ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
О.В. Филимонова1
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
В статье представлена концепция проектирования учебного процесса на основе ком-петентностного подхода, реализованного в Федеральном государственном образовательном стандарте 3-го поколения, который предполагает постоянную трансформацию видов деятельности, мотивируя студентов к междисциплинарному интегрированию: це-леполаганию, выгявлению проблемы, планированию, организации работы по теме, коррекции деятельности, конструированию знаний в новыых условиях.
Ключевые слова: профессиональная компетенция, компетентностный подход, интегрированность, межпредметные связи.
В настоящее время интерес для общества и работодателя на рынке труда представляет специалист, владеющий профессиональными компетенциями, которые соответствуют уровню развития современных технологий. Развитие техники, технологии, организационно-управленческой стороны производства, усиление его техникотехнологических аспектов отразились в учебно-производственном процессе образовательных учреждений системы высшего профессионального образования (ВПО). В соответствии с модернизацией ВПО разрабатываются условия устойчивого развития образовательной системы, главным образом с целью обеспечения эффективной подготовки специалистов.
Анализ работ, в которых рассматриваются подходы и средства развития профессиональных компетенций, показывает, что данная проблема находится на стадии исследования. Несмотря на разнообразие применяемых средств, возможности развития профессиональных компетенций в учреждениях профессионального образования используются недостаточно. Чаще применяется когнитивный (познавательный) подход и практически не используется интегративный, позволяющий целостно рассмотреть проблемы развития профессиональных компетенций с учетом интеграционных и дезинтеграционных процессов [1].
Актуальность данной тематики обусловлена пониманием того, что основной проблемой развития профессиональных компетенций является поиск эффективных технологий, включающих студентов в осознанную активную деятельность. Осознанная активная деятельность рассматривается нами как организованный процесс, предоставляющий студентам возможность проявлять самостоятельность, активность, способность проектировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них, критично оценивать результаты своих действий в соответствии с социально-профессиональными ценностями. Под социально-профессиональными ценностями мы понимаем единство наиболее признаваемых и принимаемых социаль-
1 Оксана Викторовна Филимонова, ассистент кафедры «Теоретическая и общая электротехника».
220
но-профессиональным сообществом ориентиров поведения, личностного отношения к целям и результатам своей профессиональной деятельности.
Исходя из требований, закрепленных в Федеральном государственном образовательном стандарте 3-го поколения, разработанном на основе Болонского соглашения, определен перечень общеобразовательных и профессиональных компетенций выпускника электротехнического направления. Перечень был составлен по результатам анкетного опроса работодателей, руководителей различного ранга, инженернотехнических работников, занятых на производствах электротехнического направления и принявших активное участие в проведении исследований по выявлению наиболее значимых профессиональных компетенций, к которым относятся: способность автоматизировать инженерные расчеты; владеть комплексным подходом расчета электрических и магнитных цепей; способность программировать контроллеры; способность создавать математические модели электрических и магнитных цепей, позволяющие исследовать и прогнозировать результат; способность работать над многодисциплинарными проектами; способность заниматься конструкторской деятельностью на основе компетентностного подхода, включая опыт учебнопознавательных, оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности.
Компетентностный подход предполагает постоянную трансформацию видов деятельности, тем самым мотивируя студентов к постоянному рефлексированию (це-леполаганию, выявлению проблемы, планированию, организации работы по теме, коррекции деятельности, конструированию знаний в новых условиях), а учебный процесс осуществляется исходя из возможностей, склонностей и ближайших интересов студентов на основе развития креативности [2].
За рубежом большое распространение получили крупноблочные и комбинированные программы, создаваемые на основе межпредметных тем. Наиболее высокой степенью интегрированности обладают амальгамированные программы. В их основу положены не координация или комбинирование отраслей знаний, а максимально приближенные к условиям реальной жизни проекты. Мы полагаем, что реализация интегративного, компетентностного, информационного подходов в образовательном процессе дает возможность развивать профессиональные компетенции и личностные качества студентов электротехнического факультета на основе интеграции содержания дисциплин, где системообразующей дисциплиной является «Теоретические основы электротехники».
Для решения проблемы развития профессиональных компетенций была разработана структурно-содержательная модель, позволяющая выделить в образовательном пространстве взаимосвязанные учебные модули, которые отличаются целями, методами, содержанием учебного процесса, уровнем сформированности профессиональных компетенций на отдельных этапах учебной деятельности. При интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин с информационной системой Matlab развивают исследовательские компетенции; офисных программ Excel, Access и программы Mathcad - информационные компетенции; языка программирования Delphi - полипрофессиональные компетенции. Интеграция общепрофессиональных дисциплин на основе единых категорий, законов, теорий и концепций способствует формированию умения свободно выражать свои суждения по техническим вопросам на базе научного анализа и синтеза; интеграция специальных дисциплин позволяет развить специальные компетенции, связанные со знанием технологии и техники, относящиеся к области специализации. Развитие компетенций происходит диалектически по спиралевидно-циклической траектории с возрастающим уровнем сложности создаваемых проектов (рис. 1, 2, 3).
На первом этапе студент получает опыт учебно-познавательной деятельности академического типа, на данном этапе моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. На втором этапе в ходе учебнопрофессиональной деятельности студенты получают опыт выполнения прикладных исследований, научно-технических разработок. На третьем этапе трансформация содержания деятельности завершается приобретением опыта профессиональной деятельности в ходе производственной практики. При этом очередной этап отличается от предыдущего целями, методами, содержанием учебного процесса, количественными и качественными показателями развития профессиональных компетенций.
Основными критериями отбора содержания модульного курса по развитию профессиональных компетенций у студентов электротехнического факультета являлись требования государственных образовательных стандартов и учет запросов работодателей к качеству подготовки специалистов. При этом учебная деятельность студентов выстроена в контексте будущей профессии и обеспечивает освоение профессиональных знаний и технологических умений. При разработке технологии развития профессиональных компетенций мы исходили из того, что это не только знания, умения и навыки, но и их психологический эквивалент - мыслительные (познавательные) структуры, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его, а результаты этого выражаются в его жизнедеятельности: мышлении, речи, памяти, поведении, профессиональной деятельности.
Особенности педагогической среды, в которой происходит развитие профессиональных компетенций на основе интеграции дисциплин в процессе профессиональной подготовки, позволили выделить наиболее эффективные технологии (В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев, Г.К. Селевко, В.А Сласте-нин). Они систематизированы следующим образом:
• диалоговые технологии (убеждение, личный пример, упражнения на развитие коммуникаций), построенные на авторском высказывании или дискуссии;
• личностно ориентированные технологии, направленные на реализацию внутренних возможностей, «скрытых» способностей; развитие склонностей, способностей и интересов в сфере социального и профессионального самоопределения студента, возможности его самореализации на основе самостоятельного выбора способов поведения и деятельности;
• рефлексивные технологии, обеспечивающие переосмысление содержания ситуации, развивающие способность к самоанализу, внутреннюю мотивацию, формирующие самосознание. С их помощью достигается такая цель, как самостоятельное нахождение новых форм деятельности, обеспечивается творческая деятельность, происходит развитие личности;
• технология самоуправления, способствующая овладению индивидуальным и групповым опытом деятельности, способами делового общения, формированию способности перестраивать поведение и действия в специально заданных условиях, развивающая активность, творческие способности студентов. Она способствует развитию организаторских способностей, навыков конструктивной деятельности, инициативности, умения анализировать поведение, факты, события, отстаивать собственную позицию;
• деятельностная технология обучения, которая позволяет превратить студента из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебнопознавательной деятельности;
Выявление межпредметных связей общепрофессиональных дисциплин . Создание базы данных в ACCESS (первый курс)
Учебно-
познавательная
деятельность
(проектировочно-
подготовительный
этап)
Выявление межпредметных связей. Формирование укрупненного модуля учебного элемента из общепрофессиональных дисциплин
Дидактические функции:
(ценностно-ориентиро-
ванные):
• формирование информационной культуры в учебной деятельности;
• развитие способности к самоуправлению в самостоятельной учебной деятельности;
• развитие способности анализировать, выделять главное, классифицировать;
• (формирование межпредметных знаний в рамках специальности;
• развитие способности систематизировать свои знания
'Педагогическая цель — формирование информационной культуры, в частности культуры учебной деятельности:
• развитие самоактуализации в самостоятельной учебной деятельности;
* развитие навыков и умений работать с информацией;
* приобретение межпредметных знаний в рамках специальности;
♦ формирование навыков систематизации знаний
Дидактические средства информационных технологий:
• автоматизация технических расчетов в программе EXCEL;
• использование ACCESS для создания информационной базы данных общепрофессиональных дисциплин
Рис. 1. Первый этап проектировочной деятельности
Разработка учебно - методических пособий
Интеграция содержания общепрофессиональных дисциплин
Учебно-
профессиональная
деятельность
(технологическая)
Формирование оптимального учебного модуля из общепрофессиональных дисциплин
Дидактические функции
(и нте грати вно-разв и ва ю-
щие):
• интеграция знаний в профессиональной деятельности;
• развитие навыков работы с информацией в приобретении новых знаний и профессиональных умений;
• формирование устойчивого интереса к познавательной и проектировочной деятельности;
• формирование системного научного мышления;
• формирование умения моделировать электрические, магнитные цепи и переходные процессы
Педагогические цели:
• приобретение профессиональных компетенций в рамках специальности;
» развитие успешности в работе с информацией через приращение умений и знаний к уже имеющимся навыкам ;
» развитие устойчивого интереса к познавательной и проектировочной деятельности:
» развитие системного научного мышления;
» приобретение навыков работы с информационными технологиями по моделированию электрических, магнитных цепей и переходных процессов
Дидактические средства информационных технологий:
• автоматизация технических расчетов в программе MATHCAD;
• использование EXCEL для расчетов нелинейных цепей;
• использование MATLAB для исследования переходных процессов в электрических и магнитных цепях
Рис. 2. Второй этап проектировочной деятельности
Разработка интегративного курса "Теоретические основы электротехники"
Интеграция содержания общепрофессиональных дисциплин (третий курс)
Творческий этап (заключительный)
Формирование человека как личности и профессионала
Дидактические функции
(оценочно-рефлексив-
ные):
• формирование коммуникативной компетенции:
• формирование когнитивной компетенции;
• формирование социальной компетенции;
• формирование информационной компетенции;
• формирование конструктивно-креативного уровня мышления;
• формирование творческого мышления;
• формирование инте-гративности знаний:
• формирование инте-гративности мышления;
• Формирование высокой нравственности;
• формирование навыков программирования на объектно-ориентированном языке ОЕЬРН!
Педагогическая цель -
формирование профессионализма:
• развитие коммуникативной компетенции;
• развитие когнитивной компетенции;
• развитие социальной компетенции;
• развитие информационной компетенции;
• формирование конструктивно-креативного уровня мышления;
• развитие творческого мышления;
• формирование высокой нравственности
'Дидактические средства информационных технологий:
• использование объектно-ориентированного языка программирования ЬЕ1_РН1 для создания электронных учебников по общепрофессиональным предметам;
^•использование языка НТМ1________________у
Рис. 3. Третий этап проектировочной деятельности
• информационная технология, которая помогает сформировать навыки программирования баз данных с возможностями поиска, хранения, редактирования, защиты информации от несанкционированного доступа;
• проектная технология, которая способствует развитию личностных персональных компетенций за счет самостоятельной деятельности на всех этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии. В процессе работы над проектом у студентов развивается умение самостоятельно планировать деятельность, время, ресурсы, индивидуально принимать решения, самостоятельно делать выбор.
Целью групповых (коллективных) проектов является развитие социальных компетенций - навыков сотрудничества, умения разрешать проблемные ситуации, регулировать уровень активности и степень включенности на определенном этапе групповой работы в зависимости от своих личных возможностей. Все проекты имеют профессиональную направленность, что способствует развитию профессиональных компетенций, а также приобретению умений взаимодействовать с разными партнерами, вести диалог, находить компромисс.
При разработке технологии формирования профессиональных компетенций на основе интеграции электротехнических дисциплин мы исходили из того, что это не только знания, умения и навыки, но и их психологический эквивалент - мыслительные (познавательные) структуры, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его, а результаты этого выражаются в его жизнедеятельности: мышлении, речи, памяти, поведении, профессиональной деятельности.
Очевидно, что профессиональные компетенции являются необходимыми элементами, которые могут быть использованы в различных видах деятельности для решения множества профессиональных задач. Профессиональные компетенции определяют общую и специализированную подготовку будущего специалиста, способствуют освоению и приобретению новых знаний и умений, возможности совершенствования его профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев В. Проектирование педагогических технологий // Высшее образование в России. - 2010. - № 4. - С. 147-150.
2. Козырева О.А. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. пособие. - М., 2009. - С. 21.
Поступила в редакцию 25.10.2012.
В окончательном варианте 25.10.2012.
UDC 331(2)
STUDENTS PROFESSIONAL COMPETENCES FORMING ON THE BASES OF ELECTROTECHNICAL DISCIPLINE INTEGRATION
О. V Filimonova
Samara State Technical University
244 Molodogvardeyskaya str., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
Questions offormation ofprofessional competence of students in a direction «Electrical engineering education» during performance by students of independent study connected with development of electronic methodical complexes are considered.
Key words: innovative technologies, professional competence, independent job of students, methodical complex
Original article submitted 25.10.2012.
Revision submitted 25.10.2012.
Oksana V Filimonova, Assistant lecturer, Dept. Theoretical and the General Electrical Engineering.