Список использованной литературы
1. О порядке учета пожаров. Информационное письмо Управления ГПН МЧС России № 19/1/1905 от 22 августа 2005 года.
2. Методические рекомендации по изучению пожаров. Утверждены Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П. В Платом 27 февраля 2013г. № 2-4-87-2-18.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 207-ФЗ).
4. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России. Утверждены Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П. В Платом 28 июня 2007 г. № 43-1889-18.
5. Отчет по НИР «Анализ действий пожарной охраны при тушении крупных пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации за 2012 год», ВНИИПО, 2013 г. С. 7, 62.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНИКОВ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ В НЕПРИГОДНОЙ ДЛЯ ДЫХАНИЯ СРЕДЕ
А. В. Гуров
Воронежский институт ГПС МЧС России г. Воронеж
Как показывает опыт, полученный при тушении сложных, крупных пожаров, эффективная деятельность газодымозащитной службы является основным фактором, влияющим на снижение масштабов развития пожаров, успешное проведение аварийно-спасательных работ и снижение убытков от них.
В свою очередь, эффективность деятельности газодымозащитной службы достигается современным уровнем развития материально-технической оснащенности; профессиональным мастерством газодымозащитников; высоким уровнем организации боевых действий подразделений ГПС на пожаре, реализующей возможности современной техники.
В связи с этим, приоритетными направлениями развития газодымозащит-ной службы являются:
- повышение эффективности организации деятельности газодымозащит-ной службы;
- совершенствование системы подготовки газодымозащитников;
- повышение эффективности организации боевых действий по тушению пожаров с использованием СИЗОД;
- обеспечение безопасных условий труда пожарных [1].
В настоящее время, накоплено достаточно знаний по тактике тушения пожаров привычных для нас объектов. Пожарные имеют достаточно теоретиче-
ских знаний и практических навыков в вопросах организации тушения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных объектах внутри зданий и на открытых производствах, а также на объектах транспорта. Проблемными остаются вопросы тушения пожаров в транспортных тоннелях, топливно-энергетических комплексах.
Одним из основных способов решения описанных проблем являются тактические и технические тренировки газодымозащитников в условиях максимально приближенных к реальным, в соответствии с требованиями руководящих документов, а именно тренировки на объектах современного учебно-тренировочного комплекса для подготовки пожарных.
Современный учебно-тренировочный комплекс для подготовки пожарных включает в себя следующие объекты:
1. Теплодымокамеру;
2. Огневую полосу психологической подготовки пожарных;
3. Пожарный полигон;
4. Огневой симулятор;
5. Учебную пожарную башню с площадкой;
6. Стометровую полосу пожарных с препятствиями;
7. Спортивный городок;
8. Площадку для пожарного автомобиля с подземным резервуаром ёмкостью 50 м3 и пожарным гидрантом;
9. Тренажер «Спасение из шахты».
На объектах учебно-тренировочного комплекса можно и необходимо планировать отработку и совершенствование профессиональных навыков, учитывая современные требования, предъявляемые к пожарным [4].
К техническим упражнениям необходимо отнести изучение конструкций транспортных тоннелей, топливно-энергетических комплексов, отработку планов взаимодействий между службами. Также к числу технических упражнений, с помощью которых приобретается опыт тушения пожаров в условиях, максимально приближенных к реальным, можно отнести:
- работа в стесненных условиях в СИЗОД, боевой одежде, теплоотража-тельных и теплозащитных костюмах;
- использование аварийно-спасательного инструмента различного назначения (распорок, резаков, терморезаков, механизированного инструмента и т. д.);
- упражнения по организации пожарной связи, в том числе в СИЗОД и средствах защиты;
- герметизация пробоин, нейтрализация опасных жидкостей и их удаление.
Только после получения и постоянного совершенствования технических
знаний возможна тактическая подготовка специалистов.
Целями практических занятий по подготовке газодымозащитника в Воронежском институте ГПС МЧС России являются следующие:
- выработка и закрепление у курсантов навыков работы в СИЗОД;
- подготовка курсантов к работе в условиях высокой температуры, задым-ленности и повышенной влажности;
- выработка у обучающихся навыков принятия решений в экстремальных условиях;
- формирование психологических и психофизиологических качеств, необходимых курсантам для выполнения работ в экстремальных условиях [2].
Достижение поставленных целей осуществляется решением конкретных задач:
- тушение предполагаемого пожара;
- спасение людей, находящихся в зоне пожара;
- работы по вскрытию поврежденных помещений, автомобилей в задымленной среде.
Работа на практических занятиях для курсантов является одной из основных и наиболее важных форм учебной работы, в ходе которой формируется необходимый набор качеств будущего специалиста.
После отработки конкретных задач на практических занятиях можно ставить более сложные комбинированные задачи, решение которых требует совместной и слаженной работы со специалистами других служб безопасности и жизнеобеспечения. Решение и отработку такого рода задач происходит при проведении пожарно-тактических учений на различных объектах [3].
Список использованной литературы
1. Концепция развития газодымозащитной службы в системе Государственной противопожарной службы МВД России.
2. Учебно-тренировочный комплекс для подготовки пожарных. Гуров А. В., Исаев А. А., Коршунов И. В. Воронежский институт ГПС МЧС России. - 2010. - 191 с. Допущено Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве учебного пособия
3. Подготовка газодымозащитника. Рабочая программа дисциплины по специальности 280705.65 - «Пожарная безопасность» / А. В. Гуров. - Воронеж.: Воронежский институт ГПС МЧС России. - 2012. - 18 с.
4. http://www. edu. ru/db/mo/Data/d_11/prm12-1. pdf. ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки (специальности) 280705.
СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИНЫ ПОЖАРА НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ
А. А. Донков
ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Ивановской области, г. Иваново
В данной работе рассмотрена методология проведения пожарно-технического исследования причин возникновения пожаров на автотранспортных средствах, определены основные направления работы пожарно-техничес-