Научная статья на тему 'Формирование Программы развития производственной кооперации региона'

Формирование Программы развития производственной кооперации региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
723
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / ПРОГРАММА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INDUSTRIAL COOPERATION / INDUSTRIAL COMPLEX / REGION / PROGRAM / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Александр Викторович, Трапезников Вячеслав Анатольевич

В статье определена роль производственной кооперации в процессе обеспечения конкурентоспособности российской экономики. При раскрытии экономической сущности этой формы долгосрочного сотрудничества уточнены субъекты и объекты кооперации, эффекты от ее внедрения. Сформулирована концепция программы развития производственной кооперации в регионе, учитывающая состояние накопленного в отраслевом комплексе потенциала и дифференциацию мер государственной поддержки на различных этапах развития кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the development program of industrial cooperation in the region

The paper defines the role of industrial cooperation in the process of ensuring the competitiveness of the Russian economy. In disclosing the economic nature of this form of long-term cooperation specified subjects and objects of cooperatives, the effects of its introduction. Formed concept of the Programme of development of industrial cooperation in the region, taking into account the state gained in building industrial complex and the differentiation of state support measures at various stages of development cooperation.

Текст научной работы на тему «Формирование Программы развития производственной кооперации региона»

References

1. Bykov V. M., Plotnikov A. N. (Ed.) (2010). Sotsial'no-trudovye otnosheniya kak faktor obespecheniya privlekatel'nosti vnutrifirmennykh rynkov truda. Na materialakh neftegazovoy otrasli [Social and labour relations as a factor of the attractiveness of intrafirm labour markets. Materials based on oil and gas industry]. Management of socio-economic systems in terms of modernization, Vol. 1 (of 2). Saratov: Business Academy Publishing House.

2. Genkin B. M. (1997). Effektivnost' truda i kachestvo zhizni: ucheb. posobie [Labour efficiency and quality of life: a textbook]. Saint Petersburg: ENGECON Publishing House.

3. Nesterova D., Sabir'yanova K. (1999). Investitsii v chelovecheskiy kapital v perekhodnyy period v Rossii [Investments into human capital during the transition period in Russia]. Ekaterinburg.

4. Information Directorate, OAO «Gazprom» (2009). Podpisan general'nyy kollektivnyy dogovor OAO «Gazprom» i ego dochernikh obshchestv na 2010-2012 gody [General collective agreement signed on OAO «Gazprom» and its subsidiaries for 2010-2012]. Retrieved from http://www.ngv.ru/about/apropos/apropos100.aspx

5. Labour Code of the Russian Federation (2002).- Moscow: Delo.

6. Fayol' A., Emerson G., Teylor F., Ford G. (1992). Upravlenie — eto nauka i iskusstvo [Management — the science and the art]. Moscow: Respublika.

7. Marr R. (Ed.), Shmidt G. (Ed.) (1997). Upravlenie personalom v usloviyakh sotsial'noy rynochnoy ekonomiki [Personnel management in terms of social market economy]. Moscow: Moscow State University Publishing House.

Information about the author

Kolosova Olga Gennad'evna (Surgut) — Ph. D. in Economics, associate professor, professor at the Chair of Economics and Management, State Educational Institution of Higher Professional Education «Surgut State University of the Khanty-Mansiysk Autonomous District — Yugra» (628412, Surgut, Lenin St. 1, e-mail: [email protected]).

УДК 334.73.021 (470.54)

А. В. Макаров, В. А. Трапезников

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ РЕГИОНА

В статье определена роль производственной кооперации в процессе обеспечения конкурентоспособности российской экономики. При раскрытии экономической сущности этой формы долгосрочного сотрудничества уточнены субъекты и объекты кооперации, эффекты от ее внедрения. Сформулирована концепция программы развития производственной кооперации в регионе, учитывающая состояние накопленного в отраслевом комплексе потенциала и дифференциацию мер государственной поддержки на различных этапах развития кооперации.

Ключевые слова: производственная кооперация, промышленный комплекс, регион, программа, эффективность

Одной из ключевых проблем российской экономики является обеспечение конкурентного спроса и предложения. При этом для отечественных производителей важно достижение более высокой (по сравнению с иностранными компаниями) конкурентоспособности внутри страны и на мировом рынке за счет перехода от преобладания экспорта сырья к экспортированию наукоемкой продукции, а также продукции с высокой долей добавленной стоимости в их цене. Одним из главных инструментов решения данной проблемы является развитие производственной кооперации.

Производственную кооперацию относят к наиболее распространенному виду кооперации. Ее можно определить как экономические взаимоотношения или деятельность, ориентированную на сотрудничество между промышленными предприятиями и прочими организациями, а также органами власти, возникающую при изготовлении определенного продукта (материальных благ). Предметом кооперационного взаимодействия могут выступать производимый продукт, знания, технологии, информация и т. д. В основе развития производственной кооперации

176 ОТРАСЛЕВЫЕ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

лежат отраслевые (вертикальные) и территориальные (горизонтальные) производственные связи. Отраслевые направления производственных связей определяются территориальными пропорциями в развитии высокотехнологичных производств, а также технологическим и экономическим сочетанием отраслей промышленности. Изменения в технологической и экономической структурах материального производства стимулируют возникновение новых направлений в территориальных кооперационных связях.

Главным условием устойчивого и динамичного развития производственной кооперации является удовлетворение и согласование экономических, технологических, инновационных интересов основных групп субъектов такого взаимодействия: потребителей товаров и услуг, выступающих экономической основой кооперации; производителей, поставщиков, субподрядчиков — ее движущей силой; персонала предприятий и организаций — социальной составляющей кооперации. Интересы потребителей товаров и услуг выражаются в получении доступных и качественных товаров и услуг, в т. ч. импортозамещающих. Интересы производителей, поставщиков, субподрядчиков предполагают: эффективную загрузку производственных мощностей предприятий-производителей заказами; формирование рациональных хозяйственных связей путем правильного прикрепления потребителей к поставщикам; своевременную и комплектную поставку готовой продукции в соответствии с имеющимся спросом и доступными организационными и материально-техническими ресурсами; доступ к ресурсам, в т. ч. новейшим технологиям; низкая себестоимость функций; повышение капиталоемкости выпуска новой продукции. Интересы занятых на предприятиях и в организациях обеспечиваются достижением достойного уровня жизни, условий труда, социального и пенсионного обеспечения, вознаграждения труда сообразно вложению собственных сил и средств. Таким образом, производственная кооперация представляет, с одной стороны, формальный механизм, реализуемый через институты полной или частичной собственности на кооперируемые предприятия, с другой — неформальный интеграционный механизм, выражаемый в их зависимости от поставок комплектующих, наличия технологий и оборудования, квалифицированных кадров и прочих ресурсов.

Производственная кооперация получила наибольшее распространение в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка, автомобильная промышленность, авиастроение; электроника, электротехника, химическая промышленность (пластмассы, резина), текстильная, кожевенная промышленность, деревообработка.

На сегодняшний день развитие производственной кооперации сдерживает проводимой промышленной политикой территорий разного уровня. Это снижает конкурентоспособность российских готовых изделий на внутреннем и глобальном рынках, а также ограничивает возможности привлечения инноваций в страну, определяемые развитием производственных и научно-технических взаимодействий с ведущими иностранными производителями. Это требует разработки методов поддержки производственной кооперации региональными органами власти и управления.

Основной формой реализации государственных интересов в решении проблем развития производственной кооперации в современных условиях является программно-целевой подход. Он применяется в основном в качестве механизма управления государственными инвестициями.

В зависимости от источников финансирования и целевых приоритетов программы разделяются на региональные и федеральные. Региональных программ развития производственной кооперации в России не так много, федеральных программ нет. Анализ программных документов (региональных программ, планов мероприятий) и кластерных проектов по развитию производственной кооперации в субъектах РФ показал, что проблема государственного регулирования кооперации не решена: отсутствуют институциональные основы разработки региональных программ ее развития; не определены конкретные формы и механизмы содействия органов государственной власти и местного самоуправления. Это предопределило необходимость разработки методики формирования региональной программы развития производственной кооперации.

С учетом опыта создания программных документов (позитивного и негативного), можно предложить структуру и содержание программы развития производственно-технологической кооперации (далее — Программы) в отраслевом комплексе (табл. 1).

Таблица 1

Структура и содержание разделов Программы по развитию производственной кооперации в отраслевом комплексе

Раздел Структура раздела Содержание

1. Описание проблемы развития кооперации и обоснование ее актуальности 1.1. Характеристика отраслевого комплекса Анализ структуры отраслевого комплекса и динамики основных социально-экономических показателей его развития. Выявление факторов, негативно влияющих на развитие отраслевого комплекса

1.2. Уровень развития кооперации Определение уровня (потенциально возможного* и реального**) и видов развития кооперации

1.3. Рынки продукции Выделение ведущих предприятий и ряда важнейших видов продукции анализируемого отраслевого комплекса. Анализ объемов производства и конкурентоспособности важнейших видов продукции отраслевого комплекса. Удельный вес продукции местных производителей на областном, российском и мировом рынках. Динамика объемов ввоза (по регионам РФ) этих видов продукции (в натуральных и стоимостных единицах) на территорию региона с отдельным выделением импорта (по странам). Оценка потенциальной емкости мирового, российского и регионального рынков по важнейшим видам производимой продукции

1.4. Анализ основных существующих и перспективных направлений развития Приоритетные направления развития кооперации — кооперации на территории региона: — продуктовое — определение перспективных сегментов производства и сбыта готовой продукции; — технологическое; — организационное (холдинги, кластеры, технопарки и т. д.)

1.5. Причины неразвитости кооперации Определение причин неразвитости кооперации с использованием экспертных оценок или SWOT-анализа: инфраструктурных, производственных, организационно-управленческих, информационных, продуктово-технологических, транспортно-логистических, кадровые и др.

2. Концептуальные параметры развития производственной кооперации Формирование целей и задач развития производственно-технологической кооперации. Выделение принципов формирования Программы, критериев выбора приоритетов развития. Определение имеющихся на территории региона ресурсов для осуществления кооперации

3. Система программных мероприятий по развитию производственной кооперации 3.1. Организационные Создание специализированных структур при Правительстве субъекта РФ. Развитие механизмов участия предприятий в выполнении федеральных, региональных и муниципальных заказов. Методическое обеспечение развития кооперации. производственно-технологическое. Развитие инфраструктуры

3.2. Нормативно- правовое обеспечение Разработка нормативно-правовой базы развития кооперации. Разработка предложений для внесения в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательных инициатив в части внесения изменений в ряд законодательных актов. Разработка дополнительных мер и механизмов по защите российских производителей промышленной продукции

3.3. Кадровое обеспечение Разработка предложений по созданию новых рабочих мест. Содействие в повышении профессионального уровня участников процессов производственной кооперации

3.4. Информационное обеспечение Создание информационного портала. Выпуск информационного бюллетеня. Проведение выставок-ярмарок, семинаров-совещаний по изучению и обобщению передового опыта развития кооперационных связей. Активизация освещения СМИ вопросов развития кооперации и проектов ее реализации

Окончание табл. 1

Раздел Структура раздела Содержание

3.4. Инвестиционно-финансовое и налоговое стимулирование Разработка порядка предоставления государственной поддержки (инвестиционной, налоговой и пр.) деятельности субъектов кооперации. Разработка мер по упрощению процедуры получения инвестиций и новых схем поддержки предприятий-кооператоров. Частичное финансирование за счет бюджетных средств затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, с сертификацией услуг. Разработка механизмов ценового регулирования взаимопоставок

4. Ожидаемые результаты Оценка (количественная и качественная) ожидаемых результатов реализации Программы в части экономических, социальных и бюджетных эффектов по этапам ее реализации

5. Механизм реализации Программы и контроль за ее исполнением Определение субъектов, участвующих в реализации Программы, и основные задачи в сфере реализации и контроля ее исполнения. Разработка схемы контроля за реализацией Программы, которая прописывает роли участников, направления и содержание потоков информации

* Определяется долей затрат на сырье и материалы в общих затратах предприятий.

** Определяется как доля кооперации в себестоимости машиностроения, доля поставок на сторону полуфабрикатов, деталей и узлов в объеме реализации машиностроительной продукции.

Такая Программа предусматривает формализованную процедуру, осуществляемую в несколько этапов: сбор и анализ информации о текущем состоянии отрасли; выявление «узких мест» и выработка стратегических приоритетов развития; перевод полученных результатов исследования в конкретную программу действий. Структура Программы может меняться и дополняться и по мере углубления проработки поставленной проблемы. Ее реализация позволит достичь следующих результатов:

— сбалансированного развития экономики региона на основе эффективного взаимодействия субъектов рынка;

— горизонтального и вертикального единения законодательных полей реализации приоритетов федерального и регионального развития (разработка программы, как правило, сопровождается разработкой соответствующих нормативных актов, способствующих ее реализации);

— «подтягивания» организационно-производственной инфраструктуры региона до уровня, позволяющего интегрироваться в мировую экономику;

— высокого уровня социальной защищенности населения;

— эффективности государственного предпринимательства.

Однако все это определяет и сложность оценки эффективности производственной кооперации. Оценка ее эффективности, измеряемая рамками Программы развития производственной кооперации, охватывает два вопроса:

1) оценку эффективности кооперации с точки зрения ее влияния на социально-экономические показатели оценки развития непосредственно субъектов рынка; 2) оценку эффективности реализуемых мероприятий Программы.

Эмпирические исследования, направленные на проверку гипотезы о том, что кооперация приводит к эффективности деятельности субъектов взаимодействия и системы в целом, дают противоположные результаты. Связь между кооперацией и эффективностью не является столь простой, как предполагалось. С одной стороны, достаточно часто развитие кооперации приводит к росту эффективности производства за счет рационального перераспределения производственных, финансовых и людских ресурсов, с другой — развитие предполагает увеличение рисков, усложнение задач управления: обнаруживаются противоречия в принципах и процедурах выработки и принятия управленческих решений.

Кооперация позволяет повысить конкурентоспособность товаров и удовлетворить запросы покупателей. Уровень развития производственно-технологической кооперации также может рассматриваться как индикатор и условие эффективного функционирования системы любого уровня — от национальной экономической системы до предприятия.

Анализ имеющихся методов оценки кооперации, интеграции, партнерских отношений позволил систематизировать знания следующим образом. На макро- и мезоуровнях производственно-технологическая кооперация спо-

собствует проявлению эффекта синергии, когда взаимодействуя между собой, предприятия увеличивают свою эффективность, а, значит, свою производительность. Это способствует изменению отраслевых пропорций структуры экономики (промышленности). На микроуровне в результате кооперации крупные предприятия получают следующие преимущества: создание новых видов производств; модернизация существующих отраслей на базе технологий современных технологических укладов, дальнейшая интернационализация производства и усложнение системы производственно-технических связей, углубление специализации, интеграции и концентрации производства; малые (средние), кооперируемые с крупными, предприятия — долгосрочную загрузку производственных мощностей и устойчивый сбыт продукции, рост инновационной активности.

Экономическая эффективность кооперации измеряется общей экономией издержек производства на единицу готовой продукции. Однако применение различных форм производственной кооперации может давать экономические преимущества не только за счет удешевления конечного продукта на основе кооперации со специализированными партнерами. Эффективность производственной кооперации оценивается:

— на макро- и мезоуровнях — масштабами и динамикой возрастания удельного веса промежуточной продукции (комплектующих, узлов, частей) в товарообороте территории, удельным весом полуфабрикатов, деталей и узлов, изготовленных для поставки за пределы региона. Основным показателем экономической эффективности региональной кооперации является снижение издержек на 1 рубль товарного выпуска продукции отраслевого комплекса;

— на уровне отраслей — степенью дифференциации отраслевого комплекса по подотраслям (чем шире дифференциация подотраслей в составе отраслевого комплекса, тем более развита его специализация и, соответственно, тем больше потенциальных возможностей для развития кооперации) или долей материальных затрат в структуре себестоимости продукции;

— на уровне предприятий — масштабами и динамикой возрастания доли комплектующих, узлов, частей в объеме производства и отгрузки продукции; удельным весом покупных изделий и полуфабрикатов в общей стоимости выпускаемой продукции; количеством предприятий,

участвующих в кооперационных отношениях с крупным предприятием-контрактором.

Для определения экономической эффективности производственно-технологической кооперации могут быть использованы различные дополняющие друг друга натуральные и стоимостные показатели. При этом важно осознавать, что эффективность производственно-технологической кооперации необходимо рассматривать не только с точки зрения достижения высоких темпов роста производственного потенциала и инновационности развития, снижения совокупных издержек по отраслям экономики, но и с точки зрения отдельных предприятий, их индивидуальных издержек производства и увеличения конкурентоспособности. Это связано с тем, что в большинстве случаев мероприятия по развитию производственно-технологической кооперации носят частный характер и зависят от собственников конкретных организаций.

При создании модели анализа эффективности реализации мероприятий Программы развития кооперации необходимо решить следующие задачи:

— выделить факторы, влияющие на эффективность кооперации;

— определить эффективность влияния тех или иных факторов на результативность кооперационного процесса;

— разработать методику комплексной оценки эффективности реализации кооперации;

— на основе анализа проблем развития машиностроительных предприятий адаптировать методику для регионального комплекса.

Разработка комплексной оценки эффективности реализации Программы развития кооперации требует рассмотрения ее в системе «предприятие — отрасль — промышленность региона». Для реализации данного принципа эффективность кооперации рассматривается как многофакторная категория. Поэтому основным методом оценки является факторный анализ. В соответствии с видами эффективности региональных программ развития достаточно четко выделяются четыре основные группы эффектов: производственно-технологическая, экономическая, организационная и социальная. Согласно данному утверждению для визуального сравнения и анализа показателей развития кооперации относительно базовых и прогнозируемых значений, предлагается рассматривать четыре-хиндикаторную секторограмму. Это позволяет

не только дать на каждом этапе реализации Программы количественную характеристику ее эффективности, но и качественно оценить возможности реализации Программы. В целях минимизации вероятности наступления негативных последствий возникновения рисков, нужно как можно раньше установить их причины и последствия, которые могли бы повлиять на осуществимость мероприятий поддержки или привести к отказу от их реализации.

Для осуществления подобной комплексной оценки эффективности реализации Программы развития производственно-технологической кооперации в индустриальном комплексе наиболее применим принцип динамического равновесия. Следовательно, алгоритм оценки должен включать следующие шаги:

1 шаг. Ввод исходных данных и определение фактических показателей развития промышленного комплекса, промышленности и социально-экономической системы в целом.

2 шаг. Расчет показателей экономической, производственно-технологической, организационной и социальной эффективности кооперации. Сложность данного процесса заключается в том, что необходимо привести данные показатели к сопоставимым величинам.

При расчете экономических эффектов от реализации программы экономия издержек и капитальных затрат промышленных предприятий не так существенны. Рост прибыльности отрасли автоматически приводит к увеличению доходов в бюджеты всех уровней. Соответственно, для определения экономической эффективности Программы может быть использован показатель роста прибыльности (в % к базовому периоду) как более простая для определения (публикуемая в материалах федеральной службы государственной статистики, ее территориального органа по Свердловской области) величина.

При исчислении производственно-технологическое эффективности согласно проведенным исследованиям, могут быть использованы следующие показатели:

— увеличение объемов производства отрасли, обеспечение более полной загрузки мощностей и устойчивого долговременного сбыта производимой продукции;

— рост качества продукции;

— повышение производительности труда;

— сокращение сроков создания инноваций и т. д.

Из всех приведенных критериев наиболее показательным является рост объемов производства отрасли относительно базового периода (в %).

Организационная эффективность выражается в изменении форм бизнеса, в частности в росте его интеграции, реализуемой в рамках технопарков, кластеров и т. д. Поэтому показатель организационной эффективности может быть определен как рост доли отгруженной продукции отраслевыми предприятиями, интегрированными в технопарки, региональные центры, бизнес-инкубаторы и другие инновационные формы бизнеса, в ее общем объеме (в % к базовому периоду).

Социальная эффективность Программы определяется увеличением числа и доходов занятых. Это может быть охарактеризовано одним показателем — ростом величины затрат на оплату труда (в % к базовому периоду).

Все показатели имеют единый измеритель — рост величины в % к базовому периоду. В базовый период измеряется отношение показателей текущего года к предыдущему.

3 шаг. Сравнение полученных (реальных) результатов по каждому показателю (Кп) с базовыми (Кбаз) и нормативными (Кнорм) данными по годам реализации Программы. Для этого могут быть использованы следующие неравенства:

если Кп > К , то эффективность реали-

— норм' т т Г

зации Программы высокая; если Кп < Кбаз, то эффективность реализации Программы низкая или даже отрицательная; если К < Кп < К ,

Г ' баз норм'

то эффективность реализации Программы недостаточная, требуется корректировка механизмов реализации Программы.

Однако нормативный показатель эффективности реализации Программы достаточно часто определяется на весь период ее реализации, а оценку ее достижимости необходимо определять ежегодно. Предложенная выше технология оценки корректна только на последнем этапе ее выполнения. Для определения достижимости реализации Программы в любые другие промежуточные периоды показатели нормативной оценки могут быть скорректированы.

4 шаг. Определение показателей нормативной оценки с учетом их динамического равновесия осуществляется по формуле:

КБ "т=К^ + (Кор~К^хт, (1)

где КБ^ — индикатор «-го показателя нормативной оценки эффективности реализации Программы в т-й период; ^ — число периодов реализации Программы.

5 шаг. Построение секторограммы для визуализации результатов расчета показателей.

6 шаг. Расчет индекса динамического равновесия для каждого показателя реальной оценки. Возможность достижимости результатов реализации Программы может быть оценена и с использованием индекса динамического равновесия:

11 =

TfTl _ IfTl

Лнор баз

t

xm

С^-реал -^баз)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

(2)

Если 0<I'm <1, то динамика реальных показателей оценки нормальная, что соответствует степени достижимости результатов реализации Программы; если I'm <0, то динамика реальных показателей оценки крайне низкая, что требует пересмотра или корректировки мероприятий Программы в сторону их усиления. Если I'm >1, то динамика реальных показателей высокая, что предполагает уменьшение величины поддержки мероприятий реализации Программы.

В случае если базовые показатели являются отрицательными, им присваивается значение, равное «0».

7 шаг. Корректировка исходных данных, полученных после выполнения поставленных целей и задач.

Программой развития кооперации на территории Свердловской области до 2020 г. обозначены прогнозные параметры ее реализации (рис. 1).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы могут быть дополнены следующими прогнозными характеристиками [1]:

— рост числа субъектов малого предпринимательства, в т. ч. числа малых предприятий в промышленной сфере в среднем на 5% в год;

— увеличение объема произведенной малыми промышленными предприятиями продукции (работ, услуг) на 20% за прогнозный период;

— повышение числа субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, участвующих в процессах кооперации на 20% за прогнозный период;

— расширение сектора производственных услуг в сфере малого бизнеса и рост интеграции крупного и малого бизнеса.

В машиностроении Свердловской области в результате реализации мероприятий, направлен-

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Первый этап Второй этап

Качественные параметры Количественные параметры Качественные параметры

• рост эффективности использования потенциала кооперации Свердловской области; • повышение уровня развития информационной инфраструктуры, содействующей развитию внутриобластной кооперации; • формирование конкурентоспособной региональной сети промышленной кооперации и создание условий для работы эффективного регионального рынка технологически специализированных производств; • пакет нормативно-методических документов по вопросам кооперации и специализации; • стратегия комплексного развития производственной кооперации и кластерные проекты, реализуемые в Свердловской области • рост объема производства продукции по внутриобластным поставкам на 30%; • увеличение доли продукции, поставляемой местными производителями по госзакупкам, до 90% • сокращение разрыва с промышленно развитыми странами по уровню развития информационной инфраструктуры, организации производства, специализации и кооперации, качеству продукции, работ и услуг производственного характера; • обеспечение интеграции промышленных предприятий Свердловской области во внутренние, межрегиональные, внешние и глобальные производственные цепочки; • формирование полноценной инфраструктуры развития производственной кооперации предприятий и организаций Свердловской области на инновационной основе; • обеспечение повышения инвестиционной привлекательности предприятий — участников кооперированных цепочек, оптимизацию технологических маршрутов

Рис. 1. Прогнозные параметры реализации Программой развития кооперации на территории Свердловской области

до 2020 г.

Таблица 2

Комплексная оценка эффективности реализации Программы развития производственно-технологической кооперации в машиностроительном комплексе Свердловской области в первый год ее реализации

Показатель оценки эффектов Базовые значения показателей, % Прогнозируемые значения показателей, % Нормативные оценки показателей с учетом их динамического равновесия Реальные значения показателей в 2009 г., % Индекс динамического равновесия

Экономических 4 108 8 -3,3 0,1

Производственно-технологических 16 172 12 -7,7 0,6

Организационных 10 20 1,5 1 4,8

Социальных 11 232 17 -9,5 0,1

ных на развитие внутриобластной кооперации, совершенствование структуры производства и опережающее развитие предприятий, ожидается за 13 лет (2008-2020 гг.) достижение следующих результатов [2]:

— создание 15-20 технологически специализированных производств на территории Свердловской области с учетом рациональных радиусов кооперирования;

— создание информационной инфраструктуры производственной кооперации с включением в региональную информационную сеть до 800-1000 крупных, средних и малых предприятий;

— увеличение объемов выпуска продукции (работ, услуг) предприятий — участников региональной сети на 10-12% и прибыли — на 6-8% ежегодно за счет повышения эффективности использования существующих производственных мощностей;

— увеличение доли продукции, поставляемой по кооперации, до 30-40% в зависимости от вида машиностроительного производства;

— повышение среднего коэффициента загрузки производственных мощностей в машиностроении до 70%;

— повышение креативности топ-менеджеров и рост квалификации кадров, в т. ч. увеличение уровня заработной платы до 17% ежегодно;

— рост доли объемов производства предприятий, функционирующих в виде технопарков, кластеров и т. д., до 20%.

Согласно представленным характеристикам и проведенным авторским расчетам на основе реальных прогнозных данных предприятий машиностроения Свердловской области была получена следующая четырехиндикаторная секто-рограмма оценки результативности реализации Программы развития производственно-технологической кооперации в машиностроении области (рис. 2).

экономические

Рис. 2. Секторограмма оценки результативности реализации Программы развития производственно-технологической кооперации в машиностроительном комплексе за 2008-2020 гг. (1 — базовое значение показателя;

2 -прогнозируемое (реальное) значение показателя)

Мы получили верхнюю и нижнюю границы достижимости результатов реализации Программы.

Чтобы продемонстрировать возможности ежегодного мониторинга эффективности реализации Программы развития кооперации, предположим, что 2009 г. является годом ее осуществления. За 2008-2009 гг. рост объемов производства в машиностроении Свердловской области составил 96,7%; величины прибыли — 92,3%; доли продукции, произведенной предприятиями, входящими в технопарки, кластеры и т. д. — 11%; величины оплаты труда — 90,5% к уровню 2008 г. Расчет индекса динамического равновесия показан в табл. 2.

Несмотря на низкие показатели оценки деятельности машиностроения региона в 2009 г. по отношению к предыдущему году, индекс динамического равновесия для каждого показателя реальной оценки положительный. По экономическим, производственно-технологическим и социальным показателям он стремится к нулю, что указывает на высокие риски невыполнения прогнозных показателей Программы. Это предопределяет необходимость корректировки

нормативных значений или интенсификации механизмов поддержки реализации процессов кооперации в машиностроении региона. Учитывая кризисное состояние экономики, темпы роста показателей эффективности Программы на начальном этапе ее реализации могут запаздывать. Соответственно, оценочные характеристики указывают на то, что на начальном этапе реали-

зации Программы, исходя из ее долгосрочного характера, показатели оценки ее достижимости весьма низкие, но не отрицательные.

Такой подход к формированию Программы развития производственной кооперации в регионе позволяет проводить мониторинг ситуации, вовремя корректировать нормативные показатели и политику региона в данной сфере.

Список источников

1. Областная целевая программа поддержки субъектов малого предпринимательства Ярославской области в промышленной сфере путем развития производственной кооперации на 2005-2006 годы. Утверждена Постановлением Администрации Ярославской области от 30 июля 2004 года №119. // Региональное законодательство. Ярославская область. [Электронный ресурс]. URL: http://www.yarolaws.ru.

2. Программа развития кооперации на территории Свердловской области до 2020 г. / под ред. А. Л. Гредина, А. И. Татаркина. — Екатеринбург: Правительство Свердловской области, Институт экономики УрО РАН, 2009. — 380 с.

Информация об авторах

Макаров Александр Викторович (Екатеринбург) — доктор экономических наук, доцент, советник президента Уральской торгово-промышленной палаты по стратегическому развитию (620144, г. Екатеринбург, ул. Народной Воли, 19А, e-mail: [email protected]).

Трапезников Вячеслав Анатольевич (Екатеринбург) — доцент кафедры менеджмента ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» (620219, г. Екатеринбург, ГСП-985, ул. 8 Марта, 62, e-mail: [email protected]).

A. V. Makarov

Doctor of Economics, associate professor Ural Chamber of Commerce and Industry V. A. Trapeznikov

State Educational Institution of Higher Professional Education «Ural State University of Economics»

Forming the development program of industrial cooperation in the region

The paper defines the role of industrial cooperation in the process of ensuring the competitiveness of the Russian economy. In disclosing the economic nature of this form of long-term cooperation specified subjects and objects of cooperatives, the effects of its introduction. Formed concept of the Programme of development of industrial cooperation in the region, taking into account the state gained in building industrial complex and the differentiation of state support measures at various stages of development cooperation.

Keywords: industrial cooperation, industrial complex, region, program, efficiency

References

1. Oblastnaya tselevaya programma podderzhki sub'ektov malogo predprinimatel'stva Yaroslavskoy oblasti v promyshlennoy sfere putem razvitiya proizvodstvennoy kooperatsii na 2005-2006 gody. Utverzhdena Postanovleniem Administratsii Yaroslavskoy oblasti ot 30 iyulya 2004 goda № 119 [The regional target program to support small businesses of Yaroslavl Region in the industrial sector through the development of industrial cooperation for 2005-2006. Approved by the Administration of Yaroslavl Region on July 30, 2004 № 119]. Regional legislation. Yaroslavl Region. Retrieved from http://www.yarolaws.ru/

2. Gredin A. L. (Ed.), Tatarkin A. I. (Ed.) (2009). Programma razvitiya kooperatsii na territorii Sverdlovskoy oblasti do 2020 g. [The program of cooperation development in Sverdlovsk Region until 2020]. Ekaterinburg: The Government of Sverdlovsk Region, Institute of Economics, UB RAS.

Information about the authors:

Makarov Aleksandr Viktorovich (Ekaterinburg) — Doctor of Economics, associate professor, presidential advisor on strategic development at the Ural Chamber of Commerce and Industry (620144, Ekaterinburg, Narodnoy Voli St. 19A, e-mail: avm@uralcci. com).

Trapeznikov Vyacheslav Anatol'evich (Ekaterinburg) — associate professor at the Chair of management, State Educational Institution of Higher Professional Education «Ural State University of Economics» (620219, Ekaterinburg, GSP-985, 8 Marta St. 62, e-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.