Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций менеджера'

Формирование профессиональных компетенций менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4367
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИДЕРСТВО / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигарь Оксана Владимировна

статья посвящена рассмотрению вопросов формирования управленческих компетенций у менеджеров. Рассматриваются понятие компетенции, менеджерские компетенции, подходы к их формированию, базовые компетенции современного топ-менеджера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций менеджера»

О. В. Жигарь

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF THE MANAGER

Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопросов формирования управленческих компетенций у менеджеров. Рассматриваются понятие компетенции, менеджерские компетенции, подходы к их формированию, базовые компетенции современного топ-менеджера.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, лидерство, управленческий

труд.

Аbstract: article is devoted to consideration of questions of formation of administrative competences at managers. The concept of competence, management competences, approaches to their formation, basic competences of the modern top manager are considered.

Keywords: competence, competence, leadership, administrative work.

Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований в образовательной сфере. Рынок труда в наше время предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества. Присоединение России к Болонскому процессу также определяет необходимость перехода на общий язык, терминологию, с помощью которой можно было бы описать образовательный процесс, в частности, его цели и результаты. Стандарты профессионального образования нового поколения уже формулируются на языке компетенций, однако внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих исследовательских задач.

Для эффективного роста и реализации новой стратегии любой организации необходимо развитие компетенций сотрудников. Это особенно важно по отношению к сотрудникам высшего звена, так как найти специалиста необходимого уровня со стороны на рынке труда зачастую невозможно.

Последние исследования в области менеджмента, а также многолетний опыт крупных компаний показывают, что эффективность или успешность руководителя определяются уровнем развития управленческих компетенций. Лучшие менеджеры обладают схожими компетенциями, именно они и составляют основу их успешности. Ключевыми компетенциями для менеджеров являются не столько наличие профессиональных (технических, специальных) знаний и умений, сколько характеристик, связанных с их мотивацией, убеждениями и личностными особенностями.

Современный руководитель должен одновременно обладать как компетенциями менеджера, так и развитым лидерским потенциалом. Если регулярный менеджмент позволяет организации добиться эффективности в краткосрочной перспективе, то лидерство обеспечивает доминирование компании на рынке в долгосрочной перспективе, выживание в кризисных ситуациях.

Технологию подготовки руководителей можно сравнивать с производством. У «производства» менеджеров похожие на любое другое производство задачи: выпустить качественный продукт (руководителей с нужными компетенциями), в нужном объеме (столько, сколько нужно компании) и с оптимальными затратами.

В современной практике управления персоналом связующим звеном всех перечисленных систем является, как правило, модель компетенций руководителей или модель лидерских компетенций. Она логичным образом вытекает из стратегических

© О.В. Жигарь, 2013

целей компании, является основой для найма, подготовки и внутреннего продвижения руководителей, а также регулярной обратной связи по их результативности.

Компетенция в широком смысле слова означает осведомленность в чем-либо, знания, опыт в той или иной области. В более узком смысле она представляет собой способность специалиста решать профессиональные задачи. Также под компетенцией понимают требования к личностным, профессиональным и другим качествам сотрудников. В данном понимании компетенции используются при оценке персонала.

На рынке труда наиболее распространенными являются 2 подхода к компетенциям руководителей:

1) постепенное добавление новых компетенций при продвижении вверх по карьерной лестнице, в этом случае набор компетенций расширяется при карьерном росте.

Чем выше позиция сотрудника, тем больший упор делается в обучении на развитие лидерских компетенций, а доля функциональных навыков падает. К основным лидерским компетенциям можно отнести этику и честность, интеллектуальные способности, зрелость и рассудительность и др. На более высоком уровне управления нужны необходимые лидерские компетенции, при дальнейшем продвижении по карьерной лестнице - компетенции «мудрого» руководителя, в том числе предвидение глобальных перспектив, «выращивание» инноваций;

2) постепенное развитие единого набора компетенций. В этом случае в организации формируется единый состав компетенций для всех уровней персонала, но на разных ступенях карьеры они по-разному проявляются.

Первый способ дает возможность сотруднику сконцентрироваться на каждом уровне карьерной лестницы на определенных компетенциях, а отделу обучения сфокусироваться на них и выстроить комплексные программы обучения. При принятии решения о продвижении каждый сотрудник понимает, какие компетенции он должен демонстрировать уверенно, а на какие иметь потенциал.

Второй способ обеспечивает при обучении руководителей преемственность программ обучения - они проходят все те же тренинги (например, коммуникации или обратная связь), но на более продвинутом уровне (коммуникации не персональные, а с целой командой, обратная связь с элементами коучинга и пр.).

Обучение руководителей организаций должно сочетать в себе постоянное повышение уровня их знаний в профессии и развитие управленческих навыков. Чем выше по карьерной лестнице, тем большее внимание должно уделяться именно управленческим компетенциям.

К ключевым компетенциям современного топ-менеджера относятся эффективное целеполагание, коммуникативная компетентность и работа с ключевыми сотрудниками, персональный и корпоративный тайм-менеджмент, умение отдыхать и способность творить. Одним из наиболее ценных качеств лидера является наличие стратегического мышления. Развитие стратегического мышления должно присутствовать абсолютно во всех программах развития руководителей организаций. Опыт обучения руководителей говорит о том, что лучший способ развить эту компетенцию - это создание возможности руководителям участвовать в стратегических проектах компании и приглашать профессоров ведущих бизнес-школ и университетов.

При определении базовых компетенций необходимо учитывать общую специфику управленческого труда, которая состоит в том, что:

• работа руководителя не имеет четкого завершения по времени. Он всегда занят, поскольку организация ежедневно действует на рынке и постоянно находится под влиянием изменений внешней среды, где существуют риски и возможности, которые необходимо предвидеть, чтобы принять правильные и своевременные управленческие решения;

• работа руководителя составляет основу процесса управления в любой организации и базируется на его знаниях, опыте и восприятии нового (применение передового опыта, новых приемов и методов в работе);

• стиль управления руководителя формирует корпоративную культуру организации, кардинально влияет на ее имидж и деловую репутацию;

• важной частью управленческого труда является соотношение затрат времени руководителей в соответствии с уровнями и функциями управления. Чем выше уровень, тем больше времени распределяется в пользу представительских коммуникаций: деловых встреч, переговоров и заседаний. Чем ниже уровень управления, тем больше времени руководитель проводит среди подчиненных в обстановке принятия оперативных решений в конкретном подразделении по конкретному вопросу.

Более высокий уровень управления требует владения более сложными качествами, навыками взаимодействия с людьми: умение общаться, выступать публично, убеждать в своей правоте, управлять своими эмоциями и эмоциями других, мотивировать. Все это в совокупности составляет soft skills, которые, в свою очередь, требуют от руководителя глубокой личностной перестройки.

Предполагаемая работа менеджера на уровне высшего звена управления требует, прежде всего, многообразных и многоуровневых коммуникаций, лидерских качеств, умения формировать и развивать управленческую команду, принимать решения в условиях неопределенности. Важность этих навыков связана с тем, что успешные управленцы до 80% своего времени общаются с другими людьми. Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем меньшее значение имеют технические навыки, и тем большее значение приобретают навыки межличностные.

Современный российский менеджер находится в условиях постоянных изменений и неопределенности. Какие-то задачи в его деятельности утрачивают свое значение и вообще исчезают, другие как-то трансформируются, в чем-то меняются. Одновременно появляются новые задачи, которые требуют еще большей перестройки профессиональной деятельности. Возникает потребность в новых компетенциях.

Проводя конкретный анализ новых задач, стоящих перед менеджером, можно смоделировать ту компетенцию, которой не хватает менеджеру, и предложить специальную программу обучения. То есть, для эффективного управления современной организацией нужны компетенции, но при этом их набор не является универсальным, а зависит от целей организации, стадии ее развития, отрасли, в которой она работает, и ряда других факторов.

Критически важными компетенциями для успеха руководителей в будущем можно назвать:

1) баланс работы с личной жизнью - умение балансировать приоритеты между работой и личной жизнью без ущерба для одной из сторон;

2) способность к быстрому обучению - умение быстро усваивать технические и деловые знания;

3) построение и улучшение взаимоотношений - способность налаживать и поддерживать эффективные межличностные отношения;

4) сочувствие и чуткость - демонстрация неподдельного интереса к другим людям и чуткое отношение к потребностям и проблемам других;

5) спокойствие и самообладание - умение сохранять спокойствие в трудные моменты;

6) противостояние проблемным сотрудникам - действует результативно при решении проблемных ситуаций;

7) гибкость к другим культурам - приспособляемость к региональным\этническим особенностям при руководстве командами и отдельными сотрудниками;

8) решительность - предпочитает решительно действовать, нежели долго обдумывать ситуацию;

9) осуществление всего, что необходимо - обладает настойчивостью и сосредоточенностью в достижении целей, несмотря на сложности и критику;

10) развитие сотрудников - способность развивать сотрудников через коучинг и поощрять развитие их профессиональной карьеры;

11) вдохновление и поощрение - способность замечать и поощрять достижения сотрудников;

12) руководство людьми - способность направлять и мотивировать движение сотрудников к целям;

13) управление изменениями - использование эффективных стратегий для инициации и продвижения изменений в компании;

14) управление собственной карьерой - использование профессиональных отношений для продвижения собственной карьеры;

15) управление, основанное на участии - способность вовлекать других в принятие решений по критически важным инициативам бизнеса;

16) обеспеченность ресурсами - умение находить требуемые ресурсы через эффективную работу с топ-менеджерами компании;

17) уважение к индивидуальным различиям;

18) самоосознание - видеть истинную картину своих сильных и слабых сторон и стремится к совершенствованию;

19) стратегическое планирование - долгосрочное видение [4].

Таким образом, компетенции формируются средой, в которой работает менеджер, а то, что в этой среде находится, зависит от задач бизнеса.

На разных этапах социально-экономического развития компетенции меняются. Тем не менее, современный российский менеджер должен управлять задачами, ресурсами, людьми, информацией, качеством, проектами и организационными изменениями.

Самое главное для топ-менеджера - это умение быть лидером. Лидер - это тот, кто быстро и четко определяет задачи, разрабатывает стратегию для их выполнения, делегирует полномочия, контролирует грамотное выполнение данных задач в срок, берет на себя полную ответственность за принятые решения.

Кроме того, менеджер должен быть стратегом, оценивать потенциальные возможности людей, управлять организационным знанием. Многогранность лидерства, как сути работы руководителя, побуждает компании создавать не отдельные тренинги по той или иной управленческой дисциплине, а реализовывать комплексные программы развития лидерства - серию увязанных между собой тем обучения и методов развития. Компании должны создать условия для развития лидерского потенциала на всех уровнях организации и всячески способствовать этому развитию через обучение. При этом необходимо:

• определить, какие компетенции и навыки будут критичными для успеха руководителей в будущем;

• понять, какие компетенции уже развиты у лидеров, а на какие стоит обратить внимание.

Таким образом, развитие профессиональной компетенции и компетентности современного российского менеджера предполагает освоение и реализацию комплекса современных профессиональных знаний и практических навыков, их применение, овладение эффективными навыками социального управления и человековедческими технологиями.

Для формирования высококвалифицированной команды управленцев с высоким уровнем развития лидерских компетенций необходимо:

• создать необходимые условия для развития культуры лидерства в компании;

• донести информацию о необходимости качественных перемен в руководящих кадрах;

• повысить мотивацию сотрудников профессионально развиваться, становиться лидерами;

• подготовить комплексную программу по развитию лидерских компетенций.

Для решения этих задач должен быть создан комплексный подход к развитию

лидерских компетенций управленческого персонала.

Для этого у сотрудников всех уровней требуется проведение HR-отделом следующие мероприятия:

• регулярная оценка деятельности сотрудников по лидерским компетенциям, составление рейтингов результативности, индивидуальных планов развития, контроль за их исполнением;

• поддержка руководителей в карьерном планировании и продвижении сотрудников, обладающих необходимым набором лидерских качеств.

Развитие лидерских качеств руководителей - это первостепенная задача бизнеса. И здесь, первый, и самый важный момент, который приходится учитывать при сопровождении проводимых в компании изменений - это определение понятия лидерства компанией и самим руководителем. Чаще всего бывает так, что они просто не совпадают.

Лидер сегодня - это тот, кто развивается вместе с организацией и готов принимать все те изменения, которые с этим связаны.

Закономерно, что компания, развивая лидерский потенциал своих руководителей, таким образом, делает инвестиции в свой персонал, ожидает от них результат, который поможет организации вырасти, занять новое положение на рынке, провести изменения, к которым она стремится. И здесь, важно понимать, что каждый лидер - это индивидуальность, и что единственно верного понимания лидерства просто не существует.

Развитие лидерских качеств у менеджеров позволит компании качественно изменить состав своих управленцев, достичь стратегических целей с максимальным эффектом и минимальными затратами, сплотить команду и сориентировать ее на будущее и на успех. Это сделает компанию конкурентоспособной на рынке труда, привлечет новые перспективные кадры, даст возможность развитию молодых специалистов, снизит текучесть кадров из-за причин невозможности карьерного роста и саморазвития.

Литература

1. Кувина Г.К. Управленческие компетенции руководителей высшего звена [Электр. ресурс]: http://www.sbsk.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=70 (дата обращения: 24.06.2013).

2. Лукашенко М.А. Профессиональные компетенции руководителя [Электр. ресурс]: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/ksao.shtml (дата обращения: 24.06.2013).

3. Tpaвин В.В. Памятка руководителю о стилях и методах руководства: навыки деятельности, самопродвижение, социальная психология [Электр. ресурс]: http://www.elitarium.ru/2006/08/16/pamjatka_rukovoditelju_o_stile_i_metodakh_rukovodstva. html (дата обращения: 30.06.2013).

4. Ужакина Ю. Современные подходы к обучению руководителей промышленных предприятий [Электр. ресурс]: http://www.trainings.ru/library/ articles/?id=13712 (дата обращения: 23.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.