УДК 378.147:37.022:372.851
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
М. И. Якутова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассмотрены условия реализации компетентностного подхода при подготовке будущих учителей начальных классов. В процессе изучения курса методики преподавания математики студенты знакомятся с современными образовательными технологиями, сопровождаемыми учебно-методическими комплексами, а также не сопровождаемыми конкретным содержанием. В данной статье рассматривается перечень выявленных современных технологий, используемых при формировании профессиональных компетенций у бакалавров педагогического образования на занятиях по методике преподавания математики. Владение учителем современными технологиями способствует формированию предметных знаний и умений, овладению компетенциями при изучении частных предметных методик.
Ключевые слова: компетентностный подход, формирование профессиональных компетенций, освоение современных технологий, курс методики преподавания математики.
В настоящее время в высшей школе реализуется компетентностный подход. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата: педагогическая деятельность, проектная деятельность, исследовательская деятельность, культурно-просветительская деятельность.
Студент прежде всего должен познакомиться с определениями понятий «компетенция» и «компетентность». Первое из них, имеющее латинское происхождение (competere - «соответствовать, подходить»), означает:
- способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определённой широкой области;
- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;
- личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач. В управлении персоналом под компетенцией, как правило, понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и др. качествам кандидата на поступление, сотрудника или группы сотрудников компании.
Компетентность, таким образом, представляет собой обобщённую характеристику, включающую когнитивную (знания), операционно-технологическую (умения, навыки), мотивационно-ценностную, этническую, социальную и поведенческую составляющие личности, морально-психологический настрой на работы, направленные на расширение компетенций [1].
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» компетенция - это «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности». Далее понятие «обучение» рассматривается как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей» [2]. Таким образом, компетенция с точки зрения образовательного процесса включает в себя и знания, умения, навыки, но также предполагает наличие способности действовать в заданных обстоятельствах, а следовательно, наличие достаточного опыта профессиональной деятельности.
В целом следует отметить, что реализация компетентностного подхода направлена на формирование набора компетенций в соответствии с задачами профессионального образования. В документах Министерства образования и науки РФ, в частности, отмечается, что «...основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [2]. Таким образом, компетентностный подход в профессиональном образовании ставит в центр внимания вопросы личностного развития будущего специалиста, обеспечивает успешную адаптацию на рынке труда, в социальном и профессиональном сообществах и отвечает современным требованиям модернизации образования. Формирование и развитие ключевых компетенций будущих специалистов может эффективно осуществляться только в процессе системного и целенаправленного обучения, в котором предусмотрены все необходимые организационно-педагогические условия. Важнейшим из таких условий является моделирование целостного педагогического процесса.
Встаёт вопрос, как формировать компетенции и развивать компетентность обучающихся. В статье Л. Н. Харавининой представлена схема интеграции форм обучения для формирования компетенций. Из схемы видно, что формами обучения являются: теоретические занятия с изучением учебной литературы, методических журналов, пособий; изучение информации с применением тематических презентаций и учебных фильмов; анализ нормативно-методической документации; самостоятельная работа [3].
Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Необходимо развивать умение учиться, формировать у студента способно-
сти к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Ключевой вопрос, который возникает в связи с переходом на компетентностный подход в образовании, -это инструменты формирования и оценки компетенций. Из методических материалов следует, что для оценки сформированности профессиональных компетенций студентов могут использоваться: модульно-рейтинговая система; кейс-метод (ситуационные задачи); портфолио (оценка собственных достижений); метод развивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей); проектный метод (научные, учебные, производственные и рекламные проекты); деловая игра (приближение к реальной производственной ситуации); «Метод Дельфи» («мозговая атака»). Некоторые авторы называют используемые технологии при формировании компетенций, однако этот перечень ограниченный [4].
В исследованиях Г. К. Селевко представлено значительное количество современных технологий [5]. В настоящее время проблемой при формировании профессиональных компетенций у бакалавра педагогического образования средствами изучаемых дисциплин является подбор современных технологий.
Таким образом, перед преподавателями стоят задачи определения разделов и тем дисциплин, в процессе изучения которых при формировании компетенций используются современные технологии, а также установления соответствия компетенций и технологий.
Одним из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования, отмеченных в Федеральном государственном стандарте, является использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа [6]. Поскольку современные технологии используются на всех уроках, будущий учитель должен овладеть ими при изучении педагогики и частных методик, в частности методики преподавания математики в начальных классах.
На занятиях по методике преподавания математики в начальных классах должны быть сформированы следующие компетенции:
- в рамках педагогической деятельности: готовность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); способность решать задачи воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4); готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6); способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7);
- в рамках проектной деятельности: способность проектировать образовательные программы (ПК-8); способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9); способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);
- в рамках исследовательской деятельности: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12). Практически все названные в Законе об образовании компетенции должны быть сформированы у будущего
учителя начальных классов. Отсюда следует, что в программу по курсу методики преподавания математики должно войти освоение большого количества технологий.
Содержание курса методики преподавания математики в соответствии со стандартом включает следующие разделы:
- Методика преподавания математики как учебный предмет; Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность их изучения; Принципы построения курса математики в начальной школе;
- Развитие учащихся начальной школы в процессе изучения математики; Формирование вычислительных навыков; Методика обучения младших школьников решению задач; Методика изучения алгебраического и геометрического материала; Методика работы над величинами;
- Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы; Различные концепции построения начального курса математики; Современные технологии обучения математике младших школьников.
Таким образом, помимо освоения частных вопросов методики преподавания математики, при изучении данной дисциплины ставится цель ознакомиться с различными концепциями построения начального курса математики и освоить современные технологии обучения математике младших школьников.
Ознакомление с различными концепциями построения начального курса математики предполагает освоение имеющихся авторских образовательных технологий и систем обучения: «Школа 2100» А. А. Леонтьева, «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой, «Гармония» Н. Б. Истоминой, «Развивающее обучение» Л. В. Занкова.
Освоение современных технологий обучения младших школьников, не сопровождаемых учебно-методическими комплексами, необходимо осуществлять в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования и тематическим планом по методике преподавания математики.
Современные технологии должны использоваться при изучении как общих, так и частных вопросов методики преподавания математики. Представим планы некоторых лекций курса, из которых видно, что предполагается освоение современных технологий.
Темы 2-8. Принципы построения курса математики в начальной школе. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность их изучения. Методика изучения целых неотрицательных чисел: нумерация, арифметические действия и их свойства.
Технологии. 1. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П. М. Эрдниев). 2. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, М. Б. Волович). 3. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В. Н. Зайцев).
Тема 18. Принципы и методы обучения математике. Основные дидактические принципы в обучении математике. Методы обучения математике и их классификация. Репродуктивные и продуктивные методы обучения. Проблемное обучение. Математическое моделирование.
Технологии. 1. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов). 2. Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская). 3. Технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю. К. Бабанский). 4. Игровые технологии. 5. Проблемное обучение.
Тема 21. Контроль знаний по математике. Цели и задачи контроля знаний. Функции контроля и проверки знаний учащихся. Методы контроля знаний учащихся. Формы контроля знаний учащихся. Средства контроля. Тестовый контроль. От контроля к диагностике.
Технологии. Мониторинг сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся (Тарасова Е. А.). 2. Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования (Н. Л. Сабурова).
Тема 22. Подготовка учителя к уроку. Соблюдение общедидактических и «авторских» принципов обучения на уроках математики. Условия, необходимые для реализации принципов обучения. Осуществление уровневой дифференциации и индивидуального подхода на уроках математики. Приёмы организации сотрудничества на уроке математики (коллективные способы обучения).
Технологии. 1. Коллективный способ обучения КСО (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко). 2. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И. Н. Закатова). 3. Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н. П. Гузик). 4. Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В. В. Фирсов). 5. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А. С. Границкая).
Тема 23. Подготовка учителя к уроку (продолжение). Интегрированные уроки. Организация самостоятельной работы. Домашние задания. Систематизация и обобщение.
Технологии. 1. Модель «Интегрированные уроки». 2. Модель межпредметных связей. 3. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов). 4. Технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении. 5. Технология современного проектного обучения. 6. Технология обучения детей с признаками одаренности.
Тема 24. Формирование логической культуры. Содержание логической подготовки младших школьников. Формирование приёмов логического мышления у младших школьников: сравнение, аналогия, анализ и синтез, классификация, обобщение. Способы решения логических задач. Взаимосвязь логического и алгоритмического мышления школьников.
Технологии. 1. Формирование приёмов умственной деятельности как методология дидактической системы Н. Б. Истоминой. 2. Компьютер как объект и предмет изучения. 3. Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении. 4. Технологии компьютерного урока. 5. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе.
Тема 25. Особенности обучения и развития младших школьников в дидактической системе Л. В. Занкова. Особенности обучения и развития школьников. Методические приёмы обучения. Приёмы решения текстовых задач в дидактической системе Л. В. Занкова. Анализ учебно-методического комплекса по математике. Результативность обучения и развития младших школьников.
Тема 26. Образовательная система «Школа 2100». Особенности образовательной системы. Реализация дея-тельностного подхода при изучении курса математики. Анализ учебно-методического комплекса по математике. Особенности осуществления измерения и оценки уровня знаний младших школьников.
Тема 27. Образовательная система «Школа XXI века». Особенности образовательной системы. Анализ учебно-методического комплекса по математике. Содержание начального курса математики и требования к математической подготовке учащихся по классам. Формирование логико-математических понятий у младших
школьников. Методические основы организации контроля и оценки знаний при обучении младших школьников математике в Образовательной системе «Школа XXI века».
Тема 28. Образовательная система «Гармония» Н. Б. Истоминой. Особенности образовательной системы. Анализ учебно-методического комплекса по математике. Развитие школьников в процессе изучения начального курса математики. Формирование приёмов умственной деятельности. Приёмы: анализ и синтез, аналогия и сравнение, классификации и обобщение. Формирование математических понятий. Особенности изучения основных величин. Особенности комплекса текстовых задач в курсе математики. Приёмы решения текстовых задач.
Ниже представлена таблица соответствия профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов и соответствующих современных технологий, формирование которых осуществляется на занятиях по методике преподавания математики.
Таблица
Профессиональные компетенции учителя начальных классов, формирующиеся на занятиях по методике преподавания математики, и современные технологии обучения
Компетенции Технологии
Готовность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) Технологии развивающего образования: - система развивающего обучения Л. В. Занкова; - технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В .В. Давыдова; - интегративная технология развивающего обучения Л. Г. Петерсон. Технологии, отражённые в учебниках и учебно-методических комплексах: - технология УМК «Образовательная система «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой, Л. Е. Журовой; - технология УМК «Гармония» Н. Б. Истоминой; - технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»; - технология УМК «Перспективная начальная школа»; - технология УМК «Перспектива».
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: - технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов); - технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала: - укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П. М. Эрдниев); - реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, М. Б. Волович); - технологии модульного обучения (П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский, М. А. Чошанов). Модели интеграции содержания учебных дисциплин: - модель «Интегрированные занятия (уроки)»; - модель «Интегрированные дни»; - модель межпредметных связей. Частнопредметные педагогические технологии: - технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В. Н. Зайцев). Технологии развивающего образования: - система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов); - личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская). Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств: - компьютер как объект и предмет изучения; - технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении; - технологии компьютерного урока; - технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе. Технологии внутришкольного управления: - технология управления школой по результатам (П. И. Третьяков); - технология управления методической работой (Г. К. Селевко); - технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю. К. Бабанский); - технология педагогического эксперимента; - технология внутришкольного мониторинга; - технологии проектирования и освоения технологий.
Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3) Воспитательные технологии: - технология коллективной творческой деятельности И. П. Иванова.
Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4) Технологии внутришкольного управления: - мониторинг сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся (Е. А. Тарасова); - мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования (Н. Л. Сабурова).
Окончание табл.
Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения): - игровые технологии; - проблемное обучение; - коллективный способ обучения КСО (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко).
Способность проектировать образовательные программы (ПК-8) Технология современного проектного обучения
Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9) Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: - технология программированного обучения; - технологии уровневой дифференциации; - дифференциация по уровню развития способностей; - модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н. П. Гузик); - модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В. В. Фирсов); - технология дифференцированного обучения по интересам детей (И. Н. Закатова); - технология индивидуализации обучения (И. Унт, А. С. Границкая, В. Д. Шадриков).
Способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10) Технология современного проектного обучения
Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) Технологии развивающего образования: - система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов); - личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская).
Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) Альтернативные технологии: - технология обучения детей с признаками одарённости; - технология эвристического образования (А. В. Хуторской).
Способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13) Авторские педагогические технологии «Учителей года России»: - авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В. Л. Ильина.
Освоение технологий осуществляется студентами в процессе самостоятельной работы и обсуждается на семинарских занятиях по методике преподавания математики. В начале семестра студенты получают рабочую программу, которая содержит календарный план заданий самостоятельной работы. Студенты собирают «портфолио», одно из заданий которого - изучить образовательную технологию и подготовить конкретные дидактические материалы по математике для её реализации в начальных классах. Преподаватель регулярно встречается с каждым студентом для проверки и оценки результатов выполнения самостоятельной работы по каждой теме.
На семинарских занятиях студенты выполняют пакет заданий, способствующих освоению образовательных технологий:
- разработать лист интеллект-схемы по изучению математического понятия (технологии В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой, «Интеллект-карта»);
- составить схему УДЕ к теме (технология П. М. Эрдниева);
- разработать и описать процесс изучения математического понятия в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперина);
- подобрать к теме комплекс интегрированных заданий по математике и естествознанию (другая дисциплина) (технология «Интегрированный урок»);
- подобрать к теме интегрированные задания по нескольким дисциплинам;
- разработать конспект урока с использованием информационно-компьютерных средств по данной теме;
- подобрать дидактический материал по определению уровня развития школьников (технология «Мониторинг сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся);
- подобрать дидактический материал по определению уровня знаний по теме (технология «Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования);
- подобрать дидактический материал для формирования математического понятия с использованием игровых технологий;
- подобрать задания для формирования математического понятия с использованием проблемной ситуации;
- подобрать задания для формирования понятия с использованием коллективных способов обучения;
- подобрать задания для систематизации знаний с использованием технологии «Проектное обучение»;
- подобрать комплекс дифференцированных заданий по теме (технология «Уровневая дифференциация»);
- проанализировать учебники математики по образовательной технологии Л. В. Занкова (другого автора) по теме «Нумерация чисел» («Арифметические действия и их свойства», «Величины», «Текстовые задачи», «Алгебраический материал», «Геометрический материал»);
- проиллюстрировать на примерах реализацию основных идей автора системы обучения;
- показать особенности изучения уровня развития и обучения младших школьников по математике в данной системе обучения.
Библиографический список
1. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013 г. - URL: zakonrf.info (дата обращения: 12.09.2014).
3. Харавинина, Л. Н. Проблема оценки профессиональных компетенций обучающихся по ФГОС СПО третьего поколения / Л. Н. Харавинина - URL: http://yspu.org>images/1/. (дата обращения: 10.09.2014).
4. Лопушнян, Г. А. Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики / Г. А. Лопушнян. - URL: http://nsportal.ru (дата обращения: 10.09.2014).
5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). - URL: http://минобрнауки.рф. (дата обращения: 10.09.2014).
© Якутова М. И., 2014