Научная статья на тему 'Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов: проблемы и решения'

Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1885
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PROFESSIONAL VALUES / FUTURE PEDAGOGUE / ORGANIZATION AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюнина Анна Сергеевна

В статье поднимаются актуальные вопросы, связанные с педагогической аксиологией. Представленный материал уточняет специфику профессиональных ценностей в системе образования, а также описывает теоретические основы и практику их формирования у студентов факультета дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрюнина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL VALUES OF FUTURE PEDAGOGUE: PROBLEMS AND DECISIONS

The article raises topical issues related to the pedagogical axiology. The material presented here clarifies the specifics of professional values in the education system, and describes the theoretical foundations and practices of their formation at students of pre-school education.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов: проблемы и решения»

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

УДК 378.1 ББК Ч448.00

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.08

Андрюнина Анна Сергеевна,

ассистент, кафедра педагогики и психологии детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 276; e-mail: ipipd@uspu.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональные ценности; будущие педагоги; организационно-

педагогические условия.

АННОТАЦИЯ. В статье поднимаются актуальные вопросы, связанные с педагогической аксиологией. Представленный материал уточняет специфику профессиональных ценностей в системе образования, а также описывает теоретические основы и практику их формирования у студентов факультета дошкольного образования.

Andryunina Anna Sergeevna,

Assistant Lecturer, Chair of Pedagogy and Psychology of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL VALUES OF FUTURE PEDAGOGUE: PROBLEMS AND DECISIONS

KEY WORDS: professional values; future pedagogue; organization and pedagogical conditions.

ABSTRACT. The article raises topical issues related to the pedagogical axiology. The material presented here clarifies the specifics of professional values in the education system, and describes the theoretical foundations and practices of their formation at students of pre-school education.

С

конца ХХ в. аксиологическая проблематика находится на гребне популярности в научном мире, ее понятийный и категориальный аппарат всё более детализируется и уточняется. Изучение ценностей в образовательном процессе происходит в рамках педагогической аксиологии, которую определяют как науку о ценностях образования: о системе значений, норм, идеалов, регулирующих взаимодействие в образовательной сфере и формирующих соответствующий компонент в структуре личности, их природе, функциях, взаимосвязях.

Категория ценностей является одной из важнейших для педагогики, и к ее изучению обращались такие исследователи, как В. И. Горовая, Т. И. Власова, Н. Д. Никанд-рова, В. М. Розина, В. А. Сластенин, Г. И. Чи-жакова, П. Г. Щедровицкий и др. Однако категорией «ценность» не ограничивается весь понятийный аппарат педагогической аксиологии. Для этой науки оказываются значимыми такие понятия, как система ценностей, ценностная установка, ценностная ориентация, ценностные отношения и др. При этом исследователями подчеркивается изменчивость человеческого отношения к ценностям в зависимости от возраста, жизненного опыта, идеалов и т. д.

Одним из существенных факторов, влияющих на систему ценностей человека, является профессиональная трудовая деятельность.

Н. Ю. Зыкова подчеркивает, что профессиональные ценности являются смыслообразующей основой, которая определяет значение деятельности для личности и общества. От того, как личность в процессе профессионального развития выстраивает свою систему ценностей, соотносит внешние требования профессии, профессионального сообщества и своего внутреннего мира, во многом зависит эффективность профессиональной деятельности и адекватность отношений с окружающим социумом (2).

Профессиональные ценности И. О. За-гашев определяет как ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости (1). В. А. Мальцев считает, что профессиональные ценности можно рассматривать в двух аспектах: прежде всего как ориентацию личности на профессиональную деятельность, на ценность профессиональной деятельности как таковой (в отличие от других видов деятельности - досуга, быта) и в то же время как ценности кон-

© Андрюнина А. С., 2013

кретной профессии (медика, библиотекаря, социального работника, педагога; см.: 3).

Т. А. Шилагина указывает на то, что профессиональные ценности включают в себя три типа отношений: отношение к своей профессии, отношение к объекту деятельности, отношение к субъекту деятельности. Она подчеркивает, что процесс формирования профессиональных ценностей «может развиваться как линейно, так и стихийно; его траектории зависят от различных факторов, от разной степени интенсивности развития содержательных и динамических характеристик этого процесса» (4).

Мы под профессиональными ценностями педагога понимаем осознаваемую и разделяемую педагогом систему ценностей, представлений, отношений, связанных с профессией, определяющую общую направленность педагогической деятельности, а также выбор путей и средств овладения знаниями, умениями, которые необходимы для оптимального выполнения профессиональных функций.

Очевидно, что аксиологические ориентиры по отношению к будущей профессии закладываются еще в процессе профессионального обучения - в педагогическом вузе, колледже. Именно эти аксиологические ориентиры впоследствии должны стать базисом, определяющим характер всей трудовой деятельности индивида. В связи с этим все актуальней становится проблема формирования профессиональных ценностей у студентов в процессе вузовского обучения. И. И. Калина, Н. С. Лапханова, Н. Н. Никитина, В. А. Сластенин, О. Г. Хмелева и другие считают, что необходима специальная работа, направленная на формирование соответствующего отношения к своим профессиональным обязанностям.

Однако контент-анализ содержания ГОС ВПО по специальности 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования» и направлению 540600 «Бакалавр педагогики» показывает, что аксиологическая составляющая значительно обеднена даже на уровне номинации (дидактических единиц). К сожалению, на данной содержательной основе сформировать у студентов профессиональные ценности, проявляющиеся в соответствующем отношении к своей будущей деятельности, представляется непростой задачей. Конечно же, многое зависит от преподавателя, его собственной целевой установки, однако сама идея профессионально-ценностного ориентирова-

ния в педагогической профессии просматривается в данной ситуации имплицитно.

Для решения этой проблемы Е. А. Коростелева, Н. С. Лапханова, Ю. А. Райсвих и другие предлагают усилить содержательную

часть обучения введением дополнительных спецкурсов, в рамках которых происходило бы овладение студентами знаниями о ценностях, ценностных ориентациях, ценностном отношении, их специфике применительно к профессии педагога ДОУ. Однако один курс, чаще ориентированный на студентов-младшекурсников, не может в полной мере решить проблему формирования профессиональных ценностей у будущих педагогов ДОУ.

Вместе с тем процесс образования в вузе имеет достаточный потенциал для реализации идеи формирования профессиональных ценностей у студентов факультета дошкольного образования. Но существенная часть этих возможностей оказывается невостребованной и неактуализированной.

Анализ работ по проблемам педагогической аксиологии (В. А. Мальцев, З. Н. Кур-лянд, Н. Н. Никитина, Ю. А. Райсвих и др.) позволил определить критерии сформиро-ванности отношения к профессиональным ценностям педагога ДОУ: общее отношение к профессии педагога ДОУ; наличие профессиональных знаний, их глубина, стремление к их получению; мотивация к учению; умения решать профессиональные задачи, которые возникают в практической работе с дошкольниками, коллегами, родителями и др.; представление о педагогических ценностях (насколько они осознаваемы и разделяемы студентами). С учетом вышеназванных критериев были выделены уровни сформированности у студентов ценностного отношения к профессии педагога ДОУ: нулевой, низкий, средний и высокий.

При нулевом уровне в процессе овладения знаниями у студента не возникает осознанной потребности в приобретении профессиональных знаний и умений; доминирует внешняя мотивация к процессу обучения; имеется самое общее представление о работе педагога дошкольного образования, отсутствуют умения работать с детьми, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей воспитателя; освоение педагогических функций и педагогических ценностей происходит преимущественно «под давлением».

При низком уровне процесс овладения знаниями и умениями, необходимыми для педагога дошкольного образования, характеризуется несистемностью и непостоянством; преобладает внешняя мотивация к учению; при общей непротиворечивой направленности на профессию педагога ДОУ при решении профессиональных задач, а также в работе с детьми отдается предпочтение действиям по шаблонам; наличествует представление о педагогических ценностях в целом, но последние не вычленяются в деятельности - собственной и других педагогов.

При среднем уровне процесс овладения знаниями и умениями, связанными с дошкольной педагогикой и психологией, отличается осознанностью и прилежанием; в зависимости от ситуации проявляется то внешняя, то внутренняя мотивация к овладению умениями педагога ДОУ, при решении профессиональных задач, в работе с детьми отдается предпочтение действиям по шаблонам, однако порой предлагаются и собственные варианты; ценности профессии педагога ДОУ осознаются, принимаются, но не всегда реализуются в собственной практике.

При высоком уровне процесс овладения знаниями и умениями, необходимыми для оптимальной работы воспитателя (методиста) ДОУ, происходит осознанно, системно; доминирует внутренняя мотивация к профессиональному обучению, возможностям саморазвития; при решении профессионально ориентированных задач, в работе с детьми идет опора на личностно ориентированный подход, педагогические ценности педагога дошкольного образования осознаются и принимаются студентом, который становится их транслятором как в научной, так и в практической деятельности.

Эти уровни сформированное™ отношения к профессиональным ценностям педагога ДОУ стали базисом для интерпретации результатов диагностирования студентов факультета дошкольного образования Уральского государственного педагогического университета. Диагностический материал состоял из взаимодополняющих методов, таких как метод экспертной оценки, методика М. Рокича «Ценностные ориентации», анкета «Личные и профессиональные ценности студентов педвуза», проективная методика «Я через 20 лет».

На этапе «входной» диагностики установлено следующее: у 9% студентов обнаружен нулевой уровень сформированности ценностного отношения к профессии педагога, у 50% - низкий уровень, у 38% - средний уровень и только у 3% - высокий уровень. Данные свидетельствуют, что на среднем и высоком уровне находится 41% студентов. Это означает, что у большей части студентов не сформированы базовые представления о профессии и ее ценностных основаниях, не осмыслены профессионально ориентированные практические умения, доминирует внешняя мотивация к учебной деятельности, пока не возникает желания продолжить профессиональное образование.

Теоретические изыскания и полученные результаты послужили основой для разработки организационно-педагогиче-

ских условий, формирующих профессиональные ценности у будущих педагогов

ДОУ. Основные задачи этой системы сводились к созданию условий для формирования у студентов профессионально ориентированных представлений о сути и специфике педагогической деятельности; принятия и осознания системы ценностей, представлений, отношений, связанных с профессией педагога дошкольного образования; трансляции и реализации педагогических ценностей на дошкольной ступени образования. Эта работа реализовывалась в три этапа.

Основная задача ориентационного этапа - обеспечение атмосферы, благоприятной для формирования у студентов профессионально ориентированных представлений о сути и специфике педагогической деятельности в целом. Базу этапа составляет учебная и частично воспитательная деятельность студентов младших курсов. Освоение таких учебных предметов, как «Педагогика», «Психология», «Детская практическая психология» и других, формирует у студентов 1-2 курсов единое терминологическое пространство, общую «педагогическую реальность», акцентирует аксиологическую составляющую. Внеучебная деятельность на данном этапе в большей степени ориентирована на развитие интереса студентов к различным профильно ориентированным мероприятиям: «Неделя педагогической науки и практики», педагогическая мастерская «Портфолио для дошкольника», психотренинг «Основы общения с детьми» и др.

Основная задача реконструктивного этапа заключается в обеспечении в вузовской среде условий для принятия и осознания студентами системы ценностей, представлений, установок, связанных с профессией педагога дошкольного образования. Содержательная сторона данного этапа реализуется в учебных дисциплинах в рамках отдельных тем в цикле ДПП («Дошкольная педагогика», «Теория и методика дошкольного образования» и др.), а также в дисциплинах специализации. Особое значение придается спецкурсу «Аксиологические основы профессии педагога». На данном этапе приоритетное значение отводится производственной практике в детских садах. К задачам практики относятся углубленное изучение и осмысление содержания профессионального образования работника дошкольной ступени, формирование устойчивого интереса к непосредственной деятельности в ДОУ, осознание необходимости овладения основами личностно ориентированного подхода к ребенку-дошкольнику.

В значительно большей степени, чем на предыдущем этапе, оказывается наполненной и внеучебная работа, реализуемая как в академических мероприятиях (внутриву-

зовская олимпиада «Педагог и детство: шаг навстречу», конференция-биеннале «Детство, открытое миру»), так и в более свободных формах: педагогические чтения, педагогический киноклуб и др.

В задачу конструктивного этапа опытно-поисковой работы входит создание условий для трансляции и реализации профессиональных ценностей студентами факультета дошкольного образования. База реализации этапа - квазипрофессиональ-ная, воспитательная, учебная и научная деятельность.

На этом этапе меняет свое содержание производственная практика, ее основная цель - проверка себя в качестве ведущего субъекта педагогического процесса, воспитателя: умение организовать совместную деятельность с детьми, создать среду для развития их самостоятельности, творчества с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Кроме того, приобретает значимость и научная работа: трансляция профессиональных ценностей может осуществляться через тексты (тезисы, статьи, конкурсные работы), активное участие в мастер-классах, проводимых ведущими педагогами и практиками дошкольного образования. В воспитательной деятельности студенты старших курсов становятся не только участниками проводимых мероприятий, но и их соорганизаторами. Студенты выпускных курсов помогают в организации конференций различного уровня: «Детство, открытое миру» (2010, 2012), а также в реализации проектов различного уровня: «Социальное развитие ребенка-дошкольника», «Педагогический дебют», «Педагогические династии УрГПУ», «Моя инициатива в образовании» и др. Переход студентов с позиции простого исполнителя к ответственному организатору способствует их включению в педагогическую деятельность, в результате чего происходит переосмысление ценностного отношения и мотивов профессиональной деятельности, осваивается позитивный опыт педагогической деятельности. При этом сочетаемость учебной и внеучебной работы соответствует принципу целостности, а содержание всегда имеет профессиональную направленность.

Подведение итогов мониторинга формирования отношения к профессиональным ценностям у будущих педагогов ДОУ в 2013 г. выявило рост количества студентов, имеющих средний и высокий уровни. Если на этапе входной диагностики подавляющее большинство студентов имело низкий и средний уровни, а количество студентов со средним и высоким уровнями сфор-мированности ценностного отношения к профессии педагога дошкольного образо-

вания было меньше половины (41%), то на результативно-аналитическом этапе их количество выросло на 16% и стало составлять более половины (57%) всех обучающихся.

64% студентов, как показывает анализ эссе «Я через двадцать лет», видят себя именно в сфере дошкольного образования, обосновывая свою позицию «возможностью самообразования и саморазвития», «желанием общаться с детьми», «работой, приносящей удовольствие», «дружным педагогическим коллективом», «возможностью карьерного роста» и т. д.

Таким образом, проведенная диагностика подтвердила эффективность реализации организационно-педагогических условий, формирующих профессиональные ценности у будущих педагогов ДОУ. Подобные результаты были получены за счет того, что представления студентов о профессии педагога дошкольного образования, роли основных субъектов, реализующих данную деятельность, осознание своего компетентностного уровня, необходимого для выполнения своих профессиональных функций, существенно изменились в результате реализации описанных организационно-педагогических условий.

В итоге проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Содержательный анализ аксиологической составляющей процесса обучения студентов факультета дошкольного образования обозначил расхождение между ее возможностями в формировании профессиональных ценностей и реальным осуществлением в образовательной практике педагогического вуза.

Профессиональные ценности у студентов факультета дошкольного образования формируются в процессе актуализации таких аксиологических составляющих, как понимание и принятие сути педагогической профессии, специфики ее реализации на дошкольной ступени образования, активное включение в деятельность с основными субъектами образовательного процесса ДОУ, осознание достигнутого уровня профессиональной компетентности в качестве педагога ДОУ и потребность в дальнейшем профессиональном саморазвитии.

Для формирования профессиональных ценностей у будущих педагогов ДОУ были разработаны и реализованы организационнопедагогические условия, характеризующиеся целенаправленностью, систематичностью, пролонгированностью, связью с аксиологической направленностью дошкольного образования, практической ориентированностью, скоординированностью сопроцессов аудиторной и внеаудиторной работы, составляющих основу обучения в педвузе.

Организационно-педагогические условия реализуются в три этапа: ориентационном (предполагающем знакомство студентов с сутью и спецификой аксиологической составляющей педагогической деятельности); реконструктивном (нацеленном на принятие и осознание системы профессиональных ценностей, представлений, связанных со спецификой дошкольной ступени образования); конструктивном (ориентированном на принятие системы ценностей педагога дошкольного образования и последующую их трансляцию в реальном и перспективном профессионально-личностном пространстве), что обеспечивает смену пассивной позиции на активную в принятии педагогических ценностей студентами факультета дошкольного образования.

Диагностическое сопровождение становится дополнительным условием для формирования профессиональных ценностей у студентов, когда оно не только основано на фиксации имеющихся представлений о ценностных аспектах образовательно-

го процесса, но и формирует у будущих педагогов дошкольного образования установку на профессиональное будущее, способствует определению собственной позиции по отношению к субъектам образовательного процесса (родителям, педагогам и, безусловно, детям), осознанию и принятию студентами педвуза профессиональной деятельности в качестве значимой ценности.

Вместе с тем существуют и иные способы формирования профессиональных ценностей у будущих педагогов ДОУ, поскольку проблема аксиологической подготовки педагогических кадров многоаспектна. Варианты ее решения могут реализоваться как в области ценностно-смыслового содержания процесса подготовки педагогов различных ступеней образовательной системы, так и в поисках актуальных форм обучения и воспитания, способствующих принятию и реализации ценностей, связанных со спецификой профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загашев И. О. Профессиональные ценности. Методика ранжирования профессиональных ценностей. Методика «Вселенная Я». Взаимосвязь между личными целями и профессиональными целями. URL: http://lib.gmsib.ru/index.php?resource=l0l56&id_site=ll.

2. Зыкова Н. Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов средствами гештальт-терапии : дис. ... капд. психол. паук. Курск, 2006.

3. Мальцев В. А. Профессиональная система ценностей социального работника // Сибирская психология сегодня : сб. науч. тр. URL: http://hpsy.ru/public/x2492.htm.

4. Шилагина Т. А. Влияние профессиональных ценностных ориентаций на эффективность профессиональной деятельности выпускника вуза // Многоуровневое образование как пространство профессионально-личностного становления выпускника вуза. Челябинск, 2009.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. А. Новоселов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.