosn in the process of forming future engineers' production-technological and service competencies. As an example, materials from General Physics for the students trained in the automobile specialty are used.

Students' professional competencies, teaching Physics, multimedia facilities, 3D-presentation.

Задача формирования профессиональной компетенции у студентов инженерно-технических специальностей в настоящее время носит высокий научный и общественный приоритет, так как отражает не только требования, обозначенные в Государственном стандарте высшего профессионального образования, но и запросы современной сервисно-производственной инфраструктуры, нуждающейся в подготовленных квалифицированных кадрах, готовых к качественному исполнению своих профессиональных обязанностей.

Вопросы формирования профессиональной ком-

петентности студентов технических вузов рассматривали И.В. Гарифуллина [1] - [3], Л.В. Елагина [5], В.И. Земцова [6], Т.А. Матвеева [8]. Процесс обучения физике в высшем техническом учебном заведении имеет широкие возможности для формирования таких важных профессиональных компетенций у будущих специалистов, как производственно-технологическая и сервисно-эксплуатационная. Е.В. Маль-кова пишет, что содержание понятия «производственно-технологическая компетентность» студентов технического вуза представляет собой совокупность знаний, умений, опыта и личностных качеств, прояв-

ляющихся в готовности выполнять производственно-технологическую деятельность, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности [7, с. 7]. Сервисно-эксплуатационная деятельность включает:

- проверку технического состояния и остаточного ресурса ЭП, проведение текущего ремонта;

- приемку и освоение ЭП вводимого электроэнергетического и электротехнического оборудования по техдокументации;

- составление заявок на оборудование ЭП, подготовку техдокументации на ремонт [4, с. 73].

На основании анализа перечисленных педагогических источников под сервисно-эксплуатационной компетенцией будущего инженера нами подразумевается осведомленность в области сервиса и эксплуатации, связанного с владением знаниями, умениями и навыками осуществления специфических видов деятельности, связанной с реализацией сервисных и эксплуатационных функций контроля, анализа, диагностики, монтажа и использования объектов профессиональной деятельности. Техническая эксплуатация и сервис обычно включают в различных для разных предприятий комбинациях следующие виды работ и услуг: подбор и доставку необходимых для предприятия или клиента автотранспортных средств, оборудования, запасных частей и материалов; куплю и продажу новых и подержанных автотранспортных средств и агрегатов, их оценку; предпродажное обслуживание и гарантийный ремонт; заправку, мойку, уборку и хранение; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств в течение их эксплуатации; инструментальный технический осмотр и подготовку к нему; продажу запасных частей, материалов, комплектующих изделий и принадлежностей; предоставление автотранспортных средств в прокат и лизинг; техническую помощь на линии, эвакуацию; модернизацию, переоборудование и дооснащение автотранспортных средств, тюнинг; сбор и утилизацию отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств, включая прием и направление на переработку списанных изделий; информационное обеспечение владельцев автотранспортных средств; обучение и консультацию персонала автотранспортных предприятий, предпринимателей, физических лиц -владельцев автотранспортных средств [9, с. 9 - 10].

Курс общей физики тесно связан с производственно-технологической и сервисно-эксплуатационной деятельностью будущих специалистов, поскольку применение физических явлений и законов в сфере технических инноваций является объективным базисом научно-технического прогресса. Использование в процессе обучения физике современных мультимедийных технологий является необходимым и эффективным средством повышения качества образовательного процесса. Одним из наиболее эффективных средств является использование 3Б-технологий для формирования наглядно-образных представлений о применении физических знаний в профессиональной деятельности будущих инженеров.

В настоящей статье предлагается методическое описание формирования указанных профессиональ-

ных компетенций у будущих инженеров в процессе изучения курса общей физики на примере распространенной и востребованной специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Содержание используемых в 3Б-презентациях материалов может быть интересно не только студентам, определившим свой профессиональный выбор на производстве, сервисе и эксплуатации автомобилей и автомобильной техники и оборудования, но и широкому кругу автолюбителей среди студентов других специальностей. В качестве примера для описания процесса формирования производственно-технологической и сервисно-эксплуатационной компетенций у будущих инженеров будет использована 3Б-презентация «Принцип работы двигателя внутреннего сгорания», подготовленная студентом II курса механико-технологического факультета Г. Мищак.

В презентации описывается краткая история создания (с фотографиями и иллюстрациями) первого бескомпрессорного двигателя высокого давления, а затем приводится анимированное отображение работы двигателя с указанием его внешнего вида, внешних движущихся частей двигателя, осуществляющих преобразование энергии сгорания топлива в механическую энергию вращения коленчатого вала автомобиля. Следом проводится демонстрация смоделированного в 3Б-формате иллюстративного видеоматериала, в котором мультипликационным способом показана работа клапанов и поршней в цилиндре, а также процесс запуска топливной смеси, взрыва и расширения продуктов сгорания с последующим выходом из цилиндра (рис. 1).

Рис. 1. Пространственное моделирование применения закона превращения энергии в технологической и эксплуатационной работе двигателя внутреннего сгорания

Физические основы, положенные в основу технологического процесса работы четырехтактного цикла дизельного двигателя, приведены в презентации в кратком виде, по пунктам, поясняющим работу каждого из четырех тактов: впуск (клапан впуска открывается, воздух поступает в цилиндр, клапан сразу закрывается), сжатие (поршень, войдя в верхнюю мертвую точку, сжимает воздух в 20 раз, после чего в горячей среде распыляется топливо через форсунку), расширение (после распыления в горячем воз-

духе оно сгорает, двигая поршень вниз), выпуск и продувка (поршень идет вверх, клапан выпуска открывается, происходит выпуск продуктов сгорания и продувка цилиндра; дойдя до верхней мертвой точки, клапаны закрываются).

Далее с помощью мультимедийных 3Э-моделей рассматриваются обучающие элементы, позволяющие синхронизировать работу двигателя внутреннего сгорания с изменением термодинамических параметров на представленном рядом и интерактивно изменяющемся графике зависимости давления в цилиндре от рабочего объема цилиндра. Точка, движущаяся по соответствующему двухмерному графику в осях Р = Р(У), где Р - давление рабочей смеси в цилиндре, а V - рабочий объем цилиндра, соответствует моменту времени на трехмерной модели двигателя внутреннего сгорания. Каждый такт двигателя тематически озаглавлен на экране, содержащем не только макет работы двигателя, но и математическую модель происходящих в нем физических процессов. Одновременно с этим на экране происходит изменение с течением времени гистограммы термодинамических параметров: давления, объема и температуры (рис. 2).

Рис. 2. Синхронизация 3Б-анимации работы двигателя внутреннего сгорания и графического анализа изменения термодинамических параметров

Завершающий этап презентации включает в себя видеофайл, в котором в виде 3Э-анимации показан технологический процесс производства и монтажа двигателя внутреннего сгорания (рис. 3).

Процесс создания 3Э-презентаций требует проведения определенной организационно-методической работы, начиная от постановки цели и заканчивая выбором средств ее осуществления. Можно выделить следующие этапы организации самостоятельного творческого поиска студента в реализации процесса работы над созданием презентаций под руководством преподавателя.

Рис. 3. Использование 3Б-анимации производственно-технологического процесса сборки двигателя внутреннего сгорания

Рассмотрим подробнее организационно-методические рекомендации и условия применения 3Э-презентаций в процессе изучения физики.

Следует отметить, что активность студенческой аудитории при работе с мультимедиа материалами, представленными в форме 3Э-презентаций, резко возрастает, улучшается понимание сложных техно -логических схем, устройств и процессов, возникает интерес к усовершенствованию процесса производства и эксплуатации объектов профессиональной деятельности, ставших знакомыми и понятными после рассмотрения научных принципов и основ их работы.

Таблица 1

Научно-методическое руководство процессом создания презентаций с использованием 3Б-моделей

Организационные стадии Деятельность преподавателя Деятельность студента

Постановка задачи Дает задание, объясняет основные требования к 3Б-презентации Выбирает тему из предложенных преподавателем, уточняет сроки реализации проекта

Реализация Консультирует по вопросам методического и теоретического изложения материала, его содержания и объема Самостоятельно собирает и структурирует материал, выстраивает логику доклада, выделяет главные идеи и физические основания производственно-технологических и сервисно-эксплуатационных процессов

Контроль Проверяет соответствие результата заданию Демонстрирует результаты своей работы преподавателю

Коррекция Дает рекомендации к оптимизации формы и содержания представляемой информации Дорабатывает материал 3Б-презентации в соответствии с рекомендациями преподавателя

Таблица 2

Содержание процесса организации деятельности студентов по использованию профессионально ориентированных ЭБ-презентаций и мультимедийных докладов

Организационные стадии Экранные формы Деятельность докладчика Деятельность студентов

Объявление названия и цели презентации Демонстрирует первый слайд Мобилизует внимание аудитории Слушают

Введение Структура презентации Знакомит с тематическим планом изложения вопросов Смотрят, слушают, фиксируют вопросы на бумаге

Демонстрация подобранных инфор-мационно-техничес-ких данных Последовательная смена слайдов, 3Б-моделей и видеофайлов презентации Комментирует видеоряд, дает необходимые пояснения Смотрят, слушают, обсуждают предложенные материалы

Заключение По необходимости возвращает предыдущие экранные формы Обобщает, фиксирует главное, отвечает на вопросы аудитории, рекомендует Интернет и мультимедиа-источники для дальнейшей работы над темой Делают вместе с докладчиком общий вывод по теме доклада, задают вопросы

Таблица 3

Динамика сформированности профессиональных компетенций студентов экспериментальной и контрольной групп (2010 - 2011 гг.)

№ среза Экспериментальная группа Контрольная группа

Количественное значение компетенции Уровень развития профессиональной компетенции у будущих инженеров Количественное значение компетенции Уровень развития профессиональной компетенции у будущих инженеров

производственно-технологической сервисно-эксплуатационной производственно-технологической сервисно-эксплуатационной

1 2,6 2,3 Критический 2,1 2,6 Критический

2 3,8 3,4 Допустимый 2,3 2,5 Критический

3 4,5 4,6 Оптимальный 2,4 2,8 Допустимый

Соответствие количественного значения в сред -них баллах (по пятибалльной шкале) критериям оценки уровня развития профессиональных компетенций у будущих инженеров: оптимальный уровень -4,5 - 5,0 баллов, допустимый - 3,0 - 4,5 балла, критический - 2 - 3 балла, недопустимый - 0 - 2 балла.

Формы применения полученных 3Б-презентаций в процессе изучения общего курса физики могут быть широко представлены в учебном процессе: выступление студента с докладом на практическом занятии, демонстрация подготовленных материалов на лекции, выступление на научно-практической конференции, участие в конкурсе студенческих работ, размещение демонстрационных материалов в компьютерном классе, включение 3Б-презентации в институтский фонд мультимедиа материалов по курсу физики.

Представленное в настоящей статье методическое описание процесса создания и применения мультимедийных 3Б-презентаций в процессе обучения физике будущих инженеров может быть полезно преподавателям физики технических вузов, творчески

осуществляющим профессиональный поиск методов оптимизации образовательного процесса.

Список литературы

1. Гарифуллина, И.В. Профессиональное развитие личности будущего специалиста по сервису в процессе подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Гарифуллина. -Калининград, 2004.

2. Гарифуллина, И.В. Профессиональные представления студентов, обучающихся по специальности «Автосервис» / И.В. Гарифуллина // Психолого-педагогические исследования в системе образования: материалы II Всерос. научно-практ. конференции. - М.; Челябинск, 2004. - С. 56 - 58.

3. Гарифуллина, И.В. Психолого-педагогические условия профессионального развития личности специалиста по сервису в процессе подготовки в вузе / И.В. Гарифуллина // Проблемы педагогического образования: межвуз. сб. науч. ст. Вып. 15. - М., 2004. - С. 67 - 68.

4. Дружилов, С.А. Особенности подготовки бакалавров по профилю «Электропривод и автоматика» / С.А. Дружи-лов // Международный журнал прикладных и фундамен-

тальных исследований. - 2010. - № 11. - С. 73 - 75.

5. Елагина, Л.В. Актуальность компетентностного подхода к формированию содержания профессионального образования / Л.В. Елагина // Проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста: материалы Межрег. научно-практ. конференции. - Оренбург, 2008. - С. 33 - 38.

6. Земцова, В.И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода: монография / В.И. Земцова. -М., 2008.

7. Малькова, Е.В. Формирование производственно-

технологической компетентности студентов технического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Малькова. -Оренбург, 2009.

8. Матвеева, Т.А. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в условиях информатизации образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т.А. Матвеева. - Нижний Новгород, 2008.

9. Хасанов, Р.Х. Основы технической эксплуатации автомобилей: учеб. пособие / Р.Х. Хасанов. - Оренбург, 2003.

УДК 371.3

О.Е. Ломакина, Т.И. Густомясова

ВАРИАТИВНЫЙ СТАТУС ПОНЯТИЯ «СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ»

В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКЕ

В статье уточняются и конкретизируются понятия «социолингвистика» и «социолингвистическая компетенция», рассматривается вариативность определений социолингвистической компетенции в трудах отечественных и зарубежных исследователей, социолингвистический подход и его возможности в лингводидактике.

Социолингвистика, социолингвистическая компетенция, социолингвистический подход, содержание понятия «социолингвистическая компетенция».

The paper determines main features of the concepts "sociolinguistics", "sociolinguistic competence" and definition of the latter; analyzes the variety of definitions of the concept "sociolinguistic competence" in the research papers by Russian and foreign scholars; investigates the theoretical positions of the sociolinguistic approach and its contribution into Methodology of Language Teaching.

Sociolinguistics, sociolinguistic competence, sociolinguistic approach, conte of sociolinguistic competence.

В настоящее время в сфере отечественного образования принципиальное значение приобретает проблема развития у обучающихся способности к межкультурному общению. Процесс обучения иностранным языкам понимается как диалог культур, в котором важную роль играет формирование коммуникативных умений обучающихся. В связи с тем, что одной из главных задач современной методической науки является потребность в том, чтобы научить обучающихся понимать иноязычную речь и общаться на изучаемом иностранном языке с учетом специфики вариативной коммуникативной ситуации, становится очевидным, что обучение иностранному языку обязательно должно включать знакомство с особенностями коммуникативного поведения представителей разных лингвокультур. Поэтому мы считаем, что изучение иностранного языка необходимо планировать таким образом, чтобы основное внимание было уделено развитию способности обучающихся использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией общения, владеть ситуативными вариантами языка, формировать умение адекватно реагировать на высказывания собеседника, используя разнообразные речевые модели, приемлемые и адекватные конкретной коммуникативной ситуации. Именно социолингвистический подход изучает процесс формирования перечисленных выше способностей и умений студентов.

Центральным понятием социолингвистического подхода является, безусловно, социолингвистическая компетенция, исследованию которой и посвящена настоящая статья. Как показал анализ социолингвистических исследований российских и зарубежных авторов (А.Д. Щвейцера, Д.Э. Розенталя, М.А. Те-ленковой, В.Д. Бондалетова, Т.И. Шевченко, Р.К. Миньяр-Белоручева, Н.Ф. Алефиренко, С.Г. Тер-Минасовой, В.И. Беликова, Л.П. Крысина, Н.Б. Вах-тина, Е.В. Головко, М.А. Василик, Р.П. Мильруд, А.Н. Щукина, D. Hymes R. Bell, J.A. Pride, P. Trudgill, R.A. Hudson, D. Crystal, B. Splosky, R. Mitchell, F. Myles, J. Chambers), социолингвистическая компетенция понимается в русле проблем, связанных с использованием языка в коммуникативных целях, языка и фактов социальной жизни, с активными процессами в развитии языка под воздействием экстралингвистических факторов, с изменением соотношения между письменной и устной формами языка, с общественной обусловленностью возникновения, развития и функционирования языка, с воздействием общества на язык и языка на общество, с использованием факторов, которые определяют выбор языкового варианта для той или иной коммуникативной цели до регламентирующих правил, которые обеспечивают построение социально корректного высказывания [3].

В.И. Беликов, Л.П. Крысин [1], Р.П. Мильруд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.