Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций на интегрированных уроках'

Формирование профессиональных компетенций на интегрированных уроках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / FORMATION / PROFESSIONAL COMPETENCES / INTEGRATED LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салмина Анастасия Павловна

Рассматриваются вопросы формирования у студентов профессиональных компетенций на интегрированных уроках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES DURING INTEGRATED LESSONS

This article focuses on the formation of students’ professional competencies during integrated lessons. Integrated lessons promote an integral view of professions students have chosen and their understanding of relations between phenomena in the society and the world. They form skills of applying knowledge acquired in a certain discipline to other disciplines. Besides, integration of general subjects with general professional subjects and interdisciplinary courses enables shaping both universal and certain professional competencies.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций на интегрированных уроках»

УДК 373.51

Салмина Анастасия Павловна

преподаватель

Чайковский техникум промышленных технологий и управления, Чайковский, Россия, e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ

Anastasiya P. Salmina

Teacher

Chaikovsky College of Industrial Technologies and Management, Chaikovsky, Russia, e-mail: [email protected]

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES DURING INTEGRATED LESSONS

Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования у студентов профессиональных компетенций на интегрированных уроках.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; интегрированный

урок.

Abstract. This article focuses on the formation of students' professional competencies during integrated lessons. Integrated lessons promote an integral view of professions students have chosen and their understanding of relations between phenomena in the society and the world. They form skills of applying knowledge acquired in a certain discipline to other disciplines. Besides, integration of general subjects with general professional subjects and interdisciplinary courses enables shaping both universal and certain professional competencies.

Key words: formation; professional competences; integrated lesson.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры.

Отсюда цель современного образовательного процесса заключается в создании условий для развития личности обучающегося, формирования у него определённых общих и профессиональных компетенций для вступления в профессиональные коммуникации; выбора действий в социуме с учётом

© Салмина А.П., 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

позиции других людей; компетентности в своей профессиональной области, т.е. умении анализировать и действовать с позиции эффективности отрасли.

В формировании компетенций принимают участие педагоги общеобразовательных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин профессионального цикла. И если формирование общих компетенций происходит на всех дисциплинах и междисциплинарных курсах, то о формировании профессиональных компетенций на общеобразовательных дисциплинах говорить сложно. В рамках отдельных учебных общеобразовательных дисциплин регламентированы определённые умения и знания, далёкие от профессий.

Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения обучающегося, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, «самостоятельность» учебных дисциплин, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира.

Рассматривая эти проблемы и анализируя пути выхода из ситуации, мы обратили внимание на такой вид учебной деятельности, как интегрированные уроки.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины по выбранной профессии у обучающихся, пониманию связей между явлениями в обществе и мире в целом, помогают получить умения применять знания одной из дисциплин к знаниям другой. Кроме того, интеграция с общепрофессиональными дисциплинами и междисциплинарными курсами позволяет нам обеспечить формирование не только общих, но и некоторых профессиональных компетенций.

В течение трёх лет преподавателем информатики и ИКТ и преподавателями профессиональных циклов накоплен опыт проведения интегрированных уроков, способствующих формированию профессиональных компетенций по разным профессиям. Например, интегрированный урок Информатика и ИКТ и МДК 03.01 «Эксплуатация контрольно-кассовой техники». Тема «Основные и дополнительные реквизиты кассового чека». Группа 3-1007 профессия - продавец, контролёр кассир, преподаватель В.А. Сахарова.

П.К. 3.4 Оформлять документы по кассовым операциям. При дескрипторном анализе выделили, что в состав компетенции входит умение оформлять документы по кассовым операциям. На уроке обучающимся было предложено сконструировать на интерактивной доске кассовый чек, указав обязательные и дополнительные его атрибуты.

Интегрированный урок Информатика и ИКТ и МДК 02.01 «Розничная торговля продовольственными товарами». Тема «Информация и товар» группа 2-1007 профессия - продавец, контролёр кассир, преподаватель Г.И. Швалёва.

П.К. 2.3 Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров. При дескрипторном анализе выделили, что в состав компетенции входит умение идентифицировать различные группы товаров, устанавливать градации качества продуктов. На уроке обучающиеся представили результаты проведённых исследований докторской колбасы разных мясокомбинатов. Результаты были представлены в виде электронных презентаций.

Интегрированный урок Информатика и ИКТ и МДК 03.01 «Окрашивание волос». Тема «Виртуальный подбор цветового образа клиента». Группа 2-1001 профессия - парикмахер, преподаватель А.А. Филимонцева.

П.К. 3.1 Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов. При дескрипторном анализе выделили, что в состав компетенции входит умение организовывать рабочее место. На уроке обучающиеся представили мини-проекты «Автоматизированное рабочее место парикмахера» с указанием программного и аппаратного обеспечения ПК, правил расположения ПК и эскизом автоматизированного рабочего места парикмахера.

Интегрированные уроки эффективны независимо от того, изучают ли обучающиеся новый или обобщают уже пройденный материал. На этих уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин. Кроме того, интегрированные уроки являются для обучающихся личностно значимыми, так как дают знания, необходимые в профессии, а преподавателям общеобразовательных дисциплин способствуют формированию ПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.