УДК 378.146:159.953
Н. А. Качалов, Л. А. Собинова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОТИВОВ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Раскрывается сущность необходимых условий для успешного формирования профессиональных мотивов студентов неязыковых вузов. Авторами описывается метод проектов, его преимущества и специфика использования в условиях высшего неязыкового образования. Обосновывается эффективное применение контекстного подхода к осуществлению проектов.
Ключевые слова: профессиональный мотив, подход, метод, развитие, условия, обучение, контекстный подход.
Для отечественной психологии традиционно признание внутренних противоречий в качестве движущих сил психического развития обучающихся. Личность развивается в связи с возникающими в ее жизни внутренними противоречиями; одни, будучи преодолены, сменятся другими.
Важным в этом контексте является замечание, что обучение содействует не только преодолению возникающих внутренних личностных противоречий, но и появлению новых, выражающихся в расхождении целей и задач деятельности личности и личного уровня овладения средствами их достижения. Такого рода противоречия обеспечивают самодвижение личности в обучении [1].
Как отмечается в психологической литературе, формирование профессиональных мотивов как основных мотивов учебной деятельности выступает не только условием успешного усвоения программного материала, но и подготовкой студентов к будущей профессиональной деятельности; как целенаправленное стремление усвоить совершенно конкретную область знаний (профессиональную) [2, с. 7].
Преподавателями неязыковых вузов используются традиционные и инновационные подходы в обучении иностранному языку, и предлагаемые в них дидактические методы обладают в этом отношении разными возможностями.
В связи с тем, что в последнее время в неязыковых вузах происходит постоянное сокращение часов, отводимых на изучение иностранного языка, то возрастает необходимость использования самостоятельной работы в процессе обучения иностранному языку, выполняя которую обучающиеся приобретают новые знания для будущей профессиональной деятельности.
Соответственно, основной задачей преподавателей неязыковых вузов является не только грамотное планирование самостоятельной деятельности обучающихся, но и создание благоприятных условий, в которых обучающийся мог бы найти удовлетворение учебным потребностям, интересам, а также иметь представление о специфике избранной им профессии.
В обучении иностранному языку в неязыковых вузах все большую популярность приобретает метод проектов, реализуя который можно эффективно формировать профессиональные мотивы обучающихся. Рассмотрим специфику данного метода более подробно.
Метод проектов - это совместная деятельность преподавателя и обучающегося, направленная на поиск решения возникшей проблемы. Метод проектов в современной трактовке всегда предполагает наличие проблемы, субъективно либо профессионально значимой для обучающихся. Кроме того, данный метод - это не просто рассмотрение и исследование обозначенной проблемы, но и практическая реализация полученных результатов. Занимаясь каким-либо проектом, студент должен изучить разные точки зрения и подходы к решению проблемы, уметь проанализировать полученные результаты и в итоге защитить свой проект. Вместе с тем в процессе практической и теоретической деятельности обучающийся приобретает знание, это знание становится его собственным знанием, а не абстрактной мыслью [2, с. 9].
Учебный проект может выполняться индивидуально, но чаще и наиболее эффективно он используется в совместной групповой работе. Для того чтобы иметь четкое представление о том, что понимается под методом проектов и, соответственно, как следует его применять на практике обучения, необходимо разделить понятия «проект в творческой сфере» и «учебный проект» в учебновоспитательном процессе. Творческая деятельность - это авторский замысел, авторское видение его реализации. Оценить такую работу можно только с позиции принятия или непринятия.
С методом проектов иначе. Здесь существуют четкие критерии оценки, аргументация выбранной позиции базируется на конкретных фактах, теориях, наблюдениях. Проектирование - процесс создания проекта, прототипа предполагаемого объекта, состояния. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью той или иной деятельности. Поэтому метод проектов мож-
но определить как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом.
Особую значимость приобретает метод проектов при подготовке обучающихся в неязыковых вузах, формируя у них социально и профессионально значимые мотивы.
В профессиональном обучении развитие социальных мотивов изучения иностранного языка происходит в тесной взаимосвязи с профессиональными мотивами, что становится возможным при осуществлении контекстного подхода к обучению студентов [3].
Контекстный подход является следствием теории деятельности, разработанной в отечественной психолого-педагогической науке (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов). В соответствии с ним усвоение содержания любой информации осуществляется не путем передачи знаний обучающимся, а в процессе его собственной активности [4, ^ 164].
Основная цель вузовского обучения заключается в формировании целостной структуры будущей профессиональной деятельности студента как специалиста. Однако главное противоречие вузовского обучения состоит в том, что овладение профессиональной деятельностью должно быть обеспечено в рамках и средствами качественной учебной деятельности, направленной на получение профессиональных навыков студентов, но позволяющей рассматривать ее как деятельность учебную.
Для достижения цели формирования профессионала в вузе необходимо организовать такой образовательный процесс, который обеспечивает переход одного типа деятельности (учебной) в другой (профессиональный). Сочетание познавательного интереса к предмету и профессиональной мотивации оказывает наибольшее влияние на успехи в учении. Профессиональная мотивация и профессиональная направленность не формируются, если в учебном процессе не представлены те или иные элементы будущей профессиональной деятельности, ее контекст [5].
В контекстном обучении выделяются три базовые формы деятельности: учебная академического типа (собственно учебная деятельность); квази-профессиональная (деловые игры, проекты); учебно-профессиональная (научно-исследовательская работа студентов (НИРС)), производственная практика). С базовыми формами деятельности студентов соотносятся соответственно три обучающие модели: семиотическая, имитационная, социальная.
Семиотические обучающие модели включают комплекс заданий, предполагающих работу с тек-
стом, направленных на переработку знаковой информации. Единицей работы студента является речевое действие.
Имитационные обучающие модели предполагают выход студента за рамки текстов и соотнесение информации с реальной профессиональной ситуацией. В этом случае единицей работы оказывается предметное действие, направленное не только на усвоение информации, но и достижение практической значимости учебного эффекта.
В социальных обучающих моделях учебные задания ориентированы на совместные, коллективные формы работ студентов как социальных моделей будущей профессиональной среды. Единицей активности студента становятся поступки, личностные смыслы. На профессионально значимом материале осуществляется предметное и социокультурное развитие личности, включение в профессию как часть культуры, предполагающее в качестве ведущих не только познавательные, но и профессиональные мотивы [6].
С помощью указанных моделей содержание контекстного обучения проектируется не как знаковая система, а как предмет учебной квазипро-фессиональной и учебно-профессиональной деятельности, что ставит студента в активную позицию в обучении.
Для профессионального образования в неязыковых вузах наиболее подходящей моделью является социальная модель, в рамках которой можно использовать различные виды проектов: исследовательских, информационных, практико-ориенти-рованных, ознакомительно-тренировочных, творческих, игровых.
Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную к научному исследованию. Информационные направлены на сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Практико-ориентиро-ванные предусматривают получение социально значимого результата, который может быть внедрен в практику. Ознакомительно-тренировочные предполагают ознакомление с новыми явлениями, темами, процессами и направлены на их отработку. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, они развиваются, подчиняясь принятым интересам участников проекта. Игровые включают доминирование ролево-игровой деятельности участников проекта. Роли участников обусловлены характером и содержанием проекта.
Наиболее адекватными для реализации целей обучения иностранному языку в неязыковом вузе являются исследовательские, информационные и практико-ориентированные проекты.
Исследовательские проекты позволяют обнаружить необходимость иноязычных знаний для реше-
ния той или иной проблемы и осознать значимость иностранного языка как средства исследовательской деятельности. Такие проекты применяют исследовательские и проблемные методы обучения, раскрывают для студентов необходимость изучения иностранного языка для их дальнейшей учебной, научной, профессиональной деятельности.
Информационные проекты привлекают для обучения многочисленные источники на иностранном языке. При осуществлении этих проектов обучающиеся имеют возможность ощутить значимость иностранного языка для повышения уровня образованности, расширения кругозора, благодаря чему актуализируются соответствующие мотивы изучения иностранного языка.
Практико-ориентированные проекты более чем другие обладают профессиональной направленностью, поскольку практически значимым результатом при выполнении проекта является итог, максимально приближенный к будущей профессиональной деятельности студентов. Обеспечивая глубокое проникновение в профессиональный контекст, прак-тико-ориентированный проект требует углубленного освоения иноязычного лексического материала по специальности. Связь с профессиональным контекстом способствует осознанию студентами профессиональных мотивов изучения иностранного языка.
Наиболее приемлемой для осуществления метода проекта в вузе является система гибкой координации, которая позволяет реализовать оптимальное педагогическое общение преподавателя и студента, помогая обучающимся преодолевать некоторые психологические барьеры, возникающие у них при первичной коммуникации со своими одногруппниками, получении задания, в выполнении которого они испытывает затруднения.
Дидактические возможности проектов в рамках изучения иностранного языка в неязыковом вузе приобретают особый смысл, так как создают благоприятные условия для решения противоречий между характером образовательной деятельности студентов и требованиями их будущей профессиональной деятельности. Метод проектов предполагает межличностное взаимодействие обучающихся, принятие совместных решений, обмен суждениями, личный вклад каждого участника проекта, что, в свою очередь, немаловажно в реальной трудовой деятельности.
А применение контекстного подхода в данном случае является, пожалуй, наиболее оправданным в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Используя его, можно осуществлять процесс движения деятельности студента от собственно учебной через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность к профессиональной
деятельности специалиста. Существенной характеристикой такого обучения становится последовательное моделирование на языке науки с применением всех систем форм, методов и средств обучения предметного и социального содержания усваиваемой профессиональной деятельности с помощью трех типов взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной. В своей совокупности они представляют собой динамическую модель перехода от учебной к профессиональной деятельности [7].
Как уже было сказано, метод проектов предполагает владение определенными интеллектуальными умениями: анализа, сопоставления, синтеза, прогнозирования, поиска информации, защиты проекта. Но самое главное в проектной работе - это умение работать с различными источниками информации, заниматься в команде, слушать и принимать другую точку зрения, приходить к консенсусу. Поэтому необходима серьезная подготовительная работа.
Следует остановиться на общих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы, типа проекта, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые можно исследовать в рамках данной тематики.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных источников для поиска информации.
4. Самостоятельная работа студентов над своими проектами.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных.
6. Защита проекта, оппонирование.
7. Подведение итогов, оценивание.
Как показывает практика, для преподавателей наиболее сложным в использовании проектной методики является формулировка проблемы и умение подвести обучающихся к ее самостоятельному решению. Проблема чаще всего заменяется темой обсуждения. Однако проблема отличается от темы: она всегда строится на противоречии и требует возможных способов ее решения.
Представим пример проблемы проекта, проведенного для студентов второго курса группы 5002 Энергетического института Томского политехнического университета, предусмотренного учебной программой по предмету «Иностранный язык».
Тема: «Выдающиеся деятели и изобретения в области инженерии».
Учебный предмет: английский язык (2-й курс).
Цель проекта: выявить вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие современной инженерии и недостатки в работе.
Задачи проектной деятельности:
1. Обозначить проблемы современной инженерии в России, как и кем они решаются.
2. Выявить различные подходы в решении проблем в России и зарубежных странах, преимущества и недостатки.
3. Определить причины использования различных подходов в решении одних и тех же задач в нашей стране и за рубежом.
4. Найти выход из создавшегося положения, предложить альтернативные решения.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Методы исследования: анализ литературы, СМИ, ресурсы Интернета.
Срок проведения: 1 октября - 15 ноября.
Этапы проведения проекта:
1-й этап. Изучение темы проекта и определение основных направлений работы. В ходе мозговой атаки определяются предполагаемые проблемы и формируются группы по интересам. Обучающиеся в группах распределяют задания для каждого участника проекта и планируют сроки. Затем идет работа по сбору информации по представленной проблеме.
2-й этап. Процесс интегрирования полученных данных и промежуточное обсуждение информации в группах о найденном материале. Выработка общей точки зрения в ходе дискуссии. Корректировка недочетов в работе и утверждение предварительного плана проекта. Организация дальнейшей работы и установка сроков следующего этапа.
3-й этап. Дальнейшее коллективное обсуждение проекта в группах и устранение недочетов. Планирование презентации результатов выполненного проекта и моделирование возможных вопросов.
Защита проекта проводится на занятии в виде презентации. Каждая группа выбирает своего докладчика, который представляет результаты работы над проектом. Докладчик излагает суть проблемы, над которой работала его группа, разные точки зрения на нее, представляет пути решения, обосновывая свою точку зрения примерами. Затем идет активное обсуждение проектов каждой группы и принимается решение об их преимуществах и недостатках.
В заключение подводятся итоги о проделанной работе, обсуждаются возникающие проблемы и полученный опыт, который может быть необходим в дальнейшей профессиональной сфере.
Оценивание работ производится по следующим критериям:
1. Наличие проблемы, требующей решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность обучающихся.
4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.
5. Использование различных видов источников для нахождения информации.
6. Умение отстоять свою точку зрения и вступать в дискуссию.
7. Оформление презентации.
Можно сделать вывод, что применение проектов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе отличается рядом дидактических возможностей. Итак, проект:
- имеет конкретную цель, которая предполагает использование иностранного языка в контексте будущей профессиональной деятельности;
- обеспечивает выход за рамки аудиторного обучения;
- предполагает самостоятельный поиск иноязычной информации и исследование, осуществляемое средствами иностранного языка, что способствует прочному усвоению знаний;
- предполагает получение профессионально значимого продукта, оформление и презентация которого требуют активного использования иностранного языка;
- помогает обучающимся осознать практическую значимость владения иностранным языком;
- позволяет получить опыт общения на иностранном языке, который может быть применен в будущей профессиональной деятельности;
- исследует состояние поставленной проблемы в странах изучаемого языка;
- предлагает свой путь решения проблемы и обсуждение его эффективности с одногруппниками;
- способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
Применение проектов в рамках изучения иностранного языка в неязыковом вузе приобретает особый смысл, так как создает благоприятные условия для реализации контекстного подхода к обучению [8, с. 115].
Контекстный подход к осуществлению проектов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе позволяет средствами иностранного языка моделировать предметное и социальное содержание будущей профессии обучающихся. Профессиональная направленность проекта дает возможность студентам ощутить реальный предмет своей будущей профессиональной деятельности, осознать преимущества самостоятельной и коллективной работы, проявить инициативу в решении профессиональных задач. В результате возникает взаимное развитие познавательных и профессиональных мотивов изучения иностранного языка.
Список литературы
1. Пьянков Л. А. Индивидуальный подход к проблеме формирования профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 4. 10 с.
2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. 2000. № 3. С. 3-9.
3. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. 294 с.
4. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 208 с.
5. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975. 367 с.
6. Зимняя И. А., Сахаров Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностр. языки в школе. 1996. № 4. С. 9-15.
7. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
8. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
Качалов Н. А., кандидат педагогических наук, доцент.
Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Собинова Л. А., ст. преподаватель.
Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.11.2011.
N. A. Kachalov, L. A. Sobinova
THE FORMING OF PROFESSIONAL MOTIVES OF NON-LANGUAGE STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE STUDYING
The article reveals the essence of necessary conditions that are demanded for useful formation of professional motives of non-language students. The authors describe the method of projects, its advantages and peculiarities of using it in the work of High non-language education. The efficient usage of contextual approach in projects making is also supported in the article.
Key words: professional motives, approach, method, development, conditions, study, contextual approach.
Kachalov N.A.
Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]
Sobinova L.A.
Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]