Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций специалистов туриндустрии в условиях особо охраняемых природных территорий'

Формирование профессиональных компетенций специалистов туриндустрии в условиях особо охраняемых природных территорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ТУРИЗМА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE BASED APPROACH / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / TOURISTIC RESOURCES / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / RECREATIONAL RESOURCES / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / PEDAGOGICS OF TOURISM / SPORTS-HEALTH-IMPROVING TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Т. Н., Малыженко М. Н.

Сложившаяся система профессиональной подготовки специалистов туриндустрии одним из главных требований к результатам профессиональной подготовки специалистов туриндустрии выдвигает готовность к осуществлению профессиональной туристской деятельности в иноязычной среде, в международном туристском сообществе. Знание иностранного языка, позволяющего вести профессиональные межкультурные коммуникации, знание различных аспектов страноведения и географии позволяет эффективно ориентироваться в любом туристском регионе. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Материалы. В данной статье рассматриваются основные подходы к формированию профессиональных компетенций специалистов туриндустрии в условиях особо охраняемых природных территорий. Результаты. Анализ научной и научно-методической литературы, изучение основных подходов в формировании профессиональных компетенций специалистов туриндустрии позволили сформулировать понятие особо охраняемых природных территорий, разработать классификацию и дать характеристику особо охраняемых природных территорий региона (Челябинской области). Разработана и обоснована модель формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии в условиях особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Охарактеризованы особо охраняемые природные территории федерального значения, расположенные на территории Челябинской области как условие реализации концепции квазипрофессионального подхода к профессиональной подготовке специалистов туриндустрии в условиях ООПТ региона. Результаты педагогического эксперимента позволяют утверждать, что создание научно-методического обеспечения, организация системы выездных интерактивных занятий, организация всех видов практики на территории ООПТ будут способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки специалистов туриндустрии и повышению качества оказания туристских услуг работниками ООПТ, развитию инфраструктуры и совершенствованию программ туристского обслуживания, направленных на формирование положительного туристского имиджа ООПТ. Заключение. Полученные выводы дают основание для проведения экспериментального исследования по определению влияния методики организации многоуровневой профессиональной подготовки специалистов туриндустрии в вузе в рамках предложенной модели в ходе профессиональной подготовки к туристской деятельности будущих специалистов туриндустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Т. Н., Малыженко М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISTIC INDUSTRY SPECIALISTS PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION IN TERMS OF SPECIALLY SECURED NATURAL TERRITORIES

The present system of specialists’ professional training in touristic industry one of the main demands to professional training results considers readiness to professional touristic activity realization in foreign environment, in international touristic society. Mastering foreign language, which helps to realize intercultural professional communications, the knowledge of different aspects of regional geography and geography helps to orient oneself effectively in any touristic region. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, statistical data manipulation Materials. The article is about the main approaches to professional competencies formation among the specialists of touristic industry in terms of specially secured natural territories. Results. Scientific and scientific-methodical literature analysis, the main approaches study in professional competencies formation among the specialists of touristic industry allows to formulate the notion of specially secured natural territories, to create the classification and to give the characteristics of specially secured natural territories (in Chelyabinsk region). The model of professional competencies formation among the future specialists of touristic industry in terms of specially secured natural territories (SSNT) is created and substantiated. The characteristic is given to federal specially secured natural territories, situated in Chelyabinsk region as the condition for realization of the conception of quasiprofessional approach to professional training of touristic industry specialists in terms of SSNT of the region. The results of the pedagogical experiment prove, that a scientific-methodical support creation, the system of outdoor interactive lessons organization, all kinds of practice organization on the territory of SSNT will provide effectiveness increase of touristic industry specialists professional training and the quality improvement of touristic services by the workers of SSNT, infrastructure development and the programs of touristic service improvement, directed at positive touristic image of SSNT formation. Conclusion. The results give grounds for the experimental research organization on the influence determination of the specialists multilevel professional training organization methodology in touristic industry at a higher educational establishment in terms of the offered model during professional training to touristic activity of the future specialists in touristic industry.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций специалистов туриндустрии в условиях особо охраняемых природных территорий»

УДК 502.33+796.5 DOI 10.14526/01_1111_43

ББК Ч518.14

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Третьякова Т.Н. - доктор педагогических наук ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ),

г. Челябинск Малыженко М.Н. - ассистент ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ),

г. Челябинск

TOURISTIC INDUSTRY SPECIALISTS PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION IN TERMS OF SPECIALLY SECURED NATURAL TERRITORIES

Tretyakova T.N. - doctor of pedagogics Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "South-Ural State University " (Scientific Research University)

Chelyabinsk Malyzhenko M.N. - assistant lecturer Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "South-Ural State University" (Scientific Research University)

Chelyabinsk

e-mail: ttn1@mail.ru

Ключевые слова: педагогика туризма, компетентностный подход, туристские ресурсы, рекреационные ресурсы, спортивно-оздоровительный туризм.

Аннотация: Сложившаяся система профессиональной подготовки специалистов туриндустрии одним из главных требований к результатам профессиональной подготовки специалистов туриндустрии выдвигает готовность к осуществлению профессиональной туристской деятельности в иноязычной среде, в международном туристском сообществе. Знание иностранного языка, позволяющего вести профессиональные межкультурные коммуникации, знание различных аспектов страноведения и географии позволяет эффективно ориентироваться в любом туристском регионе.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.

Материалы. В данной статье рассматриваются основные подходы к формированию профессиональных компетенций специалистов туриндустрии в условиях особо охраняемых природных территорий.

Результаты. Анализ научной и научно-методической литературы, изучение основных подходов в формировании профессиональных компетенций специалистов

168

туриндустрии позволили сформулировать понятие особо охраняемых природных территорий, разработать классификацию и дать характеристику особо охраняемых природных территорий региона (Челябинской области). Разработана и обоснована модель формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии в условиях особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Охарактеризованы особо охраняемые природные территории федерального значения, расположенные на территории Челябинской области как условие реализации концепции квазипрофессионального подхода к профессиональной подготовке специалистов туриндустрии в условиях ООПТ региона. Результаты педагогического эксперимента позволяют утверждать, чтосоздание научно-методического обеспечения, организация системы выездных интерактивных занятий, организация всех видов практики на территории ООПТ будут способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки специалистов туриндустрии и повышению качества оказания туристских услуг работниками ООПТ, развитию инфраструктуры и совершенствованию программ туристского обслуживания, направленных на формирование положительного туристского имиджа ООПТ.

Заключение. Полученные выводы дают основание для проведения экспериментального исследования по определению влияния методики организации многоуровневой профессиональной подготовки специалистов туриндустрии в вузе в рамках предложенной модели в ходе профессиональной подготовки к туристской деятельности будущих специалистов туриндустрии.

Keywords: pedagogics of tourism, competence based approach, touristic resources, recreational resources, sports-health-improving tourism.

Annotation: The present system of specialists' professional training in touristic industry one of the main demands to professional training results considers readiness to professional touristic activity realization in foreign environment, in international touristic society. Mastering foreign language, which helps to realize intercultural professional communications, the knowledge of different aspects of regional geography and geography helps to orient oneself effectively in any touristic region.

Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical ex periment, statistical data manipulation

Materials. The article is about the main approaches to professional competencies formation among the specialists of touristic industry in terms of specially secured natural territories.

Results. Scientific and scientific-methodical literature analysis, the main approaches study in professional competencies formation among the specialists of touristic industry allows to formulate the notion of specially secured natural territories, to create the classification and to give the characteristics of specially secured natural territories (in Chelyabinsk region). The model of professional competencies formation among the future specialists of touristic industry in terms of specially secured natural territories (SSNT) is created and substantiated. The characteristic is given to federal specially secured natural territories, situated in Chelyabinsk region as the condition for realization of the conception of quasiprofessional approach to professional training of touristic industry specialists in terms of SSNT of the region. The results of the pedagogical experiment prove, that a scientific-methodical support creation, the system of outdoor interactive lessons organization, all kinds of practice organization on the territory of SSNT will provide effectiveness increase of touristic industry specialists professional training and the quality improvement of touristic services by the workers of SSNT, infrastructure development and the programs of touristic service improvement, directed at positive touristic image of SSNTformation.

Conclusion. The results give grounds for the experimental research organization on the influence determination of the specialists multilevel professional training organization methodology in touristic industry at a higher educational establishment in terms of the offered model during professional training to touristic activity of the future specialists in touristic industry.

Актуальность.

Сложившаяся система

профессиональной подготовки

специалистов туриндустрии одним из главных требований к результатам профессиональной подготовки

специалистов туриндустрии выдвигает готовность к осуществлению профессиональной туристской

деятельности в иноязычной среде, в международном туристском

сообществе. И это действительно так. Знание иностранного языка, позволяющего осуществлять

профессиональные межкультурные коммуникации, знание различных аспектов страноведения и географии позволяют эффективно ориентироваться в любом туристском регионе.

Положительным и весьма эффективным является опыт

стажерской деятельности в престижных зарубежных отелях, на базе таких крупных туроператоров, как «Tez Tour», «Mouzenidis Travel»». Организация практики через таких туроператоров позволяет сформировать навыки международной профессиональной туристской деятельности и повысить impact-профиль выпускника

туристского профиля как специалиста туриндустрии, имеющего опыт работы за рубежом.

Сложившаяся геополитическая ситуация способствует переориентации российского туризма на внутренний, региональный.

Сейчас в России

функционирует 103 заповедника, 47 национальных парков и 68 федеральных заказников площадью 596 тыс. кв. км. Система федеральных ООПТ занимает почти 3% территории России, а ООПТ всех категорий - 11% территории. [6]

Учитывая тот фактор, что по сравнению с общей территорией Российской Федерации «зеленые» площади составляют ее

незначительную часть, то актуальным становится проблема их использования и сохранения для человечества, в том числе и в целях туризма.

Все большую популярность на внутреннем и региональном туристском рынке приобретают маршруты выходного дня и туры, связанные с путешествием в «зеленых» зонах -сплавы по рекам, отдых на озерах, некатегорийные походы и отдых в природной среде.

Такие виды туризма тесно связаны с использованием природных ресурсов, в том числе - особо охраняемых природных территорий.

Согласно государственной стратегии устойчивого развития России, национальное использование

природных ресурсов (в том числе и рекреационных) представляет собой важнейшую социальную,

экономическую и экологическую задачу, решение которой направлено на сохранение биосферы в необходимых параметрах как основы жизни на Земле.

В Российской Федерации традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности является создание особо охраняемых природных территорий. Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного

использования, имеют исключительное значение для сохранения

биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах

федеральной системы особо

охраняемых природных территорий, основу которой составляют

государственные природные

заповедники и национальные парки.

Основной особенностью

настоящего времени является переход от локального характера воздействия на природу к глобальному. Поэтому в условиях нарастания экологических кризисных процессов повышается роль международных и национальных действий в природоохранном деле, что подтверждает актуальность изучения данной темы.

Цель исследования -разработать и обосновать модель формирования профессиональных

компетенций у будущих специалистов туриндустрии в условиях особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Объект исследования -

туристские ресурсы ООПТ региона как среда реализации профессионально-практической подготовки специалистов туриндустрии.

Предмет исследования -интеграция процесса

профессионального образования и деятельности ООПТ региона.

Задачи:

1. Изучить структуру и особенности деятельности ООПТ региона.

2. Определить условия и взаимосвязи учебного процесса и включение ресурсной базы ООПТ в условия реализации основной образовательной программы подготовки бакалавров туризма.

3. Подготовить научно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональных компетенций специалистов туриндустрии в условиях ООПТ.

Материалы. Согласно

Федеральному Закону от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной

поверхности и воздушного

пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов

государственной власти полностью или частично из хозяйственного

использования и для которых установлен режим специальной охраны».

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Законодательство Российской

Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [1].

Основными объектами эколого-познавательного туризма являются уникальные природные комплексы, в том числе ООПТ, а именно:

- национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы;

- дендрологические парки и ботанические сады;

- лечебно-оздоровительные местности и курорты;

- заповедники (с определенными ограничениями).

Национальные парки

представляют собой природоохранные, эколого-просветительные и научно-исследовательские учреждения,

территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую

экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительных, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Природные парки - это природоохранные рекреационные

учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительных и рекреационных целях.

Государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания

экологического баланса.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: комплексными,

биологическими, палеонтологическими, гидрологическими, геологическими.

Памятники природы -уникальные, невосполнимые объекты естественного и искусственного происхождения и также природные комплексы, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях, что делает их одними из интереснейших объектов эколого-познавательного туризма. Памятники

природы могут быть федерального или регионального значения.

Государственные природные заповедники являются

природоохранными, научно-

исследовательскими и эколого-просветительными учреждениями. Их основная цель - сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Одной из задач заповедников является экологическое просвещение [2].

Челябинская область обладает значительным потенциалом для развития экологического туризма. Во-первых, это богатые рекреационные ресурсы региона (преимущественно на западе): большое количество озер, сапропелей, наличие национальных парков («Зюраткуль», «Таганай»), памятники природы - редкие и уникальные геологические,

гидрологические и ботанические объекты [3, с. 178].

В Челябинской области насчитывается 6 ООПТ федерального значения общей площадью 219,039 тыс. га, 3 природных заповедника, 2 национальных парка, 20 заказников и 167 памятников природы.

Природные заповедники и парки федерального значения, расположенные на территории Челябинской области, указаны в таблице 1 [4, с. 76].

Таблица 1

Природные заповедники и парки Челябинской области федерального значения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование, год создания Место расположения, площадь Характеристика

Ильменский государственный заповедник Тер. адм. подчинения г. Миасса, Организован как минералогический. С 1935 г. преобразован в комплексный для сохранения минеральных богатств, флоры и фауны.

14.05.1920 Чебаркульский и Аргаяшский р-ны, 30 300 га Обнаружено более 200 минералов, из них 18 открыты впервые в мире. Открыто около 50 стоянок древнего человека

Специализированн ый природно-ландшафтный и историко-археологический центр «Аркаим» 19.04.1991 Брединский и Кизильский р-ны, 3 760 га Заповедник «Аркаим» - один из районов «Страны городов», остатки одной из древнейших цивилизаций на планете (XVП-XVI вв. до н.э.), представляет огромную ценность для отечественной и мировой науки. В границах заповедника сохранились редкие виды растений и животных

Южно-Уральский государственный природный заповедник 19.06.1979 Катав-Ивановский район, 24 300 га -в пределах Челябинской области Южно-Уральский государственный природный заповедник образован с целью сохранения уникальных природных комплексов Южного Урала - горно-таежных елово-пихтовых лесов, высокогорных растительных сообществ и болот

Национальный природный парк «Таганай» 05.03.1991 Тер. адм. подчинения г. Златоуста, Кусинский р-н, 56 100 га Природные комплексы, имеющие особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность. На территории парка более 10 памятников природы, произрастает свыше 900 видов растений, обитает более 190 видов птиц и 40 видов млекопитающих

Национальный природный парк «Зюраткуль» 03.11.1993 Саткинский р-н. 88 300 га На территории парка 15 памятников природы. Произрастает до 650 видов растений, обитает более 150 видов птиц и 40 видов млекопитающих. На берегу высокогорного озера Зюраткуль открыто более 10 стоянок человека каменного века

Восточно-Уральский заповедник, 1966 Каслинский и Кунашакский р-ны, 16 616 га Предварительный список флоры заповедника включает 455 видов сосудистых растений. Фауна заповедника включает 47 видов млекопитающих, 214 видов птиц, 5 видов амфибий и 4 вида рептилий

Введение государственных

образовательных стандартов высшего профессионального образования и развитие национальной системы качества образования вносят определенные коррективы в содержание профессиональной подготовки в сфере туризма. Данные коррективы предполагают пересмотр компонентов вузовской системы профессиональной подготовки, определяемых целями образования, ее ориентацию на личность будущего специалиста туриндустрии, на создание условий для успешного овладения им

профессиональными знаниями и

умениями, диагностика которых осуществляется в результате внедрения современных методов и средств формирования профессиональных

компетенций у будущих специалистов туриндустрии в условиях ООПТ региона [5].

В современной научно-педагогической литературе любые образовательные процессы рассматриваются как системы, следовательно, и процесс формирования профессиональных

компетенций в условиях ООПТ у студентов туристских специальностей есть система.

Спроектированная нами модель формирования профессиональных

компетенций специалистов

туриндустрии в условиях ООПТ характеризуется: целостностью, так как все указанные блоки взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат; открытостью, так как модель встроена в контекст системы профессиональной подготовки

будущего специалиста туриндустрии как дополнительное, но

самостоятельное звено;

прагматичностью, так как модель выступает средством организации практических действий преподавателя, направленных на формирование профессиональных компетенций в условиях ООПТ у будущих специалистов туриндустрии. В наглядном виде схема модели формирования профессиональных

компетенций специалистов

туриндустрии в условиях ООПТ представлена на рисунке 1. Согласно матрице компетенций основной образовательной программы подготовки бакалавров туризма в третьем семестре в рамках учебной дисциплины «Особо охраняемые природные территории» формируются следующие компетенции: ОК-5 - готов соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности;

ОК-13 - владеет основными методами организации безопасности

жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий,

катастроф, стихийных бедствий, иных ситуаций в туристской деятельности; ПК-3 - способен самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта; ПК-13 - способен находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности с

использованием информационно-

коммуникационных технологий. показало, что компетентность сопряженно или косвенно формируется

и в ряде других дисциплин основной образовательной программы.

Рассмотрим эти взаимосвязи в таблице

исследования были охарактеризованы особо охраняемые природные территории федерального значения, расположенные на территории Челябинской области, как условия реализации концепции

квазипрофессионального подхода к профессиональной подготовке

специалистов туриндустрии в условиях ООПТ региона.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1) в педагогической теории проблема

формирования профессиональных компетенций специалистов туриндустрии еще

недостаточно разработана, т.к. в сложившейся системе профессионального образования отсутствуют адаптированные программы взаимодействия учебных заведений и субъектов регионального туризма;

к

s

s

о

ч

а

CS

а

в

а

О

ч

Ю

Нормативный компонент: закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях», Программа развития внутреннего туризма, ФГОС ВПО по направлениям профессиональной

подготовки «Туризм»

Целевой компонент: Конкретная цель: формирование профессиональных компетенции специалистов туриндустрии в условиях ООПТ. Перспективная цель: формирование установки на саморазвитие профессиональной компетентности. Оперативные цели: декомпозиция первых на основные и промежуточные задачи

Методологический блок (компонент научного обеспечения): подходы: системный, компетентностный, деятельностный, квазипрофессиональный

принципы: контекстности, междисциплинарной интеграции, проблемности, сотворчества, центрации на личность, конструктивного взаимодействия, обратной связи, рефлексивной активности

»

о

ч

и

^

а о

ч ю

а §

ю

s

с« ^

и и о

я

о &

Педагогические условия:

- контекстно-интегративная направленность содержания профессиональной подготовки специалисте в туриндустрии;

- целостное погружение будущего специалиста туриндустрии в профессиональную деятельность в условиях ООПТ, предоставление ему свободы выбора идей, методов и средств создания, коррекции и презентации различных видов деятельности ООПТ, обусловливающих развитие «зеленого» (экологического) туризма;

- включение будущего специалиста туриндустрии в мониторинг, предметом которого выступает его профессиональная компетентность в условиях ООПТ

Т.

Организационный компонент:

мотивационный, активно-действенный и рефлексивный этапы процесса

Содержательный компонент:

специальные знания, формируемые в рамках спецкурса «Особо охраняемые природные территории», пособия, дидактические материалы

т

Технологический компонент: технологии: проектная, тренинговая методы: проблемные, коммуникативные, рефлексивные, диагностические

средства: информационные, обучающие,

праксеологические

J

а о

ч ю

■а s а S н с« H

■а

ч ^

о

а

Критерии (знания, умения, мотивационно-ценностное отношение к туристской деятельности в условиях ООПТ региона), показатели, диагностические методики, методы математической статистики

Уровни: высокий, средний, низкий

Результат: сформированность

профессиональных компетенций деятельности в условиях ООПТ

Рисунок 1. Модель формирования профессиональных компетенций специалистов туриндустрии в условиях ООПТ

Таблица 2

Траектория формирования профессиональных компетенций в условиях ООПТ по направлению профессиональной подготовки 100400.62 «Туризм» (бакалавр)_

Дисциплины ОК- 5 ОК -13 ПК-5 ПК-7 Результат формирования компетенции

Основы социального Основные нормативно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государства правовые документы,

Психология регламентирующие

Правоведение деятельность ООПТ

Социология

Политология

Социально- Понятие ООПТ,

экономическая классификация,

география характеристика

современного мира деятельности ООПТ мира,

Страноведение России, региона

Туристское Оценка туристского

ресурсоведение потенциала ООПТ

География туризма Участие в выставках по

Экология продвижению туристских

Основы ресурсов региональных

природопользования ООПТ

Прикладная экология Мониторинг туристских потоков и антропогенной нагрузки

Обеспечение

безопасности в

туризме

Концепции

современного

естествознания

Основы туризма Маркетинговые

Краеведение исследования, рейтинг

Реклама в социально- ООПТ

культурном сервисе Проектирование и

и туризме реализация туристских

Маркетинг в продуктов и

туристской анимационных программ,

индустрии направленных на

Туристские ресурсы формирование

региона положительного имиджа

Регионоведение ООПТ увеличения

Культурно-исторические центры туристских потоков Разработка рекламных

История туристской материалов

деятельности

История курортного

дела

Заключение. В ходе проведенного особо охраняемые природные территории как субъекты туризма недостаточно обеспечены кадрами туриндустрии, способными

разрабатывать новые и продвигать существующие туристские продукты;

2) для эффективного обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций специалистов туриндустрии необходимо разработать такую модель, которая бы учитывала специфику деятельности ООПТ региона, способствовала интеграции профессионального образования и туристской деятельности на территории ООПТ;

3) создание научно-методического обеспечения, организация системы выездных интерактивных занятий, организация всех видов практики на территории ООПТ будут способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки специалистов туриндустрии и повышению качества оказания туристских услуг работниками ООПТ, развитию инфраструктуры и совершенствованию программ туристского обслуживания, направленных на формирование положительного туристского имиджа ООПТ.

Полученные выводы дают основание для проведения экспериментального исследования по определению влияния методики организации многоуровневой профессиональной подготовки

специалистов туриндустрии в вузе в рамках предложенной модели в ходе профессиональной подготовки к

туристской деятельности будущих специалистов туриндустрии.

Литература

1. 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995 // http://www.consultant.ru.

2. Косолапов, А. Б. Теория и практика экологического туризма : учебное пособие / А. Б. Косолапов. - М. : Кнорус, 2005. - 240 с.

3. Кузнецов, С.А. Социальный туризм как феномен социального государства / С.А. Кузнецов // Психолого -педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 1(26). - Режим доступа: http: // www.kamgifk.ru/magazin/n 15.htm

4. Левит, В. И. Южный Урал: География, экология, природопользование / В. И. Левит. - Челябинск : Южно -Уральское книжное издательство, 2001. - 246 с.

5. Лагунов, А. В. Государственные природные заказники Челябинской области. Часть 1 / А. В. Лагунов, А. И. Белковский, Е. И. Вейсберг. - Екатеринбург : Уральский рабочий, 2008. - 104 с.

6. Третьякова, О. С. Формирование компетенций у будущих специалистов туриндустрии на основе компьютерного тестирования : автореф. дис. ... канд пед. наук / О. С. Третьякова. - Челябинск, 2009.

7. http://politikus.ru/v-rossii/36046-ploschad-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territoriy-rossii-vyrastet-pochti-na-chetvert-za-10-let.html

References

1. SZ RF (Code of laws of the Russian Federation),1995, // http://www.consultant.ru.

2. Kosolapov A. B. Teoriya i praktika ekologicheskogo turizma [Theory and practice of ecological tourism], Moscow : Knorus, 2005, 240 p.

3. Kuznetsov S. A., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 1(26), pp. 101-107, available at: http ://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=70518 0.

4. Levit V. I. Yuzhnyi Ural: Geografiya, ekologiya, prirodopol'zovanie [South Ural: Geography, ecology, natural recourses use], Chelyabinsk : South-Ural publishing house, 2001, 246 p.

5. Lagunov A. V. Gosudarstvennye prirodnye zakazniki Chelyabinskoi oblasti. Part 1 [State natural wildlife area of Chelyabinsk region. Part 1], Ekaterinburg: The Ural worker, 2008, 104 p.

6. Tretyakova O. S. Formirovanie kompetentsii u budushchikh spetsialistov turindustrii na osnove komp'yuternogo

testirovaniya [Competencies formation among the future specialists of touristic industry on the basis computer testing], Extended abstract of candidate's thesis, Chelyabinsk, 2009.

7. http://politikus.ru/v-rossii/36046-ploschad-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territoriy-rossii-vyrastet-pochti-na-chetvert-za-10-let.html

Статья поступила в редакцию: 24.08.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.