ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ
ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
Б.Б. МУСАЕВ, Узбекский государственный институт физической культуры, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации и проведения академических и учебно-тренировочных занятий со студентами, специализирующимися по гимнастике. Выявлены основы, характеризующие профессиональную подготовленность студента, необходимые для продуктивной реализации составляющих спортивно-педагогическую
деятельность.
Ключевые слова: гимнастика, студенты, профессиональная подготовленность.
Abstract
In article questions of the organization and carrying out of the academic, learning and training lessons with students, specializing on gymnastics, are considered. The bases describing professional readiness of the student, necessary for productive realization making sports-pedagogical activity are revealed.
Key words: gymnastics, students, professional fitness.
Введение
Гимнастика - одна из основных дисциплин учебного плана института физической культуры и факультетов физического воспитания [1, 3]. Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения учебных занятий по гимнастике в школе, профессиональном колледже и вузах республики. Гимнастика является базовой частью комплексной программы физического воспитания учащихся учебных учреждений и государственного стандарта [1, 2, 4].
В свете решения национальной программы подготовки кадров деятельность педагогических учреждений должна быть направлена на повышение качества подготовки высококвалифицированных и профессионально образованных специалистов [5].
Поэтому основная задача спортивной педагогики -повышение компонентов профессиональной деятельности: чувства ответственности; профессионально важных черт характера; педагогических и организаторских способностей.
В рамках такого комплексного подхода учебная деятельность студентов должна быть направлена на повышение профессионально-педагогической квалификации. В этой связи предпринятое нами исследование имеет достаточный элемент новизны и актуально.
Цель - формирование двигательного навыка и повышение профессиональных знаний и умений студентов по организации и проведению обучения гимнастическим упражнениям с различным контингентом занимающихся по месту будущей трудовой деятельности.
Организация исследования
В исследовании приняли участие 34 студента, специализирующихся по гимнастике. Уровень исходной спортивной подготовленности - II разряд.
В соответствии с требованием учебной программы студенты экспериментальной группы должны были:
- последовательно провести учебное занятие в отделении по разделам гимнастики (3, 4, 5 семестры);
- организовать и провести часть и учебно-тренировочное занятие в целом в отделении (на курсе «Спортивно-педагогическое мастерство» - СПМ) в процессе подготовки и прохождения школьной педагогической (4, 5, 6 семестры) и организационной практики (7 и 8 семестры).
Учебный процесс в контрольной группе строился в соответствии с планом и графиком утвержденной рабочей программы курсов, т.е. по общепринятой методике [5].
Результаты исследования
Материалы предварительных наблюдений и результаты проведенного эксперимента позволили прийти к определенному заключению (табл. 1). Низкий исходный уровень специально-двигательной подготовленности, нерациональное использование времени, отведенного курсу СПМ, а также отсутствие текущего и этапного (в форме учебной практики) контроля не позволили студентам контрольной группы практически освоить и закрепить программные упражнения гимнастического многоборья и успешно изучить теоретический раздел «Основы теории и методики преподавания гимнастики».
Исследования показали, что студенты контрольной группы испытывали большие трудности при организации и проведении занятий непосредственно на снарядах. Особенно это проявилось на коне - махи, кольцах и брусьях, видах многоборья, требующих наличия у занимающихся динамической и статической силы, силовой выносливости и координационных способностей, уровень которых, как показали проведенные исследования, был ниже требуемого.
ІШ)
Таблица 1
Результаты контрольных испытаний по физической подготовке студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп по завершении исследований (Х ± 6)
Показатели физической подготовки (балл) По завершении эксперимента t Р
ЭГ КГ
1. Координационные способности 8,57 ± 0,56 6,17 ± 0,95 2,1 < 0,05
2. Хореографическая подготовка 8,47 ± 0,47 7,07 ± 0,97 2,9 < 0,01
3. Скоростно-силовая подготовка 8,09 ± 0,36 7,03 ± 1,14 2,0 < 0,05
4. Гибкость 9,13 ± 0,24 8,07 ± 1,65 2,0 < 0,05
5. Специально-силовая выносливость 8,29 ± 0,51 7,20 ± 0,84 2,3 < 0,05
6. Средняя за СФП 8,51 ± 0,43 7,11 ± 1,11 2,4 < 0,05
В процессе изучения дисциплины студенты экспериментальной группы показали более высокий уровень знания разделов гимнастики (табл. 2). Их средний балл за теоретические знания основ теории и методики преподавания гимнастики (8,74 балла), уровень практических умений (8,0 балла) достоверно выше аналогичных показателей контрольной (6,86 и 6,66 балла соответственно).
Разносторонняя двигательная подготовленность студентов позволила приступить к решению задач по фор-
мированию у них прикладных навыков, в значительной степени обеспечивающих уверенность при самостоятельном проведении занятий по обучению упражнениям гимнастики. По завершении обучения (8 семестр) средняя оценка за выполнение заданий учебной практики, полученная студентами за теоретический раздел, составила 8,74 ± 0,39 балла, практическая - 8.0 ± 0,46 балла.
Таблица 2
Изменение уровня сформированности теоретических знаний и практических умений у студентов, специализирующихся по спортивной гимнастике (оценка экспертов по 10-балльной системе) (Х ± 6)
Предметно-практические знания и умения Экспериментальная группа Контрольная группа
4-й семестр 8-й семестр 4-й семестр 8-й семестр
Х б У% Х б У% Х б У% Х б У%
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
По окончании курса выпускник должен владеть: а) Теоретическими знаниями:
1. Основы теории и методики преподавания гимнастики (по разделам курса обучения) 7,12 0,42 5,8 8,76 0,43 4,9 5,47 0,50 9,1 7,07 0,85 12,0
2. Основные средства гимнастики и методика обучения гимнастическим упражнениям 4,80 0,45 9,3 8,21 0,45 5,4 4,15 0,54 13,0 7,11 0,79 11,1
4. Изучение и развитие способностей. Формирования двигательных навыков на уроках гимнастики 6,07 0,42 6,9 8,07 0,43 5,3 5,05 0,50 9,9 7,15 0,95 13,2
5. Виды и формы организации занятий гимнастикой 7,55 0,42 5,5 8,95 0,32 3,5 6,29 0,45 7,1 7,45 1,27 17,0
6. Нетрадиционные виды и системы оздоровительно-развивающей гимнастики 5,03 0,43 8,5 8,92 0,40 4,4 4,10 0,50 12,1 5,95 0,78 13,1
7. Методика организации и проведения научной работы по гимнастике 7,07 0,45 6,3 8,79 0,45 5,1 4,95 0,54 10,9 6,15 0,79 12,8
8. О влиянии конкретных видов нагрузки на организм человека (на уроках гимнастики) 6,03 0,43 7,1 8,85 0,40 4,5 5,10 0,50 9,8 6,97 0,88 12,6
9. Методическая подготовка учителя физической культуры, педагога - тренера в области гимнастики (курс СПМ) 4,15 0,42 10,1 8,73 0,32 3,6 3,39 0,45 13,2 6,35 0,71 11,1
10. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике 7,17 0,47 6,5 9,07 0,27 2,9 5,10 0,59 11,5 7,17 0,77 10,7
11. Организация и проведение соревнований. Судейства соревнований 7,08 0,32 4,5 9,13 0,42 4,6 5,47 0,47 8,5 7,25 0,6 8,2
Средняя оценка за раздел 6,2 0,42 6,7 8,74 0,39 4,46 4,91 0,50 10,2 6,86 084 12,2
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
б) Практическими умениями:
1. Планировать и проводить основные формы учебных, тренировочных и оздоровительных занятий 5,07 0,36 7,1 7,08 0,36 5,0 4,13 0,49 11,8 7,16 0,79 11,0
2. Оценивать эффективность занятий гимнастикой 4,95 0,31 6,2 8,79 0,37 4,2 4,05 0,47 11,6 7,6 0,77 10,1
3. Осуществлять педагогический и медико-биологический контроль 4,85 0,4 8,2 7,85 0,37 4,7 4,05 0,29 7,2 6,15 0,66 10,7
3. Владеть технологией обучения двигательным действиям 5,55 0,4 7,2 7,07 0,37 5,0 4,57 0,29 6,3 6,35 0,76 12,0
4. Владеть технологией и методикой развития физических качеств 7,07 0,37 5,2 8,47 0,73 8,6 5,45 0,44 8,1 7,17 0,74 10,3
5. Уметь прогнозировать и моделировать учебную и тренировочную работу 3,7 0,35 9,5 6,95 0,38 5,5 2,27 0,26 11,5 4,77 0,84 17,6
6. Организовывать, проводить соревнования и осуществлять судейство 6,97 0,37 5,3 8,93 0,73 8,2 4,75 0,44 9,3 7,95 0,94 11,8
7. Осуществлять различные способы страховки и самостраховки 6,85 0,4 5,8 8,87 0,37 4,2 4,19 0,29 6,9 6,15 0,76 12,4
Средняя оценка за раздел 6,0 0,37 6,25 8,0 0,46 5,75 4,18 0,38 9,09 6,66 0,78 11,7
Проведенные исследования изменения уровня сфор-мированности теоретических знаний и практических умений у студентов позволили заключить, что каждое гимнастическое упражнение требует особых приемов страховки, помощи, самостраховки, а главное - уметь подобрать эффективные средства обучения. Сопоставительный анализ показал, что уровень знаний теории (9,07 ± 0,27 балла) рассматриваемого раздела программы и их практическая реализация (8,87 ± 0,37 балла) в процессе учебной и педагогической практики у студентов экспериментальной группы достоверно выше контрольной (7,17 ± 0,77 и 6,15 ± 0,76 балла соответственно).
Выводы
Исходя из сказанного, можно сделать заключение, что уровень теоретических знаний разделов гимнастики является основой высокого профессионального мастерства. Однако немаловажное значение имеет умение реализовать теоретические знания профессиональной деятельности. Задачи исследования получили следующее решения:
1. Типичной причиной недостаточного освоения теоретических знаний явилось нерациональное использование часов самообразования и развития познавательной самостоятельности студентов.
2. Хронометраж учебных занятий выявил нерациональное распределение часов по разделам программы. При увеличенном объеме часов на общеразвивающие и строевые упражнения студенты слабо усвоили программный материал. Эти причины находятся в прямой связи с недостаточным использованием педагогических технологий.
3. Уменьшение времени на освоение элементов гимнастического многоборья не дало возможности для широкого использования подводяще-развивающих упражнений.
4. С учетом профессиональной деятельности будущего специалиста по спортивной гимнастике была разработана программа подготовки студентов на основе рационального распределения учебного времени, использования разнообразных средств, методов обучения и создания эффективных средств контроля.
Литература
1. Гимнастика: учебник для вузов / под ред. М.Л. Жу-равина. - М.: Академия, 2008. - 448 с.
2. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры.- М.: СпортАкадемПресс, 2003. -322 с.
3. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич
и др.; под ред. Ю.Д. Железняка. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 384 с.
4. Петров П.К. Методика преподавая гимнастики в школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 448 с.
5. Умаров М.Н., Эштаев А.К. Программные требования гимнастики и технология их распределения по годам обучения: методическое пособие. - Ташкент: Издательско-полиграфический отдел УзГИФК, 2009. - 124 с.
Literature
1. Gymnastics: the textbook for high schools / under ed. M.L. Zhuravin. - M.: Academy, 2008. - 448 p.
2. MenkhinJ.V. Physical education: the theory, a technique, practice: studies: the manual for students of high schools of phys. ed. - M.: SportAcademPress, 2003. -322 p.
3. Pedagogical sports perfection: studies: the manual for stud. high institutions / J.D. Zheleznjak, V.A. Kashkarov,
I.P. Kravtsevich etc.; under ed. J.D. Zheleznjak. - 2 ed., rev. - M.: «Academy», 2005. - 384 p.
4. Petrov P.K. Technique teaching gymnastics at school: studies: for stud. high institutions. - M.: VLADOS, 2003. -448 p.
5. Umarov M.N., Eshtaev A.K. Program of the demand of gymnastics and technology of their distribution on years of training: the methodical manual. - Tashkent, 2009. - 124 p.